Альтернативные школы. Есть такой известный у нас в России исследователь Джеймс Чарльзуорт. Возможно, вы слышали о нём и или читали его произведения. Его произведения были опубликованы в журнале «Мир Библии» В 2000 году там была его статья «Иисус и рукописи Мертвого моря: что нам известно через 50 лет?». Возможно, кто-то из вас с этой статьей ознакомился. Он является редактором целой серии работ по Кумранским рукописям, причем, эта серия издается с попечения протестантских церквей, протестантских теологических семинарий. Также он является редактором и составителем очень авторитетного в Америке и популярного сборника «Иисус и рукописи Мертвого моря» — «Jesus and the Dead Dea Scrolls». Так вот, читая этого автора, я прошу вас обратить внимание на его принадлежность к школе «исторического Иисуса». Для нас это не вполне приемлемый взгляд. Дело в том, что Д. Чарльзуорт рассматривает Господа Иисуса Христа — да, и по божественной и по человеческой природе, но он пытается понять: какое влияние  на человеческую природу Господа Иисуса Христа оказали разные иудейские группы, в том числе и ессеи? Знаете, это достаточно странно для нас, потому что мы с вами исповедуем Господа Иисуса Христа как Сына Божия, и я даже пометил — мы можем даже прочитать в Евангелии от Иоанна: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» ( Ин.8:26 ). «Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» ( Ин.8:28 ). Это 8я глава. В 7й главе Иисус, отвечая им, сказал: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» ( Ин.7:16 ). Таким образом, для нас с вами источник знаний и источник проповеди Господа Иисуса Христа — это Откровение Отца Сыну. А вот с точки зрения этой школы, в рамках которой работает Д. Чарльзуорт, проповедь Иисуса Христа обусловлена также тем влиянием, которые на него оказали, в том числе, и ессеи. Конечно статья, как и книги Д. Чарльзуорта, интересна и, в общем-то, познавательна, но нужно относиться с большой осторожностью. Более того: он даже пытается доказать, что Господь Иисус Христос Тайную Вечерю проводил именно в том районе Иерусалима, где жили ессеи. Там уже, конечно, идет манипуляция на идеологическом уровне. Вот это такая школа, которая пользуется большой популярностью в США.

http://azbyka.ru/kumranskie-rukopisi-yur...

Беда многих эволюционистов в том, что они боятся делать этот честный и одновременно сокрушительный для них вывод, предпочитая уходить от прямого ответа и запутывая результаты собственных исследований. Необходимо учитывать следующее обстоятельство. Промежутки времени, разделяющие согласно официально принятой хронологии палеонтологические находки, столь огромны, что невозможно сказать ничего определённого о каких-либо реальных родственных связях между «предками» и «потомками». Генри Джи (Henry Gee), ведущий научный обозреватель журнала «Nature», отмечает, что навязанная всем картина эволюции вида Homo Sapiens «представляет собой исключительно плод людского воображения, оформленный человеческими предрассудками». Автор утверждает: «Объявить ряд окаменелостей генеалогическим древом – это не проверяемая научная гипотеза, а голословное утверждение» с. 65]. Глава 11. Дарвин – об эволюции человеческой души Ошибочное мнение Дарвина о происхождении сознания Чарльз Дарвин полагал, что сознание человека формировалось в ходе длительного эволюционного развития. Но это мнение несостоятельно ни с духовной, ни с научной точки зрения. Евангелие повествует, как Иисус Христос исцелил гадаринского бесноватого – человека, имеющего звероподобный облик и поведение. Он разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его. Всегда, ночью и днём, в горах и в гробах, кричал он и бился о камни ( Мк. 5:4–5 ). Он был как зверь, в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах ( Лк. 8:26 ). Исцеление несчастного, по слову Спасителя, произошло мгновенно. Его обнаружили сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме ( Лк. 8:35 , см. также Мк. 5:15 ). Этот пример свидетельствует, что тем, кому Бог соблаговолит, Он способен даровать ясный разум и привести их к осмысленному поведению. Причём Всемогущему Творцу для этого вовсе не требуется сотен тысяч и миллионов лет. Не длительный эволюционный «процесс формирования сознания», но Слово Божье совершило чудо превращения необузданного безумца в человека разумного и духовного, сидящего у ног Иисусовых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. - Казань, 1906. – С. 201. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4; Ис. 47:3; Плач. 1:8; Мф.25:36; 2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 403, 436-437. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. - С. 50-57. Пс. 18:2-4: « Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21 : « Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: « И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20 : « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 378-379, 401. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 549. Зубов А.Б.История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. - М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 548-549. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://bogoslov.ru/article/2246328

