Комплексный подход к культуре и искусству Н. р. XVI в. наиболее полно представлен в работах Гордиенко, к-рая в ряде статей и в книге 2001 г. анализирует специфику новгородской школы в рамках общерус. искусства, соотнося ее традиц. черты с многообразными нововведениями. Памятники новгородской живописи XVII в. представлены в работах Г. Н. Бочарова, Ю. Б. Комаровой, Лазарева, М. М. Постниковой-Лосевой, М. В. Седовой и посвящены иконописи и декоративно-прикладному искусству. Росписи Знаменского собора 1702 г. в контексте монументального искусства эпохи исследовала И. А. Слуцкая. Помимо многочисленных исследований монументальной живописи существует корпус научных работ, посвященных станковым произведениям (иконы и иллюминированные рукописи) и малым формам искусства. Особенности новгородской школы живописи по данным миниатюры были описаны В. Н. Щепкиным, изучением специфики книжного и иконописного искусства Новгорода занимались Муратов, Лазарев, Гордиенко, В. К. Лаурина, Э. С. Смирнова, О. С. Попова. Выявление новых памятников декоративно-прикладного искусства Новгорода было начато Постниковой-Лосевой и Бочаровым в кон. 60-х гг. XX в. и продолжено Т. В. Николаевой, В. Г. Пуцко, А. В. Рындиной. Богатый материал о церковных произведениях малых форм, торевтике XI-XVII вв., а сами предметы были исследованы И. А. Стерлиговой и В. В. Игошевым. Обзор новгородской школы иконописи был представлен в статьях Лазарева в «Истории рус. искусства» (1954), в монографии Г. С. Колпаковой «Искусство Др. Руси: Домонгольский период» (СПб., 2007), а также в совместном труде Смирновой и Сарабьянова. Вопросы новгородской живописи регулярно освещаются в периодических изданиях и сборниках. С 1963 г. актуальные исследования в области древнерус. искусства публикуются в сборнике ДРИ, начатом ГИИ по инициативе О. И. Подобедовой. Художественной культуре Новгорода полностью посвящены тома ДРИ 1968 г., а также часть статей в томе о монументальной живописи средневековой Руси (ДРИ. 1980). Научные статьи об отдельных произведениях иконописи и малых форм средневек. искусства Новгорода включены в каталоги постоянной экспозиции и временных выставок ГТГ, ГРМ и НГОМЗ.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

12. С. 325-336; Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Моск. Кремля: Мат-лы и исслед.//ДРИ. М., 1964. [Вып.:] XVII в. С. 157; Подобедова О. И. Миниатюры рус. ист. рукописей: К истории рус. лицевого летописания. М., 1965. С. 56, 58, 60; Сизов Е. С. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 266-268; Висоцький С. О. Про портрет родини Ярослава Мудрого у Coфiйcьkoмy coбopi у Kuebi//Bichuk Киïвського ун-ту. 1967. 8. С. 35-44. (Сер. icmopiï та права; Вип. 1); Свердлов М. Б. Изображение княжеских регалий на монетах Владимира Святославича//ВИД. 1972. Вып. 4. С. 151-159; он же. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - 1-й трети XIII вв. СПб., 2003. С. 254, 255, 293-296, 301-303; Молчанов А. А. К вопросу о худож. особенностях и портретности изображений на древнейших рус. монетах//ВМУ: Ист. 1973. 3. С. 72-85; Соколова И. Нек-рые замечания по поводу визант. прототипов древнерус. монет//Сообщ. ГЭ. Л., 1975. Вып. 40; K ä mpfer F. Das russische Herrscherbild: Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. S. 23-24, 58, 71, 75, 106-111, 231-232, 242, 245; Маясова Н. А. Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып.] 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. М., 1980. С. 62-64, 69-70; Рыбаков А. А. Худож. памятники Вологды XIII - нач. XX в. Л., 1980. Табл. 54-55. С. 307; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV в. М., 1982. С. 193-198, 319; Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Свод. кат. рус. монет X-XI вв. Л., 1983; Никитенко Н. Н. Княжеский групповой портрет в Софии Киевской и время создания собора//ПкНо, 1986. Л., 1987. С. 237-244; она же. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Ист. проблематика. К., 1999. С. 14-64; Пуцко В. Г. Haйдabhiшi зображення св. кн. Boлoдuмipa//Правосл. bichuk. 1988. 7. С. 37-41; Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве.

