Фото Nathan Russell      Павел Викторович обладал замечательным свойством, нужным, собственно, всякому преподавателю: я был человек, так сказать, трудно поддающийся дисциплинированию, порядку и всяким приказам и наказам, но я не мог огорчить Павла Викторовича Терентьева (курсив мой. — В. Л.)». Это — из воспоминаний Тимофеева-Ресовского, замечательного русского ученого-генетика, Зубра ( Смотри повесть Д. Гранина «Зубр»- ред). … Его школьные годы проходили в Киевской Императорской Александровской гимназии в начале XX века, но безусловная истинность слов ученого, на мой взгляд, вполне очевидна и столетие спустя. Для меня вообще это в каком-то смысле — формула, характеризующая педагога по призванию , в отличие от педагога по недоразумению , как классифицировал учительство главный герой повести Ю. П. Вяземского «Шут». Вся школа — если рассматривать ее внутреннее функционирование как таковое — держится на связке «учитель — ученик». И один без другого не существует. Для того, чтобы состоялись учителя, должны быть ученики; для того, чтобы появились ученики, нужны учителя. Другими словами, это всегда дорога с двусторонним движением: нельзя заставить быть учеником, как нельзя и против воли учащегося стать учителем. Говоря про современный кризис школьного образования, мы упрекаем этот институт в самых разных «грехах», порой взаимоисключающих, — в излишней утилитарности, в недостаточной практической ориентированности и так далее, но, мне кажется, упускаем главное: содержательно этот кризис произрастает из проблем, существующих именно в связке «учитель — ученик». Мне в жизни повезло: у меня были (и есть) настоящие учителя. Причем, не только те, кто непосредственно преподавал мне что-то в школе, в институте. Например, коллега моей мамы, учитель физики одной из школ небольшого города Кустаная, где прошло мое детство, в моем классе не преподавал никогда, но при этом стал одним из главных людей моей юности и моей жизни. Воспитание его временами было весьма жестким. Например, он мог спросить у меня, девятиклассника:

http://pravoslavie.ru/73322.html

Верно об этих «классиках» сказал поэт Ю. Кублановский: Хорошо вам не знать недосыпа, Хитрый Межиров, глупый Евтух, Вознесенский, валютная липа... Не великие тени беречь Вам дано за павлиньей террасой, А коверкать родимую речь Полуправды хвастливой гримасой... Святое чувство, которое владело практически всеми членами нашего общества, – патриотизм, подвергалось глумлению и оскорблениям. Перестройщики пытались доказать нам, что патриотизм присущ только отсталым, неразвитым личностям. «Патриотизм, – заявлял кумир “жидовствующих” литератор Ю. Черниченко, – это свойство негодяя». Патриотизм, презрительно вторил ему другой кумир Б. Окуджава, – зоологическое чувство, которое присуще даже кошкам. В 1986 году еврейский писатель Д. Гранин опубликовал повесть «Зубр», в которой рассказал о Н.В. Тимофееве-Ресовском, ученом-генетике, осужденном за измену Родине – за сотрудничество во время войны с фашистами (попытка создания оружия массового поражения против СССР). В этой повести изменник Родины показан как невинно осужденный, как жертва сталинского режима. Книга Гранина широко пропагандировалась и нашими «жидовствующими». Они пытались навязать нам мысль о неизбежности расчленения страны. Помню, с подачи «жидовствующих» обсуждали популярную передачу тех лет «Взгляд» с сюжетом из Калининграда. Ее ведущий Любимов намеренно называл этот город Кенигсбергом, всячески подчеркивая его немецкое происхождение и с одобрением указывая на то, что Калининградская область (до войны часть Восточной Пруссии) уже начала заселяться немцами. Ярким примером разжигания межнациональной розни деятелями «малого народа» стала постановка пьесы «Поминальная молитва» Г. Горина на сцене Ленкома (главный режиссер М. Захаров – зоологическое существо, для которого высшее достижение «культуры» – Голливуд). Обычный для этого театра китч с плясками и песнями отличался особой русофобской направленностью. В этом спектакле русские показаны тупым и диким быдлом, готовым чуть что – громить евреев. Толпа пьяных русских мужиков, ведомая дамой, с криком: «Вперед, истинно русские патриоты!» – врывается в еврейский дом на свадьбу и топорами убивает маленьких детей, громит, рушит все, что попадается на пути.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/05/...

