Апостол Павел, изложив историю ветхозаветной веры во весь раньше нами рассмотренный период развития ее в семени Авраамовом по вере: что еще скажу? Не достанет времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Иеффае (– судьях, сл. Деян. (в речи того же Апостола) 13:20), о Давиде, Самуиле (сл. Деян. 13:21, 22; 745–46 сл. так же 47) и других пророках, которые верой царства побеждали, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими, иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере», заключает св. Апостол, раскрывая саму сущность идеи семени веры, «не получили обещанного (срав. ст. 33), потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр. 11:32–40 сл. пар. ветхозавет. места и толкования на все это.) «Мы» и «вы» – вот противоположительные понятия семени и семени по новозаветному толкованию. Как Св. Стефан заключил свою победоносно-обличительную речь против новозаветного семени погибели, ожесточенного семени отвержения (срав. Рим. 11:7  с 1) словами: «как отцы ваши, так и вы!» ( Деян. 7:15 ) так и св. Апостол Павел заключает свое торжественное слово на память о ветхозаветном семени веры изречением «да не без нас» т. е. призванных в Церковь Христову «не только из иудеев, но и язычников» ( Рим. 9:24 , по мысли всего контек. совершенно параллельное тому месту Евр. 11:40 ) или, что тоже, не без новозаветного семени веры, т. е. Христа и христиан ( Гал. 3:6,29 ), – Христа, как первенца ( Рим. 8:29 ), а христиан, как младших братий Его (сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Итак, мы определенно имеем в Ветхом Завете одну группу богоявлений как доксофании (их мы изъясняли в другом месте) 119 , вторую же группу, наряду с ней, как ангелофании, которые ныне подлежат нашему уразумению. В Ветхом Завете мы различаем общие богоявления, о которых говорится просто: «явился Господь Аврааму» ( Быт. 12,7; 17, 1; 18, 1; 26, 2, 24 ; Исх. 6, 3 ), Соломону – во сне ночью ( 3Цар. 3, 5 ; 2Пар. 1, 7 ) и не во сне ( 3Цар. 9, 2; 11,8 ; далее –пророческие богоявления, о которых говорится: «сказал мне Господь» ( Ис. 8,1,5 ; Иер. 15,1; 19,1; 22,1 ), «и было ко мне слово Господне» (Иерем. 1, 4; 2, 1; Иез. 1, 3 и сл. и т. д. почти во всех пророческих книгах), «и была на мне рука Господня» ( Иез. 1, 3; 8, 1 и сл.), и, наконец, богоявления нарочитые, особо отмеченные как таковые – Аврааму («и явился ему Господь, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него» ( Быт. 18,1–2 ), Моисею, Илии, Исайе, Иезекиилю. Сюда же относятся все выше перечисленные теофанические ангелофании. Первую группу богоявлений (общих и пророческих) правильнее считать богооткровениями, таинственно и неизреченно сообщавшимися человеку. Это есть богоприсутствие, непосредственно или интуитивно доступное человеку, как внутреннее слышание слова и видение Божией воли. Антропоморфность словесного выражения не изменяет чисто внутреннего и духовного характера этих богоявлений. От них отличны богоявления в собственном смысле, которые сопровождаются не только духовным, но и неким чувственно-телесным восприятием всего человека, как целостно духовно-телесного существа. Здесь имеет место не только пассивное богослышание и богочувствие, но некая встреча с Божеством. Она может быть личная, «лицом к лицу» с ипостасным Божеством, или же есть встреча с Божеством, как Божественной силой, славой, премудростью, однако не Ипостасью. Последним образом Бог является в Славе Своей в облаке 120 , и оно не только являет, но и закрывает лице Божие. В повествовании о явлении Бога Моисею прямо противопоставляется видение Лица Божия, как недоступного человеку, и Славы Его, для человека доступной ( Исх. 33, 1923 ), и тот же смысл имеет богоприсутствие в скинии Моисея в виде столпа облачного ( Исх. 33, 9–11 ) и в храме Соломона в виде облака ( 3Цар. 8, 11 ; Пар. 5, 13–14), как и «вдыхании гласа тонка» в богоявлении Илии и даже в видении Исайи, где также «исполнь дом славы Его» ( Ис. 6, 1 ). Это ощутимое откровение присутствия Божия, Слава Его, Сияние Божества, есть Фаворский свет на земле ранее Преображения Господня. Но в отличие от ветхозаветных, неипостасных теофаний, явлений Света Присносущного, новозаветное его явление было существенно ипостасным, ибо это было явление Божественной Славы вочеловечившегося и тем приблизившегося человеку Бога, Сына Божия, показавшего нам Отца и явившего почивающего на Нем Духа Святого, – это Господа нашего Иисуса Христа, Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Однако Бог, создавая этот хаос, уже вложил в него и внутреннюю мощь саморазвития и порядок или закон актуализации его потенций (ср. стр. 19).