В правосл. храмах К. являются символом «света духовного», просвещающего мир. За богослужением К. горят всегда, даже при солнечном свете. В Скрижали говорится, что К. «…знаменует церковь и милость, и просвещение, еже дается во все человечество, ибо лепо есть приносити свет чести ради ко истинному свету Богу, и елей щедрот ради, а масло милости его» (Скрижаль. М., 1656. С. 35). Лит.: Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до XVII ст. СПб., 1853; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Речменский А. И. Собрание памятников церк. старины в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. М., 1913; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой Лавры (до XVIII в.). Сергиев, 1926; Троицкий В. И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII в. Л., 1928. Вып. 1; Овсянников Ю. М. Ново-Девичий монастырь: [Альбом]. М., 1968; Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до нач. XVI века. М., 1983; Bailey D. M. A Catalogue of the Lamps in the British Museum. L., 1996. [Vol.] 4: Lamps of Metal and Stone, and Lampstands; Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М., 1997; он же. Типология церковных светильников XVI-XVII вв.//ИХМ. 2007. Вып. 10. С. 465-489; он же. Новгородская церковная утварь XVI-XVII вв.: типология, стилистические и технологические особенности//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 99-193; он же. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009; Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонгольского периода//Иконостас: Происхождение - развитие - символика: Сб./Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 312-359; Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000 2; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV вв. М., 2000; Костина И. Д. Произведения московских серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; Залесская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства IV-VII вв. СПб., 2006; Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI-XVII вв.//Пространственные иконы: Перформативное в Византии и Древней Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2011. С. 443-473.

http://pravenc.ru/text/1470205.html

23. Сергий, присутствовавший в Мае 1589 г. на соборе об учреждении Патриаршества. Собр. Госуд. rp.II, стр. 99 и 102. 26. Сильвестр упоминается в 1598 году. см. 2 издан. Древн. Рос. Вивлиоф. ч. 7, стр. 112 и 119. При избрании на Царство Бориса Федоровича Годунова он подписал грамоту. Но по Актам археогр. Эксп. 11, стр. 41 на соборе о избрании Царя Бориса значится Новосп. Архимандрит Закхей. 27. Сергий II, 1606 г. послан был в город Углич с Ростовским Митрополитом Филаретом Никитичем Романовым для принесения в Москву св. мощей Царевича Димитрия; умер 1613 г. 28. Евфимий находился в числе посольства, отправленного от Патриарха и Бояр из Москвы к Польскому Королю Сигизмунду III; в 1613 г. он перемещён в Амвросиев Дудин монастырь Игуменом. Акты археогр. Экспед. III; 70. 29. Иосиф I упоминается в 1613 и 1615 году; он подписал грамоту, данную от Российских Архиереев и Бояр, за службу Князю Димитрию Тимофеевичу Трубецкому см. Древн. Рос. Вивлиоф. 2 изд. ч. 7. стр. 219 и ч. 15, стр. 210. Описание Румянц. Музеума А. Востокова, 81. 30. Нифонт II упоминается 1623 г. 31. Митрофан 1629 г. 32 Иона Арзамазский: при нем в 1640 г. начата, а в 1642 г. окончена монастырская каменная ограда. 33. Никон I, из Игуменов Новгородской Епархии Кожеозерской пустыни. В 1649 г. хиротонисан в Митрополита Новгородского; наконец был Патриархом Всероссийским; скончался 1681 г. Августа 17 дня. 31. Никон II с 1649 г., при нем в 1652 г. пожалован Царём Алексием Михайловичем большой колокол. 35. Сергий III, подписавший соборное деяние Июля 2 1656 г., напечатанное в Скрижали Патриарха Никона . 36. Питирим, в 1657. г. хиротонисан в Митрополита Сарского и Подонского; наконец был Патриархом Всероссийским. 37. Иосиф II составивший Вкладную книгу 1658 года. 38. Прохор скончался 1664 года. 39. Иосиф III, 1664 г. Декабря 22 дня, из Тихвинских Архимандритов; в 1674 г. Августа хиротонисан в Митрополита Рязанского. 40. Нифонт III, 1674 г. 41. Макарий Коширянин скончался 1681 г. и погребён под алтарём соборной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

