Видя скорбь о тебе родителей, братьев и друзей, смейся над демоном, разными способами подбрасывающим тебе все это. Но удались со страхом и со многим усердием умоляй прилежно Бога, чтобы тебе дос­тичь гавани доброго [духовного] отца 626 . В 7-м Огласительном Слове Симеон сравнивает привязанность к родным с петлей, которую диавол на­кидывает на шею монаха и при посредстве которой тащит его в бездну уныния 627 . Симеон развивает учение о странничестве, которое он понимает как «распятие для мира " ( Гал. 6:14 ) и «желание быть с одним Богом и ангелами и вовсе не возвращаться к чему-либо человеческому» 628 . Вслед за Студитом, который советовал монаху не ходить ни к кому в келлию, кроме игумена 629 , Симеон пишет: «Храни молчание и от всех устраняйся, в чем заклю­чается истинное странничество... И не входи ни к ко­му в келлию, кроме отца твоего по Богу, если только не будешь послан настоятелем ( του τφοεσττος) или благочинным ( διακονιτο) обители». 630 Отметим, что Симеон здесь упоминает и настоятеля, и духовного от­ца, – что отражает опыт его жизни в Студийской обители, – в то время как Симеон Студит скорее отождествляет настоятеля с духовным отцом. Тема смирения, намеченная Студитом, получает развитие у Симеона. Приведя слова своего духовного отца о том, что монаху следует быть как бы вовсе не существующим 631 , Симеон далее восклицает (как он делает и в других местах, когда цитирует Студита): «О блаженные глаголы, которыми возвещается его сверхчеловеческий, ангельский образ жизни!» 632 Симеон го­ворит о смирении как подражании Христу, Который смирил Себя, когда Его обвиняли, будто в Нем бес, будто Он обманщик, любит есть и пить вино ( Мф. 27:63 ; Ин. 7:20 ; Мф. 11:19 ). «То же и блаженный отец наш, я говорю о святом Симеоне, слышал ради нас, скорее же, из-за нас», – говорит ученик об учите­ле 633 . Предельное смирение и сораспятие Христу есть ничто иное как «животворная мертвость», через кото­рую человек становится соучастником славы Христо­вой 634 . Можно заметить незначительные расхождения ме­жду Симеоном и Студитом в отношении некоторых де­талей подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

110 Наследием древнехристианских агап и напоминанием о них теперь служат: 1) обычай раздавать за Литургией Антидор; 2) благословение хлебов за всенощной; 3) трапезные церкви в монастырях и древних русских приходах; 4) освящение плодов 6 августа. 111 При этом необходимо заметить, что, согласно новейшим исследованиям, для оглашенных в первые века христианства существовал особый, специальный вид огласительной службы, более пространной, чем существующий вид Литургии оглашенных, и заключающий в себе чтение Св. Писания, псалмы и молитвы, специально предназначенные для оглашенных. Такая общественная служба, совершаемая по преимуществу Великим Постом, называлась «Тритекти», от слов греч. «τριτο χτη» (τριτη χαι χτη), т.е. ρα. «Третье-шестой час», т.е. служба, приходившаяся по времени на третье-шестой час. 112 Вот схема Климентовой Литургии: 1) Чтение Свящ. Писания. 2) Взаимное приветствие священнослужителя и народа. 3) Проповедь. 4) Ектения диакона об оглашенных. 5) Благословение и молитва епископа над оглашенными. 6) Ектения диакона за одержимых нечистыми духами. 7) Благословение и молитва епископа над одержимыми нечистыми духами. 8) Ектения диакона за просвещенных. 9) Благословение и молитва епископа над просвещенными. 10) Ектения диакона за кающихся. 11) Молитва епископа над кающимися. 12) Ектения диакона за верных. 13) Молитва епископа за верных. 14) Взаимное приветствие молящимися. 15) Принесение Даров к Жертвеннику. 16) Евхаристическая молитва . 17) Преподание мира. 18) Новая ектения диакона. 19) Молитва епископа о причащающихся. 20) «Святая Святым» и «Един свят». 21) Причащение. 22) Благодарственная ектения диакона. 23) Благословение молящихся епископом. 24) Отпустительная молитва. 