http://pravenc.ru/text/159104.html

L., 1977. Vol. 5; idem. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot; Burlington, 2003. P. 67-93; Tapkova-Zaimova V. Quelques représentations iconographiques de St. Démétrius et l " insurrection des Assénides - première scission dans son culte «œcuménique»//Bbl. 1978. Vol. 5. P. 261-267; она же. Изображения на св. Димитър Солунски и писмената традиция//ГСУ, Център за слав.-визант. проучвания «Иван Дуйчев», 2004. София, 2006. Т. 94(13): Междунар. науч. конф. «Манастирската култура на Балканите» по случай 230-годишнината от основаването на Девическия манастир Покров Богородичен в г. Самоков, 29 септ.- 1 окт. 2002 г. С. 149-159; Lemerle P. Les plus anciens recueils des miracles de St. Démétrius. P., 1979-1981. 2 vol.; idem. Note sur les plus anciennes représentations de St. Démétrius//Δελτον της Χριστιανικς αρχαιολογικς εταιρεας. Περ. 4. Αθνα, 1981. Τ. 10. Σ. 1-10; Pallas D. Le ciborium hexagonal de Saint-Démétrios de Thessalonique//Зограф. Београд, 1979. Кн. 10. С. 44-58; Theocharis M. Une icône en mosaïque de St. Démétrius et la découverte des reliques du saint en Italie//Πρακτικ της Ακαδημας Αθηνν, 1978. Τ. 53. P. 508-526; Залесская В. Н. Группа свинцовых ампул-евлогий из Фессалоник//Сов. Арх. 1980. 3. С. 63-65; она же. Фессалоникские иконы-евлогии и образки эпохи Латинской империи//Пилигримы: Ист.-культурная роль паломничества: Сб. науч. тр.: К XX Междунар. конгрессу византинистов, Париж, 19-25 авг. 2001 г. СПб., 2001. С. 78-82; Bakirtzis Ch. Κουτροβια μρου απο τη Θεσσαλονκη//JÖB. 1982. Bd. 32. N 3. S. 523-528; idem. Byzantine Ampullae from Thessaloniki//The Blessings of Pilgrimage/Ed. R. Ousterhout. Urbana (Ill.); Chicago, 1990. P. 140-149; idem. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios//DOP. 2002. Vol. 56. P. 175-192; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983; Cormack R. Writing in Gold: Byzant. Society and Its Icons.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

