Репортажи «Православный приход на закате Российской империи»: фундаментальное исследование историка Алексея Беглова 18.02.2022 11:26 Москва, 18 февраля, Благовест-инфо. Презентация монографии историка Алексея Беглова «Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы» состоялась 16 февраля в Культурном центре «Покровские ворота». Фундаментальное исследование объемом более тысячи страниц выпущено издательством «Индрик». Это заключительный, шестой том в серии тематических монографий о деятелях и деяниях Поместного собора 1917-1918 гг., которая с начала 1990-х годов выходила под научным руководством протоиерея Николая Балашова по инициативе и при поддержке католического фонда «Христианская Россия». Вспоминая начало работы над этой серией, представитель фронда «Христианская Россия», научный сотрудник КЦ «Покровские ворота» Джованна Парравичини отметила, что в начале 1990-х возникла идея  издать материалы, посвященные Поместному Собору 1917–1918 гг., чтобы таким образом способствовать возрождению Русской Православной Церкви. Это совпало с умонастроением прот. Николая Балашова, который, по его словам, тогда читал много дореволюционной церковной периодики и был удивлен тем,  «как живо звучат голоса» деятелей собора. Он тоже думал над тем, как «вернуть сердца отцов детям»… – как перебросить мостик от них, страдавших за церковь в те годы, к сегодняшнему времени, чтобы голоса из прошлого зазвучали в сегодняшней дискуссии и внесли в нее дух творчества, открытости, характерные для церковных диспутов предреволюционного времени». Сейчас время уже другое, продолжил о. Николай: «Вопросы тогда были остро актуальные,  а сегодня выходит, что они не только не нашли ответа, но и ставить их сейчас как-то неловко, не принято об этом говорить». Тем не менее, вся упомянутая серия монографий, как и проект научного издания документов Поместного собора способствовали тому, что сейчас его наследие в церковном обществе «намного лучше известно и хорошо изучено». Книга А. Беглова посвящена «самому главному» – церковному приходу; это «то место, где совершается церковная жизнь, а все остальное существует для того, чтобы приход мог жить и процветать», сказал о. Николай, который в качестве редактора вместе с автором работал над монографией много лет. По его словам, в книге рассказано не столько о «цветущем качестве жизни» прихода, сколько о дискуссиях, в ходе которых обсуждались разные модели устроения приходской жизни, вопросы о роли мирян, епископа, пастыря. «Книга дает яркий срез жизни общества и Церкви того времени. Нет темы, в которой так полно проявлялись бы все коллизии и проблемы церковно-общественного бытия, как приходская жизнь», – отметил священник.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Посол Ватикана в России ожидает рост внимания к межхристианским отношениям при новом понтифике 19.03.2013 11:46 Москва, 19 марта. Новый глава Римско-католической Церкви Франциск будет уделять большое внимание экуменическим отношениям, сообщил " Интерфаксу " во вторник апостольский нунций в России архиепископ Иван Юркович. " Вне всякого сомнения, новый папа будет уделять большое внимание экуменическим отношениям, применяя свой немалый экуменический опыт, накопленный еще в Буэнос-Айресе, который, возможно, является одним из самых космополитичных городов мира " , - отметил архиепископ. По его словам, за прошедшие дни - между избранием и торжественной инаугурацией - новый понтифик " удивил всех своим умением общаться " , причем не только с верующими, но и со СМИ.  " Полагаю, такой подход весьма убедительно доказывает, что Католическая Церковь получила в лице нового Папы опытного пастыря, способного внимать своему собеседнику. Я убежден, что в том же духе он будет строить и отношения в рамках диалога с другими христианскими Церквами, особенно с Русской Православной Церковью " , - подчеркнул нунций. Он также отметил, что при новом понтифике развитие отношений Москвы и Ватикана сохранит положительную динамику последних лет.  " Многократный опыт сотрудничества с Российской Федерацией на международных форумах принес важные результаты и в области продвижения традиционных ценностей и сохранения христианской культуры нашего континента. Особое значение имеет и тот факт, что данное сотрудничество осуществляется в том числе в контексте постепенного сближения между двумя Церквами, и тем самым создается позитивная атмосфера взаимопонимания и сотрудничества " , - сказал апостольский нунций. По его словам, Святой Престол с особым удовлетворением отметил высокий уровень российской делегации, участвующей в торжественной инаугурации понтифика. