Рассмотрим пассаж В " ( Ин. 4:13–14 ) хиазма Ин. 4:10–15 , в свою очередь представляющий хиастический пентаколон: А: Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, В: а кто будет пить воду, которую Я дам ему, С: тот не будет жаждать вовек; В»: но вода, которую Я дам ему, А: сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Здесь мы видим характерную для евангелиста Иоанна антиномию духовного и вещественного, вечного и временного, воды Христовой и воды из колодезя Иаковлева. Обратим внимание на вербальную параллель (В-В»), где сугубое значение придается тому факту, что воду живую даст Сам Господь, а также на антитезу (А-А), где пьющему из колодца Иаковлева и всегда жаждущему противопоставляется пьющий воду Христову и сам могущий дать ее другим. Заметим, что об этом говорится в контексте будущих событий, и если обратиться к параллели для Беседы с самарянкой в полном объеме Евангелия (это место – исповедание Марфы, см. Приложение 2), то увидим, что Господь перед воскрешением Лазаря, прообразующим Его Воскресение, говорит Марфе, что и «верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин. 11:25 ). Тем самым в пассаже Ин. 4:13–14 , учитывая прямое указание Христа на Ипостась Духа через образ «воды живой», можно видеть мессианское утверждение будущего домостроительства Святого Духа, открывающего через поклонение Отцу в Духе и истине путь в Царство Божие и вечную жизнь. 3.1.5. Ин. 6:35, 6:63, 7:37–39 В Беседе о Хлебе Жизни мы встречаемся с двумя эпизодами, явно или неявно содержащими пневматологические пассажи. Первый из них – Ин. 6:32–38 , хиастическую структуру которого мы приводим ниже. А: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. В: На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. С: Иисус же сказал им: Я семь хлеб жизни; приходящий ко Мне не Будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Исследуйте Писания Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 Проповедь, прочитанная в Кембриджском университете Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Ин 5:39 Христианство есть не религия книги, но религия Слова; Слова, действительно записанного и провозглашенного, но, сверх того, произносимого Богом в вечности и ставшего одним из нас. Оно, как это говорится в стихе из книги Варуха, часто цитируемом Отцами и встречающемся в литургических текстах, “явилось на земле и обреталось между людьми” (см. Вар 3:38). В оригинале эти слова обозначают Премудрость, которая есть “книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек”. Но Церковь видит в этом пророчестве прообраз Воплощения, Евангелия, и это главное, о чем я бы хотел сегодня говорить. Христианское чтение Писания — это чтение и часто, как в данном случае, перечитывание в вере . Церковь читает Ветхий Завет в свете Нового, а Новый — в свете осмысления тех текстов, которые происходят из ее опыта жизни в Святом Духе. Напомню вам, что Православная Церковь, следуя Отцам, верит, что греческая Септуагинта, включая так называемые апокрифы, богодухновенна. Более того, она в этом не одинока, например, в прошлом веке эту позицию защищал Джон Кэбл, а также доминиканец Пьер Бенуа. “Один — Бог, возвещаемый Ветхим и Новым Заветом, — пишет преп. Иоанн Дамаскин, — в Троице воспеваемый и прославляемый, так как Господь сказал: «не нарушить Закон пришел Я, но исполнить» (см. Мф 5:17). Ибо Сам Он совершил наше спасение, ради которого открыто все Писание и все таинство. И опять: «исследуйте Писания», ибо «они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). И так как апостол сказал: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1:1–2), то поэтому через Духа Святого говорили и закон, пророки, евангелисты и апостолы, и пастыри, и учители” 1 . Все Писание есть слово Божие к человечеству.

