Паки никто же крещает, аще не имать рукоположение – сие же рукоположение бывает от архиереа. Паки никто же может крестити без мира – и сие от архиереа бывает. Убо вся божественная таинства архиерейство действует, и без него ниже жертвеник можаше быти, ниже рукоположение, ниже миро святое, ниже крещение, ниже един христианин. От него же [т. е. от архиерея] убо есть истинное христианство и вся таинства Христова (Гл. 27). «Зане вси дары Божии даются во вся верныя Христианы от благодати, юже имать архиерей, и ни едино таинство дается без архиерейства, сего ради нарицается «архиерей», и именуется от святаго Дионисия «источник всех таинств» (Гл. 35). Отнюдь не церковь , не народ Божий, но епископат в строгом юридическом смысле слова является источником и таинств, и даже истинного христианства! Даже священство лишь причащается благодати епископата; логично было бы выделить и из епископов более и менее освященных, а потом уже и наисвятейшего – такова неизбежная логика иерархических построений; так что не доведенная автором до конца мысль может свидетельствовать о его скудоумии, малодушии или хитрости, но отнюдь не о том, что такой вывод при подобных предпосылках не необходим. Самой большой загадкой является, почему коллеги нашего автора на Востоке (тот же приславший в Москву эту книгу патриарх Паисий, например) считали этот текст не просто православным, но образцом православия. Иначе как богословским одичанием назвать это никак невозможно. Теперь мы должны рассмотреть богословскую аргументацию в пользу этого невероятно высоковознесенного епископского статуса. (А ведь какая ирония в том, что, начав реформу с провозглашения божественности епископата, Никон увидел спустя пять лет конформистское малодушие этого самого епископата, а спустя двенадцать – прямое предательство, так что все те люди, которым одним хватило бы мужества защищать его перед лицом восточных иерархов на Соборе 1666 – 67 гг., были им же самим и умучены!) Итак, в «Скрижали» представлены две линии аргументации положения о божественности епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

35 . МОСКОВСКИЙ XXI, 7262 или от Р. Х. 1654 года, при том же Царе и Патриархе Никоне , о исправлении церковных книг. Смотри в предисловии Патриарха Иоакима к Увету Духовному, напечатанному в 1682 году, лист 20 и след. и книгу Скрижаль. 36 . МОСКОВСКИЙ XXII, в 1655, при том же Царе и Патриархе и о том же. Смотри предисловие к Увету Духовному, листы 38, 39, издание 1682 года. 37 . МОСКОВСКИЙ XXIII, в 1656 году при том же Царе и Патриархе и о том же. Смотри Пращицу Питирима Епископа Нижегородского, лист 154. 38 . МОСКОВСКИЙ XXIV, в 1660 году, Мая 10, при том же Царе, о рассмотрении вин Патриарха Никона . Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, чacmь III, стр. 374. 39 . МОСКОВСКИЙ XXV, в 1665 году, при том же Царе и Патриархе Иоасафе, на Феодора, диакона Московского Благовещенского собора. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, чacmь III, стр. 399. 40 . МОСКОВСКИЙ XXVI, в 1667 году, Декабря 12, при том же Царе и Патриархе, о рассмотрении Никоновых вин и о низложении его. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику издание 2, чacmь III, стр. 401 и VI, стр. 282. 41 . МОСКОВСКИЙ XXVII, в 1667 году, при том же Царе и Патриархе Uoacaфe II, об исправлении книжном. Смотри Свиток при Служебнике Иосифа Патриарха, издание 1668 года. 42 . МОСКОВСКИЙ XXVIII, около 1668 года бывший при том же Царе и Патриархе, на Стефана, Архиепископа Суздальского. Смотри Деяние сего собора в Патриаршей библиотеке между рукописями. 43 . МОСКОВСКИЙ XXIX, в 7180, а от Р. Х. – в 1672 году в Марте, при том же Царе и Патриархе, об учреждении Епархии Нижегородской. