982 См. его статью: «Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки», Труды IX арх. съезда в Казани. 984 См. его статью в Известиях Истор.-Филолог. Института в Нежине IX, стр. 400–503 и отдельно изданную: «Новый материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками». 985 Требн. ркп. Соф. б. 1090, л. 369 об.; Рукоп. Тр.-Серг. Лавры 227, л 276 об. Проф. Алмазова, Врачевальные молитвы, стр. 75, текст – в приложении, 24. Каратыгин Хр. Чт. 1877, кн. III–IV, стр. 443–444; Тихонравов, Памятники отреченной литературы, т. II, стр. 356. 987 По крайней мере, нам пришлось встретить текст такой же молитвы в одном из югославянских требников Импер. Публичн. Библ. из собр. Сарафова, Q. I, 1181, л. 159. Хотя, в то время, как в наших требниках в этой молитве-заговоре упоминается ап. Иоанн Богослов: «Обрете Иисус Христос со Иоанном Богословцом жену рождающу, иже не может родити…», в Сарафовском Требнике, вместо Иоанна Богослова, называется Архангел Гавриил. 988 Васильев, Anecdota Graeco-Byzantina, I, стр. 339; Алмазов. Врачевальные молитвы, прилож. 25. 990 Требн. Рукоп. Солов. библ. 1085, л. 188 об; рукоп. Требн Кандалакшского мон. XVI в., хранящ. в Архангельском Церковно-Археолог. Комитете См. Арх. Епарх. вед. 1908 г., 2, стр. 52–56. См. также исследование Ильинского. «История молебного пения при начатии учения отроков«. Прав. Собеседник, 1884, сент. 994 Требн. рукоп. 1638 г. Импер. Публ. Библ. Q. I, 51 (листы не помечены). Такой же чин «како подобает тропари за новобрачный премолвити о здравии их» встреч. в рукоп. требн. Соф. б. 1095, л 101. См. также Хр. Чт. 1877. II, 184. Требн. рукоп. той же библ. 1065, л. 48. Здесь, между прочим, в числе тропарей указаны тропарь и кондак св. царю Константину. Ср. ркп. трб. XVI в. Библ. Ак. Н. 45. 8. 205, л. 3. 996 Требн. рукоп. Соф. библ. 1061, л. 9 об. Эта же молитва иногда надписывается: «на основание храму». Служ. Ркп. Синод. б. 616, л. 166. 998 Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 542. Объяснение этой молитвы – у проф. Алмазова, «Врачевальные молитвы», стр. 82 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

366 Посл. к Поликарпу. См. Памятники ревн. христ. письменности, т. 1. перев. Преображенского. М., 1860, стр. 427–428. 367 Ad. uxorem, lib. II, с. 9, p. 101. В согласии с этим свидетельством карфагенского учителя находятся и дошедшие до нас остатки древних литургических памятников, из которых видно, что в древности брак совершался за литургией (как ныне таинство священства) и брачные молитвы составляли часть литургии верных. (См. проф. Катанского, «К истории литургической стороны таинства брака». «Христ. Чт.», 1880, ч. 1, стр. 104). В р.-католической Церкви и доселе существует специальная литургия новобрачных (См. Римо.-католич. катехизис Стацевича, стр. 192). 370 Творения, т. III. Изд. 1844 г., стр. 288. – Этими последними словами св. отец высказывает убеждение, что совершителем брака, по учению Православной Церкви (Ср. Правосл. исп. 115), может быть только священнослужитель как строитель тайн Божиих; между тем, по католическому учению священник является лишь свидетелем со стороны Церкви бракосочетания, уже совершенного самими брачащимися чрез взаимное согласие свое на вступление в брак (См. Стацевича, Рим.-кат. катехизис», стр. 191). 372 См. Kraus, Real-Encycklopadie der christl. Alterthumer. ст. Ehe. Ср. А.П. Раина «Св. Иоанн Златоуст и семейная жизнь его времени». «Христ. Чтение» 1895 г., март-апрель, стр. 282–237, – Обыкновенно эти увеселения сопровождали ту процессию, участники которой, взяв невесту из родительского дома, вели ее в дом жениха; это была, так называемая πμπη, или deductio sponsae ad domicilium mariti – момент, полагающий начало браку, по греко-римскому праву. 