Прекрасные каждое само по себе, они, соединенные вместе, напоминают удивительное ожерелье из нанизанных друг за другом жемчужин. В той же авторской манере написана и «Война с вандалами», объединяющая третью и четвертую книги «Войн» и посвященная отвоеванию византийцами Северной Африки. Но, пожалуй, это произведение еще в большей степени, чем «Война с персами», приближается к известного рода историческому роману, в котором вокруг личности Велисария сосредоточены важные события восстановления единства древней Римской империи. По своей теме, манере исполнения и композиции «Война с вандалами» примыкает к первым двум книгам «Войны с готами» (третьей части эпопеи «Войн», охватывающей V – VIII книги всего произведения), вместе с которыми она как бы составляет единое историко-литературное произведение. Несколько обособленное от остальных четырех книг Прокопиевых «Войн» (т. е. двух книг «Войны с персами» и третьей-четвертой книг «Войны с готами»), оно вместе с тем не нарушает целостности всего исторического труда. Единство «Войны с вандалами» и первых книг «Войны с готами» проявляется в первую очередь в том, что они проникнуты общей идеей – идеей восстановления в прежних границах единой Римской империи под скипетром византийского императора. Эту идею Прокопий ясно излагает в начале «Войны с вандалами», явно имея в виду и готскую войну. Историко-этнографические пассажи о восточно-германских племенах 89 равно касаются и Северной Африки, и Италии. С точки же зрения литературной композиции звено единства – это личность Велисария, главного героя. События и лица во всех четырех книгах рассматриваются Прокопием в тесной связи с его деятельностью. О едином плане сочинений об истории войн с вандалами и готами свидетельствуют и композиция, и соразмерный объем всех четырех книг, и распределение материала. Апогей военной деятельности Велисария, падающий на 540 г., освещен в конце первых двух книг «Войны с готами». Излагая предысторию вандальской войны, Прокопий вспоминает о разделении империи при Феодосии I (395 г.) и рассказывает о завоевании варварами западной ее части при сыне Феодосия – Гонории (395 – 423 г.) 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

387. Там же. С. 289. 388. Там же. С. 293. 389. Там же. С. 294. 390. Там же. С. 305. 391. Православная беседа, 1998. 4 С. 4. 392. Полн. собр. соч. Н.С.Лескова. Т.10. СПб., 1897. С. 217. 393. Православная беседа, 1998. 4 С. 23. 394. Вокруг Чехова. М., 1990. С. 89. 395. Там же. С. 90 396. Лосский Н.О. Характер русского народа. Книга вторая— Посев, 1957. С. 13. 397. Современные записки. 41. С. 336. 398. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель. Публ. лекция. Отдельное издание: Киев, 1905; М., 1990; С. 23. 399. Там же. С. 8. 400. Там же. С. 19. 401 . Цетлин Мих. О Чехове.//Современные записки. 41. С. 494. 402. А.П.Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960. С. 560. 403. Шекспир Уильям. Полн. собр. соч. в восьми томах. Т.8. М., 1960. С. 478. 404 . А.П.Чехов в воспоминаниях современников. С. 308-309. 405. Там же. С. 521. 406 . Литературное наследство. Т.84. Кн.2. Иван Бунин. М., 1973. С. 258. 407. Там же. С. 449. 408. Вениамин (Федченков), митрополит. А.П.Чехов.//Духовный собеседник. 2000, 4. С. 150. 409. Литературное наследство. Т.68. Чехов. М., 1960. С. 695. 410. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Часть первая. М., 1972. С. 181. 411. А.П.Чехов в воспоминаниях современников. С. 519. 412. Литературное наследство. Т.68. С. 613. 413. А.П.Чехов в воспоминаниях современников. С. 155. 414. Там же. С. 155-156. 415. Там же. С. 597. 416. Там же. С. 528. 417. Литературное наследство. Т.68. С. 487. 418. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1952. С. 114. 419. Там же. С. 114-115. 420. А.П.Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960. С. 320. 421. Там же. С. 149. 422. Там же. С. 330. 423. Там же. С. 331. 424. Зайцев Борис. Собр. соч. Т.5. «Жизнь Тургенева». М., 1999. С. 355. 425. Чехов в воспоминаниях современников. С. 276 . 426. Литературное наследство. Т.68. С. 632. 427. Шмелёв Ив. Это было. М., 1999. С. 547. 428. Паперный З. А.П.Чехов. М., 1960. С. 122. 429. Вениамин (Федченков), митрополит. Цит. соч. С. 150. 430. А.П.Чехов в воспоминаниях современников. С. 703. 431. Литературное наследство. Т.68. С. 551.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

