Но история Церкви – это, естественно, не единственное, что человек должен знать. Необходимо познакомиться с началами богословия. Обязательно нужно познакомиться и с тем, из чего состоит церковное богослужение, потому что церковная служба – это тоже отражение жизни Церкви. На самом деле, если человек внимательно слушает церковные песнопения и молитвословия, то из их содержания он уже может постигнуть практически все – и богословие Церкви, и ее учение, и даже отчасти ту же самую историю, которая порой во многих канонах, стихирах тоже отражена. Когда-то несколько студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии спросили святого праведного Иоанна Кронштадтского : каким образом он стал таким, каким он стал. Они подразумевали под этим вопрос, каким образом он стал великим чудотворцем, каким образом он стал человеком, которого считали еще при жизни общероссийским светильником веры православной и образцом святости. Но он их не понял, потому что о себе думал совершенно иначе; потом до него все-таки дошел смысл их вопроса, и он сказал им: «Я никогда не делал ничего особенного, я просто жил в Церкви». И он действительно жил в Церкви в полном смысле этого слова, потому что его день начинался в церкви, проходил в служении Церкви и людям и заканчивался фактически тоже в храме. Возможность жить именно так есть не у каждого человека, но жить в Церкви всю свою жизнь может буквально каждый из нас. Память о том, что мы являемся частичками, клеточками этого единого Тела, этого богочеловеческого организма, может присутствовать всегда. И вся наша жизнь может быть не только пользованием теми благами, что Господь в Церкви нам преподал, но может быть и служением Церкви. И это вещь очень и очень важная, потому что Господь говорит о Себе, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20, 28 ). И если человек хочет Богу уподобиться, то в том числе он может уподобиться Ему и через служениеЦеркви и другим людям. Любовь и твердость

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Но чтобы достигнуть этого Царства Божия, необходимы покаяние и евангельские добродетели, т.-е. нужно вести жизнь благочестивую, добродетельную. Поэтому в это самое время и начинают петь девять блаженств Евангельских и этим самым напоминают нам, грешным, те добродетели, которые вместе с усердною молитвою могут привести нас в царство небесное. Эти девять блаженств следующие: 1) Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. 2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4) Блаженные алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. 9) Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. После каждого стиха поют на клиросе молитву благоразумного разбойника: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Когда пропоют все 9-ть блаженств, то самым трогательным голосом, как бы исходящим из глубины плачущей души, поют три раза ту же самую молитву благоразумного разбойника, только к каждому лицу Пресвятыя Троицы отдельно: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем». «Помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем». Этим пением девяти блаженств начинается последование изобразительных, или так называемой, обедницы. Так называется служба церковная, которая изображает, или служит подобием полной обедни (только Св. Дары не освящаются). Она первоначально установлена для тех, которые удалялись в пустыню спасаться и потому не могли присутствовать в церкви при совершении Божественной литургии и, вместо того, в отраду своей души, читали обедницу. Обедница совершается не только в одном Великом посту, а когда угодно и где угодно может быть совершаема (напр., в часовне может быть совершаема).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он будет велик, Он Сын Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и царствию Его не будет конца» (Лк.1:30-33). Причем, церковная служба опять таки сохранила нам трогательное предание, что слова эти были более пространны, чем они коротко переданы в Евангелии, и что между прочим, видя Ее волнение, святой Архистратиг говорит Ей: Что Ты боишься меня, что Ты трепещешь меня, Владычице, пред Которой я сам трепещу, что Ты так благоговейно предстоишь предо мною, когда я сам с благоговейным страхом Тебе предстою...    Когда Дева Мария услышала благовестие Архангела в Ее святейшей душе сразу появилось недоумение: Архангел благовествует Ей о том, что Она будет матерью, но Она дала обет девства, и никогда от него не отступит: как же может это быть? Дева не может быть матерью — матерь не может быть Девою? Как же понять это благовестие? Она и задает свой смиренный вопрос: «как это будет, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). Но когда Архангел Ей сказал: «Дух святый найдет на тя, и сила вышняго осенит тя» , и закончил свое благовествование словами «у Бога не изнеможет всяк глагол» (Лк.1:35, 37), т.