В Карагандинском лагере был приговорён к расстрелу. 1937 г., 20 сентября – расстрелян. ЕВГЕНИЙ (Кобранов Евгений Яковлевич), епископ Ростовский. 1891 г. – родился в Смоленской губ. 1912 г. – окончил Смоленскую духовную семинарию. 1916 г. – окончил Московскую Духовную Академию (первым: профессорский стипендиат). 1917 г. – священник в церкви Девяти мучеников у Горбатого моста (Москва), магистр богословия. 1921 г. – пострижен в мантию в Новоспасском монастыре (Москва); наместник, впоследствии настоятель того же монастыря; архимандрит. 1926 г., 27 марта – хиротонисан во епископа Муромского. 1927 г. – епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Участвовал в «ярославской оппозиции» митрополиту Сергию [Страгородскому]. 1933 г., 22 ноября – епархией не управлял. 1937 г., октябрь – расстрелян в Чимкентской тюрьме, где находился одновременно с митрополитом Кириллом [Смирновым] и митрополитом Иосифом [Петровых]. ЕВЛОГИЙ ( Георгиевский Василий Семенович), митрополит, Экзарх Западной Европы. 1868 г., 10 апреля – родился в Тульской губ., в семье священника. 1882 г. – окончил Белёвское духовное училище. 1888 г. – окончил Тульскую духовную семинарию. 1892 г. – окончил Московскую Духовную Академию. 1895 г. – монах, иеромонах. Инспектор духовной семинарии во Владимире. 1896–1902 гг. – архимандрит, ректор Холмской духовной семинарии (близко познакомился с будущим Патриархом Тихоном, тогда – архимандритом в Холмщине). 1903–1905 гг. – епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии. 1905 г. – епископ Холмский и Люблинский. 1912 г. – архиепископ. 1914 г., май – архиепископ Волынский и Житомирский. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви, Председатель Отдела богослужения, проповедничества и церковного искусства. 1918 г., 4 декабря – арестован в Киеве C. В. Петлюрой, вывезен в Польшу, затем в Австрию и Румынию. 1919 г., сентябрь – по требованию стран Антанты был освобождён и вернулся в Новороссийск. Работал в Высшем церковном управлении в Новочеркасске и Екатеринославе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Нафанаил (Соборов; 23.05.1879 - 6.03.1882), еп. Серапион (Маевский; 6.03.1882 - 16.02. 1885), еп. Нафанаил (Соборов; 16.02. 1885-1890, повторно), еп. Александр (Закке (Заккис); 3.06.1890 - 16.04. 1893), еп. Новгород-Северский Сергий (Соколов ; 30.09.1892 - янв. 1893, временно управлял епархией), еп. Никанор (Каменский ; 16.04.1893-1896), еп. Иоанникий (Надеждин ; 10.02.1896 - 7.02. 1901), еп. Иоанникий (Казанский ; 7.02. 1901 - 31.10.1908), еп. Михей (Алексеев ; 31.10.1908 - 17.04.1912), еп. Нафанаил (Троицкий; 17.04.1912-1921), еп. Пинежский, вик. Архангельской епархии, сщмч. Павел (Павловский; 1919-1920, временно управлял епархией), еп. Антоний (Быстров; 1921-1922), еп. Софроний (Арефьев ; 1924-1926, временно управлял епархией), архиеп. Антоний (Быстров; 1926 - 16.07.1931, повторно), еп. Аполлос (Ржаницын; 3.11.1931-1933), архиеп. Никон (Пурлевский ; 19.10.1933 - 23.05.1937), еп. Иоанн (Соколов ; 23.05. 1937-1939), еп. Михаил (Постников; назначен в февр. 1944, от назначения отказался), архиеп. Леонтий (Смирнов; 6.05.1944 - 28.01.1953), еп. Вологодский Гавриил (Огородников ; 28.01.1953 - 4.12. 