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В конце Евангелия говорится, что с того времени Иисус начал проповедывать и говорить: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Что называет здесь Иисус Христос Царством Небесным? " Царство Христово на земле и на Небесах», т. е. на земле христианскую Церковь , ведущую в Царство на Небе, в блаженную вечную жизнь там. Это было уже объяснено. Что особенно поучительного в сегодняшнем Евангелии? Иисус Христос вступил в дело спасения рода человеческого не иначе, как по надлежащему приготовлению Себя постом и молитвою. Принимать на себя какое-либо, особенно важное, дело и нам должно не иначе, как приготовив себя к тому размышлением и молитвою. Нужно предпринимать всякое доброе дело или принимать ту или другую должность с размышлением. О чем же тут должно размышлять? Во-первых о том, можем ли мы исполнить предпринимаемое нами дело или проходить принимаемую на себя должность. И во-вторых о том, как должно делать это дело и проходить эту должность. От всякого, принимающего дело и должность, требуется, чтобы исполнял дело и проходил должность для славы Божией, для пользы ближнего и для пользы своей собственной. Как же не подумать о том, сможет ли он так исполнять дело и проходить должность, чтобы это было и Богу во славу, и ближним и себе на пользу? О, если бы побольше из нас размышляли об этом, то меньше было между нами недостойных, служащих соблазном, служителей Церкви; кривых, служащих посмешищем, судей; беспечных начальников; вредящих своим ученикам, учителей; обманщиков-торговцев; бесчестных ремесленников, слуг и рабочих – людей недобросовестных. Тогда брались бы за дела и должности не для собственной наживы только! Тогда кто чувствовал бы себя не совсем способным к тому или другому делу, к той или другой должности – не брался бы за это дело и должность, а взял бы другие, более по себе. О препод. Серии повествуется, что когда св. Алексей, митрополит, желал поставить его епископом, чтобы он со временем мог заступить его место, то преподобный решительно сказал ему: «Прости меня, ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил» (Жит. пр. Серия). Если бы размышляли так, тогда делали бы дела и проходили бы должности тщательно, честно и добросовестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Думается, что вышедшая в свет серия книг отца Евмения о наркомании вызовет у читателя живой интерес и отклик еще и потому, что в ней приводятся подробные и опробованные автором рекомендации относительно того, как можно работать с проблемой наркозависимости. Что еще можно сказать автору? Только: спасибо, и в добрый путь! иеромонах Иона, библиотекарь Московского Ставропигиального Свято-Данилова монастыря. Автор книги «Батюшка — я наркоман!» заслуживает огромной благодарности, а его работы — массовой популяризации и издания миллионными тиражами. В особенности хочу отметить, что значение этой работы не ограничивается пастырской помощью наркозависимым. Очень важны поднятые общепастырские вопросы — какой должен быть священник, Какого Бога и как он должен проповедовать. Радостно и важно, что об этом говорится публично, печатно. Это свидетельство тому, что Церковь жива. Отец Евмений, спаси и помоги Вам Господь. иеромонах Петр, Настоятель Подворья Московского Ставропигиального Свято-Данилова Монастыря в пос. Долматово От нас — старание, а от Бога — результат Книга отца игумена примечательна во многих отношениях. Уже само название ее указывает на момент исповедания страждущим своей страсти. Это отправной пункт, точка отсчета начала движения к исцелению. Словно Промысел Божий, выбрав орудием священнослужителя, откликается на кажущуюся безысходность. Книга эта, в отличие от иных апокалиптических брошюр, жизнеутверждающа. Автор стремится увидеть бесценную человеческую душу в наркотическом мраке. Он убежден, что это и возможно, и должно. Но для того, чтобы излучать свет, надо самому быть светильником. Потому неслучайно значительная часть книги содержит рекомендации для возгревания личности самого пастыря, отваживающегося помогать наркозависимым страдальцам. Каким должен быть православный священник наших дней? Его служение — пересечение осей — крест. Вертикальная ось — безусловное пребывание в спасительной традиции, нелицемерная верность церковной истории, канонам и уставам. Горизонтальная же — открытость окружающей нас реальности, сопричастность изменившейся действительности, грамотная ориентация в обстоятельствах нынешних времен.