http://pravmir.ru/issleduyte-pisaniya/

Маслина, или олива, является знаком мудрости в пяти мудрых девах. Она является знаком милосердия в самарянине, возлившем елей на человека, израненного иерихонскими разбойниками. Она есть знак царства в помазании Давидовом от Самуила, она есть и знак радости в псалме Давидовом, говорящем: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» ( Пс. 44:8 ). Она является знаком мира и покоя в тех масличных ветках, с которыми встречали Христа у Иерусалимских врат и воспевали: «Осанна! Благословен Грядущий! Мир на небесах!» (см. Лк. 19:38 ). Бог Отец – корень всей мудрости, всего милосердия, всей царственной власти, всего покоя. Он – «Царь мира, Отец будущего века» (см. Ис. 9:6 ) и всей радости, согласно апостолу: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... утешающий нас во всякой скорби нашей» ( 2Кор. 1:3–4 ). А что же есть Бог Сын? Как ветвь, рожденная от корня, от Отца, Он является единой с ним Премудростью, согласно написанному: «мы проповедуем Христа... Божию Силу и Божию Премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). Он – самое милосердие: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» ( Пс. 102:17 ). Он – Царь всей твари. «Его Царствию не будет конца». Он – радость наша, ибо говорит: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 16:22 ). Он – покой наш, согласно написанному: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» ( Еф. 2:14 ). Тот же сучок масличный, который был принесен голубем от Небесного Ноя, Бога Отца, – это Дух Святой, ниспосланный в виде голубя. Он принес как бы масличную ветвь в утробу Пречистой и Преблагословенной Девы, совершив в ней воплощение Слова: «И Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ), – и тем даровав миру спасение, что утверждает и тропарь Благовещенского праздника, говоря: «Днесь спасения нашего главизна». Отступили от земли воды всенародной клятвы, которые упали на род человеческий за Адамово преступление и в которых потонуло было наше естество; отступил потоп гнева Божия, и явилась суша; высохло клятвенное, греховное болото: «Клятва потребися» 3 (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Средоточием твоего архиерейства всегда должно быть молитвенное предстояние Алтарю Господню. Божественная Трапеза да будет для тебя огнем, попаляющим тернии всех прегрешений, источником сил и вдохновения, хлебом жизни вечной. Подобно апостолам, союзом любви соединенным, старайся и ты пребывать в любви Христовой. Как их преемник ты должен относиться ко всем с той любовью, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (см. 1 Кор. 13, 4-6). В сегодняшнем Евангельском чтении Господь Иисус Христос после беседы с самарянкой, обращаясь к Своим ученикам и последователям, говорит: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4, 35-38). Пусть запечатлеются в твоем сердце эти слова Господа. Войди и ты в труд тех, кто трудился до тебя в месте твоего послушания. Поистине, жатвы много. Перед нами огромное поле деятельности. Это не только совершение богослужений и проповедь Евангельской истины. Сегодня еще многие люди блуждают во тьме неведения и соблазна, в поисках ложных богов, вкушая в погоне за сомнительными удовольствиями «временную греха сладость», которая разрушает и душу, и тело человека. Особенно подвержены этим искушениям неокрепшие души молодых людей. К ним в первую очередь должно быть обращено твое архипастырское слово, слово, подтвержденное личным примером жизни по правде Божией. Они жаждут воды, текущей в жизнь вечную (см. Ин. 4, 14). Для подавляющего большинства наших современников Церковь является тем институтом, который пользуется наибольшим доверием. Это радует и одновременно налагает на всех православных христиан — от мирянина до Патриарха — особую ответственность за каждое слово и дело. Люди нуждаются в словах утешения и ободрения, но не в меньшей степени они ждут от нас дел христианской любви и милосердия. Посему забота о больных и престарелых, нуждающихся и одиноких должна стать важнейшей составляющей твоего служения.

http://patriarchia.ru/db/text/1491587.ht...