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, часть XVIII, стр. 114 и 115. 44 . МОСКОВСКИЙ XXX, в 1674 году, при том же Царе во время междупатриаршества, о переведении Библий Ветхого и Нового Завета вновь с Греческого оригинала 70 Толковников. Историческая о сем записка находится в числе рукописей Новгородской Семинарии. 45 . МОСКОВСКИЙ XXXI, в 1675 году при Царе Феодоре Алексеевиче и Патриархе Иоакиме, о священных церковных облачениях. Смотри Соборное Деяние при Архиерейском Чиновнике, напечатан в 1677 году, и ниже, отделение третье, глава 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Престарелый патриарх чувствовал, что пора его прошла, боялся, что его скоро сменят с патриаршества, и умер с этими горькими мыслями. Исправления при Никоне В патриаршество Никона книжные исправления окончательно получили новый греческий характер. Греки все чаще приезжали в Москву с обличениями. После патриарха Паисия посетил Москву бывший константинопольский патриарх Афанасий и тоже указывал патриарху на разные неисправления. В 1653 году воротился Арсений Суханов и представил царю и Никону записки о своем путешествии, названные «Проскинитарием». Вместо того, чтобы представить отчет о греческих уставах, он описал здесь, как и в статейном списке, одну только практику греческой обрядности, которая действительно была неудовлетворительна, отчасти вследствие мусульманского ига, тяготевшего над греками, отчасти вследствие упадка самой религиозной жизни в Греции. Но его старообрядческие отзывы о греках уже не могли подействовать на патриарха. Занявшись сличением книг, Никон собственными глазами увидел их порчу. В 1654 году в Москве был созван собор и признал исправление богослужебных книг и чинов совершенно необходимым. Решение этого собора вскоре было одобрено и в Греции, на соборе константинопольском. От имени последнего патриарх Паисий прислал в Москву послание с разрешением разных недоумений по части исправлений; послание это в 1655 году было напечатано Никоном при книге «Скрижаль», содержавшей в себе обширное толкование на чин богослужения, переведенное с греческого языка. В том же 1654 году приехал в Москву патриарх сербский Гавриил, а в 1655 году антиохийский Макарий, и тоже приняли участие в исправлениях. Патриарх Макарий вместе с другими восточными иерархами, бывшими в Москве, при обряде православия (1656 г.) в Успенском соборе произнес на двоеперстие осуждение и предал упорных его приверженцев анафеме. Между тем для руководства в книжных исправлениях в Москву отовсюду свозились древние книги. Арсений Суханов , снова отправленный на восток, в 1655 году привез оттуда до 500 древних книг, да около 200 прислали разные восточные иерархи. Начальным 35 человеком по исправлению книг назначен был один из киевских ученых монахов, Епифаний Славинецкий; а помощником его Никон сделал вызванного из заточения Арсения Грека. Самая живая деятельность закипела на печатном дворе; не проходило года, чтобы не издавалось по нескольку вновь исправленных или вновь переведенных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Доселе это послание патр. Паисия и Цареградского Собора было известно только в славянском переводе, напечатанном в прил. к Скрижали патр. Никона Но недавно оно открыто в подлиннике и напечатано как в греческом тексте, так и в русском переводе (Христиан. чтен. 1881. 1. 303–353, 539–595 Отсюда желающие могут подробнее ознакомиться с содержанием этого важного памятника. Это письмо Паисия к Никону напечатано в предисловии к Служебнику, изд. Никоном Время напечатания Скрижали в октябре 1655 г. обозначено в предисловии к этой книге (с. 18 Об этом случае свидетельствует сам Никон в Слове отвещательном, напеч. в начале его Скрижали (л. 10 об.