– Мария! И в этот момент она узнала Его и, воскликнув: – Раввуни! – бросилась к Его ногам. Но Он остановил ее: – Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. А иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20: 16–17). Эта встреча исполнена смыслов и символов. Почему Он не разрешает Марии прикасаться к Себе теперь, до вознесения на небо? Потом Он пойдет к апостолам, сидевшим за запертыми дверями страха ради иудейска, и спросит их: – Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24: 38–39). Несомненно, ученики потрогали Его, но тем не менее продолжали сомневаться. Чтобы убедить их, Спаситель спросил, есть ли у них какая-нибудь пища. Они дали Ему часть печеной рыбы и сотового меда, и Он ел. Таким образом, не вознесясь еще на небо, как Он сказал Марии Магдалине, Спаситель убедил апостолов осязать Его руки и ноги, чтобы они уверились, что это не дух, а Он Сам. Так же Он поступит и с Фомой, когда явится ученикам через неделю. Тогда почему же Он запретил это Марии Магдалине, говоря, чтобы она не прикасалась к Нему, поскольку Он еще не восшел к Отцу? Здесь нам надо воспарить духом и обратиться к определенной символике. Спаситель всегда использовал символы для описания отношений людей между собой и с Богом. Когда же речь заходила о Божественных истинах, которые нельзя представить нашим умом, а можно только принять верой, тогда Он уже использовал не символы, а прямое и последовательное утверждение. Сказав, что Он Сын Божий , Он сделал ясное утверждение, неприкрытое символами, и принял смерть, не утаивая истины в символе. Когда сказал, что Плоть Его истинно есть пища и Кровь Его истинно есть питие (см.: Ин. 6: 55) и, кто не будет есть Плоти Его и пить Крови Его, не войдет в Царствие Небесное (см.: Ин. 6: 53), то Он не использовал никакого символа, а лишь ясное утверждение, ибо Бог не лжив, подобно диаволу.

http://pravoslavie.ru/62116.html

К этому повествованию обращается святитель Ириней Лионский для объяснения слов Спасителя о том, что Авраам видел день Его и возрадовался (см.: Ин. 8:56 ): «Авраам... наученный Откровением, что Сын Божий будет Человеком среди людей и чрез Его Пришествие семя его будет как звезды небесные, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа; и, увидев Его посредством Духа пророчественного, он возрадовался» 100 , «Сын Божий беседовал с Авраамом, когда имел вкушать у него пищу» 101 . Значительно позже, в XII – XV веках, появилось мнение, что Аврааму у дубравы Мамрё явилась вся Троица. Это мнение святитель Григорий Палама аргументировал следующим образом: «Он (Авраам) явно узрел Единого Триипостасного Бога, Который еще не был возвещен в Троице. Ибо говорится: явился ему Господь у дубравы Мамре... Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им (ср.: Быт. 18:1 – 2 ). Вот, явившегося Единого Бога он видел в Трех Лицах. Посему говорится: явился ему Господь... и вот, три мужа (там же) " 102 . Но, «подбежав навстречу Им, он беседует как бы с Одним, говоря: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего ( Быт. 18:3 ). И Они, Трое, сущие как Один, беседуют с ним. Ибо говорится: и сказали ему: где Сарра, жена твоя?... Я опять буду у тебя в это же время... и будет сын у Сарры, жены твоей ( Быт. 18:9, 10 ). Когда же Сарра, услышав, засмеялась, сказал Господь Аврааму: отчего это... рассмеялась Сарра? ( Быт. 18:13 ). Вот, Единый Бог – и Три Ипостаси, и Три Ипостаси – и Единый Бог, ибо говорится: сказал Господь» 103 . Тогда же такое мнение проникло и богослужебные книги, где об этом богоявлении сказано следующее: «Авраам добродетелию и страннолюбием Троицу прият ангельски пришедшую» 104 , «Видел еси... Троицу и Тую угостил еси, яко друг присный, преблаженне Аврааме; темже мзду приял еси страннаго гощения, еже быти тебе безчисленных языков отцу верою» 105 . Согласуя мнение о явлении Аврааму всей Троицы с верой Церкви в то, что Бога Отца не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ), некоторые толкователи ссылаются на слова Спасителя о том, что видевший Его видел и Отца (см.: Ин. 14:9 ). Так же и Авраам, приняв с двумя Ангелами и Ангела Завета, созерцал