Л. 50 В 1818 году Государь Император Александр I -й посещал этот монастырь, поклонялся чудотворной Иконе Божией Матери и Милостивейше изволил принять от бывшаго тогда настоятеля Игумена Иоасафа в копии икону Колочския Божией Матери 1830 года, во время свирепствовавшей в Москве холеры, по Высочайшему повелению в этом монастыре учрежден был карантин, в котором все проезжавшие из Московской в Смоленскую губернию были задерживаемы на положенное карантинными правилами время, и молитвами Божией Матери Колочской не только из поступивших в карантин все остались невредимыми, но даже из окрестных мест жители не потерпели от сей эпидемии ни какого вреда. 1837 года Июля 23 Его Императорскаго Величества Наследник Великий Князь Александр Николаевич со всею своею свитою посетил эту обитель, поклонился Чудотворной Иконе Божией Матери, всходил на колокольню и обозревал с оной Бородинское поле, потом осмотрел настоятельския и братския келии и дал на монастырь не малую сумму, изволил отправиться в село Бородино. 1839 года Сентября 2, по открытии памятника на Бородинских полях, посещал сей монастырь Великий Князь Михаил Павлович, поклонялся чудотворному образу Божией Матери Колочской, всходил на колокольню и обозревал с оной Бородинския поля; потом посетив настоятельския келии, изволил отправиться в село (Л. 50 об.) Бородино, где находился тогда Государь Император с войском. Здания в сем монастыре следущия: соборная Церковь в память Успения Пресвятыя Богородицы с двумя приделами во имя Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца каменная, крытая листовым железом; настоятельский корпус двух этажный каменный; два братских корпуса каменные одно этажные; прочия монастырския службы деревянныя; монастырь обнесен вокруг каменною оградою на 270 саженях с шестью небольшими по углам башнями; над святыми воротами колокольня о четырех ярусах со шпилем, покрытая листовым железом; кресты на колокольне, также как и на Церкви, убраны медными репиями и сияниями чрез огнь позлащенными. В соборном храме сего монастыря у праваго клироса в киоте стоит явленная и чудотворная Икона Божией Матери Колочской.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Первая Казанская церковь появилась в Астрахани в 1614 году, когда город, захваченный шайкой атамана Ивана Заруцкого, был освобождён войском, несшим список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Тогда этот храм находился под кремлёвскими вратами, на месте Пречистенской колокольни. Новый Казанский храм за рекой Кутум стал строиться в 1758 году. Освятили его в 1769 году. Впоследствии на его месте был выстроен современный величественный Казанский храм. Освящён он был 22 октября 1907 года. При храме были устроены боковые приделы в честь Трёх Святителей и святых: великомученика Харлампия, святителя Феодосия Черниговского и преподобного Серафима Саровского. В 1930 году церковь была закрыта советскими властями, обезображена и превращена в склад " Заготзерно " . В 1991 году храм был возвращён Церкви. Началась долгая его реставрация. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области Появление в Астрахани храма в честь Казанской иконы Божией Матери относится к началу XVII века. В 1614 году для освобождения Астрахани от разбойников во главе с атаманом Заруцким был послан воевода князь Иван Никитич Одоевский со списком чудотворного образа Казанской Божией Матери. Заруцкий бежал ещё до прихода воеводы, а над восточными проездными вратами кремля в честь этого образа был сооружён каменный храм. Ворота и башня под храмом получили наименование Пречистенских в честь " Пречистыя Богородицы Казанская " . В 1709 году над воротами была возведена каменная соборная колокольня, а храм был упразднён, икону Казанской Божией Матери ещё раньше перенесли в Успенский собор, где она находилась долгое время. В 1707 году в новом селении за рекой Кутум, имевшем первоначально название Посад, был расквартирован Казанский солдатский полк, а позже стали здесь селиться астраханские купцы и прочие жители. Все они были приписаны к приходской Смоленской церкви, находящейся по другую сторону реки Кутум.