35 . МОСКОВСКИЙ XXI, 7262 или от Р. Х. 1654 года, при том же Царе и Патриархе Никоне , о исправлении церковных книг. Смотри в предисловии Патриарха Иоакима к Увету Духовному, напечатанному в 1682 году, лист 20 и след. и книгу Скрижаль. 36 . МОСКОВСКИЙ XXII, в 1655, при том же Царе и Патриархе и о том же. Смотри предисловие к Увету Духовному, листы 38, 39, издание 1682 года. 37 . МОСКОВСКИЙ XXIII, в 1656 году при том же Царе и Патриархе и о том же. Смотри Пращицу Питирима Епископа Нижегородского, лист 154. 38 . МОСКОВСКИЙ XXIV, в 1660 году, Мая 10, при том же Царе, о рассмотрении вин Патриарха Никона . Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, чacmь III, стр. 374. 39 . МОСКОВСКИЙ XXV, в 1665 году, при том же Царе и Патриархе Иоасафе, на Феодора, диакона Московского Благовещенского собора. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, чacmь III, стр. 399. 40 . МОСКОВСКИЙ XXVI, в 1667 году, Декабря 12, при том же Царе и Патриархе, о рассмотрении Никоновых вин и о низложении его. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику издание 2, чacmь III, стр. 401 и VI, стр. 282. 41 . МОСКОВСКИЙ XXVII, в 1667 году, при том же Царе и Патриархе Uoacaфe II, об исправлении книжном. Смотри Свиток при Служебнике Иосифа Патриарха, издание 1668 года. 42 . МОСКОВСКИЙ XXVIII, около 1668 года бывший при том же Царе и Патриархе, на Стефана, Архиепископа Суздальского. Смотри Деяние сего собора в Патриаршей библиотеке между рукописями. 43 . МОСКОВСКИЙ XXIX, в 7180, а от Р. Х. – в 1672 году в Марте, при том же Царе и Патриархе, об учреждении Епархии Нижегородской. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, часть XVIII, стр. 114 и 115. 44 . МОСКОВСКИЙ XXX, в 1674 году, при том же Царе во время междупатриаршества, о переведении Библий Ветхого и Нового Завета вновь с Греческого оригинала 70 Толковников. Историческая о сем записка находится в числе рукописей Новгородской Семинарии. 45 . МОСКОВСКИЙ XXXI, в 1675 году при Царе Феодоре Алексеевиче и Патриархе Иоакиме, о священных церковных облачениях. Смотри Соборное Деяние при Архиерейском Чиновнике, напечатан в 1677 году, и ниже, отделение третье, глава 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Одна из них – периферийная – христоцентрична. «Архиерей образует Христа, храм же – мира сего чувственаго» (Гл. 15). " И еще архиерей, подражаяй Христа, «Света мира», яко же рече, наставляет всех на истинный путъ, и обогащает я благодатию своею, и влечет к себе оныя, иже последуют ему» (Гл. 35). Это, разумеется, пустая риторика: средневековый архиерей отнюдь не был похож на Христа – т. е. следствий для образа Христа при такой аргументации куда более, нежели для епископа. Рассмотрим некоторые из них: «Сии, иже облачают архиереа, суть яко слузи его и образуют ангелов, иже служима в воплощении. Подражающе убо человецы земнии добрый чин, иже есть на небесех, идут два-два пред архиереем к западным странам. Созади же сих последует архиерей, являяй сим, яко Спас хождаше зело смиренно и нищо в первом Своем пришествии. И яко глаголет Лука, пред лицем Своим посла апостолы, два-два, с ними же бяху и содействоваху ангели» (Гл. 37). Получается, что Христос столь смиренен и нищ был в первом своем пришествии, что выступал не иначе как выслав вперед ангелов и апостолов, наподобие имперских продромов, чему и подражает «ничесо же от себя творящий» епископ, имеющий слуг исключительно в подражание Христу, а то какой же, в самом деле, Христос и без сослужения ангелов? «И кая есть молитва от всех, яже лепа есть вящши от прочих по Евангелии? Молитва оная, яже подобает за оныя, иже хранят Евангелие, иже подражают человеколюбие Христово, Его же знаменует Евангелие. И кии суть сии? Началницы Церкве, пастырие людей, они, иже устрояют жителство. Ибо сии, аще хранят приказание, и хранят добре заповеди Божия, яко же глаголет апостол, и лишение Христово исполняют, по Христе пасут стадо Его, сиречь люди...» (Гл. 94). Смиренные епископы – не власти, не корысти, упаси Боже, ради, но только в подражание умалению, смирению, истощанию Христову – властвуют и начальствуют, пасут овец (не своих, конечно же, но Его), являясь тем самым Его образами и Его наместниками, теми, за кого следует молиться в первую очередь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Паки никто же крещает, аще не имать рукоположение – сие же рукоположение бывает от архиереа. Паки никто же может крестити без мира – и сие от архиереа