В Архангельском соборе в Кремле хранилась чудотворная Смоленская Иоасафовская икона, которую связывали с И. Однако икону, по всей видимости, необходимо датировать XVI в.; вероятно, она принадлежала митр. Иоасафу (Скрипицыну;1555) ( Щенникова Л. А. «Богоматерь Одигитрия Смоленская Иоасафовская» из Архангельского собора Моск. Кремля//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 69-74). 21 нояб. 1640 г. престарелого патриарха соборовали, через неделю И. скончался. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля, у юж. стены, рядом с гробницей патриарха Филарета. В качестве молитвенного вклада о почившем первосвятителе в Успенский собор были переданы блюдо, 20 янв. 1641 г.- книга творений свт. Григория Богослова «из его патриаршии келейной казны». 859 р. было роздано на сорокоуст. 6 мая 1643 г. царь Михаил Феодорович дал по И. заупокойный вклад - 200 р. На гробницу патриарха был изготовлен киот с образами. Чин избрания последующего патриарха - Иосифа начинается с извещения о кончине И., к-рый, «оставя свой святительский престол, отъиде с миром в вечное блаженство, в Небесное Царство». Иерархи, собравшиеся в Успенском соборе для избрания нового Предстоятеля, прикладывались к святыням и к гробницам патриархов Филарета и И., «и над гробом великаго святителя погребальнаго плача песнь, яко долг некий воздающее отцу своему и пастырю за его духовную и неизмеримую ко всем яже о Христе любовь» (ДРВ. Ч. 1. С. 164, 170). В Патриаршем дворце, воздвигнутом в Кремле по повелению патриарха Никона , имелись написанные по его благословению «портреты шести патриархов, бывших со времен Иеремии Константинопольского: первый из них Иов, затем… Филарет, Иоасаф и Иосиф» ( Павел Алеппский. Путешествие. М., 2005. С. 481). Соч.: Память тиуну И. В. Манойлову и поповскому старосте, никольскому попу Панкратию//ААЭ. Т. 3. С. 401-405, 264; Досифей ( Н емчинов), архим. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1858. Ч. 3. С. 263-267 [«Лествица властем»]; Мнение Иоасафа патриарха и всего освященного Собора//ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 372-374; РИБ. Т. 2. Стб. 552-553, 160 [грамота в Сийский мон-рь об Иосифе (Курцевиче)].

http://pravenc.ru/text/578112.html

Сергия, в Москве, в церкви святителя Николая, в Балванском переулке, – икона «Деисус»). Многие из постриженных в Симоновом монастыре сделались игуменами и архимандритами других монастырей, а некоторые возведены были и в святительский сан, и из них особенно просияли святостью жизни преподобные Кирилл и Ферапонт (см. 9 июн. и 27 мая). Чрез пять лет после первой поездки в Царьград, Феодор вторично был послан к патриарху и там, как и в России, снискал себе любовь у предстоятелей греческой церкви; избранный великим князем и благословенный митрополитом Киприаном в архиепископы Ростовские, Феодор в 1390 г. хиротонисан был в Царьграде в этот святительский сан. Изнуренный многими трудами и подвигами, Феодор недолго управлял Ростовской паствой и скончался в 1395 году, 28 ноября; погребен он в Ростовском Успенском соборе, близ входных дверей, у южной стороны. 82 Митрополит Иоасаф происходил из дворянской фамилии Скрипицыных. Сначала инок в обители пр. Сергия, потом ее настоятель, он в 1539 г. был избран в митрополита Московского. Его старания положить предел тем насилиям и грабежам, которые делали бояре Шуйские, навлекли на него страшную ненависть последних. По их проискам, после многих обид и насилий, святитель Иоасаф был сослан в Кириллов монастырь, откуда потом переведен в Св.-Троицкую Сергиеву лавру, где в 1555 г., 27 июля, он и скончался. 83 Максим Грек родился в Албании, в г. Арте; обучался в Париже у известного ученого Иоанна Ласкариса и докончил потом свое светское образование во Флоренции и Венеции. По окончании учения, он пришел на Афон и здесь постригся в монахи в Ватопедской обители, где и получил богословское образование. По приглашению вел. кн. Василия Иоанновича, он прибыл в 1518 г. в Москву для разбора греческих книг, найденных в великокняжеской библиотеке. Ему поручен был не только разбор, но и перевод тех книг, которые окажутся не переведенными на славянский язык; кроме того, на него возложен был труд по исправлению церковно-богослужебных книг. Место для занятий отведено было ему в Чудовом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

