К истории святыни Новодевичьего монастыря — Смоленской иконы Божией Матери 30 мая 2021 г. 12:44 На портале Седмица.ru опубликована статья главного редактора научного журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», профессора кафедры истории мировой литературы Университета Российской академии образования, автора множества исследований по истории и текстологии древнерусской литературы доктора филологических наук Е.Л. Конявской. Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя « Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь Главный храм обители — в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» — был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжьем дворе «на десни стран от святыхъ двереи Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и)с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и)с(ко)пъ Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет — упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг — победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета.

http://patriarchia.ru/db/text/5838259.ht...

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем. К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии и икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии. Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богородичную церковь, где находилась до 1941 года. С 1526 года 10 августа (по старому стилю 28 июля) отмечается праздник Чудотворной иконы Одигитрии Смоленской. Он установлен в память возвращения Смоленска из-под власти Литвы. Патриархия.ru по материалам сайта Смоленской и Калининградской епархии Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/131774.htm...

Вышел в свет очередной номер «Журнала Московской Патриархии» 2009 г.) 20 марта 2009 г. 18:10 Вышел в свет третий номер «Журнала Московской Патриархии» за 2009 год. В разделе «Церковная жизнь» содержится статья о первом первосвятительском визите Святейшего Патриарха Кирилла, совершенном в Смоленскую епархию . На обложке журнала — Смоленская икона Божией Матери, чтимая святыня родной для Его Святейшества епархии. Далее помещены статьи о важнейших церковных событиях, произошедших в феврале нынешнего года, — Сретенских встречах православной молодежи, XVII Международных Рождественских чтениях и днях памяти Святейшего Патриарха Алексия II. Опубликованы тексты выступлений Предстоятеля Русской Православной Церкви Его Святейшества Кирилла на открытии Сретенских встреч и Рождественских чтений. В рубрике «Из жизни епархий» — большая обзорная статья о Саратовской епархии , а также материал о Покровско-Васильевском монастыре в Павловском Посаде. В память о Святейшем Патриархе Алексии II в разделе «Проповедь» напечатано слово протоиерея Артемия Владимирова о почившем Первосвятителе Русской Церкви. Издательский Совет Русской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/592199.htm...

12 грудня 2007 р. 16:08 13 декабря — память апостола Андрея Первозванного [Стаття] Св. апостол Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Скифии и водрузил крест на Киевских горах, на месте будущего града Киева. 6 грудня 2007 р. 21:40 7 декабря — память святой великомученицы Екатерины [Стаття] 7 декабря (24 ноября по старому стилю) Православная Церковь чтит память великой святой первых веков христианства — великомученицы Екатерины. Несмотря на широкое почитание этой удивительной угодницы Божией, храмов, освященных в ее честь, по всей России немного. 30 листопада 2007 р. 18:26 1 декабря Русская Православная Церковь вспоминает святых мучеников Эстонской земли [Стаття] Празднование Собору Святых земли Эстонской установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексием II от 22 июля 2002 года, и Собор Святых Эстонской земли празднуется (18 ноября) 1 декабря. Согласно указу Его Святейшества была написана и икона «Собор Святых земли Эстонской», которая находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. 30 листопада 2007 р. 14:37 О Ризе Господней [Стаття] 1 декабря ковчег с фрагментом Ризы Христовой будет вынесен и помещен в Храме Христа Спасителя для поклонения. Патриархия.ru републикует статью архим. Августина (Никитина) о величайшей святыне христианской Церкви. 26 листопада 2007 р. 19:46 Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления [Стаття] Портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный житию святителя, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии» 26 листопада 2007 р. 12:00 «Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы». Доклад председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла [Стаття] 23 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата прошли торжества, посвященные 50-летию образования Китайской Автономной Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

