Пробудившись от сна, первее всего воздай славу Богу, и призвав Его себе заступление, начни главнейшее свое дело, т.е. молиться в сердце непарительно и чисто, и помолись так с час. Тогда ум сам по себе большей частью бывает тих и немятежен; мы же заповедь имеем, – первейшее и наилучшее Богу приносить в жертву, т.е. свое первомыслие в чистой сердечной молитве неуклонно простирать к Господу нашему Иисусу Христу, – как говорит Св. Нил: «тот молитву свою делает услышанной, кто всегда свое первомыслие, как зрелый плод приносит Богу» (гл. 126). Потом пропой полуночницу. Если же ты, не будучи тверд в совершенном безмолвии, не можешь начать так, как мы сказали, – по этой, или по другой какой причине, как часто случается с теми, кои только начинают еще такое делание, а иной раз, хотя редко, и с теми, кои довольно успели в нем, но еще не достигли совершенства, ибо только совершенные «вся могут о укрепляющем их Христе» ( Фил. 4, 13 ), – так если не можешь, то восстав от сна и восставив, сколько можешь, бодренное трезвение, пой прежде полуночницу, со вниманием и разумением поемого. После сего, сядь и молись в сердце чисто и непарительно, как показано, час один, лучше же, сколько даст тебе Податель благ. Лествичник говорит: «в продолжении ночи большую часть времени посвящай молитве, а меньшую отдавай Псалмопению; днем же устрояй делания свои, сообразно с силами своими» (Сл. 27, 77). Если и после такого себя нуждения подвижнического, все еще будешь одолеваем сонным расслаблением и разленением, встань и напрягись, все держась молитвы, и стараясь, как знаешь, привести себя в бодрственное состояние (Св. Исаак: «выди наружу и походи»). Потом сядь и молись, как написано, всегда со всем тщанием стараясь чистою молитвою с Чистым беседовать Богом. Затем встань, пропой разумно шестопсалмие, пятидесятый псалом, и канон, какой хочешь. После сего сядь опять и с бодренным трезвением искренно помолись полчаса. И опять встав пой хвалитны, обычное славословие и первый час. И затем сотвори отпуст. Читаемое тобою произноси устами своими лишь на столько высоким голосом, чтоб то слышно было ушам твоим: так как и плод устен приносить Богу заповедано нам, всею душой и всею мыслью благодаря человеколюбивого и попечительного о нас, премудрого Бога, по безмерной милости своей сподобившего нас благополучно прейти пучину минувшей ночи, и увидеть светлое поприще настоящего дня, и тепло при сем также молясь и о том, да дарует Он нам безбедно протечь мрачную и свирепую бурю бесов и страстей. 27. Как подобает жительствовать с утра до обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Но, может быть, есть такие, кому нравятся личные несчастья и беды, кому нравится мучиться и страдать? Не думаю. Проблема лишь в том, что человек думает избежать бед, продолжая жить греховной и своенравной жизнью. И вот эта вера в безнаказанность греха и есть самая большая и горькая ошибка большинства «противников закона Божиего». И именно обреченность, ущербность этой веры вызывает сочувствие к таким людям, к их будущему – которое сопряжено с напастями и бедами, а если человек не смирится, не примирится с Богом – то и со смертью души, с вечной мукой , как это ни страшно звучит. Будем помнить о том, что мы не ошибемся, если в той или иной ситуации выберем поступок или слово или суждение, соответствующие Закону Божиему. Не ошибемся и не обманемся, даже если в сам момент принятия решения покажется нам, что мы поступаем совершенно дико и несообразно и… невозможно даже… совершенно в противоречии со сложившимися условиями и правилами… Только бы для поступка нашего или сл о ва, для нашего решения было твердое основание в Законе Божием. И чтобы мы понимали тот или иной закон, тот или иной призыв Господа правильно. Потому что есть еще и другая опасность – так называемая «ревность не по разуму», когда человеку кажется, что он поступает по правде Божией, а на деле он видит не всю полноту этой правды, а только часть ее и поступает не по духу, а по букве, которая, как известно, не животворит, а мертвит. Так как же нам приобрести благословенную рассудительность, как нам в этой сложной жизни действительно руководствоваться Законом Божиим и жить в согласии с ним? Для этого существует то, что можно назвать «образом жизни христианским», и то, о чем просто нужно трубить в наше время, когда почти все верят в Бога, когда большинство – крещено, но вот «образ жизни христианский» почти совершенно утрачен. И речь идет не о какой-то исключительной, аскетической и подвижнической жизни, а о простых и первостепенных правилах, о норме жизни христианской, без которой человек не может понимать Божии Законы правильно и поступать в согласии с ними.