373 In Genes, homil. 48. P. C.C. t. 54, col. 443. – По словам св. отца, потому «и возлагаются на головы (брачущихся) венцы, – в знак победы, – что они не были одолены похотию» (Творения, т. III, кн. 1. Изд. Спб. дух. Ак. 1897 г., стр. 205. В первые века христианства, по свидетельству Тертулиана употребления венков при браках избегали, как «второго идолослужения» («Secunda idolatrio». De corona nulit, c. X). Но когда, c падением язычества, опасность смешения его идей с христианскими миновала, то появились и венки, как символ победы над страстями (См. проф. Покровского «Брачные венки и царские короны». «Христ. Чт.» 1882 г. 7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

426 Письмо к преподобному Сергию с дороги в Москву (из города Любутеска, который в настоящее время есть село Любутское, в калужской губернии, в 48 вёрстах от Калуги, при впадении реки Любучи в Оку) от 3 Июня; письмо по изгнании из Москвы (неизвестно откуда) от 23 Июня. 427 В житии св. Петра, – Степенная книга I, 422 sub fin.. Впрочем, устремился не тотчас после возвращения из Москвы: ещё 18 Октября 1378 года он находился в Киеве и от этого числа писал письмо преподобному Сергию (Православный Собеседник ibid. стр. 103). В письме к неизвестному игумену, не имеющем даты, Киприан говорит, что собирается ехать в Константинополь через валашскую землю (ibid. стр. 105): по всей вероятности, это должно понимать так, что он отправился зимой 1378–79 года, когда неудобно было плыть по Чёрному морю. 429 Филофей низведён был с кафедры, как даёт знать Киприан в житии св. Петра, – Степенная книга I, 423, Андроником, сыном императора Иоанна Палеолога который отнял, было престол у отца. А это последнее случилось 12 Августа 1376 года. 430 Относящиеся до нас сведения сообщают два деяния патриаршего собора, – деяние 1380 года о поставлении в митрополиты московские Пимина и деяние 1389 года об утверждении на кафедре митрополии всея России Киприана, – преимущественно второе. Сейчас указанное сообщает деяние 1389 года, в Памятниках col. 205. 432 В старое время у митрополитов и у епископов наших, кроме параманда, носимого монахами по рубашке, был ещё другой параманд нарядный, который при небогослужебном одеянии носим был поверх подрясника (древней рясы), а в богослужения надеваем был на подризник, и к которому принадлежал надевавшийся на шею поверх него на гайтане золотой или золочёный крест; параманд этот, в отличие от внутреннего параманда, называем был служебным, см. о нём Епифаниево житие преподобного Сергия Радонежского по литографическому изданию лист 253 оборот, чины поставления в епископы в Актах Экспедиции т. I, и стр. 159 col. 2 и 473 col. 1, записку, как служил патриарх иерусалимский Феофан в Описании рукописей МДА, принадлежащем архимандриту Леониду, выпуск I, стр. 166 fin., опись Патриаршей ризницы XVII века, напечатанную в Вестнике Общества древнерусского искусства при Московском Публичном Музее на 1874–1876 год, стр. 13, Проскинитарий Суханова, – Синодальная рукопись лист 313 оборот, по Казанскому изданию стр. 230 примечание. Изображение параманда – в снимках, приложенных к указателю патриаршей ризницы преосвященного Саввы,