113 Одним из свидетельств древности Евхаристической молитвы, как основы и средоточия христианского богослужения, является книга «Апокалипсис» и особенно IV гл. 8 – 11, где представлен образ совершения Литургии епископом с пресвитерами и слова молитвенных возглашений. 115 («Прехождах в незлобии сердца моего»… «не прильпе мне сердце строптиво»…) («Заутра услыши глас мой»… «Господи, прибежище был еси нам»… «Милость и суд воспою Тебе, Господи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В отделе разночтений помещаются – в соответствующих местах – также параллельные чтения, встречающиеся в следующих памятниках древнеславянской и древнерусской письменности: в древних списках Евангелия, кирилловских – Остромировом 3 , Галичском 4 , Мстиславом 5 и глаголических – Ассеманиевом или Ватиканском 6 , Зографском 7 и Мариинском 8 , в древних списках Псалтири 9 , в глаголическом сборнике Клоца XI в. (Glagolita Clozianus) 10 , в Супрасльской рукописи XI в. 11 , в Фрейзингенских отрывках 12 , в Изборниках 1073 13 и 1076 гг. 14 , в XIII Словах Григория Богослова 15 , в Пандекте Антиоха XI в. 16 , в Огласительных поучениях Кирилла Иерусалимского по списку XII–XIII в. 17 , в сочинениях древнерусских церковных писателей: пресвитера Илариона 18 , черноризца Иакова 19 , Кирилла епископа Туровского 20 и других памятниках русской и славянской письменности. Тексты основных славянских списков Апостола воспроизводятся совершенно точно, буква в букву, с соблюдением: а) древнеславянских начертаний [%,%] [%, , оу, ы, , , %], б) знаков надстрочных, титлей и знаков препинания, какие употребляются в рукописях. Также палеографически точно приводятся и разночтения, только надстрочные знаки, по типографским соображениям, здесь не удержаны. В основных списках Апостола первых трех редакций я употребляю, согласно с большинством древних рукописей, один знак препинания – точку, а в конце отдельных чтений и глав – четвероточие. В основном списке четвертой редакции, Библия 1499 г. употребляется точка, запятая и точка с запятой, эти же знаки удержаны и в нашем издании. В Толковом Апостале 1220 г., основном списке первой редакции, апостольский текст раздроблен между толкованием по стихам и часто по отдельным словам. Знак препинания я ставлю там, где этого требуют другие древние списки и нынешний печатный текст. Прописные буквы ставлю в начале главы и отдельных апостольских чтениях. Отступление от текста рукописи допущены мною лишь в следующих случаях: 1. Пропущенные или недостающие за утратой соответствующих листов или по другим причинам в каком либо списке места и слова приводятся, в скобках, по другим спискам той же редакции, причем об этих дополнениях каждый раз упоминается в примечаниях, с указанием списка, из которого они взяты.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Поэтому Иисус приемлет на Себя терние, чтобы уничтожить осуждение. Для того погребен и в земле, чтобы проклятая земля, вместо проклятия, прияла благословение. Во время греха облеклись в смоковные листья, потому и Иисус концем знамений дал смоковницу. Ибо, готовясь идти на страдание, проклинает смоковницу, но не всякую смоковницу, а только ту одну (т.е. из листьев которой сделано препоясание в раю), в образе ее, говоря ей: «отныне да не вкушает никто от тебя плода во век» ( Мк. 11:14 ). Осуждение да не уничтожится! И поскольку тогда облеклись в смоковные листья, то приходит во время, когда не было на ней снедного. Кому не известно, что в зимнее время смоковница не приносит плодов, бывает же только покрыта листьями? Ужели же, что знал всякий, того не знал Иисус? Напротив того, Он знал, однакоже приходит, как бы с намерением найти плод, очень зная, что не найдет, но показывая, что смоковница сия образом проклятия служит только по листьям. 