http://pravoslavie.ru/64546.html

7 Есть ещё пятый возможный мотив, – загробный интерес, желание приобрести вечное райское блаженство. Это побуждение, хотя утилитарное в широком смысле, связано опять-таки с предположениями другого порядка, принципиально отвергаемыми современною доктриной пользы. 10 Враги захватили его родной городок, разграбили его имущество, похитили его дочерей, и когда его спросили, что он потерял, Стильпен отвечал: «ничего; всё моё при мне». 11 «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения». Публичная лекция. Казань, 1895 г., стр. 5–6, 11–20. 12 Флп.3:18–20 . Это учение новозаветного откровения создавало в христианах непреложное убеждение, что все христиане, если только они по жизни своей окажутся достойными своего спасителя Христа, освободятся от тления и страдания и будут жить с Богом и царствовать с Ним (1уст. мучен. Apo1og. 1, с. 10). На основании такого убеждения, неизвестный автор Послания к Диогнету, – гл. 5, – писал своему учёному другу-язычнику: «христиане живут на земле, но в действительности они суть граждане неба». 13 Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова. «Великое в малом». Сергея Нилуса. Москва. 1903 г., стр. 108–133. 14 «Движение языка и сердца в молитве суть ключи, а что после сего, то уже есть вход в сокровенные клети. Здесь да умолкнут всякие уста, всякий язык; да умолкнут и сердце – этот распорядитель помыслов, и ум – этот правитель чувств, и мысль – эта быстропарящая и бесстыдная птица, и да прекратится всякое их ухищрение. Здесь да остановятся ищущие, потому что пришёл Домовладыка» (Преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические, сл. 15). Прим. редакции 16 Так как некоторым может показаться невероятной изображённая здесь картина озарения Духом Божиим преп. Серафима и его собеседника, а потому и рассказ Н. А. Мотовилова может быть сочтён вымышленным, то мы считаем полезным сопоставить с ним изображение того же богоозаренного состояния человека, заимствуя его из творения величайшего христианского подвижника 6-го века, преп. Исаака Сирина . Из этого сопоставления видно, что могущие показаться, пожалуй, даже соблазнительными иные подробности рассказа Мотовилова находят для себя подтверждение в собственноручных писаниях знаменитого христианского философа-отшельника.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-t...

Эта положительная добродетель, к которой ведет послушание, — смирение — и полагается в основу здания — насаждения добродетелей «Как строящий чувственный дом известью скрепляет камни, чтобы они не выпадали и дом не рушился, так и созидающий дом душевных добродетелей должен иметь известью — смирение; всякая добродетель, совершаемая без смирения, — не добродетель. О сем сказано в Отечнике: «Как корабль нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия» (Авва Дорофей, поучение 1) 15 . Основание, корень и плод добродетельного подвижнического жительства — смирение; им начинаются, сопровождаются и кончаются все другие добродетели. «Преуспеяние души — преуспеяние в смирении» (Святой Василий Великий, ч. 5, стр. 62). «Если, — говорит преподобный Варсануфий Великий, — не смиришься, то не послушаешь, если не слушаешь, то и не любишь; если не любишь, то и не веруешь; если не веруешь, то и не надеешься» (отв. 228). «Страсти, подобно хворосту, сгорают от духовного огня. Назначаю тебе одно врачевание против страстей: смирение. И Господь сказал: вселюся во смиренных» ( Ис. 57:15 ; отв. 223). Являясь плодом старческого окормления («телесных трудов и послушания в разуме»: авва Дорофей, поуч. 2; Лествица сл. 4, поуч. 54; сл. 25, поуч. 22) чаще всего и скорее всего, смирение само по себе имеет великое достоинство. «Если, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — от одной страсти — гордости, без всякой другой, некто ниспал с неба, то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей взойти на небо?» (сл. 23). «Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели: оно соделывает нас сынами Божиими и без него напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание» (Святой Исаак Сирин, сл. 46; Преподобный Каллист и Игнатий, Добротолюбие, т. 5, стр. 394). «Видел я однажды, — говорит святой Антоний Великий, — все сети врага, распростертые на земле, и со вздохом спросил: кто же избегает их? И услышал голос, говорящий мне: смиренномудрие избегает их, они даже не прикасаются ему» (Достопамятные сказания, стр. 7; Добротолюбие, т. 1, стр. 135; Авва Дорофей поучение 2).