1. Новосибирск, 1997. В опубликованных в 1997 г. документах Политбюро непосредственно событиям в Шуе посвящено 13 документов, датированных 17 марта – 4 мая 1922 года. Это самый многочисленный комплекс церковных документов Политбюро, посвященных одному событию кампании по изъятию церковных ценностей, что само по себе подчеркивает их знаковый характер для власти. 4. Баделин В.И. Золото Церкви: Исторические очерки. Иваново, 1995. С. 185-265; Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1996. С. 37-53. 5. Иванов Ю.А. Шуя православная (материалы к энциклопедии). Шуя, 2007; Ставровский Е.С. Шуйские новомученики и исповедники XX века. Шуя, 2007; Никонов Н.И. Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы: История и иконография. СПб., 2008. 6. Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. Кн. 2. М.: Политиздат, 1986. С. 206-208; Атеистический словарь. М., 1983. С. 489 и др. 7. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма//Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1964. С. 25. 8. Иванов Ю.А. Человек-партия. Как мещанин Петров создал миф о шуйских черносотенцах//Родина. 2000. 3. С. 72-75. 9. Хмуркин Г.Г. О масштабах человеческих жертв, вызванных изъятием церковных ценностей в 1922-1923 гг.//Уроки Октября и практики советской системы. 1920-1950-е годы. М., 2018. С. 408. 10. Здесь и далее документы Политбюро цитируются по: Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925 гг. Кн. 1. 11. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. М., 1996. С. 69; Хмуркин Г. Г. Указ. соч. С. 413. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

2004 г. — Смоленская духовная семинария. 2006 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). 2009 г. Смоленский государственный университет (кандидат исторических наук). 2017 г. Христианская богословская академия в Варшаве (доктор теологии). Место работы: Братство православных следопытов (Председатель) Место работы: Крутицкое Патриаршее подворье (Москва) (Настоятель) Место работы: Синодальный отдел по делам молодежи (Председатель) Епархия: Московская (городская) епархия (Викарий Патриарха Московского и всея Руси)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Серафима (Амельченкова) при наречении во епископа Люберецкого, викария Патриарха Московского и всея Руси. Монографии 1. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. — Смоленск, 2006. — 192 с.: ил. 2. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. — Смоленск, 2010. — 352 с.: ил. 3. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области). — Смоленск: Свиток, 2012. — 256 с.: ил. 4. Дорогой веры, любви и правды. Исторический очерк жизни и служения священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского, 1880-1937. — Смоленск: Свиток, 2012. — 304 с.: ил. 5. Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Польше и России. Смоленск: Свиток, 2017. 416 с.: ил. 6. Polski i rosyjski wymiar duszpasterstwa witego mczennika Serafina (Ostroumowa), arcybiskupa smoleskiego, Warszawska Metropolia Prawosawna, Warszawa 2019, s. 334. Учебные, дидактические издания 1. Служение Слова. Проповеди и речи 2018-2019. — М.: Издательский дом «Познание», 2021. — 328 с., ил. 2. Православное пастырство: Бог и человек в таинстве спасения . Учебник по специальности «Теология». — Москва: Издательский дом «Познание», 2023. — 272 с. Статьи 1. Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и время ее написания//Авраамиевские чтения: сборник научных статей. Вып. V — Смоленск: Универсум, 2008.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4017071...

Архив Пн Смоленская икона Божией Матери 10 августа 2006 г. 11:44 Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, имеет очень древнее происхождение. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — достоверно неизвестно. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти черниговского князя Всеволода икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рожденному от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес икону Одигитрии — благословение своей матери — из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар: В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение. Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица». Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

http://patriarchia.ru/db/text/131774.htm...

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви. Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе. В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы. В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи. В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен. После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, до 1940 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

http://patriarchia.ru/db/text/131774.htm...