19. И поскольку коснулись мы того, что было в раю, то подлинно в удивление приводит меня истинность преобразований. В раю – падение; в вертограде – спасение; от древа – грех, и грех – до древа. По полудни скрылись от ходящего Господа, и по полудни разбойник вводится Господом в рай. Но иной скажет мне: сам вымышляешь? Покажи мне у пророков крестное древо. Если не представишь пророческого свидетельства, то не уверую. Слушай же сказанное у Иеремии и удостоверься. «Аз яко агня незлобивое, ведомое на заколение, не разумех ли?» Читай вопросительно, как я произнес. Ибо как не знать Тому, Кто говорит: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» ( Мк. 26:2 )? – «Аз яко агня незлобивое, ведомое на заклание, не разумех ли?» Какое же это агня? Истолковал нам Иоанн Креститель, сказав: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоан. 1:29 ). «На Мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще». Ведущему помыслы, как не знать того, что будет? И что же говорили они? «Приидите и вложим древо в хлеб Его». А если сподобит тебя Господь, то впоследствии узнаешь, что дело Его, по словам Евангелия, представляло образ хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

14. Равным образом, Иеровоам приносил на алтарь идолам жертву (3 Цар. 13, 4). Рука его сделалась сухою, когда он велел схватить обличавшего его пророка. Но познав на опыте силу сего человека, говорит ему: помолися пред лицем Господа Бога твоего (3 Цар. 13, 6). И вследствие слов сих рука его опять исцелела. Если пророк исцелил Иеровоама, неужели Христос не может исцелить и освободить тебя от греха? Манассия так же был законопреступнейший человек, он распилил Исайю, осквернил себя всеми родами идолослужений, наполнил Иерусалим невинною кровию. Но быв отведен пленником в Вавилон, претерпеваемое злосчастие обратил в целительное покаяние. - Ибо Писание говорит, что смирися Манассия пред лицем Господним, и помолися, и услыша Господь, и возврати его на царство его (2 Пар. 33, 13). Если распиливший пророка спасся покаянием, неужели не спасешься ты, ничего такого не соделавший? 15. Смотри, без причины не отвергай действия покаяния. Хочешь ли узнать, сколь сильно покаяние? Желаешь ли узнать крепкое оружие спасения, и уразуметь, сколь сильно исповедание? Сто восемьдесят пять тысяч (4 Цар. 19, 35) неприятелей исповеданием обратил Езекия в бегство. Велико поистине и это дело, но оно еще малозначительно в отношении к тому, о чем сказано будет. Он же покаянием остановил произнесенное Божественное определение. Во время болезни его, говорит ему Исайя: Заповеждь дому твоему, умреши бо ты, и не будеши жив (4 Цар. 20, 1; Ис. 38, 1) Можно ли после сего ожидать, можно ли надеяться на исцеление, когда пророк говорит: ты умираешь? Однако же не оставил покаяния Езекия но, вспомнив слова Писания: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися (Ис. 30, 15), он обратился к стене, и от ложа простерши мысли к небу (ибо непроницаемость стен не останавливает молитв с благочестием воссылаемых), говорит: Господи, помяни мя (4 Цар. 20, 3). Ибо для того, чтобы исцелеть мне, довольно вспомнить Тебе о мне. Ты не подчинен времени, но Сам Ты законоположник жизни. Не от свойства расположения звезд, как некоторые пустословят, зависит жизнь наша, но Ты Сам по Своей воле располагаешь, кому и когда жить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Отдаляясь от представлений неоплатоников и отделяя понятие и зарождения зла не только от материи, но и от творения в целом, свт. Григорий разделяет понятия «небытия», как чистого «ничто», лишенного всяких качеств, от «небытия», называемого злом и действительно им становящегося в результате удаления от добра 46 . Это положение особенно раскрыто в главе б Огласительного слова: «Различие добродетели и порока представляется не как различие каких-либо двух ипостасных явлений» 47 . Некоторым образом творцом, создателем и изобретателем ( ερτης) зла сделался, по мысли святителя, сам человек 48 . Во всей природе существ не существует зла, «не зависящего от воли, имеющего свое самостоятельное бытие» 49 , но «всякое создание Божие добро и ничтоже отметно», «вся, елика сотвори Бог , добра зело» ( Быт 1. 