Проповедник должен постоянно трудиться над обогащением своего языка. Это позволит сделать проповедь более яркой и глубокой. Для обогащения языка прежде всего необходимо постоянно читать качественную литературу. Это не только Священное Писание и святоотеческие творения. Это и художественная проза, и поэзия. Книги, получившие широкое признание и вошедшие в золотой фонд мировой литературы, являются лучшим подспорьем для обогащения языка. Читая классическую литературу, проповедник расширяет словарный запас и совершенствует свои творческие способности. Он начинает более свободно владеть речью, его речь становится более образной, ясной и убедительной. § 8.3. Стиль проповеди Для церковной проповеди характерен особый стиль речи. В современном языкознании под стилем принято понимать систему языковых средств, которые используются в определенной сфере человеческого общения. Стили речи – это функциональные разновидности единого литературного языка, которые обусловлены исторически и закреплены в традиции. Стили отличаются между собой используемыми языковыми единицами и способами их отбора, сочетания и употребления 288 . В русском языкознании традиционно выделяют пять основных стилей языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный. Однако с 1990-х гг. ряд ученых говорят о церковно-религиозном стиле как о самостоятельной разновидности русского литературного языка. Поскольку главной сферой употребления этого стиля является церковная проповедь, его также называют религиозно-проповедническим 289 . Укажем здесь на главные особенности проповеднического стиля, которые выделяют современные российские исследователи 290 . Готовясь к произнесению проповеди, священник должен их учитывать. Проповедник стремится оказать воздействие на разум и чувства слушателей, чтобы побудить их к особым действиям. То есть проповедник ставит перед собой педагогические задачи, он воспитывает вверенную ему паству. Дидактические задачи проповеди обуславливают и выбор языковых средств для их достижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Непосредственно в момент произнесения речи проповеднику нельзя сосредотачиваться на своем дыхании. Это отвлекает от содержания речи, ведет к скованности и излишнему напряжению в голосовом аппарате. В результате голос становится напряженным и неестественным. Проповедник должен позволить своему телу действовать свободно без специального напряжения. Это лучший путь к «правильному дыханию». Речь может быть описана тремя основными параметрами: сила, высота и темп. Изменение голоса по этим параметрам всегда производит на слушателя определенное впечатление. Умение управлять своим голосом сводится к умению варьировать именно эти параметры. 8.4.2. Дикция Прежде чем говорить о параметрах изменения голоса, необходимо обратить внимание на дикцию. Под дикцией (от лат. dicere – говорить) принято понимать ясное и четкое произношение звуков речи, соответствующее орфоэпической норме. Выразительность дикции – это важный аспект всякой публичной речи. Невнятное произнесение осложняет для слушателей понимание речи. Поэтому проповедник должен обращать особое внимание на свою дикцию. Неясное произношение может выражаться в «съедании» звуков в середине или в конце слова, звучании «сквозь зубы», «наскакивании» слов друг на друга (при излишне быстром их произнесении) и т. п. 293 В процессе образования звуков речи участвуют губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. Все вместе они входят в состав речевого аппарата 294 . Причем язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть участвуют в этом процессе активно; а верхняя челюсть, зубы, зев и гортань – пассивно. Все составляющие речевого аппарата должны слаженно работать во время публичной речи. Всякий оратор должен приучать себя говорить плавно, хорошо открывая рот, так как это является важным условием для формирования звука и его «посыла». Причины плохой дикции могут быть двух типов: органические и неорганические. Органические причины являются, как правило, врожденными и потому их устранение требует медицинского вмешательства (например, применения специальных устройств для выпрямления зубов или даже оперативного вмешательства).