27. ЧТО ТАКОЕ ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ? Ветхий и Новый Завет — это древний и новый союз Бога с человеком. 28. В ЧЕМ СОСТОЯЛ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ? Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию. 29. КАК БОГ ГОТОВИЛ ЛЮДЕЙ К ПРИНЯТИЮ СПАСИТЕЛЯ? Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через пророчества и прообразования (прообразы). 30. В ЧЕМ СОСТОИТ НОВЫЙ ЗАВЕТ? Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, единородного Сына Своего Иисуса Христа. 31. ИЗ СКОЛЬКИХ КНИГ СОСТОИТ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И КАКОВЫ НАЗВАНИЯ ЭТИХ КНИГ? Св. Кирилл Иерусалимский, св. Афанасий Великий и св. Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета — двадцать две, в соответствии с тем, как их считают евреи (по числу букв древнееврейского алфавита — ред). (см. Афанасия, послание 39, праздничное; Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 17). 32. Счисление (счет) евреев достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел: Им вверено слово Божие (Рим 3:2), и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской. 33. Ветхозаветные книги св. Кирилл и св. Афанасий исчисляют следующим образом: 1.Книга Бытия. 2.Исход. 3.Левит. 4.Числа. 5.Второзаконие. 6.Книга Иисуса Навина. 7.Книга Судей и вместе с ней, как бы её прибавление, книга Руфи. 8.Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9.Третья и четвертая книги Царств. 10.Первая и вторая книги Паралипоменон. 11.Книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Иеремии. 12.Есфирь. 13.Книга Иова. 14.Псалтирь. 15.Притчи Соломона. 16.Екклесиаст, его же. 17.Песнь песней, его же. 18.Книга прор. Исаии. 19.Книга прор. Иеремии. 20.Книга прор. Иезекииля. 21.Книга прор. Даниила. 22.Книги двенадцати пророков. 34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке (не сохранилось в древнееврейском подлиннике).

http://sedmitza.ru/lib/text/432169/

Ищи в 9-й гл. буквы Δ 16-е пр. 1-го и 2-го собора. Глава 13-я – о том, что не должно рукополагать епископа в малый город или деревню Ищи 30-ю главу буквы Ε. Глава 14-я – о рукоположении хорепископов Ищи 31-ю главу буквы Ε. Глава 15-я – о епископе, который, по рукоположении, не хочет отойти в назначенную ему Церковь Ищи 20-ю главу буквы Ε. Глава 16-я – о том, что епископ не должен совершать хиротонии в епархиях, ему не подчиненных 35-е правило святых Апостолов определяет: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и во селах, ему не подчиненных. Аще же обличен будет кто либо, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении оные: да будет извержен и он и поставлении от него». И самому митрополиту области не дозволяется приходить в предел кого-либо из подчиненных ему епископов и совершать какое-либо архиерею свойственное действие без согласия епископа. Ищи в 9-й главе буквы Α Антиохийского собора правило 13-е и 22-е , и II Собора 2-е правило. Глава 17-я – о том, что епископу не позволяется рукополагать клирика иной епархии 54-е (65-е) правило Карфагенского собора – епископов, принимающих чужого клирика и рукополагающих в подведомые им церкви, – отлучает от общения с прочими (епископами). И синодальное определение, которое было при патриархе Михаиле, называвшемся и главою философов, говорит: позволяется архиереям преподавать слово о вере всем некрещеным и оглашать и крестить, откуда бы они ни были, а также преподавать божественные Тайны верным из всякой епархии, а удостаивать рукоположения архиерею предоставлено только принадлежащих к собственной его епархии, как определяют божественные правила, а отнюдь не всех приходящих откуда бы то ни было. Впрочем, жестоким и бесчеловечным почло (синодальное определение) – сделавших это прежде сего определения – епископов отлучать, а рукоположенных лишить священства, разве когда после первого и второго увещания не захотели покориться; и на такой случай определено: епископу быть под запрещением на определенное время, а рукоположенному – священнодействовать в той епархии, в которой рукоположен; синодальное определение повелевает также, чтобы епископским чиновникам и хартофилаксу рукополагаемыми давалось то, что установлено древним обычаем; о сем и ищи в 28-й главе настоящей буквы. Глава 18-я – кому из епископов дано право принимать чужих клириков и рукополагать в подчиненные им церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Не только в этом. Воскрешение и само по себе, как возвращение к жизни, значительнее исцеления, хотя бы и одержимого неисцелимым недугом. – Мы переходим к другой стороне проблемы. Выше было отмечено, что предательство Иуды знаменует для Иоанна наступление ночи. Но близость ночи чувствуется и раньше. Страсти Христовы становятся понятны на фоне резкого противоположения Христа Спасителя и мира, которое раскрывается в главах VI-XII ( Ин.6–12 ). Господь воскрешает Лазаря в свете дня. Но после покушения иудеев, не принявших учения о Церкви ( Ин.10 ), Иисус Христос возвращается на то место, где прежде крестил Иоанн ( Ин.10:40–42 ). Народ вспоминает и принимает свидетельство Иоанна, давно уже уступившего место Жениху, и, повествование, таким образом, возвращается к исходной точке. Круг замыкается. С воскрешением Лазаря в гл. XI ( Ин.11 ) начинается новое Воскрешение Лазаря – еще не ночь, но предварение ночи. Если в Страстях Христовых, как это ясно указывает Иоанн (ср. Ин.12:23–33 , Ин.13:31–32 , Ин.17:1 и сл.), совершается прославление Господа – прославление в уничижении и смерти, – то и Марфе у гроба Лазаря Христос предвещает явление славы Божией ( Ин.11:40 , ср. Ин.11:4 ). Больше того. Когда Мария поспешала на зов Учителя ( Ин.11:28–29 ), пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая «Мария стояла у гроба и плакала» ( Ин.20:11 ). Женщины у гроба Лазаря и женщины у гроба Распятого. Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную пещеру Учителя ( Ин.11:38 и сл. ср. Ин.19:41 , Ин.20:1 ). И когда Господь воззвал Лазаря, то «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком» ( Ин.11:44 ). В гробе Учителя Петр тоже увидел «пелены лежащие и плат, который был на главе Его» ( Ин.20:6–7 ). Русскому слову «плат» соответствует греческое слово «σουδ ριον». В повествовании о воскрешении Лазаря оно же переведено словом «платок». Указанный параллелизм заслуживает самого серьезного внимания. Воскрешение Лазаря совершается в преддверии Страстей, а происходящее у гроба Лазаря невольно напоминает христианскому читателю Евангелия отдельные подробности Воскресения Христова. Это совпадение не может быть случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

гл. 26, ст. 7 и 9 Иез. 1:4–5. 22:26–27; 2:1–2 . Ис. 6:1 – 3. 4–5; 66:1 ). На севере видимо сосредоточена миродержавная сила, здесь средоточие всех светил небесных (небесный полюс), около которого они неуклонно совершают свое торжественное движение на пространстве необъятного небесного свода; а в зависимости от светит небесных – всякое движение и все явления на земле! Ст. 23 – 24 И не обретаем иною подобна крепости его: иже судит праведно, мниши ли, яко не слышит Той; темже убоится Его человецы: убоятся же Его и премудрии сердцем. Если власти Господа Вседержителя подчинена вся жизнь и деятельность тварей (ст. 7 – 8; ср. гл. 36, ст. 24 – 28), если Он управляет всеми стихиями природы (ст. 5–6. 9 – 12), если Его силою стоит твердь небесная и движутся облака (ст. 18. 11 – 12): то Он есть единый Великий Царь мира и нет Ему подобного: Он – непринужденно и неограниченно – все совершает по справедливости, все знает и слышит, а потому судит безошибочно. Посему несомненно Он слышит и покаянные, умилённые молитвы страдальцев на земле – даже воздыхания верных рабов своих: так Он слышит и вопли Иова! (ср. гл. 9, ст. 14 – 16). – Оканчивая свое вдохновенное слово, Елиус высказывает превосходную истину (ср. гл. 39, ст. 31 – 32) и выражает глубоко – благоговейное желание – признавая «праведную » власть Господа, да чтут Его все люди! сознавая беспредельные совершенства Вседержителя, да благоговеют пред Ним все мудрые и – премудрый Иов. Глава 33. Речь Господа – Иеговы (1-я). Прозревая в сокровенные помыслы Иова, Господь знал, что страдалец желает открыто и непосредственно выступить на суде со своим Творцом и таит в душе недоумение о беспристрастной правде Вседержителя. Обличая такое желание и недоумение, Господь вразумляет Иова, что он не был участником в созидании видимого мира, не видел начала его бытия, не наблюдал устройства и происхождения разнообразных предметов и явлений, не понимает природы и законов существования человека, не знает средств и условий жизни животных, а потому не может судиться с Богом – с целью обличить Его в уклонения от справедливости: напротив, открывает