всю Троицу. Гибель Содома и Гоморры (Быт. 18:16 – 19:38)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Бог «мира» ( 1Кор.14:33 ; 2Кор.13:11 ), Господь Иисус Христос воплотился и Своим Богочеловеческим подвигом спасения сделался «миром нашим» с Богом и людьми ( Еф.2:14–19 ) и «Господом мира» ( 2Фес.3:16 ), ибо устранил Он грех как единственную внешнюю и внутреннюю вражду человека к Богу и к людям (см. Рим.5:1, 8–10, 8:4–10 ). Как Таковой Спаситель в Своем учении о спасении провозгласил мир и миротворчество необходимой добродетелью в человеческом подвиге спасения от греха и зла. Именно в силу того, что он есть мир Христов, мир Богочеловеческий, этот мир отличается от всякого мира, созидаемого людьми. Богочеловеческий мир по своей природе – всеобъемлющий: он включает в себя человеческое отношение к Богу, к людям и ко всей твари и приобретается святостью. В этом его исключительность и уникальность. В этом и причина того, что кроткий Спаситель на Тайной вечере оставляет ученикам Свой мир как нечто Божественно важное и спасительное и весьма отличное от мира светского, человеческого, «хоминистического» [гуманистического] (от лат. «homo» – «человек». – «Примеч. пер.»): «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ; ср.: Ин.16:33 ). К Богочеловеческому, Христову миру человек приходит после долгой борьбы с грехами в себе и в окружающем мире, после брани, которую ведет он во имя Христа и Христовой силой. По сути дела, это – борьба за Христа, за воцарение Христа в душе, Которым и изгоняются из нее грехи: ведь только в Господе Иисусе Христе человеческое существо обретает истинный мир и подлинное отдохновение от греха и зла (см. Ин.16:33 ; Мф.11:29 ). Поэтому Спаситель ясно указал на ту человеческую брань с грехами, которая предшествует воцарению Богочеловеческого мира в душе человека: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!.. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. Отец будет против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей и невестка против свекрови своей... И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Лк.12:49, 51–53 ; Мф.10:36–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим (Пс. 105:4-5). Глава 2. О святом Крещении   Кто будет веровать и креститься, спасен будет. (Мк. 16:16)   Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (Тит. 3:4-7)   § 295. Святое Крещение – это как дверь, через которую крестящиеся входят в Церковь Божию. Вера во Христа, Сына Божиего, – как ключ, которым открывает эта спасительная дверь. Ибо желающему креститься должно прежде веровать во Христа как единого Избавителя и Спасителя мира, и, кроме Него, иного средства к получению вечной жизни не знать, так как никто не приходит к Отцу, как только через Него (Ин. 14:6), – и так с этой верой креститься во имя Триипостасного Бога – Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Так евнух, упоминаемый в Деяниях апостольских, сначала исповедует веру во Христа, Сына Божия: Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий, – и потом крестится (Деян. 8:37-38). И Христос говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. § 296. При святом Крещении бывает: 1) Отрицание сатаны, и всех дел его, ангелов его и прочего, как изображено в уставе о Крещении. Это отрицание взрослые сами произносят, а вместо младенцев – их восприемники. Сатана есть дух лукавый, созданный Богом добрым, но своей волей отступивший от своего Создателя и сделавшийся злым и начальником всякой злобы и греха. Ангелы его – также духи, созданные Богом добрыми, но с ним отступившие от Творца своего, они – такие же злые духи, роду человеческому, как и начальник их, весьма враждебные (см. 2 Петр. 2:4; Иуд. 6; Ин. 8:44). Дела их – дела темные, грехи и беззакония. Сатана – начальник и изобретатель греха, в который и прародителей наших, а с ними и нас, лукавством своим низвергнул, отвел от Бога (см. Быт 3:1-7), и привлек в свою темную область (Деян. 26:18). Служит сатане тот, кто, исполняя его злую волю, творит грех, ибо кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил, – по свидетельству апостола (1 Ин. 3:8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

