Упразднитеся умом своим от всего суетного, и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:11 ). Аз есмь Господь, возвещаяй истину; не рекох: суетного взыщите, но – обратитеся ко Мне умом и сердцем, и спасетеся ( Ис.45:19, 22 ). Приидите ко Мне, и Аз упокою Вас; возьмите иго Мое на себя ( Мф.11:28 ), и ходите во всех путех Моих, в нихже повелех вам, да благо будет вам ( Иер.7:23 ). Избранные Мои не имут трудитися вотще; будут в покоищи вси, иже взыскаша Мене ( Ис.65:23, 10 ). Неправеднии же возволнуются и почити не возмогут ( Ис.57:20 ), – все, которые ходят в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божией ( Еф.4:18 ). Вы же спасайтеся от рода сего развращенного ( Деян.2:40 ); не сообразуйтеся веку сему, по преобразуйтеся обновлением ума вашего ( Рим.13:2 ), и ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет ( Ин.12:36 ). А то наступит область темная ( Лк.22:53 ), исполненная неверия слову истины, и тогда всем сердцем, умом и помышлением обратитесь к попечению века сего, поработаете не Богу, но во зле лежащему миру (см. 1Ин.5:19 ). Берегитесь же, ибо дни века сего лукавы суть ( Еф.5:16 ); идите путем Господних повелений, идите, дондеже свет имате. Пришедший призвать из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ) не напрасно говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ибо всех сих языцы ищут ( Мф.6:25, 32 ). Видите, – говорит пророк, – яко вси ослепоша, не разумеша смыслити; вси путемы своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство ( Ис.56:10, 11 ). Ибо возлюбиша человецы паче тьму, неже свет ( Ин.3:19 ); и за то им мрак темный во веки блюдется ( 2Пет.2:17 ). Не без причины же Давид умолял Господа: отврати очи мои, еже не видети суеты; преклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти ( Пс.118:37, 36 ). Ибо суета мира сего, подобно дыму, повреждает зрение душ наших. И блажен, кто может сказать, как Павел: все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и с Ним достигнуть воскресения из мертвых ( Фил.3:8, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Сближение Богоматери с морем, потопившим фараона (см. Исх.14:27–28 ), делается и в других церковных песнопениях: «В Чермнем мори Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей, разделитель воды; зде же Гавриил, служитель чудесе» и т. д. говорится в Богородичне 5-го гласа. Через Сына Своего Господа Пресвятая Дева для мысленного фараона – сатаны и всей его вражеской силы – делается морем погибели (см. Лк.8:30–33 ; Мф.25:41 ), а для спасаемых – морем милостей. Образ камня, напоившего жаждущих, взят из события, случившегося во время странствования евреев по безводной пустыне Рафидинской. Евреи страдали от недостатка воды; Моисей по воле Божией извел воду из камня (см. Исх.17:1–6 ). В этом камне, изведшем из себя воду и утолившем жажду евреев в пустыне, Священное Писание видит образ Иисуса Христа (см. 1Кор.10:4 ), утолившего духовную жажду людей (см. Ин.4:13–14 ; Ин.7:37–39 ). К Пресвятой Деве Марии это величание в акафисте прилагается как к Матери Иисуса Христа. Наименование «огненный Столп и Покров миру, ширший облака» заимствовано из книги Исход. Столп облачный днем и столп огненный ночью, показывавший путь странствовавшим евреям и осенявший их, – прообраз Пресвятой Девы как Покровительницы, Заступницы и Путеводительницы христиан в духовной жизни. Величание Богоматери «Радуйся, Пище, манны Преемнице» имеет прямое отношение к той манне, которой питались евреи во время их сорокалетнего странствования по пустыням на пути к земле обетования. Манна как небесный дар, согласно повелению Господа, ставилась в золотой стамне (сосуде) пред ковчегом [свидетельства] для хранения (см. Исх.16:31–35 ). Для христиан ветхозаветную манну сменил Хлеб жизни, Хлеб животный (см. Ин.6:35 , Ин.6:48–55 ). Обращение к Богоматери «Земле обетования, из неяже течет мед и млеко» заимствовано, с одной стороны, от плодоносной, или, по образному выражению, кипящей млеком и медом ( Исх.3:8 ) земли Ханаанской, предназначенной Богом в удел Аврааму (см. Быт.12:7 ; Быт.13:15 ; Быт.15:18 ), Исааку (см. Быт.26:1–4 ) и Иакову с потомством (см. Быт.28:13 ; Втор.5:4 ) и, с другой, – от образа таинственной невесты, изображенной в Песни Песней (см. Песн.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