1953, временно управлял епархией), еп. Феодосий (Коверницкий ; 4.12.1953-1956), Никандр (Викторов ; 17.03.1956-1961), архиеп. Иннокентий (Зельницкий; 16.03.1961 - 16.11.1962), еп. Поликарп (Приймак ; 16.11.1962 - 27.01.1966), еп. Никон (Фомичёв ; 18.02.1966-1977), еп. Исидор (Кириченко; 18.06.1977 - 12.05.1987), еп. Пантелеимон (Долганов; 17.05.1987 - 27.12.1995), еп. Тихон (Степанов; с 4.02.1996 - 20 окт. 2010), митр. Даниил (Доровских; с 24 дек. 2010). Ист.: Акты Холмогорской и Устюжской епархий//РИБ. 1891. Т. 12; 1897. Т. 14; 1916. Т. 25; Материалы для истории Архангельской епархии/Сообщ. Н. А. Попов//ЧОИДР. 1880. Кн. 2. С. 1-22; Синодик Холмогорской епархии. СПб., 1878; Материалы по истории епархии//Тр. Архангельского стат. комитета за 1865 г. Архангельск, 1866. Лит.: Максимович Л. , свящ. Подробное описание Архангельской епархии//Любопытный месяцеслов. М., 1795; ИРИ. Ч. 1; Молчанов К.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Голубинский умер в 1854 г., Кудрявцев-Платонов в 1891 г. Владыка Антоний (Храповицкий) очень ценил проф. С.-Петербургской Академии А.Е. Светилина (1842-1887), преподававшего во время его учения логику, психологию и философию. По толкованию Св. Писания известны труды еп. Мефодия (Смирнова), о котором не раз уже упоминалось, Иринея (Клементевского), архиеп. псковского, одного из просвещеннейших пастырей своего века (ум. на покое в 1818 г.), Иннокентия (Смирнова) еп. пензенского, тоже упоминавшегося, Иринея (Фальковского), еп. чигиринского (ум. 1823), обладавшего необыкновенными дарованиями и разнообразными сведениями, митр. московского Филарета (Дроздова), Сергия (Тихомирова) архиеп. японского, проф. Н.Н. Глубоковского, скончавшегося в 1937 г. в Софии, где он преподавал в университете (был проф. петроградских Дух. Академии и университета) и Михаила Лузина, еп. курского (ум. 1887). По патрологии известны труды архиеп. Филарета (Гумилевского) " Историческое учение об отцах Церкви " , проф. К.И. Скворцова, проф. Д.В. Гусева. По церковному и каноническому праву писал Августин (Сахаров) еп. оренбургский с 1806 по 1819 г., скончавшийся в 1841 г. на покое. Иоанном (Соколовым) еп. смоленским напечатан был в 1851 г. " Опыт курса церковного законоведения " . Проф. московского университета А.С. Павловым написан " Курс церковного права " , изданный посмертно в 1902 г. Известны также труды профессоров о. М.И. Горчакова, о. В.Г. Певцова, Н.А. Заозерского, Н.С. Суворова, М.Е. Красножена. По литургике основоположником ее научного бытия Глубоковский считает проф. И.Д. Мансветова (ум. 1885). Известны также труды проф. Н.Ф. Красносельцева, оставившего по себе обильный и ценный научный вклад. Ученик последнего, проф. А.А. Дмитриевский, преподававший в киевской Академии, является, по отзыву Глубоковского, лучшим и наиболее компетентным в России литургистом. Крупной величиной в этой области, по его же мнению, являлся проф. московской Академии А.П. Голубцов, скончавшийся в 1911 г. По церковной археологии известны работы профессоров А.П.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

4 Фудель С. И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 96. 5 Схиигумения Мария (ок. 1880–1961) — вероятно, приняла постриг во Владимирском Вольском монастыре Саратовской губернии, после закрытия монастыря поселилась в Загорске, неподалеку от отца Серафима (Битюгова), с которым поддерживала близкое духовное общение; руководила женской монашеской общиной. В доме матушки Марии бывали многие видные церковные деятели: митрополит Гурий (Егоров; 1891–1965), митрополит Иоанн (Вендланд; 1909–1989), митрополит Евлогий (Смирнов; 1937–2020), Патриарх Пимен (тогда иеромонах). См.: Руфимский А. В. Последняя «пустынная церковь» еп. Николая (Парфенова) — община схиигумении Марии: Заметки к биографии подвижницы//Вестник церковной истории. 