31 ). Внешние предметы и тело являются только своеобразным «поводом» для греха. Так, именно чувства ( τς ασθσεις) Писание «назвало окнами ( θυρδας), которые пролагают путь для входа смерти» 50 . Чувственность вообще и чувство осязания особенно признаются свт. Григорием сродными бессловесной жизни 51 . Да и само грехопадение человека признается как совершившееся через чувства 52 . В главе 14 О устроении человека свт. Григорий еще раз уточняет, что именно душа, «посредством чувств соединенная с естеством вещественным», является источником «одушевляющей силы», дающей доброе устроение и возрастание телесной природе человека. Последняя, если лишится «жизненной деятельности», получаемой от Бога посредством души, то непременно «кончит движение тлением» 53 . Древо познания добра и зла Древо познания добра и зла определяется свт. Григорием в главе 19 О устроении человека как дающее некий «слитный и смешанный плод, срастворенный из противоположных качеств» 54 . Ссылаясь на Св. Писание, святитель отождествляет по отношению к древу познания понятия «вожделения» ( πιθυμα) и «ведения» ( γνσις): «Бывающее вожделение зла, как и добра, в Писании наименовано ведением добра и зла» 55 . Понятия " πιθυμα«, а также древа жизни и древа познания тесно связаны в богословских построениях свт. Григория. Так, «пожелание добра» есть одновременно «отчуждение зла» 56 , «найти прохладу под сенью древа жизни ( π τν σκιν το ξλου τς ζως) можно лишь тогда, когда вожделение ( πιθυμα) приводит к тому душу» 57 . В отрицательном же смысле «похотение» ( πιθυμα) отождествляется со змеями, святитель говорит также об укусах похотения ( τς πιθυμας τ δγματα), проводя параллель с библейским змеем у древа познания. Говорится также и о «похотении плоти на дух» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Тайноводственное поучение первое К новопросвещенным, на слова из Петрова Соборного первого послания, от сего места: трезвитеся, бодрствуйте (1 Пет. 5, 8), даже до конца того послания. 1. Желал я и прежде, о истинные и вожделенные чада Церкви, беседовать с вами о духовных сих и небесных тайнах. Но понеже точно знал, что зрение паче слуха уверяет, то и ожидал я настоящего времени, дабы найти вас чрез сей искус более приготовленными к слушанию проповедуемого, и тем бы удобнее ввести вас мне в светлейший и благовоннейший цветник сего рая. Да и подлинно вы учинились более способными к принятию сих Божественных таин, сподобясь Божественного и животворного крещения. И поелику должно предложить трапезу совершеннейшего учения, то мы потщимся тому научить вас, дабы вы познали сих таин силу, совершившуюся над вами в оный вечер крещения. 2. Вы сперва взошли в преддверие крестительного притвора, стоя лицом к Западу слушали, по повелению простирали руку, и как бы находящегося тамо сатаны отрицались. Но надлежит вам знать, что в истории Ветхого Завета находится прообразование сего. Ибо когда Фараон, сей жесточайший и бесчеловечный мучитель, угнетал свободный и благородный народ Еврейский, тогда Бог послал Моисея извести их от тяжкого рабства Египетского. И кровию агнца мазаны были праги и подвои дверей, дабы всегубитель прошел мимо домов, имеющих знамение крови (Исх. 12, 22, 28): а таким образом чудесно спасен, был народ Еврейский. Но когда враг преследовал уже освобожденных, и увидел море для них сверхъестественным действием разделившееся, бежал однако поспешно за ними; тогда, внезапно будучи покрыт волнами, потоплен в водах Чермного моря (Исх. 14, 22, 30). 3. Молю тебя прейти от сих вещей древних к новым, от прообразования к истине. Там Моисей, по повелению Божиюо, в Египет пришедший: здесь Христос, от Отца в мир посылаемый. Там Пророк, да изведет из Египта народ угнетаемый: здесь Христос, да избавит человеков, грехом отягощаемых в мире. Тамо кровь Агнца отвратила губителя: здесь кровь Агнца пречистого (1 Пет. 1, 19) Иисуса Христа, соделалась прогнанием бесов. Тот мучитель гнал до моря оных древних людей: и тебя лютый, безстыдный, и началозлобный сей демон, преследовал даже до оных спасительных вод. Тот в море потоплен, а сей в спасительной воде исчезает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