259 Мамонтова М. А. Воспоминания В.Г. Дружинина как историографический источник//Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания: Доклады и тезисы XIV научной конференции. М., 2002. С. 320; Берестецкая Т.В. В.Г. Дружинин : новые материалы к биографии//Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.) Сб. научных трудов. Вып. 2. М., 1994. С. 214–227; Смирнова Т. Г. О творчестве и жизни В.Г. Дружинина (к биографии ученого)//Деятели русской науки XIX–XX веков. Вып. 4. СПб., 2008. С. 469–498; Смирнова Т. Г. В.Г. Дружинин -историк, коллекционер, правитель дел ИАК//Академический архив в прошлом и настоящем. Сборник научных статей к 280-летию Архива РАН. СПб., 2008. С. 347–354. 260 Дружинин В.Г. Воспоминания о литературных встречах и знакомствах. РГАЛИ. Ф. 167. Оп. 1. Ед. хр. 7.; В.Г. Дружинин . А.В. Дружинин и его дневник. (По семейным воспоминаниям)/Дружинин А.В. Повести. Дневник. М., 1986. С. 419, 421–423. 261 РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 3408. Л. 3; Адрес-календарь общих чиновных лиц РИ на 1807 г. Ч. 1. С. 561; 1809. Ч. 1. С. 443; 1810. Ч. 1. С. 435; 1827. Ч. 1. С. 675; 1833. Ч. 1. С. 581; 1833. Ч. 1. С. 581. 263 РГИА Ф. 1343 Оп. 51. Д. 457. Л. 107–108. Копия Дворянской родословной книги СПб губ. составленной с 1827 по 1830 г.; РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 3408. 1849 г. О дворянском происхождении рода Дружининых. 264 РГИА Ф. 472 Оп. 33. Д. 11/10. 1837. Л. 8. Пожалование в камер-пажи.; Д. 13/38. 1838. Л. 3. Производство в офицеры Финляндского полка Андрея Васильевича Дружинина. 265 Никитенко Г. Ю. Соболь В. Д. Василеостровский район. Энц. улиц СанктПетербурга. СПб., 2002. С. 135. 267 7-я линия д. 63 (в наст. время д. 6.//Атлас 13 частей СПб//Сост. Н. Цылов. М., 2003. Алф. указ. С. 104. 268 М. П. Дружинина (1774–30.12.1871) х.м. 1848 г; Групповой портрет братьев Дружининых. акв. после 1846 г. 269 Андрей Васильевич Дружинин (12.11.1819– 07.05.1852) Петербургский некрополь/Сост. В.И. Саитов. СПб., 1912–1913. Т. 2. С. 89. Василий Федорович скончался 4 мая 1842 г.//РГИА. Ф. 577 Оп. 35. Д. 85. Л. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Лосский Н. Материя и жизнь [Берлин, 1927]. 76 См. трактаты Р. Декарта «Описание человеческого тела» и «Страсти души» (Декарт Р. Сочинения в 2–х тт. М., 1989, т. 1, с. 423–460,482–672). 77 Stern W. Person und Sache. Leipzig, 1924. 78 Аристотель вслед за Платоном (правда, с некоторым усложнением) различал в душе человека три начала: разумное, аффективное и вожделеющее. «В разумной части души зарождается воля, а в не основывающейся на разуме — желание и страсть» (О душе, 432Ь5). То, что здесь С.А. Левицкий называет «животной душой», Аристотель называл «растительной» частью души, «которая свойственна растениям и всем животным» (Аристотель. Сочинения в 4–х тт. М., 1975, т. 1, с. 441). 79 См.: SchelerM. Wesen und Formen der Sympathie. Miinchen, 1913. 80 См. прим. 33 на с. 869. 81 Нечто подобное Б. Рассел писал и в разделе «Душа и тело» своей работы «Религия и наука» (1935). См. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987, с. 180–196. 82 Бергсон А. Материя и память [Собрание сочинений в 4–х тт. М., 1992, т. 1, с. 160–316.] 83 См.: Кристиансен Бродер. Сущность искусства. 84 SchelerM. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Berlin, 1923 [Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей//Ше–лер М. Избранные произведения М., 1994, с. 311]. 85 Hartmann N. Das Problem des geistigen Seins. Berlin, 1934. 