Бог в Ветхом Завете говорит и о Мессии, который принесет в этот мир все вышесказанное. Мессия не будет принадлежать к роду священников Левитов, Он будет совершенным человеком из рода Иудина и будет Он священником Бога. Он, Мессия, будет принесен в жертву за грехи людей и приблизится к Богу не потому, что унаследовал сан священника (как это происходило в роду Левитов), а потому, что Сам будет подобен Богу – совершенен будет Мессия. Если люди последуют за таким Мессией и примут Его плату за грехи всего мира, то Господь вложит закон во внутренность их и напишет его на сердцах их, и будет Господь милостив к ним, ибо справедливость Его будет удовлетворена. И уже затем они могут стремиться стать ближе к Богу, так как Он хочет общаться со Своим творением (Бытие 3:8–11), но грех не позволяет делать этого. Не спорю, что все это достаточно сложно и запутанно, но всестороннее изучение Ветхого Завета может в полной мере разъяснить все трудности. Все писание полезно, включая и систему искупления. Но Бог обещал в Библии заключить новый завет со Своим народом. Новый завет начался с того, что старая система жертвоприношений была заменена совершенной жертвой в образе Мессии, Иисуса. Многие книги Писания рассказывают о Мессии, с Которого начинается новый завет. Бог сделал Его “жертвой умилостивления” и “…Он взял на Себя наши немощи [грехи] и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились”. (см. Исаия 53). Если хотите, можете заплатить за собственные грехи – вам будет стоить это жизни в вечности. Вы умрете за свои грехи и отправитесь прямиком в ад. Или, благодаря любви Божией, Мессия может заплатить эту страшную цену за вас. Взяв на Себя наши немощи, Он принес вам мир с Богом. Бог же позволит вам войти на небеса и остаться там навсегда, так как правосудие будет удовлетворено. Именно по этой причине, увидев Иисуса, Иоанн Креститель сказал: “… вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира… Верующий в Сына [Иисуса] имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем”. (Иоанна 1:29; 3:36).

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

И когда насытились, Иисус Христос попросил собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали двенадцать полных коробов остатков от хлеба и рыбы. Тогда люди, видевшие чудо, сказали: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» ( Ин.6:14 ). Но вот до Иисуса дошли слухи, что против Него замышляется нечто. Группа иудеев сговорилась, нечаянно взять Его и, не откладывая, провозгласить царем (см. Ин.6:15 ). Вероятно, они думали, что Тот, Кто способен накормить пятью хлебами тысячи голодных, будет властен освободить еврейский народ от ига римлян. Но Христос учил: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин.18:36 ). И теперь понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону моря. Сам же удалился на гору и там молился. Хождение по морю ( Мф.14:25–33 ) Спустилась ночь. Поднялся сильный ветер, все разошлись. Христос один оставался среди скал. Он молился. А в это время ученики в полной тьме плыли по озеру и едва справлялись с поднимающимися волнами. Дул сильный восточный ветер, и море волновалось. Они доплыли почти до середины моря и совершенно выбились из сил. Волны заливали лодку, и ей грозила опасность. Духовным взором Христос увидел Своих учеников, бедствующих в плавании. Около четвертой стражи ночи, то есть уже перед рассветом, Он пошел к ним по морю. Ученики, увидев Его идущего по воде, встревожились. Они не верили своим глазам, думали, что это призрак или обман зрения. Нервы их были напряжены и утомлены. Их объял ужас, и они начали кричать, указывая друг другу на приближающийся к ним призрак. А волны сильно били лодку. И вдруг они услышали внятный, знакомый голос Учителя: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» ( Мф.14:27 ). Не было сомнения, что это был Христос. Но все-таки, не обман ли здесь зрения и слуха? «Господи! если это Ты, – сказал Петр, – повели мне прийти к Тебе по воде». – «Иди», – ответил Христос (ср. Мф.14:28 ). В смелой решимости и с полной надеждой на всемогущую силу своего Учителя и Господа Петр перешагнул через борт лодки. Волны подхватили его, и он пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Христос был совсем близко, как вдруг сильный порыв ветра поднял новые огромные волны. Сомнение закралось в душу Петра. Он испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня». Иисус тотчас протянул к нему руку и, поддержав его, сказал: «Маловерный! зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Иез.34:26 .  