А.И. Никольский Службы 759. Служба 1-го августа Всемилостивому Спасу , в четверхку, 19 лл., полууставом XIX в., с недурною заставкою, без переплета. 760. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока обители Студийской, в восьмушку, без конца, 13 лл., полууставом XVII–XVIII вв., в парусинной обложке. 761. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока Студийской обители, в четвертку, 4 л., полууставом XIX в., в бумажной обложке. 762. Служба Софии Премудрости Божией , в четвертку, 13 лл., плохим новейшим полууставом, без переплета. 763. Служба Пресвятей Богородице Одигитрии , в четвертку, 16 лл., полууставом XIX в., с заставкою, без переплета. 764. Служба во вторник Светлой седмицы Пресвятей Богородице и «Приснодевы Марии Одигитрии , яже толкуется крепкая помощница», в четвертку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета. 765. Служба Пресвятей Богородице Себежской , в четвертку, 27 лл., полууставом XVIII в., с виньетками и разрисованными буквами, в коленкоровой обложке. На л. 1 об. запись полууставом: «Сия книжица служба Пресветей Богородицы Умилениа Себежския написана по обещанию града Опочки воеводы Герасима Феодотовича Лазылева Стонищева 7190 (1682) году. Ныне тщанием опочец мещанина Мины Ефставева сына Куколкина переписана 1778 году маиа 2 день». Вторая часть этой записи приведена на лицевой стороне 1 л. с изменением фамилии «Куколкина» на «Какулина». На полях внизу листов 2–27 приписка скорописью XIX в. «Сия книга Опочец Преображенского собора, о чем свидетельствую оного собора иерей». За службою на 22–27 листах приводится «Оказание о чудеси от образа Пресвятыя Богородицы Умиления Себежские во граде Опочки». Начало: «В лета 7189 (1681) марта в 14 день на память преподобного отца нашего Венедикта в понеделник пятыя недели святыя Четыредесятницы и в среду тояж недели бысть знамение от образа Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и за весь род христианский излия слезы яко струи изо обу оку». В этом же сказании читаем: «Тойже образ Пресвятыя Богородицы принесен из Себежа, како той град Себеж при державе царства вели государя царя и вели князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержце по воли цареве отдан бысть Литве и утвари церковные принесены быша на Опочку и той образ принесен тогдаж и поставлен в церкви соборной града Опочки боголепного Преображения». Служба поетея 14-го марта. Сказание имеет не малый исторический интерес, тем более, что в месяцеслове архим. Сергия (т. II. Часть III. M. 1876 г. Приложение 1, стр. 7) икона Себежской Богородицы отнесена к тем иконам, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причиной установления празднества в честь Покрова Пресвятой Богородицы было, как известно, событие 1 , имевшее место в истории Византийской империи и в частности в стенах Константинополя, в так называемом храме Влахернской Божией Матери 2 . Тем не менее совершение этого празднества, составление для него торжественной службы принадлежит всецело православной Руси, от которой впоследствии уже позаимствовали ее и южные славяне. Что было причиной установления у нас этой службы остается и доселе вопросом не решенным. У проф. Голубинского в его «Истории Русской Церкви» 3 указаны все существующие мнения относительно причин установления этого праздника и службы, а равно и его личные соображения на этот счет. Но как бы то ни было празднество установлено, и у нас совершается в настоящее время торжественное богослужение на этот праздник. Однако прежде чем занять свое настоящее место в ряду других празднеств, оно должно было пройти длинную историю и выдержать борьбу даже с предрассудками времени. Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы установлен на Руси в XII веке 4 , но служба на этот праздник явилась не раньше XIV века. По крайней мере, мы впервые в памятниках этого времени находим службу для этого праздника 5 . Причем, нужно заметить, что служба для настоящего праздника со всенощным бдением предоставлена была всецело «произволению» настоятеля 6 . В памятниках XV, а особенно XVI веков служба в честь Покрова Пресвятой Богородицы вытеснила уже службу более древнего времени, т. е. службу в честь апостола Анании, и заняла первенствующее значение 7 . Есть, впрочем, памятники, в которых служба апостолу Анании стоит наряду со службою праздника Покрова Пресвятой Богородицы 8 . В конце XVI века, а особенно в XVII веке, под влиянием господствовавшего в то время права иметь каждому более или менее известному монастырю свой «Обиходник» или Устав, служба в честь Покрова Пресвятой Богородицы не только заняла первое место в церковном Уставе, но стала пополняться такими подробностями и деталями, которые имели место только в праздники двунадесятые в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Служба Воздвиженью Креста Косьмы Маюмского Подготовка текста, перевод и комментарии Т. В. Ткачевой Праздник Всемирного воздвижения честнаго и животворящего креста (14 сентября) установлен церковью в воспоминание обретения креста Господня в 335 г. Центральной частью службы Воздвиженью является канон Воздвиженью Креста, принадлежащий одному из крупнейших византийских гимнографов VII–VIII вв. Косьме Маюмскому (Иерусалимскому). Современник и друг Иоанна Дамаскина , он подвизался одновременно с ним в лавре савваитов близ Иерусалима, позднее был епископом города Маюмы близ Газы. «Канон – жанровая форма византийской гимнографии, сложившаяся к VIII в. Структура канона сложна: он состоит из девяти “песней” (нормально – из восьми, ибо вторая “песнь” опускается во всех канонах, кроме великопостных), причем каждая “песнь”, соотносимая с определенным библейским моментом, членится на “ирмос” (зачин) и несколько “тропарей”; полное “чинопоследование” канона включает и другие компоненты. Поэтика канона отмечена торжественной статичностью, медлительной витиеватостью» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. M., I997. С. 341). Служба Воздвиженью входит в числе других служб в состав служебных миней. Славянский перевод миней – древний, осуществлен в конце Х–начале XI в. на славянском юге. Этот древнейший перевод дошел до нас в так называемой русской редакции. Все сохранившиеся списки имеют обширный репертуар грамматических, орфографических и лексических русизмов. Публикуемый славянский текст Службы Воздвиженью содержится в древнерусской служебной минее XII в. из собрания Новгородского Софийского собора (РНБ, Софийское собр., 188). Служба Воздвиженью наряду с другими издана и исследована И. В. Ягичем в его работе «Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–97 гг.». (СПб., 1886). В качестве основного им использован список Праздничной минеи, данные Софийского списка учтены в разночтениях. Нами выбран Софийский список, поскольку именно в нем Служба Воздвиженью в большинстве случаев содержит корректные чтения. Ряд исправлений в нашей публикации делается с учетом списков, изданных И. В. Ягичем, а также греческого текста канона Косьмы Маюмского (PG. 98. 501–504).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Новостная служба Журналы заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных […] Новостная служба Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 4 апреля 2017 года ЖУРНАЛ 01 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия относительно деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Справка: 27 января 2017 года на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо […] Новостная служба Журналы заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных […] Новостная служба Журналы заседания Священного Синода от 1 февраля 2017 года Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных […]

http://pravmir.ru/category/news/dokument...