86 Hartmann N. Ethik. 87 См. прим. 7 на с. 890–891. 88 Kant I. Kritik der praktischen Vernunft и Metaphysik der Sitten. [Критика практического разума. Метафизика нравов//Кант И. Сочинения в 6–ти тт. М., 1965, т. 4,4.1]. 89 Schopenhauer A. Samtiiche Werke, herausg. von P. Deussen. Miinchen, Piper–Verlag, 1911. Ill Band: «Die beiden Grundprobleme der Ethik» [Две основные проблемы этики//Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992, с. 19–258]. 90 Выражение из IV главы трактата «О бессмертии души» Пьетро Пом–понацци (1462–1525) — итальянского философа, представителя возрожденческого перипатетизма. См.: Помпонацци Я. Трактаты. «О бессмертии душ», «О причинах естественных явлений, или О чародействе». М., 1990, с. 33. А. Шопенгауэр цитирует это выражение в своем конкурсном сочинении «О свободе воли» (Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992, с. 88). 91

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

521 Quaestiones ad Thalassium LV (PG. 90. Col. 548D): «Пока не будет явлен в чистом виде весь образ безначального Царства, через подражание обладающий видом Первообраза». См.: Mystagogia I (664D). 524 Общая для обоих авторов проблема состоит в том, что наиболее согласующиеся с догматически приемлемой точкой зрения высказывания Псевдо- Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника содержатся в последних главах их трактатов – соответственно ЦИ VII и «Мистагогии» XXIV, – аутентичность которых не бесспорна. Относительно ЦИ 7 см. выше (сноска 16) ссылку на работу Бронса; в отношении «Мистагогии» XXIV см.: Bornert R. Les commentaries byzantins de la Divine Liturgie du VII е au XV е siecle. P., 1966. P. 87–90. 525 Jasper R. The Search for an Apostolic Liturgy. L., 1963. (Alcuin Club Pamphlets; 18). P. 3–5. 526 Ср. со сказанным в первой главе книги: Bradshaw P. F. The Search for the Origins of Christian Worship: Sources and Methods for the Study of Early Liturgy. L., 20022. 527 Ср. со сказанным во второй главе книги: Taft R. F. Byzantine Rite: A Short History. Collegeville (MN), 1992. (American Essays in Liturgy). 528 В отношении чина литургии ап. Иакова это засвидетельствовано, например, в рукописи Vatican. Gr. 2282 (Mercier B.-Ch. (ed.) La Liturgie de saint Jacques: Edition critique du texte grec avec traduction latine. P., 1946. (Patrologia Orientalis; 26. 2). P. 115–256); см. также работы, перечисленные ниже, в прим. 19. 529 Ср. его статьи в журнале «Orientalia Christiana Periodica» (R., 1982. Vol. 48. P. 92–123; 1983. Vol. 49. P. 42–90, 284–302; 1984. Vol. 50. P. 43–64; 372–397; 1985. Vol. 51. P. 60–86; 1986. Vol. 52. P. 145–178; 1987. Vol. 53. P. 59–106; 1989. Vol. 55. P. 33–62, 317–338; 1990. Vol. 56. P. 83–133, 283–322; 1991. Vol. 57. P. 87–143, 309–329; 1992. Vol. 58. P. 23–82, 423–459; 1993. Vol. 59. P. 63–89, 357–386; 1995. Vol. 61. P. 425–494; 1996. Vol. 62. P. 295–351; 1997. Vol. 63. P. 99–117). 530 L’Eucologio Barberini gr. 336: Seconda edizione riveduta con traduzione in lingua italiana/S. Parenti, E. Velkovska, eds. R., 2000. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 80).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

424 – уходит в изгнание историк Фукидид. Сократ в битве при Делии спасает Ксенофонта (II 22) 424–421 (ол. 89) – расцвет «сократовой школы» (II 59). Ум. Эмпедокл (VIII 74) 423 – «Облака» Аристофана (1-я редакция) с насмешками над Сократом 422 – Сократ в походе под Амфиполем (II 22). Сократ на пиру Каллия, описанном Ксенофонтом 421 – Никиев мир между Афинами и Спартой 416 – Сократ на пиру Агафона, описанном Платоном (II 28). Аристипп приезжает в Афины учиться у Сократа. 