Слово митрополита Псковского и Порховского Тихона накануне Недели 20-й по Пятидесятнице Источник: Пресс-служба Псковской епархии Рейтинг: 9.7 Голосов: 96 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 27 октября 2020, 22:29 Спасибо,Владыка Тихон! Галина И. 26 октября 2020, 10:58 Спасибо, Владыка! Царствие Небесное р.Б. Марии. Мы часто увлекаемся земным, материальным, душевным и забываем о глубинном духовном, чем наполнена вся Библия. Напр., " по чину царя Мельхиседека " . Никто не может толком объяснить, кто это и откуда- царь Мельхиседек. И Дух Святой неподвластен человеческой воле, Он " дышит, где хочет " и действует, как хочет. Господь и свидетельствует,и возвещает, и предупреждает- понять бы вовремя. " ...и птица небесная может перенести слово твое,и крылатая- пересказать речь твою " (Ек 10,20). Как-то я осталась ночевать на даче. На теплице раскричалась целая стая воронья. В 11 веч. вышла и увидела недалеко дым, побежала - рядом в лесу загорелся мусор. Удалось потушить. Тамара 25 октября 2020, 15:05 Спасибо огромное, Владыко, что поделились с нами...Слов нет... Потрясающе...Матушке Марии Царствие Небесное! Вечная Память! Её близким глубокое соболезнование. Храни вас Господь!!! Ольга (продолжение) 25 октября 2020, 12:46 Много лет прошло, но этот мистический (?) случай так и живет в моей памяти. Многое нам неведомо, и не все объяснимо с рациональной точки зрения. «…любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие … и тайну Божию постигнешь ...»,– эти слова Ф.М. Достоевский вложил в уста старца Зосимы. Но человеку далеко до такой любви. И все же что-то подсказывает, что случай, о котором Вы поведали, совсем не простой, а та самая «тайна Божия». Храни Вас Бог, владыка Тихон! Сил и помощи Божией Вам на новую «пятилетку»! Монахине Марии – светлая память… Ольга 25 октября 2020, 12:44 Спасибо, Владыка! Ох, надежды… Они лишь «юношей питают», а дальше, как снежинки, тают... Особенно сейчас, в беспросветное «ковидное» время. Унынью уступают место – в душе, грехом плененной, тесно…) По поводу птиц-посланников. В день смерти моего отца прилетел воробышек и стал очень настойчиво, рьяно стучать в окно, по стеклу. Причем он неоднократно отлетал и снова атаковал его, как будто очень хотел попасть внутрь. Поскольку в моей жизни такое было впервые (и больше не повторилось), а приметы у нас «в крови», мне стало как-то не по себе. А через час принесли телеграмму… Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/134839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Мамант. Икона. XIX в. (частное собрание) [Греч. Μμας] († 275), мч. Кесарийский (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.). Святой пострадал в правление Аврелиана (270-275); дату кончины М. определяют на основании того, что этот император начал гонения на христиан незадолго до своей смерти. Источники Древнейшими источниками сведений о М. являются гомилии в его честь, написанные святителями Василием Великим и Григорием Богословом . В «Беседе на день святого мученика Маманта» свт. Василия Великого (ок. 370 или 376) из обстоятельств биографии святого упоминается лишь то, что М. был пастухом и происходил не из знатного рода ( Basil. Magn. Hom. 23. 2-3//PG. 31. Col. 592). Слово свт. Григория Богослова «На Неделю новую, на весну и на память мученика Маманта» приурочено к дню Антипасхи и скорее всего было произнесено 16 апр. 383 г. Святитель назвал М. знаменитейшим мучеником: «...прежде он доил ланей, которые одна перед другой поспешали напитать праведника необыкновенным молоком, а теперь пасет народ матери градов» ( Greg. Nazianz. Or. 44//PG. 36. Col. 620). В кон. IV в. (1-й пол. V в.?) также были написаны не сохранившиеся до наст. времени первоначальное Мученичество и т. н. аристократическое Житие М., в к-ром в отличие от гомилии свт. Василия Великого подчеркивалось знатное происхождение этого святого. Они послужили источниками ( Berger. 2002. P. 278) греч. анонимного Мученичества BHG, N 1019, сохранившегося в неск. вариантах; его отрывки содержатся в папирусе V-VI вв. ( Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 59-60). По всей видимости, это Мученичество было создано в V в. Исследователи выделяют в «особую группу» рукописи (Vallic. C 34, XIV в.; Bodl. Holkh. 26, XV в.), в к-рых повествование начинается со времени проживания М. на горе и сходно с лат. Мученичеством BHL, N 5192. В кон. Х в. Симеон Метафраст отредактировал анонимное Мученичество; в новой версии BHG, N 1018 опущены мн. сверхъестественные события, исключена из него и проповедь Евангелия зверям. На Метафрастовой версии основана Похвала М., написанная в кон. XII в. на Кипре прп. Неофитом Затворником,- BHG, N 1022 ( Νεφυτος Εγκλειστος. Συγγρμματα. Πφος, 1999. Τ. 3. Σ. 116-124). Н. Клиридис опубликовал новогреч. Житие М., созданное на основе анонимного Мученичества ( Κληρδης Ν. Προλεγμενα κα κεμενον τς κολουθας το γου νδξου μεγαλομρτυρος Μμαντος το Θαυματουργο//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 1952. Τ. 15. Σ. 91-145).

