Mart. 3. in Gallandi Bibl. T. 6). т) Ираклид, скитский инок, с 402 г. епископ Эфесский, лишившийся кафедры в 408 г. вместе с Златоустом. Писал «Рай», составивший часть Лавсаика Палладиева (Patr. lat. tom. 74). у) Евагрий, Понтянин, ученик св. Григория Богослова , посвященный им в чтеца, а св. Василием в диакона; убегая клеветы, удалился в Иерусалим, и в Нитрийской пустыне, при обоих Макариях, проводил жизнь подвижническую; слушал Дидима; отказался от епископства и умер 406 г. Муж весьма ученый и строгий в жизни, писал весьма много полезного; но потерял многое в мнении многих за свое уважение к Оригену . Известные сочинения его: а) Монах или о жизни деятельной; б) монашеские дела; в) два сочинения об восьми злых помыслах и сочинение о добродетелях; г) духовные мысли по алфавиту; д) еще духовные мысли; е) наставления монахам; ж) мысли для живущих в общежитии; з) мысли для девственниц. Все эти сочинения изданы Галландом in VII tomo Bibl. Patr. Сл. Fabric. Bibl. Graec. IX. 284–286. В сирском и армянском переводах сохранилось гораздо более, нежели в подлиннике. Феодор Эдесский немалое поместил в 100 гл. своих из его сочинения: «Вины монаш. действий» (Neumans Gesch. S. 86. Assem. Bibl. Or. T. 3. f. S. p. 45. Maii collect, auct. 4, 200). ф) Филон, с 401 г. епископ Карпафии (Капрасии), чтó на острове Крите, помощник св. Епифания по управлению († 410 г.). Писал толкование на Песнь Песней (изд. Чиампием Romae 1792 г.), которым пользовался Прокопий Газский (Maii Class. auct. T. 9.). х) Севериан, епископ Гавальский, омрачивший себя кознями против Златоуста, но довольно искусный оратор († 415). Его, а) Шесть слов о творении мира, известные по Шестодневу Экзарха Болгарск. изд. in Combefis. Auctar. 1, 20. Paris. 1672 int. Op. Chrysost. T. 6; б) 88 слов его – в рукописи; из них шесть изданы в 8 и 12 т. Златоустовых сочинений, в том числе и слово о кресте, известное по слав. ркп. Румянц. муз. стр. 538. Пятнадцать слов его, сохранявшиеся в армянском переводе, напечатаны с латинским переводом Venetiis 1827.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4)      К заседанию же 12/XII я привезу свой доклад об отпустах, который у нас намечено с благословения Святейшего Патриарха передать в Академии и Семинарии для руководства наставникам, ведущим церковный устав и Литургику. Кроме того, привезу список Константинопольских патриархов, который по новым научным данным прекрасно сделал наш доцент о[тец] протоиерей Боровой 793 , и список русских первоиерархов, также проверенный нашим проф. Ивановым А. И. 5) По поводу кончины благов[ерной] княгини Анны Кашинской я смотрел «Церковные ведомости» за 1912 г., но никаких данных в связи с открытием ее мощей ни в официальной части, ни в «Прибавлениях» не нашел. Не понимаю, что это значит! Из источников, которые приводите Вы в своем письме, мне кажется более других авторитетным Е. Е. Голубинский 794 . Мне кажется, что можно взять указанную им дату и в скобках указать: по Е. Е. Голубинскому . 6) Статью проф. Муретова «Ренан и его «Жизнь Иисуса» 795 « я прочел. (Кстати, это 112–125 стр., а не 93–106). Но мне она кажется излишне прямолинейной в некоторых случаях, как, напр[имер], в связи с суждениями о картине Ал[ександра] Иванова «Явление Христа народу» или о реалистической неизобразимости Христа. Мне думается, что такая прямолинейность может дойти до противоречия постановлению VII Вселенского собора, в котором говорится, что эти изображения служат «ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова». 7) По поводу выражения в тропаре преп[одобному] Варлааму «на земли летанием...» мне кажется, что здесь всего-навсего надо только заменить слово «летанием» современным ему равнозначащим – «лежанием». «На земли лежанием...» и т.д. Самое выражение это как будто кажется не совсем понятным, но это объясняется тем, что забыто самое «на земле лежание». А ведь это был особый вид иноческого подвижничества, о котором упоминает преп[одобный] Иоанн Лествичник в рассказе о преп[одобном] Мине (сл[ово] 4. гл[ава] 34). Забвение этого вида подвижничества привело к замене выражения «на земли леганием» новым – " низулеганием». Но первое правильнее и в историческом отношении, и в идейно-подвижническом его понимании.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