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Ссылаясь на свой личный опыт, архиеп. Амвросий писал, что импровизированная проповедь может длиться самое большее 15–20 минут. Получасовая импровизированная проповедь, по его наблюдению, будет уже проповедью «с напряжением». При этом если в храме преобладает простой народ, то уже на десятой минуте оратор заметит, что «живые и как бы горящие» глаза «начинают тускнеть», а «внимание очевидно слабеет» 311 . Добавим, что продолжительность проповеди непосредственно связана и с тем богослужением, во время которого она звучит. Проповеди на литургии, всенощном бдении, молебне и отпевании, конечно, будут иметь разную продолжительность. На длительность проповеди может существенно повлиять и уникальность момента ее произнесения. Уже отмечалось, что в случае, когда священник принимает решение произнести экспромт без всякой подготовки, его речь не должна длиться дольше 3–5 минут. Такой краткий экспромт всегда будет отражать уникальное состояние, охватившее проповедника при совершении богослужения. Если же проповедь заранее подготовлена и тщательно продумана, она будет длиться дольше, чем экспромт. В целом можно сказать, что в XIX-XX вв. средняя продолжительность богослужебной проповеди в Русской Церкви имела тенденцию к сокращению. В последние десятилетия, когда восприятие современного человека существенно изменилось под влиянием кино, телевидения и Интернета, проповеднику становится все сложнее удерживать внимание аудитории. Принимая во внимание темп современной жизни и характерную для молодежи «клиповость мышления», вызванную информационным бумом, священник не должен утомлять слушателей избыточно длинными проповедями. Кроме того, необходимо искать выразительные средства языка, более близкие современному человеку. Таким образом, не существует жестких правил относительно продолжительности проповеди. Каждый проповедник по мере приобретения опыта и формирования собственного стиля проповеди сможет выработать и свой особый подход к ее продолжительности. Тем не менее, как показывает пример опытных проповедников, продолжительность современной православной богослужебной проповеди обычно колеблется от 5 до 15 минут и редко выходит за эти рамки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Следует помнить, что во время публичной речи оратор, охваченный волнением, утрачивает способность контролировать свои жесты. В результате наружу вырываются усвоенные годами привычки, которые в бытовом общении остаются практически незаметными. Оратор начинает непроизвольно совершать жесты, свидетельствующие о его внутреннем волнении и растерянности. Кто-то теребит пуговицу или постоянно поправляет галстук, кто-то разглаживает волосы или потирает руки, кто-то пытается засунуть руку в карман. Нечто подобное может происходить и с сильно разволновавшимся проповедником. Такие непроизвольные жесты отвлекают внимание слушателей, которые перестают слышать слова и начинают следить исключительно за движениями рук проповедника. Необходимо работать над собой и добиваться более выверенных жестов во время проповеди. Пастырь может специально записывать свои проповеди на видео с целью последующего анализа жестикуляции. Это поможет избавиться от нежелательных привычек. 8.5.5. Возвращение в алтарь после проповеди После окончания проповеди пастырю следует, повернувшись к царским вратам, в мысленной молитве поблагодарить Бога за помощь, осенить себя крестным знамением и поклониться в сторону алтаря. Удаляться с амвона, как и выходить на него, следует неспешно, чинно и благоговейно, не озираясь по сторонам. Если пастырь чувствует, что его проповедь была не слишком удачной, нельзя делать видимых знаков отчаяния и уныния. Уход с амвона не должен напоминать бегство побежденного с поля боя. Равно как и удачная проповедь не должна рождать в проповеднике самодовольства. Таковы основные советы, которые можно дать начинающему проповеднику относительно произнесения проповеди. При этом никогда нельзя забывать, что проповедник возвещает с церковной кафедры Благую Весть, свидетельствует о Христе, делится с народом своим опытом жизни во Христе. И потому, как писал профессор Амфитеатров, подлинным проповедником «может быть только тот, кто по религии искренно благочестив, ... а правила – пусть они будут самые точные и верные – ничего не значат для бездушного. Внимай себе, войди в дух своей беседы, и беседуй от духа: тогда и действовать будешь благообразно, чинно, не механически, а духовно. Это и есть главное и последнее правило для проповедника, желающего действовать благопристойно» 304 . § 8.6. Продолжительность проповеди