См.: AlpatoffM. Der Tod in der altrussischen Kunst//Das Kunstblatt. 1927. Haft. 1. Abb. S. 35. 927 См.: Лаурина В. К. Об одной группе новгородских провинциальных царских врат//ДРИ: Художественная культура Новгорода. М.. 1968. С. 145–178. 929 Иконы «Тайная вечеря» (КМРИ), «Снятие со креста», «Положение во гроб» (обе – ГТГ). Кроме того, сохранились «Воскресение» (ГГГ; см.: Гам же. Ид. 80. 84. 85. 88) и «Вознесение» (Сергиево-Посадский музей); См.: Воронцова Л. М. Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации. Сергиев Посад. 1996. Кат.З. 931 Смирнова Э. С. Московская икона... Кат. 165–169. С. 37, 38, 299, 300; Рыбаков А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII XVIII веков. М.. 1995. С. 118, 120. Ил. 128–132. 933 Седов Вп. В. Собор и колокольня Корнилиево-Комельекого монастыря: Утраченные памятники архитектуры XVI в//История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 103–106. 935 Качурин Г. Л. Иконостас Новоспасского монастыря и его роль в русской художественной жизни XVII в//Материальная база сферы культуры: Монаетыри-культурные центры Отечества/Научно-информационный сборник. М., 1997. (РГБ, «Информкульту- ра»). Вып. 2. Схема с. 78. 937 Смирнова Э. С.. Лаурина В. К, Глрдиенко Э. А. Указ.соч. Кат. 8. С. 76, 78, 208,209. Ил. С. 73.412,413. 938 Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. М., 1976. Кат. 23, 31, 32, возможно – 37. С. 230, 231, 246–249, 257, 258. Ил. с. 338, 351–358, 373Смирнова Э. С., Лаурина В. К, Гордиенко Э. А. Указ.соч. Кат. 4. С.      192–198. Ил. С. 390–393. 940 См.: Филатов В. В. Иконостас... С. 78–81. Ил. С. 78–81; Гордиенко Э. А. Большой иконостас... С. 215; Гордиенко Э. А., Трифонова А. И. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей’6: Художественные собрания СССР. М., 1986. Кат. 3. С. 220, 221, 223. Ил. С. 221 (перечень икон дается по последнему изданию; судя по композиции сцены «Взятие под стражу», она может быть интерпретирована как «Поругание Христа, см.: Лепекова О.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Подобного типа иконы были и в городских соборах Др. Руси, напр. в новгородской Св. Софии; судя по описям соборного имущества XVIII-XIX вв., небольшого размера иконы с 2 Александрийскими святителями были в главном иконостасе собора (Опись 1749 г. 1993. С. 36) и на сев. дверях в иконостасе придела в честь Рождества Пресв. Богородицы (Там же. С. 87). Возможно, новгородское почитание Александрийских святителей было связано с присутствием их мощей в новгородском Софийском соборе (Опись Софийского собора 1749 г. 1993. С. 37) и повлияло на посвящение им мон-рей, к-рые известны с кон. XII в. Вместе К. и свт. Афанасий изображены в рост на храмовой иконе из Мало-Кириллова мон-ря близ Вел. Новгорода (кон. XV в., НГОМЗ, см.: Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. Кат. 62. С. 214; Лаурина, Пуришев. 1983. Кат. 112. С. 305; Иконы Вел. Новгорода. 2008. Кат. 46. С. 347-353), на новгородской иконе из собрания Г. О. Чирикова (кон. XV - нач. XVI в., ГРМ - Там же. Кат. 134. С. 308), на аналойных иконах-таблетках, напр. на оборотной стороне иконы с композицией «Богоявление» из комплекта минейных икон новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ; Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. 63. С. 16; Трифонова. 1992. Ил. 93/94; Иконы Вел. Новгорода. 2008. Кат. 52. С. 370; Евсеева. 2013. Ил. 96-97. С. 281, 326). В то же время на рус. иконах-минеях образ К. появляется не сразу: на ранних известных памятниках, напр. на левой створке 2-частной годовой минеи из собрания Музея икон в Рекклингхаузене (1549) день 18 янв. отмечен лишь фигурой свт. Афанасия Великого. В поствизант. период встречаются иконы с изображением одного К., как на иконе XV в. из афонского мон-ря Пантократор. Свт. Кирилл Александрийский. Роспись Кирилловской ц. в Киеве. XII в. Свт. Кирилл Александрийский. Роспись Кирилловской ц. в Киеве. XII в. В ряду вел. отцов Церкви К. встречается в произведениях лицевого шитья: в композиции «Служба св. отцов», как на плащанице свт. Иоанна, митр. Скопье (1346-1348, мон-рь Хиландар); с отличиями в деталях одежд образ святителя присутствует на роскошных облачениях, созданных для высшей иерархии в позднепалеологовское время, напр.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. Кат. 8. 360 Новгородская Четвертая летопись. См.: ПСРЛ. Д., 1925. Т. 4, ч. 1. Вып. 2. С. 461, 469: Д., 1929. Т. 4, ч. 1. Вып.З. С.537. 361 Об истории Софийского иконостаса см.: Гордиенко Э. А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам)//Новгородский исторический сборник. М., 1984. Вып. 2(12). С. 211–229 (об иконе Софии Премудрости Божией – с. 214). 362 «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. Кат. 76. С. 135 (текст Т. Б. Вилинбаховой). 363 Grabar A. Une source d’inspiration de l’iconographie byzantine tardive: les ceremonies du culte de la Vierge//Cah. Arch. 1976. V. 25. P. 158. Fig. 11. Похожая аркада с завесами изображена во фреске «Положение ризы и пояса Богородицы», конца XVI в. в Сучеви- це, Румыния. См.: Grabar A. Op. cit. Р. 150. Fig. 6. 366 Вторая Софийская летопись. См.: ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 285 (отрывок из летописи по Воскрссснскпму-Новоисрусалимскому списку). 368 Новгородская Вторая (Дрхивская) летопись. См.: ПСРЛ. М.. 1965. Т. 30. С. 174 Правда, Э. А. Гордиенко представляет местный ряд Софийского иконостаса в XVI в. несколько иначе. Она предполагает, что «Спас на престоле» размещался у самых царских врат, рядом находилась храмовая икона «София Премудрость Божия»Ю та самая которую архиепископ Макарий «выше воздвиг», подняв до уровня больших нас юлиных образов, а еще правее (южнее) – «Апостолы Петр и Павел», занимая пространство местного ряда до диаконника. В левой (северной) части местного ряда »). А. Гордиенко помещает иконы «Предста царица». «Троица» и еще некие нам неизвестные, которые «завершали симметрию местного ряда, располагавшегося теперь между жертвенником и диаконником» (см.: Гордиенко Э. А. Указ. соч. С. 216 217) Г. М. Штендер и С. И. Сивак пишут: «...в XVI в. в Софии был сооружен сплошной тип човый иконостас, и икона вполне могла быть перемещена, как ото нередко случалось при обновлении иконостасов (о подобных перемещениях свидетельствуют многочш ленные архивные документы XVII века)» (см.: Штендер Г. St., Сивак С. II. Указ. соч С. 289). Как мы видим, нет свидетельств, что перемещения XVI в. затронули древнюю традицию по отношению к «Спасу», а перестановки в русских храмах в XVII в. отражают совсем иную эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