810 Рукоп. 197, л. 364. Ссылка Даниила на свидетельства «от отческих» указывает на «отечник», или сборник слов и благочестивых изречений разных отцов и подвижников. В современном издании русском отечник называется: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» М. 1845 г. издан. Моск. Дух. Акад. Процитованное здесь Даниилом место находится и в современном издании «отечника. Достопамят. сказ. 3. 811 Рукоп. 197. л. 357. Старчество под названием, «Verba Seniorum» напечатано у Миня. Patr. Curs. complet, ser. lat. tom. LXXIII., pag. 855–1066. Старчество под названием «Древнего Патерика» переведено на русский язык при «Душеполезном Чтении» и издано редакциею его особою книгою. Древний Патерик. Москва. 1874 г. Об общем характере подвижнических сочинений, каковы – старчество, патерики и т. п. можно познакомиться из сочинения П. Казанского : История православного монашества на востоке. А для более подробного знакомства с сказаниями из старчества и из патериков может служить, прекрасным пособием исследование Петрова «О происхождении и составе Славяно-русского печатного пролога. См. также Описан. рукоп. Синод. библ. отд. II, 2, 267–283. 812 Рукоп. 197 л. 353–(не разборчиво). Это самое соображение есть и в Просветителе. Сл. IX, 425. 813 Рукоп. Моск. Д. Акад. 197. л. 360–361. Как вопрос, так и ответ заимствованы из творений св. Анастасия Синаита , патриарха Антиохийского. Подлинник см. Migne, Patr curs complet. ser. graec. tom. LXXXIX. J. Anastasii Sinaitae Quaestio X. p. 431–434. Перевод в процитованном Даниилом месте соответствует подлиннику, исключая двух незначительных пропусков, находящихся в цитате Даниила. Вопросы Анастасия Синайского сделались известными на Руси в глубокой древности. Они находятся в Изборнике вел. князя Святослава от (не разборчиво) года. Описан. рукописей Моск. Син. библиот. отд. II. кн. 2. 363–409. Но м. Даниил пользовался здесь вопросами и ответами Анастасия Синайского чрез сочинения Никона Черногорца. Книга преп. Никона, игумена Черныя горы, изданние Почаевской Лавры 1795 года, половина II, слово 41, л. 310. Почаевским изданием сочинений Никона Черногорца я пользуюсь и во всех других местах своего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Но вернемся к молитве за усопших. Вот, например, поразительный случай, который описывается в древнем житии святителя Григория Двоеслова, папы Римского (который жил еще в VI веке, то есть до разделения Церквей). Он молился не за кого-либо, а за императора Трояна одного из жестоких гонителей христиан и в то же время лучшего по своей справедливости императора, который и христиан-то гнал в силу своей справедливости и уверенности в необходимости исполнения закона. Именно его редкая для Римских императоров справедливость и честность явились для свт. Григория Двоеслова причиной молитвы за него. Троян заступился однажды за бедную беззащитную вдову, находившуюся в отчаянном положении, и свт. Григорий был настолько тронут этим ее поступком, что стал усиленно, с подвигом, молиться за него. В результате ему было открыто, что молитва его принята. Как это понять? Ведь Троян не только не был крещен, но и был гонителем христиан. Но что слышим: " Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Троян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения это крещение слезами " (2). Чьими же слезами? Святого Григория. Вот какова может быть сила молитвы, соединенной с постом! " Хотя это и редкий случай, -поясняет иеромонах Серафим (Роуз), -но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры " (3). Святой Исаак Сирин писал: " Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души " (4). (11, 57) 1. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М. 1892. С. 445. 2. Цит. по: Иеромонах Серафим Роуз. Душа после смерти. М. 1993. С. 173 3. Там же. 4. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 11 Побудь хотя бы сорок дней христианином. Православная Церковь открыла нам великую истину. Она утверждает, что все мы, верующие, составляем один живой организм, а не горох в мешке, где горошины толкаются, да еще больно ударяют друг друга. Мы живые клеточки в живом Теле Христовом. Апостол Павел написал удивительные слова простые, кажется, но имеющие в высшей степени важное значение: " Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны " (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1923...