откровение развёртывающееся). Он не всегда говорит нам всё, но всё, что Он говорит нам, – истинно. Иисус и приспособление . Хорошо известно, что в Новом Завете Иисус высоко ставил Писание (см. Библия в понимании Иисуса). Иисус указывал на его божественную авторитетность ( Мф. 4:4, 7, 10 ), на его вечность ( Мф. 5:17–18 ), богодухновенность ( Мф. 22:43 ), ненарушимость ( Ин. 10:35 ), на его приоритетность как источника ( Мф. 15:3,6 ), непогрешимость ( Мф. 22:29 ; Ин. 17:17 ), историческую достоверность ( Мф. 12:40; 24:37–38 ), его научную, фактическую правильность ( Мф. 19:4–5 ). Чтобы избежать напрашивающегося вывода о том, что Иисус действительно подтверждал истинность всех этих положений, некоторые критики настаивают, будто бы Он лишь приспосабливался к бытовавшим в те дни среди иудеев верованиям, не делая попыток развенчать несостоятельность этих взглядов. Эти ошибочные взгляды будто бы служили отправной точкой в Его намерении научить нас более важным истинам из области нравственности и богословия. Приспособление не согласуется с жизнью Иисуса. Всё, что нам известно о жизни Иисуса и Его учении, указывает, что Он никогда не приспосабливался к ложным учениям того времени. Напротив, Иисус, укоряя тех, кто прислушивался к иудейским поучениям, расходящимся с Библией, провозгласил: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? [...] таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» ( Мф. 15:3, 6 ). Иисус исправлял ошибочные представления о Библии. Например, в знаменитой Нагорной проповеди Иисус решительно заявляет: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф. 5:21–22 ). Такая же или почти такая же конструкция: «Вы слышали, что сказано древним [...] А Я говорю вам [...]» – повторяется и в следующих стихах (см. Мф. 5:23–43 ). Иисус укорял известного иудейского учителя Никодима: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» ( Ин. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Поэтому стяжание Духа Святого святыми добродетелями – это целая наука, жизненно преподанная святыми Отцами, особенно преподобным Серафимом Саровским . Святым добродетелям сопутствуют и все святые таинства. И если взыскуем мы Духа Святого святыми таинствами и святыми добродетелями, то Он в изобилии нам и подается (см. Лк.11:13 ). Нет здесь ни меры, ни границы: логосные, богочеловеческие бесконечности человеческого существа столь неизреченно велики, что практически мы никогда не можем наполнить их благодатью Святого Духа. Поэтому надо взыскивать Его неустанно. Отсюда и благовестие досточудного благовестника: Не мерою дает Бог Духа ( Ин.3:34 ). Мера Его – безмерность. Ибо человеческая душа, человеческий дух присно алчет Духа Святого. В человеческом мире совершенная полнота Святого Духа и Его благодати – это Богочеловек, Владыка Христос, а также Его Богочеловеческое Тело, Церковь , и в ней святые таинства и святые добродетели (см. Ин.1:16 ; Еф.1:6–8 ). Поэтому из существа, принявшего Духа Святого и носящего Его в себе, истекают реки воды живой, то есть благодать Святого Духа и все Его бесчисленные дары, необходимые человеческому существу для вечной жизни на земле и на небе. Разумеется, Дух Святой принимается верой в Богочеловека и за веру в Богочеловека=верой в Церковь и за веру в Церковь ( Ин.7:38–39 ). Весь весьма сложный подвиг во-духовления и одуховления, во-троичения и отроичения подается в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершаемом Богочеловеческой Личностью и жизнью Господа Иисуса на земле, то есть Им как Церковью. Это благовестие, это все-благовестие, воскресший Господь сказует Своим ученикам и преемникам перед Своим Вознесением: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:18–20 ). Богочеловек, Владыка Христос Собою как Церковью собирает и небо, и землю в единое Тело, в Тело Богочеловеческое; объемлет и все народы, спасая их Своим Евангелием: первым святым таинством – Крещением и остальными святыми таинствами и первой святой добродетелью – верой и прочими святыми добродетелями и подвигами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Овьетта — реальный персонаж. Ее имя встречается в протоколах процесса реабилитации Жанны д " Арк, где она давала показания о ее детстве и юности. Там же встречается и имя Манжетты. 