14. Иоаким, в 1482–1483 годах. 15. Макарий, с 1483 по 1488 16. Афанасий 1-й, Сук, с 1488 по 1490 17. Симон Чиж, с 1490 по 1495 год, потом митрополит всероссийский. 18. Серапион 1-й, преподобный, переведенный из игуменов Дубенского Шавыкинского монастыря, с 1495 по 1506 год, потом архиепископ Новгородский; из-за ссоры с Иосифом Волоколамским, причем оскорблен был им великий князь Василий Иванович, в 1509 году низведенный с кафедры и подвергнутый отлучению, скончавшийся у Троицы 16 марта 1516 года (местный святой Троицкой лавры). 19. Досифей 2-й, в 1506–1507 20. Памва 1-й, Мошнин, с 1508 по 1515 21. Иаков Кашин, из монахов Троицких, ученик Серапионов, с 1515 по 1520 год. 22. Порфирий 1-й, из пустынников Белозерских, устроивший близ Кириллова Белозерского монастыря собственную пустыню, которая носила название Порфириевой пустыни, поставленный если не в 1520 году, то в самом начале 1521 года (Типограф. лет., с. 373 fin.), за смелое обличение великого князя Василия Ивановича в одном непохвальном деянии удаленный с места в 1524 23. Арсений Сахарусов (Сухарусов), преподобный, из постриженников Троицких и подвижников Вологодских, с 1525 по 1527 год, удалившийся с игуменства для безмолвия опять в пустыни Вологодские, основавший там два монастыря и скончавшийся 24 августа 1550 года (в святцах – Арсений Комельский, по месту кончины его в основанном им Ризположенском монастыре, который, находясь в Комельском лесу, называется по его имени и по лесу Арсениевым 24. Александр, в 1528–1529 25. Иоасаф 1-й, Скрипицын, с 1529 по 1539 год, потом митрополит всероссийский, сведенный с кафедры митрополичьей в 1542 году и скончавшийся у Троицы (после заточения в Кирилло-Белозерском монастыре) неизвестно когда, до 1561 года (принимают, что 27 июля 1555 года). 26. Порфирий 2-й, с 1539 по 1541 год. 27. Алексей, с 1541 по 1543 год, потом архиепископ Ростовский, скончавшийся на покое в Троицком монастыре. 28. Порфирий 3-й, в 1543 году, правивший всего пять недель. 29. Никандр, с 1543 по 1545 год, потом (после удаления с игуменства на покой?) архиепископ Ростовский.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