540 Babie G. Les Croix a cryptogrammes, peintes dans les eglises Serbcs dcs XIIIe cl XIVe siecles//Byzance et les Slaves: Melanges Ivan Dujdev. Paris, 1979. P. 1–13. 546 Это следует из существенного повышения порталов северной и южной стен, в результате чего были уничтожены нижние части расположенных здесь «Успения» и «Рождества». 547 Матвеева А. Б. Фрески Андрея Рублева и стенопись XII века во Владимире//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 164–166. Ил. 31; Филатов В.мВ. Росписи притворов Владимирского Успенского собора//ДРИ: Художественная культура X первой половины XIII в. М., 1988. С. 156. 548 Например, в «Повести об убиении Андрея Боголюбского» о Боголюбской церкви сказано: «...подобна тое Святая Святых, юже бе Соломон царь премудрый создал»; близкая характеристика дана и Успенскому собору: «...и всими виды и устроеньем подобна бысты удивлению Соломонове Святая Святых». См.: БЛДР. Т. 4: XII век. С. 206–208. 552 Стерлигова И. А. Древнерусское церковное убранство по данным «Летописца Владимира Васильковича Волынского»//ДРИ: Русь. Византия. Балканы. XIII иск. СПб., 1997. С. 272. Текст см.: БЛДР. Т. 5: XIII век. С. 346. 553 Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII – первой половины XV века: Каталог выставки. М., 1991. Кат. 27. 554 Смирнова Э. С., Лаурина В. К, Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода.: XV век. М., 1982. Кат. 8. 556 Лапазаров С. В., Сарабьянов В. Ц. «Евфимиевское» поновлснис церкви св, Георгия в Старой Ладоге//Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. СПб.. 1997. Т. 1. С. 393 –399. 557 Таковы Деисусы из собрания И. С. Остроухова (первая половина XV в.) и Софийского собора (1438 г.), две иконы из церкви Рождества на Кладбище (вторая половина XV в.), из старообрядческой Николо-Покровской церкви в Москве (вторая половина XV в.), из церкви Власия (вторая половина XV в.), и др. См.: Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Указ. соч. Кат. 4, 8, 29, 33, 31, 39. 560 Изложение различных точек зрения см.: Лазарев В. Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII-XIII вв. С. 139.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Л., 1978; ДРИ. М.; Л., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв.; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Лаурина В. К., Пуришев В. Н. Новгородская икона XII-XVII вв. Л., 1983; Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве. М., 1987; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М, 1989; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы, Русь. С. 351-378; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новг., 1999; она же. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002; он же. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI -1-я четв. XII в. М., 2004; Смирнова Э. С., Сарабьянов В. Д. История древнерус. живописи. М., 2007; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008; Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г. М., 2011; Слуцкая И. А. Роспись 1702 г. Знаменского собора в Вел. Новгороде и проблемы монументальной живописи кон. XVII - нач. XVIII в.: Дис. СПб., 2011; Геров Г. Церковь Спаса на Ковалёве. Новг., 2013; История рус. искусства: В 22 т. Т. 2. Ч. 1: Искусство 20-60-х гг. XII в. М., 2015. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577775.html