552)  Учение св. Григория. 696–699. Ср. Афанасий Александрийский. О воплощении Слова. 6–8. 553)  Учение св. Григория. 342–360, 372–407, 661–666. 554)  Учение св. Григория. 362, ср. 259, 383–4. 555)  Апостольские постановления. 7.41. Константинопольский собор (381 г.) (Правило 7) предписывает крестить евномиан, желавших примкнуть к Православной церкви, так как в их секте совершали только одно погружение. Ср. Созомен. Церковная история. 6.26. 556)  Амвросий Медиоланский. О таинствах. 28. 557)  В некоторых древних манускриптах это сочинение называется “Большим катехизисом”. 558)  Слово огласительное. 32. 559)  Слово огласительное. 27; ср. Ириней Лионский. Против ересей. 3.18.7. 560)  Слово огласительное. 15–19. 561)  Слово огласительное. 23–24. 562)  Манускрипт, содержащий этот сирийский трактат, до сих пор не опубликован. Английский перевод см. у A. Mingana (Synopsis of Christian Doctrine in the Fourth Century According to Theodore of Mopsuestia//Bulletin of the John Rylands Library. 5 (1918–1920). С. 296–316). Документ был составлен не позднее начала VII beka. 563)  См. Псевдо-Иустин. Вопросы и ответы к православным; Вопросы христиан к язычникам; Вопросы язычников к христианам//PG 6.1249–1490. Согласно G. Bardy (La littérature patristique des “Questiones et responsiones” sur l’Ecriture Sainte//Revue Biblique. 42(1933 г.). C. 211–229), автором Questiones et responsiones ad orthodoxos следует признать Феодорита Киррского. “Вопросо-ответы”. которые приписывают Диадоху Фотики йскому (†468?). и “Диалоги” Симеона Нового Богослова в ряде манускриптов носят неудачное название катехизисов, хотя, строго говоря, никакого отношения к огласительной литературе они не имеют. Огласительные сборники в виде вопросов и ответов получили широкое распространение на христианском Западе как в Средневековье, так и в эпоху Реформации. 564)  A. Mingana. Synopsis… 312. 565)  Апостольские постановления. 5.13–18; Каноны Ипполита. 22. 566)  Златоуст. Слово огласительное. 11.19. Для сравнения, в Мопсуэстии крещение совершалось сразу после отречения от сатаны и первого миропомазания. См. Книга для крещаемых. 14.1.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Ибо если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны мы исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность» (Baptismal Instructions 2. 15–16//Ancient Christian Writers 31. P. 48–49. Рус. пер.: Огласительные беседы св. Иоанна Златоуста //ЖМП. 1972. 5. С. 72). 10 Эта «Книга жизни», как она называется в описываемом обряде, или «Книга Небес» (св. Иоанн Златоуст ), или «Книга Церкви» (Феодор Мопсуестский, см.: Danielou J. Bible and Liturgy. P. 19–23) и есть именно такая книга, которую я предлагаю завести (см. предыдущее примечание). 12 Об экзорцизме см.: Dolger F. J. Der Exorzismus im altchristlichen Taufritual//Studien zur Geschichte und Kultur des Aftertumes. 3, 1–2. Paderborn 1909; Ledercq H. Exorcisme, exorciste//Dictionnaire d " archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1922. T. 5. P. 1. Col. 964–978; Forget J. Exorcisme, exorciste//Dictionaire de theologie catholique. Paris, 1913. T. 5. P. 2. P. 1762–1786; Danielou J. Bible and Liturgy. P. 23–25. 