415–413 – сицилийский поход афинян. Возобновление Пелопоннесской войны 411 – правление Четырехсот в Афинах; осуждение, бегство и смерть Протагора (IX 54) 407 – Платон становится учеником Сократа (III 6) Ок. 407 – род. Спевсипп 406 – битва при Аргинусах, суд над афинскими стратегами; Сократ голосует за их оправдание (II 24). Смерть Софокла и Еврипида (II 44) 405– битва при Эгоспотамах, поражение Афин в Пелопоннесской войне 405–367 – Дионисий Старший у власти в Сиракузах 404–403 – тиранния Тридцати в Афинах (II 19; III 1) 403 – восстановление демократии в Афинах. Смерть Крития, тиранна и софиста, дяди Платона 401 (ол. 91,4) – расцвет Ксенофонта: его поход в Азию с Киром Младшим (II 50, 55) 400 – Федон, выкупленный из рабства, становится учеником Сократа (II 105) Конец V в. – пифагореец Филолай обнародует пифагорейские книги «О природе» (VIII 84) Время Платона 399 (ол. 95,1) – казнь Сократа (II 44). Платон и другие сократики временно укрываются в Мегары к Евклиду (II 106; III 6); Аристипп на Эгине (III 36), Федон в Элиде (II 105) 399–361 – царь Агесилай в Спарте, покровитель Ксенофонта Ок. 396 – род. Ксенократ 395–386 – Коринфская война против Спарты; Платон в ней участвует (III 8) 394 – Ксенофонт возвращается в Грецию с войском Агесилая (II 51) 393 – восстановление афинских стен Кононом (II 39) Ок. 390 – «Обвинение Сократа» Поликрата. «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта. Антисфен начинает учить в Киносарге (VI 13) 389 – первая поездка Платона в Сицилию (III 6), знакомство его с Архитом 388 – продажа Платона в рабство на Эгине (III 18). Платон возвращается в Афины и начинает учить в Академии (III 7)

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

223 Cp.: Молдован А.Μ. (прим. 55). С.78–100; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 107–140 (40.28–51). 224 Изборник 1076 года (прим. 222). С.241–244, 263, 296, 335, 514, 670, 675 (ср. греч. текст: там же. С. 715, 741, 766:815); Калайдович К. (прим. 218). С. 163. См. об этом: Литаврин Г.Г. Идея верховной государственной власти в Византии и Древней Руси домонгольского периода//Les cultures slaves et les Balkans. 1978. T. 1. P.50–56; об особых исключениях см.: Poppe А. (прим. 184). Р. 110. Not.38; см. также: Vodoff W. La titulature des princes russes du Xe au début du Xlle siècle et les relations extérieures de la Russie Kiévienne//RESl. 1983. T.55. P. 139–150 [о титуле “каган” применительно к русским князьям см.: Новосельцев А.П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя//ИСССР. 1982. С. 150–159 (ср., однако, критич. отзывы: Grala Н., Vodoff W.//RM. 1990. T.VI/2. Р. 230). – Прим. изд. (А.Н.)] [к хазарскому происхождению этого титула см. также: Stang Н. Russians and Norwegians (прим. 48). Р. 68; Arrignon J.-P. Remarques sur le titre de Kagan attribué aux princes russes d’après les sources occidentales et russes des IXe–XIe siècles//ЗРВИ. 1984. 23. P.63–71. – Прим. изд. (К.А.)]. 225 См., например: Ioannis Scylitzae synopsis (прим. 88). Р.354.92, 336.89 f., 367.71 f; см. об этом: Dölger F. (прим. 221). S.34–69, 159–196; Ostrogorsky G. Die byzantinische Staatenhierarchie//SK. 1936. T.8. S. 41–61; Podskalsky G. Das Verhältnis von Griechen und Bulgaren//ByzSlav. 1978. T.39. S. 34–37; см. также прим. 101 [ср. аналогичную западную практику: Angenendt А. Kaiserherrschäfm und Königstaufe: Kaiser, Könige und Päpste als geistliche Patrone in der abendländischen Missionsgeschichte. (Arbeiten zur Frühmittelalterforschung: Schriftenreihe des Instituts für Frühmittelalterforschung der Univ. Münster. Bd.15). Berlin, New York, 1984. – Прим. изд. (А.Η.)]. 226 Goetz L.K. Der Titel “Großfürst” in den ältesten russischen Chroniken//ZOG. 1910. Bd.l. S.23–66, 177–213; Soloviev A.V. ’ρχων " Ρωσας//Byz. 1961. T.31. P. 237–244; idem. “Reges” et “Regnum Russiae” au Moyen-Âge//Byz. 1966. T.36. P. 147–149 (Перепеч.: Soloviev A.V. Byzance et la formation de I’Etat russe. London, 1979 (II, VIII).); Vodoff W. Remarques sur la valeur du terme “tsar” appliqué aux princes russes avant de milieu du XVe siècle//OSIP. NS. 1978. Vol. 11. P. 1–41; idem. La titulature princière en Russie du Xie au début du XVIe siècle//JbbGO. 1987. Bd.35. S.l–35 [см. также: Poppe A. О tytule wielkoksiq§cym na Rusi//PrzHist. 