Дарую им и окрест­ностям холма Моего благо­слове­ние, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благо­слове­ния. Новые отношения между Богом и Израилем коснутся и бездушной (не одушевленной лишь, как в 25 ст.: зверей) природы, сообщив ей необыкновенное плодородие; так как последнее в Палестине зависело всецело от дождя, то о нем и речь ближайшим образом. – «Холма Моего», т. е. Сиона, общее – Иерусалима с его храмом, который по XLVII гл. будет каким-то таинственным образом (см. объяснение там) обусловливать исходящею из него рекою плодородие будущей (таинственной) обетованной земли. Иез.34:27 .  И по­левое дерево будет да­вать плод свой, и земля будет да­вать про­изведе­ния свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Го­с­по­дь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки по­работителей их. Ср. Лев. 25:18–19, 26:3–4 . – «Безопасны» – слав. «с надеждею мира». – «Сокрушу связи ярма их». Израиль мыслится под образом подъяремного животного. Ярмо состояло, как и теперь, из двух частей, связанных поперечным бревном. – «Освобожу из руки поработителей их». Ближайшим образом разумеется освобождение от халдейского ига. Иез.34:28 .  Они не будут уже добычею для народов, и по­левые звери не будут по­жирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. Иез.34:29 .  И про­изведу у них насажде­ние славное, и не будут уже по­гибать от голода на земле и терпеть по­срамле­ния от народов. «Полевые звери», может быть, синоним «народов». – «Насаждение славное». Может разуметься вся растительность земли, которая по Иез.36.35 станет настоящим раем. Но выражение напоминает и нередкое у пророков ( Ис 11.1 ; Иер 23.5 ; ср. Иез.17.22 ) представление Мессии под образом отрасли; такому пониманию благоприятствует употребленный здесь глагол, точнее переводимый не «произведу», а как у LXX: «восставлю», и чтение LXX: «сад мирен» (читали шалом, мир, вместо лешем, во имя, славный). «И не будут к тому малы числом на земли» – только в слав. Библии. – «Не будут уже погибать от голода на земле», особенно частого во время постоянных опустошительных войн у евреев с соседями (подтверждение для «мирный» LXX); вообще же Ханаан отличался плодородием. – «Посрамление» за бедность, доходившую до голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Имущественная» тема присутствует и в Деян. Говоря о Церкви как о собрании учеников, у которого «было одно сердце и одна душа», дееписатель отмечает: 32 И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... 34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного 35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 32. 34-35). Там же приводятся конкретные примеры как положительного характера (Иосия, прозванный Варнавой, который продал все и положил деньги к ногам апостолов; 4, 36-37), так и отрицательного (Анания с женой Сапфирой, утаившие часть своих денег; 5, 1-11). Святой Дух в Лк. и Деян. В Писаниях Луки много внимания уделяется действию Святого Духа в Церкви. Действие Святого Духа — вот то главное, что определяет Церковь не просто как общество людей, хранящих единство Предания и веры и живущих по каким-то определенным правилам, а как собрание, где продолжает присутствовать Живой Господь, воскресший Иисус. Особенно это видно в Деян., где «очень много» Святого Духа и Его действие описано с таким восторгом и так зримо, что возникает ощущение непрекращающейся Пятидесятницы, как в Церкви на самом деле и происходит. Такое повышенное внимание Святому Духу — оборотная сторона замысла св. Луки. Разделив в линейности время Иисуса и время Церкви (см. выше), он пишет о присутствии Бога в Церкви в Святом Духе при видимом, телесном отсутствии в ней Иисуса. Святой Дух в Лк. Присутствие и действие Святого Духа («другого Утешителя», как Он именуется в Ин. 14, 16) подчеркивается не только в Деян., где это бесспорно важнее и актуальнее (ведь Иисус уже не присутствует зримо, телесно), но и в Лк. Само слово «Дух» (to pneu=ma) в Лк. употреблено 14 раз (в Мф. — 10; в Мк. — 6). Из них обратим внимание на такие случаи: В начале Евангелия все поочередно, исполнившись Духа Святого, пророчествуют: Елисавета (1, 41), Захария (1, 67), Симеон (2, 25-26). Гавриил — вестник Святого Духа. Жизнь Иисуса Христа зачинается как наитие Святого Духа:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Многие из нас страдают унизительной привычкой браниться дурными словами, божиться. Заповедь же Господня нам гласит: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:37 ). В другом месте Господь предупреждает нас и говорит, что за всякое праздное слово мы дадим ответ в день суда (см.: Мф.12:36 ). – Господи, прости нам наше празднословие, суесловие, сквернословие, многоглаголание. Помолимся вместе с пророком Давидом: Положи, Господи, хранение устам моим и огради двери уст моих ( Пс.140:3 ). Для нашего общего назидания послушаем, что пишет святой апостол Иаков в своем Соборном послании (чти гл. 3 со второго стиха). Какие еще грехи и мерзости мы допускаем в своей повседневной жизни? Мы часто ленимся, нечестно выполняем свои служебные обязанности, грубим друг другу. Мы часто раздражаемся, гневаемся, не терпя обид или неприятностей друг от друга. – Господи, прости нам! Господи, в добре и правде, честности и святости укрепи путь земной жизни нашей! А сколько бед и несчастий приносят человеку грехи плоти: блуд, прелюбодеяние и всякая плотская нечистота. Сколько разбитых супружеств, покинутых жен или мужей, осиротевших детей стало жертвой этого греха! А между тем нам даже в помыслах запрещено грешить этими грехами, ибо сказано: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Кто из нас чист от этого греха? Кайтесь! Кайтесь каждый чистосердечно и искренне! – Господи! Прости меня за грех пристрастия к телу, за служение плотским страстям и вожделениям. Господи, очисти мое сердце, просвети ум, укрепи волю в борьбе с похотью тела и растленностью воображения. Много еще и других грехов в нашей жизни! Их всех просто перечесть невозможно! Вот, например, человек стоит в храме и молчит и, по-видимому, никому зла не приносит и никакого греха не творит. А если заглянуть в его душу, то сколько там обнаружится тайных мыслей, скрытых дурных желаний, всяких вожделений и воздыханий! Чего только не позволяем мы себе в тайных мыслях: и осуждаем одних людей и завидуем другим, и себя превозносим и не стыдимся разных непристойностей и мерзостей! В нас живут как бы два разных человека. На виду, на людях – один человек, а внутри себя – совсем другой: тут мы слабые, завистливые, похотливые, мелочные, гордые, бессовестные, как будто уже совсем потерявшие образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Многого надо остерегаться. Оскверняется душа и от чтения книг, смакующих плотские страсти, от воззрения на бесстыдные изображения. Есть скверна и у философов, восхваляющих грубый эгоизм, подобно Максу Штирнеру 10 , и право сильного, как в философии Ницше 11 , идейного отца немецкого нацизма. Мы оскверняем свою душу всякий раз, когда прислушиваемся к сплетням и клевете, а тем более когда сами становимся причастными к ним. Оскверняемся сквернословием, к которому так привыкли многие из нас, ибо Господь сказал, что не только всякое злобное, злое и нечистое слово, но даже «всякое праздное слово» в Его глазах тяжкая вина (см. Мф. 12:36 ). Будем же избегать бесстыдства, которое вы видите вокруг себя. Разве это не скверна – множество бесстыдных полуголых женщин на улицах? Помните, что говорил апостол Павел своему ученику апостолу Тимофею о том, как должны одеваться женщины. Он писал, чтобы Тимофей следил за тем, «чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали бы себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» ( 1Тим. 2:9–10 ). Вы знаете, что женщины, посвящающие себя Богу, идущие в монастырь, ходят в длинных черных одеждах. Следует и нам, подражая им, одеваться скромно. Истинно верующие до такой степени боялись скверны мира, что уходили далеко в леса и пустыни, в монастырские кельи и там всю жизнь проводили в молитвенном общении с Богом. Все святые, все подлинные монахи и монахини искали атмосферы духовной, совершенно противоположной мирской, в которой так много соблазнов. Они жили так, как поется в акафисте Иисусу Сладчайшему 12 : «Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуия», и всегда устремляли свой мысленный взор на небеса. И нам, живущим в миру, надо хоть немножко им подражать и не забывать апостольские слова: «Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научались, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами» ( Флп. 4:8–9 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Не мешало бы спросить себя, о Каком «Сыне Человеческом» здесь говорится? Неужели о смертном человеке? Может ли человек говорить о себе подобные слова, если он не лишился совершенно и рассудка и совести?В связи с этим текстом можно указать, что Христос во всех трех первых Евангелиях упоминает о пришествии «Сына Человеческого на облаках, с великою славою и силою (см. Мф.24:27. 