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Свят. Григорий Богослов пишет: «Посему к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее до дня седьмого, упокоевающего от дел, и сими днями разделяется все сотворенное, приводимое в устройство по неизреченным законам, а не мгновенно производимое Всемогущим Словом, для Которого помыслить или изречь значит уже совершить дело. Если же последним явился в мир человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то сие нимало не удивительно: ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель, и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей» (Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта, Творения, ч. 4, М, 1889,с.116). В том же духе пишет свят. Иоанн Златоуст : «Всесильная десница Его и беспредельная премудрость не затруднилась бы создать все в один день. И что говорю, в один день? Даже в одно мгновение. Но так как Он создал все сущее не для своей пользы, потому что не нуждается ни в чем, будучи вседоволен, – напротив, создал все по человеколюбию и благости Своей, то и творит по частям, и преподает нам устами блаженного пророка ясное учение о творимом, чтобы мы, обстоятельно узнав о том, не подпадали тем, которые увлекаются человеческими умствованиями... Почему же, скажешь, он (человек) создан после, если превосходнее всех этих тварей? По справедливой причине. Когда царь намеревается вступить в город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед, чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлению их: так точно и теперь Бог , намереваясь поставить как бы царя и владыку над всем земным, сперва устроил все это украшение, а потом уже создал и владыку (человека)» (Беседы на книгу Бытия, III, 3, с. 18, VIII, 2, сс.60–61). Свят. Григорий Нисский повторяет тот же догмат, что человек как царь появился лишь после того, как для него были приготовлены его владения; но у него есть и другое, более таинственное толкование последовательности Шестоднева, которое кое-кто попытался трактовать как некое выражение теории эволюции. Посему, давайте внимательно рассмотрим его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Проповеди 1 . В Слове 14-м «о любви к бедным» св. Григорий говорит о благотворительности и милосердии. 2 . Слово 37-е (на Мф.19:1 ) является единственной собственно экзегетической проповедью св. Григория. 3 . Слова 38 и 39 произнесены на Богоявление – праздник, когда одновременно совершалось воспоминание Рождества и Крещения Господня (впоследствии Церковь установила отдельное празднование этих событий). Слово 41 произнесено на Пятидесятницу, 44 – на Неделю новую, 45 – на Пасху. Некоторые фрагменты в праздничных словах св. Григория повторяются: это свидетельствует о том, что они дошли до нас в более поздней редакции. Стихотворения 1 . Поэтическое наследие св. Григория весьма обширно – оно включает около 400 стихотворений разной длины – от нескольких строк до десятков страниц. Большинство стихотворений относится к последнему периоду жизни святителя в Арианзе. В стихотворении «О стихах своих» св. Григорий объясняет, какие причины побудили его на склоне лет заняться поэзией: во-первых, он хотел связать собственное красноречие и научиться, заботясь о метре, в немногих словах выражать многое; во-вторых, он считал полезным «горечь заповедей подсластить искусством», т.е. сделать чтение нравственных заповедей более приятным; в-третьих, он считал необходимым противопоставить собственно христианскую поэзию стихам еретиков (известно, например, что Арий был поэтом, и составленные им гимны пользовались популярностью); в-четвертых, наконец, св. Григорий, «изнуряемый болезнью, находил в стихах отраду, как престарелый лебедь, пересказывая сам себе вещания свиряющих крыльев – эту не плачевную, но исходную песнь». Св. Григорий был высокого мнения о своих стихах: «Стихи мои вмещают по большей части дельное и нечто игривое, но нет в них ни растянутости, ни игривости. A думаю, что нет в них также совсем бесполезного... Ибо в них иное из нашего учения, a иное из учений внешних – и это или похвала добродетелей, или осуждение пороков, или мысли, или какое-нибудь мнение, или краткие изречения, замечательные по сочетанию речи» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слово ректора Сретенской духовной семинарии перед началом нового 2010/2011 учебного года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! К