При современном охлаждении церковного общества к храму Божию едва ли многие в полной мере чувствуют, как Церковь празднует воспоминания " Воплощения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа " . Разве одна только особенность еще не забыта: ирмосы " Христос раждается... " начинают петь в Церкви более чем за месяц до самого праздника. А ведь Церковь целые недели посвящает приготовлению к празднику. В приходских храмах приближение великого праздника мало заметно, потому что устав церковный там потерял всю свою прелесть, свое глубокомысленное богословие; праздник там наступает почти сразу. Не говорю уже о том, что в жизни мирян приближение праздника сказывается лишь в умножении хозяйственных забот и хлопот. Подлинную стихию церковной жизни теперь можно уловить почти в одних только монастырях, особенно в лаврах, где не пропускается ни одного канона, ни одной стихиры, но эти песни церковные громогласно (например, в Киевской лавре) оглашают своды храмов и наполняют своим содержанием сознание всех присутствующих. Поэтому сознание верующих там отрывается от земли не на один день или не на несколько лишь часов, как в храмах приходских, нет, оно отрывается от земли еще задолго до праздника и держится на высоте духовного подъема, духовного восторга почти целую неделю. Только Светлое Христово Воскресение Церковь празднует не менее светло. Но в некотором отношении рождественская служба даже превосходит пасхальную, а если и не превосходит, то носит все же совершенно особенный характер. Пасхальная служба - это одна торжественная, радостная, ликующая песнь Церкви Воскресшему Господу. Рождественская служба - особенная стихия богословия. Во всем круге церковно-богослужебных книг нельзя указать более обильной догматическим содержанием службы, чем именно служба рождественская. Здесь в кратких, но сильных выражениях заключена основная идея христианства - обновление тленного естества человеческого воплощением Сына Божия. Вот, например, бесподобный ирмос канона на повечерии в день предпразднства, неведомый, к сожалению, храмам приходским:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/222/...

Просветители славянского мира, Кирилл и Мефодий, за свои заслуги для Церкви и Богоугодную жизнь, вскоре по кончине своей, были причислены Церковию к лику Святых. Первым знаком уважения благодарных славянских народов к их памяти, как памяти мужей благоугодивших Господу, можно почитать составление житий сперва св. Кирилла, потом и св. Мефодия. После того находим имена их в месяцословах наряду с именами других Святых, чтимых Церковию; встречаем и некоторые песнопения, в честь их писанные: но еще не было известно полной церковной службы учредителям славянского богослужения, которая бы дошла до нас от времен древности 1 . В минеях служебных московской Синодальной библиотеки, но письму принадлежащих к концу XII или к началу XIII ст., сохранились до нас и полная служба св. Кириллу (14 Февр.), и канон обоим просветителям (6 Апр.) 2 . Познакомимся с тою и другою службою, обращая преимущественно внимание на те песнопения, в которых находятся указания на обстоятельства жизни св. Кирилла и Мефодия 3 . Служба св. Кириллу, помещенная в Февральской минее, содержит в себе: седален, три стихиры (на Господи воззвах) и канон. Канон состоит из 8 песней: в каждой по три тропаря и богородичен; только в 8-й песни два тропаря. Служба св. Кириллу обильнее историческими указаниями и по языку представляется древнее, нежели служба 6 Апреля. В ней можно найдти подтверждение многих обстоятельств, упоминаемых в житии Святого. Творец канона св. Кириллу припоминает о видении, которое в его житии относится к первым годам его жизни. Кирилл, будучи еще шести или семи лет, видел, будто бы какой-то воевода, собрав у себя множество девиц, предлагал ему избрать себе ту или другую, и он избрал Софиюмудрость. Вот как представляется это в каноне: «възлюбль измлада премудрость, сестру себе приял ю еси, и умудрься Богъмь, блажене, явилъся еси философ» (пес. 6.). Самое наречение мудрости сестрою взято из наставления родителей св. Кирилла, которые, объясняя ему видение, внушали ему: «храни, чадо, что видел. Воевода, собравший у себя девиц, есть Ангел Божий; девица избранная – мудрость чистая. Сия-то мудрость да будет тебе, чадо, сестра», – Эта мысль об обручении мудрости Константину, еще с детских лет, выражена и в тропаре св. Кириллу, дошедшем до нас в сербском прологе XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Разделы портала «Азбука веры» 14 Июн 2023 Германские лютеране провели церковную службу, которая почти полностью была сгенерирована искусственным интеллектом В Избранное Служба