30 ; Мк.13:26 ; Лук.21:27, 36 ). Давид Штраус (das Leben Jesu) с досадою констатирует этот факт и затрудняется, чем объяснить подобные слова. Вопрос о том, что Христос Сам о Себе говорил, имеет для нашего вопроса столь принципиальное значение, что я позволю себе привести еще несколько цитат из Его речей. Как может смертный человек говорить о себе: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ); или «Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня ( Ин.14:6 ); или «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ), или «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца, Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Ин.5:23 ); или «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них» ( Мф. 18:20 ); или «Истинно, истинно говорю вам, прежде нежели Авраам был, Я есмь» ( Ин.8:58 ); или «Ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ); или «Кто исповедает Меня пред человеками, того и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божиими» ( Лук.12:8 ); или «Дана Мне всякая власть на небе и на земле… и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18,20 ). Как смотрели на Христа ближайшие Его ученики, видно из Первого послания ап. Иоанна (гл. 5, ст. 20), где он говорит: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Что евреи поняли Христа именно в этом смысле – видно из их ответа: «Не за добрые дела побиваем Тебя камнями, а за богохульство, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом ( Ин.10:33 ). По этой же причине первосвященник и разодрал свои одежды и признал Его повинным смерти за богохульство ( Мк.14:63,64 ). Как легко Христос мог бы оправдать Себя, если бы Он вышеуказанными словами имел в виду сказать нечто другое.

http://azbyka.ru/mozhet-li-sovremennyj-c...

Непослушные власти христиане справедливо подвергаются суду и осуждению. Это осуждение, по мысли Апостола, изрекает против ослушников Сам Господь, а приводят в исполнение – правители (ст. 3). Речь идет, таким образом, не о вечном наказании, а о временном. Рим.13:3 .  Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, Рим.13:4 .  ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Здесь Апостол обосновывает только что высказанную им мысль о том, что ослушник власти вредит себе самому. Он вызывает против себя кару, вместо того, чтобы получить ободрение от власти. – «Для добрых дел». Добрые дела, а также и злые у Ап. Павла здесь представляются как бы живыми лицами. Заметить нужно, что когда Апостол писал послание в Рим, там еще Нерон не свирепствовал против христиан, – это были первые три-четыре года по вступлении его на престол – лучшие дни его царствования. Да при том Апостол здесь опять говорит о власти с точки идеала. – «Не напрасно носит меч», т. е. не даром перед судиею в Риме и в Греции носили меч. Апостол допускает возможность, считает естественным, если судия или правитель и воспользуется мечом для совершения казни над преступником. Особенно это право меча – Jus gladii – употребления его в потребных случаях предоставлено было правителям римских провинций (Upiani Digest. II1–3). Рим.13:5 .  И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Ввиду нравственного характера служения властителей, им необходимо повиноваться также не только из страха наказания, но и по нравственным побуждениям – «по совести» – или, как выражается Ап. Петр, «ради Господа» ( 1Пет 2:13 ). Отсюда ясно, что если христианская совесть, имея в виду ясно выраженную волю Христову, противится исполнению требований власти, идущих против этой совести, то христианин обязан более повиноваться голосу совести, чем требованию власти. Т. е. Апостол устанавливает здесь известное право суждения о действиях власти. Он и сам показывал пример такого отношения к действиям властей (см., напр., Деян 16:36–37, 22:25 ). Но опять здесь нужно повторить, что право неисполнения повелений власти предоставляется Апостолом только и исключительно в делах религии, когда власть государственная начинает деспотическими мерами искоренять истинную веру. Тут, действительно, христианин обязан стоять за веру, не уступая ни на шаг, но его протест не может и в этом случае охватывать собою все отношения жизни. Гражданские свои обязанности христианин должен исполнять при всяких обстоятельствах и оставаться всегда верным слугою правительства в гражданском отношении, хотя бы это правительство и принимало строгие меры к искоренению христианской веры. Так поступали христиане Римской империи во время