В первую очередь, в этом отношении внимания заслуживает Юрий Дмитриевич Звенигородский. Именно в его завещании 1432 г. упоминается образ: «А бл(а)гословляю с(ы)на своего Василья икона Пр(е)ч(и)стая Б(огороди)ца окована золото м, Смоленьская» . Юрий Дмитриевич, третий сын Дмитрия Донского, был ценителем искусств и покровительствовал церковному строительству. На его средства строились собор в Звенигороде – Успения Богородицы, каменный Троицкий собор в Сергиевом монастыре, в Саввино-Сторожевском монастыре –белокаменный Рождественский собор, монастырю князь придал села и деревни. Считается вероятным, что роспись храмов осуществляла художественная артель, возглавляемая Даниилом Черным и Андреем Рублевым. В этом контексте неудивительно, что известная икона, оказавшись у звенигородского князя, удерживалась им. Образ выделяется из других, упомянутых в завещании. Он назван первым и завещался старшему сыну. Еще два образа передавались другим сыновьям. Икона Спаса – Дмитрию (старшему): «А бл(а)гословляю с(ы)на своего Дмитрея икона Сп(а)съ окована, что мя ею бл(а)гословила княгини Марья Данилова» . Некая иная Богородичная – Дмитрию Меньшому: «А бл(а)гословляю с(ы)на своего Дмитрея меншего икона Пр(е)ч(и)стая золото м окована, что мя бл(а)гословила м(а)ти моя, княгини великая». Как можно видеть, не раскрывается происхождение лишь Смоленской иконы. К Юрию Дмитриевичу икона могла попасть через тестя – Юрия Святославича Смоленского, однако таких свидетельств – ни прямых, ни косвенных – не имеется. Мог ли Юрий Святославич забрать икону в 1404 г., когда был вынужден покинуть Смоленск? Здесь важно вспомнить, что в рассказе о возвращении иконы смольнянам говорится о многих иных смоленских иконах, которые были меньше иконы Божией Матери. Трудно себе представить, что он приехал со многими смоленскими иконами к Василию Дмитриевичу, если пытался получить помощь для освобождения Смоленска. Белорусско-литовские летописи сообщают подробности: Юрий выехал из города «не во мнозе и з бояры, a княгиню свою c бояри остави во Смоленьску и приказа имь ждати себе на перъвыи рок и на други, и на третии, a самь приеха на Москву, и биль челомь князу великому Василию Дмитровичь служити, даютися ему самь со всимь своимь княжениемь» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

- В Русской Православной Церкви есть множество чудотворных образов Божией Матери – Заступницы Русской земли. В центре России – в ее столице – сияет Владимирский образ Богородицы, южные пределы хранит и благословляет Иверская икона, с запада наши земли ограждают Почаевская и Смоленская иконы, а пределы севера и северо-запада нашей многонациональной Родины охраняет чудотворная Тихвинская икона Божией Матери . - 10 лет тому назад Вы стали губернатором Ленинградской области, а владыка Мстислав, высоко оценивший Ваши заслуги перед Тихвинской епархией, стал главой епархии. Так Сам Господь благословил симфонию церковной и светской власти. - Вступив в должность руководителя нашего региона, я сразу заехал в мужской монастырь, который был основан на берегу реки Тихвинки новгородским архиепископом Пименом в 1560 году по указу Царя Иоанна Грозного . Когда я приехал туда вновь, владыка сказал мне: «Вы помните, что ровно год назад, день в день, когда Вы стали губернатором, Вы были здесь и приложились к Тихвинской иконе? Это очень символично». А я не подгадывал специально, у меня сложный график был. С тех пор я по традиции приезжаю в престольный праздник помолиться у чудотворной иконы – нашей великой святыни, которая 640 лет назад явилась на реке Тихвинке, чтобы оберегать нашу землю и всех нас. Божия Матерь по-прежнему нужна людям как усердная Заступница. В день памяти Тихвинского образа к иконе приезжают монахи и монахини из разных монастырей, много паломников с детьми – и тихвинцев, и жителей Ленинградской области, и гостей из других регионов. В этом году торжества возглавили три архиерея – епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Кронштадтский Назарий и Высокопреосвященнейший митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, поблагодаривший владыку Мстислава и братию обители за то, что они бережно хранят Тихвинскую икону. Благодать Царицы Небесной изливается на всех, кто приезжает сюда. По Ее молитвам Господь подает здравие и долгоденствие, охраняет наше Отечество, помогает нашему воинству отстоять Истину, защитить мирных людей, как и в давние времена. Мы все молимся, чтобы Царица Небесная помогла нам одержать победу, которая непременно будет, потому что с нами Бог.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/18/...