е. никакое слово или повеление, данное Богом не может остаться без исполнения, ее святая душа успокоилась, и Она поняла, что это будет уже сверхъестественным рождением и успокоившись, сказала те чудные слова, которые Московский митрополит Филарет назвал «благовестием от земли к небу». Обратите внимание: Архангел как будто бы сделал свое дело, все Ей сказал, все Ей объяснил, — но он чего-то ждет, он не уходит, и наконец, слышит Ее ответ, о котором великий святитель говорил, что если благовестие Ангела было благовестием от неба к земле, то ее слова — это благовестие от земли к небу. Ответ ее был: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему» (Лк.1:38). Т.е. я — раба Господня; раба не рассуждает, ее господин с ней поступает как ему благоугодно, она же только повинуется и исполняет его волю. Смиренное, всецелое послушание и полная преданность воле Божией, возвещенной небесным Благовестником...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Подячний лист Предстоятелю Церкви Абуни 12 2021 р. 19:20 Патриарх-Католикос Эфиопии Абуна Матфий направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо с благодарностью за поддержку, которую Московский Патриархат оказывает преследуемым клирикам и верующим Эфиопской Церкви. Его Святейшеству, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Приветствую Вас во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Дорогой брат во Христе! «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7). Велико благословение Бога, устроившего Церковь Свою подобно телу. Как сказано в Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла, «посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Мы премного благодарны за слова солидарности и утешения, которые мы всегда получаем от Русской Православной Церкви. В последние несколько лет, отмеченных гонениями на нашу Церковь в разных сферах, слова глубочайшей обеспокоенности, высказываемые Вашим Святейшеством, и молитвы верующих Русской Православной Церкви служат подлинным доказательством того, что нас связывают истинные узы в Господе нашем Иисусе Христе. Верим, что взаимное утешение, наставление и забота — это то, что христиане должны возгревать в своей душе молитвами и делами. Молясь вместе и делясь друг с другом своей болью и своими страданиями, мы прославляем нашего Всемогущего Бога, в то время как погрязший в грехе мир всегда стремится причинить нам боль или пренебречь нашими язвами. Ваше Святейшество, как, возможно, Вы узнали из различных местных и международных источников, сейчас перед нами встают все новые и новые вызовы, затрагивающие жизнь, собственность и достоинство многих граждан, особенно наших духовных чад, проживающих в разных частях страны. Храмы, древние монастыри, церковные социальные центры постоянно становятся мишенями для нападений. Несущие свое служение священнослужители и безвинные верующие, в том числе дети, подвергаются жестоким гонениям. Эта трагедия, уносящая священные жизни наших людей, их достоинство и достояние, закончится не скоро. Как Вы, Ваше Святейшество, отметили, по слову апостола Петра мы возлагаем все наши заботы на Него, веря и надеясь, что Бог Мира в скором времени ниспошлет нам мир и положит конец нашим страданиям. Да благословит Всемогущий Бог наш мир! Абуна Матфий, Патриарх Эфиопский Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5797078...

После смерти Сталина в 1953 году меня взяли послушником в Троице-Сергиеву лавру в Загорске. Послушанием моим было отчитывать бесноватых. Их жалко было, кто им поможет? Начал отчитывать не понимая, что для болящих это попущение Божие. Были и некрещеные, многие женщины делали аборты, убивали детей во чреве. Я, конечно, их отчитывал. Привели ко мне одну бесноватую, когда я стал ее кропить святой водой и мазать маслом, она увидела огонь, испугалась и говорит: «Я такого никогда не видела». Я ей ответил: «Теперь ты убедилась, что есть злые духи, которые мучают людей». Однажды вызвали меня к уполномоченному по делам религии. Он говорит: «Что ты делаешь? Это сумасшедшие, а ты их отчитываешь. – Я сказал: какие они сумасшедшие? Я по требнику отчитываю. – Он говорит: Не хочу верить этим вашим требникам, этих людей ученые не могут вылечить, а ты вылечил. – А я ему: «После отчитки многие из них работают воспитателями в детских садах, врачами в больницах, есть и учителя». Он не поверил, позвонил Патриарху Пимену, и меня в 1974 году перевели в Псково- Печорский монастырь, и наместник архимандрит Гавриил благословил меня заниматься отчиткой». Старчество издавна являлось крепостью монастырской. Можно в монашестве и затворе прожить долгую жизнь, но не стать старцем. Старчество есть Божий дар. Старец непременно должен обладать даром рассуждения и прозорливости, которые дают ясную картину и помогают отличать добро от зла. Старцы ведают не только о том, что мы делаем, но и что думаем: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (Кор.1.14). Известны в церковной истории Валаамские, Саровские, Оптинские старцы, к которым за советом, благословением и утешением стекались народные реки страждущих: «...Вопроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор. 32:7 ) Информационная служба Псковской епархии, по благословению владыки Евсевия, обратилась с вопросами к архимандриту Адриану (Кирсанову), надеясь что ответы его станут утешением для многих верующих людей, которые не могут, по тем или иным причинам, посетить старца. Обращаться к старцам – традиция древняя: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу». Но в наше время мы более живем по своей личной воле, скорее, по своему своеволию, а это редко бывает полезно нашей душе, а значит, нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому и имеет смысл напомнить о плаче, который проходит сквозь всю святоотеческую литературу, но никак не может прорваться на страницы школьных пособий по церковной истории. Имеет смысл напомнить о том, что никогда в истории Церкви не было века, который сам себя считал бы «золотым». Не найти в истории христианства беспроблемного времени. Мы не научились грешить как-то по-новому. Конечно, если не знать церковной истории, то распространение «неуставного» богослужения можно воспринять как признак «апостасии». А если церковную историю знать? Тогда придется сказать словами К. Победоносцева: «В истории древней Церкви мы не можем указать такого времени, когда бы, по свидетельству памятников, церковная служба в приходских храмах совершалась в добром порядке и благоговении, упорядоченно. Все памятники XVI и последующих столетий свидетельствуют противное» . И не только в храме было «все не так, как надо». И не только начиная с шестнадцатого века. Уже апостолам приходилось писать горькие слова о своих учениках: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5, 15). «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (Гал.5, 7). «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил.2, 21). Уже апостолу Иоанну приходилось слышать грозные слова о первохристианских церквах (см. обращение к Лаодикийской церкви в Откровении 3, 15–17). Тем меньше оснований для самовлюбленности у христиан последующих столетий. Итак: II век. «Вам теперь говорю, которые начальствуете в Церкви и председательствуете: не будьте подобны злодеям. Злодеи, по крайней мере, яд свой носят в сосудах, а вы отраву свою и яд держите в сердце» . «Вся слава была дана вам и исполнилось что написано: „он ел и пил, разжирел и растолстел и сделался непокорен возлюбленный“ (ср.: Втор.32, 15). А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Поэтому удалились правда и мир – так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его и не ведет жизни, достойной Христа» . III век.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Православные епископы Германии обратились к молодежи с посланием по поводу любви и брака 18 января, 2018. Новостная служба «Любовь целостна и динамична, она больше, чем просто «бабочки в животе» 18 января. ПРАВМИР. Епископы Православной Церкви в Германии обратились к молодежи с посланием по поводу любви и брака. Заявление составлено от лица членов Православной епископской конференции в Германии во главе с ее председателем, митрополитом Германским Августином (Константинопольский патриархат). В послании священнослужители затрагивают вопросы свободы и ответственности, любви, сексуальности и семейных взаимоотношений. Они также озвучили позицию Церкви по поводу церковного, гражданского, «межконфессионального» и «межрелигиозного» брака и уделили внимание вопросу гомосексуальности и гомосексуальных отношений. Предлагаем вам ознакомиться с полной версией обращения. Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. (Быт 5:1-2) Дорогие молодые православные христиане в Германии, Как епископы вашей Церкви в Германии, мы обращаемся к вам с этим особым посланием, в котором хотели бы высказаться по поводу некоторых важных тем. Мир становится всё более взаимосвязанным. И всё большую актуальность получают острые проблемы нашего времени. Они самым глубоким образом затрагивают человеческое бытие — ваше бытие: и настоящее, и будущее Бог отдает в ваши руки. 1. Мы живем в стране, где каждый человек имеет возможность развиваться в свободе и достоинстве. В ходе человеческой истории так было не всегда. А во многих странах по всему миру это не так и до сих пор. Тот факт, что мы живем в Германии, где мир, свобода, демократия и права человека считаются всеобщим достоянием, мы можем рассматривать как Божье благословение. На фоне религиозного экстремизма, во многих местах все более возрастающего, мы как христиане призваны прилагать все возможные усилия для защиты этих ценностей. Они согласуются с тем образом человека, который мы находим в Священном Писании и Предании нашей Церкви: человек создан по образу Божию (Быт. 1:27). И в способности людей свободно принимать решения мы видим одно из свойств этого божественного образа.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-episkopy...

