4. Семенов В.Е., доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой СПбГУ: " Прозреть после Беслана " . 5.  Иерей Артемий Скрипкин, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в РГПУ: " Концепция Всероссийского православного молодежного движения " . 6. Белянова О.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена: " Итоги Межвузовского конкурса " Благодатная педагогика " . 7. Казарина В. Б., руководитель курсов древнерусского шитья в СПбАППО: " Духовное образование в светском вузе " . Секции и круглые столы Секция Национальная школа и традиции православной культуры. 12.30-14.30 Санкт-Петербургская Духовная Академия Доклады 1. Гончаров И.Ф., доктор педагогических наук, руководитель центра " Национальная школа " РГПУ: " Русская школа навстречу Церкви, Церковь навстречу русской школы " . 2. Сокурова О.Б., кандидат педагогических наук, доцент РГПУ: " Пути и формы защиты духовности русского слова в русской школе " . 3. Н. В. Степанова, культуролог: " Преподавания курса русской культуры в русской школе " . 4. М. В. Груздева, преподаватель 411 школы: " Ильин о русском духовном национальном характере " . 5. Т. В. Вождай, преподаватель 411 школы: " Приобщение детей к духовным основам сказки " . 6. С. К. Каинова, преподаватель 411 школы:  " Раскрытие души народа в воспитательно-образовательном процессе " . 7. А. Н. Лысенко, преподаватель 407 школы:  " Приобщение учащихся к духовно-нравственным основам отечественной культуры " . Круглый стол Организация и совершенствование консультативной и огласительной служб на церковном приходе 15:00-17:00 круглый стол " Организация и совершенствование консультативной службы на церковном приходе " . 17:30-19:00 круглый стол " Современная практика оглашения крещаемых на церковном приходе " . 18:00-21:00 заседание методического объединения православных библиотекарей " Опыт работы церковных и школьных библиотек " . 18:30-20:40 Лекция: Русское слово в современном мире: по материалам повести Валентина Распутина " Дочь Ивана, мать Ивана " , О. Б.Сокурова, канд. искусствоведения, СПбГУ.

http://pravoslavie.ru/11349.html

Раскольники, прочитав слова св. Иоанна Богослова ( 1Ин.2:18 ), усиливаются вытолковать, что антихристом назван всякий, отвергающий истинное учение Христа Спасителя. В опровержение такого толкования необходимо выяснить, что «антихрист» в собственном смысле отличается от антихристов – еретиков, которые называются предтечами последнего антихриста: он будет человек греха ( 2Фес.2 ), родится от колена Данова ( Втор.33:22 ; св. Ипполит «слово об антихристе, 1 Андр. Кесар. Толк. На Апокал. Зач.19, л. 410, кн. О вере л. 270), от девицы жидовки скверныя (св. Ипполит, Богосл. Иоанна Дамаскина гл.26, триодь постная, синаксарь в ед. Мясоп., кн. О вере л. 270, св. Ефрем Сирин л. 300) и явится в мире пред вторым Христовым пришествием (триодь постная, синаксарь, св. Кир. Иерус. «поуч. огласительныя» поуч. 15). Раск.: Златоуст в толк. на слова апостола ( 2Фес.2 ) говорит: «что есть отступление? Того самого антихриста отступление», – всякое отступление от истинного учения есть антихрист. В опровержение этого следует прочитать дальнейшие слова св. Злат., который называет антихриста «человеком многих имущим погубите и отставите» – след., Златоуст назвал антихриста отступлением (а не отступление антихристом), употребил вместо собственного имени «деяние», вместо причины – явление. Под антихристом нельзя понимать чувственного человека и потому, возражают раск., что о нем сказано: сядет в церкви Божией, аки Бог (Злат. Бес. на 14 посл. стр. 2312), а Бог восседает в церкви не чувственно, но духовно. Раньше были указаны свидетельства, что антихр. будет человек, явится в мире так же чувственно, как и Христос Спаситель (Иоанн зач. 17); но духовное царствование Спасителя в Своей св. церкви не отрицает его чувственного, во плоти явления в мире, так и царствование (седение) антихриста в церкви не отрицает его чувственного явления. Седение же в церкви должно понимать в смысле властвования: мучительским образом нимало не принадлежащую власть похитит (Бес. св. И. Злат. на Ев. Мф. зач. 17). При этом не должно замывать, что антихрист будет только среди неверовавших истине (2Фес. зач. 275), придет к иудеям (Ин. зач. 17), восстановит их царство (Иппол. слово об ант.). будет почитать их церковь (Ефр. Сир. сл. 105): Сести ему в церкви Божией... не в нашей, но в ветсей иудейстей (Богосл. И. Дамаск. гл. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