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пантелеимона. Статьи «Любителя истины», а в Константинополе на греческом: « Περ το ζητματος τς ν Αθ ερ ς μονς το γου Παντελεμονος. " π Φιλαλθους» и на французском: «Opuscule sur la question du couvent de St.-Pantéléimon au mont Athos, par un ami de la verité (Traduit du grec)» языках. Другая часть тома заключает в себе «Хрисовулы и грамоты Зографа» или просто «Акты Зографа», как отмечено на начальном листе, на котором еще записано «Афон», и хронологическую таблицу актов с указанием страниц, на которых акты помещаются. На обороте следующего листа представлена сделанная от руки о. Порфирием карта-план той части Афона, где находится Зографский монастырь. Со стр. 3-й начинаются самые акты, во главе которых стоит известное сказание о начале Зографского монастыря. Всех актов на славянском и греческом языке, из которых последний и в славянском переводе, 73; они относятся к 980–1850 гг. В числе актов приведена выписка из есфигменской рукописи о захвате земель зографцами. Хрисовулы даны византийскими, болгарскими и сербскими царями и молдовлахийскими воеводами. На стр. 261–306 помещено черновое предыдущего, а на стр. 307–401 выписки из книги Муравьева: «Сношения России с Востоком» под заглавием «Помощь Зографу из России», ч. I, стр. 142, 183; ч. II, стр. 36, 48, 205 и 262, 225–6. 4-я книга (IIIA21b), состоящая из 464 лист, или 927 стр., содержит в себе акты Хиландарского монастыря, числом 105, с 1198 г. до конца XVII столетия; из этих актов 69 славянских: жупана Стефана Немани, Стефана Уроша, Стефана Душана (22), Стефана Уроша, десп. Иоанна Углеши, Иоанна Драгаша, Господина Константина, Влка, царя Лазаря, десп. Стефана, Иоанна Кастриота, Юрия Бранковича, деспотицы Ангелины, деспотицы Елены, султанши Марии, византийск. императора Андроника, русских царей (6), молдавского господаря Иеремии Могилы, сербских патриархов Никодима, Спиридона и Паисия, игуменов монастыря Гервасия, Саввы, Пахомия и Афанасия, – и 36 греческих – Алексея Комнина, Михаила Палеолога, Андроника Палеолога (22), Иоанна Палеолога, архиепископа сербского Саввы I с славянской подписью и константинопольского патриарха Самуила и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

829 Ibid. 150 п. 221 стр. – «Латинская мысль о времени пресуще­ствления просто несообразна с древним преданием и, есть ли позволено сказать, бестолкова». 152 п. 235 стр. – В Прав. исп. «пресуществление связано с двумя действиями: призыванием и благословением». 153 п. 237 стр. – «Известие учительное признает слова Господни существенно нужными к совершению пресуществления, не удовлетворяясь словами призывания и благословения». 153 п. 238 стр. – Что произнесение слов установления таинства необходимо для пресуществления, об этом сви­детельствует, между прочим, Григорий Нисский в своем оглашении 37, Симеон Солунский в книге о храме (в главе 88), Марк Ефесский в сочинении, написанном во время Флорентинского собора, под заглавием: «О том, яко не изглашением точию Господних слов освящаются святые дары», кн. Скрижаль, сочинение Иоанна Нафанаила пресвитера Критского (стр. 419), Святитель Димитрий в двенадцати статьях о пресуществлении... 153 п. 238–240. – В требнике Петра Могилы , ч. 1, стр. 238, за­ключается чисто католическое учение о времени пресуществления. Ibid. 240 стр. 842 Катех. 70; «Христос Спаситель о безбрачной жизни сказал Апостолам: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть (Мф.19:11). То есть: не все могут пребывать безбрачны, а только некоторые имеют дарование всегдашнего девства». Так что каждый «может с мирною совестью, согласно со словом Христовым, избрать то, что может вме­стить, или святое девство, или благословенный брак, не опасаясь тех, никем не благословенных наставников, которые мечтали своею заповедью разрушить всеродное благословение Божие человекам: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт.1:28 )». Изд. 1861 г. 3, 169; ср. Библ. Ист. 9. 69–70. 134. 219. 290. 384. 457. 475. 845 «Рукоположение в первый раз представляется в благословении детей Иосифовых Иаковом, и притом в виде крестообразном ( Быт.48:13–4 ). Чрез него ясно изображается сообщение даров благодати, так как простертие рук обыкновенно предшествует даянию». Библ. Ист. 69. 