— 11 об. И об этом см. там же (л. 11 об.— 12 об. Никейский митрополит Григорий прибыл в Москву 27 июня 1655 г. (Моск. главн. арх. Мин. инос. дел. Дела греч. Связк. 33. 24 Следовательно, мог присутствовать в москов. Успенском соборе при торжестве православия только в 1656, а не в 1655 г. Там же. Л. 9 об.— 10 Послание напечатано в прил. к Скрижали без означения счета листов. О времени приезда в Москву Молдавского митрополита Гедеона — в Полн. собр. законов. 1. С. 384 Скрижаль. Л. 1–21 А. э. 4. 332 В конце генваря 1656 г. из числа пленных поляков вторично крещен был в Москве с соизволения самого патр. Никона великий гетман Павел Потоцкий, «восприемником его при крещении был тесть государя, и тогда его величество отдал Потоцкому в управление все его земли, оставив у себя в залог его верности только несколько членов его семейства» (Павла Алеппск. Путеш. Макария. Кн. 13. Отд. 11, 14, в т. 2. 237, 255 Павла Алепп. Путешеств. Макария. Кн. 14. Отд. 8, в т. 2. 296–297 Подлинное письмо на славянском языке патр. Макария к Никону из Терговищ находится в Моск. Синод. библ. по каталогу рукописей 1823 г. за 3 Тогда же и такое же письмо прислал Макарий и к царю — Моск. главн. арх. М. и. д. Дела греч. Связк. 35. 24 (у Мурав. Сношен. с Восток. 3. 797 об.— 801 Дополн. к Опис. старопеч. книг гр. Толстова и Царского. 91, 92, 94 Хронологич. указатель славяно-русск.

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

45 Татищ. Ист. ч. 2, стр. 106. Переясл. лет. стр. 31–35. Ник. лет. ч. 1. стр. LII. степ. кн. I. 143. Повесть о вел. госуд. Львова, стр. 118. 46 Бер говорит, что царь Борис Фёдорович хотел завести в России даже университеты, но ему представили, что если настанет разноязычие, то поселится разноверие и прежнее согласие в вере исчезнет. См. Истор. госуд. росс. т. XI примеч. 125. Сказ, соврем, о Самозв. ч. I. стр. 12 и 13. 47 Не говорим уже о той справедливой осторожности, какой водились самые пастыри наши в отиошении к иноверным учителям. Так иезуит Антоний Поссевин предлагал царю Иоанну Васильевичу IV послать несколько молодых людей русских в Рим для обучения. Царь отвечал: «Невозможно избрати таких людей, которые бы по такому делу были годны, а как такие люди обраны будут и впредь таких людей к папе пришлют». См. Др. росс, вивлиоф. ч. VI. 97, 101. Ср. Ист. унии, Бантыш-Каменского, стр. 13–26. Также – Do rebus Moscow. cd. a Slarezewsky inter Hislor. Ruth. Script. Extern., volum. 2 pag. 285. 49 В VII гл. определений этого собора сказано: «Св. собор вменяет в обязанность каждому епископу в его епархии заботиться и употреблять возможные способы, чтобы, кто может, изучал Бож. и свящ. Писания и оказывать посильную помощь, как наставникам, так и желающим учиться». Деян. этого собора в скрижали, изд. патр. Никоном 1656 г. Ср. слова восточ. патр. Паисия и Макария, судивших Никона, в приб. к тв. св. о. 1845. стр. 165. 51 Между противниками просвещения при царе Михаиле Фёдоровиче известен особенно князь Григорий Сангилевич Черкасский. См. очерк. Пассека 5. 202. М. 1840. 52 Сл. пис. дух. чина, ч. 1, изд. 2, стр. 48. Ср. Строева – описание книг Царского, стр. 140. Энцикл. лексик. VII. 424, 425. 54 См. там же. Ср. Церк. ист. пр. Филарета, изд. 1850. ч. IV. стр. 154 прим. 207. Правда у раскольников есть сказание, будто Арсений Грек прибыл в Россию вместе с патр. иерусалимским Паисием, который посещал Россию в 1649 г. (ист. Сол. об. стр. 15, 174, 189). Но в таком случае не мог бы видеть его Олеарий, бывший в России сперва в 1633–1634 г. и потом в 1643г. А принимать Арсения, на которого указывает Олеарий, за одно лицо с Арсением Глухим нельзя без отступления от прямого смысла слов Олеария, который говорит ясно, что «Школа вверена надзору и управлению грека по имени Арсений». Арсений Глухой, хотя знал хорошо греч. язык, но все же был русский и Олеарию не было причины называть его греком. См. пр. к тв. св. о. 1845 стр. