Почему Дух Св. сошел на Апостолов в день Пятидесятницы     Арсения, Митроп. Киевского    Почему именно в сей день, а не в другой какой-либо благоугодно было Богу ниспослать Пресвятого Духа на Апостолов? — Причина того заключается в таинственном сближении прообразования с истиною прообразуемою. Закон Моисеев был, по намерению Божию, прообразовательною сенью закона духовного, христианского: сень бо имый, говорит Апостол, закон грядущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10:1).    О даровании человеческому роду сего второго совершительного закона ясно и неоднократно предсказано было через пророков — Иеремию (31, 33), Иезекииля (11, 20) и Захарию (8, 7), о чем вспоминая, апостол Павел в послании к евреям пишет: укоряя бо их глаголет: се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет нов: не по завету, егоже сотворих отцем их, яко сей завет, егоже завещаю дому израилеву по оных днех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их и на сердцах их напишу их: и буду им Бог, и тии будут Мне людие. Зане милостив буду неправдам их, и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому. Внегда же глаголет, нов, объясняя сии пророческие слова, прибавляет Апостол, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся, близ есть истления (Евр. 8:8—13). Значит, существенное отличие сего нового закона от прежнего будет состоять в том, что он свойства совершенно примирительного между Богом и человеком, ибо Бог обещает в нем забыть все их неправды. и беззакония и стать для них Отцом, а их нарещи своими людьми, между тем, как прежний закон был свойства обличительного и обвинительного: Вемы же, говорит Апостол, яко елика закон глаголет, сущим в законе глаголет: да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови. Зане от дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним: законом бо познание греха (Рим. 3:19, 20); во-вторых — в том, что он, по выражению Апостола, написан не чернилами и не на скрижалех каменных, как прежний, но Духом Бога жива, и на скрижалех сердца плотяных (2 Кор. 3:3), — в самых мыслях и чувствах: ибо в пророческом слове Господь глаголет: по днех онех сей завет дому израилеву дал законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди (Иер. 31:33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е. те, которые согрешили, имея закон, законом суд приимут , или по закону будут и судимы. В этих словах апостол разумеет евреев, которым Бог дал письменный закон. Они будут судимы но этому закону; следовательно, строже, чем язычники, не имевшие закона. 13. Не бо акона праведни пред но творцы акна, правдтс. Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, Слова этого стиха апостол, очевидно, направляет против иудеев. Они хвалились тем, что имели Божественный закон, какого язычники не имели. Св. Павел говорит, что хвалиться тут нечем. Важно не то, что евреи имели и знали закон. Важно то, исполняли они его или нет. Если нет, то и их постигнет наказание, как и не имевших закона – язычников, и даже наказание большее, чем этих последних, потому что только творцы закона , т. е. исполнители закона будут оправданы Богом, или получат спасение. Эти слова апостола имеют отношение и к нам – христианам. И мы должны всегда помнить, что важно не знание Божественных повелений, но исполнение их. «Не для того дано нам Священное Писание , – рассуждает св. Иоанн Златоуст . (Бесед. на св. Иоанна, ч. I, стр. 377–378), чтобы мы имели его только в книгах; но чтобы начертывали его в сердцах наших. Заключать заповеди только в письменах, такого рода стяжание их свойственно только иудейскому тщеславию. А нам и в начале дан закон не так, но на плотяных скрижалях сердца ( 2Кор.3:3 ). Говоря это, я не препятствую приобретать книги (Св. Писания); напротив, хвалю это и прошу об этом; желаю только, чтобы из книг слова и мысли переходили в нашу душу, и она, усвояя разуму письмена, такими образом очищалась». 14. Егда бо ыцы неимще акна естествомъ акнна творть, акна не имще, сами себ сть акнъ: (Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; Апостол сказал, что только исполняющие закон будут оправданы Богом, т. е. спасутся (ст. 13). Но если так, то могут ли спастись некоторые из язычников, когда они не имеют писанного закона? Апостол в объясняемом стихе доказываешь, что могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Например, Пирс и Джеймс, основатели самого, можно сказать, скептического направления современной философии — прагматизма, считая сомнение в способности человека к познанию одной из основ своего философского учения, в то же самое время с легкостью принимали дарвиновское учение о теории эволюции. Почему? Они были порабощены духу времени, и самостоятельность их мышления была мнимой, ограниченной узкими рамками современной