— Сквозь стихии мира прорывается возникающий свет, все озаряя и приводя в движение. Отбрасываемый стихиями, он по легкости своей собирается на поверхность их и образует одну светоносную массу, которая в силу изначала вложенного в нее движения начинает кругообразно вращаться, «принося освещаемым частям свет, а неосвещаемым — тьму». Это «день первый». В «день второй» кругообращение света очертило грани материального мира, отделив его от мира духовного: разлучило воды над твердью и под твердью. Далее происходит дифференциация стихий в самом материальном мире — разделение суши и воды, образование отдельных вещей. Наконец, в «четвертый день», светоносная масса разрывается — подобно тому, как разделяются влитые в один сосуд масло, вода и ртуть,— и образует солнце, луну и семь планет. Вращение ее переходит во вращение сфер, объемлющих друг друга и землю, которая — дабы человек не был обречен на мрак — находится ближе всего к солнцу и луне. В то же время устанавливается и внутреннее взаимообщение всего.— «Все существует одно в другом и поддерживает друг друга, ибо прелагающая сила неким круговращением прелагает все земное из одного в другое и из того, во что оно преложено, снова приводит в то, чем оно было прежде». (Вода — пар — влажный воздух — облако — дождь.) «Так создается некий круг, обращающийся около самого себя и всегда делающий одни и те же обороты, так что ничто не убывает и не пребывает, но все и всегда пребывает в мерах первоначальных». «Цель твари — в том, чтобы во всем созданном духовное естество прославляло все превышающую Мощь, когда небесное и земное одним действием (разумею — возведением очей к Богу) соединяется в стремлении к одному». Это ясно в «славословии» ангелов (стр. 124 сл.). Но надо, чтобы с Богом соединилось и бытие дольнее, или материальное, для чего некоторая «сродность» низшего с высшим, некоторое посредствующее существо (стр. 75 сл.). И по воле Божьей Премудрости произошло

http://sedmitza.ru/lib/text/443096/

выше) 23 . Но начала их различаются. Царство Божие открывается с того «начала, когда сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), когда все чрез Него произошло ( Ин.1:3 , – Кол.1:16–17 др.), и притом «вся добра зело» ( Быт.1:31 ), – и в частности, когда Бог создал высшего члена этого царства – человека, вдунув в него «дыхание жизни и дав ему «образ Божий» ( Быт.1:27 , – 2:7). Царство Христово начинается в средине истории земной, когда «Слово плотью стало» ( Ин.1:14 ), ибо «когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего рождаемаго от Жены» ( Гал.4:4 ср. Мф.2:2 Лк.1:33 ). Основанием для такого определения Царства Христова может служить евангельский рассказ Мк.9:38–41 и пар. Лк.9:49–50 . «Сказал Ему (Христу) Иоанн: Учитель! мы видели одного (человека), именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует с нами, и воспрещали (κωλομεν – старались воспретить, др. чт. κωλσαμεν – воспретили) ему, потому что он не следовал с нами (Лк. не следует). Но Иисус сказал ему: не воспрещайте (вообще, никому, по разночт. ему – этому человеку), ибо кто не против нас тот за нас (др. чт. вас, – у Мк. прибавлено: ибо никто, кто сотворил чудо, буквально: силу, – проявить чудотворную силу, силу Божию, Христову) именем Моим (т. е. при вере в Меня), уже не будет в состоянии (букв: и не возможет) скоро (т. е. легко, в то же время) злословить Меня». Рассказ стоит в связи с вопросом учеников: кто из них больший? (Лк. ст. 46 ср. парал. Мф.18:1 ) и указанием Господа на дитя и словами Его: кто примет Меня (Царство Христово), примет Пославшего Меня (Царство Божие), – и у Мк. кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы (ученики, последователи), истинно говорю вам, что не потеряет награды своей (речь, очевидно, о верующих во Христа, но не следующих за Ним с учениками Его). И далее речь о Царстве Божием (ст. 47), а в параллели у Мф. но только о Царстве Небесном (18:4), но и о Церкви (ст. 15–18) и о собрании двух или трех во имя Христово и об исполнении Отцем Небесным их согласных прошений на земле о всяком деле (ст. 19–20)._Таким образом, здесь предполагается: а) вера во Христа, ибо чудотворение именем Христа требует веры и от совершающего и от приемлющего чудо ( Мф.9:2 , – 17:20, – 21:21 др. Деян.3:16 , – 16, – 14:9, – 1Кор.13:2 ) и невозможно при неверии или маловерии ( Мф.13:58 , – 17:17 – 20, – 14:31 Мф.9:24 др. ср. Деян.19:14 сл.), – б) обладанию