В других обстоятельствах они были еще более несдержанными в гневе, говоря об Иисусе, будто Он от диавола (см.: Мф. 12: 24). Таков грешный человек: когда бьешь его бесов, он начинает говорить тебе, что у тебя бес. Так дело доходит до того вывернутого наизнанку ума, который производят предрассудки в голове фарисеев и который мешает им знать, откуда Иисус. Человек, обретший телесное зрение, своим исповеданием Бога обретает и душевное зрение, и мы слышим одно из самых прекрасных исповеданий: – Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин. 9: 30–33). Эта была твердая, как скала, вера этого нового миссионера Христова. Итак, фарисеи, видя, что ничего не могут добиться от него, стали его ругать: – Ты весь родился в грехах и, что, будешь учить нас, праведников, тайнам Бога? – и выгнали вон. Вот трагизм ситуации: слепой обретает зрение, а у фарисеев помрачаются ум и глаза от ярости на Иисуса Вот трагизм ситуации: слепой обретает зрение, а у фарисеев помрачаются ум и глаза от ярости, обращенной против него и Иисуса. Злой дух удерживает их за сердце, чтобы они не признали Иисуса и глаза их души не просветились. Иисус исцелил слепоту глаз, но не мог исцелить ослепления злобы, которому нет лекарства, но есть наказание. Итак, посмотрим, как совершенно зрение слепорожденного и как совершенна духовная слепота фарисеев. Когда Иисус услышал, что слепого выгнали из синагоги, Он, найдя его, сказал: – Ты веруешь в Сына Божия? А тот спросил: – А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: – Ты видел Его. Этот Тот, Кто говорит с тобою. Он же сказал: – Верую, Господи! – и поклонился Ему (см.: Ин. 9: 35–38). Этот человек, через которого Бог имел открыть миру Сына Своего как Творца жизни, сделав ему из глины пару глаз, в свою очередь сподобился от Бога откровения об Иисусе как Сыне Божием через свидетельство Самого Бога.

http://pravoslavie.ru/103589.html

Сходные обороты в двух частях Книги Исаии: Главы Ис. 1–39 Главы Ис. 40–66 Ис. 1:15 : «ваши руки полны крови» Ис. 59:3 : «ибо руки ваши осквернены кровью» Ис. 28:5 : «в тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего» Ис. 62:3 : «и будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою па длани Бога твоего» Ис. 35:6 : «ибо пробьются воды в пустыне и в степи – потоки» Ис. 41:18 : «открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды» В Лк. 4:17 говорится, что Иисус встал читать в синагоге и «ему подали книгу пророка Исаии». Все присутствующие и Иисус считали, что эта книга написана пророком Исаией. Другие новозаветные священнописатели тоже полагали, что Исаия написал всю эту книгу целиком. В Ин. 12:38 указано, что именно Исаии принадлежит изречение, встречающееся в Ис. 6:1 и далее и в Ис. 53:1 . Другие случаи, когда в Новом Завете высказывания из глав Ис. 40–66 расцениваются как слова Исаии – это Мф. 3:3 ; Мк. 1:2–3 ; Ин. 1:23 ( Ис. 40:3 ); Мф. 12:17–21 ( Ис. 42:1–4 ); Деян. 8:32–33 ( Ис. 53:7–8 ); и Рим. 10:16 ( Ис. 53:1 ). В свитках Мёртвого моря содержится самая древняя из полных рукописей Книги Исаии, и в свитке нет никакого перерыва между главами Ис. 39 и Ис. 40 . Это свидетельствует, что Кумранская община считала пророчества Исаии цельным текстом уже во втором веке до Р. Х. В греческом переводе еврейской Библии, датируемом вторым веком до Р. Х., Книга Исаии рассматривается как единая книга одного священнописателя, пророка Исаии. Даже если бы критики смогли показать, что часть текста или весь текст Исаии был написан в пятом веке или позже, это не опровергло бы сверхъестественный характер пророчеств о Христе. Они исполнились спустя много столетий даже после самой поздней возможной даты создания книги. Исаия предсказал °рождение Мессии от Девы ( Ис. 7:14 ), Его служение ( Ис. 11; 61 ) и Его смерть за наши грехи ( Ис. 53 ; см. смерть Христа). В главе Ис. 53 содержатся настолько специфические и настолько мессианские по своему характеру пророчества, что даже в раввинистических её толкованиях до времени Христа она расценивалась как прорицание о грядущем Мессии (см. Driver). В самом деле, даже если этот текст датировать концом пятого века до Р. X., это – ясное и точное сверхъестественное пророчество о Христе, сделанное за сотни лет до событий. Коль скоро у Исаии был сверхъестественный источник для этого пророчества, нет никаких причин не верить, что из того же самого сверхъестественного источника священнописатель мог узнать пророчества о Кире.