антихристианской культуры и цивилизации. Эти и подобные им мыслители утверждают, что закона в душе человека нет, что внутренне он так и остался зверем и любая нравственность условна. Но мы верим откровению святого апостола Павла, а не случайным человеческим мнениям, которые, в лучшем случае, являются лишь догадками, но никак не истиной. Апостол говорит, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают», значит, и закон Моисеев, и закон евангельский, новозаветный, содержатся в природе человека. Однако мы столь далеко отошли от этого естественного закона, написанного Творцом в наших сердцах, что нуждаемся в напоминании — законе богооткровенном. Когда мы слышим его, то как будто припоминаем нечто известное ранее и чувствуем истинность закона, так как он находит отклик в нашем сердце. Заповеди совпадают с требованиями нашей совести, которые иногда кажутся нам чрезвычайно строгими, жестокими, даже невозможными для исполнения, но мы тем не менее признаём правоту этих требований. Вот в чем сила богооткровенного закона: его нельзя считать чем-то посторонним, совершенно чуждым человеку, он представляет собой напоминание забытого нравственного закона, написанного в человеческом сердце, и в этом смысле принадлежит человеку по естеству, по природе. «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон», будучи как бы некой неписанной, сотворенной Богом живой скрижалью. «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

3. Ибо вот, сказано, определение закона, которое заповедал Господь, говоря: «скажи сынам Израилевым, пусть приведет каждый из них к тебе рыжую телицу чистую, не имеющую в себе порока, ...и на которую не возлагалось ярмо. И отдадут ее Елеазару священнику, и выведут ее вон из стана, на место чистое, и заколют ее пред ним» ( Чис. 19, 2–3 ). А затем еще такой закон: Человек, если войдет в дом умершего, будет нечист, (а также) все, что (есть) в доме том ( Чис. 19, 14 ); и всякий, кто прикоснется, нечист ( Чис. 19, 16 ); и пусть возьмет пепла, ставшего очищением, и соединит с водою и иссопом и очистит нечистых ( Чис. 19, 17–18 ). И вскоре: Человек, если осквернится и не очистится, то должна истребиться душа та из собрания, ибо он осквернил святилище Господа, ибо он не окроплен водою очищения. И да будет (это) вам законом вечным ( Чис. 19, 20–21 ). Глава 10 1. Иудеи, если (они) хотят жить по закону, не должны уже ни брать руками книги закона, ни закалывать овец, ни соблюдать пасху, чтобы (им) не подвергнуться гневу, как осквернителям святилища Господа. 2. Ибо сказано: Всякий человек, если осквернится и не очистится, то должна истребиться душа та из собрания, ибо она не очистилась водою очищения ( Чис. 19, 20 ). 3. Не об одной только воде сказано (это), но о смешанной с пеплом телицы. Таково очищение по закону, причем Бог не обещал очищения чрез одну только воду, чтобы они (не вздумали) хвалиться. (Не должны они) ни прикасаться к гробу, ни входить в дом умершего, ни проходить чрез кладбище: все это непозволительно. 4. Поэтому-то и прекращена жизнь по закону с того времени, когда оскудел пепел (телицы), и они подверглись наказанию, по Божиему устроению, для того чтобы они оказались вынужденными искать Того, кто искупил бы ( Гал. 4, 5 ) их из-под закона. Говорю же, сказал апостол, «всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» ( Гал. 5, 3 ). 5. Исполнились времена, не стало пепла (телицы). Уже не на каменных скрижалях ( 2Кор. 3, 3 ) пишется: " возлюби Господа Бога твоего» ( Втор. 6, 5 ). (Если) находившиеся под законом (оказывались) вынужденными против воли служить Господу, то (напротив) «на плотяных скрижалях» ( 2Кор. 3, 3 ) (сердца пишется) о добровольном служении Богу для тех, кто хочет жить вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Восхождение и дарование закона произошло на пятидесятый день после исхода из Египта – шестого числа месяца Сиван. Установленный в честь дарования закона праздник поэтому был назван Швуот – «седмицы», так как прошла седмица седмиц. Эллинизированные иудеи называли его Πεντικοστ – «Пятидесятница», так оно вошло через Новый Завет во все новые языки. Вначале Господь объявляет всему народу Десятисловие вслух, затем записанное на скрижалях. Это те самые заповеди, от которых ни одна йота или ни одна черта не прейдет ( Мф. 5:18 ). Испугавшись грома и пламени, народ просит Моисея самому беседовать с Богом. Моисей вступает во мрак, где получает законы, необходимые для устроения жизни ветхозаветной общины спасения согласно заповедям Божиим, записанным на скрижалях. Суммируются эти законы следующим повелением Божиим: Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст ваших ( Исх. 23:13 ). Далее содержится первое перечисление самых древних праздников ветхозаветной церкви, имевших ранее сельскохозяйственное значение, но