2008. 3 (11). С. 177–197. 6 Фудель С. И. У стен Церкви//Фудель С. И. У стен Церкви. Моим детям и друзьям. М.: Русский путь, 2012. С. 154. 7 Фудель С. И. Моим детям и друзьям//Фудель С. И. У стен Церкви. Моим детям и друзьям. С. 187–188. 8 Там же. С. 183. 9 Горбачук Г., прот. Последний славянофил//«Чтобы не умирала великая мысль»: К 120-летию со дня рождения С. И. Фуделя/ред. Л. В. Бойченко и др. Владимир: Шерлок-пресс, 2021. С. 18–24. 10 Фудель С. И. Наследство Достоевского. М.: Русский путь, 2016. С. 47. 11 Фудель С. И. Весенний воздух вечности. С. 441. 12 Молитва всех вас спасет: материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. М.: ПСТБИ, 2000. С. 524. 13 Фудель С. И. Весенний воздух вечности. С. 717. 14 В СССР после освобождения из заключения осужденные за агитацию против революции, советской власти и по политическим мотивам не могли жить ближе, чем за 100 км от крупных городов. 15 Фудель С. И. Весенний воздух вечности. С. 521–523, 556–558. 16 Педашенко Николай Стефанович, протоиерей (1894–1980). См.: С. И. Фудель и его окружение. URL: 17 Воробьев В., прот. «Память праведного с похвалами…»//Фудель С. И. Весенний воздух вечности. С. 45. 18 Балашов Н., прот., Сараскина Л. И. Сергей Фудель. М.: Русский путь, 2011. С. 206–208. 19 Фудель С.

http://e-vestnik.ru/analytics/my_verigi_...

Несмотря на будний день, желающих проститься было так много, что храм был заполнен. В погребальном слове, которое произнес протоиерей Андрей Каменяка, много лет знавший Фуделя, звучали слова из книги Откровения: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время» (Откр. 6:10-11). «Сергей Иосифович, — добавил отец Андрей, — один из тех, о ком сказано: это те, которые пришли от великой скорби (Откр. 7:14)» 43 . Гроб писателя провожало множество людей с церковным пением, останавливались машины, оборачивались прохожие: «Кого хоронят? Кого хоронят?» Это было духовное торжество, явление Церкви. 1 Фудель С.И. На смерть Пастернака//Фудель С.И. Весенний воздух вечности: Письма. 1922-1977. Стихи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2023. С. 711. 2 Уделов Ф.И. [Фудель С.И.] Об о. Павле Флоренском (1882-1943). Париж: YMCA-Press, 1972. 3 Фудель С.И. Собрание сочинений: в 3 т./сост., коммент. прот. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной. М.: Русский путь, 2001-2005. 4 Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 96. 5 Схиигумения Мария (ок. 1880 — 1961) — вероятно, приняла постриг во Владимирском Вольском монастыре Саратовской губернии, после закрытия монастыря поселилась в Загорске, неподалеку от отца Серафима (Битюгова), с которым поддерживала близкое духовное общение; руководила женской монашеской общиной. В доме матушки Марии бывали многие видные церковные деятели: митрополит Гурий (Егоров; 1891-1965), митрополит Иоанн (Вендланд; 1909-1989), митрополит Евлогий (Смирнов; 1937-2020), Патриарх Пимен (тогда иеромонах). См.: Руфимский А.В. Последняя «пустынная церковь» еп. Николая (Парфенова) — община схиигумении Марии: Заметки к биографии подвижницы//Вестник церковной истории. 2008. 3 (11). С. 177-197. 6 Фудель С.И. У стен Церкви//Фудель С.И. У стен Церкви. Моим детям и друзьям. М.: Русский путь, 2012. С. 154. 7 Фудель С.И. Моим детям и друзьям//Фудель С.И. У стен Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6094987.ht...