858 Изд. 1882 г. 4, 515; изд. 1848 г. 2, 61; ср. 139; 1, 302–4; изд. 1877 г. 3, 454; изд. 1873 г. 1, 131–2; изд. 1861 г. 3, 146; ср. 1873 г. 1, 226, 7; изд. 1848 г. 2, 152; ср. 205–59. 65; изд. 1861 г. 3, 198–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1868 Вскоре после их присоединения, ради их и для большего удобства их миссионерской деятельности, был основан теперешний Никольский единоверческий монастырь в Москве, на Преображенском кладбище. Открытие этого монастыря последовало 16 мая 1866 года. 1870 См. об освящении Исаакиевского собора и о построении его статьи в Прибавлениях к Церковным Ведомостям, издававшихся при Святейшем Синоде, за 1888 год, 22, стр. 179–592. Статья об освящении собственно принадлежит автору настоящего исследования. 1872 Письма Филарета к родным, стр. 225. Срав Письма Филарета к высочайшим особам и другим лицам, I, 68. 1874 Письма Филарета к Антонию, II, 299; III, 192; IV, 300, 227–228, 231; см. Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 520–521. 1875 Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 63, Письма Филарета к Антонию, IV, 305–307; Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, 589 и другие. Нельзя опустить без внимания между прочил и того обстоятельства, что святитель Тихон при жизни был ревностным защитником мысли о нужде перевода Библии на русский язык. 1885 См. для сего Письма Филарета к Антонию, IV, 122, 128, 131, 134, 139 160; Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета III, 327–329, 344–349; IV, 205, 211, 355–357; 359–362, 364–365, 370–371; V, 147–151 и другие. 1886 См. Историческое описание московских кремлевских соборов, издание Рычина, стр. 14, Москва, 1881. 1888 Иоанну Даниловичу Калите, при котором и построен Московский Успенский собор в первоначальном его виде. 1890 Сочинения Филарета, V, 479. Срав. 507. В последнем месте, в речи митрополита Филарета государю императору, нарочито указывается на то, что в это время (в 1860 году), по упомянутом устройстве отопления в Успенском соборе, государь изволил слушать литургию в этом соборе, о чем см. также Письма Филарета к Антонию, IV, 246. 1893 Срав. там же, II, 48–50 и примечание. Можно думать, что поэтому и писал Филарет графу Толстому о викарии в указанном выше тоне. 1894 Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 118; Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, III, стр. 168–169, 171–172 «Материалов для истории русской Церкви», и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

2) а) Просветитель, сл. 12, стр. 294, слова св. Афанасия В.: «Шествующе же не прелестный путь, око убо извержем не чувственное, но умное, сиречь: аще епископ или пресвитер, сущеи очи церковные, неподобно живут и соблазняют люди, подобает изврещи их. Уне есть им без них собиратися во храм молитвенный, неже с ними воврещися, яко со Анною и Каиафою в геенну огненную» (то же у Никона Черн. л. 48). б) Подобно сему учит и св. Иоанн Златоуст : «Лучше бо есть ни οт единого же водиму быти, нежели от злого водиму быти». (Бес. на 14 посл. 3113 стр.). в) Иоанн Вишенский: «Лепше бо вам без владык и без попов, от диавола поставленных, до церкви ходити и православие хранити, нежели с владыками и попами, не от Бога званными, у церкви быти и с той ся ругати и православие попирати. Не попы бо нас спасут или владыки или митрополиты, но веры таинство нашей православной с хранением заповедей Божиих – тое нас спасти мает» (Акты относящ. к истории южной и зап. России, т. 2, стр. 210; то же приведено в кн. «о правдивой единости» Зах. Коп. 172 об.). Разбор: У Иоанна Вишенского далее говорится: «Прето вы пастыря собе тако избирайте: прежде назнаменайте неколико особ, от жития и разума свидетельствованных, яко суть благоговейныи и