божественно-чудотворною силою пли благодатью и в) видимая непринадлежность к избранным и представлявшим собрание (внешнее пока, «ибо не был еще Дух, потому что Иисус еще не был прославлен» Ин.7:39 , т. е. не было еще земной Церкви) Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Какой характер имели чудеса Иисуса Христа за это время? Это были, собственно, благодеяния, впечатление от которых на народ ничем не ослаблялось. Видя чудеса Иисуса Христа, народ должен был говорить: «все хорошо делает, и глухих делает слышащими и немых говорящими». Когда Он уходил откуда, жители удерживали Его, а когда возвращался, народ принимал Его, потому что все ожидали Его ( Лк. 4:42; 8:40 ). Согласно словам пророка, Он благовествовал нищим, исцелял сокрушенных сердцем, проповедывал пленным освобождение, слепым прозрение, отпускал измученных на свободу, проповедывал лето Господне благоприятное ( Ис. 61:12 ). Когда впоследствии Он прочитал эти слова пророка в синагоге и сказал народу: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», то все засвидетельствовали Ему это ( Лк. 4:1722 ) 81 . Как учение Христа, так и чудеса Его проявлялись в это время с своей существенной стороны, они служили выражением, или символом, наступавшего царствия Божия ( Ис. 35:5 сл.). Все, что говорил и делал Христос в это время, было одним комментарием первых слов Его проповеди : «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Чудеса были знамением царства Божия. Это значение благотворительных чудес Иисуса Христа усиливалось двумя обстоятельствами – многочисленностью их и тою быстротой, готовностью, с которою они совершались. О массовых исцелениях, совершенных Господом Иисусом, и о впечатлении, которое они производили на иудеев, мы уже говорили; теперь нам остается заметить, что такие исцеления совершались преимущественно в первый период служения Христа ( Мф. 4:2325; 8:16; 9:35 пар.). Из отдельных же чудес, о которых повествуется в евангелиях, видно, что они совершались в это время Господом Иисусом с замечательною готовностью, быстротой 82 . Так, когда Он был в Кане, к Нему пришел из Капернаума царедворец и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Но царедворец имел веру, которая питалась любовью к сыну и страхом за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

По облечении людей в кожаные одежды Господь изгнал их из рая: « и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни » (Быт.3:24), которого они через свой грех сделались теперь недостойными. Человек впредь не допускается к нему, « как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно » (Быт.3:22). Господь не хочет, чтобы человек, вкусив плоды древа жизни, остался вечно пребывающем во грехе, ведь телесное бессмертие человека только лишь утвердило бы его духовную смерть. И этим показывается, что телесная смерть человека есть не только кара за грех, но и благодеяние Бога по отношению к людям. Начало истории падшего человечества Духовно-нравственное состояние допотопного человечества. Каин и Авель. Каиниты и сифиты. Всемирный потоп. Завет Бога с Ноем. Сыновья Ноя. История Хама. Благословение Сима и Иафета. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов  Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф « Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила » сына, которому дала имя Каин, что значит: « приобрела я человека от Господа » (Быт.4:1). Адам и Ева, вероятно, надеялись, что в лице Каина они видят исполнение обетования об Искупителе, но их надежда не оправдалась. Второго сына Ева назвала Авелем, что значит «призрак, пар». Каин стал обрабатывать землю, а Авель занимался скотоводством. Падшесть человеческой природы не замедлила проявить себя с жестокой силой уже в первом поколении людей. Однажды Каин и Авель принесли жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель — первородного овна из своего стада. Но Авель, в отличие от Каина, приносил жертву с верою (Евр.11:4) и взял для жертвы наилучшее. Каин же не позаботился о качестве жертвы (см. ц.-сл. текст: « Еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси? » (Быт.4:7)). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина отвергнута. Увидев предпочтение, оказанное брату, Каин сильно огорчился. Милосердный Бог, предостерегая Каина от злого дела, сказал ему: « Почему ты огорчился? отчего поникло лице твое?… у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним » (Быт.4:6–7 – см. русский текст). Но Каин не послушался Божьего призыва и позволил греху господствовать надо собой. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, совершив невиданное еще землею злодеяние.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

