В нач. 90-х гг. Киреев участвовал в переписке относительно небольшой общины амер. старокатоликов в Дайксвилле (шт. Висконсин, США), принятой в Православие в мае 1891 г. Алеутским и Аляскинским еп. Владимиром (Соколовским-Автономовым) , к-рый временно разрешил сохранять в общине богослужения по зап. обряду до окончательного определения Святейшего Синода (в общине совершали старокатолич. мессу на франц. языке). В 1892 г. приход посетил преемник еп. Владимира на Алеутской кафедре еп. Николай (Зиоров) , продливший временное разрешение совершать в общине богослужения по зап. обряду. В 1893 г. глава общины пресв. Ж. Р. Виллат вернулся в старокатоличество, в связи с чем рассмотрение Святейшим Синодом этого дела было прекращено (по нек-рым данным, часть общины продолжала оставаться в Русской Церкви до нач. XX в.). Др. примером кратковременного присоединения старокатоликов к Православию с сохранением зап. обряда является приход в Лондоне во главе с англ. старокатолич. еп. А. Г. Мэтью, принятый Бейрутским митр. Герасимом (Масаррой) и числившийся в 1911-1912 гг. в составе Антиохийского Патриархата. В нач. XX в. неск. клириков и мирян Епископальной Церкви США вновь выступили с инициативой воссоединения с Православием при сохранении англикан. богослужения. В 1904 г. Алеутский и Североамериканский еп. св. Тихон (Беллавин ; впосл. Патриарх Московский и всея России) направил Святейшему Синоду запрос относительно богослужебного использования англикан. чинов в присоединяемых к Православию епископальных общинах. В том же году синодальная Комиссия по старокатолич. и англикан. вопросам признала невозможным совершение литургии и др. таинств в правосл. Церкви по «Книге общих молитв», указав, какого рода изменения должны быть в нее внесены для правосл. богослужебного использования (Замечания об амер. «Книге общих молитв». 1904. С. 787-807). В Сербской Православной Церкви вопрос о правосл. приходах зап. обряда был поднят в связи с принятием в Православие бывш. католиков из т. н. моравского крыла Чехословацкой Церкви во главе с пресв. Матеем Павликом (см. Горазд (Павлик) , сщмч.). В марте 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви разрешил временное сохранение зап. обряда в присоединяемых приходах этой группы, отметив необходимость постепенного перехода на визант. обряд. Месса, которую служили в общинах, возглавляемых еп. сщмч. Гораздом, представляла собой переведенную на чеш. язык пресв. К. Фарским редакцию рим. мессы (eský misál. Praha, 1919. Т. 1) с добавлением эпиклезы из анафоры свт. Иоанна Златоуста после установительных слов; Евхаристия совершалась на опресноках ( Бурега. 2004. С. 253). В июне 1922 г. еп. сщмч. Гораздом вместо зап. мессы в общинах был введен чин «кирилло-мефодиевской литургии», сохранявший отдельные элементы рим. обряда. В приходах действовал зап. календарный стиль (в т. ч. в отношении празднования Пасхи). В Польской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/182587.html

В июле 1922 года владыка Горазд был послан в миссионерскую поездку в Америку, в чешские колонии. Во время его отсутствия чешские радикалы создали движение против догматов и устройства Православной Церкви. Владыка Горазд несколько лет вел борьбу с ними. Однако, не имея возможности пастырски окормлять православных христиан Чехии, 21 июля 1924 года епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви Православной. Вскоре по благословению Сербской Церкви и под ее юрисдикцией владыка Горазд организовал Чешскую Православную Церковь на положении епархии Сербской Православной Церкви; под его руководством с 1928 по 1942 год в Чехии было построено и освящено 14 храмов. Владыка Горазд был епископом-миссионером: приезжая в какой-либо приход, он посещал каждую православную семью. Наряду с духовно-просветительской деятельностью, владыка занимался и литературным трудом, написав ряд книг, в том числе и выдающийся труд «Жизнь свв. Кирилла и Мефодия и их связь с Римом и Цареградом». В 1938 году Чехословакия была оккупирована немцами. Епископ Горазд и в эти дни тяжелых испытаний не оставил своей миссионерской, научно-литературной и патриотической деятельности. 27 мая 1942 года в Праге был убит палач чешского народа обер-группенфюрер СС Р. Гейдрих. Совершившие нападение патриоты укрылись в крипте православного кафедрального храма святых Кирилла и Мефодия в Праге. Спустя 12 дней немцы получили от предателя информацию о нападавших, окружили храм и взяли его штурмом. Протоиерей Вацлав Чикл, иерей Владимир Петржек и другие патриоты были арестованы. Владыка Горазд взял на себя ответственность за всё, что произошло в связи с укрытием патриотов. 