http://sobory.ru/article/?object=01042

В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленное протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание церкви Святой Троицы: «В Нерехтском уезде церкви состоящие в пятом классе: .... Пресвятыя Троицы, села Писцова, каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось». А в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.» все храмы Писцова описаны в одной статье: «Церкви VI-ro Нерехтского округа. В с. Писцове 3 церкви. 1) Троицкая каменная, когда и кем построена неизвестно... К числу достопримечательностей церквей и местных святынь относятся: ..., деревянный складень помещающийся на особом аналое около царских врат, с 52 частицами мощей Грузинских святых, в деревянном позолоченном футляре, пожертвованным по преданию грузинским царевичем Вахтагнием, вотчиною которого было село Писцово». В «Историко-статистическом описании села Писцово» составленного И.Ф. Токмаковым в 1901 г., говорится о том, что стены Троицкого храма расписаны «... сто лет тому назад. В Троицком храме имеются три древние местно-чтимые иконы: 1) Божией Матери, именуемая Смоленская; 2) Знамения Божией Матери; 3) Св. Николая Чудотворца. – Иконы эти, по преданию, существуют около 400 лет... Все они украшены серебро-вызолоченными ризами... Местные жители оказывают также особое благоволение Иверской иконе Божией Матери, почитаемой Чудотворною, но записей о чудотворениях от нее не сохранилось. Икона украшена серебро-вызолоченным окладом и ризою из крупного жемчуга устроенного усердием купеческого рода из дома Рыскиных. Еще замечательная икона «складень» со многими частицами Св. Мощей, более 50...» Иверскую икону Божией Матери прислал из Москвы князь Яков Петрович Долгоруков. Как следует из родословной князей Долгоруковых - князь Яков Петрович Долгоруков (прибл. рожд. 1697-1707 гг.) был правнуком князя Юрия Алексеевича Долгорукова, которому село и было пожаловано царем Алексеем Михайловичем в 1660 году. А дочь Якова Петровича – княжна Мария Яковлевна (прибл. рожд. 1731 г), была замужем за Царевичем Грузинским Егором Вахтангеевичем, который и пожаловал в храм Святой Троицы икону «складень» со многими частицами Св. Мощей. Все, хранившиеся в храме святыни, свидетельствуют о времени построения Троицкого храма.

http://sobory.ru/article/?object=01693

В начале октября французы заняли Боровск и подошли к Малоярославцу. После сражения под Малоярославцем французские полчища двинулись в сторону Калуги. Епископ Евлампий с духовенством молились перед чудотворной Калужской иконой, которая находилась в храме Рождества Богородицы села Ромоданова. И заступничеством Богородицы враг не вошел в город, а начал отступление по Смоленской дороге. Взятые под Малоярославцем пленные французы свидетельствовали, что «на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе Калужскую икону Божией Матери... и услышали Ее повеление идти к Гжатску» 3 . Поэтому третье празднование ей совершается 12/25 октября в память спасения Калуги от нашествия наполеоновских войск в 1812 году. К слову, свою всероссийскую известность икона получила именно после этих военных событий. О явлениях и чудесах от нее доложили императору Александру I и Святейшему Синоду, что сделало ее почитание общецерковным. Празднование 12/25 октября было также установлено с совершением крестного хода. «Изнесение иконы из села Калужки в ближние пределы» стало частой практикой, так что икона много путешествовала. Ежегодно святыня доставлялась даже в Оптину пустынь. Однажды от нее получил благодатную помощь («некоторое облегчение», как написано в летописи обители) преподобный старец Амвросий Оптинский, который болел водянкой. Неоднократно крестные ходы совершались для избавления Калуги от разных болезней и пожаров. Приносилась святыня для помощи жителям южных пределов Калужской губернии, и только город Боровск, около половины населения которого составляли старообрядцы, долго не признавал святую покровительницу. Но в 1899 году после исцеления жены коллежского асессора Зинаиды Чуфаровской икона по просьбе этой семьи была принесена для поклонения верующих в Боровск, где к крестному ходу все же примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания святой иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» 4 . Так икона стала почитаться и приверженцами старых традиций. Существуют даже некоторые списки Калужской иконы, выполненные в древнем стиле старообрядческой иконографии. С тех пор она чтится и как «раскольников на путь благий обращающая», потому что «Божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси» 5 . В тридцатые годы XX века храм Рождества Пресвятой Богородицы села Калужки, в котором пребывала явленная икона, был закрыт, колокола сброшены, церковные ценности конфискованы. Существует версия, что икону переносили из храма в храм, пока она не оказалась в местном краеведческом музее. Но «в сороковых годах XX века, при Онисифоре (Пономарёве), еп. Калужском и Боровском, Калужскую икону вернули Русской Православной Церкви и поставили в храме вмч. Георгия " за верхом " , приобретшем в советский период статус кафедрального собора». Там она находится и сегодня (см.: Легостаев В. В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000. С. 73–74).

http://e-vestnik.ru/church/kaluzhskaya_i...