322 Анжелюс — католическая молитва, читаемая 3 раза в день. 323 Госпожа Жервеза — чисто литературный образ. 324 Манжетта — реальный персонаж. 325 Аллюзия на слова Христа в Гефсиманском саду: «…душа Моя скорбит смертельно» (Мф, 26: 38). 326 Слова Христа из Нагорной Проповеди (Мф, 6:34). 327 пустой комментарий 328 Святой Петр был рыбаком и назывался Симоном. Когда он был призван к апостольскому служению, Христос сказал ему: «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф, 16:18) (Петрос — камень ( греч.)). 329 Малх — первосвященнический раб, которому святой Петр в Гефсиманском саду мечом отсек правое ухо, когда он вместе с вооруженными воинами и рабами, служителями первосвященников и фарисеев, хотел схватить Иисуса (Ин, 18: 10). 330 Таинство Евхаристии 331 Общение святых — см., например, Первое послание святого апостола Иоанна Богослова: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (Ин, 1:6–7). 332 Аллюзия на евангельский текст: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф, 10:39). В евангельском тексте «душа» понимается как «жизнь». 333 Пеги вкладывает в уста Овьетты слова, напоминающие ответ Людовика Святого, Гонзага (XVI b.) на вопрос, что бы он делал если бы через 25 минут настал конец света. Святой ответил, что продолжал бы играть в мяч… Этому святому Пеги посвятил очерк, опубликованный в 8–й Тетради 7–й серии от 31 декабря 1905 года. Там и приводятся эти слова. См.: Пеги Ш. Полное собрание прозаических сочинений: В 3–х тт. Париж: Галлимар, 1988. T. II. С. 380–381. 334 Benedicite — молитва перед едой. 335 Гора святого Михаила возвышается из вод Ла–Манша в нескольких километрах от берега, между провинциями Нормандия и Бретань. На вершине статуя Михаила Архангела. Имя Михаила Архангела встречается в Библии всего несколько раз, в том числе и в Откровении святого Иоанна (Апокалипсис) (Ин, 12:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии — слово ибо ( показывает причинную связь: принятие свидетельства Христа есть подтверждение того, что Бог истинен, потому что Иисус говорит слова Божии. Ибо не мерою дает Бог Духа — поскольку Бог Отец не мерою дает Духа Сыну, Сын говорит слова Божии, ср. 1:32. Отец любит Сына и все дал в руку Его — о любви как отношении между Отцом и Сыном см. 10:17; 15:9; 17:23–24,26. Иисус обладает полной властью действовать во имя Отца. Верующий в Сына имеет жизнь вечную — кульминация главы. Вера или неверие в Сына решает всё. Иоанн непосредственно связывает веру и вечную жизнь, в то время как апостол Павел вводит “промежуточное” понятие праведности, или оправдания. Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем — единственное место в Ин, где говорится о гневе Божием. В НЗ это эсхатологическое понятие, но у Иоанна оно, так же как и жизнь вечная, относится к настоящему времени (см. Рим 1:18). Суд над людьми происходит в зависимости от их отношения к Иисусу, и как только это отношение веры или неверия установлено, выносится приговор или к вечной жизни, или к гневу Божиему. То, что этот приговор вступает в силу уже сейчас, не отменяет его эсхатологического значения. 8. Самарянка (4:1–42) Эпизод с самарянкой не имеет параллели в синоптических Евангелиях, хотя обращает на себя внимание особый интерес Луки (Лк и Деян) к самарянам и к женщинам, — как и ко всем вообще людям, к которым было принято относиться с пренебрежением. Додд 15 указывает, что диалог в ст. 31–34 схож по форме с диалогом в Мк 3:31–35 (семейные отношения как образ духовного родства) и в Мф 4:1–4=Лк 4:1–4 (как и в Ин, пища как образ духовной жизни). Речь, обращенная к ученикам, напоминает Мф 9:37–38 и все притчи о зерне и урожае, в особенности Мк 4:3–9,26–29,30–32. Синоптические Евангелия указывают на близость великого урожая, который в них рассматривается как событие будущего: хотя Царство Божие уже живет среди людей в служении Иисуса, оно еще как бы первоначальное зерно. В Ин этот временной интервал исчезает (настанет время и настало уже). У Иоанна Царство Божие не уподобляется лежащему в земле зерну, но представляет дар и вызов современникам Иисуса — воду живую, вечную жизнь и служение в Духе.