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Евангелие же, рукополагаяся, прият на главе своей. Тем и Христос глаголет: веруяй в Мя, реки из чрева его потекут воды живыя 123 . «Иже верует в Мя, потекут из чрева его реки воды светлыя и чистыя». Сие глаголет о действиих Духа, яко же доле являет. Сие же глаголаше о Дусе, егоже имяху прияти верующе в Него. Явно, яко глаголаше Христос о дарованиих Духа, яже имяху прияти, елицы хотяху веровати в Него. И яко благо дать приемлем, а не естество Духа, глаголет ниже: неу бо бе Дух Святый, яко Христос неу прославися. Явно глаголет, яко еще не бе Дух Святый, зане Иисус еще не прославися. И како истинно бе Дух Святый, и есть, и будет по существу ипостаси, и есть источник дарований всех, но еще не бяху дарования Его дана в человеки, ибо еще не бе пришед ко кресту, понеже слава Христова есть крест. Егда заклан бысть Христос нас ради, и умре, и воскресе, и взыде на небеса, тогда сниде Дух, и прияхом благодать. И текут от сердца верных реки даров Божиих, и сие являет мандиа и исповедание веры, висимое на персех его крестом, или енколпиею некоею 124 . Ибо и сие на персех висит за исповедание сердца. Глава 34. Что знаменует жезл, егоже держит архиерей Жезл же, егоже держит архиерей, являет власть Святаго Духа, и укрепителное людей, и паствителное, и еже наставити мощи 125 и наказати непокорныя. Слыши, что глаголет: являет господьство, еже дает архиерею Святый Дух, и хранителное людей, еже пасти и питати духовно словесныя овцы и еже наказати непокоривыя и жестокосердыя: и собирает оныя, елици суть далече от чина добраго християнскаго 126 . Сего ради имать два края верху главы 127 , яже нарицают «рукоятия», да изгонит зверовидныя еретики, да не вредят православныя люди. Еще же являет и крест Христов, имже побеждаем, и стоим известии, и утверждени, и основани в вере, и воинствуем, и влечемся к Христу, умерщвляюще страсти, и изгоняем враги, и есмы хранимы от всякого искушения. Глава 35. Что являет лампада, юже поставляют пред архиереом Еще же и лампада, яже горит пред архиереем, являет сияние благодати Святаго Духа, яже есть во архиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Л. 162. о. Слово сты ць наказании. Нач. Аще бо скота не презримъ в кал грзща. Л. 163 об. п. Въспросъ антиха. в т стго епифани (д.б. Афанасия). Нач. Вопр. Гь бгъ что дл попстилъ е воевати дивол на члвкы. Отв. Да любщеи бга провтс. На Греч. Орр. Athanasii Alex. 1627 г. Т. II. р. 331. и след. На Славянском, в позднейшем переводе, отпечатано в Скрижали, 1656 г., л. 1. и след. по второму счёту листов. В ркп. помещены вопросы с ответами 11. 19. 20. 22. 23. 25. 26 35. 84. и 90. Л. 166 об. па. Слово мирающы внезап. и топающы. Нач. бо что хоще глати мирающы внезап. Оттуда же вопросы 70 и 68. сокращённо. Л. 168. пв. Слово блжнаго евсвь Нач. Лте въ единъ днии. члвкъ превоснесе (д.б. превозс) рек топе. Взято из слова Евсевия Александрийского (на Греч. Spicileg. Rom. Angel. Maii. 1843. Т. IX. р. 664). Л. 169 об. пг. Слово стго ца дениси о желающы (чит. желющи). Нач. Иногда къ стм цю деонисию приидошл хртолюбцы. Составитель слова не Грек. Доказывая, что не должно скорбеть о умерших, он указывает на слова Апос. Павла о Тите 2Кор. 7:6 . и 13., которые только в неправильном переводе могли быть употреблены в доказательство. Радовадомъс и весели быхомъ о преставлении титов. ко покои дхъ его (д.