  45) Сочинения пр. Григория Синаита показаны у Медведева в оглавлении книг, § 52. Синодальной библиот. 172. Жизнь пр. Григория, описанная тем же п. Каллистом, нап. в афонском патерике 1, 348-376. Сл. Заметки поклонника св. горы 142. 143. 46) У Нила Сорского слово 5 о борении со страстьми. 47) Об этом, конечно, дана была грамата монастырю. Но ныне неизвестна она. Известен только хризовул ц. Александра Зографскому мон. 1342 г. о даровании монастырю с. Хонтака близ Струмицы. Изв. ак. 11, 313. Возвратясь в обитель, Феодосий продолжал подвижническую жизнь, отделяя и ночь на молитву. Преподобный наставник дозволил ему проводить безмолвную жизнь в келье. Так он вступил в высший подвиг борения с духами и помыслами. Духи злобы наносили ему много тревог; но он побеждал их твердою молитвою. Случилась и еще нужда монастырская. По поручению наставника, Феодосий снова был у царя Александра и выполнил поручение к утешению старца. Во время последнего пребывания в Тернове один из благородных и богатых людей явился к нему с неотступною просьбою взять его с собою в пустыню. Иначе, говорил он, лишусь жизни. – Это был Роман, впоследствии самый искренний и самый любимый ученик Феодосия. Феодосий взял его теперь с собою и привел к Синаиту. Принятый Григорием, Роман волею аввы послан был на послушания. В его отсутствие скончался пр. Григорий. – Братия усильно просили Феодосия принять на себя звание настоятеля, но он отказался и удалился из обители48). Он предпринял теперь долгое странствование по обителям с желанием слушать наставления опытных людей. Так он был в Солуне и в Месемврии. В последнем месте посещал он скит Антония, где тогда «много было постников, один другого предварявших в жизни добродетельной и проводивших жизнь ангельскую». Затем был он в Константинополе и возвратился в Скрытную обитель. Посетив братию Синаита и поклонившись раке его, вместе с Романом пришел на Эмонскую гору, что близ Месемврии и тут подвизался в посте и молитвах. Но разбойники выгнали его из этого уединения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

О назидательности чтения подвижнических изречений – указывают сами подвижники. Однажды преп. авва Аммон спросил преп. авву Пимена: если будет нужно говорить с ближним, то как тебе кажется – лучше ли говорить с ним о Священном Писании, или лучше об изречениях и мыслях отцов? Старец сказал ему в ответ: если нельзя молчать, то лучше говорить об изречениях отцов, нежели о Священном Писании. Ибо говорить о Священном Писании не мало опасности (алфавитный Патерик. Цитир. по предисловию к Древнему Патерику. М., 1899; чтобы по причине неправильного объяснения из своего невежества или самомнения не впасть в ересь). Подвижники благочестия питали великую любовь и уважение к писаниям св. отцов. О преп. Косме (жил в 6 веке) блаж. Иоанн Мосх повествует в «Луге духовном»: «Во время одного душеспасительного разговора приведено было изречение св. Афанасия, архиепископа александрийского. При этом старец сказал мне: «если встретится тебе слово св. Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, возьми и запиши его на своей одежде». Столь великое уважение питал старец к святым отцам и учителям нашим» (И. Мосх, Луг духовный, гл. 40-я). Не меньшую назидательность, особенно для новоначальных в христианской жизни, имеет чтение и слушание житий святых и подвижников благочестия («плодоносное слово Божие, – пишет святитель Феофан, – за ним отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития святых лучше для начинающих, отеческие писания – для средних, Божие же слово – для совершенных» (Путь ко спасению, стр. 233). Ничто не имеет такого сильного влияния на наше сердце и волю, как пример других людей, добрый или худой. Пример людей, исполненных пламенною любовью к Богу, питает и наше сердце этой христианской добродетелью. «Сближайся с праведными, – говорит преп. Исаак Сирии, – и чрез них приблизишься к Богу» (сл. 57-е). Жизнь святых научает нас, каким образом исполнять заповеди Господни. «Пример святых делает святых». Этот пример мы находим в житиях. Великие подвижники, подобно светилам на тверди небесной, сиянием своей жизни светят нам в нашем земном странствовании и своей пламенной ревностью к Богу пробуждают в нас ревность ко спасению, стремление к высшей духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Сделавшись духовником братии, о. Максим во всем хотел быть примером для братии. Чтобы привести в бездействие телесные страсти и освободиться от лукавых помыслов, он, по Исааку Сирину (сл. 1), искал было полного пустынного безмолвия, но благодать Божия вела его ко спасению другим путем. В 1793 году о. Макарий, по образцу святогорскому, устроил в двух верстах от монастыря, в глуши монастырского леса, пустынные кельи и для своего временного уединения и для других любителей безмолвия. Иеромонах Максим временно также