ему, что «суд со Всесильным не уклоняется» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И наконец, во введении раскрываются сопровождающие мудрость нравственные категории (3б) и их тесная взаимосвязь с познанием и практическим житейским опытом. Правосудие, суд и правота – постоянная забота пророков. Все эти категории снова встречаются вместе в 2:9 (правда, правосудие и прямота) и в 8:6,20 (правда, правосудие). Кроме того, они тесно сопряжены с верой (7; ср.: 9:10 и 31:30). Страх Господень означает почитание Господа и благоговейный трепет перед Ним, которые ведут к послушанию Ему (ср. 29 и соответствующий коммент.). Такое отношение к Богу – венец религиозной мудрости. Господь – это Яхве, Бог, явленный Израилю. Назначение Книги Притчей не в том, чтобы отразить какие–то особые аспекты веры народа израильского, но в том, чтобы через использование имени Бога Яхве (в русском тексте – Господь. – Примеч. пер.), названного именно Израилю, раскрыть смысловое содержание этой веры. Эта вера опирается на мудрость здравого смысла, то есть здравый смысл укрепляет веру. Начало мудрости – фундамент этой веры, в которой человек никогда не перестанет нуждаться. Притчи убеждают нас, что мы не можем постичь окружающий мир или жить полноценной жизнью, если не видим, что за всем этим – Господь, Который активно участвует в нашей жизни, и если не будем искать откровения истины в Господе с искренним благоговением и смирением. 1:8 – 9:18 Советы мудрости 1:8–19 Предостережения от участия в разбойных делах Поучение начинается с обычного обращения к слушателю. Оно призывает молодых людей внимать (8) советам отца и матери, которые совместно руководят взаимоотношениями в семье, отношениями членов семьи с обществом и Богом (ср.:6:20; 10:1). Это наставление сопровождается обещанием (9), дополняющим те, которые упомянуты в ст. 2–7; оно подчеркивает не только благодетельную, но и привлекательную сторону мудрости. Наставление – это слово мудрости (см.: 1:1–7), но словом завет здесь передается еврейское слово «тора» (закон и обучение ему), что указывает на наличие неразрывной связи между стилем и содержанием литературы Премудрости и Торы (ср.: «слова», «заповеди», «мудрость» в 2:1–2). Это особенно ясно и четко вырисовывается в гл. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Лк.2:11 . яко родися вáм днéсь Спáс, иже éсть Христóс Госпóдь, во грáде Давидове: Лк.2:12 . и сé вáм знáмение: обрящете младéнца повита, лежáща в яслех. (И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.) Не бойтеся, это слово ободрения и успокоения. Так успокаивал небесный вестник Захарию, при явлении ему в храме ( Лк.1:13 ), и Пресвятую Деву Марию в день Благовещения (30). Радость велию (великую) всем людям – всему человечеству. «Рождение всегда больше или меньше радостное, замечает святит. Филарет, потому что представляет расширение и торжество жизни. В особенности рождение бывает радостно для тех, кому или у кого и для кого родился младенец. Если он родится известному семейству, радость всему семейству. Если он родится народу и государству, как напр, сын царев и особенно наследник престола, радость всему народу и царству. Ангел сказал, что радость будет всем людям, значит, возвещаемый Младенец рождается всем людям, по семейству, по народу, по всем людям на свете, сколько есть, было и будет. О, радость безпредельная, простирающаяся от неба до ада, восклицает тот же Святитель, вожделенная, как спасение, сладостная и восхитительная, как помазание Духа Св., и могущественная, как Виновник ея – Господь»! Спас (Спаситель) – от грехов и от погибели за грехи. (Чит. объясн. 31 и 68 ст. 1 гл.). Христос – Господь, т. е. обещанный Богом и ожидаемый иудейским народом, Мессия. Христос – слово греческое, а еврейское Мессия значит помазанник. У евреев царей и первосвященников, а иногда и пророков помазывали елеем, почему они и назывались помазанниками. Помазание означало посвящение сих лиц каждаго на свое служение, и посредством его помазуемым обыкновенно сообщались особенные дары Божии в помощь к достойному прохождению их служения. Так были помазаны Аарон первосвященник ( Исх.28:41 ), цари Саул и Давид ( 1Цар.10:1–16, 13 ), пророк Елисей ( 3Цар.19:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Одни из новейших экзегетов отождествляют это слово с Ангелом Всевышнего, другие видят в губителе простого Ангела, что представляется более естественным ( 2Цар. 24:16 , Ис. 37:36 ). Исх.12:24 .  Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Исх.12:25 .  Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. Исх.12:26 .  И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Исх.12:27 .  скажите [им]: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился. Исх.12:28 .  И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. Исх.12:29 .  В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. В полночь с 14 на 15-е нисана. В 5 ст. 11 гл. для обозначения объема казни употреблено другое выражение: «от первенца фараона до первенца рабыни, которая при жерновах» ( Исх.11:5 ). И то, и другое выражение ясно говорит об истреблении всех первенцев, и в самых высших, и в самых низших классах народа. Пленный раб также хорошо может служить образом самого низкого положения в обществе, как и рабыня, занимающаяся размалыванием хлеба жерновами. Исх.12:30 .  И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль [во всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. Исх.12:31 .  И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал [им]: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], как говорили вы; Исх.12:32 .  и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. В противоположность первым девяти казням десятая производит на фараона предсказанное действие ( Исх. 11:8 ). Причина этого заключается в следующем. По египетской мифологии фараон считался не только представителем, но и сыном верховного бога Ра. «Благоговейно да почитается за твои заслуги сын солнца, фараон, да поклоняются ему», говорится, между прочим, в гимне богу Ра. В виду этого взгляда вполне понятно, почему первые казни не подействовали на фараона. Пусть, рассуждал он, Всевышний доказал Свое превосходство над богами египетскими. Я сам бог, и так как ни из чего не видно, чтобы Он был выше меня, то я и не нахожу нужным подчиняться Его требованиям. Теперь же у фараона, считающего себя богом, умерщвляется по Божиему произволению первенец. Сущий, а не кто-нибудь иной ( Исх. 4:23 ), проявил Свою власть над ним. Он сильнее, выше фараона; последнему под влиянием сознания своего личного бессилия пред Всевышним остается преклониться пред Его волей. И фараон действительно отпускает евреев, исполняет требование Моисея ( Исх. 8:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Деян. 17:28 (по буквальному переводу с принятого греческого текста) 2 Официальное, так сказать, название этого поста „Святая Четыредесятница»; „великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 3 На кн. Бытия бес. 2. 4 Евр. 4:12 5 Типик. гл. 32 и passim 6 Тип. гл. 35. 7 Глава VI. Перевод К. Д. Попова, изд. „Посредника». Москва 1906г. 8 Похвала 25-я. 9 Epist. De jejun. Coteler. Monum. Eccles. Gr. T. II 10 Taanith, III,5 11 Русская живопись не раз блестяще использовала этот сюжет 12 Стихотворение „На постное молчание». Феофил в пасх. письме и Кирилл Александрийский говорят, что мы постимся в Четыредесятницу „по евангельским и апостольским преданиям». 13 Слово 34 14 Слово 11 15 На ев. Матфея, бес. 47 16 4, 10—11. 17 „Наблюдаете " - (подстерегать, сторожить). 18 Деян. 20:16. 1 Кор. 16:8. 19 Рим. 14:5. 6. 20 Деян. 20:7. Апок. 1:10. Послание ап. Варнавы 16 гл.: „мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». 21 Пост. апост. кн. VIII, гл. 33. 22 „Secundum traditionem apostolorum». Письмо к Марцелле. 23 „Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу „установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 24 Bingham Jos. Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. IX, Halae 1729, стр. 190. 25 Пис. к Луц. 26 Послания гл. 7. 27 Гл. 3. 28 Do jejun. с. XIV. 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте „Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице („Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 30 Гл. 6, 7 и 8. 31 , гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 32 Там же, S. 225— 237. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе „Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