В храме находилась главная монастырская святыня - И. и.: «Образ чюдотворной Пречистыя Богородицы Одигитрия, а назади того образа написан образ Николы чюдотворца, стоит в киоте, обложен серебром басмою, венец резной, да в прикладе двадцать пять гривен басмяных, да двадцать крестов серебряных, да у образа Пречистыя Богородицы пелена камчата» (Мат-лы для истории сел. 1912. С. 24). В описи мон-ря 1688-1689 гг. уточняется: образ помещен в деревянном киоте, к-рый «писан золотом и серебром; на киоте и на затворех писаны праздники и святые; поверх киота пятнадцат глав со кресты золочеными. Чюдотворной образ обложен серебром, в чекан, золочен; венцы и коруна, и цата - чеканные, другая цата резная - золочены. На коруне и на венцах, и на цатах, в гнездах серебряных, и поверх коруны, на спнях - двадцет четыре камени розных; на спнях, в закрепе, у каменей девят жемчюжин. Возглавие у образа Богородицы низано жемчюгом, посреди камешек... В привесе у того ж образа Богородицы: трои серги и рясы жемчюжные…», в венце образа свт. Николая Чудотворца «три камени: две винисы да смезен» (цит. по: Виноградов. 1915. С. 4). В 1686-1689 гг., после возведения в мон-ре нового, каменного 5-главого 2-столпного (летнего) собора в честь Смоленской иконы Божией Матери, в него была перенесена И. и. Во время секуляризационной реформы 1764 г. мон-рь «по уважению» к тому, что в нем находился чудотворный образ, не закрыли, но он стал заштатным. С 1792 г. по просьбе костромской Думы И. и. ежегодно носили в Кострому: в среду 9-й недели по Пасхе и в первых числах дек. Приблизительно с 1820 г. по весне икону ежегодно возили в г. Нерехту и в с. Писцово Нерехтского у. (ныне пос. Писцово Комсомольского р-на Ивановской обл.), откуда был родом тогдашний настоятель мон-ря игум. Порфирий. По-видимому, во 2-й пол. XIX в. установился обычай носить И. и. во время Великого поста в Воскресенскую ц. с. Левашёва Костромского у. (ныне Некрасовского р-на Ярославской обл.) и в селения прихода. Ежегодный крестный ход с И. и. из мон-ря в Кострому и обратно был важным событием в жизни города и уезда.

http://pravenc.ru/text/293521.html

До 1934 года традиция крестных ходов продолжала каким-то чудом сохраняться, конечно, не в той степени торжественности. В 1938 году печальная участь постигла Бунырёвский храм. После его закрытия все иконы пошли на создание ульев на колхозной пасеке. Но чудотворный образ уцелел благодаря прихожанке Софьи Григорьевны Кунаевой. По началу чудом вынесенная и спрятанная икона находилась у неё дома, затем, опасаясь последствий, эта женщина прятала её в колхозном сарае, где хранилось сено для лошадей. После Великой Отечественной войны Софья Григорьевна передала в только что открывшийся Успенский собор для всеобщего почитания местночтимую Смоленскую икону Божией Матери. Что касается соборного храма, то после прихода к власти новых властей, Успенский храм был разграблен, осквернён и закрыт, а рядом стоящая, соединённая с храмом величественная колокольня, была безжалостно взорвана. В 1945 году здание нового Успенского собора было возвращено верующим. Храм должным образом не реставрировался. Только в 1987 году началась серьёзная реконструкция собора. С 2015 года собор активно реставрируется благодаря программе, принятой в 2005 году. Проводят реставрационные работы специалисты института " Росспецреставрация " и подрядчик - столичная фирма " РДС " . Из книги: В.М. Пономарёва. Алекин (страницы истории города и района). Тула: " Пересвет " , 1998 и с сайта: http://www.aleksin-city.info/Храмы Алексина Новый соборный храм в честь Успения Божией Матери построен в 1806-1813 г.г. на средства купца Ивана Афанасьевича Маслова. Освящен в 1815 г. Тульским епископом Амвросием Протасовым. Колокольня построена в 1829 г. на некотором расстоянии от храма на церковные средства с помощью благотворителей. В 1857 г. храм и колокольня соединены пристройкой, в которой в 1867 г. на церковные средства и пожертвования устроены два придела: с правой стороны - в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой стороны - в честь святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси. В годы революционной смуты собор был закрыт и подвергнут разрушению.