http://azbyka.ru/zdorovie/batyushka-ya-n...

Пастырская эстетика Протоиерей Алексей Остапов. Пастырская эстетика. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 80 с. — (Серия «Христианский взгляд»). «Пастырская эстетика» профессора Московской духовной академии, протоиерея Алексия Даниловича Остапова (1930-1975) не просто пособие по правилам поведения священника, но мудрое размышление о священническом служении. Пастырь — носитель любви Христовой к человеку, вот почему его слова и дела, весь его облик должны свидетельствовать об этом. Приводим отрывок из книги. Слово к читателю Протоиерей, профессор Московской духовной академии Алексий Данилович Остапов родился в 1930 году в Новгороде. В 1951 году окончил Московскую духовную семинарию, а через 4 года - Московскую духовную академию и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. В последующие годы преподавал в духовных школах церковную археологию, историю Русской Церкви, пастырское богословие и другие предметы. В 1955-1975 годах отец Алексий назначается заведующим Церковно-археологическим кабинетом, возрождением которого по благословению патриарха Алексия I занимался с 1948 года совместно со студентом IV курса семинарии Константином Нечаевым (будущим митрополитом Питиримом (1926-2003)). Работа в этом музейном собрании стала для отца Алексия делом всей его жизни, предметом его особенного внимания и творческого вдохновения. Заведование ЦАКом и чтение Церковной археологии превращается для о. Алексия в единое целое, в возможность максимально полно служить любимому им церковному искусству. В 1958 году утвержден в должности секретаря Совета академии. Через 2 года был рукоположен во диакона и пресвитера и удостоен ученой степени магистра богословия и звания профессора. В течение трех лет профессор-протоиерей Алексий Остапов был также заведующим сектором заочного обучения. Прожив всего 45 лет, отец Алексий скончался в 1975 г. после непродолжительной болезни. Отец Алексий был добрым христианином и опытным педагогом, искренне любящим и уважающим студентов. И его беседы об облике пастыря несут на себе печать глубокого знания церковных традиций, искренности и горячего желания привить будущим священникам сознание высоты их пастырского служения.

http://pravoslavie.ru/55609.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Тепло — в 30-градусный мороз» 3 мин., 15.01.2018 Зачастую жители России даже не задумываются о том, насколько иным может быть служение православного пастыря в других точках мира. Чтобы немного приблизиться к той специфике, к тому кругу проблем, которыми живут православные священники в других странах, мы решили узнать у них, о чем в этот праздник Рождества Христова им особенно хочется помолиться, поговорить со своими прихожанами, и что их волнует в связи с особенностями того места, где они живут и служат. Об этом наша специальная серия материалов –  О чем молятся на Рождество в мире . Протоиерей Алексей Трубач, настоятель Свято-Троицкого храма в Улан-Баторе, Монголия Главное, о чем хочется попросить Господа в праздник светлого Христова Рождества — чтобы каждый, кто будет молиться вместе со мной в этом храме, получил рождественскую радость, ощутил рождественское тепло и почувствовал себя здесь как дома. Наш храм — единственный православный храм на всю Монголию, и он очень значим для наших православных людей, среди которых не только русские, но и украинцы, и белорусы, и грузины, и сербы, и греки, и американцы, и сами монголы. И мы всеми силами стараемся, чтобы люди, несмотря на 30-градусные морозы, ощутили это рождественское, духовное тепло. Хочется, чтобы наши прихожане, большинство которых находится вдали от своей земной родины, понимали и ощущали, что наша истинная Родина — здесь, где мы собрались для молитвы.    Праздничная служба у нас так же, как и в России, проходит ночью, затем прихожанки накрывают праздничную трапезу. А вечером 7 января мы устраиваем короткую рождественскую вечернюю службу, на которую в основном приходят с детьми, и после службы раздаем рождественские подарки детям. В прошлом году, например, раздали около 100 подарков. Потом после службы мы бьем в колокола и запускаем праздничный салют в честь рождественской Вифлеемской звезды — это наша уже многолетняя традиция. Это действо длится около десяти минут, и для всех это всегда восторг, радость. Икона, подаренная митрополитом Кириллом православному приходу в Улан-Баторе в ходе визита с 7 по 10 июля 2001 г. Источник: Православие в монголии

http://foma.ru/teplo-v-30-gradusnyiy-mor...