правоверни; таже узаконите собе день и пост и сотворите бдение, свокупившся в церковь , и молетеся Богу, да вам даст и открыет пастыря, егоже жребием от сих реченных искушайте. Бог же милостивый моления вашего не презрит, вам пастыря даст и объявит, которого приемши за пастыря» (В Актах стр. 210; у Зах. Коп. в кн. «О правдивой единости», л. 172 об.). Кроме того, в «Актах» на 275 стр. читаем: «Другая ересь, еже отступати от своих старших первопрестольных патриарх, от которых веру православную спасительную и благословение святое с начала, за монархи великого Владимера приняли, ныне от тых отстали и до папежа пристали». Главное же то, что послание Иоанна Вишенского писано православным христианам Малой России, имевшим среди себя пастырей. Читаем в заглавии: «Благочестивому господарю Василию, княжати Острожскому, и всем православным христианам Малой России, так духовным яко и светским от высшего стану (звания) и до конечного, благодать, милость, мир и радость... (В «Актах», стр. 205, у Зах. Коп. 161 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

11 Муравьев занимал, в качестве арендатора, покои митрополита Московского на Троицком подворье в Петербурге. См. о сем т. III Хроники, стр. 403. 16 В 1866 г. архим. Михаил занимался в Петербурге в комитете о преобразовании духовно­учебных заведений. См. о сем т. III Хроники, стр. 351. 19 Муретова, бывшего в то время архиепископом Херсонским, см. о нем предшествующие томы Хроники по указателям. 25 Т. III (Декабрь), стр. 275–287; Дополнения к сей статье были напечатаны там же за 1868 г., т. I, известия и заметки, Март, 137–142. 26 52 письма. Автографы принадлежат библиотеке Московской Духовной Академии, напечатаны письма преосв. Саввою в его издании: «Письма Филарета митр. Московского и Коломенского к Высочайшим Особам и разным другим лицам " ­ ч. I, стр. 166–205, Тверь, 1888, а также в предшествующих томах Хроники. 28 Карпов, в то время еп. Таврический, см. о нем т. III Хроники по указателю; слух не оправдался. 43 Имеются в виду «Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского» (Москва, 1868) Н. В. Сушкова. О Сушкове см. т. III Хроники по указателю. 47 Н. А., в то время директора канцелярии обер-прокурора Св. Синода, † 16 декабря 1900 г., см. о нем предшествующие томы Хроники по указателям. 48 Имеется в виду Высочайше утвержденный 27 Декабря 1867 г. штат Архиерейских Домов и кафедральных Соборов. Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2-е, том XLII, отделение 2­-е 1867. 49 Разумеется статья «Из воспоминаний покойного Филарета, митрополита Московского», напечатанная в Прав. Обозр. 1868 г., т. 26, стр. 507–542. 50 Имеются в виду «Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского» Москва. 1868. 71 Села Верхнеудинского округа Забайкальской области, при коем Посольский Спасо-Преображенский монастырь, бывший резиденциею викариев епархии Иркутской. 76 О. Александр ректором на место архим. Никанора назначен не был; архимандритом сделан был лишь в 1869г. апреля 20. О при­чинах предубеждения Петербурга против него см. в III томе Хроники, стр. 521.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Веселаго: Очерк Русской Морской Истории. Изд. 1875 г. Леера: Энциклопедия военных и морск. наук. Изд. 1888 г. Т. IV. и пр. Андреевского, Арсеньева и Петрушевского. Энциклопед. Словарь Брок­гауза и Ефрона, томы XI, VIII, IX, VI, и проч. Изд. 1892 – 1897 г. Булгакова: Художественная Энциклопедия, изд. 1886 г., том I. Энциклопедич. Лексик., посв. Его И. В. Изд. Плюшара, изд. 1838 г., том XIV. Им. Академии Наук: Словарь церк.