самых тяжелых, воздвигавшихся против них римскими императорами, гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но еще более замечательно то, что крещение — и, очевидно, также лишь крещение покаяния — было воспринято и учениками Иисуса, когда Он пришел с ними в землю Иудейскую «и там жил с ними и крестил» (3,22). Правда, это неожиданное сообщение пояснено в 4, 2 в том смысле, что «Сам Иисус не крестил, а ученики Его», тем не менее, евангелист прямо сопоставляет две группы крестящих: Иисус и ученики его и Иоанн и ученики его (3, 22, 25–6), так что возникло соперничество у учеников Иоанновых: «и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит и все идут к Нему» (3, 26), — и этим вызвали приснопамятный ответ Иоанна, самосвидетельст–во Предтечи, «друга Жениха» (3, 27–36). «И когда узнал Господь, что услышали Иудеи, что Иисус приобретает учеников и крестит больше, чем Иоанн, оставил Иудею и отошел в Галилею» (Ин. 4, 1–3). Других указаний о крещении учеников Иисусовых в Евангелии не встречается. Нет сомнений, что это было не новозаветное крещение — в смерть Господа, которое и невозможно было ранее самой искупительной Его смерти. Это была дань участия в том покаянном движении, которое сосредоточилось вокруг Иоанна, почему и отмечается учениками его с удивлением и некоторой ревностью больший успех учеников Иисуса. И это была дань уважения к делу Крестителя, которое не было просто отменено и закончено с исполнением его предназначения, но еще продолжалось в известном ограниченном размере до заключения в темницу и смерти Предтечи. Ею оно и закончилось, хотя некоторое время и продолжало существовать уже в качестве некоторого духовного пережитка. Насколько явление самого Предтечи предшествовало явлению Христа, настолько же и крещение его приуготовляло к новозаветному крещению. Можно, в частности, сказать, что оно уготовляло для него священное вещество — воду, ибо крещальные воды суть воды Иорданские, и крещальное водоосвящение есть крещенское, богоявленское водоосвящение (см. последование крещения). Иоанн познал таинство водное, он явил воды иорданския (не в географическом, но в мистическом смысле).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

«Что город моавитский тождествен с встречающимся в других местах Аром, без приложения «Моав» и позднейшим Ареополем, это не подлежит никакому сомнению и общепризнано, ср. напр. Gesen. Thesaurus S. v. Из данного места мы видим, что этот город лежал прямо на границе земли Моавитской и притом северной границы, так как она образуется Арноном теперешним Модшев. Это видно также из Втор.2:36 : «от Ароира, который на берегу потока Арнона, и от города, который на долине, до (горы) Галаада не было города, который был бы неприступен для нас: все предал Господь Бог наш (в руки наши)». Город, который лежал непосредственно при Арноне, в его долине, противополагается здесь Ароиру вблизи Арнона. Город в долине Арнона в данном случае не иной какой, а именно тот, о котором каждый прежде всего вспоминает, потому что он носил имя «город». Что Ар лежал непосредственно при моавитской границе, здесь это ясно не только из того, что обозначается расположенным в долине Арнона, который всегда является, как моавитско-амморейская и израильская граница ср. особенно Втор.3:16 ; «И сынам Рувима и Гада дал он Галаад до потока Арнона, землю между потоком и пределом, до потока Иакова, пределов сынов Аммоновых», а касательно выражения см. Gesen. Jhesaur. р. 364, по которому северная половина долины Арнона северный берег Арнона уже принадлежал аморейско-израильской области, – но также из того, что этот город обозначался как terminus a quo израильских завоеваний, что предполагает, что он лежал прямо при границе. К тому же самому результату приводит Иис Нав.13:9–16 : «и город, который по средине долины»... Здесь Ар, как разграничивающей terminus a quo израильских владений противополагается Ароеру, как включающему (Henstenberg, Bil. S. 344–345). Более близкое объяснение касательно местоположения его доставляет нам еще Чис.21:14–15 , «потому и сказано в книге браней Господних: Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется к Шебет-Ару и прилегает к границе Моава». Согласно этому Ар лежал, во-первых, у северной границы Моавитской области, ибо земле по ту сторону ее – амморейской области –принадлежали завоевания детей Израиля, о которых речь в этом месте; во-вторых, специально там, где Арнон принимает воды многих других ручьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010