25 июня гестапо арестовало владыку Горазда. В тюремном заключении он был подвергнут тяжелым допросам и мучениям. По приговору военного трибунала владыка и другие чешские патриоты были приговорены к смертной казни. 4 сентября 1942 года они были расстреляны в Праге. 5 сентября 1987 года в кафедральном храме Святого Горазда в городе Оломоуце в присутствии всех членов Святейшего Синода Православной Церкви Чехословакии и архиереев Константинопольского патриархата, Русской и Сербской Православных Церквей состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского. Память святого Горазда празднуется 22 августа (4 сентября по н. ст.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

В это время он сблизился с “Реформной фракцией римо-католического духовенства”; участвуя в ее работе, стремился сблизить ее с Восточной Церковью, призывал ее членов к принятию Православия. Впоследствии значительная часть “фракции”, в том числе и отец Матей Павлик, вышла из Римо-Католической Церкви и объединилась в 1920 г. в независимую Чехословацкую Церковь во главе с католическим священником д-ром богословия Карлом Фарским. Отец Матей Павлик стоял за устроение новой Церкви на канонических началах Восточного Православия. Его проповедь достигла успеха, и на Соборе Чехословацкой Церкви в августе 1921 г. было принято решение о присоединении к Православной Церкви. Сербская Патриархия, представитель которой присутствовал на Соборе, согласилась совершить епископскую хиротонию трех священников Чехословацкой Церкви, в том числе М. Павлика. 21 сентября 1921 г. отец Матей Павлик принял монашество с именем Горазд, в честь святителя Горазда, митрополита Великой Моравии, преемником которого на вдовствующей в течение столетий кафедре он должен был стать. 25 сентября в Белграде состоялась его епископская хиротония, которую совершил патриарх Сербский Димитрий. В 1922 г. епископ Горазд посетил с архипастырской миссией Соединенные Штаты Америки, где проповедывал Православие среди чехов и словаков. Благодаря его усилиям там было открыто семь православных приходов. К моменту возвращения владыки Горазда на родину в Чехословацкой Церкви произошел явный отход от православного вероучения, что побудило Сербскую Патриархию прекратить с ней молитвенное общение, а в 1924 г. ее покинул и епископ Горазд с верной ему паствой, численностью около 10 тысяч человек. В это время на территории страны существовало несколько групп православных верующих, организационно не связанных между собой. Владыка Горазд начал борьбу за единство православных христиан в Чехословакии, неоднократно призывал руководство группы “Чешская православная община” вернуться в юрисдикцию Сербской Патриархии. Вскоре епископ Горазд стал главой общины, преобразованной впоследствии в Чешскую Православную епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Савватиевский» раскол явился еще одним тормозом для развития зарождавшейся Чешской Православной Церкви. Епископ Горазд призывал Савватия вернуться в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Впоследствии часть «савватиевской» паствы стала постепенно входить под омофор Сербского Патриарха. Епископ Горазд на посту епископа Чешской Церкви стал добиваться от правительства субсидий для духовенства. При нем строились новые храмы. Кадры священнослужителей готовились в Сербии и Румынии. В 1929 г. епископ Горазд добился признания чехословацким правительством Православной Церкви в Чехии и Моравии в качестве юридической организации. В годы Второй Мировой войны, когда Чехословакия, по сути, прекратила существовать (по решениям Мюнхенского договора 1938 г.) епископ-патриот занимался научно-церковной деятельностью, где он подвергал острой критике нацистскую идеологию. Убежденный в победе советского народа, он осуждал агрессию Гитлера. Многие священники в суровые годы испытаний укрывали в храмах партизан, национальных героев Чехии. В частности, священник Пражского кафедрального собора во имя святых Кирилла и Мефодия Владимир Петришек с ведома епископа Горазда укрыл партизан в крипте храма. После того, как их отыскали представители гестапо, епископ Горазд и о. Владимир Петришек были приговорены к смертной казни. 