затем наполненных богословским, нравоучительным и прообразовательным смыслом. Праздник Опресноков совершался в дни жатвы ячменя, осмысленный как Пасха – исход из Египта. Праздник Жатвы, через семь седмиц после праздника опресноков, впоследствии понимался как торжество в честь дарования закона. Праздник Собирания плодов в конце года, во время которого собирали виноград, впоследствии был связан со странствием по пустыне. В эти праздники три раза в году должен являться весь мужеский пол... пред лице Владыки, Господа ( Исх. 23:17 ), что стало соблюдаться во времена второго храма. В силу данного обстоятельства эти праздники, в отличие от установленных позже, назывались регалим – « паломничества ». Далее Господь говорит о послании впереди Израиля Ангела Завета, о Котором свидетельствует: Имя Мое в Нем ( Исх. 23:21 ). Все сказанное Богом Моисею в этом его восхождении на Синай было записано боговидцем в книгу Завета (см.: Исх. 24:7 ), обычно отождествляемую с текстом Исх. 20:1 – 24:18 , претерпевшим, правда, впоследствии правку – откуда, к примеру, упоминание о море Филистимском ( Исх. 23:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Если на древнегреческую традицию оказывало влияние мнение, что письменность влечет за собой забвение (ср. платоновский диалог «Федр»), то в корпусе иудейских писаний подобное предубеждение против письменности не встречается. В Ветхом Завете содержится много примеров, в которых указывается, что книги важны для сохранения памяти о том или ином событии: в Исх 17: 14 Господь повелевает Моисею: «Напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной». Другой важный пример использования книги для сохранения памяти встречается во Втор 17: 18–20 , где царю предписано переписать «для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его». Предполагается, что чтение книги закона будет служить царю для напоминания о заповедях и для смирения, не позволяя возгордиться 83 . Еще одно библейское метафорическое выражение, связанное с памятью, – это словосочетание «скрижали сердца». В частности, в Книге притчей Соломоновых содержится поучение не забывать «наставления», но написать их «на скрижали сердца твоего» ( Притч 3: 3 ). Как функция письменности для напоминания, так и символизм постоянства письменного текста соединены для обозначения полного и всецелого усвоения мудрого наставления. Самое известное место такого рода – это, безусловно, слова о заключении Нового Завета в Книге пророка Иеремии: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его 84 , и буду им Богом, а они будут Моим народом» 85 ( Иер 31: 33 ). Иной аспект, в котором письменность и книги служат для напоминания, – это то, что они продолжают существовать даже после смерти писателя. «Сократ считает недостатком способность письменной речи существовать отдельно от своего автора, а праведный Иов, напротив, уповает на это» 86 . Слова в Иов 19: 23–24 полностью выражают его надежду и уверенность в пребывающей вовек силе написанного слова: «О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17–18). Такое деление закона на двое прежде всего в данных словах не содержится, ничем не может быть оправдано и является решительно ни на чем не основанным измышлением. У израильтян собственно был только один закон – это закон Божий. Он дан был Богом, но дан чрез посредника Моисея, а потому и называется и законом Бога, Который дал его, и законом Моисея, рукою которого он был преподан. В самом деле, Господь говорить: «Моисей дал вам обрезание» и «в субботу человек принимает обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Ин. 7:22–28 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и следовательно нарушался закон не Моисеев. Равным образом Моисею приписывается и то, будто бы он сказал: «почитай отца и мать», тогда как это ясно названо «заповедью Божией» ( Мк. 7:9–10 ). В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках называется или «законом Господним» или «заповедью Божией» ( Лк. 2:22–24 ; Ездр. 9:10–14 ; Неем. 10:28–30 ). Итак, можно говорить только об одном ветхозаветном законе Божием. Что касается того обстоятельства, что каменные скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, были положены в Ковчег Завета, а книга закона только одесную Ковчега, то едва ли оно может быть доказательством преимущества, как утверждают субботники, скрижалей пред книгами Завета. Скрижали были положены в Ковчег не ради написанных на них слов, ибо те же самые слова написаны были и в книге, а ради самих скрижалей, как и сосуд с манной и жезл Аарона расцветший «на память» и «знамение сынам израилевым» ( Исх. 16:32–34 ; Чис. 17:8–10 ; Евр. 9:4 ). Если бы на самом деле закон Бога, написанный на скрижалях, был важнее книги Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас скорее то, что