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Важно помнить, что сила, высота и темп речи тесно взаимосвязаны. Потому для того, чтобы более эффективно донести до слушателя свои мысли и переживания, нужно сочетать различные параметры изменения голоса. Так, варьирование высоты голоса обычно связано и с изменениями громкости. Повышая голос, человек обычно начинает говорить громче. Замедление речи может сочетаться с уменьшением громкости или понижением голоса. Ускорение темпа речи можно сочетать с восходящей интонацией. Однако все изменения параметров голоса должны подчиняться требованию естественности. Речь проповедника не должна превращаться в монолог театрального актера. 8.4.6. Паузы Еще одним важным инструментом оратора являются паузы. Искусно употребленная пауза – это именно тот случай, когда молчание становится золотом. Паузы в устной речи соответствуют знакам препинания в тексте (запятым, точкам, двоеточиям, точкам с запятой и т. д.). Пауза побуждает аудиторию к размышлению над услышанным, акцентирует нужные слова или фразы. Обычно проповедники боятся пауз. Остановка в речи кажется им признаком неуверенности или растерянности. Поэтому, чтобы не допустить пауз, они начинают употреблять многочисленные слова-связки, превращающиеся в слова-паразиты (значит, в общем, то есть, итак). Слова-паразиты в проповеди не должны присутствовать в принципе, и следует обратить особое внимание на искоренение подобного навыка, что касается и звуков-паразитов (ммм, эээ и пр.). Важным качеством проповедника должно стать умение выдерживать паузы. Если остановка в речи не является избыточно долгой, она не отталкивает, а привлекает слушателя. А вот наличие слов-паразитов, заполняющих паузы, наоборот, отвлекает и рассеивает внимание аудитории. В проповеди является обязательным употребление пауз в следующих местах: 1) После начального славословия: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Здесь пауза имеет для пастыря, выходящего на амвон, особое, можно сказать, стратегическое значение. Когда священник появляется на амвоне, ему необходимо привлечь к себе и своему слову внимание людей, присутствующих в храме. Как это сделать? Очень просто. Начальное славословие проповедник

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Еп. Климент (Вечеря), В. В. Бурега Сравнительное богословие и история западных исповеданий в КДА Академический устав 1809-1814 гг. не выделял сравнительное (или обличительное, как оно тогда называлось) богословие в самостоятельную дисциплину. Более того, составители устава считали нецелесообразным уделять слишком большое внимание «части полемической». Преподавателю богословского класса предписывалось давать студентам лишь общее понятие «о вопросах, в споре обращающихся, и о лучшем способе их разрешения». В соответствии с типовым конспектом по богословским наукам, подготовленным в 1814 г. в СПбДА и впосл. разосланным во все ДА, обличительное богословие входило в состав общего курса богословия и изучалось во 2-м полугодии 4-го года обучения вместе с «собеседовательным богословием» (гомилетикой) и каноническим правом. Т. о., в первые годы существования КДА студенты получали лишь самые общие сведения о вероучении других христианских конфессий в рамках общего богословского курса. Бакалавры богословских наук должны были преподавать не только обличительное богословие, но и ряд других разделов богословия, что не способствовало самостоятельному развитию этой дисциплины. В 30-х гг. XIX в. ректор свт. Иннокентий (Борисов) в богословском курсе рассматривал обличительное богословие как отдельную дисциплину и стремился выделить ее в самостоятельную кафедру. По воспоминаниям одного из студентов КДА 30-х гг. XIX в., «полемическое богословие в Академии и семинариях исключительно обязано ему (свт. Иннокентию.- В. Б.) своим бытием в настоящем виде» ( Феофилакт (Праведников). 1895. С. 637). Тем не менее до 50-х гг. XIX в. бакалавры богословских наук совмещали в КДА преподавание обличительного богословия с преподаванием др. дисциплин. Наиболее ранние из сохранившихся программ КДА по обличительному богословию относятся к 1847/48 и 1848/49 уч. г. (ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 2981). Они были составлены преподовавшим эту дисциплину архим. Антонином (Капустиным). Во введении в свой курс он рассматривал цели и задачи обличительного богословия, раскрывал его метод и приемы, говорил о его связи с другими богословскими дисциплинами.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