б. пришествием παρουσ – Титовым). Л. 172. пд. Слово сты ць соблазн бсовъстмъ. Иач. Се како бси възмогають на ны слышыте воль бо дл нши погибаемъ лют. Л. 173 об. Слово стго ца ефрма покании. Нач. Иже въ алтырн слышимъ братие блжнаго двда глщи. Л. 175 об. Слово зла т устаго. како по до бно въ црквь прихоти с вро ю. Нач. Цркви нбное (д.б. Церкви земное небо) есть любимии что си вещеи страшне. Л. 177 об. пз . Слово зла т устаго къ вдовьцо и вдовам ъ. Нач. Аще се заповеди слышите вси тако бо т дл м и женъ се слобо есть. Л. 179. пи. Слово зла т устаго дшевни чистот . Нач. Мы бо да навыкнемъ. что иже члвка скверни т . Здесь на л. 180 об. между словами: а еже стыдитс силны и: и с ниже сжени быша пропущены конец 88. и начало 89 слова Св. отца Ефрема о мятеже жития. В последнем слове резко изображается развращение нравов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

записано, что «святейший Никон патриарх московский… пожаловал книжных справщиков Арсения грека да старца Евфимия да Захария Афанасьева велел им свое государево жалование по окладу их прошлого 163 г. сентября с 1 числа марта по 1 число на полгода… выдать». О непрерывности работы справщиков, быть может, говорит также и послесловие триоди: «ничтоже препять усердия и тщания их (царя Алексея Михайловича и патр. Никона), еже к доброму сему делу, исправити и начати, творити же и совершити, ниже вещи недобоносимые о строении и содержании великого государства нашего… ниже сетование смертоносного времени: ниже настоящая брань со враги (т.е. польская война)». Из вышеперечисленных лиц Арсения грека во время морового поветрия в Москве не было, его увез с собою патр. Никон: жалование ему назначено было, кажется, за работу по исправлению служебника (печат. с 1 пар. 1654 г. — 20 сент. 1655 г.. По окончании печатания триоди после морового поветрия (допечатано было 238 ст. 16 дест.) она выпущена была не сразу: в отпечатанных листах нашлись просмотры и ошибки. Часть этих недочетов замечана была, по-видимому, еще во время печатания: в правленом экземпляре против уставного замечания: в конце службы мясопустного недели Евфимий на поле написал — «неделано», в экземплярах триоди 1656 г. листы с этим замечанием (46 и 47) оказываются подклеенными. Недочеты были исправлены, причем содержавшие их листы были вновь перепечатаны: по расходной книге «за неисправление речей переделывано вновь 121 четвертка и на те четвертки пошло бумаги сто сорок пять стоп четыре дести». Окончено было печатание триоди совершенно 17 марта 1656 г. Медленность печатания при окончании в сравнении с его быстротой в начале объясняется тем, что с апреля 1654 г. начали печатать еще 2 крупных издания — служебника (см. выше) и Скрижали (25 апр. 1654 — 30 июля 1656 г.): печатание первой книги, в связи с ее исправлением был особенно хлопотливым и сложным делом.    Таким образом, как видим, исправление постной триоди при патр. Никоне велось внимательно и усердно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

Сицевии бяху и постницы, иже постничествоваша, и умертвиша тело свое воздержанием, Царствия ради небеснаго. Сицевым повелевает Христос и нам быти. Сего ради благословении христиане, да укрепимся и мы тем честным и святым крестом, и да будем усердии к прочему святыя четыредесятницы. Да не любим добрострастия тела нашего, но красоту души нашея да желаем. И да презираем добрострастия мира сего. Добра убо есть и радость мира сего добро видится нам и добрострастие тела. Добр есть и временный сей живот, понеже дар Божии есть: но егда помыслим будущий живот и радость, удобь презираем радости мира сего, егда оградим себе силою честнаго креста, удобь постимся и воздержимся. Зане сей крест есть сила и утвержение всех благих. Тем совершаются вся таинства