4 сентября 1942 г. приговор был приведен в исполнение. Чешская Церковь лишилась своего пастыря-героя. Затем оккупанты запретили существование Чешской Православной Церкви как таковой, конфисковали ее имущество в пользу рейха, храмы превратили в склады, духовенство арестовывали, под угрозой смерти запретили совершать богослужения. Таким образом, в 1942 – 1945 гг. верующие остались без официального богослужения. После окончания Второй Мировой войны наградило посмертно епископа Горазда и многих других национальных героев Чехии Чехословацким военным крестом «В память». Именем епископа Горазда названы улицы и площади в Праге, Брно и других городах. Епископ Горазд явил собой образ истинного архипастыря Православной Церкви, это мученик-патриот ХХ в., до конца исполнивший долг своего служения перед Церковью и родиной. Впоследствии епископ Горазд был канонизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Spisar A. Ideové smrnice církve eskoslovenské a bratr bisk. Gorazd. Praha, 1924; Grigori V. Pravoslavná církev ve stát eskoslovenském. Praha, 1928; Кирилл (Поспишил), иером. Труды еп. Горазда (Павлика) по возрождению и утверждению Православия в Чехословакии: Курс. соч./МДА. Загорск, 1959. Ркп.; Алеш Б. , прот. Памяти Владыки-мученика Горазда//Ежег. Правосл. Церкви в Чехословакии. Прага, 1961; Дорофей (Филипп), митр. Еп. Горазд - архипастырь-патриот//ЖМП. 1967. 9. С. 53-64; Мужик М. Литургический труд влад. Горазда//Ежег. Правосл. Церкви в Чехословакии. Прага, 1967; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учеб. М., 1994. Т. 2; Š uvarsk ý J. Bisk. Gorazd (Matj Pavlík): 1879-1979. Praha, 1979; Kr á mar . Panychida za statené. Praha, 1989; Kadlec J. Pehled eských církevních djin. Praha, 1991. Sv. 2; Jeдлuhcku Р. Горазд, еп. чешкоморавски. Kparyjebaц, 1991; Ale š P. , prot. Pravoslavná církev u nás. Brno, 1993; Патерик новоканонизированных святых//АиО. 1998. 4 (18). С. 203-205; Vopatrn ý G. Ddictví otc: Osudy svaté pravosl. víry na území bývalého eskoslovenska. Praha, 1999; Marek P. eské schisma: Píspvek k djinám reformního hnutí katolick. duchovenstva v letech 1917-1924. Rosice; Brno, 2000; idem. Praslavní v eskoslovensku v letech 1918-1942: Píspvek k dejinám Pravosl. církve v eských zemích a na Slovensku. Brno, 2004; Fr ý dl D. Reformní náboenské hnutí v poatcích eskoslovenské republiky: Snaha o reformu katolicizmu v echách a na Morav. Brno, 2001; Бурега В. В. Проблема юрисдикции Правосл. Церкви в Чешских Землях в ХХ в.//ЦИВ. 2002. 9. С. 154-185; он же. Чехословацкая Православная Церковь: Путь к автокефалии, 1945-1951//Власть и Церковь в СССР и странах Вост. Европы, 1939-1958. М., 2003. С. 200-219; он же. Особенности богослужебной жизни Православной Церкви в чешских землях//ЦиВр. 2004. 4 (29). С. 250-269. В. В. Бурега Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/166169.html

Попытка удержать Чехословацкую церковь в Православии Став православным архиереем, епископ Горазд был вынужден вести борьбу за утверждение Православия в Чехословацкой церкви, так как радикалистов в её рядах устраивало разрушение римо-католицизма, но не устраивало укрепление Православия. Владыка Горазд использовал каждую предоставившуюся возможность утвердить истинный церковный строй. Так, он говорил: «Если же Чехословацкая церковь согласна не знать истинного христианства, было бы необходимо открыто о том сказать и было бы необходимо последовательно то провозгласить, что ей не нужны ни рукоположенные епископы, ни рукоположенные священники. Если же, однако, будут рукополагаться священники и епископы, то нельзя быть отрезанным от традиционного христианства.» В журнале «За правдоу» в 1922 году епископ писал: «Было бы знаком по-настоящему гибкой совести заявить о приятии Никео-царьградского символа веры и деяний семи вселенских соборов, затем принять имя для Чехословацкой церкви – православная, и при этом смеяться над всем православным: и над вероучебными догматами, и над обрядом.» В июле 1922 года владыка Горазд был послан в миссионерскую поездку в Америку, в чешские колонии. Во время его деятельности в Америке радикалы во главе с Карлом Фарским начали борьбу против догматов и устройства Православной Церкви. Они выпустили в свет «Чехословацкий катехизис» еретического содержания. Так, в «катехизисе» говорилось, что нет Единого Бога в Трех Лицах и Бог – это «живой закон мира». Иисус Христос – «не является Сыном Божиим, Спасителем, но только пророком». Фарский и Калоус ставили в «катехизисе» Иисуса Христа в один ряд с Моисеем, Сократом, Магометом, Зороастрой, Буддой, Конфуцием. По их учению, Дух Святый – это только Божие воодушевление в человеке. Отвергнуто было православное учение о Богородице. Владыка Горазд, раскрывая еретическое содержание «катехизиса», пишет: «...в целом тон книги не сходен ни с Евангелием, ни со взглядами первых христиан, ни с постановлениями Вселенских Соборов, ни с вероучением...