http://sobory.ru/article/?object=09284

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III в честь величайшей православной святыни - Смоленской иконы Божией Матери, и в ознаменование освобождения Смоленска от поляков и возврата его в состав русских земель. На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей. С 2004 года Новодевичий монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1514 году после большой военной победы - взятия Смоленска, возвращение его в состав Руси - Великий князь Василий III Иванович (1479-1533) дал обет построить в память об этом знаменательном для Руси событии монастырь. Новая обитель была основана в 1524 году во имя Смоленской иконы Божией Матери, главной святыни Смоленской земли. По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой и привезена на Русь в Киев гречанкой Анной, супругой Владимира I Святославича (ок.960-1015), а при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1053-1125) была перенесена в Смоленск, где хранилась в городском соборе. Эта икона носит ещё название Одигитрии - " Путеводительницы " . В конце 14 века икона попала в Москву - в 1399 Софья Витовна (1371-1453), супруга Великого князя Московского Василия I Дмитриевича (1371-1425), ездила повидать своего отца - князя Литовского Витовта. При расставании Витовт благославил Софью иконой Смоленской Богоматери. Вернувшись в Москву, Софья поставила икону в Благовещенском соборе на великокняжеском дворе. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска, Великий князь Василий II Васильевич Тёмный (1415-1462) вернул им их святыню, а в Кремле была оставлена копия с неё. В 1524 году в Новодевичий монастырь был перенесён список с кремлёвской иконы Смоленской Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=03275

Как реставратор Я. Е. под наблюдением И. Е. Забелина и В. И. Сизова «добросовестно и осторожно» возобновил в 1894 г. 120 образов из собора в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех Чудова мон-ря в Москве (см.: Древности: Тр. МАО. М., 1900. Т. 17. С. 170-172). В 1899 г. поновлял стенопись ц. Воскресения словущего (не сохр.) в Павловском посаде (ныне г. Павловский Посад Московской обл.). В 1906 г. обновил местночтимую Иверскую икону Божией Матери 1765 г. в Троицком соборе г. Вязьмы Смоленской губ. (см.: Изв. имп. археол. комис. СПб., 1914. Вып. 52. С. 43. Б. подписи). Имеется ряд подписных икон, выполненных Я. Е. или в его мастерской: 2 иконы свт. Николая Чудотворца - кон. XIX в. и кон. XIX - нач. XX в. (г. Тарту, Эстония; ПГХГ - храмовый образ из иконостаса ц. свт. Николая Чудотворца в Перми со штампом мастерской на лицевой стороне), образ «Успение Богородицы» 1896 г. (частное собрание; надпись справа возле нижнего края средника: «[Я.] Епанешниковъ 1896»), икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание), икона «Вмц. Параскева» кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Германия; клеймо мастерской слева на поземе), список 1900 г. иконы Божией Матери «Благодатное Небо» из Архангельского собора Московского Кремля, выполненный для Успенской ц. в усадьбе В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время в Воскресенском соборе Тутаева; на обороте подробная надпись об авторстве и освящении иконы), образ «Успение Богородицы» 1901 г. (г. Лиепая, Латвия) и др. Стилистика работ Я. Е. сочетает традиционные иконописные принципы исполнения с академической светотеневой моделировкой формы, особенно личного. Произведения мастерской отличаются большим разнообразием творческих приемов (гравировка по левкасу, чеканка по золоту, «золотопробельное» письмо и т. п.). Как правило, иконы Я. Е. выполнены темперой или в смешанной технике на орнаментированном золотом фоне с имитацией на полях цветных эмалей или на цветном разбеленном фоне, иногда с пейзажем. Нек-рые иконы написаны на металле. Кроме подписей на лицевой стороне, свидетельствующих об авторстве Я. Е., на оборотах икон встречается штамп мастерской с изображением гос. герба (двуглавый орел с короной) и текстом: «Исполнено въ придворной Художественной Мастерской Я. Е. Епанечникова Москва, 1-ая Мещанская ул., С. Д. [собственный дом]». Николай Яковлевич