Даниила Гранина похоронят 8 июля на Комаровском кладбище Петербурга 5 июля. ПРАВМИР. Писателя, почетного гражданина Петербурга Даниила Гранина похоронят на Комаровском кладбище Петербурга. Церемония прощания и похороны пройдут в субботу, 8 июля. Гражданская панихида состоится в Таврическом дворце Петербурга. Похороны писателя запланированы на 15:00. Ранее сообщалось, что Даниил Гранин скончался в Петербурге во вторник на 99-м году жизни. Самым знаменитым трудом Даниила Гранина является «Блокадная книга» (в соавторстве с Алесем Адамовичем) – документальная хроника Блокады Ленинграда. Его романы «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр», эссе «Эта странная жизнь» и «Страх», повести «Прекрасная Ута», «Сад камней», «Месяц вверх ногами», «Дождь в чужом городе» – настольные книги нескольких читающих поколений. Даниил Гранин родился 1 января 1919 года. В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушел на фронт. С 1945 по 1950 год работал в «Ленэнерго» и научно-исследовательском институте. Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Печататься начал в 1949 году. Он был инициатором создания в Ленинграде в 1987 году общества милосердия, которое возрождало традиции благотворительности. Гранин – кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Почетный гражданин Петербурга (2005), лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России. В июне 2017 года стал лауреатом госпремии в области искусства за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, которую 3 июня президент РФ Владимир Путин вручил ему в Стрельне. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 февраля, 2019 9 января, 2019 5 июля, 2017 11 февраля, 2023 2 февраля, 2022 19 мая, 2020

http://pravmir.ru/nazvanyi-data-i-mesto-...

25. 20.сидюк. " О чем бы ни шла речь,речь идет о Боге " . Уважаемый Сидюк. " Религио " , в переводе с латыни, означает связь вообще- чего-то или кого-то с кем-то или с чем-то. Наука занимается изучением физических,химических, элекрических, связей и т.д.в неживой и живой материи, в живой- включая экономические политические и пр.в зависимости от природы явления. Надеюсь Вы не станете утверждать что Человек состоит с Богом в химической связи или политической? Поэтому в науке,кажется, как и во всяком деле без Веры нельзя. Даже положения такие есть,которые принимаются на веру-Аксиомы. Поскольку Человек находится в духовной связи с Богом,то есть и наука, которая эти связи изучает-Богословие,изучает для того,чтобы отличить ложные связи от Истинных. Для того и Спаситель жил вместе с людьми и смерть Крестную принял и Воскрес и Воззнесся и седе Одесную Бога-Отца. Впрочем, опять же здесь без Веры никак и не просто Веры,но Веры Правой и Славной,но и ее одной мало,поелику " вера без дела мертва " и дела не просто какие-нибудь,но по Совести,а что есть Совесть-Голос Бога в сердце человека. Значит чем бы не занимался человек,любое дело это всегда и только вопрос цели,которая определяется Совестью либо ее отсутствием. Однако это уже ВОПРОС ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ(СВЯЗЕЙ) С БОГОМ,а Совесть у нас одна на всех-Христос,который восстановил свободу человеческой воли-чем и с кем себя связывать. ЛИЧНО. Аминь. 24. Ответ на 23., М.Яблоков: Куда ни плюнь - одни проданные девки империализма! ))) А где нормальные девушки? ) Уважаемый Михаил! Не я придумал это звонкое название для статьи о положении в РАН-за меня поработали политологи из редакции РНЛ. На мой взгляд генетика - наука очень серьезная, общечеловеческая, универсальная и, извините, внеклассовая. Вот ее применение (или использование) может быть окрашено в любые цвета -от голубого до коричневого, причем в любом смысле - социальном, классовом, политическом, национально-этническом и пр. Я, к примеру, на дух не переносил разрекламированного в годы психоза вокруг проблемы тотальной борьбы с наследием сталинизма героя книги Д.Гранина «Зубр» Тимофеева-Ресовского лишь по причине его работы на гитлеровцев на проблемам евгеники.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/29/ge...