е. для праздника Воздвижения Креста 14 сент. (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). На 3-й день Обновления, 15 сент., богослужение совершалось в базилике св. Сиона с чтениями на литургии: Пс 147. 1-2, Ис 33. 17-22, Евр 8. 7-9. 10, аллилуиарий с Пс 64. 2 и евангельское чтение - Мф 23. 1-22. На 4-й день Обновления, 16 сент., богослужение происходило в Новой церкви Пресв. Богородицы, освященной 20 нояб. 543 г. Чтения включали: Пс 146. 2, 1, Зах 8. 3-8, Рим 11. 25-27, аллилуиарий с Пс 83. 2 и евангельское чтение - Мк 11. 15-8. На 5-й день праздника, 17 сент., богослужение вновь совершалось в ц. св. Сиона (согласно Лекционарию, но Календарь Sinait. iber. 34 указывает на «место Вознесения») с чтениями: Пс 124. 1-2, Евр 12. 18-28, аллилуиарий с Пс 86. 1 и евангельское чтение из Мф «в 7-й четверг Пасхи», что не поддается точной интерпретации, поскольку евангельское чтение в 7-й четверг по Пасхе соответствует Ин 7. 37-42,- очевидно, речь идет о чтении, начинающемся с Мф 16. 13 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 39. N 1253; Ibid. P. 52. N 1375). В 6-й день Обновления Календарь Sinait. iber. О. 34 указывает на Вифлеем как на место совершения богослужения (груз. пер. Лекционария не уточняет, где оно находится); богослужебные чтения включают: Пс 131. 8, 1, Евр 9. 24-10. 7, аллилуиарий с Пс 44. 12 и евангельское чтение - Мк 12. 28-44. На 7-й день праздника особое место богослужения в Лекционарии не указано, в то время как Календарь называет Голгофу. Чтения в 7-й день состоят из Пс 86. 2, 7, Рим 9. 1-5, аллилуиария с Пс 95. 1 и евангельского чтения - Ин 2. 23-3. 6. В 8-й, последний день праздника Лекционарий назначает следующий набор чтений: Пс 64. 2-3, Гал 4. 18-26, аллилуиарий с Пс 147. 12 и евангельское чтение - Лк 20. 1-19. Календарь Sinait. Georg. 34 указывает в качестве места совершения богослужения св. Анастасис. Анализ подбора литургических чтений для 8-дневного праздничного цикла Обновления показывает, что, за исключением чтений на 2-й день праздника (Воздвижения Креста), большинство чтений в той или иной мере посвящено раскрытию через тексты ВЗ и НЗ учения о Церкви, чьим прообразом являлся ветхозаветный храм.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ см. также ЖИВАЯ ВОДА ; МАННА НЕБЕСНАЯ Говорится о тех, кто настойчиво устремляется к духовным ценностям в надежде обрести в них смысл существования, ищет нравственные ориентиры, истину; в шутливом контексте речь идет о людях, в прямом смысле проголодавшихся, испытывающих жажду. В «заповедях блаженства», которыми Христос начинает Нагорную Проповедь, сказано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:6 , ср. Лк.6:21 ). В тексте Б. материальные хлеб и вода, в силу своей первостепенной важности в жизни человека, изначально становятся знаками: образным воплощением благодати Божией. Хлеб (манна) и вода, посланные Господом израильскому народу во времена его исхода из Египта в Землю Обетованную, поддерживают физическое существование людей и одновременно имеют сокровенный смысл. Апостол Павел пишет: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши… все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор. 10:1-4 ). Двойственное значение хлеба и воды и, соответственно, голода и жажды раскрывается на протяжении всего библейского текста. «Они блуждали в пустыне по безлюдному пути… терпели голод и жажду, душа их истаевала в них. Да славят Господа… Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами» ( Пс.106:4–5, 8 , см. также