веры нашея. Тем венчаемся, тем освящаемся. И аще хотят священници служити, и аще хотят архиерее рукоположити, тем честным крестом исполняют вся. Сего ради и мы аще и путешествуем, того да имамы спутника: аще и в дому есмы, того да имамы хранителя: аще и спим, того да имамы наблюдателя. Несть от нас далече, кийждо христианин близ себе имать крест: обаче да несотворит безумно и несмотреливо, якоже творят вяшщии неведуще. Но имать творити и 508 , якоже есть лепо благочестивому христианину. Суть неции, иже овогда на челе своем, овогда на раме своем, овогда начреве своем полагают руку свою, и творят крест свой безумно. Егда полагаеши руку твою первее начеле, таже на десном раме, или налевом, и тогда положиши ю на чреве. Кий крест сотворил еси тогда, понеже той несть крест, но наипаче поругание есть. Но како должен есть творити кийждо благочестивый христианин крест свой. Первее убо да совокупит три своя персты, за Святую Троицу: великий перст, и другия два сущая близ его. Таже первее убо да положит ю начеле своем, второе на чреве своем, третие на правем раме, и четвертое налевом Деяние Собора 1656 года раме. Егда творит тако, тогда знаменует истинный крест. И слышите кий есть разум креста. Егда полагаем руку нашю на челе, таже низводим ю начрево, хощем рещи, яко, Господь наш Иисус Христос Сын Божий бе, и есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Выше я уже говорил, что когда христоподобность привлекают для оправдания столь низменных понятий и практик, весьма сильно страдает само понятие божества. Так именно и происходит у автора «Скрижали», в том числе и в учении о таинствах. Всем известна общепринятая в средневековом латинстве доктрина удовлетворения Божественного гнева жертвой Исуса Христа, основным пороком которой является тот необходимый вывод, что бог 590 столь разозлился на мир, что «сам себя выпорол». У автора «Скрижали» это же заблуждение достигает поистине гротескных форм: поскольку он занимается по преимуществу литургикой, то у него выходит, что бог не только сам себя убил, но и сам себя съел. «Ибо Сам Христос, Сын Божий, изъят Себе дар от нашего смешения и плоти и даде И Богу, положив в недрех Отца, яко от оных недр Той никогда же разлучися, но ту созда сей Дар и паки ту положи И, якоже вкупе создася и дадеся Богу и Отцу. Последи же и на кресте Сам принесе святое Свое тело и пожре» (Гл. 67). Это одно из самых смелых прозрений в истории данной дисциплины. На этом замечании мы должны впервые оставить иронию. Уже о. Никита Добрынин отметил, что в словах из 107 главы Скрижали: « " Начинаемое бо, или преспевающее, или совершаемое – не Бог». Сиречь оно, еже есть начинаемое, или растет, или совершается, несть Бог», – содержится некая хула; суздальский исповедник считал, что это хула на Боговоплощение. С последним соглашаться не следует: однако, насколько не силен был у противников Никона рассудок, настолько же сильна была их интуиция, так что читающий русских полемистов того времени обретет большую пользу, если будет думать своей головой, но видеть их глазами, ибо их взгляд, пожалуй, острее нашего. Итак, разберем этот пассаж: автор «Скрижали» цитирует здесь и повторяет фразу из «Первого Послания к Кледонию» Григория Богослова . В современном русском переводе она звучит так: «Если кто говорит, что Христос стал совершенен чрез дела и что Он, или по крещении, или по воскресении из мертвых, удостоен усыновления (подобно как язычники допускают богов сопричтенных) – да будет анафема: ибо то не Бог, что получило начало или преуспевает, или совершается, хотя и приписывается сие Христу ( Лк.2:52 ), относительно к постепенному проявлению» 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010