— Конечно. Образование и борьба с невежеством. Знаете, я тоже часто студентам говорю: «Вы какие-то примитивные марксисты». Я ученик замечательного учителя, философа Юрия Павловича Вяземского, заведующего кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО и автора и ведущего программы «Умники и умницы». И исхожу из того, что у нас существует три основных способа познания мира и человека — наука, искусство и религия. Они действительно разные, у них разные методы, у них разный предмет, они познают разное и соединяются в человеке, но не конфликтно. И верующий может быть ученым, любить поэзию… Проблемы начинаются из-за примитивного отождествления знаний и науки. Вот недавно говорили с коллегами-профессорами: а сколько в жизни среднестатистического человека в объеме знаний от науки? Мы навскидку сказали, что даже у среднестатистического преподавателя, занимающегося научной деятельностью, не больше 25%. А остальное — это область обыденного знания. Когда вы выходите из дома, идете в метро вы же не высчитываете этот путь по азимуту, так? Это находится в области бытового знания. Или спросите у человека, который любит противопоставлять науку религии, чем общая теория относительности отличается от специальной. Он, скорее всего, задумается. А, значит, вообще большой вопрос, существует ли у него в голове научная картина мира. Представляет ли себе обыватель реальные проблемы современной физики? Конечно, нет. Знаете, был такой замечательный генетик Тимофеев-Ресовский, про которого написан роман Гранина «Зубр». Он говорил, что до XVIII века обыватель еще мог более-менее понимать, что происходит в науке, и то не каждый, а наука ХХ века настолько рванула, что только люди, занимающиеся наукой, способны о чем-то всерьез говорить. — И что помогает познавать религия? — Великий русский философ Алексей Федорович Лосев говорил, что религия есть способ самореализации личности в вечности. Вот перспектива религиозная. Мы можем самореализовываться в профессии, в семье, в друзьях, а если в вечности, то вопрос к религии. Это устремленность, как сказали бы философы, прорыв к трансцендентному.

http://patriarchia.ru/db/text/6037252.ht...

Тимофеев-Ресовский, личность громадной мощи, получил волею его биографа Д. Гранина прозвище «Зубр» – по ассоциации с красивым, могучим, величественным животным, чрезвычайно редким, почти исчезнувшим с нашей планеты. Николай Владимирович никогда не сомневался в вечном нашем существовании, намеревался даже научно обосновать бессмертие. В больнице, где его лечили от пеллагры перед отправкой в «шарашку», он, дуэтом с бывшим церковным певчим, исполнял «Разбойника благоразумного», «Ныне отпущаеши» и «Верую» Кастальского. Достоевский в «Сне смешного человека» включил в перечень благих достижений на планете с идеальным мироустройством счастливую смерть стариков: здесь они «умирали тихо, как бы засыпая, окруженные прощавшимися с ними людьми, благословляя их, улыбаясь им». Но у нас на земле так называемая естественная смерть, когда, достигнув глубочайшей старости, человек постепенно теряет силы, день ото дня слабеет, худеет, холодеет, дыхание затрудняется, сердце бьется все реже и, наконец, останавливается – такая смерть явление чрезвычайно редкое. Перед лицом смерти мы, конечно, боимся, боимся боли, боимся исчезнуть, перестать быть, боимся и того неведомого, что ожидает нас за гранью; вся мировая литература соткана из страхов, вопрошаний, плача и криков о помощи, по сути, молитв: «сжалься над нами и помоги нам» . Даже такой духовный авторитет и несокрушимый муж, как митрополит Московский Платон (1737 – 1812), чуждался мыслей о смерти, избегал говорить о ней, однако поступал как положено, принуждал себя к памяти о грядущем отшествии: задолго приготовил могилу и кипарисовый гроб, в который иногда ложился, часто ходил на Вифанское кладбище, трогательно прощался с обителями, которые любил. Дряхлея и теряя память, он вполне сознавал свое положение: «Каков бывал прежде Платон, а теперь хуже богаделенного старика; вот слава наша!», и вместо прежних роскошных нарядов надевал темную поношенную полуряску и скуфейку, обходясь без панагии и клобука с бриллиантами. Однако того ли мы боимся, чего действительно следует бояться? Одна старушка, вполне религиозно устроенная, регулярно посещала храм, причащалась, всё как положено, кроме одного: подходя к исповеди, она произносила только имя свое, добавляя к нему «великую грешницу», и наклоняла голову под епитрахиль. А священник разрешал, очевидно, уверенный, как и она, и многие батюшки, что старые утрачивают способность грешить – будто бы грех умирает вместе с плотью; мог бы, впрочем, в связи с возрастом поинтересоваться, каялась ли она, когда еще грешила. Эта старушка именем Пелагия лежала в полном сознании, одну еду принимала, другую отвергала, вполне здраво просила принести воды умыться, подать лекарство, сделать обезболивающий укол. Но кроме того она настаивала, чтоб выгнали собак из комнаты, зачем их столько напустили, требовала палку, колотила по кровати и размахивала ею, отбивалась от тварей, которых кроме нее никто не видел.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