По воспоминаниям М. К. Карповой, в доме у матушки в Загорске бывали известные церковные деятели: первый наместник лавры о. Гурий (Егоров; 1 октября 1891 г.- 12 июля 1965 г.), впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский; митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд; 14 января 1909 г.- 25 марта 1989 г.), бывший настоятелем Духосошественского собора в Саратове (в 1953-1956 гг.); студент Московской Духовной семинарии - Академии Николай Николаевич Гондаровский (в иночестве Варфоломей), впоследствии епископ Саратовский и Волгоградский (скончался в сане архиепископа Орловского и Брянского; 27 октября 1927 г.- 21 марта 1988 г.); Тихон Тихонович Пелих, впоследствии протоиерей Ильинской церкви Загорска и духовник учащихся Московских Духовных академии и семинарии (13 августа 1895 г.- 17 июля 1983 г.); студент Московской Духовной академии Юрий Смирнов, впоследствии архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (род. 13 января 1937 г.); архимандрит Кирилл (Павлов; род. в 1919 г.); также бывал в ее убогой келье и иеромонах Пимен (Извеков; 23 июля 1910 г.- 3 марта 1990 г.), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси (53). В 1940-1950-х гг. многие священники навещали матушку Марию, пользовались ее советами, испрашивали ее молитв. Когда в 1948 г. о. Константин (Соловьев) вернулся в Саратов из 13-летней ссылки и узнал от инокини Параскевы, что схиигумения Мария жива, то передал ей поклон с просьбой о молитвах. Так была возобновлена духовная связь между ними, продолжавшаяся еще 5 лет - до кончины отца Константина в 1953 г. Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий вспоминает: " Свет трудно скрыть среди тьмы времени. Люди тянулись к такому духовному человеку, как монахиня Мария, получая поддержку в вере, которую подмывает окружающий мир своими прелестями. Мне тоже выпало счастье бывать у матушки неоднократно, беседовать с ней, слышать о том, что еще не вмещала моя душа,- о сокровенной жизни здесь, несмотря на тяжкие обстоятельства земной юдоли, которая переходит в будущую вечность. Она не сходила со своего одра, будучи болезненной, но вся светилась в лице свой верой и внутренней молитвой. У нее было правило - творить беспрестанно молитву " Богородице Дево " , т. е. Богородичное правило, что осеняло ее свыше. Келия ее небольшая была полна икон и лампад. С ее столика мне достался ее монашеский крест, причем смонтированный пластинкой после ее поединка в руке с ним со злыми духами, набросившимися на нее со всех сторон, растаскивавшими одежду и тащившими даже за волосы, как она о том поведала мне в одно из посещений ее домика. От нее же мне поступила по ее кончине игуменская палка с серебряным обрамлением... прежде всего на помощь свыше как основной опоры в нашей жизнедеятельности... На отпевание ее я не мог уже быть. Царствие ей Небесное! Она его чувствовала еще при жизни, и все невзгоды, гонения, несчастья земные прошли перед ней, как одна лишь тень, не заслонившая света ее веры, чем высок и свят каждый человек " (54).

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

Сепир – Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. – М.; Л., 1934. Сергеевич – Сергеевич В. И. Русские юридические древности. Т. 1–3. – СПб., 1890–1903. Сергеич – Сергеич П. Искусство речи на суде. – СПб., 1910. Сиповский – Сиповский В. В. Из истории русского романа и повести: (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). Ч. 1. – СПб., 1903. Смирнов, Зап. влияние – Смирнов Н. А. Западное влияние на русский язык в Петровскую эпоху. – СПб., 1910//Об. ОРЯС. – Т. 88 – 2. Снегирев – Соболевский, Лекции – Соболевский А. И. Лекции по истории русского языка. – 4-е изд. – М., 1907. Соболевский, Материалы – Соболевский А. И. Материалы и исследовавния в области славянской филологии и археологии. – СПб., 1910. Соболевский, Русск. заимств. слова – Соболевский А. И. Русские заимствованные слова. – СПб., 1891. Соловьев, Особенности говора донск. казаков – Соловьев В. Ф. Особенности говора донских казаков. – СПб., 1900. Соловьев Н. – Соловьев Н. В. История одной жизни. А. А. Воейкова – “Светлана”. 4.1–2.