апостолов и 14 посланий, 9) св. Игнатия Богоносца , послание к верующим во Христа, 10) св. Иоанна Лествичника , лествица возводящая на небо, 11) св. Иоанна Дамаскина , богословие или обстоятельное изложение православной Христианской веры, 12) св. Иустина мученика разговор с Трифоном иудеянином об истине Христианского закона, 13) св. Дионисия Ареопагита о небесной иерархии, 14) о церковном чиноначалии его же, 15) св. Кирилла Иерусалимского , огласительные и тайноводственные поучения, 16) Иреп. Макария египетского – слова, 17) его же беседы о Христианском совершенстве. 18) Блаженного Августина единобеседование души с Богом, 19) его же св. душеспасительные размышления, 20) его же таинственное богословие, 21) Благовестник или толкование на 4 евангелиста Феофилакта болгарского , 22) житие святых или минеичетии, 23) Пролог или синаксарей, 24) св. Дмитрия Ростовского полное собрание сочинений, 25) полное собрание сочинений Тихона Воронежского, 26) собрание поучительных слов Илии Минятия , 27) Православное исповедание Петра Могилы , 28) Катехизис Прав. восточной кафолической церкви, 29) о должностях пресвитеров приходских 55 , 30) Наставление правильно состязаться с раскольниками, 31) увещание на раскольников, 32) Начертание церковно библейской истории, 33) Начертание церковной истории от библейских времен, 34) Ответы Никифора, архиепископа Словенского на вопросы, предложенные ему старообрядцами, 35) Известие о возникшей в Польше унии, соч. Каменского, 36) о служении и чиноположению Прав. церкви, 37) регламент духовный и 38) кормчая книга. 26 . При составлении церковных библиотек должно быть обращено внимание не столько на умножение книг, сколько на приобретение, хотя не многих, нужнейших. С этою целью покойным Митрополитом Московским Филаретом составлен список книг, разделенный на три отделения, с тем, чтобы на основании указа св. Синода 8 марта 1861 года на первый раз отчасти приобретались в церкви только те книги, которые поставлены в первом отделении сего реестра, а потом постепенно – показанный в следующих двух отделениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобно сему выражается о падшем ангеле, от лица Божия, пророк Иезекииль: свождах его во ад со снисходящими в ров, и утешаху его в земли дольнейшей вся древеса сладости... сниди со древесами сладости во глубину земную (Иез.31:16,18). Пророк назвал падшего ангела фараоном и уподобил его древу сладости; другие ангелы, увлеченные главным падшим ангелом в погибель, также уподоблены древам сладости, по состоянию их до падения. То же место для ада определяет и Священное Писание Нового Завета. Возвещая о нисшествии в ад Своею душою и неразлучным с нею Божеством, Богочеловек сказал: будет Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи (Ср.: Мф.12:40). Объясняя слова Спасителя, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь исполнил это предсказание Свое, " сошед в преисподнюю землю до ада " . Господь, по словам святого апостола Павла, сниде в дольнейшия страны земли, - по русскому переводу: в преисподние места земли (Еф.4:9), а по словам апостола Петра: сущим в темнице духовом сошед проповеда (1Пет.3:19). " Обоженная Душа Христова, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земли воссияло солнце правды, так и для сидящих под землею во тьме и сени смертной воссиял свет " В 14 Огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: " Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Мф.12:40). Рассматривая повесть о Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона послася (Ин.1:2-5). Но он бежал, не ведая будущего: Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я (Ос.13:14). Иона из чрева китова молился, говоря: возопих в скорби моей и из чрева адова вопль мой (Ион.2:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