бывает. Убо вся божественная таинства архиерейство действует, и без него ниже жертвеник можаше быти, ниже рукоположение, ниже миро святое, ниже крещение, ниже един христианин. От него же [т. е. от архиерея] убо есть истинное христианство и вся таинства Христова (Гл. 27). «Зане вси дары Божии даются во вся верныя Христианы от благодати, юже имать архиерей, и ни едино таинство дается без архиерейства, сего ради нарицается «архиерей», и именуется от святаго Дионисия «источник всех таинств» (Гл. 35). Отнюдь не церковь , не народ Божий, но епископат в строгом юридическом смысле слова является источником и таинств, и даже истинного христианства! Даже священство лишь причащается благодати епископата; логично было бы выделить и из епископов более и менее освященных, а потом уже и наисвятейшего – такова неизбежная логика иерархических построений; так что не доведенная автором до конца мысль может свидетельствовать о его скудоумии, малодушии или хитрости, но отнюдь не о том, что такой вывод при подобных предпосылках не необходим. Самой большой загадкой является, почему коллеги нашего автора на Востоке (тот же приславший в Москву эту книгу патриарх Паисий, например) считали этот текст не просто православным, но образцом православия. Иначе как богословским одичанием назвать это никак невозможно. Теперь мы должны рассмотреть богословскую аргументацию в пользу этого невероятно высоковознесенного епископского статуса. (А ведь какая ирония в том, что, начав реформу с провозглашения божественности епископата, Никон увидел спустя пять лет конформистское малодушие этого самого епископата, а спустя двенадцать – прямое предательство, так что все те люди, которым одним хватило бы мужества защищать его перед лицом восточных иерархов на Соборе 1666 – 67 гг., были им же самим и умучены!) Итак, в «Скрижали» представлены две линии аргументации положения о божественности епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

И исправих ими елико поспешествовася мне. С ними же и сию настоящую книгу, юже глаголю Скрижали духовныя, или откровение таин церковных, по умолению нашему посланную от Паисия Вселенскаго Патриарха в лето 7161-е, юже вскоре и превести повелех с греческа языка на славенский, и печатным тиснением издати. К ней же и иныя подобающия вещи, такоже превести повелех с греческа языка на славенский, печатным же тиснением издати повелех, якоже слово премудрейшаго иподиакона Дамаскина Студита о Кресте. В нем же изложено яко треми первыми персты десныя руки изображати подобает всякому христианину на лице своем знамение креста во образ Святыя единосущныя и равнославныя Троицы, но новое сие и неприятное Церкви предание, еже печатаное глаголю московския печати, во Псалтирях со возследованием, в предисловии тоя Псалтири, лист 35 и в прочих. Еже глаголю Феодориту и Максиму Греку предати: о его же ми достоит ныне и изложити мудровании, якоже печатано тамо, како он мудрствует. Три персты равно имети вкупе повелевает: великий, иже глаголется палец, да два последних, и прочия тамо чтый да разумеет: в них же полагает Святыя Троицы таинство. Два же перста, вышний указателный, да средний великий вместе сложити, и простерти. Великий убо перст имети глаголет мало наклонно. Им же образует два естества Христова: божество и человечество; Бог по божеству, а человек по человечению, во обоем совершен. Вышним убо перстом образовати глаголет божество, а нижним человечество, понеже сшед от вышних, спасе нижния. Согбение же персту толкует: яко преклонь небеса сниде на землю нашего ради спасения, и прочая тамо речения его неприятая: еже всячкески по всему не приемлется Церковию сие предание его. Яко и всякому познати мощно есть, яко не праве сказует обоя таинства. Ни в триех бо перстех, во двою глаголю малых, и в великом пальце, исповедуется добре Святыя Троицы таинство. Ниже во дву, указательнем глаголю и великосреднем извещается употребителне таинство воплощения Божия слова, яко в триех убо предреченных перстех по его мудрованию велие неравенство 535 обрящется Святыя Троицы: и како слышите.