http://azbyka.ru/starchestvo

59, т. II, 67). «Те же, которые совсем не получили такой благодати, т. е. некрещеные, и которые получили ее, но не познали её, такие суть враги Божии. Ибо всякий, кто непричастен божеского естества, т. е. не имеет божественной благодати, плотян есть и не может благоугодить Богу... Благодать Божия безпредельна, всегда с преизбыточеством изливается и никогда не оскудевает... Впрочем, само собою следует, что в том, кто получил благодать, она или умножается, если он подвизается, или умаляется, если понерадит; и если это нерадение продолжится, то мало-помалу она и совсем в нем оскудеет и оставит его совершенно пустым... Оставит, а он долго еще будет думать, что имеет ее. Ибо благодать отходит сокровенно, как сокровенная по естеству и таинственная» (Сл. 5, т. I, 467). Крещение открывает собственно путь к дальнейшему благодатному воздействию. «В божественном крещении мы получаем прощение прегрешений, освобождаемся от прародительской клятвы и освящаемся наитием Святого Духа; но совершенную благодать, как она означается в словах «вселюся в них и похожду» ( 2Кор. 6:16 ), – не тогда получаем. Ибо это есть достояние совершенно утвержденных в вере и доказавших ее делами» (Деятельныя и богословския главы, гл. 83). Преподобный Симеон твёрдо и категорически утверждает: «Если душа не восчувствует, что царствие Божие вошло в нее и воцарилось в ней, нет ей надежды на спасение... Божии знамения, которыя должна иметь душа, царствуемая Богом, суть: кротость, правота, истина, смиренномудрие, благостыня, правда и всякое благоговеинство, и еще – незлобие, человеколюбие, сострадание, любовь нелицемерная, долготерпение, постоянство, благодушие» (Сл. 44, т. I, 356). «Если христианин не приемлет божественной благодати и силы, по мере веры своей; – то хоть он и бдения совершает, хоть спит на голой земле, хоть поет псалмы день и ночь, молится и постится, все же остается неуврачеванным и находится вне части Христовы, как и неверные» (Сл. 12, т. I, 123.). Преп. Симеон полагает знание этого условия в основу подвижнического делания, подчеркивает важность этого знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«В силу веры, прежде всякой добродетели, приходит благодать Божия, как основание всякой добродетели, и уже с помощью благодати Божией всякая добродетель устанавливается в сердце и бывает действенной; так что всякая добродетель, не от благодати Божией бывающая, вменяется у Бога не в настоящую добродетель, потому что такая добродетель не Божия. Бывает, что и демоны наводят на иныя видные добродетели, научая людей казаться целомудренными, милостивыми, кроткими и держа их чрез то в высокоумии и гордости» (Сл. 18, т. I, 167–169). Подвиги . – Конечно, главным предметом наставлений и внушений подвижнического писателя является руководство в подвиге, главной темой, проходящей чрез все его творения, слова апостола: «а иже Христови суть, плоть распята со страстьми и похотьми» ( Гал. 5:24 ) Эти наставления по существу тождественны с аскетической наукой православных христианских подвижников всех веков, и сам преп. Симеон указывает, как на руководителя по этому пути, на преп. Иоанна Лествичника . Поэтому достаточно сделать только краткое обозрение мыслей об этом предмете преп. Симеона. Преподобный резко выступает против тех, кто считает, что в нынешнее время невозможно взойти на верх добродетелей, как это было при апостолах и в первые времена христианства. Желая подвигнуть своих слушателей к духовному усердию, он наоборот внушает: если нынешнее время неравно тогдашнему, то в том смысле, что оно больше того и несравненно удобнее приводит к совершеннейшей вере. Тогда Господь явлен был в уничижении, как подобный всем людям, а ныне Он в славе; истина подавлялась в древнейшие времена многочисленными ересями, а теперь она светит паче солнца от светоносных святых отцов (Сл. 47, т. I, 425). Однако дело спасения требует труда и подвига; иначе спасение недостижимо, как невозможно, если бы кто захотел быть богатым без всякого труда и пота и без всяких забот (Сл. 44, т. I, 360). «Никто из святых отцов, ни прежде приятия благодати Святого Духа, ни по приятии оной, не мог выйти из омрачения душевного и увидеть свет Духа Святого без трудов, подвига и потов, без самопринуждения, самоутеснения и прискорбности»: «царствие Божие нудится» ( Мф. 11:12 ) и «многими скорбями подобает внити в него» ( Деян. 14:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