На каждый воскресный день установлено чтение не только Евангельского фрагмента, но и отрывка из Книги Деяний или Апостольских посланий. В период от Пасхи до Пятидесятницы читается Книга Деяний, затем Послания: Римлянам (с недели 2-й по неделю 7-ю по Пятидесятнице), Первое Коринфянам (недели 8–13), Второе Коринфянам (недели 14–19), Галатам (недели 20–22), Ефесянам (недели 23–27), Колосянам (недели 28–30), Первое Тимофею (недели 31–32). Таким образом, на воскресных литургиях в рамках апостольских чтений звучат фрагменты из восьми библейских книг. В современной практике крайне редко можно услышать на воскресной литургии проповедь, посвященную апостольскому чтению. И потому, к сожалению, столь важный библейский ресурс практически не используется современными проповедниками. Это приводит к тому, что рядовые прихожане также сравнительно мало внимания уделяют Апостолу. Для них воскресное библейское чтение – это прежде всего Евангельское зачало, в тени которого Апостольские послания остаются малозаметными. Конечно, проповеднику не нужно игнорировать Апостольские чтения. Избежать повторов и формализации воскресной проповеди можно как раз путем подготовки проповедей на чтение из Апостола. Например, можно последовательно несколько воскресений подряд произносить проповеди, посвященные той из книг апостола Павла, которая читается в этот период за богослужением. Такой цикл проповедей стоило бы предварить краткими сведениями об этой книге, о поводе к ее написанию и о ее главной теме. Чтения из Посланий апостола Павла, как правило, отличаются особой богословской глубиной. Они значительно труднее для понимания, нежели широко известные Евангельские тексты. Поэтому общедоступное их толкование крайне важно для рядовых прихожан. Произнося циклы проповедей на Павловы послания, священник должен стремиться формировать у прихожан целостное видение этих книг, давать слушателям ключ к дальнейшему самостоятельному их изучению. Иногда проповедники пытаются увязать в единое тематическое целое перикопы из Апостола и Евангелия. Но здесь нужно помнить, что тематическая связь между этими двумя отрывками объективно заложена лишь в воскресных чтениях великопостного периода, в дни праздников и дни памяти святых. В большинство же воскресных дней года прямая тематическая связь между Апостольским и Евангельским чтением отсутствует. И проповедник, стремящийся увязать их в единое целое, иногда рискует установить искусственную связь между двумя библейскими текстами. А это может повлечь за собой не раскрытие, а наоборот, затемнение смысла обоих отрывков или даже искажение их смысла. Поэтому проповеднику надо быть предельно внимательным при подготовке к таким проповедям. 5.3.3. Ветхий Завет в проповеди

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Публицистические тексты сосредотачиваются, как правило, на актуальных проблемах политической жизни, экономики, культуры, науки, образования и т. д. Публицистика играет важную роль в жизни современного общества, отображая существующий в нем плюрализм мнений. Публицистический стиль – это прежде всего стиль общественных дискуссий. Для гомилетики представляет особую важность вопрос о допустимости и границах использования в проповеди публицистических тем. Изучение истории проповедничества показывает, что практически во все периоды истории Церкви современность присутствовала в проповеди. И в этом нет ничего удивительного. Присутствие современности в проповеди – это, скорее, норма, чем исключение. Мы уже неоднократно подчеркивали, что церковная проповедь – это постоянная актуализация слова Божиего. Проповедь всегда обращена к конкретным людям, и достичь их сердец она может лишь в том случае, если проповедник учитывает жизненную ситуацию слушателей. Люди, приходящие в храм, приносят сюда свои тревоги и сомнения, свои устремления и переживания. Жизнь каждого человека протекает в конкретном историческом, культурном и социальном контексте. Все это в совокупности и создает его особую ситуацию. Проповедь несет слово Евангелия к человеку именно в этой конкретной ситуации. Она призвана показать человеку путь ко Христу в реалиях его жизни. И поэтому проповедь всегда должна говорить о том, как быть христианином здесь и сейчас. В гомилетической науке всегда особо подчеркивалась необходимость для проповеди быть актуальной и современной. Как писал еще в 1907 г. профессор Московской духовной академии протоиерей Димитрий Рождественский, «задача проповедника – не только быть верным неизменной евангельской истине, но и применять неизменное учение о спасении к непрерывно изменяющимся условиям времени и состоянию слушателей». Поэтому в проповеди присутствует два обязательных элемента: «неизменный, заимствуемый из слова Божия, и постоянно изменяющийся, привносимый личностью проповедника и обуславливаемый нуждами и запросами тех, кому преподается учительное слово» 189 . А профессор М. Тареев даже полагал, что если бы из проповеди были удалены все современные вопросы, то она стала бы «ненужной, излишней, проповедники могли бы ограничиваться чтением слова Божия» 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