Исх.16:4, 13, 17:6 ; Чис.20:10 ; Неем.9:15 ; Пс.77:23–25, 145:7 ; Ис.48:21 ). Неверующему, ропщущему и требующему знамений народу Христос говорит: «…не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. …Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин. 6:32–33, 35 , см. также ст. 47–51). «…Кто жаждет, иди ко Мне и пей» — говорит Господь, ибо «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.7:37, 4:14 ). Сравни: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому…»; «Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля» ( Пс.41:2–3,142:6 , ср. Ис.44:3,55:1–3 ). На этой же образной системе построено пророчество Иоанна Богослова об исполнении обетований Господних: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр.7:16–17 , см. также 21:6, 22:17). Альфа и омега

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

2 отвергает, что Иисус есть Христос. Докеты не верили в Богочеловека, тем самым отвергая Богосыновство Иисуса (см. Введение: Время и обстоятельства написания). 2 жизнь вечная. Этот величайший дар Бога, утерянный Адамом и Евой при грехопадении ( Быт. 3,22 ), вновь обретается через веру во Христа (5,11,13; Ин. 3,16 ). 2 вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас. Христиане просвещены непосредственно Самим Богом через служение Духа Святого. Тем не менее, верующие должны прислушиваться со вниманием и к мнению других верующих, поскольку и они имеют помазание от Духа. 2 когда Он явится. Иоанн имеет в виду Второе славное пришествие Господа Иисуса Христа в конце времен, когда Он явится как Судия. 23,3 Будучи научены Духом, верующие обладают всей полнотой истины, сокрытой для тех, кто пребывает в мире сем. Главное в этом знании уверенность, что мы «дети Божий», «рожденные от Него». Истинные чада Божий непременно должны иметь сходство со своим Отцом Небесным. Глава 3 3:3 всякий, имеющий сию надежду на Него. Т.е. на Бога. Эта надежда имеет свое зримое воплощение в Иисусе Христе. 3:4–10 Противопоставление света и тьмы, детей Божиих и тех, кто от мира, апостол теперь показывает как противопоставление совершающих грех и тех, кто не грешит. Иисус, Агнец Божий, чистый и непорочный, был принесен в жертву, «чтобы взять грехи наши» (ст. 5; Ин. 1,29 ). 3:4 беззаконие. Хотя ВЗ в Первом послании Иоанна явно не цитируется, авторитет его подразумевается. Особенно это касается закона нравственного, кратко изложенного в законе любви, который еще с древних времен был обязателен для народа Божия ( Рим. 13,8–10 ). 3:6 пребывающий в Нем. Пребывающий в Боге через Посредника Иисуса Христа. 3:7–10 См. статью «Антиномианизм». 3 разрушить дела диавола. Т.е. исполнить обетование, данное Адаму и Еве ( Быт. 3,15 ). Взяв на Себя Самого наказание, которое надлежало понести грешникам по ветхозаветному закону, Христос разрушил замыслы дьявола ( Евр. 2,14,15 ). 3:11–15 История мира сего есть история ненависти и братоубийства, восходящая к Каину и Авелю. По мнению Иоанна, ненависть Каина коренится в полной несовместимости его побуждений с побуждениями Авеля ( Ин. 3,19; 8,37 ), той несовместимости, которая всегда будет существовать между миром и народом Божиим (ст. 13). Отсутствие такой враждебности в среде детей Божиих свидетельство того, что они «перешли из смерти в жизнь» (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

После Октябрьской революции 1917 г. часть бурят. высших лам попыталась создать на территории Зап. Забайкалья теократическое гос-во, однако эта попытка была пресечена войсками атамана Г. М. Семёнова. В нач. XX в. на территории Б. вели пропаганду буддисты-обновленцы, одним из активистов этого движения являлся лама Агван Доржиев . К 1 янв. 1930 г. в БМАССР насчитывалось 37 дацанов, 7409 служителей культа, 77830 верующих; к 1938 г. все буддийские школы и мон-ри были закрыты. В 1945 г. открылся дацан в местности Иволга, недалеко от Улан-Удэ, ставший резиденцией председателя Центрального духовного управления буддистов СССР. Начиная с 1990 г. в Б. возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и мон-ри, продолжается реставрация Тамчинского дацана, к-рый является памятником архитектуры федерального значения. В 1991 г. из фондов Музея истории Бурятии буддистам были переданы 2212 культовых предметов, среди них двухметровая статуя Будды - Зандан Жу. Буддийские общины Б. принадлежат к разным направлениям буддизма. 