19 Пуцко В. Крестоносцы и западные тенденции в искусстве Руси XII – начала XIV в.//Actes du XV e Congrès International d’études byzantines. Athènes–1976. T. II; Art et archeology. Communications. Athènes, 1981. C. 953–972. 20 Порфиридов Н. Г. Два произведения новгородской станковой живописи XIII века//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 140–144; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976. С. 35–46, 157–165. 22 Лихачева Л. Д. Икона “Никола в житии” из погоста Озерёво//Сообщения Государственного Русского музея. Вып. X. Л., 1974. С. 91–96; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. С. 199–203; Святой Николай Мирликийский в произведениях XII–XIX столетий из собрания Русского музея. СПб., 2006. С. 48–49. 23 Пуцко В. Г. Вологодская икона тронной Богоматери и проторенессансная живопись Италии//Послужить Северу… Историко-художественный и краеведческий сборник. Вологда, 1995. С. 152–163. 25 Лаурина В. К. Об одной группе новгородских провинциальных царских врат//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. С. 145–178. 26 Пуцко В. Г. Новые направления в русском искусстве XIV века//Russia Mediaevalis. T. IV. München, 1979. С. 35–70. 30 См. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982; Северные письма. Каталог/Сост. Вешнякова О. Н., Кольцова Т. М. Архангельск, 1999. 31 Пуцко В. Г. Локальные традиции в русской иконописи//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. 2 (32). С. 72–84. 32 Псковская икона XIII–XVI веков. Альбом-каталог/Сост. Родникова И. С. Л., 1991; Васильева О. А. Иконы Пскова. М., 2006. 33 Подробнее см. Пуцко В. Г. Ростовская икона Спаса Нерукотвор­ного//История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 341–353; Он же. Иконы XIII–XV вв. из Ростовской земли: проблема историко-художественного контекста//История и культура Ростовской земли. 2004. Ростов, 2005. С. 254–270; Он же. Ростовская иконопись в истории русского искусства//История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. С. 486–498; Он же. Иконы Ростова Великого после 1453 г.: о роли византийской традиции//История и культура Ростов­ской земли. 2007. Ростов, 2008. С. 183–203.

http://pravmir.ru/folklornyiy-element-v-...

1914. Вып. 22. С. 83-87; Скворцов А. М. Икона св. князей Бориса и Глеба//София. 1914. 6. С. 25, 31; Мясоедов В. Два погибших памятника Новгородской старины//ЗРАО. 1915. Н. с. Т. 10. С. 108-111; Порфиридов Н. Г. Новые открытия в области памятников древней живописи в Новгороде (1918-1928)//Сб. Новгородского об-ва любителей древностей. Новгород, 1928. Вып. 9. С. 57-66; Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование//Практика реставрационных работ. М., 1950. Сб. 1. С. 135-172; Лаурина В. К. Две иконы новгородского Зверина мон-ря: (К вопр. о новгородской иконописи 1-й пол. XIV в.)//Сообщ. ГРМ. Л., 1964. Вып. 8. С. 105-119; Каргер М. К. Новгород Великий. М., 1970. С. 122-127, 130; Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 22-23, 36, 46, 70-72, 110, 111, 179-180, 222-279, 332-334; Герасимов М. Н. Фрески ц. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверином мон-ре//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 242-266; Колпакова Г. С. О росписи церкви Симеона Богоприимца в Новгороде//ДРИ. 1980. Вып.: Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 297-301; Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 208; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода, XV в. М., 1982. С. 19, 39, 60, 90-92, 107, 211-212, 259, 265, 269; Янин В. Л. Новгородский скрипторий рубежа XI-XII вв.: Лазарев мон-рь//АЕ за 1981 г. М., 1982. С. 52-63; Ковалева В. М. К вопросу об изменении первоначальной цветовой гаммы нек-рых памятников монументальной живописи XII-XV ст.//Древний Новгород: История. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1983. С. 297-301; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1, 2. С. 121-122, 128-129, 324; Сивак С. И. Неизвестные граффити ц. Симеона Зверина монастыря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 29-33; Лившиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV в. М., 1987. С. 39-41, 395-430, 514, 517-520; Штендер Г. М. Исследования и реставрация церкви Николы Белого в Новгороде//Реставрация и архитектурная археология.

http://pravenc.ru/text/199663.html

  001     002    003    004    005    006    007