http://pravenc.ru/text/189995.html

Как спасшая наш город икона Богородицы появилась в Седмиозерной пустыни? Основатель пустыни инок Евфимий был переведен митрополитом Матфеем в казанский Благовещенский собор в 1627 г. Но и находясь на служении в кафедральном соборе, «преподобный», как именует его то же «Сказание», не забывал о братии. В утешение и благословение он решил передать в пустынь образ Богоматери Одигитрии, взятый еще из Устюга, «из отеческого дома». То есть чудотворный образ когда-то был обычной домашней иконой инока Евфимия. Четверть века после того икона пребывала в пустыни, пока о ней не вспомнили во время эпидемии 1654 года: монахине Мавре из Казанского Богородицкого монастыря явился вещий сон, что именно через эту святыню придет помощь и избавление. Крестный ход из Седмиозерки в Казань спас город от эпидемии. Та пошла на убыль, а через 2 года, после повторного принесения иконы в Казань, совсем прекратилась. Чудо навеки прославило Смоленскую Седмиозерную икону, сделав ее второй святыней нашего края после иконы Казанской. С тех пор вот уже 350 лет этот образ покровом Божией Матери осеняет и Казань, и всю епархию. Видимое всем знамение явилось тогда же: «когда обошли с иконою вокруг города, тогда стала как бы некая преграда от гнева Божия. Ибо за городом собрались мрачные тучи, а над городом светло сияли лучи солнечные». В воспоминание этого события, до самой революции ежегодно 25 июня икона приносилась из пустыни в Казань и оставалась там в течение месяца. Всеми датами переноса из храма в храм как бы повторялся каждый раз тот первый крестный ход. 27 июля (9 августа по н.ст.) икона возвращалась в Седмиозерную пустынь – на главное торжество монастыря, ибо 10 августа вся Россия празднует день Смоленской иконы Божией Матери. 18 наиболее памятных чудес (а все их подсчитать, разумеется, немыслимо) называет «Сказание» – дополненное с XVII века и доведенное новым повествователем до 1804 года включительно. Среди них самые удивительные: прозрение слепорожденной девушки из Симбирска; прозрение еще одной слепорожденной 5-летней девочки из Казани; исцеление парализованной и отсохшей руки иерея Филиппа и вывихнутой ноги 4-летнего мальчика Василия из Свияжска; исцеление от беснования свияжской жительницы, давшей после избавления обет монашества. Но самым удивительным историческим свидетельством стала следующая запись об исцелении (1804 г.): «что сие означение есть истинное, в том свидетельствую – казанский комендант, генерал-майор и кавалер Кастеллий». К молебну пред иконой Стефана Николаевича Кастеллия несли четыре человека – из-за давней болезни ног он не мог самостоятельно передвигаться. Через несколько дней он уже свободно ходил. Для паломничества в пустынь, требующего временного оставления своих обязанностей, столь высокопоставленному чиновнику понадобилось даже специальное Высочайшее разрешение.

http://sobory.ru/article/?object=05121

Как уникальное святое место, Аркатово известно с XVIII века. Это – совсем иная эпоха епархиальной «священной истории», чем Большие Кабаны или, тем более, Булгары! Что не значит, будто почитание этого села православными жителями чем-нибудь уступает более древним святыням. Место это овеяно многими легендами и сказаниями. Все здесь буквально дышит воспоминаниями о чудесах. И то, что масштабы происходивших здесь событий кажутся не относящимися к «большой» истории Церкви, не значит, будто они «малы» для искренне верующих. Божий промысел все расставляет по своим местам. Рассказы о чудесах в Сарове и Дивеево тоже когда-то представлялись малодостоверными народными сказаниями сугубо местного значения (до всероссийского прославления Серафима Саровского в 1903 г.). Про любимую в народе «рабу Божию Ксению» до поры до времени никто не писал ни в одной книге по истории Русской Православной Церкви. А чудо в Аркатово относится примерно к той же эпохе. Но с XVIII века многое из «малого» давно уже перестало быть таковым. Все общецерковные святыни когда-то были местночтимыми. Не стоит об этом забывать. Шли 40-е годы XVIII века. Мальчики-пастухи из имения помещика Демида Аркатова нашли в небольшом болотце – каких много в здешних лугах, – плавающую «дощечку», которая оказалась иконой Божией Матери. Икона плавала ликом вниз, но изображение нисколько не пострадало от воды. Образ принесли в дом Аркатова. Каково же было удивление, когда на следующее же утро он пропал. Нашли его на том же самом месте – в том же болотце. Снова принесли – и снова, в третий раз, он непостижимым образом вернулся на прежнее место. Разумеется, это было воспринято всеми как знамение. Божия Матерь явила Свою икону – но не желала, чтобы она стала простой домашней иконой в усадьбе Аркатова. Подобными чудесами – неоднократными возвращениями одного и того же святого образа на место его явления, – изобилует вся история Святой Руси. Феодоровская Костромская, Курская Коренная иконы и многие другие. Демид Аркатов понял знак и решил построить на свои средства монастырь, подобающий такой святыне. Но до основания монастыря дело не дошло. Шел, как мы уже говорили, XVIII век.