чему Господь призывает всех нас, собравшихся здесь для начала труда на Божией ниве, подготовке к служению Богу? Что делают в этом мире разные люди? – Учёные строят науку, строители строят здания, политики строят государство, врачи выстраивают здоровье людей. – А к чему призваны мы с вами? – Только к одному: Господь призывает нас строить Церковь Христову. Никто другой в мире, кроме епископов, священников и диаконов не поставлен Богом для этих дел... MP3 (MP3 файл. Продолжительность 16:50 мин. Размер 8.1 Mb    Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 26 сентября 2010, 14:25 Спаси Вас Господи о. Тихон за проповедь! Светлана 3 сентября 2010, 11:01 С началом учебного года всех семинаристов! Очень хотелось бы пожелать будущим священнослужителям долготерпения, смирения и огромной любви к своей пастве! И очень хотелось бы сказать словами апостола Павла: " ...епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содежащий в послушании со всякою честностью... " (1 Тим 3, 2-4). Марина 2 сентября 2010, 18:44 Помогай Господи, студентам семинарии! Каждый день благодарю Господа, за то, что не оставляет нас грешных, и призывает на служение молодежь, новую смену нашим пожилым батюшкам! Слава Тебе Господи! Не останемся без окормления! Кирилл 2 сентября 2010, 13:07 Спаси Господь Бог студентов семинаристов! Дай Бог вам прилежно учиться, не забывая саморазвиваться, изучать труды древних святых отцов Церкви, а также современых учителей Церкви Христовой. В наше просвещенное время, когда каждый день работают научные лаборатории, совершаются новые открытия, оттачиваются методики - человечество становится умнее, гораздо умнее чем еще сто лет назад. Хотелось бы пожелать вам интересоваться и научной жизнью, научными открытиями, познаниями, дабы рассмотреть в физической составляющей вселенной перст Божий, а также для того чтобы свободно общаться с людьми, которые стремятся в наше время быть образованными, порой готовыми объяснить все с научной точни зрения. Помогай вам Господь. Алексий 1 сентября 2010, 23:01 СПАСИБО!!!! Алексий. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/38948.html

Первая неделя по Пасхе называется неделею Новой или неделею Антипасхи(греческое слово « анти» значит « вместо»), т. е. обновление Пасхи. В этот воскресный день Своим новым явлением для всех одиннадцати апостолов Господь повторил и обновил явление, бывшее в первый день по Воскресении. Но так как обновление явления Спасителя было особенно ради апостола Фомы, то восьмой день по Пасхе называется неделею св. Фомы. Непосредственно следуя за Пасхальной седмицей, она завершает наиболее торжественную часть величайшего праздника. Поэтому иногда Фомино воскресение называют восьмым днем Пасхи. Святитель Григорий Богословпи шет: «Древен и с доброю целью установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодения. Но разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а этот день воспоминания спасения» (Слово 44-е в неделю Новую). Что значит выражение «пострижен в мантию»? иеромонах Иов (Гумеров) Мантия (ср. греч. mantion – плащ) – длинная нарядная одежда без рукавов с застежкой только на вороте. Она облегает все тело, кроме головы. Такой плащ, изготовленный из самой простой материи, был одеждой всех древних христиан и знаменовал собой отречение от язычества. Тертуллиан (ок. 160 – после 220) писал «Радуйся, плащ, и ликуй! Тебя удостоила лучшая философия с тех пор, как ты начал одевать христианина» (О плаще. VI). По изъяснению святителя Симеона Солунского , мантия монаха символизирует всепокрывающую силу Божию, а также строгость и смирение монашеской жизни. Поскольку мантия является важнейшей частью монашеского одеяния, то выражение пострижение в мантию собственно означает монашеский постриг. Как подготовить ребенка к первой исповеди? иеромонах Иов (Гумеров) По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Свидетельствами его административной деятельности в этот период являются «Слово 19. Сказанное св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему народную перепись и уравнение податей» , произнесенное в Рождественский пост 374 г.  