1078 Царь Иван Васильевич Грозный родилен 25 августа, крещен 4 сентября 1530 г. (П. С. Р. Л. III, 199–Нгр лет. так наз. 2–я и 3-я СПб 1879, стр. 125, П. С. Р. Л. VI, 265, VIII, 273–274, XIII, 1 пол. 48–50, Степ II, 207. Здесь упоминается о восприемничестве преп. Даниила). 1113 Иоасаф Скрипицын был игуменом Троице-Сергиевой Лавры с 1529 г. по 9 февр. 1539 г., когда был посвящен в митрополита Московского. Свержен с кафедры в ночь со 2 на 3 января 1542 г. Скончался в Троицкой Сергиевой Лавре, как принимают, 27 июля 1555 г. Е.Е. Голубинский, История, II, 1, стр. 741 и 743. 1138 Князь Георгий Васильевич родился 30 октября 1533 г, крещен 3 ноября (Π. С. Р. Л. VI, 266, VIII, 280–281, XIII, 1 пол, 66). В указанных местах летописей упомянуто о преп. Данииле, восприемнике кн. Георгия Васильевича. 1151 Макарий был Новгородским архиепископом с 4 марта 1526 г. по 19 марта 1542 г., когда был возведен в митрополита Московского. Скончался 31 декабря 1563 г. 1226 Иларион управлял Даниловским монастырем с 17 июня 1539 г. по 1543 г. В архиве Даниловского монастыря хранится грамота вел. кн. Ивана Васильевича от 17 июня 1539 г. о поставлении в Данилов монастырь архимандритом старца Илариона «Бил ми челом игумен Данило, что он стар и впедь ему в игуменах в том монастыре быть не можно и мне бе его пожаловати – на его место устроити в том монастыре в архимандриты его же Данилова постриженика старца Илариона, и аз игумена Данила пожаловал, на его место устроил старца Илариона». (Добронравова, История Троиц. Данил. мон. Прилож, стр. 19–20). 1234 В архиве Данилова монастыря хранится жалованная грамота вел. кн. Ивана Васильевича от 14 июля 1538 г. Великий князь жалует монастырю село Воргушу вместе с сельцом Троицким и деревней Карповой. Пред тем Воргуша была во владении детей Ивана Немчина. «Село Воргуша что было за Боршком да за Юшком детьми Пилстикова Немчинова» (Добронравов, История Данилова монаст., прилож., стр. 18–19). 1240 В У опущена вся повесть О обретении мощей князя Андрея Смоленского и Повесть чюдна до Наказания святаго к братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Придел преподобного Никона был построен в 1548 и перестроен в 1623 г. Реставрирован в 1930-х-1950-х гг. И.В. Трофимовым и В.И. Балдиным. Маленький кирпичный храмик, до половины высоты стен облицованный белым камнем, принадлежит к типу бесстолпных одноглавых одноапсидных церквей. Его четверик с поясом килевидных нишек вверху завершен ярусом кокошников и луковичной главой. Крупный полукруглый алтарь, а также западный фасад украшены аркатурой на тонких колонках с бусинами. Придел перекрыт коробовым сводом с распалубкой, прорезанной отверстием светового барабана. " Сепапионова палатка " построена по преданию, на месте келии преподобного Сергия, в которой он сподобился видения Пресвятой Богородицы с апостолами. В память об этом на западной стене установлен образ " Явление Божией Матери преподобному Сергию " . Палатка полностью перестроена в 1829 г. В 1950 г. расписана " под старину " . Здесь также погребены другие бывшие архимандриты обители - Святителя Митрополита Иоасафа (Скрипицына) (ск. 1555), преподобного Дионисия (Зобнинского) (ск. 1633), который вместе с троицким келарем Авраамием Палицыным в 1611-1612 гг. писал и рассылал патриотические послания, поднимавшие русский народ на борьбу с польско-литовскими захватчиками. Также палатка является хранилищем монастырских святынь, среди которых правая рука первомученика архидиакона Стефана (ск. 34). Западная паперть, впервые упомянутая в 1584 г., в 1642 г. перекрыта вспарушенным сводом. Здесь сохранились фрагменты росписей XVI в. Под западным притвором собора - усыпальница князей Трубецких и Одоевских с белокаменными надгробиями. " Собор Троицкий и " Серапионова палатка " (отдельно) в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Источники: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. - М., Строийздат, 1999 г. Материалы официального сайта Троице-Сергиеврй лавры " Дом Живоначальной Троицы " . Демидов С.В. " По Троицкой дороге " Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г.

http://sobory.ru/article/?object=03960

Вы бы пожаловали сию святую книгу прочитали и от святыя сея обители не отдали, не продали; а кто сию книгу дерзнет от св. сея обители отдати, или продати, да судится со мною на втором пришествии пред Господом нашим И. Христом» 70 . «Псалтирь (XVI в.) по старце Симоне… говорити ее по всяк день, а душу его поминати» 71 . «Апостол (XVI в.) Ионы, диакона Зуя, a по моем животе в дом Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря». В 1567 г. «Μинею Служебную дал Василий Юрьев – портной мастер» 72 . «Сия книга Псалтирь Марка Матвеева сына Копытова», который был монастырским служкою в 1627 г. В XV в. «дал книгу, глаголемую Козмы Индикоплова вкладу в дом Живоначальныя Троицы… будущего ради покоя Троицкой крестьянин Фома Лукьянов с Москвы, с троицкого загородного двора и подписал своею рукою» 73 – книгу весьма редкой замечательности по рисункам. Иногда книга давалась с определенною целью, напр. с целью исцеления от недугов. Троицкий служка Ондрей Иванов в 1634 году положил в Троицкий Тутонский Монастырь, написанную еще в 1513 году, Минею служебную «преподобному Ксенофонту, Тверскому Чудотворцу, иже имать от Господа благодать целити различные недуги, паче же зубную» 74 . Остававшиеся по смерти монахов книги причислялись к казенным. После ризничего диакона Маркелла осталась Кормчая XVI в. и Каноник 75 . Сохранилась Лествица «старца Сергия» 76 ; Крюковой Сборник XVII в. после смерти Иоасафа Кирьякова (уставщик и библиотекарь Сергиева монастыря) «взят в казну» 77 . После некоторых лиц поступали в состав монастырский целые библиотеки. После сейчас упомянутого Иоасафа поступило 12 книг 132, 140, 153, 248, 252, 336, 449, 456, 528, 632, 790); Иоасафа Скрипицына, митрополита Всероссийского (умер у Троицы 1555 г.) 24 книги 78 75, 81, 94, 95, 98, 101, 131, 160, 165, 210–212, 322, 499, 612, 684, 713, 783, 11 и по описи ο. Леонида 79 l9, Келаря Симона Азарьина (Именно 6, 37, 62, 70, 151, 195, 354, 379, 383, 430, 445, 634, 689, 697, 709, 714, 810–812 и по описи о. Леонида 17, 28, 34; часть II 2, 5, 12, 26, 30, 6, 9, 11, 13, 16, 18, 24, 25, 27, 29, 30, 37, 8, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