Предстоя перед Пастыреначальником Господом нашим Иисусом Христом на пороге нового своего церковного послушания, в глубине души слышу божественные слова, некогда сказанные пророку Исаии: «Ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя; не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10). В эти священные для меня минуты благоговейно молю великого угодника Божия, тайнозрителя Святой Троицы преподобного Александра Свирского, святого огромного края Присвирья, монастырям и приходам которого я искренне служил 20 лет, быть мне молитвенником и помощником в моем новом церковном послушании. Земно кланяюсь Вам, Святейший Владыка Ангелу Церкви всея Руси, благодарю Вас за то, что Вы оказали мне огромное доверие и честь служить в архиерейском сане. Заверяю Вас, Ваше Святейшество, что с Божией помощью и под Вашим Первосвятительским руководством буду усердно трудиться в новом послушании, делая все возможное, чтобы мудрые и жизненно необходимые решения Архиерейских Соборов Русской Православной церкви и лично Вашего Святейшества претворялись в жизнь. Выражаю свою особую сыновнюю благодарность Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины , святителю, поддержавшему меня во время моего духовного становления в молодые годы. Безмерно благодарен Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому , моему правящему архиерею, за его отеческую любовь и достойный пример самоотверженного служения Церкви. Я искренне благодарю всех, кто на протяжении многих лет был причастен к моему священническому служению, оказывая помощь и дружескую поддержку. В заключение прошу Вас, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, помолиться обо мне в минуты моей личной Пятидесятницы, чтобы Господь ниспослал мне обильные дары Святого Духа. Да будет архиерейство мое благоуспешным для Церкви Христовой, Отечества нашего и спасительным для меня и моей паствы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/1640540.ht...

Предстоятель Русской Церкви поздравил с праздником Преображения Господня братию Соловецкого монастыря 19 августа 2008 г. 14:23 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил братию и паломников Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря с праздником Преображения Господня. Текст послания приводится ниже. Его Высокопреподобию архимандриту Мефодию, и.о. наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Дорогой отец Архимандрит Мефодий, братия и паломники Соловецкой обители! Сердечно поздравляю всех вас с праздником Преображения Господня — праздником Соловецкой обители. Праздник Преображения Господня напоминает, что каждому из нас надо обновлять, преображать свою жизнь благодатью Божией, горячей молитвой ко Господу, укреплением братства, взаимопонимания и христианской любви друг ко другу. Нося высокое звание православного христианина, мы должны быть последователями Господа нашего Иисуса Христа не только по имени, но и по жизни. Благочестивая жизнь святых, в том числе и тех, кто подвизался на Соловках, дает нам назидательные примеры того, как нужно проходить земное поприще, чтобы наследовать жизнь вечную. Пребывая в любви, терпении и смирении мы призваны к исполнению апостольской заповеди: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу… И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 1-2). Помнить об этом следует всем нам, живущим в XXI столетии, в эпоху, когда исполняются предостережения апостола: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны… и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат… своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 17). Ныне мой взор обращен к Соловкам. Молитва, для которой нет ни границ, ни расстояний, связывает нас крепкими узами любви во Христе. Разделяя с вами радость великого праздника Преображения, призываю Божие благословение на всех вас, собравшихся ныне на общую церковную молитву под сводами этого величественного храма. Да пребывает с вами милость и благодатная помощь Божия на всех путях жизни вашей. С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии   Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/449680.htm...

Проникая в суть ветхой истории, мудрейший из людей диктовал писцам: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» ( Еккл. 1:9-10 ). Так было, пока не родился в Вифлееме Спаситель мира. «Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их» ( Пс. 106:13-14 ). Закончилась ночь человечества, закончилось блуждание в потёмках, засиял день. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ), — говорит о Себе Спаситель. И ещё: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Если грех держал ветхое человечество в темнице, то Христос Спаситель своей Крестной Жертвой внёс плату за всех, выкупил всех из неё, показал путь в Жизнь Вечную. «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2 Кор. 5:17 ), — писал Апостол. С Искупительной Жертвы начался новый, последний период истории человечества. Последний, потому что второго искупителя не будет. Милосердием Божиим человеку даровано всё необходимое для спасения. В Таинствах Христовой Церкви верующий соединяется с Богом, его усердие к добру получает поддержку благодати. Воскресение Христово открыло врата Царства Небесного. Что ещё нужно человеку? У нас нет причин ждать какого-то особенного, иного времени. Воспользуемся последним, которое даёт нам Господь для покаяния, для исправления жизни, потому что, по словам Апостола, именно для того и длится наше время. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2 Пет. 3:9 ). О смертном страхе И «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий , грядущих на вселенную» ( Лк. 21:26 ), — говорится в Евангелии о последних временах. Да, страх смерти часто ослабляет, отравляет человека. Но более человека неверующего. Всякий христианин уже в этой земной жизни как бы перешагивает грань, ощущая себя не только «сыном века сего», но и «сыном будущего века». Его личная будущая жизнь в какой-то мере реальна для него и сегодня. Молитва, церковная служба, переживание христианских праздников, покаяние, причастие — все это относится и к этой жизни, и к будущей. И поэтому страх перехода в вечность в верующем человеке как-то умерен. Гораздо сильнее действует в нас страх будущего Суда, который и называется Страшным Судом.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010