13 Огласительные слова Иоанна Златоуста 2, 14. В ранней Церкви были специальные служители для совершения заклинания злых духов, причем не обязательно имевшие священный сан. «Постановления св. Апостолов» содержат следующее правило: «экзорцист не рукополагается: ибо славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией чрез Христа наитием Святого Духа; потому что получивший дарование исцелений пользуется чрез откровение от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем. Если же нужно, чтобы он был епископом или пресвитером или диаконом, то рукополагается» (8. 26. См.: Ante-Nicene Fathers. 7. 493). 14 См. у св. Иоанна Златоуста : «Завтра в пятницу, в девятом часу вам зададут некоторые вопросы и вы должны будете представить ваш договор (отречение от сатаны и сочетание со Христом) Господу. Я напоминаю вам этот день и час не без умысла. Вы можете извлечь из этого таинственный урок. Ибо в пятницу в девятом часу разбойник вошел в рай; тьма, длившаяся от шестого до девятого часа, рассеялась, и Свет, воспринятый как телом, так и душой, был принят в качестве жертвы за весь мир. Ибо в этот час Христос сказал: «Отче: предаю дух Мой в руки Твои!» И тогда солнце чувственное, узрев Солнце Правды, просиявшее с Креста, отвратило свои лучи (Огласительные слова 11:19). См. также обряд Константинопольской Церкви (Codex Barberini), приведенный Финном (указ. соч. С. 114–118): «отречение от сатаны и сочетание со Христом совершается в Святую Пятницу Пасхи под началом архиепископа в присутствии всех оглашенных, собранных в самой святой церкви...». О проблемах, связанных с моментом «отречения», см.: Finn. Op. cit. P. 88; Jean Chrysostome. Huit catecheses baptismales inedites/Introduction texte critique, trad. et notes de A. Wenger. Paris, 1957. P. 80 ff. (Sources chretiennes; 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Св.ГригорийНисский. Большое Огласительное Слово,15. Киев. 2003. С. 138; св. Григорий Богослов. Слово XIX,13/Творения. T.I. Мн. 2000. С. 359; преп. Исаак Сирин. Слово XLVIII/Слова подвижнические. М. 2002. С.326;  св. Григорий Палама. OмuлuяXVI/Омилии. T.I. М. 2008. С.209. Можно ли предписать Богу закон, которому Он обязан следовать? « Кто познал ум Господа и кто был советником Ему, кто бы научил Его? Или с кем Он советовался и (тот) наставил Его? Или кто показал Ему правосудие? Или кто показал Ему путь разумения? »(Ис. 40,13-14.Пер. Юнгерова.) Так согласно учат все св. отцы. См., например, св. Иоанн Златоуст. Беседа на Пс.6,1/Беседы на псалмы. М. 2005. С. 57-58. «Гнев Божий… есть тягостное чувство воспитуемых. А тягостным чувство делается вследствие наведения невольных тягот… Или ещё: гнев Господень есть прекращене даруемых божественных харизм, которое случается со всяким высокомерным и надменным умом (для его же пользы), хвастающимся дарованными от Бога благами, словно собственными достижениями.» - преп. Максим Исповедник. Вопросоответ к ФaлaccuюLII/Творения. Кн. II.«Mapmuc». 1994. С.174. См. Пс.114,5; Критикуя еретический дуализм гностиков, Климент Александрийский пишет, что Бог потому и правосуден, что благ, и благ Он Сам по Себе, правосуден же из-за нас. – См. «Педагог»  I, 9 - ; Это согласное учение всех св. отцов. Против Ересей III, 19,1/Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель. 1978. С.700-701.  Эту мысль повторят Климент Александрийский (Протрептик, I, 8 - ), св. Афанасий Великий (Слово о воплощении Бога Слова, п.54/Св. Афанасий Великий. Творения. T.I. М.1994. С.260) и св. Григорий Богослов (Слово 29, п.19/Творения. T.I. Мн. 2000. С.518). Слово о воплощении Бога Слова, п.11-16./Св. Афанасий Великий. Творения. T.I. М.1994. С.204-211. Большое Огласительное Слово, 24/Киев. 2003. С.190; Также и у св. АмфилохияИконийского в «Слово против еретиков на текст: Отче, если возможно, да минует меня чаша сия». Омилия 16. «О домостроительстве воплощения Господа Иисуса Христа»/Омилии.

http://bogoslov.ru/article/4790544

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010