20 общин входят в Буддийскую традиционную сангху России (БТСР), на республиканском уровне зарегистрированы буддийские объединения «Майдар» (1999), куда входят 5 общин, и «Объединение буддистов Бурятии» (2001), состоящее из 6 общин. Кроме того, 10 общин зарегистрированы как самостоятельные объединения. В 1991 г. основан Буддийский ин-т Даши Чойнхорлин, имеющий неск. филиалов в районах республики. В Б. построен первый буддийский жен. мон-рь. Секты и новые религиозные движения Во время строительства Транссибирской железной дороги (1891-1916) и с началом ее эксплуатации среди строителей и рабочих, прибывших из Европ. России, встречались представители новых религ. орг-ций, особенно адвентистов седьмого дня. В 1978 г. в Улан-Удэ была зарегистрирована их община (единственная легально действующая в наст. время в Б.). В 1941-1952 гг. на территорию Б., а также в Иркутскую, Читинскую области были сосланы литовцы, эстонцы, украинцы, поляки, молдаване из регионов, вошедших в состав СССР в 1939-1941 гг. Среди «спецпоселенцев» оказалось немалое число сектантов различных направлений, в т. ч. Иеговы свидетелей , к-рые проповедовали в Забайкальском регионе нелегально и полулегально до нач. 90-х гг. К янв. 2003 г. общины иеговистов зарегистрированы в Гусиноозерске и Улан-Удэ. На территории Б. существуют зарегистрированные в нач. 90-х гг. следующие религ. орг-ции (все действуют в Улан-Удэ): «Община последователей веры Бахаи» (см. Бахаи религия ), «Улан-Удэнское общество сознания Кришны» (см. Международное общество сознания Кришны ); «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (см. Мормоны ), «Церковь Божией Матери преображающейся» (см. Богородичный центр ), община Новоапостольской церкви. В 1992-1993 гг. на севере Б. возникли общины «Апостольской православной церкви» (к янв. 2003 действовали в 7 населенных пунктах). Шаманизм

http://pravenc.ru/text/153687.html

Тьма. ( Ин.1:5 ) – вся тварная природа, имеющая нужду в освещении 1, 5. 89 сл., – «не объяла» – не познала 90, но некоторые из вас подвергаются объятию (овладению) от тьмы, а Его —503— (Слово-Бога) не объяла 1, 9. 103. 110, – иногда служит образом непознаваемости Бога 5, 37–38. 396, – во тьме пребывают иудеи 9, 39. 465. Тело Христово см. Евлогия, Слово Божие, Сын Божий, воплотившийся и Христос. Тело человеческое см. человек. Тень см. прообраз. У Ударение – сильное или острое над местоимением σ, для выразительности, как знак вопроса, соединённого с удивлением: στσαντες ες τ σ μετ’ μφσεως τν ποτιγμν κα τν καλουμνην ξεαν ναπμφαντες, ς ν ρωτσει μετ ϑαμτος κδεχμεϑα λγον. 8, 25. а. Удары и бич употребил Христос при изгнании торгашей из священных оград, а не одними только словами являет Свой гнев, применив к ним подобающее рабам наказание, ибо они имели не принять Сына, освобождающего чрез веру 2, 15. Удовольствия : страсть к ним расслабляет ум, – пороки делают сердце бессильным и вялым и не смелым в совершении добра 8, 43. Удостоверение – πληροφορα есть корень веры 6, 69. 