свящ. Л. Петров Часть вторая Указатель статей в сочинениях и журналах по порядку «Записок». 1) о священных местах О почитании св. храмов Христ. Чт. 1851. Май. О христианских храмах. Хр. Чт. 1847. Ноябрь. Устройство храмов в древности. Пам. христ. древн. кн 8-я. Об усердии к благолепию храмов Божиих. Воскр. Чт. 1852. 17. Три части храма. Скриж. ч. I, гл. 2. Дмитревского изъяснение на литургию стр. 41–2. Симеон. Солунского (у Дмитревского) гл. 12. О составных частях храма. Христ. Чт. 1847. Июль. Освящение храмов, Воскр. Чт. 1845. 23. Чин освящения храма, творимый от архиерея. Воскр. Чт. 1851 16. Освящение храма. Скриж. ч. 3, гл. 8, стр. 56–71. Основание храма. Скриж. ч. 3, стр. 49–56. Притвор – место оглашенных, Пам. Хр. древностей– Ветринского кн. 2-й, стр. 124–7. Скриж. ч. 1-я, стр. 37–8. Там объяснялось учение христианское, там же стр. 42. Служатся некоторые службы: 9-й час, повечерие, 1-й час, лития (там же стр. 45). Отделялся от церкви завесами (там же). В нем устроялись скамьи, там же, стр. 47. Вешались била и клепала (там же), Ставятся умершие (там же). Врата, отделяющие притвор от церкви называются красными и царскими. Скриж. ч. 1, стр. 31. Цари слагали в них свои отличия. Ветр. ч. 3-й стр. 130. В церкви как располагались молящиеся в древности? Ветр. ч. 3-я, стр. 136–40. Амвон Скриж. ч. 1, стр. 30 и сл. Симеона Солун. у Дмитревского гл. 18. Изображает камень, с которого ангел благовествовал мироносицам. Скриж. там же. На него могут входить только диаконы и чтецы, там же. Что значит слово: амвон. Дмитрев. стр. 44. С него Златоуст говорил беседы, там же стр. 45. Сокр. Церк. Ист. VI, 5. Созом, VIII, 5. Солея–возвышение пред иконостасом. Скриж. ч. 1т стр. 28–29. Устроено для преподания евхаристии. Иероним в разговоре христианина с Люциферианом. На Солее могли сидеть диаконы и чтецы. Скриж. ч. 1, стр. 30. Иконостас. Скриж. ч. 1, гл. 7. Прежде вместо него были сети или решетки. Ветр. т. II, стр. 142. Евсевий, Церк. Ист. X, 4. Расположение икон на иконостасе. Скриж. ч. 2, стр. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 25 Пророчества против аммонитян, моавитян, идумеев и филистимлян С XXV гл. начинается вторая (утешительная и отрадная) часть книги пророка Иезекииля, часть, первый отдел который заключает, – по примеру прежних пророков Исаии, Амоса, Иеремии, – речи против иноземных народов (XXV-XXXII гл.). Из этих народов пророк берет для своих пророчеств ближайших соседей Израиля, которые своею постоянною враждою к Израилю настолько мешали мирной жизни и правильному развитию его, что, для возможности в будущем такой жизни и развития, необходимо было совершенное устранение этих народов с мировой сцены. Отсюда и помещение этих речей пред пророчествами о будущем славном Израиле; отсюда и безусловное осуждение этих народов (за исключением впрочем египтян) на погибель без той надежды на лучшее будущее, какую подает некоторым народам Иеремия ( Иер 12:15, 46:26, 48:47, 49.6 ). Пророческое обозрение судьбы языческих народов, которых пророк берет в символическом количестве семи (ср. Втор 7.1 ; Ам 1 ; Иер 47.1 и д.), Иезекииль делает в географическом порядке, начиная с с.-в. Иудеи и описывая круг около нее: аммонитяне (1–7), моавитяне (8–11), идумеи (12–14), филистимляне (15–17), Тир ( Иез.26.1 – Иез.28.19 ), Сидон ( Иез.28.20–26 ) и самый далекий сосед Иудеи – Египет ( Иез. 29 – Иез.32 ). Число 7, несомненное своим символизмом, может быть знаменует всю совокупность языческих народов; для составления этого числа Сидон поставлен отдельно от Тира, хотя ко времени Иезекииля он был уже давно подчинен Тиру и потерял значение. Наиболее места отводится Тиру и Египту по их тогдашнему мировому значению. Пророк не касается Вавилона (в противоположность Иеремии: L-LI гл.) может быть потому, что на него он смотрел как на орудие кары Божией Израилю, следовательно, как на неповинного в нанесенном им Израилю вреде ( Иез.22.4–5 ) и потому что Вавилон по отдаленности своей не мог существенно влиять на будущие судьбы Израиля. Иез.25:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Нет даты, которая здесь, в начале нового ряда речей и новой части книги, так ожидается, – вероятно потому, что эта речь написана позднее речи XXVI и дальнейших глав (она, несомненно, написана по падении Иерусалима: ст, 3, 8, 12, 15, как-то полагал и блаж. Иероним, следовательно, не ранее 12 года плена Иехонии ( Иез.33.21 )), а поставлена здесь по требованиям систематизации, и дата ее нарушала бы строго хронологический порядок тех дат в книге (исключая, впрочем, дату Иез.29.17 ; ср. ст. 1 и Иез.31.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010