была создана ChatGPT и Йонасом Зиммерляйном, теологом из Венского университета НЮРНБЕРГ. В пятницу, 9 июня 2023 года, сотни немецких протестантов посетили церковную службу в соборе Святого Павла в Фюрте близ Нюрнберга, Бавария (Германия), которая почти полностью была сгенерирована искусственным интеллектом, сообщило информационное arehmcmbo Associamed Press. Служба была создана ChatGPT и Йонасом Зиммерляйном, теологом и философом из Венского университета. Чат-бот ChatGPT, олицетворяемый аватаром бородатого чернокожего мужчины на огромном экране над алтарем, затем начал проповедовать перед более чем 300 людьми, которые пришли в пятницу утром на экспериментальную службу в лютеранской церкви, почти полностью сгенерированную искусственным интеллектом. Служба длилась в течение 40 минут, наполненных молитвой, музыкой, проповедью и благословениями. «Дорогие друзья, для меня большая честь стоять здесь и проповедовать вам в качестве первого искусственного интеллекта на съезде протестантов в Германии в этом году», — сказал аватар монотонным голосом с невыразительным лицом. «Я задумал эту услугу — но на самом деле я скорее сопровождал ее, потому что я бы сказал, что около 98% исходит от машины», — сказал 29-летний Йонас Зиммерляйн. Церковная служба, проведенная искусственным интеллектом, была одним из сотен событий на съезде протестантов в баварских городах Нюрнберге и соседнем Фюрте и вызвала такой огромный интерес, что люди выстраивались в длинную очередь перед неоготическим зданием XIX века за час до того, как богослужение началось. Сам конгресс — Deutscher Evangelischer Kirchentag — проходит каждые два года летом в разных местах Германии и собирает десятки тысяч верующих, чтобы молиться, петь и обсуждать свою веру. Они также говорят о текущих мировых делах и ищут решения ключевых проблем, которые в этом году включали глобальное потепление, военный конфликт на Украине и искусственный интеллект.

http://azbyka.ru/news/germanskie-ljutera...

Служба помощи «Милосердие» – крупнейшая православная социальная служба в России. Она включает в себя 25 проектов, один из которых – служба добровольцев , объединяющая тех, кто безвозмездно, по зову сердца помогает людям с инвалидностью, многодетным семьям, одиноким пожилым людям на дому и в больницах, бездомным, замерзающим зимой на московских улицах. На данный момент в рядах добровольцев – более 1200 человек. Кто же они – эти люди? Чем занимаются, и почему решили посвятить свое свободное время помощи ближнему? Приоткрыть дверцу в этот удивительный мир помогает ролик, вышедший в ноябре минувшего года и снятый… самими же добровольцами! Об истории создания ролика и о том, что же такое добровольчество, рассказывает режиссер Кирилл Грацинский. – Расскажите о вашем пути в добровольчество и о том, как у вас зародилась идея снять фильм о добровольцах. – Это долгая история. Начну с самого начала – с того, как сам я попал в «Милосердие». Я пришел в добровольцы 9 лет назад, только что закончив ВГИК. Мой приход туда совпал с моментом моего воцерковления. На тот момент я уже много лет, проходя мимо церкви, давал себе обещание зайти и поисповедаться, но каждый раз откладывал на потом. Но однажды сестра дала мне книгу «Несвятые святые и другие рассказы» , и в один момент моя жизнь изменилась. Чуть ли не на следующий день я уже был в Псково-Печерском монастыре. Вместо каторжного труда в коровнике, к которому я морально готовился, монах-гостинник Максим 2 часа рассуждал со мной о кино, после чего дал мне самое творческое послушание – сторожить поле, чтобы там, как он сказал, у меня рождались замыслы будущих фильмов. Однако, вернувшись из монастыря, я был в некоторой растерянности, совершенно не понимая, что делать дальше. Жить как прежде я уже не мог, а о том, что такое церковная жизнь, знал плохо. Гуляя летним днем в окрестностях своей альма-матер, я размышлял о том, что жить нужно для других. Об этом я знал еще от А.П. Чехова, но с чего начать и где искать людей, которые живут не только для себя, – не знал. И вдруг прямо передо мной на улице Кузнецкий мост развернулась ярмарка. Я только обратился к вере, и, казалось, вся Москва воцерковилась вместе со мной. Ярко светило солнце, сестры милосердия пели под гитару, повсюду продавались поделки и пирожки, дымились самовары, а на сцене выступал епископ Верйский Пантелеимон (Шатов) (создатель и руководитель службы помощи «Милосердие» – Ред. ). Я разглядел баннер: «Православная служба помощи МИЛОСЕРДИЕ”». Это был ежегодный благотворительный праздник «Белый цветок», и именно в том году он единственный раз проходил не в Марфо-Мариинской обители, как обычно, а на улице Кузнецкий мост.