-славян. и русск. яз. Изд. 1867 т., том. I. Справочн. Энцикл. Словарь, Старческого, том. 9, час. II, изд. 1859 г. Венчание русск. государей на царство. Изд. Гоппе, 1883 г., с 217рис. Дни Священного Коронования. Изд. Левенсона, 1896 года. В память Священного Коронования. Изд. Гоппе, 1896 г. 47 Например, в конце вышеозначенной меновой грамоты 1497 года Царя Uoahha III с князьями Волоцкими значится так: „А сию меновую грамоту писал дьяк мой Федор Курицин. А к сей грамоте яз Князь Великий и печать свою привесил; а митрополит и мои братаничи свои печати привесили”... На подлин­ной подписано так: „Симон Митрополит всея Руси”. Четыре печати привешены на шелковых малинового, черного и голубого цветов шнурках”. (Собр. Гос. Грам. и догов, изд. 1813 г. 129, стр. 333). 48 История права Москов. Государства. Загоскина. Изд. 1877 г. т. 1, стр. 205 – 206. – Дворц. Разряды. Изд. С. Е. И. В. К. 1850 г. Т. I, стр. 1050. 49 Уложение, по которому суд и расправа во всяких делах в Российском Государстве производится, сочиненное и напечатанное при владении Его Величества Государя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея России Само­держца в 7156 – 1649 г. Изд. Имп. Ак. 1737 г. стр. 11. 50 Его Императорского Величества Регламент Генеральный или Устав го­сударственным коллегиям и т. д. Изд. 1837 г. глава 30, стр. 13 (изд. при Уложении). 53 Первое письменное упоминание о Русском морском штандарте было в бумагах Императора Петра I в 1703 году. См. очерк Русс. Морск. истор. Ф. Веселого, изд. 1875 г. Таблица Мор. флаг, и стр. 551 – 548. 55 В Москов. архив. Минист. Иностр. дел. Приказн, дела древн. лет 1696 г. Свит. 632. Таблица Морск. флаг, у Веселого в очерке Русск. Морск. истор. изд. 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

56 Значение Афона в русском православном обществе было весьма велико и началось с давних времён. Так, например, известно послание прота и иноков Афонской горы к великому князю Василию Васильевичу о правоверии восточной Церкви и суемудрии западной, по случаю флорентийского собора; см. Летоп. занят. Археогр. Ком., 1864 г., вып. 3, прилож. стр. 29 и 34. 57 См. отзыв о епископах в объявлении, изданном по-польски Львовским братством в 1600 году (Лет. Льв. брат., Журн. Мин. Нар. Просв., 1848 г., т. 62, под 1600 г.). «Производя соблазн, – говорится в объявлении, – между нами, овцами Христовыми, и прилагая грехи ко грехам, со своими домашними приятелями роскошествуют в имениях церковных, святой церкви не приносят ни малейшей пользы. Все неудобоносимые тяжести возлагают на простой народ, а сами не хотят перстом коснуться их». Действительно, высшее униатское духовенство, митрополит и епископы, заняв православные епархии, спешили, опираясь на помощь правительственной власти, захватить в свои руки имения православных архиепископских кафедр и лучшие православные монастыри и церкви. См. описание епископских имений: Вил. Арх. Сб. т. I, 59, 73, 76: Вил. Акт. IX, стр. 3; Арх. юз. Рос. I, стр. 371. Акт, Ю.-З. Рос. I, 218. 58 Четыре сочинения Афонского монаха Иоанна из Вишни помещены в А. Ю. и З. Р., т. II, стр. 205–270. Назидателен, между прочим, его совет как надлежит избирать приходу священника: «прето вы пастыря собе тако избирайте; прежде назнаменайте несколико особ, от житий и разума свидетельствованных, яко суть благоговейныи и правоверни; также узаконите собе день и пост и сътворите бдение, съвокупившися в церковь , и молитеся Богу, да вам даст и открыет пастора, его же жребием от сих реченных искушайте». См. также неизданные сочинения и послания Иоанна Вишенского, начала XVII стол. (числом пять) в Арх. Юго-Запад. России, ч. I, т. VII, стр. 19–48. О богатстве тогдашних епископов можно, например, судить по описи движимого имущества, принадлежавшего Луцкому епископу Кириллу Терлецкому; см. эту опись в А. Ю. и З. Р., т. I, 218.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010