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/

  Священномученик Горазд (1879–1942) до своего обращения в Православие был католическим священником, а после обращения привел к истинной вере множество чехов. Проповедуя в католической стране, он должен был уметь хорошо объяснить свой религиозный выбор. Его аргументы представляют немалую ценность для всех, кто интересуется православным взглядом на различия Православия и католицизма. О святом Горазде Священномученик Горазд (Павлик ; 1879–1942) является самым выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в XX веке. Он родился в семье католиков, получил католическое образование и 18 лет прослужил католическим священником. Впоследствии он принял Православие и был хиротонисан в епископа Чешской епархии Сербской Православной Церкви. Святой Горазд стал ярким миссионером, возродившим Православие среди чешского и словацкого народов. В 1942 году он принял мученическую смерть от рук немецких оккупантов. Неудивительно, что, будучи проповедником в стране, где наиболее распространенной религией был католицизм, святой Горазд не мог обойти вниманием отличия Православия от римо-католицизма. Рассмотрению этих отличий он уделяет немало места в своих основных трудах «Житие святых Кирилла и Мефодия» и «Православный катехизис» (на русском языке издан под названием «1168 вопросов и ответов о православной вере»), В «Житии святых Кирилла и Мефодия» священномученик Горазд говорит, что «раскол между Востоком и Западом был делом не месяца или года, причины его накапливались в течение столетий». Главнейшей причиной, по мысли святителя, являлось ошибочное учение о Церкви. Этот пункт он указывает первым в «Житии...», и ему уделяет основное внимание в своем «Православном катехизисе». В этом святитель показывает единомыслие с другими святыми отцами, полагавшими, что по своему действию главным заблуждением Римской Церкви является именно это «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными патриархами» (преподобный Амвросий Оптинский ) 1 , их «претензия на главенство и самовольное управление всей Вселенской Церковью » (святой праведный Иоанн Кронштадтский ) 2 , по причине того, что папа Римский захотел быть в Церкви «не первым между братьями... а господином над рабами» (святитель Илия Минятий ) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Великий подвиг совершал епископ Горазд, ограждая Православие и свою паству от разнообразных нападок, делал все возможное, чтобы преодолеть секулярные настроения и “дух диаспоры” в среде своей паствы, не допустить развития в ней сектантской замкнутости. Подвижнические труды понес епископ Горазд по устроению церковной жизни в Чехословакии, создавая храмы, занимаясь многообразной церковно-просветительской деятельностью; составил перевод православного богослужения на чешский язык, разработал и ввел в церковную практику оригинальное обиходное пение, взяв за основу русское церковное пение и использовав местные музыкальные традиции. Молитвенную помощь своей пастве он предпочитал всем человеческим усилиям; в то же время, обладая твердой волей и непримиримостью ко злу, после оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1938 г. призывал сограждан к борьбе за свободу. 18 июня 1942 г. в Праге эсэсовцами был окружен и взят штурмом собор во имя святых Кирилла и Мефодия, где скрывались бойцы-патриоты, смертельно ранившие Р. Гейдриха, главаря оккупационных властей Чехии и Моравии. Вскоре был арестован епископ Горазд. Находясь в застенках гестапо, он до последнего дня старался взять всю ответственность на себя, надеясь таким образом сохранить свободу для своей Церкви. 4 сентября 1942 г. епископу Горазду, настоятелю и старосте собора был вынесен смертный приговор, в тот же день приведенный в исполнение. Богослужения и какая-либо деятельность Православной Церкви на территории Чехословакии были запрещены, почти все священнослужители были отправлены в концлагеря или на работы в Германию, церковное имущество конфисковано, за верующими установлен надзор гестапо. Только после окончания Второй мировой войны Православная Церковь вновь получила возможность совершать свою спасительную миссию в Чехословакии. Православные христиане Чехии и Словакии с любовью и благоговением хранят в памяти образ епископа Горазда. Владыка Горазд явил собой пример жертвенной преданности православной вере и своему земному отечеству, засвидетельствовав эту преданность мученическим венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди мучеников Германской епархии была и группа чешских православных священников и мирян. В склепе под собором свв. Кирилла и Мефодия в Праге с 30 мая по 17 июня 1942 г. скрывались заброшенные из Англии чехословацкие парашютисты, которые 27 мая смертельно ранили одного из высших чиновников Третьего рейха Гейдриха. 