1984. T.75/3. S.423–439 (Vodoff W. La titulature des princes russes du Xe au début du Xlle siede et les relations extérieures de la Russie Kiévienne//RES1. 1983. T.55/1. P. 139–150; Poppe A. Words that Serve the Authority: On the Title of “Grand Prince” in Kieven Rus’//APH. 1989. Vol. 60. P. 159–184.). – Прим, изд. (A.Η.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другим путем никому не дается сей небесный дар (Сл. 81, т. II, 348). Без слез нельзя достигнуть чистоты и бесстрастия. «О, сила покаяния и слез!» восклицает он (Сл. 66). «Должно предать себя прежде на заклание, как овча, связанное по рукам и ногам» (Сл. 82). Должно «День и ночь все думать о Боге и божественном со всем усердием и тщанием, забывая мир и яже в мире» (Сл. 65). Необходимо подражать мученикам и иметь в себе их чувствования. «Если мы не презрим совершенно самой своей жизни и тела своего, с готовностью на самое мученичество, на то, чтобы предать всецело себя и жизнь свою на всякое мучение, и всякую скорбь, совсем изгнав из памяти все, что служит к поддержанию жизни тленного тела сего, то невозможно нам быть друзьями и братьями Христа, ни сопричастниками и сонаследниками Его, и не придем мы никогда в созерцание и опытное познание сказанных таинств Божиих» (Сл. 27, т. II, 60). «Если по нерадению нашему имеем хоть малый некий помысл или раздумие неверия, или двоедушия, или боязни, или какую страсть, или имеем пристрастие к чему либо временному, то конечно не удостоимся иметь в душе обитателем Бога и не взойдем на высоту такой славы» (Сл. 57, т. II, 60). «Ибо прежде надобно очистить поле от всех терний, а потом посеять на нем доброе семя, чтобы его приняла в себя чистая и добрая земля и принесла обильные плоды» (Сл. 46, т. I, 423–4). Призыв к подвигу . – Как ни трудным может казаться подвиг, все же на этом пути подвизающийся обретает такие ценности, что душа его наполняется веселием обладания, она осязает, чувствует их. Преподобный утверждает это на собственном опыте. «Когда меня известил один духоносный человек (он имеет в виду своего духовного руководителя Симеона благогов.), что в одном месте находится потаенное сокровище, я начал копать, пока, наконец, не увидел его в «земле, безпримесное и чистое... С тех пор, смотря на сие сокровище, я непрестанно кричу тем, которые, не видевши, не веруют и потому не хотят копать и трудиться, и говорю им так: идите, смотрите все..., и научитесь, что не только в будущей жизни, но и теперь в настоящей лежит пред очами вашими и пред руками и пред ногами неизреченное сокровище, которое выше всякого начала и власти; идите уверьтесь и убедитесь, что это сокровище, о коем говорю вам, есть свет мира. И не от себя я это говорю, но само сокровище сие, т. е. Христос сказал и говорит: Я есмь воскресение и живот ( Ин. 11:25 ). Я есмь семя горчичное, скрываемое под землей. Я есмь царство небесное, сокрытое внутри вас» (Сл. 89, т. II, 479). Правда, в начале подвига человек нередко переживает болезнование сердечное – «чрезмерное и нестерпимое», и только по очищении – свет и радость. Отчего это болезнование? Как печь возженная сначала только коптит от дыма, исходящего из дров, – так и душа, начавшая гореть божественным желанием, сначала видит, вместе с огнем Духа, внутрь себя тьму страстей, исходящую наподобие дыма, плачет и сокрушается» (Сл. 78, т. II, 312).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