уединялся; но однажды случилось ему быть в пустыне решительно одному; была полночь; Максим стоял на молитве; вдруг за стеною его кельи послышался необыкновенный шум и говор, пустынник потерял присутствие духа, оставил все и прибежал в монастырь; после сего он уже никогда не отходил на пустынное безмолвие. Но недолго пустыннолюбивый инок наслаждался мирной жизнью на Пешноше: в 1805 году ему нужно было расстаться с пустынною обителью и переселиться в столицу. Это было так: митрополит Платон, называя Пешношу училищем благочестия и примером жизни монашеской, уважая ее настоятеля Макария, как мужа опытного в духовной жизни, поручал его ведению многие обители, в которых он должен был заводить общежитие по образцу своей обители и назначать в них настоятелей из своей братии. Понадобился настоятель в московский Сретенский монастырь; из пешношских иеромонахов никто не хотел поступить туда; требование было повторено и, наконец, против желания, был представлен иеромонах Максим, как 218 «старец благопримерной жизни». Смиренный инок смутился и явился лично к преосвященному просить об увольнении. На этот раз владыка показал себя строгим; прошение старца он принял за ослушание и, вместо строительства, послал его в тот же Сретенский монастырь в число братства. Можно понять, как тяжело было для Максима такое испытание; но, по воле Провидения, оно продолжилось недолго. В 1806 году определен был в Верлюковскую пустынь строителем друг его, иеромонах Пахомий; в нем-то и нашел себе утешение скорбевший старец. Явившись к Пахомию, он просил его избавить от шумной столицы и оставить при себе. Пахомий согласился, немедленно отправился к преосвященному и исходатайствовал Максиму не только прощение и указ о переводе в число братства Берлюковской пустыни, но и должность казначея. Здесь о. Максим подвизался с тою же ревностью, как и на Пешноше. Любя безмолвие, он хотел было ископать здесь себе пещеру, но песчаный грунт земли и вода заставили его оставить это намерение; пещера обрушилась и осталась в неизвестности. О. Максим, конечно, думал здесь же, в Берлюках, и окончить свою подвижническую жизнь, но испытание его окончилась: Господь послал ему утешение снова увидеть и переселиться на Пешношу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Святой Евангелист Лука повествует, что при упомянутом ныне посещении Господом этого дома, Марфа занялась угощением вожделеннейшего Гостя, а Мария села у ног Его и внимала слову Его. Марфа заботясь единственно о том, чтобы угощение было самым удовлетворительным, просила Господа, чтобы он повелел Марии помочь ей. Но Господь отвечал: “Марфа, Марфа печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отымется от нее” ( Лк.10:41–42 ). По объяснению святых Отцов, Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг, а Марией – душевный (Бл. Феофилакт и многие другие Отцы). Повесть о настоящем посещении Господом двух сестер читается по установлению Церкви во все праздники Божией Матери. По этим двум причинам, рассмотрение, содержащихся в повести события и учения, должно быть и особенно знаменательным, и особенно назидательным. Марфа была старшей сестрой и представляется Евангелистом, как хозяйка дома. Она принимает Спасителя в дом, она распоряжается угощением, приготовляет пищу, убирает трапезу, приносит блюда. Служение ее – не прерывающаяся деятельность. И телесный труд по старшинству занимает первое место в подвижнической жизни каждого ученика Христова. “Телесным деланиям, – сказал святой Исаак Сирский, – предваряется душевное, как сотворением тела Адаму предварено сотворение души его. Не стяжавший телесного делания не может иметь делания душевного, второе рождается от первого, как колос от посеянного нагого пшеничного зерна” (сл. 56). Телесный подвиг заключается в исполнении евангельских заповедей телесно. Сюда относятся подаяние вещественной милостыни, принятие странных, участие в разнообразных нуждах и страданиях, нуждающегося и страждущего человечества. Сюда относятся целомудрие тела, воздержание от гнева, от роскоши, от увеселений и рассеянности, от насмешек и пересудов, от всех слов, которыми выражается злоба и нечистота сердца. Сюда относятся пост, бдение, псалмопение, коленопреклонения, стояние на молитве в храме и кельи. Сюда относятся монастырские послушания и другие наружные подвиги. Телесный подвиг требует непрерывной деятельности тела, он переходит от одного телесного, доброго дела к другому, а иногда совокупляет в себе и несколько благих деланий, совершая их в одно время. Телесный подвиг постепенно очищает душу от страстей и знакомит ее с духом Евангелия. Евангельские заповеди, будучи исполняемы на деле, мало-помалу передают исполнителю, живущие в них, глубокую мысль и глубокое чувство, сообщают исполнителю Истину, Дух и Жизнь. Телесный подвиг имеет свой предел и конец, эти предел и конец заключаются в решительном переходе подвижника к подвигу духовному. Решительным переходом увенчивается переход постепенный. Служение Марфы окончилось, когда угощение Господа было совершено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