И, – стряхни они с себя этот мертвенный сон безучастия и беспечности, который овладел ныне большинством их; проникнись они той жалостью к народу, остающемуся без руководства, – какая дышит в словах Христа Спасителя ( Мф.9:36 ); пойми они всю силу и злокачественность современных заблуждений; оставь устарелые формы речи, не удобные для потребностей минуты; заговори они живым словом убеждения и любви; подкрепи свое слово примером христианских добродетелей: что бы они могли сделать для народа! Одно представление об этом значении живого церковного слова, какое дал ему Спаситель наш в Своей Церкви, способно привести в восторг ревнителя истины и блага человечества. Сюда, к возбуждению и надлежащему направлению этой деятельности служителей Церкви, должны быть обращены все наши усилия и заботы. Мало у нас в духовенстве дарований, – это наше несчастье; мало усердия к делу, – это наше преступление» 6 . В начале нашей работы мы уже упомянули, что святитель Феофан произносил свои проповеди только после тщательной подготовки. Мы задались вопросом, произносил ли святитель Феофан проповеди-импровизации экспромтом? Тем более известно, что во время учебы святителя в академии, ректором академии был архимандрит Иннокентий (Борисов) – знаменитый церковный проповедник, который приучал студентов говорить проповеди экспромтом и воспитывал в них любовь к этому великому делу 7 . При исследовании этого вопроса возникает ряд сложностей. Во-первых, если проповедь была произнесена экспромтом, то не сохранился черновик этой проповеди и, однажды прозвучав, эта проповедь сохранилась лишь в сердцах слушателей и у нас нет возможности ее прочесть. Во-вторых, если проповедь-экспромт все-таки записали, по каким критериям мы можем ее отнести к импровизации. Владимир Викторович Бурега в учебном пособии по гомилетике выделяет следующие особенности проповеди-экспромта: – отсутствие тщательной предварительной подготовки (экспромт от лат. exprom(p)tus (готовый, скорый); – относительная краткость; – касается одной темы; – такая проповедь вызвана неким неординарным событием, побудившим проповедника обратиться к слушателям 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Было бы очень полезно, если бы после завершения проповеди и обретения спокойного состояния, уже дома или в келье, проповедник проанализировал состоявшийся опыт: что удалось, что не получилось, какие были ошибки, какие находки, в чем произошли отступления от первоначального плана и пошли они на пользу или во вред. При фиксации проповеди на видео– или аудионоситель или при расшифровке текста с последующей публикацией можно внимательно проанализировать свой текст и манеру выражения, а впоследствии и получить письменные отзывы слушателей и читателей. В любом случае как при успехе, так и при неудачах начинающему проповеднику стоит философски относиться к своему творчеству, не задирая нос, но и не погружаясь в уныние. Любой спортсмен знает, что бывают периоды подъема, а бывают спады, когда все из рук валится и не получается ровным счетом ничего, хотя подготовка была интенсивной и физическая форма как будто бы в порядке. Человек не может постоянно выдавать одинаковые результаты, тем более в деле Божием, которым является проповедь. Многое зависит от тщательной подготовки, многое – от внутреннего состояния священника, многое – от настроя прихожан, но еще большее – от помощи Божией, которая способна оживить и бессильное слово. Дело проповеди требует постоянного совершенствования, и никто не может сказать, что он достиг в нем вершины. Беспристрастный анализ своих трудов поможет священнику в сложном и радостном деле благовестия. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте обычай Древней Церкви записывать проповеди. 2. Назовите основные отличия устной и печатной проповедей. 3. Изложите специфику выступления с проповедью в средствах массовой информации. 4. Охарактеризуйте богослужебную проповедь как акт общения между проповедником и аудиторией. 5. Покажите разнообразие возможных форм оценок проповеди. 6. Оцените возможности различных способов осуществления обратной связи во время и после проповеди. 7. Сформулируйте, почему оценка паствы является значимым фактором для проповедника. 313 См.: Preacher and Audience: Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics/Edited by Mary B. Cunningham, Pauline Allen. Leiden–Boston–Köln: Brill, 1998. P. 11–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010