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Когда Он сказал это и пр.: в ответе Господа не заключалось ничего оскорбительного для первосвященника, Он говорил истину. Но одному из служителей ответ показался или неприличным пред такой особой, как Анна, или оскорбительным для сего последнего, и он заушил Господа из подобострастия своему владыке. Этот поступок слуги показывает, что допрос у Анны был частный, а не официальный – пред Синедрионом, где такой поступок едва ли был возможен. После первого заседания Синедриона в эту ночь, над Господом ругались и заушали Его, но это было не во время самого допроса, а после, когда члены Синедриона удалились (ср. прим. к Лк. 22:63–65 ). – Иисус отвечал и пр.: «если, говорит, ты можешь порицать сказанное Мною, то докажи, что Я сказал худо; если же не можешь, то за что бьёшь Меня? Или и так: если Я говорил худо, т. е. если Я учил худо, когда учил в синагогах, то приступи теперь и свидетельствуй об этом худом учении Моём и доставь полные сведения первосвященнику, который теперь спрашивает Меня об учении Моём. Если же Я учил хорошо, и вы служители дивились Мне, то за что теперь ты бьёшь Меня, которому прежде ты удивлялся?» (Феофил.). 24. Ин. 18:24 . Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе. 25. Ин. 18:25 . Симон же Пётр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрёкся и сказал: нет. Ин. 18:18 ; Мф. 26д. п. 26. Ин. 18:26 . Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Пётр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? 27. Ин. 18:27 . Пётр опять отрёкся; и тотчас запел петух. Ин. 13:38 . Анна послал Его связанного, т. е. в том же виде, в каком Господь приведён был к нему (ст. 12), к Каиафе, через внутренний двор (см. прим. к ст. 15), где был разложен огонь и где был Пётр, уже раз отрёкшийся от Господа (ст. 17, 18, 25). – Симон Пётр стоял и грелся: указание, что последующие отречения были на том же дворе, где последовало первое, и что это был общий двор при доме первосвященническом, в котором жили Анна и Каиафа. – Тут сказали ему и пр.: общее, чем у первых евангелистов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Что касается пророчества Захарии, который говорил о том, как избранный народ Божий со временем будет с раскаянием взирать на Иегову, Которого он же пронзил, то евангелист, не входя в подробные объяснения, отмечает только, что пророчество это, непонятное для читающего книгу Захарии, стало понятно для того, кто смотрел на пронзенного копьем Христа: отныне будут теперь взирать с верою на Того, Кого пронзили, т.е. будут (иудеи, а отчасти и язычники, представителями которых были римские воины) с благоговением признавать во Христе своего Искупителя, Который источает возрождающую людей благодать. Ин.19:38 .  После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Ин.19:39 .  Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Ин.19:40 .  Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. Ин.19:41 .  На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Ин.19:42 .  Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. Сообщая здесь о снятии с креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков ( Мф.27:57–60 ; Мк.15:42–46 ; Лк.23:50–53 ) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа (о Никодиме см. Ин.3 ). Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно, состав из мирровой смолы и алойного дерева (ср. Мк.16:1 ), для того чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа, этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Царю. Также один Иоанн замечает, что гробница Христова находилась в саду. Не дает ли он намек на то, что этот сад должен явиться новым Эдемом, где восставший из гроба новый Адам – Христос выступит в своей прославленной человеческой природе, как некогда также в саду вступил в жизнь древний Адам?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010