При этом замечательно, что πυ означает «стадо мелкого скота» в отличие от γλη), где разумеется крупный скот, и потому всегда соединяется со словами οων или μλων – собственно стадо овец, коз или вообще мелкий скот, который по слабости и беззащитности особенно нуждается в уходе и в том, чтобы кормить и защищать его. В Новом Завете это слово действительно имеет такой смысл. По X главе Иоанна добрый пастырь, ποιμν, овец своих называет по имени (ст. 3), овцы за ним идут, потому что они знают его голос (4 ст.); пастырь добрый так их любит и так самоотверженно заботится об их благополучии и безопасности, что готов душу свою положить за них (ст. 11). По другим местам Нового Завета добрый пастырь, ποιμν, свою любовь к стаду обращает не столько к массе его, но гораздо более к каждой отдельной единице стада, особенно если эта единица нуждается в его заботах и уходе, например если она «заблудилась в пустыне» ( Лк.15:4–7 ), или ушла в страну далече (ст. 11–22), или пропала (ст. 8–10 Мф.11:12–14 ) и т. д.» 27 Таким образом, филологически и экзегетически разобранное слово «пастырь» выражает понятие о попечительной, проникнутой любовью, доходящей до самоотвержения, заботе пастыря о нуждах и преуспеяниях своих пасомых, являющихся объектом его деятельности. Принимая же во внимание, что все обязанности христианина сводятся Апостолом к одной – ходить достойно звания своего ( Еф.4:1 ), а по званию своему христианин должен быть «сыном и наследником царствия Божия» ( Рим.8:17 ); принимая во внимание и то, что православный пастырь становится пастырем не сам по себе и не по начальственному только распоряжению, но по благодатному дару, сообщаемому ему в таинстве священства через преемственное, идущее от Христа и Апостолов рукоположение, и затем действует, пользуясь благодатным даром, сообщенным ему в этом таинстве, мы пастырское служение определяем так: Проходимое пастырями, получающими в таинстве священства специальный благодатный дар, пастырство есть богоустановленное, благодатное, исполненное любви и самоотвержения служение, имеющее своей задачей всяческое попечение о нуждах пасомых с целью содействия устроению согласно с волей Божией их как сынов и наследников царства Божия, жизни на земле и достижению ими вечного спасения на небе, – в конечной цели пастырское служение есть облагодатствованный труд для царствия Божия. 27 Иеромонах Иннокентий. Пастырское Богословие в России за XIX в. Св. Троицкая Серг. Лавра, 1899. С. XXIX–XXXI. Читать далее Источник: Православное пастырство/Протопресвитер Г. И. Шавельский; [Послесл. М. А. Антипова]; Рус. христиан. гуманитар. ин-т. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1996. - с., л. портр. (Серия " Живая традиция " ). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Разделы портала «Азбука веры» Апостольские мужи – ряд церковных писателей, живших в конце I в. — первой половине II в., бывших современниками, самовидцами, учениками, сотрудниками апостолов . К числу апостольских мужей относят: Игнатия Богоносца, апостола из 70-ти Варнаву, сщмч. Климента Римского , сщмч. Поликарпа Смирнского , автора «Послания Варнавы», автора «Пастыря Ермы», и некоторых других церковных писателей. Наиболее важные из их сочинений: Первое послание Игнатия Антиохийского (ок. 115 н.э.), Первое послание Климента Римского (ок. 95 н.э.; так называемое Второе послание Климента представляет собой гомилию, относящуюся примерно к 130 н.э.) и серия видений, известных под названием Пастырь Ермы. В этот ряд обычно включают еще Учение двенадцати апостолов (Дидахе), наставление по нравственности и богослужебной практике; т.