Самая главная святыня обители – это древняя чудотворная Смоленская икона Божией Матери, облеченная в сребропозлащенную ризу с другими украшениями высокой художественной работы. Кисть живописи очень древняя и время написания св. иконы с большей вероятностью можно отнести к XV столетию. Предание говорит, что эта чудотворная икона Богоматери была в руках печальной памяти Стеньки Разина, который, разграбив неизвестный приволжский монастырь или церковь , в которых находилась св. икона, и ободрав украшения ее, бросил святыню в Волгу, но в одном из протоков этой реки рыбак поймал ее в неводе, a потом передал в Чуркинскую обитель. Не только братия Успенско-Николаевской Чуркинской обители, но и все окрестные жители почитают св. икону, как чудотворную и, до устройства в своих селениях приходских церквей, считали за великое счастье принимать св. икону в дома свои. Хотя в обители и не имеется записей о чудесах, совершившихся от св. иконы, но их заменяют несколько серебряных привесок, изображающих людей, руки, глаза и т. п. члены человеческого тела, –приложенные к святыне удостоившимися испытать на себе милосердие Царицы Небесной и от ее св. иконы получив исцеления от болезней. Св. икона помещается за правым клиросом соборного храма в великолепном резном и вызолоченном киоте. Замечательна также икона Св. Николая, в рост, в полном архиерейском облачении. Это – храмовая икона второго обительского храма. Она почитается чудотворной. Известен случай избавления некоего Бочарова от туркменского плена, по молитве к Св. Николаю, вслед за обещанием – соорудить на помянутую икону благолепную ризу. По рассказам старожилов монастыря, в прежнее время киргиз-кайсаки и калмыки многочисленными толпами приходили в обитель, входили в храм, покланялись многократно перед иконой Святителя и ставили перед ней свечи. Наконец, к святыням обители должна быть причислена и доска, обложенная сребропозлащенной ризой и имеющая в середине изображение Спасителя, a по сторонам его, залитые в воскомастихе, следующие священные предметы: 1) часть ризы Господней, 2) часть ризы Пресвятой Богородицы; частицы свв. мощей: 3) св. апостола и евангелиста Матфея, 4) ап. Варфоломея, 5) мчц. Анастасии, 6) мчц. Феодосии, 7) вмч. Прокопия, 8) мч. Ореста, 9) Св. Иоанна Златоуста , 10) прп. Сергия Радонежского, 11) прп. Нила Столобенского, 12) прп. Никиты Халкидонского, 13) Св. Александра Невского, 14) блж. Георгия, 15) убиенного от Ирода младенца и 16) частицы камней от Гроба Господня и гроба Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Я сожалею, что не мог прийти к самому началу, потому что именно тогда, когда вы собрались, здесь, в городе Москве, в Новодевичьем монастыре произошло очень большое событие. Вновь избранный президент нашей страны В.В. Путин передал Церкви из Исторического музея величайшую святыню — чудотворную Иверскую икону Божией Матери. Эта икона была написана на Афоне по повелению государя царя Алексея Михайловича. Затем, когда список был создан, царь и вся тогдашняя знать, духовенство и весь народ Москвы торжественно встречали эту икону. А затем началось освобождение Отечества нашего от польско-литовских захватчиков, и икона эта стала войсковой иконой. Она была в наших войсках при взятии Вязьмы, при взятии Смоленска, когда рушилась более чем 100-летняя оккупация иноземных сил. Это воинская икона, перед которой проливались молитвы наших предков об избавлении России. И вот в канун Дня Победы Церковь получила эту икону, которая после революции была недоступна и хранилась в Историческом музее. А 24 мая, в день открытия празднования Дней славянской письменности и культуры, на Васильевском спуске будет совершен народный молебен перед этой великой святыней. И я приглашаю всех вас прийти к часу дня на Васильевский спуск, чтобы всем вместе помолиться о Родине нашей, о народе нашем, о том, чтобы жизнь наша сопровождалась победами, чтобы Господь хранил нас и Царица Небесная ограждала нас от поражений, могущих нанести непоправимый ущерб течению народной жизни. Еще раз хотел бы поздравить всех вас, мои дорогие, с грядущим праздником Победы, с Пасхой Христовой. Христос Воскресе! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-my-nik...