97 см. вера и знание. Умозаключение – συλλογισμς – из необходимых и общепризнанных посылок (ννοιν) 9, 31. Ум – νος – женский и мужской: мысли (φρνες) женского пола как бы женственны и ум (νος) обитает в женщинах слабый, совсем неспособный к глубокому разумению чего-либо, – а природа мужчин более склонна в научению и гораздо способнее к рассуждениям, так как имеет ум, устремлённый к исследованию, так сказать пылкий и мужественный 4, 16 ср. женщина. Невежественный ум, сталкиваясь с учением, коего не может осилить, в изнеможении отступает назад и, следуя всегда свойственным ему мерам, бесчестит высшее и совершеннейшее разумение 3, 4–5. Ум чистый воспринимает учение о премирных предметах 4, 15–16. Ум не может быть бессловесным и слово – без выраженного в нём ума 7, 16. Утрата и прекращение деятельности ума соединяется с потерею способности сердца направляться к божественному 8, 57. Человеческий ум и слово не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За восхождением следует сошествие Духа, ср. 7:39. Дух животворит — характерное выражение Павла (последний Адам есть дух животворящий 1 Кор 15:45; буква убивает, а дух животворит 2 Кор 3:6), у Иоанна Дух связан с новым рождением (3:5–6,8) и живой водой (4:23–24; 7:38–39). Дух и жизнь связаны и в ВЗ (Быт 1:2 и особенно видение сухих костей в Иез 37:1–14, где Дух Божий воскрешает мёртвых). Плоть не пользует нимало — как всякая плоть не имеет силы без духовного начала, так и Евхаристия, принимаемая без веры и содействия Духа, не приносит пользы и не удерживает ученика от предательства, см. сле­дующий стих. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь — ср. в Ис 40:6–8 переход от плоти к слову; о животворящем слове см. Ин 5:24. Слова не обязательно означают предшествующую речь, но скорее все слова Иисуса, Который есть воплотившееся Слово (1:1). Может быть, слова — это евхаристические формулы (Иоанн не приводит, но подразумевает их), особенно если за греч. ·»mata стоит евр. которое значит не только ‘слова’, но и ‘дела’; впрочем, не только Евхаристия, но и чудесное насыщение как прообраз её, умовение ног (13:4–11) и очищение Словом (15:3) представляют нераздельное единство слова и дела, “зримые слова”. Ср. ещё Втор 8:3; Иер 15:16 (обретены слова Твои, и я съел их); Иез 2:8–3:3 (повеление пророку съесть книжный свиток) и то же в Откр 10:9–10. Если местоимение ™gu ‘я’ выражает контрастное выделение, слово Иисуса противопоставляется Торе и превосходит её, см. Гал 3:21. Но есть из вас некоторые неверующие — вера разделяет слушателей Иисуса на две части, и границы эти могут быть незримы: неверующие оказываются среди учеников. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его — слова от начала могут значить время призвания учеников, а могут, как и в 1:1, относиться к истинному началу всего, довременному предведению всего Богом. Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего — то есть чтобы подготовить верных учеников к уходу множества нестойких, Иисус заранее открыл им, что вера не может быть результатом человеческой инициативы или человеческих расчётов: она приходит только от Бога. Вера во Христа не просто трудна: без Божиего содействия она невозможна, ср. Мк 10:27.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Даде ю (хитрость) Иакову отроку своему и Израилю возлюбленному от Него (37 ст.). По сем на земли явися и с человеки поживе (38 ст.) – в этих словах в прямом, ближайшем смысле содержится указание а) на сообщение Богом возлюбленному народу Своему Израилю откровенного закона синайского (ср. ниже 4:1, а также Рим. 3:2 ), и б) на исполнение самым делом следующего обетования Божия, бывшего Израилю после синайского законодательства: поставлю завет Мой в вас, и не возгнушается душа Моя вами, и похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будете Ми людие ( Лев. 26:11–12 ). Но так как совершившееся тогда с ветхозаветным Израилем было, по свидетельству Апостола ( 2Кор. 6:16 ), прообразом того, что впоследствии совершилось с новым духовным Израилем – с христианами: то и слова эти помимо прямого, ближайшего значения их в отношении к ветхозаветному Израилю, можно еще понимать и как пророчество, относящееся к временам Мессианским. Ветхозаветный Израиль, получив от Бога откровенный закон и вступив в завет с Богом, должен был сам располагать жизнь свою во свете сего закона ( Исх. 19:6 ; Лев. 11:44; 19:2; 20:7, 26; 