От чревоугодия неминуемо возникает лютая брань плотской похоти. «Как от семени пота постов произрастает колос целомудрия, – изображает преп. Исаак, – так от сытости – распутство, и от пресыщения – нечистота. Всякая поглощаемая снедь прибавляет собою влаг, и делается естественною в нас крепостью. Если станем разыскивать, то непременно найдем, что одно чрево доводит нас до крушений, бывающих с нами» (Сл. 14, По сему-то убеждает св. отец: «из всех сил борись с чревом, и со всею трезвенностью воздерживай его. Если потрудишься немного, то Господь вскоре будет твоим содейственником» (В 4 Необходимость и значение поста в деятельном христианском благочестии 1 . Пост, по учению св. отцов, есть необходимое условие благочестивой подвижнической жизни; так что аскет – христианин, нарушая его, отрекается тем от самого подвижничества, которое на языке св. отцов вообще называется постничеством. «Если дал ты обет Христу – идти путем тесным и узким, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – то утесняй чрево: потому что, угождая ему и расширяя его, нарушаешь свои условия. Вникни и услышишь, кто говорит: пространный и широкий путь чревоугодия, вводяй в пагубу блуда, и мнози суть входящие им; что узкая врата, и тесный путь поста, вводяй в живот непорочности, и мало их есть, иже входят им ( Мф.7:14 )» (Сл. 14, 2 . Неизбежная необходимость поста в деятельном христианском благочестии открывается из следующих опытов св. отцов-подвижников: «Плоть и дух противоборствуют друг другу», – говорит Василий Великий . Из грубой пищи, наподобие густого облака, выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа, осияющим ум. Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом. Это и значит то самое, что сказал Апостол: в какой мере внешний человек тлеет, в такой внутренний обновляется ( 2Кор.4:16 ), и еще: егда немощствую, тогда силен есмь ( 2Кор.12:10 ) (Твор. св. отц. 1846г, кн. 3, стр. 13). Еще осязательнее доказывает необходимость поста блаженный Диадох : «Сатана, – говорит он, – поскольку не может по причине присутствия благодати возгнездиться, как прежде – до крещения, – в уме подвизающихся, то влетает во влажную часть человека и поселяется в теле, чтобы через удобопослушность его уловлять душу. Почему надлежит иссушать тело в должной мере, чтобы по его влажности ум не поскользался и не падал в приманчивые удовольствия» (Христ. чтен. 1827 г., ч. 28, гл. 82, стр. 79). После всего этого неизбежно заключение св. Лествичника: «Не вводи себя в обман! не освободишься от Фараона и не узришь горней Пасхи, если не будешь всю жизнь вкушать горькие зелья и опресноки. А горькие зелья, это – принуждение и труд поста, и опресноки, это – ненадмевающееся мудрование. Да сольется с дыханием твоим слово того, кто говорит: аз же, внегда стужаху ми демоны, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя прилпе недру души моей ( Пс.34:13 ) (Сл. 14,

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

1 Драхма — единица измерения веса, равная 3,2 грамма. — Прим, переводчика. 2 Франки — традиционное для греческого мира обозначение всех вообще западных христиан. — Прим, переводчика. 3 Здесь и далее выделено автором. 4 Имеется в виду раб, получивший два таланта и приобретший другие два — Ред. 5 В данной главе старец пишет слово «Любовь» с прописной буквы, чтобы подчеркнуть значение добродетели любви. Мы сохраняем правописание автора. 6 Старец говорит здесь о некотором непрерывном процессе, имеющем три фазы: излияние божественной благодати на все творение, благодарение, приносимое за это творением Творцу и ответное дарование благодати творению. — Ред. 7 Старец Иосиф представляет все творение Божие в виде трех частей: бесплотных Ангелов, видимого вещественного мира и человека, занимающего промежуточное положение между ними в силу двусоставности своего естества. — Ред. 8 См.: Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 1. Гл. 11. 9 См.: Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. Сл. 20. С. 305. 10 Полночь обычно соответствует шести часам после захода солнца. — Прим., греческого издателя. 11 В русском издании это слово Восьмидесятое. — Прим., переводчика. 12 См.: Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994. Т. 1. Сл. 20. С. 305. 13 Далее с незначительными поправками стилистического порядка воспроизводится текст девятой главы рукописи старца, уже приведенный выше (см. часть III), начиная со слов: «Как же начать мне похвалу моей Любви?» — и до конца завершающего главу стихотворения. См.: С. 275. — Прим, переводчика. 14 Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. М., 1993. Слово 16. 15 Там же, Слово 8. 16 Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. М., 1993. Слово 39. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3410...