18 июня к православному собору прибыли гестаповцы, около двух часов продолжался неравный бой, в котором все парашютисты погибли. Об этих событиях еп. Горазд узнал во время богослужения в берлинском русском соборе. Доктор И. Никиташин в своих воспоминаниях о владыке Сергии Пражском писал: «Во время малого входа к епископу Горазду на кафедру подходит кто-то в штатском и передает записку. Епископ Горазд зашатался, страшно побледнел, спустился с кафедры и ушел в алтарь. Владыка стоял рядом. „Пойди, мальчик, может быть, надо помочь“, – говорит наклоняясь ко мне Владыка. (Тогда я был уже хирургом.) Прошел в алтарь. Епископ Горазд лежит на чем-то, как бы на кушетке… Разоблачился, но не ушел из алтаря. Как мы потом узнали, в записке епископу Горазду сообщали, что в его храме на Рессловой улице нашли скрывавшихся в нем чехов-парашютистов, убивших рейхспротектора Гейдриха» 539 . Вскоре гестаповцы обрушили террор на Православную Церковь . Священников, укрывавших парашютистов, и самого владыку арестовали. 3 сентября 1942 г. еп. Горазд, настоятель собора протоиерей Вацлав Чикл и председатель церковного совета Ян Зоппевенд были приговорены к смертной казни и 4 сентября расстреляны, на следующий день расстреляли священника Владимира Петржека. Декретом от 26 сентября 1942 г. та часть церкви в протекторате, которую ранее возглавлял епископ Горазд, была запрещена, ее имущество конфисковано, а священники и многие миряне отправлены на принудительные работы. В 1962 г. состоялась канонизация еп. Горазда в Сербской Церкви, а в 1987 г. – в Чехословацкой Православной Церкви 540 . Из записи застольных бесед Гитлера в ставке верховного главнокомандования видно, что события в Праге глубоко поразили его, и, вероятно, фюрер был лично причастен к проведению репрессий против православных священнослужителей. 4 июля 1942 г., говоря об антигосударственных поступках Церкви, Гитлер с возмущением заявил: «Достаточно вспомнить о тесном сотрудничестве церкви с убийцами Гейдриха. Они не только предоставили убежище в одном из храмов в предместье Праги, но и дали им, а также пробравшемуся к ним священнику возможность хорошенько подготовиться в этом храме за алтарем к защите» 541 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   А из Священного Предания святой Горазд приводит три святоотеческие цитаты: блаженного Августина, святителя Иоанна Златоуста и святителя Амвросия Медиоланского, говоривших, что евангельские слова о «камне», на котором созидается Церковь, надо понимать как веру, исповеданную апостолом Петром. Также в примечаниях святитель Горазд пишет: «Основанием какого бы то ни было общества, и чисто человеческого, не может служить человек, но оно должно быть основано на определенной идее; тем менее Церковь христианская может быть основана на человеке, хотя бы этот человек был апостолом; наоборот, она могла и должна быть основана на главной идее христианского вероисповедания, то есть на вере, что Иисус Христос есть Сын Бога Живого» (с. 91).    Далее святитель Горазд переходит собственно к анализу указанного католического аргумента, замечая, что «Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра по следующим соображениям:    1. Церковь нельзя строить на каком бы то ни было человеке, так как люди, даже будучи святыми, могут ошибаться;    2. Господь вскоре же после Своих слов о создании Церкви на камне, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн» (Мф. 16:23);    3. Апостол Петр три раза отрекся от Господа Иисуса Христа» (с. 80).    Слова в той же цитате о даровании апостолу Петру «ключей от Царства Небесного» святой Горазд объясняет как дарование власти «связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи», и напоминает, что эту власть Господь даровал «не только Петру, но всем апостолам, сказав им: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18; см. также: Ин. 20:22—23)» (с. 80).     Вторая цитата, обычно приводимая католиками для обоснования учения о папе, это слова Господа Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32).    Относительно этих слов святой Горазд замечает, что они были сказаны вместе с предсказанием о троекратном отречении апостола Петра и что «Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды не лишится веры, но обратится и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере» (с. 81), и далее напоминает аналогичные примеры, когда обратившиеся грешники укрепляли других в вере: самарянка и апостол Павел. Священномученик указывает, что невозможно трактовать эти слова как намерение Христа поставить апостола Петра наставником всей Церкви, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, искренне обратившийся к Богу, независимо от того, является ли он наставником, подчиненным или равным им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3050...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010