н. Послание Варнавы и изящную апологию христианской веры, известную под названием Послание Диогнету . Мученичество Поликарпа (ок. 155 н.э.) обычно замыкает этот ряд. Мужи апостольские Николай Дмитриевич Тальберг Под названием Мужей апостольских известны в Истории Церкви непосредственные ученики апостолов, лично общавшиеся с ними и нередко бывшие их ближайшими сотрудниками. Творения их носят характер писаний апостольских, – и это составляет их отличительную черту. К ним принадлежат: Ап. Варнава. Имя его было Иосия. Апостолы называли его Варнавой, что значит «сын утешения». Он был иудеем рассеяния с острова Кипр, принадлежал к сословию левитов. По преданию он был в числе 70 учеников Спасителя. В христианской Церкви он является действующим на самых первых порах. Он продал свою землю и вырученные за нее деньги положил к ногам апостолов. Он представил Савла апостолам, как чудесно обращенного. Он с Павлом основал Церковь из язычников в Антиохии и являлся ревностным сотрудником его, в проповеди среди евреев рассеяния и язычников. Когда апостолы разошлись на проповедь, то Варнава местом своей деятельности избрал Кипр, где и умер смертью мученика, уже после разрушения Иерусалима в 70 году. Ему приписывается одно послание, которое с самых древних времен было известно под его именем. Он доказывает, что Ветхий Завет должен уступить место Новому и предостерегает уверовавших во Христа от увлечения иудейством. Писал он о путях жизни.

http://azbyka.ru/apostolskie-muzhi

Новости Телевизионной программе «Слово пастыря» исполнилось пятнадцать лет 12.05.2009 19:01 Москва, 12 мая. Уникальной телепрограмме «Слово пастыря» Первого канала российского телевидения, в которой Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращается к многомиллионной аудитории телезрителей, исполнилось 15 лет, сообщает Служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви. Впервые программа вышла в эфир в мае 1994 года, а будущий Патриарх Кирилл, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, стал первым и единственным иерархом Русской Православной Церкви, который еженедельно беседовал с телезрителями. Тематика программ всегда была разнообразна и представляла интерес не только для верующих, но и для самой широкой аудитории. Это и рассказ о смысле православной веры, и история Церкви, и разговор об отношении Церкви к происходящему в стране, в мире, в культуре. С избранием митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси история передачи не закончилась. Пятнадцатиминутные выпуски «Слова пастыря» с проповедями Патриарха по-прежнему появляются в эфире Первого канала каждую субботу в 9 часов утра. Плодом программы стало также издание книги «Слово Пастыря», которая выросла из видеозаписей и цикла бесед передачи в 1994-1996 годах. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Москва, 2 февраля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после своего избрания предстоятелем РПЦ продолжит вести программу " Слово пастыря " , уже без малого 15 лет выходящую в эфир по субботам в девять утра на Первом канале. " Святейший Патриарх планирует и дальше обращаться с архипастырским словом к телезрителям, которым интересно узнать мнение Церкви о самых разных сторонах жизни людей, о происходящих в стране процессах, узнать о смысле вероучения и о событиях церковной истории " , - рассказали корреспонденту " Интерфакс-Религия " в понедельник в Московской патриархии. Таким образом, Патриарх Кирилл станет первым предстоятелем Русской Церкви, который будет еженедельно обращаться к пастве при помощи современных технических средств. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010