4. Преп. Исаия учит, что нельзя открывать помыслы всем подряд, их необходимо открывать только духовным отцам. Необходимо смиряться перед духовником. Преподобный заповедует, не смущаясь, все открывать авве на исповедании помыслов и все советуемое аввой принимать с верой. 5. Венец подвижнических трудов – покой Божий. Он даруется тому, кто весь прилепляется к Богу. «В ком вселилась любовь к Богу, того ничто мирское не может уже отлучить от Бога» («Добротолюбие», Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Слова преп. аввы Исаии к своим ученикам», Сл. 15, п. 13). 6. Продолжая линию нравственно-аскетического радикализма, основанного на духе Евангелия, преп. Исаия, ссылаясь на учение отцов, высказывает мысль, что христианину невозможно спастись, если он не приобретет отречения от мирского, незлобия, не воздаяния злом за зло, смирения, кротости, человеколюбия, долготерпения, любви, чистоты, непрестанной покаянной молитвы к Богу (Сравни: «Добротолюбие», Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Слова преп. аввы Исаии к своим ученикам». Сл. 23. п. 1). Глава тринадцатая. Преподобный Венедикт Нурсийский §1. Жизнеописание Преп. Венедикт Нурсийский родился около 480 года в итальянском городе Нурсии. Он происходил из знатного рода и соответственно своему положению был отправлен в Рим для получения классического для запада риторико-литературного образования. Римские школы, проникнутые языческим духом, произвели на преп. Венедикта удручающее впечатление. В то время родители преподобного скончались, и он, сопровождаемый своей бывшей кормилицей, благочестивой пожилой женщиной, удалился в Сабинские горы, около Субиако. Тогда ему было около четырнадцати лет. Первоначально преп. Венедикт поселился при храме Св. Петра в городке Еффиди. Скоро местные жители обратили внимание на юного подвижника, и он, оставив кормилицу, тайно покинул то место. По дороге преп. Венедикт встретил монаха Романа. Последний, узнав о желании преп. Венедикта подвизаться по образцу пустынножителей, постриг его в монашество и указал ему пещеру около города Аньо. В той пещере преп. Венедикт начал проходить свое монашеское поприще под руководством отца Романа, тайно приходившего к нему из расположенного неподалеку монастыря. Преп. Роман снабжал юного пустынножителя пищей и всем необходимым. Через три года монах Роман скончался, и положение преп. Венедикта стало опасным. Тогда, по промыслу Божию, пещера преподобного была открыта неким пресвитером, а затем и пастухами, и слава о подвижнике широко распространилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

38 См.: Св. Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Слово 155. § 2; Слово 223. § 2; Слово 248. С. 315, 430, 482. 40 Здесь и далее цитаты приводятся из румынского перевода «Добротолюбия». Он состоит из 12 томов и является самым полным из всех имеющихся на сегодняшний день, поэтому часто бывает невозможно найти в русском «Добротолюбии» места, цитируемые по румынскому «Добротолюбию». Составил его знаменитый румынский богослов, академик прот. Думитру Стэнилоае (1903–1993). 42 «Adeverirea Sfintei Invieri a Domnului si Dumnezeul nostru Iisus Hristos». В переводе название этой книги звучит так: «Доказательство Святого Воскресения Господа и Бога нашего Иисуса Христа». В книгу входит 43 Мысль старца Клеопы лучше выражена в ц.-сл. переводе: Человек в язве сый и ведый терпети болезнь. 57 «Великое правило» («Pravila Маге») – первая на румынском языке книга по церковному праву, напечатана в 1648 году в монастыре Говора. 66 Старец Клеопа употребляет здесь три румынских синонима слова «зависть»: zavistia, pizma, invidia. 67 Имеется в виду «Канон молебный ко Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии», имеющийся в большинстве молитвословов. 68 Ответ на вопрос «Как возможно Богу быть во тьме или сатане» прп. Макарий дает в слове 16, § 5. См. его «Духовные беседы». С. 227. 78 Эта мысль передана в ц.-сл. переводе: постави пределы языков по числу Ангел Божиих. Песни Моисеевы в нашем богослужении называются Песнями Священного Писания. Всего их 9. 83 Книга «Дверь покаяния» («Usa pocäintei») переведена с новогреческого учеником старца Паисия (Величковского) монахом Рафаилом. Подзаголовок её гласит: «Книга весьма умиляющая и душеполезная, содержащая четыре последних человека: смерть, Суд, ад и рай». На русский язык не переведена. 84 См.: Mitrofan, pärintele. Viata repausatilor nostri. (Эта книга является переводом книги монаха Митрофана (Алексеева) «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти». СПб., 1881.) Читать далее Источник: Поучения сердца моего/Архимандрит Клеопа (Илие) ; сост. архимандрит Иоанникий (Бэлан) ; пер. с румын. З. Пейковой. - Москва : Русский Хронограф, 2015. - 383 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010