http://sobory.ru/article/?object=11081

Но подробности, связанные с историей ее перемещения в институт реставрации после торжественных событий на Бородино 2012 года и особенностями самой реставрации, я хотел бы передать моим коллегам, которые присутствуют на этой пресс-конференции. Прежде всего, позвольте кратко дать слово Александру Александровичу Дубровскому, который является официальным древлехранителем Смоленской епархии. Прошу Вас, Александр Александрович... А. А. Дубровский: Благодарю Вас, Владыко. В настоящее время после завершения двухлетней реставрации, конечно, повторю слова Владыки, ходят слухи усиленно, что икону подменили, конечно, нет – икона та же, но икона преобразилась, икона совершенно другая. Но во-первых, мы привыкли видеть тот живописный образ, который наблюдали всегда, подходя к иконе, в окладе. Оклад, который большую часть иконы закрывал, видели лик, лик Младенца, ручки. На сегодняшний день икона будет установлена без оклада, оклад будет отдельно установлен в соборе. Во-вторых, этот образ Божией Матери Смоленской " Одигитрии " , как мы уже все знаем из истории, был подарен Константином Мономахом дочери, благословляя ее замуж, в 1046 году, соответственно – это список с той древней иконы, и на сегодняшний день мы видим, выставлена в Храме Христа Спасителя наша икона, – это византийский образ Богоматери, это тоже нужно понимать. Мы неоднократно в процессе реставрации обращались к реставраторам ГосНИИ реставрации, как представители епархии, что данная икона является не музейным экспонатом, а все-таки молельный образ, культовая вещь, к которой люди идут молиться, и мы просили, чтобы места утрат многочисленные, которые на иконе при расчистке были выявлены, были затонированы, пусть даже они будут, скажем так, несколько отличаться от общего фона, пусть они будут на полтона разниться, но это должен быть цельный образ, который не мешает верующему в восприятии всей иконы. Как вот сейчас реставраторы ответят на вопросы, расскажут нам, мы просили утраты эти подлевкасить, затонировать и так далее, самое интересное, это не противоречит законам и правилам реставрации. На многочисленных советах реставрационных с участием ведущих специалистов реставрационных центров города Москвы было принято решение эти места утрат оставить, так как нехорошо записывать автора, и не вносить в изображение иконы ничего нового.

http://religare.ru/2_106025.html

После генеральной уборки нужно было поставить в храме окна, двери, и сумма для этого требовалась внушительная. Пришлось собирать средства по домам, поставить кружки для пожертвований в людных местах. Поскольку денег на изготовление 18 окон всё же не хватало, на семейном совете Павел с Татьяной решились продать корову, позже продали 10 поросят, а уже в этом году расстались с тёлкой. Хорошо, что двери для храма пожертвовали из школы, так это большое дело сдвинулось с мёртвой точки. Для того, чтобы собираться на службы, понадобилась крыша над алтарём. Пришлось писать письмо о помощи Алексею Ивановичу и Алексею Алексеевичу Демидовым, которые оказали материальную поддержку. Внушительную сумму внесла и сестра Павла Репина – Галина Александровна Карамаликова. Огромная благодарность за материальную поддержку семьям Сарапкиных, Мировых, Белозёровых, Корсаковых, Агафоновых, Балясниковых, Чекалиных. А также депутату Госдумы Айрату Назировичу Хайруллину и предпринимателю Вячеславу Юрьевичу Золотову. Спасибо Николаю Владимировичу Ипатову за брусья, косяки на иконостас, за столы, лавки и туалет. Низкий поклон Фанису Салиховичу Батталову за предоставленную вышку для покрытия крыши, Юрию Шубину и Евгению Гренадёрову за работу с электропроводкой. Юрию Ивановичу Радионову и Евгению Скворцову за изготовление оригинальных подсвечников, семисвечника и крестов. Надежде Павловне Золотовой за подаренную старинную икону Ахтырской Божией Матери. А также многим людям, выразившим желание помогать и на деле оказав реальную помощь. И вот 8 августа, спустя 75 лет с момента закрытия Дома Божьего, по благословению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена благочинным протоиереем Павлом Чурашовым храм был заново освящён, и в его стенах была отслужена Божественная литургия. Причастниками Христовых Таин стали дети и взрослые. А после литургии во дворе храма рядом с новенькими клумбами поставили столы, и состоялась праздничная трапеза, за которой собрались внуки и правнуки тех людей, которые когда-то молились в этом храме о благополучии родного села и всей нашей родины в целом. Это было воистину историческое событие со слезами на глазах.

http://sobory.ru/article/?object=21849

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010