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Тем убо все древние восточнии и вся святая вселенская церковь единогласно почитала Пресвятую Богородицу, якоже небо создано от Содетеля чисто и никакой скверны непричастно: так преблагословенная Дева Мария, второе одушевленное небо, повелением (стр. 40) Божиим от праведнымх, родителей рождена «чиста, и даже в самом зачатии ея прародительной скверны не была причастна» 231 : идеже же бо хощет Бог, побеждается чин естества». – Не входим в исследование, откуда взял белокриницкий историк такое возражение Павла Коломенского патр. Никону. Вымысел очевиден. У историка возражение делается Павлом на соборе 1655 года, на котором (соборе) возражатель быть не мог; ибо еписк. Коломенский, по свидетельству другого, уважаемого раскольниками историка. Семена Денисова (Виногр. российск. глав. о Павле Кол.) в означенном году был уже под наказанием. Так, Денисов пишет: «Никон богоносного Павла темнице предаде, писав на него Константинопольскому Паисию, оттуду о нем возответствие прият, еже в скрижали в послании Паисиеве обретается, таже Никон патриарх , егда... того преклонити не возможе в оземствие заточения посылает, в един от убогих, монастырей именуем Пальестровский» (рукоп. преосв. Саввы, лист. 35). В другом месте тот же Денисов ясно говорит о Павле Коломенском, что он делал возражения патр. Никону «с великоревностным протопопом Аввакумом в самое первособория время»; следов. в 7162 (1654 году истор. об отц. и страд. Солов. см. в тойже рукоп. лист. 279), когда ни Павел, ни кто-либо другой не имел никакого повода к тому, чтобы вести речь с патриархом о непорочном зачатии Пресв. Девы; ибо об этом не рассуждалось ни на каком соборе. – Очевидно, белокриницкий историк взял предмет для мнимого словопрения Павла с Никоном из Скрижали, где, однако же, помещено не Никоново учение, а грека Никифора Каллиста Ксанфопула († окол. 1333 год. Чит. его толкование на «Честнейшую», помещ. в Скриж. стр. 604 и дал.). Раскольничий историк не сообразил даже того, что Скрижаль напечатана в 1656 году, когда еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

XVIII в. это сочинение было переведено на слав. язык); в «Грамоте малороссам» от 1621 г. патриарха Иерусалимского Феофана IV; в «Ответах к московитам» патриарха К-польского Мефодия III; в письме патриарха Иерусалимского Досифея II к патриарху К-польскому Каллинику II. Все эти авторы отстаивали мнение о невозможности причащения ими мирян, поскольку частицы не прелагаются в Тело Христово. Кроме того, запрет причащать поминальными частицами содержался в составе рубрики «О раздроблении святаго Агнца» уже в старопечатных изданиях рус. Служебника (вопрос о точном времени и причинах появления этого запрета остается открытым) - как московских, так и южно-рус. (в частности, в Служебнике митр. Петра (Могилы) (К., 1629 г. Л. 79)). Эта рубрика сохраняется в рус. изданиях Служебника до наст. времени. Именно против запрета использовать частицы для причащения мирян, содержащегося в рус. изданиях Служебника XVII в., направлено одно из постановлений униатского Замойского Собора 1720 г., утвердившего обязательность освящения частиц и причащения ими народа ( Mansi. T. 35. Col. 1491-1492; ср. рубрику последующих униатских изданий Служебника: «И тако диакон [губою] влагает их (части Агнца NI и КА.- Авт.) и вся другия частицы, с Агнцем пресуществленныя, во святую чашу» (Литургикон, сиесть Служебник. Рим, 1952. Л. 273)). Подтверждением и обоснованием этого запрета в России в XVII в. послужила напечатанная в 1655-1656 гг. «Скрижаль», содержавшая, в частности, слав. переводы соответствующих отрывков из сочинений свт. Симеона Фессалоникийского, а также грамоту патриарха К-польского Паисия I патриарху Московскому Никону, полученную в сент.-окт. 1655 г. (Л. 639-755). Тем не менее, как следует из грамоты патриарха Иерусалимского Феофана IV ( Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 410) и из письма патриарха Иерусалимского Досифея II к патриарху К-польскому Каллинику II ( Jugie. 1930. T. 3. P. 222), практика причащения частицами имела в XVII в. широкое распространение среди правосл. малороссов. Она подтверждалась и письменными источниками.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Господь наш Иисус Христос, накануне своих крестных страданий, разлучаясь с учениками своими, дал им обетование: азъ умолю ца, и иного утшител дастъ вамъ … дхъ истины ( Ин.14:16–17 ). Это Господне обетование совершилось на апостолах в день Пятидесятницы. и вишас имъ раздлени зыцы к гненни, сде же на коемждо ихъ. И исполнишас вс дха ста ( Деян.2:3–4 ). Получивши благодатные дары Святого Духа, апостолы и другим передавали эти дары через таинственное руковозложение (см. Деян.13:2–3 . 