обращенное к действительному официальному лицу, а также, вероятно, «Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта» , по-новому датируемое Б. Дэли периодом до 375 г. , т. е. перед удалением святителя в Селевкию, которое имело место в конце 375 г. либо в начале 376 г. Видимо, начиная с этого момента за свт. Григорием закрепилось наименование «Назианзин» (греч. Ναζιανζηνς, лат. Nazianzenus), которое впоследствии перешло и на страницы специальных исследований , причем топонимический фактор играл здесь далеко не решающую роль. Тем не менее Ж. Бернарди в своем фундаментальном исследовании высказывает оригинальную гипотезу, что именно с легкой руки ученика и почитателя святителя Григория, блаж. Иеронима, Запад исторически присвоил ему такое наименование, указуя и на нелегитимность его константинопольской интронизации (о чем речь пойдет ниже) . На Востоке же свт. Григория в большинстве случаев именовали Богословом ( Θεολγος), подчеркивая тем самым его особую авторитетность и значение в вопросах вероучения . Однако это предположение французского исследователя остается лишь гипотезой. Уже упоминаемые нами грекоязычные источники, а также обзор вариантов заглавия «Жития» святителя, составленного пресвитером Григорием, показывает, что наименование «епископ Назианза» было широко распространено в греческой рукописной традиции (по крайней мере с X в.) наряду с титулами «Богослов» и «архиепископ Константинопольский» . Подобным образом и византийский алфавитный «Словарь Суды» десятого века именует его епископом Назианза . Как бы то ни было, но в 379 г. происходит ряд событий, резко изменивших жизнь свт. Григория Богослова. 1 января 379 г. умирает свт. Василий Великий, а 19 января того же года приемник Валентиниана I, Грациан, наделяет св. Феодосия титулом «август» и поручает ему управление восточной частью империи. Оба эти события по отношению к истории Церкви являются взаимно компенсирующими. Если смерть такого активного и твердого борца с арианством, каким являлся свт. Василий, могла ослабить проникейскую партию, то воцарение св. Феодосия, явно симпатизировавшего никейцам, напротив, открывало путь самым благоприятным переменам. Ввиду данных событий на Востоке в различных слоях византийского общества резко активизируются процессы, направленные на консолидацию усилий в борьбе со второй волной арианства .

http://bogoslov.ru/article/6170568

В третьем слове автор говорит о единосущии Лиц Святой Троицы и о Божестве Сына Божия. О Боге три древнейших мнения: безначалие, многоначалие и единоначалие. Два первых являются игрой мысли сынов эллинских – мы можем принять только единоначалие. Но единица в Боге от начала существует (что невозможно в естестве сотворённом) в Троичности – Отец, Сын и Святой Дух – родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно вне времени; Сын – рождённое, Дух – изведённое. И рождение и исхождение нужно представлять актами вневременными. В четвёртом слове св. Григорий разбирает те места Священного Писания, которые приводили ариане в защиту своего учения о Сыне Божием, а в пятом опровергает их возражения против Божества Святого Духа. В заключение св. Григорий говорит о различных аналогиях, которые приводятся для уяснения тайны Святой Троицы. Близко по содержанию к словам о богословии подходят произнесённые также в Константинополе слова: 20-е («О поставлении епископов и о догмате Святыя Троицы») и 32-е («О соблюдении доброго порядка в собеседовании... о Боге»). В первом из них св. Григорий говорит о единстве существа Божия и различии Лиц; в то же время в этом слове порицаются те, которые принимаются богословствовать, не изучив Священного Писания и не позаботившись о своей нравственной чистоте. Во втором слове св. Григорий доказывает, что богословствовать возможно не каждому и не во всякое время, и особенно обличает страсть мирян, превращающих богословствование в пустые словопрения. Богатством догматического содержания отличаются также и некоторые слова на праздники. Из них сохранились: на Рождество Христово (38-е) и на Крещение (39-е и 40-е) – произнесены 25 декабря 379 года и 6, и 7 января 380 года соответственно; первое из этих слов было первым на праздник Рождества Христова в Константинополе и вообще на Востоке. Дошли до нас и два слова на Пасху (1-е и 45-е), «Слово 44, на неделю новую (Фомину), на весну и память мученика Маманта». Сохранилось также «Слово 41, на Святую Пятидесятницу», в котором доказывается Божество Святого Духа действиями Его во всей Вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Легкомысленные Евреи вопрошали Моисея, зачем он вывел их из Египта в пустыню ( Чис.20:4 ). Не будем столь дерзновенны, столь неблагодарны. Не станем вопрошать судеб Всевышнего, зачем Церковь Православная подвергалась в здешней стране толь продолжительному испытанию, запустению. Лучше, восчувствовав видимую ныне над нею благодать Божию, быв свидетелями её преуспеяния, воскликнем ко Господу с Царём Давидом: повемы имя Твое братии нашей, посреде церкве воспоем Тя. И как нам не радоваться, не славить Господа! Три месяца тому назад, храм сей был ещё в запустении и служил нам как бы укором. Ныне он уже обновлён и украшен, хотя скромно, не великолепно, но прилично; и то по большей части старанием и пожертвованиями одних лиц, составляющих новую паству сей церкви. Они вам известны, Православные Христиане, сии благотворители, возлюбившие благолепие дома Господня, отделившие от ограниченного достояния своего посильную часть во славу Всевышнего. Да обрящут они благодать пред Ним за благочестивый их подвиг, а церковь, по словам Премудрости ( Сир.44:14 ), исповесть похвалу их. Пример сих благотворителей храма Божия да будет спасительным побуждением для всех нас, благочестивые Христиане. Больно сказать: что часто бедные, от крупиц скудного своего состояния, более жертвуют во славу Господа, нежели те, которые наделены от Него изобильно благами мира. Иной расточает достояние своё на пустые предметы роскоши, а пожалеет златицу в помощь нечастным страдальцам. Иной посвятит тысячи, чтобы для минутного развлечения приготовить увеселение, часто в навечерие праздников, когда церковь молится, а иногда плачет; и откажется пожертвовать малую лепту на украшение храма Господня. Простите мне, Православные, эту истину, столь простительную в обители Истины. Вы знаете общую скудость храмов Божиих в нашей стране. Сколь ни важны пожертвования для них Царя Благочестивейшего; они однакож не могут восполнить скудости усердия в самом Православном стаде. Стадо это составляют ещё ныне в здешней стране люди беднейших классов; и тем более необходим спасительный пример тех, которым Бог дал более средств благотворить дому Его. Не забывайте, что церковь молится ежедневно о своих благодетелях, а Всевышний не оставляет награждать доброе дело, и каждое самомалейшее из них записывается в книге судеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

179 Заметим, что святитель Григорий все же использует однажды понятие «микрокосм» и в приложении к человеку. Однако делает он это лишь при изложении натурфилософских античных взглядов на физическую и психическую организацию человеческих существ – не касаясь вплотную вопросов метафизики Таким образом, человек видится Святителю как «микрокосм» лишь при рассмотрении нашей физико-психической конституции, а отнюдь не интеллигибельной стороны людской природы. См.: Святитель Григорий Богослов . Слово 28, о богословии второе//Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Собрание творений. Т. 1. – С. 406. 185 Святитель Григорий Богослов . Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта//Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Собрание творений. Т. 1. – С. 657 Об этом же пишет и святитель Григорий Нисский : «Не подобало начальствующему явиться раньше подначальных, но сперва приготовив царство, затем подобало принять царя». – Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека. – С 13. 186 См., например: Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека. – С. 13. 188 См. об этом: Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека. – С. 21; Ориген Против Цельса апология христианства. М., 1996 – С. 345. 198 Преподобный Григорий Синаит . Различные слова о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, а также о помыслах, страстях, добродетелях; сверх того о безмолвии и молитве//Преподобный Григорий Синаит . Творения. М., 1999. – С 9–10. Любопытно, однако, что тот же преподобный Григорий пишет об Эдемском саде, как о «ни нетленном безусловно», но и «не тленном в полном смысле этого слова» Ему представляется, что Райский сад, «находясь на рубеже тления и нетления, всегда красуется цветами и богат незрелыми и созревшими плодами. Гниющие деревья и перезрелые плоды, низвергаясь на землю, делаются [в эдемском раю] благовонным прахом и не издают запаха тления, как земные растения Это происходит от великого избытка там всегда изливающейся благодати освящения». Там же. – С 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010