«Никогда в течение всех геологических периодов не было и нет никаких следов абиогенеза, т. е. непосредственного создания живого организма из неживой косной материи». Таким образом, жизнь либо вечна (но ведь Вселенная имела начало!), либо возникает сразу во всей полноте массы живого вещества: «…не было больших изменений массы живого вещества в течение больше чем двух миллиардов лет». Это положение об отсутствии абиогенеза в течение истории Вселенной резко расходилось и до сих пор расходится с «официальной» научной точкой зрения, которая активно занимается исследованием происхождения жизни и поиском жизни вне Земли (так называемая астробиология). Н. В. Тимофеев-Ресовский, известный по перестроечному бестселлеру Д. Гранина «Зубр», вспоминал об этих взглядах Вернадского так: В. И. Вернадский «…когда меня после каких-нибудь популярных докладов или лекций разные дамочки спрашивают: “Николай Владимирович, скажите, что вы думаете о происхождении жизни на Земле?”, я всегда отвечаю: “Вы знаете, я тогда был еще маленький и не помню. А если хотите знать точно, то спросите у академика Опарина или у Раисы Львовны Берг. Они точно знают, как жизнь произошла на Земле”. Вот примерно таких же воззрений придерживался и Вернадский». Коренное отличие живого вещества от неживого до сих пор является загадкой для современной науки, которая многое выяснила о молекулярных механизмах жизни, но так и не проникла в самую ее суть. Основная заслуга В. И. Вернадского в его учении о живом веществе – это указание на фундаментальную особенность мира живых существ и организмов, к которым принадлежим и мы, – между ним и неживой материей лежит непроходимая пропасть. Может быть, именно в этом и есть смысл пророческой деятельности великого ученого и его урок для нас, живущих в XX веке? Остановимся наконец и на отношении Вернадского к Церкви. При переписи в начале 30-х годов в графе о вероисповедании ученый написал: «верующий вне христианской церкви». Но в 1938 году на приглашение «воинствующих безбожников» написать антицерковную статью в сборник «Знатные люди Страны Советов о религии» Вернадский отказался: «невероятно глупа антирелигиозная пропаганда».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Василий Васильевич Ершов Легендарный летчик гражданской авиации. Пилот гражданской авиации СССР и России, российский писатель, автор серии книг о работе гражданских летчиков. После окончания в 1967 году Кременчугского летного училища гражданской авиации работал в Енисейске, затем в Красноярске. Летал на Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154 в течение 35 лет. Общий налет 19 300 часов. Пилот-инструктор Ту-154. После ухода с летной работы занимался организацией профессиональной подготовки летного состава авиакомпании «Сибавиатранс». Известен как автор популярных книг, рассказывающих о работе летчика гражданской авиации. Его книги «Раздумья ездового пса», «Аэрофобия», «Таежный пилот» быстро становились бестселлерами. Даниил Александрович Гранин (1 января 1919 – 4 июля 2017)    Даниил Александрович Гранин Советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Государственной премии РФ (2001, 2016) и премии Президента РФ (1998). Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2005). Даниил Гранин родился в Курской губернии в семье лесника, которая позже переехала в Ленинград. Там будущий писатель окончил электромеханический факультет Политехнического института. На войну попал с самого ее начала – в июле 1941 года он ушел в народное ополчение. Воевал на Ленинградском фронте, получил ранение. Победу встретил в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков.   Первые литературные опыты Гранина относятся ко второй половине 1930-х годов. Сам он началом своей литературной карьеры считал публикацию в журнале «Звезда» рассказа «Вариант второй» в 1949 году. Даниил Гранин автор таких знаменитых романов, как «Искатели», «Иду на грозу», «После свадьбы», «Зубр», «Неизвестный человек», повестей и рассказов «Наш комбат», «Дом на Фонтанке», «Оборванный след», «Сад камней», «Выбор цели», «Прекрасная Ута», «Месяц вверх ногами», «Дождь в чужом городе». В своей прозе Гранин писал о научном творчестве, ученых, инженерах, научных работниках, сочетая социально-бытовую беллетристику и документально-художественное повествование. Также Гранин написал большое количество очерков, воспоминаний, мемуаров, критических статей.