– Пг., 1915–1916. Соловьев С. – Соловьев С. М. Собр. соч. – СПб., 1901. Станевич – Станевич Е. Рассуждение о русском языке, Ч. 1–2. – СПб., 1808. Стасов – Стасов В. В. Избр. соч. Т. 1–2. – М.; Л., 1937. Старчевский – Сумцов, Колдуны – Сумцов Н. Ф. Колдуны, ведьмы и упыри. – Харьков, 1891//Сб. Харьковского историко-филологич. общ-ва. Т. 3. Сумцов, О свадебн. обрядах – Сумцов Н. Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. – Харьков, 1881. Сухомлинов – Сухомлинов М. И. История Российской Академии. Вып. 1–8. – СПб., 1874–1888. Танеев – С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни. – М., Л., 1925. Тейлор – Тейлор Эд. Б. Первобытная культура: Перевод с англ./Под ред. Д. А. Коропчевского. Т. 1–2. – СПб., 1872–1873. Фасмер, Греко-славв. этюды – Фасмер М. Р. Греко-славянские этюды. Т. 3. Греческие заимствования в русском языке. – СПб., 1909//Об. ОРЯС – Т. 86. – Флоренский – Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. – М., 1914. Флор. Економия – Флоринова Економия, Переведена С. Волчковым. Кн. 1–9. – 3-е изд. – СПб., 1775.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3000 экз. ПСС17, Т. XIII; ПСС24, Т. XVIII. Источники цитат указываются по изданиям: Гончаров И. А. О бломов/Изд. подгот. Л. С. Гейро. Л., 1987. (Серия «Литературные памятники»); Гончаров И. А. С обр. соч.: В 8 т. М., 1977—1980 (с указанием римскими цифрами — тома, арабскими — страницы). МАЙКОВ Впервые: Труд. 1891. 4, под загл. «А. Н. Майков». В кн.: О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893. С. 107—130. Пушкин — Кольцов — Майков//Перцов П. Философские течения русской поэзии. СПб., 1896. С. 315—335. ВС. Отд. изд.: Достоевский. Гончаров. Майков. СПб., 1908. 3000 экз. ПСС17, Т. XIII; ПСС24, Т. XVIII. Текст статьи в первой публикации и в книге «Философские течения русской поэзии» отличается от текста в ВС. В примечаниях приводятся фрагменты, изъятые из первоначального текста, а также сформулированные в другой редакции. Источники цитат приводятся по изданию: Майков А. Н. И збранные произведения/Вступ. ст. Ф. Я. Приймы; сост., подгот. текста и примеч. Л. С. Гей- ро. Л., 1977. (Библиотека поэта. Большая серия). По свидетельству П. П. Перцова, Майков считал, что Мережковский его «совсем не понял»: «…он и понял только мои молодые — „языческие”, как он говорит, — стихи, и понял их по–молодому. В молодости мы много не понимаем, что открывается нам только потом (…) Для меня же мои поздние писания, конечно, главные: в них я высказал опыт всей моей жизни и я не могу сравнить с ними мои молодые, поверхностные стихи» (Перцов П. П. Л итературные воспоминания. 1890—1902. Л., 1930. С. 109). ПУШКИН Впервые: Перцов П. Философские течения русской поэзии. СПб., 1896. С. 1—67. ВС. Огд. изд.: Пушкин. СПб., 1906. 3000 экз.; Пушкин. СПб.: Общественная польза, 1910. 3900 экз. ПСС17, Т. XIII; ПСС24, Т. XVIII. При включении статьи в ВС Мережковский провел стилистическую правку, а также изъял из текста некоторые фрагменты или дал их в иной редакции; варианты приводятся в примечаниях. Источники цитат приводятся по изданиям: Пушкин А. С. П олн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л.: Изд–во АН СССР, 1937—1949 (с указанием римскими цифрами — тома, арабскими — страницы); Записки А. О. Смирновой. (Из записных книжек. 1826—1845 гг.). СПб.: Изд. ред. «Северного вестника», 1895. Ч. 1. Текст «Записок А. О. Смирновой» не адекватен достоверному тексту, представленному в современном научном издании: Смирнова–Россет А. О. Д невник. Воспоминания/Изд. подгот. С. В. Житомирская. М.: Наука, 1989. (Серия «Литературные памятники»). (См. также статью «Спутники Д. С. Мережковского» в наст, изд., с. 731—736).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