253 См.: Gregorii Nysseni. De beatitudinibus. 6//PG. Т. 44. Col. 1268. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. О блаженствах. Слово 6//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 444. 254 Irenaei. Contra haereses. 2. 13. 3//PG. Т. 7. Col. 744. Рус. пер.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 140. Кн. II. Гл. 13, 3. 255 γ ου Γρηγορ ου το Παλαμ Συγγρ α μματα. Т. II. Σ. 209. Рус. пер. см.: Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 299. Ср.: Григорий Палама, свят. Триады. С. 312—313. Триада III. Ч. 2, 7. 256 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 176. Кн. 1. Гл. 10. С. 184. Кн. 1. Гл. 14. 257 Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 307. 258 См.: Григорий Нисский, свят. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 17—19. Гл. VI. 259 γ ου Γρηγορ ου το Παλαμ Συγγρ α μματα. Т. II. Σ. 340. Рус. пер.: Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 289. 260 Basilii Magni. Contra Eunomium. I. 10//PG. T. 29b. Col. 533C. Рус. пер.: Василий Великий, свят. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Кн. 1//Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 470. 261 Августин, блаж. О граде Божием. Т. I-IV. Т. I. М., 1994. С. 250. Кн. 5. Гл. 9. 262 Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. I. С. 126. 263 Августин, блаж. О граде Божием. Т. I. С. 251. Кн. 5. Гл. 9. 264 Там же. С. 253. 265 Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. I. С. 126. 266 Там же. 267 Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения тайноводственные. V, 19//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 339. 268 См.: Gregorii Palama. Capita physica, theologica, moralia et practica. 92, 94//PG. T. 150. Col. 1185D, 1188CD. 269 Слова преподобного Симеона Нового Богослова. 79, 2//Симеон Новый Богослов, преп. Творения. Т. 2. С. 318. 270 Григорий Нисский, свят. О жизни Моисея Законодателя. Толкование на жизнь Моисея. С. 34. [П.] 19. 271 Там же. С. 72. [П.] 164. 272 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. С. 343. Гл. 1, 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

114 Настоящее песнопение есть лишь вступление ( προομον ) к кондаку св. Романа на Пятидесятницу, состоящему в полном своем виде из 19 строф: вступления («Егда снизшед») и 18 икосов, их которых первый: «Скорое и известное» вошел в богослужебное чинопоследование Пятидесятницы. Каждая из строф оканчивается словами: Всесвятаго Духа... В статье «Что знаменуют Троицкие цветы?» мы предлагаем опыт славянского перевода 13-го икоса из того же кондака. 115 Мысль этого песнопения та же, что и в стихире «Языцы иногда» (см. выше стихира 14). Темою его, вероятно, послужили слова св. Григория Богослова из слова 41: «Достойно хвалы было и древнее разделение гласов, когда строили столп злонамеренно и безбожно единогласные, ибо единомыслие, нарушенное различием гласов, разрушало и предприятие. Но гораздо достохвальнее разделение, совершенное чудесно ныне: ибо, от единого Духа излиянное на многих, опять возводится в единую гармонию». «Смешение произошло во множестве слушающих, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – второе смешение вместо первого, ко вреду послужившего в Вавилоне. Ибо при том смешении языков было разделение произволений, потому что мысли были богопротивны, а здесь восстановление и соединение в мыслях, потому что взыскуемое было благочестно: что было причиною отпадения, то стало причиною и возвращения». (Огласительное слово 17:17). 118 Славянский текст здесь дает такую мысль: Соедини Себя, Щедре, с желающими Тебя, чтобы всем нам, соединившись, воспевать Тебя и славить Всесвятого Твоего Духа. Мысль греческого текста несколько иная, – а именно: «Как Ты всегда (пребываешь) с Апостолами Своими ( Мф.28:9 ), так и с (нами) любящими Тебя соедини Себя, Щедрый, чтобы и нам, пребывая в единении с Тобою ( συνεμμνοι σοι ), и воспевать, и славить Всесвятого Духа». 121 «Начнем богословие так, – говорит св. Григорий Богослов , – Бе свет истинный, Иже просвещает всякого человека, грядущего в мир ( Ин.1:3 ), то есть Отец. Бе свет истинный, Иже просвещает всякого человека, грядущего в мир, то есть Сын. Бе свет истинный, Иже просвещает всякого человека, грядущего в мир, то есть другой Утешитель. Бе, бе и бе, но бе едино. Свет, Свет и Свет, но единый Свет, Единый Бог . То же самое еще прежде представил и Давид, сказав: во свете Твоем узрим свет ( Пс.35:10 ). И мы ныне узрели и проповедуем ни в чем не излишествующее Богословие Троицы, от Света – Отца прияв Свет – Сына во Свете – Духе» (Слово 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