609 ...старець Иасаф, еже и бысть митрополит посл. – Речь идет об Иоасафе Скрипицыне, монахе, а с 1529 г. игумене Троице-Сергиева монастыря. Он пользовался особым расположением великого князя Василия III, крестил его сыновей (в 1530 г. – Ивана, в 1532 г. – Юрия), присутствовал при кончине князя и постригал его в схиму (1533). После кончины Елены Глинской в борьбе за власть между князьями Вельскими и Шуйскими примкнул к первой партии. В 1539 г. был избран митрополитом Московским. Церковно-политическая деятельность Иоасафа Скрипицына была направлена против иосифлян, митрополит окружил себя нестяжателями. Не раз «печаловался» Ивану IV за опальных Вельских, что вызвало гнев сторонников Шуйских, которые «мало не убиша» митрополита. В 1542 г., после избрания митрополитом новгородского архиепископа Макария, Иоасаф был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда в 1547 г. переведен в Троице-Сергиев, где умер и похоронен (1555/1556). Иван IV Грозный благосклонно относился к своему крестному отцу, считая его жертвой боярских заговоров, однако в своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь дал негативную оценку поведения опального владыки: «Иоасаф-митрополит у Троицы с крылошаны пировал» (см. наст. изд., т. 11, с. 144–150). 610 ...архимандрит Данила Переславьский и старец Касиян... – Этот фрагмент текста восстановлен по Музейному списку (л. 23 об.), так как Синодальный список Жития Кассиана Босого имеет следы сознательной правки: имя Даниила отсутствует, хотя ниже упоминается какой-то архимандрит, которого великий князь Василий III, как и Кассиана, «великой чести сподобил» и «одарил», причем словосочетание «архимандрита же и» подчищено, но исправления на новое чтение нет; ниже местоимение «ихъ» исправлено на «его». Даниил (в миру Дмитрий Константинов) родился в Переяславле-Залесском около 1459 г., был послушником в Никитском монастыре, в 1482 г. постригся в монахи в Пафнутьево-Боровском. В 90-е гг. XV в. жил в пустыни на реке Рузе, в Никитском монастыре, а затем в переяславском Горицком, архимандритом которого стал в 1521 г. В 1525 г. по повелению великого князя Василия III принял игуменство в основанном им самим переяславском Троицком монастыре, где ввел строгий общежительный устав, выстроил две каменные церкви. В 1539 г. из-за старости и болезни Даниил оставил игуменство и вскоре умер (1540/1541). Даниил был крестным отцом детей великого князя Василия III – Ивана и Юрия. По повелению Ивана IV Грозного и митрополита Макария в 50–60-е гг. XVI в. было написано Житие Даниила Переяславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889-1938), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов ИОАННИТЫ 1) движение в Русской Церкви, связанное с почитанием прот. св. Иоанна Кронштадтского (Сергиева); 2) секта, схожая с сектой хлыстов, исповедовавшая учение о божественном достоинстве Иоанна Кронштадтского (они же киселёвцы) ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда ИОАСАФ (Скрипицын;1555), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывший митрополит всея Руси. ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОАСАФ (кн. Иван (?) Михайлович Оболенский; † 1513), бывш. архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский ИОАСАФ (Скородумов Иван Васильевич; 1888-1955), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический

http://pravenc.ru/rubrics/121724_51.html

Иоасаф Скрипицын был вначале простым монахом, потом, с 1529 по 1539 г., настоятелем Троице-Сергиева монастыря. В 1539 г. он был настолован Московским митрополитом, но пребывал на этой высокой кафедре лишь до 1542 г., когда под давлением боярской клики, в пору малолетства Ивана IV, был насильственно сведен с престола и удален в Кириллов монастырь. В 1547 г. Иоасаф, не без покровительства со стороны митрополита Макария, получил позволение вернуться в Троице-Сергиев монастырь, там он и скончался в 1555 или 1556 г., 26 июня . По своим аскетическим и церковно-политическим воззрениям он был очень близок к нестяжателям, поддерживал тесные отношения со знаменитым Максимом Греком, который благодаря его заступничеству был освобожден из монастырской темницы. Антииосифлянские воззрения Иоасафа очень сильно проявились в составленном им житии архиепископа Серапиона Новгородского и в критических замечаниях о Стоглаве . Его церковные воззрения и отношение к идеологии «Москва — третий Рим» с особенной характерностью выразились в его «Исповедании», где он подчеркивает свою, Московского митрополита, каноническую связь с Константинопольским патриархом . Для своего времени Иоасаф был очень образованным архиереем, у него была собственная библиотека, он участвовал в редактировании Типикона (его богослужебной части), переработка которого производилась в Троице-Сергиевом монастыре. В последнее время историки русской литературы пришли к выводу, что Иоасаф был одним из авторов или даже главным автором западнорусской редакции Хронографа и Никоновской летописи, которая составлена была в середине XVI столетия . Особого внимания заслуживает также Корнилий, настоятель Псково-Печерского монастыря (1529–1570) . В сане игумена Корнилий проявил себя как выдающаяся личность. Он заботился об устройстве монашеского быта, руководил возведением новых строений в монастыре, с успехом занимался христианским миссионерством среди языческого населения Эстонии, много внимания уделял поощрению иконописания в обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/436612/

Собиранием книг святитель Иоасаф занимался даже будучи в Кирилло-Белозерской обители, о чем свидетельствует сравнение содержания его книги с кирилло-белозерскими сборниками. Благодаря этому в митрополичьей библиотеке имеются автографы известных кирилло-белозерских иноков Нила (Полева) и Гурия (Тушина) 440 . Святитель Иоасаф, как считает архиепископ Филарет Черниговский , и сам усердно занимался исправлением книг. Он приводит такую выдержку из одной митрополичьей рукописи: «Божиею благодатию и Пречистая Богородицы помошию переписал житие святых преподобных отец. Писал же с разных списков, тщася обрести правый. И обретох в списках много неисправлена. И елика возможна моему худому разуму, сия исправлял; а яже невозможна, сия оставих, да имущии разум больший нас, тии исправят неисправленная и пополнят недостаточная» 441 . В середине XVI в. настоятель Антониева монастыря в Великом Новгороде игумен Маркелл Безбородый написал службу святым Иоасафу и Варлааму индийским, поводом для чего предположительно могла послужить личность митрополита Иоасафа, получившего в монашестве имя индийского подвижника 442 . В Архангельском соборе Кремля, как указывается, находилась чудотворная икона Смоленской Богоматери, называвшаяся Иоасафовская, которую связывали с именем патриарха Иоасафа I (1634–1640) 443 . Однако, в последнее время было высказано сомнение в правильности этой атрибуции, поскольку икона более древняя, а также в силу других обстоятельств она скорее может быть связана с митрополитом Иоасафом 444 . Скончался митрополит Иоасаф на покое 27 июля 1555 г. в обители своего пострижения – в Троице-Сергиевом монастыре – и был погребен в келии преподобного Сергия 445 . В Валаамском синодике имеется запись рода Симеона Скрипицына, который начинается с имени «митрополита схимника Иосафа» 446 , что позволяет говорить о принятии первосвятителем схимы перед кончиной. Память его отмечена в Лаврском Месяцеслове 447 . Его имя входит в состав Собора Радонежских святых 448 . В 2006 г. при проведении работ в Серапионовой палатке была обнаружена надгробная плита святителя Иоасафа 449 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010