303 Впервые: Галлер П. К. Воспоминания. (Быт немцев-колонистов в 60-х годах XIX столетия). Саратов: Нижнее-Волжское областное научное общество краеведения, 1927. С. 29, 39, 4048. Печатается по этому изданию. Галлер Петр Карлович (18581920) – врач, краевед. Окончил медицинский факультет Юрьевского университета, с 1891 г. в Саратове, приват-доцент, с 1918 г. профессор Саратовского государственного университета. Среди его работ – заметки о быте лютеран-колонистов немецких поселений в излучине заволжской р. Еруслан. – Комментарии. 304 У поволжских немцев название «феи» в этих случаях не употребляется, а говорят Christkindchen (рождественский ребенок); это всегда – девушка, одетая во все белое, с белым покрывалом. 305 Впервые: Велицын А. А. 1) Немецкое завоевание на Юге России. СПб., 1890. С. 182185; 2) Немцы в России. Очерки исторического развития и настоящего положения немецких колоний на Юге и Востоке России. СПб., 1893. С. 2628, 3031. Печатается по этим изданиям. Под названием, данным составителем, объединены фрагменты из обеих книг. Велицын (Палтов) Александр Александрович (1867?-?) – чиновник Министерства путей сообщения, публицист. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета, одно время был секретарем С. Ю. Витте, имел придворное звание камергера. В качестве ревизора обследовал более 250 немецких колоний в Поволжье и на юге России, под псевдонимом Велицын написал серию работ об образе жизни и верованиях колонистов. В 1918 г. руководил канцелярией гетмана Скоропадского и был на дипломатической службе, затем жил в эмиграции (Румыния). – Комментарии. 307 Бонекемпфер Карл – реформатский пастор в немецкой колонии Рорбах Херсонской губернии, считается первым проповедником штундизма в России. – Комментарии. 308 Впервые: Гиляревский А. Немецкое засилье в русской народно-религиозной жизни//Нижегородский церковно-общественный вестник. 1915. 17,18. Печатается по отдельному изданию (Н. Новгород, 1915. С. 13, 5, 10, 12, 13, 1619, 22, 2426). Гиляревский Андрей Флегонтович (1886 – после 1937) – священник, публицист. Окончил Владимирскую Духовную семинарию (1907) и Московскую Духовную академию (1911), преподавал в Тобольской, затем в Нижегородской Духовных семинариях. В 1921 г. рукоположен в сан иерея, служил на приходах Мологи и Иваново, неоднократно арестовывался. В1937 г. за «контрреволюционную агитацию» осужден на 10 лет пребывания в исправительно-трудовом лагере, дальнейшая судьба неизвестна. – Комментарии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

771 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 434–435; Т. II. С. 113–114, 440–441; Житие Корнилия цит. по: Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. CXIV. 776 Материалы для истории раскола... Т. V. С. 249, прим.; Аввакум. Сочинения... С. 829, 845, 860, 929. 777 Житие боярыни Морозовой... С. 154–175; Аввакум. Сочинения... С. 908, 945; ДАИ. Т. XII. С. 130; Алексеев И. История о бегствующем священстве//Братское слово. 1889. Т. II. С. 55. 783 Сводный старообрядческий синодик. Второе издание Синодика по четырем рукописям XVI-II–XIX веков A. H. Пыпина (ПДПИ. T. XLIV). С. 21 (Далее: Синодик). 791 Дмитрий [Туптало, митрополит] Ростовский. Розыск о раскольничьей брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявлении яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны. М., 1824. С. 585. 792 Разрядный приказ, 901–2051. См.: Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе во второй половине XVII века до конца XVIII//ЧОИДР. 1891. С. 8–9. 796 Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 35; Курносый Иона. История о бегствующем священстве//Есипов Г.В. Указ. соч. Т. II. С. 185. 799 Синодик. С. 22; Журавлев А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб., 1795. С. 91. 801 Барсов Е. Новые материалы... С. 17–18; ДАИ. Т. XII. 102–206; Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. СПб., 1860. Т. I. С. 135. 806 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни (написана около 1743 г.). СПб., 1862. С. 60. 811 Филиппов И. Указ. соч. С. 27, 37–42, 82–84, 95–96; Евфросин. Указ. соч. С. 27–28, 69, 76; Комментарии Лопарева см. там же. С. 022–023, 029, 041–045; Денисов С. История об отцех и страдальцех соловецких//Есипов А.В. Указ. соч. Т. II. С. 31. 813 Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под названием старообрядчества. 3-е изд. СПб., 1889. С. 253. 825 См. грамоты этих городов, призывающие к восстановлению порядка и к сопротивлению полякам: ААЭ. Т. II. С. 184, 194, 199, 200, 206 и др.; Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве. М., 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010