2Тим.1:6 . 1Тим.4:14 ). Преемники апостольские в свою очередь также по заповеди апостольской рукополагали пастырей святой церкви: «Для того я оставил тебя в Крите, – писал апостол Павел Титу, – чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). С этого времени в церкви Божией источник даров Святого Духа непрерывно источается и никогда не оскудевает на апостольских преемников, каковы суть: епископы, пресвитеры и диаконы 222 , чтобы они пасли церковь Божию, как о том свидетельствует книга Деяний апостольских: Внимайте убо себ и всем стад, въ немже васъ дхъ стый постави паст црковь гда и бга, юже стжа своею ( Деян.20:28 ). Из всех таинств особенно важное значение имеет это таинство, без существования которого не может быть и других таинств. Гавриил, митрополит Филадельфийский, пишет: «есть и священство нужное, яко кром сего таинства церковная не могутъ совершатися» (Скрижаль 1656 года; у Озерского часть 1, с.80). Сущность этого последнего таинства состоит в руковозложении епископских рук над главой приемлющего благодать священства, и при этом читается епископом установленная молитва: Божественная благодать и проч. Без чего, по свидетельству Малого катихизиса, «ни единъ на священство не руковозложенный и ни таинъ строителемъ быти не можетъ» (лист 35) и такое преемство епископского служения в истинной церкви Христовой должно продолжаться до второго Христова пришествия. « Церковь от времён самих апостолов, – говорит блаженный Августин , – и чрез известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней и имеющие продолжаться на все последние времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова» (см. у Озерского часть 1, с.66; ср. там же о еретиках с.236–237). Вот учение православной церкви 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Престарелый патриарх чувствовал, что пора его прошла, боялся, что его скоро сменят с патриаршества, и умер с этими горькими мыслями. Исправления при Никоне В патриаршество Никона книжные исправления окончательно получили новый греческий характер. Греки все чаще приезжали в Москву с обличениями. После патриарха Паисия посетил Москву бывший константинопольский патриарх Афанасий и тоже указывал патриарху на разные неисправления. В 1653 году воротился Арсений Суханов и представил царю и Никону записки о своем путешествии, названные «Проскинитарием». Вместо того, чтобы представить отчет о греческих уставах, он описал здесь, как и в статейном списке, одну только практику греческой обрядности, которая действительно была неудовлетворительна, отчасти вследствие мусульманского ига, тяготевшего над греками, отчасти вследствие упадка самой религиозной жизни в Греции. Но его старообрядческие отзывы о греках уже не могли подействовать на патриарха. Занявшись сличением книг, Никон собственными глазами увидел их порчу. В 1654 году в Москве был созван собор и признал исправление богослужебных книг и чинов совершенно необходимым. Решение этого собора вскоре было одобрено и в Греции, на соборе константинопольском. От имени последнего патриарх Паисий прислал в Москву послание с разрешением разных недоумений по части исправлений; послание это в 1655 году было напечатано Никоном при книге «Скрижаль», содержавшей в себе обширное толкование на чин богослужения, переведенное с греческого языка. В том же 1654 году приехал в Москву патриарх сербский Гавриил, а в 1655 году антиохийский Макарий, и тоже приняли участие в исправлениях. Патриарх Макарий вместе с другими восточными иерархами, бывшими в Москве, при обряде православия (1656 г.) в Успенском соборе произнес на двоеперстие осуждение и предал упорных его приверженцев анафеме. Между тем для руководства в книжных исправлениях в Москву отовсюду свозились древние книги. Арсений Суханов , снова отправленный на восток, в 1655 году привез оттуда до 500 древних книг, да около 200 прислали разные восточные иерархи. Начальным 35 человеком по исправлению книг назначен был один из киевских ученых монахов, Епифаний Славинецкий; а помощником его Никон сделал вызванного из заточения Арсения Грека. Самая живая деятельность закипела на печатном дворе; не проходило года, чтобы не издавалось по нескольку вновь исправленных или вновь переведенных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010