21:8 ) и вместе служить светом, просвещающим всех других народов ( Ис. 49:6 ). Но Израиль нарушил завет свой с Богом и не выполнил этого высокого назначения своего; тогда Бог заключил завет Свой с новым духовным Израилем. Посредником или ходатаем этого завета был Иисус Христос ( 1Тим. 2:5 ; 1Ин. 2:1 : Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ; см. толк. на Ис. 63:9 ), Которому, как возлюбленному Сыну Своему, Бог сообщил мудрость Свою во всей полноте ( Ин. 5:20 ; ср. толк. на Ис. 11:2; 42:1 ), на что и указывают слова пр. Варуха: даде ю (мудрость) Иакову отроку Своему и Израилю возлюбленному от Него, 166 и Который будучи Сыном Божиим, явился на земле в образе человека и действительно жил среди людей (ср. Ин. 1:1–5, 14 ), о чем и пророчествует св. Варух словами: посем на земли явися и с человеки поживе. Такое именно пророчески-мессианское значение усвояет этим словам пр. Варуха и наша церковь , почему и полагает их в качестве паремии в навечерие Рождества Христова. 2. Утешительные обетования иудеям. (Продолжение). Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Наконец, необходимо рассмотреть отношение Ветхого Завета к Завету Новому. Если мы назовем Ветхий Завет формой или силуэтом, тогда Новый предстанет в качестве исполнения формы или сущностью силуэта. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф 5:17 ; ср. Лк 22:37, 24:44 ; Ин 17:4 ; Деян 1:16, 7:17 ). Другими словами, Ветхий Завет через точные наброски обнажает нам жизнь Мессии, Его дело, Его «портрет». «Что пророки изрекли чрез столь великий ряд Писаний, истинно духовный (христианин) объяснит, к какой особенной черте распоряжения Господа относится каждое из изречений и вместе покажет весь состав дела Сына Божия, всегда зная Одного и Того же Бога и всегда познавая то же Слово Божие, хотя Оно ныне только открылось нам…» 27) . Ветхий Завет христоцентричен: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин 5:39 ). Поэтому-то священномученик Ириней Лионский и советует внимательней читать как Евангелие, так и Писания пророков, поскольку там «вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими» 28) . Такое прочтение Нового Завета (через Ветхий) является, по мысли святителя Игнатия Брянчанинова , одним из важнейших условий для правильного его разумения 29) . Ветхий Завет, в свою очередь, открывает свои смыслы, когда прочитывается через Новый. Христос — средоточие Писания, высвобождает его от наложенного на него покрывала (см. 2 Кор 3:13-16 ). Таким образом, как говорит Сугерий (XII в.), «что Моисей скрывает, учение Христа вскрывает» 30) . Подобное высказывание мы находим и на статуе апостола Павла в церкви святого Трофима в Арле: «Закон Моисеев скрывает то, что учение Апостола раскрывает: зерна, данные на Синае, благодаря Апостолу стали мукою» 31) . Если говорить о соотношении обоих Заветов между собой, то они будут связаны как рука и душа, как деятельность, побуждаемая сердцем, самим сердцем. «Учения закона и пророков дают законы руке, а Евангелие — душе. Они исправляют и направляют деятельность, а Евангелие — сердце. Они подобны учителю-грамматику, а Евангелие — высокому философу», — таким видит это соотношение преподобный Исидор Пелусиот 32) . Два Завета через взаимосвязи укоренены друг в друге, оба вплетены в историю человечества. Однако ни один из них не является целью как таковой для другого: Ветхий Завет — чтобы достичь и претвориться в Новый, а Новый — чтобы стать исполнением Ветхого, так же, как человечество не для того родилось, чтобы о нем была написана история. Оба Завета имеют одну общую цель, одно средоточие, один центр. Об этом прекрасно сказал знаменитый ученый Блез Паскаль: «Оба Завета взирают на Него, Ветхий как на свое упование, Новый — как на образец, и оба как на свое средоточие» 33) . А средоточие обоих — Христос.

http://bible.predanie.ru/diakon-roman-sh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010