Ваш недостойный брат о Христе грешный иеродиакон Софроний 208 С-11 согласно нумерации G 1 . Письмо написано в ответ на письмо 1 Д. Бальфура от 7 апреля 1936 г. из Афин, куда Бальфур переехал после изгнания его с Афона. См. Приложение II, 1: «Старец не оракул». 216 С-12 согласно нумерации G 1 . Письмо является ответом на письма Д. Бальфура: 2 от 11 мая 1936 г. (см.: Приложение II, 2: «Сам по себе») и 3 от апреля-мая 1936 г. (см.: Приложение II, 3: «Об Иоанне Креста»). 217 С-13 согласно нумерации G 1 . Письмо является ответом на письмо 4 Д. Бальфура от 3 сентября 1936 г. См.: Приложение II, 4: «Дерзайте!». 218 M SB добавл.: «Вам хочется “испытать мучительное ограничение и весь связанный с ним духовный опыт, познание суеты человеческих планов и стремлений, близость смерти, терпение и т. д.” Впрочем, если Вы хотите испытать мое состояние, то я готов сказать οκ οδατε τ ατεσθε ( Мк.10:38 ). “Смертная память есть дар Божий” – “дар Божий” я понимаю еще и в том смысле, что человек сам собою, добровольно на это страдание пойти не может». 220 M SB добавл.: «но вижу, что люблю монашество. Божественный Исаак Сирин неспроста сказал, что один час плача в пустыне дороже пред Богом, чем пользование многих – всего мира (Ср.: Прп. Исаак Сирин . Подвижнические слова. Сл. 41. Сергиев Посад, 1893. С. 180). Не согласился со мною отец Иоанн и в том, что для сохранения и передачи чрез научение следующим поколениям культуры истинного монашества необходимы монастыри, существование которых, быть может, нуждается в материальной поддержке извне, от государства, или от Церкви, или от верующих, или в виде земельного владения, достаточного для материального обеспечения монастыря. Конечно, не только нет необходимости, но и вредно богатство и излишество, что мы встречаем в прошлом. Отец Иоанн полагает, что монахи сами должны благотворить. Подробно писать об этой беседе нет нужды. Впрочем, не все так смотрят, как отец Иоанн Шаховской ». 221 M SB добавл.: «У нас на Афоне в настоящее время, как Вы знаете, нет возможности обеспечить ему хоть сколько-нибудь сносные условия. Я имею в виду крайне тяжелую в моральном отношении атмосферу нашего монастыря в связи со “стилем” и юрисдикциями, а вместе и неспособность наших отцов понять таких людей, как Владимир. Они наложат на него непосильное бремя физической работы в несносной для культурного человека обстановке (низкой до варварства)».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Известный монархист и богослов генерал А.А. Киреев так прокомментировал освободительные реформы императора: " Царь не видит, не понимает того глубокого изменения, которое его законы о равноправии в вере внесли в нашу жизнь. Он смешал понятия равноправность со свободой. Против свободы никто не возражает, но равнопраия в пропаганде совершенно иное дело " Второй пример. Представим себе, что некая очень богатая секта, скупив (законно!) в свободной, демократической стране N. средства информации, стала бы вести массированную пропаганду идей, чуждых и враждебных религиозным убеждениям подавляющего большинства населения этой страны. Как можно было бы оценить этот факт? Как нормальное явление религиозной свободы, равноправия и демократии или, напротив, как свидетельство грубой силы денег и попрания демократии? Очевидно, что предоставление богатой секте равноправия с бедной церковью народа есть не что иное, как попрание демократии (=власти народа!), попрание основного конституционного права - права большинства в решении основных вопросов своей жизни. Права, предоставляемые любой религиозной организации, должны быть, прежде всего, соотнесены законом со степенью ее демократического признания (т.е. признания большинством), в котором выражается социальная правда Лишь в этом случае свобода и равноправие не вступят в конфликт друг с другом, и религиозные свободы будут действительно выражением истинной любви к человеку. Макарий Египетский. Духовные беседы... Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1904. Беседа 15, п. 21,. С.121. Там же, п. 23. Очень удачно степень святости со степенью свободы соотносит блаженный Августин, когда говорит: " Велика свобода - быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить " - Magna est libertas posse non peccare; sed maxima libertas - non posse peccare. Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 28. С. 190. Кант И. Соч.Т.3. М. 1964. С. 478. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: " Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, Бога живого и страшного " . То же говорит и св. Экумений (X в.): " Она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010