298 Ср.: Jungmann J. The Place of Christ in Liturgical Prayer. Alba House; N-Y., 1965. P. 225–227. 299 Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык. СПб., 1876. Вып. 3. С. 113. Издание сирийского текста см.: Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino- Vaticana. R., 1719. P. 479; Rahmani I. I fasti della chiesa patriarcale Antiochena. R., 1920. P. XXI–XXV. 303 Meester P, de. De monachico statu iuxta disciplinam byzantinam. R., 1942. P. 19 (art. 39 § 3), 247–248. (Sacra Congregazione per la Chiesa Orientale. Codificazione canonica orientale. Fonti. Serie 2. Fasc. 10). 304 Описание различных чинопоследований см.: Arranz M. Les formulaires de confession dans la tradition byzantine//Orientalia Christiana Periodica. 1992. Vol. 58. P. 423–459. 1993. Vol. 59. P. 63–89, 357–386. 305 Arranz M. L’Eucologio Costantinopolitano agli inizi del secolo XI. R., 1996. P. 366–367. Если вторая молитва (К2:1) имеет в послеиконоборческом евхологии лишь одно незначительное изменение, то первая молитва (К1:1а) значительно распространена по сравнению с соответствующей молитвой (К 1:1b) из доиконоборческого евхология (Arranz. Les prières pénitentielles. P. 95, 97, 99–100). 307 Idem. Le preghiere degli infermi nella tradizione byzantina//Orientalia Christiana Periodica. 1996. Vol. 62. P. 344–345. Эта же молитва является второй частью заключительной молитвы из чина елеосвящения («Царю святый, благоутробне и многомилостиве... не полагаю руку мою...». 308 Herman E. Il più antico penitenziale greco//Orientalia Christiana Periodica. 1953. Vol. 19. P. 71–96. Издания текстов древнейшего византийского пенитенциала: Заозерский Н. А., Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской. М., 1902. C. 3–79 второй пагинации; Arranz M. I penitenziali bizantini: Il Protokanonarion o Kanonarion Primitivo di Giovanni Monaco e Diacono e il Deuterocanonarion o «Secondo Kanonarion» di Basilio Monaco. R., 1993. P. 30–129. (Kanonika; 3). См. также рецензию С. Паренти на издание Арранца, опубликованную в 1995 году в журнале «Byzantinische Zeitschrift» (Bd. 88. S. 2, 474–481), содержащую некоторые уточнения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Григорий Богослов , 16, 340). Источник. ...Без разумения приемлющий милость терпит то же, что слепые, которые, взяв в руки жемчужину, или изумруд, или какой-либо драгоценный камень, бросают, как простой кремень, произвольно лишая себя обладания им, но неведению красоты (свт. Григорий Нисский , 19, 55). Источник. Как жестокий и свирепый недоступен приближающимся, так сострадательный и милостивый приходит как бы в одно расположение с нуждающимся, для опечаленного делаясь тем, чего требует скорбный его ум; и милость... есть произвольная печаль, производимая чужими бедствиями. Если же неточно выразили мы значение сего слова, то, может быть... милость есть исполненное любви расположение к претерпевающим со скорбью что-либо для них обременительное (свт. Григорий Нисский , 19, 422). Источник. ...Из всех привязанностей в этой жизни могущественнейшею признается любовь, и милость есть усиление любви. Конечно, в собственном смысле достоблажен , у кого душа в таком расположении, как у достигшего самого верха добродетели. И никто да не представляет себе добродетель сию состоящею в одном вещественном, ибо в таком случае преспеяние в подобном, без сомнения, будет достоянием того только, кто имеет некоторую возможность к благотворительности (свт. Григорий Нисский , 19, 423). Источник. Никто злом да не врачует зло. Сколько можно видеть людей, кои от юности до старости посвятили себя служению нищим; и это попечение нисколько не повредило естественному благосостоянию их тела! Да и невероятно быть тому. Хотя некоторые болезни, как-то наносные заразы и тому подобные, зависящие от внешних причин, происходящие от испорченности воздуха или воды, кажутся многим опасными и переходящими от прежде зараженных к тем, кои приближаются к ним, но я не думаю, чтоб и там болезнь производила такую же болезнь в здоровом, посредством передачи... (свт. Григорий Нисский , 24, 429–430). Источник. ...Всем благотворить хорошо, особенно же тем, кои не могут воздать (авва Евагрий, 89, 601). Чем более ты богата и достаточна, тем более будут хвалить тебя все, когда ты будешь снисходить к нищим и ничтожным; не только люди, но и Ангелы и Владыка Ангелов; и не только Он хвалить будет, но и отплатит двойными дарами (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010