http://pravmir.ru/2017-poteri-goda/

Автор «Блокадной книги» умер на 99-м году жизни 5 июля. ПРАВМИР. Писатель Даниил Гранин скончался в Петербурге на 99-м году жизни. Гранин умер в одной из больниц города, куда был доставлен несколько дней тому назад. Об этом сообщила «Фонтанка.ру» со ссылкой на председателя Союза журналистов Петербурга Людмилу Фомичеву. Самым знаменитым трудом Даниила Гранина является «Блокадная книга» (в соавторстве с Алесем Адамовичем) – документальная хроника Блокады Ленинграда. Его романы «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр», эссе «Эта странная жизнь» и «Страх», повести «Прекрасная Ута», «Сад камней», «Месяц вверх ногами», «Дождь в чужом городе» – настольные книги нескольких читающих поколений. Даниил Гранин родился 1 января 1919 года. В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушел на фронт. С 1945 по 1950 год работал в «Ленэнерго» и научно-исследовательском институте. Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Печататься начал в 1949 году. Он был инициатором создания в Ленинграде в 1987 году общества милосердия, которое возрождало традиции благотворительности. Гранин – кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Почетный гражданин Петербурга (2005), лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России. В июне 2017 года стал лауреатом госпремии в области искусства за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, которую 3 июня ему в виде исключения президент РФ Владимир Путин вручил в Стрельне. «Писатель и публицист Даниил Александрович Гранин – не только признанный классик отечественной литературы. Это человек, заслуживший высочайший моральный авторитет в нашей стране, уважение миллионов людей за свою гражданскую позицию, неравнодушное и деятельное отношение к духовному и культурному развитию российского общества», – отметил тогда президент. «Даниил Александрович – инициатор создания первого в Советском Союзе «Общества милосердия». Оно было организовано еще в Ленинграде и послужило возрождению традиций благотворительности, их утверждению как одного из важнейших правил нашей жизни. Сейчас в этом движении участвуют десятки тысяч человек. Вы, Даниил Александрович, Ваш вклад в это дело, конечно, неоценим. Как в таких случаях говорят, его трудно переоценить», – добавил Путин.

http://pravmir.ru/daniil-granin-skonchal...

Даниил Гранин: Для того чтобы разделаться со сталинизмом, надо было открыть архивы. Хрущев, без сомнения, совершил героический поступок, осмелившись на антисталинский доклад на ХХ съезде партии. Но необходим был, прежде всего, анализ: почему мог возникнуть культ личности в таком уродливом виде, как в Германии? Хотя надо оговориться: все-таки есть большая разница между расовой теорией ненависти и нашей коммунистической идеологией, в которой нет ничего преступного, напротив, в ней есть мечта о справедливости... Почему утопии оказываются не состоятельными по определению - вспомним хоть наших коммунистических утопистов, хоть Кампанеллу с его " Городом солнца " ... Даниил Гранин: Но, так или иначе, утопии необходимы. Как идея? Даниил Гранин: Да. Как надежда. Но это же религиозная вера в рай. А мне всегда казалось, что вы атеист. Даниил Гранин: Нет. Я и не атеист, и не верующий, но я верю в то, что жизнь вообще - это чудо. Сегодня физики и астрофизики говорят: Вселенная - результат творения. О чуде жизни говорят и биологи. Я знал и любил одного из наших великих ученых Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского (биография одного из основателей популяционной и эволюционной генетики легла в основу документального романа Гранина " Зубр " . - Ред.). Когда ему задавали вопросы: " Как возникла жизнь на Земле, есть ли Бог " , он отвечал: " Это не наше дело " . Мы и в самом деле слишком мало знаем, и главное, мало что сможем узнать для того, чтобы найти ответ на эти вопросы. Кто-то смиряется перед тем, что есть вещи, которые для нас непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем же смысл жизни. Персонаж вольтеровского " Кандида " говорит: " Надо возделывать свой сад " - то есть ценить жизнь как биологическое состояние. Но нас сегодня с детства ориентируют на достижение практических целей, в конечном счете - успеха. Даниил Гранин: Мы побороли идеализм и теперь относимся к жизни прагматично, корыстно. И ведь даже в церковь люди приходят просить: " Господи, помилуй, спаси нас от греха, помоги, чтобы моя жена выздоровела, дай мне возможность достичь того-то и того " ... Но они не молятся: " Господи, спасибо тебе за то, что я могу смеяться, за то, что я могу иметь детей, могу любить, наслаждаться теплом солнца " . Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни, не воспринимаем это как нечто таинственное. Это все очень важное, чему не учат ни в школе, ни в храме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010