Каменная колокольня церкви была выполнена в виде башни со шпилем. Нижняя часть церкви была расписана образами Божьей Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Церковный притвор украшало изображение Страждущего Спасителя в терновом венце, помещенное в футляр под стеклом. Вскоре в храме появилась примечательная икона свт. Димитрия Ростовского Чудотворца, надписью на которой гласила: «сию святую икону поставил в село Данилово во храм Божьей Матери тайный советник Сергей Иванович Ларионов в память тетки своей, вдовствующей Екатерины Ивановной Полуектовой, скончавшейся 8 марта 1806 г. в 85 лет жития ее, 52 г. владения ее тем селом». В 1854 г. церковь несколько перестраивается. Арки, отделявшие приделы от храма, заложены кирпичом, железная кровля обновлена. Вход, ведший из церкви на колокольню, упразднен и сооружен новый — с улицы через специальную деревянную пристройку. Кроме старых колоколов, на колокольне появился новый, самый большой, с надписью: «Вылит сей колокол в царствующем граде Москве на заводе майорши Анны Петровны Зенкович, весу 60 пудов 39 фунтов 1854 г., января 30 дня, вотчины гг. Полуектовых Московской губернии Подольского уезда с. Данилово церкви Смоленской иконы Божией Матери с приделами усердием помещиков Владимира и Феодора Борисовичей Полуектовых». В следующем году церковь обнесена каменной оградой с кованой железной решеткой. Внутрь ограды ввели двухстворчатые, решетчатые металлические ворота с надвратной ажурной аркой, увенчанный Смоленской иконой Божией Матери и крестом. По обе стороны ворот располагались решетчатые входные двери. Этими работами и завершено строительство церкви. В последующие годы за счет церковных средств выполнялся лишь мелкий ремонт отдельных частей церкви. Священниками с 80-х годов XIX в. были Иоанн Лебедев и сменивший его Николай Виноградов, прослуживший в Динилово до самого закрытия церкви. Им помогали псаломщики Григорий Введенский, Василий Эвергетидов, Павел Рождественский. Возглавлял приход священник Николай Виноградов, пользовавшийся в народе большим уважением и любовью. После ареста в 1932 году он был сослан в Архангельскую область, откуда пришло его последнее письмо. В нем отец Николай сообщал, что серьезно болен. Больше писем от него не было.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», — вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе. В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена. Его купол отливал серебром Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, — говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. — Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович — человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», — говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», — сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть. Что осталось от собора

http://pravmir.ru/chem-kazanskij-sobor-o...

Вскоре был построен соборный пятиглавый каменный храм в честь Успения Божией Матери. Почему и название монастырь получил Колочевский Успенский Можайский мужской монастырь. А на Соборе в 1547 году при митрополите Московском Макарии († 1563; память 30 декабря) было установлено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 9/22 июля. Множество богомольцев привлекала чудотворная икона обители. Сам царь Иоанн Грозный, собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, в числе других святынь взял и Колочскую икону Божией Матери: «Изволи же с собою царь и великий князь взятии непобедимую воеводу чудотворную икону Пречистыя Богородицы, сиречь Донскую, прежде того стояла в соборном храме Успения Пречистыя на Коломне, да Пречистую Богородицу чудотворную Колотцкую и иные многие чудотворные образы и кресты» . Монастырь в то время занимал особое положение: настоятели его в сане игуменов неоднократно присутствовали на Соборах в Москве, а игумен Корнилий в 1567 году был хиротонисан в архиепископа Ростовского. Принимали участие игумены монастыря и в политических актах: под Соборной грамотой 1566 года о продолжении военных действий против польского короля стоит подпись игумена Германа, а под грамотой об избрании на престол Бориса Годунова в 1598 году – игумена Никандра. К 1609 году в монастыре было уже две каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь. Под колокольней находилась церковь святителя Алексия, митрополита Московского. Надпись, сделанная на чудотворной иконе, гласит: «В лето 7119=от Р.Х. 1611 пречестныя и великия обители Пресвятой Богородицы Колочского монастыря…» Великой обителью назван был монастырь, хранивший чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Располагалась обитель на Смоленском тракте, ведущем от пограничного тогда города Смоленска к столичному граду Москве. Именно по этому пути совершали свои походы литовские и польские войска, пытавшиеся завладеть нашими землями, а позже и наполеоновская армия.

http://pravoslavie.ru/4416.html

Епископ Котласский и Вельский Василий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Архангела Михаила — небесного покровителя Архангельской земли. Святейший Патриарх Кирилл обратился к многочисленным верующим, заполнившим центральную площадь города, с Первосвятительским словом . В благодарность за труды на благо Церкви Святейший Владыка вручил епископу Василию наперсный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар кафедральному собору Патриарх передал список Смоленской иконы Божией Матери, для храмов епархии — восемь напрестольных Евангелий. Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, архиепископа Солнечногорского Сергия, епископа Котласского и Вельского Василия посетил Стефановский кафедральный собор г. Котласа. Высоких гостей встречал иерей Евгений Долгополов, старший священник Стефановского собора, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Святейший Патриарх Кирилл также осмотрел духовно-просветительский центр г. Котласа, расположенный на территории храма. По завершении программы посещения Котласа Предстоятель Русской Православной Церкви отбыл на Соловки. История Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян малую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола, один — в честь святителя Николая Чудотворца, второй — в честь архидиакона Стефана. В середине XVII века рядом с храмом прихожане обнаружили явленную икону Владимирской Божией Матери. На месте находки поставили деревянную шатровую церковь в честь явленной иконы Владимирской Божией Матери, а прирубленный к церкви придел освятили в честь святого Стефана Великопермского. Образовавшийся приход получил название Котласского Стефановского.

http://patriarchia.ru/db/text/5253660.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010