Более того, заявление Иисуса о том, что Он пришел исполнить закон, само по себе отрицает предыдущие попытки его истолкования как несостоявшиеся. Н. п.- это не толкование закона и не рецепция предания, это вызов, который можно принять или отвергнуть и который - в самой постановке вопроса - исключает возможность казуистической интерпретации. В Мф 5. 20 полемика с евр. традицией впервые выражается прямо: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Раввинистическая традиция оценивается здесь не с т. зр. ее корректности в истолковании закона, а с т. зр. ее соответствия эсхатологической перспективе. Единственным критерием оценки этого соответствия оказывается слово Самого Иисуса, к-рое, как и образ Бога в заповедях блаженства, не нуждается в дальнейшем обосновании. Это представление о слове Иисуса обобщено в последнем стихе Н. п.: «Он учил их, как власть имеющий» (Мф 7. 29) - и проходит через весь текст Н. п. (не случайно именно личное отношение к Иисусу, Посланнику Бога, становится кульминацией заповедей блаженства - см.: Мф 5. 11). Непосредственно за апофтегмой Мф 5. 20 следует серия из 6 антитез (Мф 5. 21-48), 4 из к-рых непосредственно отсылают к текстам ВЗ (ср.: Мф 5. 21 и Исх 20. 13; Мф 5. 27 и Исх 20. 14; Мф 5. 31 и Втор 24. 1; Мф 5. 38 и Исх 21. 24), в т. ч. к 2 заповедям из декалога. Иисус указывает на то, что эти заповеди не достигают цели, ибо их исполнение недостаточно для достижения совершенства. Человек призван соответствовать в своих поступках не религ. предписаниям, а Богу, действия Которого описаны универсалистски, без внимания к национальным интересам раввинистической (и во многом ветхозаветной) традиции: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5. 45). «Не судите да не судимы будете...» Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва. 1653 г. «Не судите да не судимы будете...» Роспись ц.

http://pravenc.ru/text/2564590.html

В дальнейшем повествовании о египетских казнях наказаниях, которым Бог подверг египтян за то, что фараон не хотел отпустить еврейский народ, – чудеса совершаются исключительно Моисеем: упоминания о повторении их волхвами отсутствуют. Последней, десятой казнью становится смерть всех первенцев в земле египетской: это чудо совершает Сам Бог ( Исх. 12:29 ). В память о нем и об исходе Израиля из Египта Бог устанавливает праздник Пасхи ( Исх. 12:43–51 ). Сама история исхода также наполнена чудесами. Бог идет перед станом израильтян днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью ( Исх. 13:21 ). Когда израильтяне подходят к морю, их настигает конница фараона, но Моисей простирает жезл на море; воды расступаются, и евреи проходят среди моря по суше, а колесницы фараона гибнут в водах, сомкнувшихся за спиной у израильтян ( Исх. 14:21–28 ). В Мерре израильтяне не могут пить воду, потому что она горька: Моисей бросает в воду дерево, и она становится сладкой ( Исх. 15:23–25 ). В пустыне народ не имеет еды, и Бог посылает с неба манну, которую израильтяне едят на протяжении сорока лет ( Исх. 16:13–35 ). В Хориве, где народу нечего было пить, Моисей высекает источник воды из скалы ( Исх. 17:2–6 ). В книге Чисел описывается, как во время пребывания народа израильского в пустыне много людей умерло от укусов ядовитых змей; Моисей по повелению Бога изготавливает медного змия и выставляет его на знамя; всякий, кто смотрит на это знамя, остается жив ( Чис. 21:6–9 ). Серия чудес, начатая Моисеем, продолжается в жизнеописании его ученика, Иисуса Навина. Подобно Моисею, проведшему народ израильский по дну Красного моря, Иисус Навин проводит народ вместе с ковчегом Завета по дну реки Иордан ( Нав. 3:7–17 ). После того как в течение семи дней священники по повелению Иисуса Навина обносили ковчег Завета вокруг стен Иерихона, стена города обрушилась, израильтяне вошли в город и предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом ( Нав. 6:5–20 ). Во время битвы израильтян с жителями Гаваона Иисус Навин