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Разбор: Коновалов в данном месте протолковал от себя, что пастырей не будет, а побегут одни миряне, ибо у св. Андрея Кес. далее читаем: «Что под островами нужно разуметь святии церкви, а под горами – начальствующих в них, сему мы научены из бож. писания. А что они побегут (кто? – разумеется церкви с начальствующими в них) во время нахождения, сказанного прежде, о сем слышим от Господа, говорящего: тогда сущие от востока убегут на запад, и сущие от запада на восток». В другом месте Андрей Кесарийский ясно учит, что и во время антихриста пастыри будут – см. выше, В, § 23, стр. 448. 28) Иероним ч. 17, стр. 315: «Не нужно отчаиваться и в том, что некогда сам Христос будет говорить в мыслях наших и Сам собою будет учить нас, и не будет искать орудия в чужих устах». Разбор: Из этого места беспоповцы ничего не могут вытолковать в свою пользу, потому что здесь речь идет о близком общении со Христом, о познании Его, которое возможно чистому и непорочному: «И так будем познавать Христа и слушать Его; если есть кто-нибудь такой, который может сказать: или вы ищете доказательства Того, Который говорит во мне, Христа ( 2Кор.13:3 ); то будем прибегать к Нему днем и ночью, будем приникать к устам и Словам Его: Это Христос говорит нам; это слова Духа Святаго, которые Он нам провозглашает. Ибо Бог поставил в церкви сперва апостолов, во вторых пророков, в третьих учителей. Но не нужно отчаиваться и в том... (см. выше). Ясно, что здесь нет ни одного слова о уничтожении священства, а говорится, что некогда Бог и непосредственно (следовательно, посредство пастырей и учителей не отрицается) будет говорить в мыслях наших. 29) Пророк Захария ( Зах.13:7 ), предсказал о падении священства так: «О, меч, поднимись на пастыря Моего и на мужа, прилепляющегося ко Мне, говорит Господь воинств. Порази пастыря, и рассеются овцы, и Я обращу руку Мою на малых» (у Иерон.15:162). Разбор: Прочтем толкование бл. Иеронима: «Я удивляюсь тому, что некоторые хотят с помощью иносказательных толкований ослабить это пророчество, отнесенное евангелистом Матфеем к Господу Спасителю, как исполнившееся после того, когда во время страданий ученики Его разбежались... После того, как Пастырь добрый, – положивший душу Свою за овец Своих ( Ин.10:10 ) и сказавший Отцу: пораженного Тобою они преследовали и приложили к болезни от ран Моих ( Пс.68:27 ), – был поражон Отдом, и Муж, прилепляющийся к Богу, – Который говорил: Я во Отце и Отец во Мне ( Ин.10:38 ) – был распят и сказал: Отче! в руки Твои предаю Дух Мой ( Лк.23:46 ), тотчас были рассеяны овцы, т. е. все множество верующих во Христа» (ч. 15, стр. 163–164).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Не удается это и Мышкину, потому что в своем желании света, добра, невинности он боится зла и не понимает его роли в мире. Эту дверь не может открыть ни Настасья Филипповна, чья идея самопожертвования рождается от разрушительного желания самобичевания, ни «губитель» Рогожин, познавший только зло и насилие мира. Если даже Ипполит и не осознает это, перед ним находится в образе униженного и побежденного «Христа во гробе» тот «источник жизни», о котором он спрашивал Мышкина перед чтением «объяснения». Выражение «источник жизни» отсылает к двум последним главам Апокалипсиса. «Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром» (Ап 22, 17). «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Ап 21, 6). «И показал мне чистую реку воды жизни‚ светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Ап 22, 1). Эти отрывки отсылают, в свою очередь, к другим стихам из Нового Завета, где «источником» всегда является Христос, Начало и Конец (см.: Ин 4, 13—14; Ин 7, 37–38). Описание «реки воды жизни» напоминает о другой реке, которая берет начало в Эдеме для орошения сада во второй главе Бытия. Не случайно, что Ипполит задает свой вопрос именно Мышкину, пережившему этот рай. К сожалению, князь уже не может рассказать о нем, потому что, погрузившись в действительность, он забыл и потерял его. В словах, обращенных к князю, юноша после вопроса об «источнике жизни» спрашивает о звезде Полынь. Еще раз через эти две цитаты выражены его колебания между жаждой жизни, которая присутствует в нем, но которую ему не удается удовлетворить, и желанием отдаться «ядам мира», присутствующим постоянно у него перед глазами. Звезда, падающая с неба, как Люцифер, и отравляющая воды (Ап 8, 11), имеет то же название, что и горькая жидкость для идолопоклонников в Ветхом Завете (см.: Иер 9, 14 и 23, 15; Плач 3, 15) . В конце последней книги Св. Писания все яды очищаются «рекой воды жизни, светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца» (Ап 22, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Когда апостол Петр произнёс свою первую проповедь, то уверовало более трех тысяч человек, и они спросили апостолов: Что нам делать, мужи братия ? ( Деян. 2:37 ). И услышали ответ апостола Петра – стать членами Церкви через Покаяние и Крещение: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:38 ). Апостол Павел, отказавшись от иудейских заблуждений и уверовав в Иисуса Христа, получил повеление от Господа принять Крещение, то есть стать членом Церкви (см.: Деян. 9:1–20 ). Когда римский сотник Корнилий своим стремлением к благочестию снискал милость у Бога, то в качестве награды свыше он получил возможность креститься и присоединиться к Церкви (см.: Деян. 10:1–48 ). Сам Господь прямо указал, что спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в церковных таинствах, прежде всего в Крещении и Евхаристии: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ); истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин. 6:53–54 ). Судьбы людей, находящихся вне Церкви Это весьма сложный и таинственный вопрос. Люди, находящиеся вне Церкви, очень различаются в духовном плане, поэтому простые однозначные ответы здесь невозможны. Вероотступники, а также те, кто сознательно противится Богу и истине, согласно Священному Писанию сами лишают себя надежды на спасение. Ибо они, как сказал апостол Петр, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель ( 2Пет. 2:1 ). О тех, кто сознательно противится Богу, свидетельствует Сам Господь: Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:31–32 ). Что же касается прочих людей – тех, кто, не будучи богоборцами или вероотступниками, тем не менее не уверовали во Христа или веровали неправо, – то о их судьбе святые отцы не говорили ничего определённого – это тайна Божия. Церковь предаёт их милости Божией. Святые отцы прямо говорят о спасительности Православия и пагубности ересей, расколов и заблуждений, но это не является вечным приговором для конкретных людей, которые сами не были причиной этих грехов, но оказались в неправославном окружении в силу определённых жизненных обстоятельств. Никто, кроме Бога, не знает, насколько пагубно пребывание в этой среде для того или иного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

И описание Благовещения, и другие места в Евангелии рассказывают о том, как бережно Богородица сохраняла в Своем сердце все слова Божии (см. Лк. 2, 51). Что же говорить о том, с каким благоговением и трепетом Она относилась к воле Божией: Се, Раба Господня (Лк. 1, 38), – ответила Пречистая Дева Ангелу. Вся Ее жизнь была не просто исполнением Божиих заповедей, а подвигом личного служения всеми силами души и тела Своему Небесному Отцу. В чем сокрыта тайна особой близости Матери Иисуса со Своим Сыном? Конечно же Она в Своей утробе под чистым девичьим сердцем дала место Богу стать Человеком. С момента согласия на Благую весть и навсегда Она связала Свою жизнь с жизнью Богочеловека. Нежной любовь к единственному Сыну пронизана тайна Его удивительного рождения. Их особая духовная близость раскрывается в истории первого чуда Христова. На браке в Кане Галилейской Дева Мария сообщает Иисусу Христу о беде хозяев пира – у них не хватало угощения для приглашенных гостей: Вина нет у них (Ин. 2, 3). Слова эти были фактически молчаливой просьбой о Своих друзьях. Иисус Христос, прекрасно понявший Свою Мать, говорит: Еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). На первый взгляд это кажется отказом в невысказанной просьбе. Но как хорошо Дева Мария знала Своего Сына! Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5). Она была в полнейшей уверенности, что Ей Он отказать не сможет. Конечно, так и получилось. Иисус Христос совершил по просьбе Матери первое чудо и претворил воду в вино, чем отвел большую неприятность и позор от семьи новобрачных (Ин. 2, 6–11). И вот завершение земной жизни Спасителя: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же€но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 25–27). В последние минуты Христос думал о Родившей Его. Церковь свято верит, что не только апостола Иоанна Богослова, но и всех духовных детей Своих Иисус Христос усыновил Своей Матери, Приснодеве Марии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010