При нем произойдет объединение всех государств мира в одно, во главе с ним как царем вселенной ( " И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем " - От. 13:7). Без сомнения, он будет торжественно помазан на царство главами всех церквей и религий. Это " помазание " , наряду с " чудесами " , станет для язычествующих христиан одним из самых убедительных аргументов того, что этот царь мира и есть пришедший Христос. " И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни " (От.13:8). Цит. по: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. Т. 4. СПб. 1905. С. 271. Слово 29-е на пришествие Господне. Сл. 106-е об антихристе. Св. Игнатий. Твор. Т. 4. СПб. 1905. С. 323-324. 3. 666 и ИНН Наш народ особенно склонен придавать всем этим внешним фактам характер неоспоримой Божественности. И это станет одной из причин той страшной беды, которую с полной уверенностью предсказывает свт. Игнатий (Брянчанинов): " Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль [Мф. 5:13] предвещает их и ясно обнаруживает, что [наш] народ может и должен сделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии " " Обуявшей солью " свт. Игнатий называет состояние православия в Церкви Российской, " гением из гениев " - антихриста, наш же народ - орудием его царствования. Свт. Игнатий указывает и на главную причину отпадения христиан: " Кто же не принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста, тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем " " И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи " (2 Фес. 2:11). Непринятие внутри себя Царства Божия означает духовное вырождение христиан. Полное погружение их ума (печать на лбу), всей их деятельности (печать на правой руке как символе деятельности человека) в заботу только об этой жизни, только о том, что есть, что пить и во что одеться, и совершенное оставление мысли о Царстве Божием и правде его (Мф. 6:31-33). Этот абсолютный материализм и станет " именем " антихриста как величайшего его идеолога. Не случайно в Откровении Иоанна Богослова оно обозначено цифрой 666. Данная цифра является, по существу, библейским символом мамоны - царства земного изобилия, славы, могущества. Это следует из исторического факта, восходящего ко времени Соломона, при котором еврейское государство достигло вершины своего процветания. Только " в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых " (3 Цар. 10:14; 2 Пар. 9:13), то есть 32 тонны 707,26 кг!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

в 13:3), не пребыло верным Богу, Его заповеди и обетованию, и шло путем погибели, а не спасения во все последующее время своей истории, не менее славной делами Божиими ( Деян. 7:45–47; 13:19–22 ; Евр. 11:30–35 ). И вообще – оно всегда противилось Духу Святому ( Деян. 7:51 ), в частности; аа) приняв закон при служении Ангелов, оно не сохранило его ( Деян. 7:53  сл. Неем. 9:16–17 ), бб) получив и получая великие обетования Божии ( Евр. 11:33  сн. 8–22; Деян. 7:2–7 , срав. также 3:22; 23:25  Луки 1:55,73 ; Рим. 4:13  и др. Гал. 3:8  и др. Деян. 13:22–23 и др.) не только не оказывало себя достойным их, но и убило предвозвестивших пришествие Праведника ( Деян. 7:52 ; Мф. 23:30–31,35; Луки 11:47,48,50–51 ; Рим. 11:3 ), имевшего воплотить в Себе идею семени обетования ( Быт. 3:15 ; Гал. 3:16 ). Еще частнее: «неверные ( Рим. 3:3 ) закону и обетованиям выразители этого направления семени Авраамова» все совратились с пути, до одного были негодны; не было между ними праведного ни одного; никто не искал Бога, не было делающего добро, не было ни одного; гортань их была открытый гроб (срав. Мф. 23:27); языком своим обманывали; яд аспидов на губах их; уста их полны злословия и горечи; ноги их быстры на пролитие крови (сл. Мф. 23:30, 35 и парал.); разрушение и пагуба на путях их; не знали они пути Божия; страха Божия не было пред очами их» ( Рим. 3:10–18 и пар. ветхозав. сл. ср. ст. 3 и 13). Благовествования пророков, возвещения ими воли Божией они не слушали ( Рим. 10:16 ; Ин. 12:38  и пар. ветхозавет.), а, следовательно, были «непослушны и непокорны» Самому Богу ( Рим. 10:21  сл. пар. ветхозавет.) презрителями» Его ( Деян. 13:41  и пар. ветхозавет.); мало того, они даже убивали их (сл. Мф. 23:30–31,35 ; Луки 11:47,48,50–51 ; Деян. 7:52 ; Рим. 11:3  и пар. ветхозав.). «Ибо огрубело сердце их, и ушами своими с трудом слышали, и глаза свои сомкнули, да не видят глазами, и не слышат ушами и не разумеют сердцем (Мф. 13:15 сл. 14 так же Ин. 12:40 ; Деян. 28:26–27 срав. Рим. 11:8  и сл. пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