приказал солнцу остановиться, и остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим… И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля ( Нав. 10:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В «Житии преподобного отца нашего Макария Египетского » мы находим следующее свидетельство: «…Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили: – О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: – Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: – Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: – Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы, с сильным воплем, кричали: – Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: – Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней» 470 . Здесь мы видим, что преподобный Макарий не до конца уверен в себе и на каждом мытарстве отвечает бесам, признавшим свое поражение, словами: «Нет, но надобно и еще избежать». Его упование всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях. Пройдя же все мытарства, он восклицает: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». – И это подлинно христианская позиция, ибо сказано (и мы сегодня уже вспоминали этот библейский стих): «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ). И сегодняшняя беседа, наглядно нам показала, что по-разному может сложиться и судьба верующих в Иисуса Христа. Для одних это «ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ), для других, не дай Бог, стать, как «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд.1:12–13 ). Спаси вас Христос! 458 «Приношение православного американца». – Москва: изд. «Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 2003. С. 104–105. Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин.1:1–5 ). Глагол εμ («быть»), употребленный шесть раз в прошедшем времени, указывает здесь на вечное – вневременное или довременное – бытие 17 . Трижды употребленный глагол γγνομαι («начинать быть», «рождаться»), напротив, указывает на начало истории мира во времени. Этим сразу же проводится четкая онтологическая грань между вечным бытием Слова, не имеющего начала, и бытием «всего», получившего начало от Слова и имеющего временный характер. В первых пяти стихах пролога перед нами – целая серия богословских утверждений, каждое из которых (за исключением самого первого) связано с предыдущим, вытекает из него и дополняет его. Ключевые богословские понятия – начало, Слово, Бог , жизнь, свет – нанизываются на один и тот же смысловой стержень. Центральным в данной цепочке высказываний является утверждение о том, что Слово было Бог ( Ин.1:1 ). Именно это утверждение можно считать ключом к пониманию всего четвертого Евангелия. Буквальный перевод первой фразы пролога звучит так: «В начале было Слово, и Слово было к Богу (κα λγος ν πρς τν θεν), и Слово было Богом (κα θες ν λγος)». Предлог πρς («к») указывает не столько на принадлежность, сколько на направление движения, потому выражение πρς τν θεν скорее означает «к Богу», чем «у Бога». Оно показывает на изначальную, предвечную обращенность Слова Божия к Своему Источнику – Богу. Фраза Оно было в начале у Бога является смысловым повтором, замыкающим первое богословское утверждение Иоанна: Слово Божие изначально было у Бога, Оно не появилось в какой-то определенный момент или на каком-то этапе истории, Оно существовало всегда, неотъемлемо от Самого Бога. Слова В начале было Слово (ν ρχ ν λγος) перекликаются с первыми словами книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ). Некоторые ученые считают весь пролог Евангелия от Иоанна комментарием на первые пять стихов книги Бытия 18 . Сравнение пролога с греческим переводом книги Бытия показывает определенное терминологическое сходство 19 , которое вряд ли случайно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Новом Завете вопрос о спасении рассматривается уже не с позиции Закона, а только с позиции Благодати. Однажды апостолы задали вопрос Сыну Божию: «…так кто же может спастись?» Ответ более чем озадачил их: «…Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф.19:25–26 ). С одной стороны, Христос подтвердил здесь строгое отношение Ветхого Завета к попыткам человека исполнить весь Закон Божий – «человекам это невозможно». И тут же засвидетельствовал о понимании спасения в Новом Завете: «…Богу же все возможно». А теперь вернемся к словам из разбираемой 4-й главы Евангелия от Матфея: «множество народа» . Где еще нечто подобное встречается в текстах Нового Завета? В Книге Откровения мы находим следующие слова: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» ( Откр.7:9–10 ). Сравните слова «как волна больше капли» со словами «великое множество людей, которого никто не мог перечесть», – может быть, только тогда вы поймете разницу между спасением от дел Закона и спасением по Благодати. Евангелие учит: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Давайте вновь прочитаем те слова из последнего стиха 4-й главы Евангелия от Матфея, прочитаем их с учетом всего вышеизложенного, и возрадуемся о Спасении, которое даруется нам всем во Христе и со Христом: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» . А следуют ли за Христом жители Москвы, Петербурга, Вологды и Воронежа? А последовала ли за Христом Россия? Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В последней своей речи Валаам произнес: «вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и востает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением. Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города» ( Числ. 24, 17–19 ). Как ни завидна настоящая участь Израиля, но его истинное благополучие еще не близко и это истинное благополучие неизмеримо выше того, каким он пользуется ныне. Свет и власть будут уделом Израиля, и враги его будут сокрушены. Спасение от Иудеев и у Иудеев, оно от Бога, почитаемого иудеями, вот, мысль пророческой речи Валаамой, и мы увидим, что гораздо позже в языческом мире появилась серия анонимных произведений, в которых настойчиво утверждалась та же истина. Относительно этих позднейших произведений мы знаем, что призыв, который они в себе содержали, не остался безответным, но было ли услышано пророчество Валаама теми, к кому оно было обращено? Послужило ли оно кому-либо в руководство ко спасению? Мы не можем назвать лиц, которым пророчество Валаама послужило бы стимулом для обращения к истинному Богу, но мы не сомневаемся, что таковые были, ибо должны же были быть благомыслящие люди, которые должны были поразмыслить и о содержании речей Валаама и об обстоятельствах, при которых они были произнесены. Слухи о чудесах, который Господь явил на израильтянах, обращали к ним и отдельных лиц (Раав), и народы (евеи). Таким же образом должно было действовать и пророчество Валаама. Но сам Валаам, учит нас слово Божие, не вразумился теми речами, которые произнес по вдохновению Божию. После произнесения своих речей он «пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою» ( Чис. 24, 25 ). Но Валаам, видно, не ушел далеко. Вместо того, чтобы подчиниться воле Божией, он стал изыскивать средства к тому, как бы изменить ее, и научил Валака «ввести в соблазн сынов израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» ( Апок. 2, 14 , см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

В своих посланиях Павел тоже использует этот термин для указания на Христа: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей» ( 1Тим. 1:1 ). Словом «надежда» Павел нередко обозначает будущее блаженство христиан: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» ( Еф. 4:4 ); «...в надежде на уготованное вам на небесах» ( Кол. 1:5 ). Он включает надежду в число трех главных добродетелей: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор. 13:13 ). В Послании к Римлянам Павел уже несколько раз упоминал надежду. В пример веры он привел Авраама, который «сверх надежды, поверил с надеждою» ( Рим. 4:18 ). В разделе об оправдании верою он говорил о благодати, «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией», а затем – о том, что «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» ( Рим. 5:2–5 ). Наконец, он упоминал надежду, говоря об ожидании тварью откровения сынов Божиих и освобождения от рабства тлению ( Рим. 8:19–21 ). Теперь настало время объяснить, что такое надежда, и Павел дает объяснение: надежда – это упование на то, чего мы не видим. Надежда, таким образом, оказывается сродни вере, о которой в Послании к Евреям говорится: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). Вновь, как и в Рим. 5:5 , Павел связывает надежду с терпением (эта добродетель также неоднократно упоминается в его посланиях). От темы надежды Павел переходит к теме Святого Духа через связку «также и» (σατως δ), которая, возможно, 192 отсылает не к тому, что говорилось непосредственно перед этим, а к тому, что было сказано ранее: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим. 8:16 ). Подобным же образом, продолжает теперь Павел, Дух «подкрепляет нас в немощах наших» и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Выстраивается, таким образом, целая серия высказываний о действиях Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010