В начале октября французы заняли Боровск и подошли к Малоярославцу. После сражения под Малоярославцем французские полчища двинулись в сторону Калуги. Епископ Евлампий с духовенством молились перед чудотворной Калужской иконой, которая находилась в храме Рождества Богородицы села Ромоданова. И заступничеством Богородицы враг не вошел в город, а начал отступление по Смоленской дороге. Взятые под Малоярославцем пленные французы свидетельствовали, что «на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе Калужскую икону Божией Матери... и услышали Ее повеление идти к Гжатску» 3 . Поэтому третье празднование ей совершается 12/25 октября в память спасения Калуги от нашествия наполеоновских войск в 1812 году. К слову, свою всероссийскую известность икона получила именно после этих военных событий. О явлениях и чудесах от нее доложили императору Александру I и Святейшему Синоду, что сделало ее почитание общецерковным. Празднование 12/25 октября было также установлено с совершением крестного хода. «Изнесение иконы из села Калужки в ближние пределы» стало частой практикой, так что икона много путешествовала. Ежегодно святыня доставлялась даже в Оптину пустынь. Однажды от нее получил благодатную помощь («некоторое облегчение», как написано в летописи обители) преподобный старец Амвросий Оптинский, который болел водянкой. Неоднократно крестные ходы совершались для избавления Калуги от разных болезней и пожаров. Приносилась святыня для помощи жителям южных пределов Калужской губернии, и только город Боровск, около половины населения которого составляли старообрядцы, долго не признавал святую покровительницу. Но в 1899 году после исцеления жены коллежского асессора Зинаиды Чуфаровской икона по просьбе этой семьи была принесена для поклонения верующих в Боровск, где к крестному ходу все же примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания святой иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» 4 . Так икона стала почитаться и приверженцами старых традиций. Существуют даже некоторые списки Калужской иконы, выполненные в древнем стиле старообрядческой иконографии. С тех пор она чтится и как «раскольников на путь благий обращающая», потому что «Божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси» 5 . В тридцатые годы XX века храм Рождества Пресвятой Богородицы села Калужки, в котором пребывала явленная икона, был закрыт, колокола сброшены, церковные ценности конфискованы. Существует версия, что икону переносили из храма в храм, пока она не оказалась в местном краеведческом музее. Но «в сороковых годах XX века, при Онисифоре (Пономареве), еп. Калужском и Боровском, Калужскую икону вернули Русской Православной Церкви и поставили в храме вмч. Георгия " за верхом " , приобретшем в советский период статус кафедрального собора». Там она находится и сегодня (см.: Легостаев В.В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000. С. 73-74).

http://patriarchia.ru/db/text/5861375.ht...

Фотовыставка рассказывает о духовном возрождении Смоленщины в конце XX века трудами митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Выставочная экспозиция состоит из ряда тематических блоков: «Начало служения на Смоленщине», «Празднование 1000-летия Крещения Руси», «Устроение церковной жизни», «Создание системы духовного воспитания и образования», «Храмы Смоленской земли», «Диалог с обществом», «Свидетельство о Православии». В экспозицию включены около 400 фотографий, многие из которых впервые представлены широкой публике, краткие информационные статьи, а также копии документальных материалов, рассказывающих о различных вехах архипастырского служения Патриарха Кирилла на Смоленщине. В 1001 году Владимир Мономах заложил в Смоленске большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. До начала XVII века собор сохранял первоначальные архитектурные формы. В 1609 году войска польского короля Сигизмунда III осадили город. Во время штурма горожане, которые предпочли смерть позорному плену, взорвали пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. В 1675 году собор был разобран ввиду невозможности ремонта. По приказу царя Алексея Михайловича в 1676 году был заложен новый храм на месте прежнего. Строительство длилось около ста лет, и в 1772 году собор был освящен Преосвященнейшим Парфением. Собор уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Внутреннее пространство собора более 2000 кв. м, высота стен 70 м. В декоративном убранстве сочетаются элементы древнерусского зодчества и стиля барокко середины XVIII века. Главная святыня Успенского собора Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Икона находилась в войсках фельдмаршала М.И. Кутузова во время Отечественной войны 1812 года. В августе-сентябре 2012 года в рамках празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года был совершен крестный ход с этим чудотворным образом из Смоленска в Вязьму, а затем икона была доставлена на Бородинское поле. По завершении торжеств Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» была передана в Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Более двух лет реставраторы занимались восстановлением смоленской святыни. Было удалено около 16 слоев записи, проведено тонирование многочисленных мелких утрат красочного слоя, восстановлены доски иконного щита, изготовлена специализированная рама (титановая конструкция, обрамляющая весь периметр иконы). 15 февраля 2015 года икона вернулась в Смоленск.

http://patriarchia.ru/db/text/4999581.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010