37 . Окружное послание против обливательного крещения всечестным протоиереем и честным иереем, во Славенской епархии состоящим, Полтава, 1779–1786 гг. [Упоминается в кн.: Соловьев М.Проповеди Никифора Феотоки. С. 72.] 38 . Рассуждение, содержащее причины, доказывающие, что с рукоположенными от униатских епископов поступать надлежит так, как с мирскими. Полтава, 1779–1786 гг. [Упоминается в статье: Н. М.Материалы для истории Новороссийской иерархии. C. 597.] 237 Литература об архиепископе Никифоре 39 . Архиепископ Никифор Феотоки [сведения о жизни]//Четыре огласительных слова к монахине... (15). Троице-Сергиева Лавра, 1997. С. 3–5. 40 . Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования, с 1602 до 1902 г. Сост. Благонравов М., священник. Астрахань, 1902. (Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский – С. 66–71.) 41 . Г [авриил (Розанов)], а [рхиепископ] Т [верской] и К [ашинский]. Очерк повествования о Новороссийском крае, из оригинальных источников почерпнутый. Тверь, Тип. Губ. правления, 1857. – 88 с. (Из «Записок Одесского общества Истории и Древностей». Т. 3. Одесса, 1853. С. 79–129). Опубл. соч. архиеп. Никифора: (16). 42 . Дмитриевский А. А. К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки, в бытность его архиепископом Астраханским и Ставропольским//Астраханские епархиальные ведомости, 1895, 14. С. 365–378. Опубл. соч. архиеп. Никифора: (26), (29). 43 . Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки//Астраханские епархиальные ведомости, 1895, 8. С. 235–244. (Перепечатано в сокращении из «Трудов Киевской Духовной Академии», 1891, 6. С. 334–352.) Опубл. соч. архиеп. Никифора: (19), (26). 44.  Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Ч. 1, 2. М., Русский двор, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. (Статья о Никифоре Феотокисе – С. 233–235.)  238 45 . Жукова Е. В. Греческий просветитель Никифор Феотоки об освобождении Греции//Новая и новейшая история, 2001, 1. С. 211–216.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Георгий 27 марта 2014, 18:04 Нет случайностей на свете,есть только промысел Божий! Слава Богу за всё! Владимир 8 января 2014, 14:10 спаси Господи отец Андрей. желаю этому молодому батюшке оставаться таким всегда, если он совершил Таинство не из корыстолюбия, ничего плохого от этого нет. мы можем философствовать, предполагать, осуждать, но он сдела то, что должен был сделать. Возможно этот поступок послужит примером нам всем. Если у отца возникла такая надобность, он просил, ему отворили, суть не вознаграждении,а в решимости молодого, даже не устоявшегося, не авторитетного батюшки, он, видимо, стал над законом, а не закон над ним. Важн то, что батюшка, не только совершил Таинство Крещения, а может быть и больше,посеял семена любви Божией, включая родителей. Господи спасибо Тебе за то, что подобными чудесами, Ты не даешь нам забыть о Себе, что ты Милостив и Человеколюбив! Евгений 22 сентября 2013, 19:15 Интересная статья. Главный вопрос для меня правильно ли поступил иерей что не отказал из-за того что родители естественно не были на огласительных беседах. Ведь он нарушил церковные нормы это да, но думаю в данном случае он сделал правильно. Сам поиск священника ночью говорит о том, для богача Крещение ребенка было очень важным а не просто ритуалом " потому что все так делают " . В общем рассказ о том, что хорошему священнику надо иметь чутье на ситуации когда нужно поступить и не по канонам или церковным правилам. Светлана Карасёва 16 сентября 2013, 17:51 Случилось всё так, как попустил Господь. Кому-то для науки, кому-то для раскаяния, а кому-то (молодой иерей)в искушение... Пусть каждый делает свои выводы, а мы поняли одно, что нужно откликаться теплее на просьбу ближнего, Господу это угодно. Да, и что дорогие часы на руке Патриарха — не преступление, негоже укорять в богатстве нищего, которому пОдали французскую булку. В конце концов её что, нужно было выбросить что ли? Олег 18 августа 2013, 15:48 Отца Андрея люблю и уважаю. Спаси его Господь! Со мной произошла похожая история. Умирал мой брат, находился в реанимации, в коме. Мать очень хотела его окрестить. Я не возражал, хотя на тот момент был атеистом и гордецом (фу, даже вспоминать противно). Никто брата крестить не хотел, т.к. он был без памяти. Вроде все правильно. Согласился один молодой священник (Храни его Господь!) Как я понимаю теперь, он пошел на нарушение устава. Окрестил моего брата, потом отпевал его, мне сказал два слова, которые я до конца жизни не забуду. После смерти брата я пошел в храм и хожу туда уже четыре года. И жену в храм вожу и детей своих.