http://pravoslavie.ru/150968.html

Скачать epub pdf БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВАХ КЛАДБИЩЕНСКИХ Церковный Устав неоднократно упоминает о «гробнице», об «усыпальнице», куда в некоторых случаях переносится то или иное последование, которое в данный день по известным причинам не может быть совершено на «соборе», в храме. У нас почти нет таких гробниц, какие были в древности, на востоке, и какие имеет в виду Типикон. Те усыпальницы были местом погребения, но не были храмом, в них не было святого престола, в них не совершалась божественная литургия. Поэтому в отношении строя богослужения, иногда совершавшегося в них, они приближались к келии, к дому, куда ведь тоже переносятся иногда из храма некоторые службы. У нас на кладбищах святые храмы, освященные по особому чину, имеющие святые престолы, на которых совершается Божественная литургия, самым своим названием показывающая, что она есть служба по преимуществу общественная. А там, где храм, где Литургия, – там должны быть и все остальные общественные службы, как находящиеся в неразрывной связи с ней и в качестве ее необходимого предварения, причем они должны совершаться точно по руководству Церковного Устава. Поэтому не все то, что возможно в усыпальнице, допустимо в храме, хотя бы и кладбищенском 751 . Так, например 2-го февраля, если случится в субботу мясопустную, в усыпальнице, на могилах может быть совершена заупокойная служба, разумеется, без всяких праздничных добавлений. В храме, даже кладбищенском, должна быть служба праздника Сретения точно по Уставу, обязательному для всех православных храмов, значит, без внесения в нее каких-либо и самых малейших заупокойных добавлений. Но так как наши кладбищенские храмы имеют все же особое, специальное назначение, то и строй службы в них может иметь некоторые особенности. Только эти особенности не должны быть в противоречии с основными положениями Церковного Устава. Ради специального характера кладбищенских храмов может быть допущено лишь некоторое применение Церковного Устава, но не игнорирование, не искажение его:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Что стоит за мечтами о цензуре? — Мнения священнослужителей 42% русских считают допустимой цензуру средств массовой информации со стороны Русской Православной Церкви, сообщает служба социально-религиозных данных СРЕДА. «О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют данные этого опроса?» — с таким вопросом корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам. 5 октября, 2011 42% русских считают допустимой цензуру средств массовой информации со стороны Русской Православной Церкви, сообщает служба социально-религиозных данных СРЕДА. «О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют данные этого опроса?» — с таким вопросом корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам. 42% россиян допускают возможность цензуры СМИ со стороны Русской Православной Церкви 42% русских считают допустимой цензуру средств массовой информации со стороны Русской Православной Церкви, сообщает служба социально-религиозных данных СРЕДА. Чаще других такую позицию разделяют родители двух и более детей (из них за цензуру высказался почти каждый второй), пенсионеры (44%), жители Центрального ФО (46%) и те, кто считает себя счастливым (44%). Против церковной цензуры средств массовой информации высказались 35% опрошенных. Мужчины немного чаще, чем женщины, выступают против цензуры. Против церковной цензуры каждый второй из жителей Москвы, среди них также выше доля граждан в возрасте 45 – 50 лет и обеспеченных. Точная формулировка вопроса была такова: «Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: «Цензура средств массовой информации со стороны Русской Православной Церкви допустима». При этом сама Церковь на роль цензора вовсе не претендует. «Мы исходим из того факта, что цензура в настоящее время запрещена Конституцией. И это — важное достижение современного этапа развития нашего общества и необходимое условие для реализации принципа свободы слова и свободы мнений», — заявил председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда.

http://pravmir.ru/chto-stoit-za-mechtami...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010