ветхозав. Мар. 4:12 ; Луки 8:10 ). В особенном и ближайшем отношении к Богу их так охарактиризовал пророк Исаия, говоря от лица Бога Самого: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Исаии 29:13 сн. Мф. 15:8; Мар. 7:6 ). Частое отпадение от истинного Богопочитания было постоянным свойством их характера ( Деян. 7:42–43 и пар. ветхозав. м.), не говоря о том, что они не понимали того, в чем состоит истинное Богопочитание, что не в рукотворенных храмах живет Всевышний» ( Деян. 7:48  срав. 49–50 и пар. ветхозав.), что не жертв и приношений хочет Он (Ев. 10:5–6; Мф. 9:13; 12:7 и пар. ветхоз.), а совершенной преданности сердца (срав. Мф. 15:8 и пар. и наше прежнее толк. Евр. 10:5  и дал. 338 ). Вообще это состояние народа ветхозаветного до того было печально, что, если бы Господь не оставил в нем истинного семени (сл. Рим. 11:4–5 и пар. ветхозав.), то он весь погиб бы, как Содом и Гоморра ( Рим. 9:29  и пар. ветхозавет.). Итак, только постоянное существование этого истинного семени в народе служило залогом многовекового существования последнего в Ветхом Завете с Богом. Печальная сторона сменяется радостной, мрачная картина, навевающая глубокую грусть (срав. Мф. 23:37 и Луки 13:34 : «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки» и пр.) сменяется светлой картиной. В этой последней все лишь светлое, радостное выражение веры и тесно связанной с ней надежды на исполнение обетования, как жизненных начал, оживляющих всю религиозно-нравственную деятельность, все жизненное течение представителей этого истинного семени и выразителей идеи его. Все препятствия бессильны перед силой этой веры и надежды, ибо все представители и выразители семени веры в собирательном смысле были одним мужем желаний, как Даниил ( Дан. 9:23 , срав. Томока в «Das А. Т. im. N. Т.» перв. изд.) «верой заградивший уста львов» ( Евр. 11:33 ). Живо и поистине с божественным вдохновением, а не с простым лишь поэтическим воодушевлением рисует эту светлую картину св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В пользу предлагаемой нами этимологии рус. борона говорят отдельные факты употребления индоевропейских слов, образованных от корня Так, лат. frangere glbam (glbas) bidentibus «обрабатывать мотыгами пашню» букв, »разбивать (раздроблять) мотыгами комья земли». Образованный от того же корня греческий глагол γνμι также употреблялся в сельском хозяйстве: γς ρτροις ξας δπεδον «вспахав почву плугами». В немецком языке и.-е. корень сохранил близкое значение в den Acker brechen »распахивать пашню», Bruch «пахотная земля», brachen »поднимать пар» (ср. Brachfeld «поле под паром»). Нем. Brecher и англ. breaker »дробилка» по своему значению и отчасти по способу образования напоминают рус. дробило и золотопромышленные термины борона и боронка. Наконец, от того же корня в английском языке образованы слова brake «большая борона» и to brake »разбивать комья (бороной)». Итак, предлагаемая нами этимология слова борона оказывается возможной не только с фонетической и морфологической, но также и с семантической точки зрения. Общепризнано, что слово борозда (ст.-сл. БРАЗДА) образовано от того же корня, что и борона. Различаются эти два слова лишь суффиксом и, естественно, своим значением. О тесной связи между словами борона и борозда свидетельствует, например, полаб. borda и bórdza «он боронит» и псков. борозда »борона» (Дaль:I, 116). И.-е. суффикс чередовавшийся с ta- (ст.-сл. ТВЪРДЪ, лит. tvìrtas «твердый»), не имел широкого распространения в общеславянском языке (Мейе 1951: 285), поэтому проследить все случаи его употребления не представляется возможным. И все же, как показывает ст.-сл. ЧДО (ср. ст.-сл. (ЗА)ЧТИ) (Трубачев 1959: 43), слова с суффиксом могли быть образованы от глагольного корня и иметь значение, близкое к значению образований с суффиксом которые обычно характеризуются оттенком страдательного залога. Следовательно, слово борозда ( < некогда означало полосу земли, вспаханную сохой или обработанную бороной, букв, »раздробленная, размельченная (земля)». Здесь также уместно будет вспомнить нем. Bruch «пахотная земля», den Acker brechen »распахивать пашню» и другие приведенные выше примеры употребления слов, образованных от и.-е. корня 75

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010