http://pravoslavie.ru/56510.html

13 Невменяемость, по учению преподобного Варсонофия Великого, значит: считать себя за ничто, считать себя землею и пеплом, ни с кем не сравнивать себя и не говорить о своем добром деле: «И я это сделал» (Ответы 269 и 610). 14 Святой Иоанн Лествичник говорит: «Поистине великое дело благодушно и мужественно подвизаться в безмолвии... Но без сравнения большее дело – не бояться внешних молв, а средь шума их сохранять неподвижное и небоязненное сердце и, с человеками обращаясь по внешности, внутренно пребывать с Богом» (Слово к пастырю. Гл. 9// Иоанн Лествичник . Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица и Слово к пастырю). Впрочем, сей меры возраста духовного достигают немногие и непросто, а получают ее как воздаяние за многие труды, наипаче же за смирение. И тогда-то, будучи промыслительно вызваны на подвиг служения ближним, могут приносить им великую духовную пользу, сами не вредясь нисколько от сообращения с другими. Таковы и были приснопамятные старцы отец Феодор и отец Леонид, – присовокупим к сему: и преемники отца Леонида – оптинские старцы отец Макарий и отец Амвросий. 19 Эти мать с дочерью, Черкасовы, по переходе старца отца Леонида в Оптину пустынь приехали к нему из Петербурга и, при его содействии, определены были в Калужский женский монастырь, где несколько времени жили и скончались. 21 Приведенные в свое время старцем Амвросием выдержки из святых отцов-подвижников на славянском наречии теперь приведены для более удобного понимания на русском и с указанием их по русскому Добротолюбию. 22 Нелишне заметить, что в монастырях некоторые славянские слова получили право гражданства. Например, делание – дело, работа, занятие; окормлять – управлять, наставлять, руководствовать; прелесть – обман, так как впадшие в прелесть обыкновенно бывают обмануты лукавыми бесами. 27 Прельстились, то есть обманулись. Издание Оптиной пустыни – Лествица. Слово 1, отд. 7. С. 16. 40 См.: Преподобного Феодора Студийского огласительные поучения в русском переводе. Москва: изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1872, С. 334. Поучение 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Святый Димитрий Ростовский так исчисляет адские муки: «Будут тамо терпеть и огнь неугасающий; ибо рекл Христос Спаситель наш: «огнь их не угаснет " _    Лествицы степень 6.    Патерик Печерский. Память преподобного Афанасия совершается 2 декабря.    Патерик Скитский.    Там же.    Там же.    Житие Паисия Нямецкого, параграф 14    Патерик Скитский.    Жена подверглась диавольскому искушению за то, что провела целые шесть недель без приобщения святых Христовых Тайн. При обильном действии Божественной благодати в первенствующей Церкви и такие погрешности, которые ныне кажутся малозначительными, влекли за собою наказание Божие (Деян. 5). Патерик Скитский.    Cassiani collatio VIII. Это очевидно из писаний и многих других святых Отцов.    Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком, не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему «вся царствия вселенныя в часе временне " _    Пр. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лицу Херувимов (Col. VII, cap. VIII). И другие святые Отцы согласны, что он из числа высших ангелов.    «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, вратницы адовы (Иов. 38:17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые Пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исайя, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: «Ты ли еси грядый, или иного чаем» (Мф. 11:3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть: потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: «где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа» (1 Кор. 15:55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное Слово, § 19, по переводу Московской Духовной Академии.    Когда сошел Господь Иисус Христос во ад, устрашились князи адские и возопили: «Возмитесь врата плачевные: взошел Царь славы, Христос».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010