важнее, т. е. скрижали каменные. Однако скрижали погибли и погибли навсегда, между тем как книги Моисеевы сохранились. То правда, что Иисус Христос по обыкновению Своему ходил в день субботний в синагогу и там читал Священное Писание и поучал народ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Не дождавшись окончания сорока дней, которые Моисей, вместе с Иисусом Навином, по повелению Божию провел на горе Синайской и получил две скрижали, на которых были написаны перстом Божиим десять заповедей Закона, израильтяне подумали, что Моисей погиб на горе, и стали беспокоиться о том, кто поведет их чрез пустыню. Они приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им «бога», который шел бы перед ними. Аарон не имел столько твердости духа, чтобы удержать народ от сего беззакония. Он потребовал, чтобы израильтяне принесли ему все свои золотые серьги, какие имели, вылил из этих серег тельца и сказал: «Завтра праздник Иегове». Но вылитое изображение напоминало евреям о египетском божестве, и они почтили самое изображение как Бога. В этом особенно и выразилось крайнее нечестие и безумие народа, что они «Сделали тельца у Хорива (западный отрог горы Синайской) и поклонились истукану; и променяли славу свою (славу людей Божиих) на изображение вола, ядущаго траву». «Забыли Бога, Спасителя Своего, совершившаго великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря». Сходя с горы, Моисей увидел тельца и пляски – и в гневе разбил перед народом скрижали. Потом он взял тельца, сжег его в огне, разбил его, стер в порошок, который бросил в воду, и велел израильтянам пить эту воду, в доказательство, что телец, ими вылитый, не есть бог. Здесь нужно обратить внимание особенно на то, что пророк, укоряя израильтян в идолопоклонстве, с намерением упоминает о Хориве, ибо незадолго пред тем, явясь там, почти в самом начале божественного Закона Господь изрек: «Не сотвори себе кумира, да не поклонишися им, ниже послужиши им» ( Исх.20:4–5 ). Этим еще более увеличивает преступление израильтян, потому что сотворили себе кумира на том самом месте, где получили ясное запрещение сего не делать и где дали клятвенное обещание исполнять заповеди Закона. Пс.105:23 И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их. «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти (отсюда), ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли египетской...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Для не имеющих закона, был как без закона (не будучи впрочем без закона Божия, но под законом Христовым), дабы приобрести не имеющих закона» ( 1Кор.9:20,21 ). 4) Некоторые, невнимательно слушая слова апостола: яко праведнику закон не лежит, «что закон положен не для праведника» ( 1Тим.1:9 ), думают, что правед­нику нет необходимости исполнять нравственный закон Моисеев, или десять заповедей. Такое мнение безрассудно и явно ложно. Говоря, что праведнику закон не положен, апостол указывает на ту истину, что праведник, одушевляемый любовью к Богу, исполняет закон, или волю Божию не как раб, не по принуждению, не из страха, но как свободный, как сын, по влечению любви, желая в точности исполнять волю Отца Небесного. Эту истину объясняют слова апостола: «и вы полу­чили не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но получили Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче» ( Рим.8:15 ). Праведник исполняет заповеди без принуждения; для него воля Божия, раскрытая в заповедях, есть собственная его воля, ибо он желает делать только то, что угодно Богу, и страшится делать все то, что не угодно Богу, что запрещается заповедями Божиими. Апостол Павел под христианскою свободою разумеет свободное отвержение служения греху, и сво­бодное покорение себя воле Божией, из любви к Богу. Так учит св. Павел: «вы, братья, призваны в свобо­ду; только чтобы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но служите друг другу любовью. Ибо весь закон заключается в сем одном слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Я хочу сказать: поступай­те по духу, и похотей плотских не исполняйте. А если вы духом управляетесь: то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечисто­та, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссо­ры, зависть, гнев, распри, разногласие (соблазны), ере­си, ненависть, убийство, пьянство, и тому подобное. Я предварял вас, и теперь предваряю, что поступающие таким образом не наследуют Царствия Божия» ( Гал.5:13–21 ). Отселе явно, какую важность апостол приписывает исполнению заповедей: не исполняя их, заключает он, нельзя наследовать Царствие Божие. Как далек был апостол от той мысли, будто ве­ра во Христа освобождает от исполнения закона, показывают ясные слова самого Павла: закон ли убо разоряем верою? говорит он. Да не будет: но закон утверждаем ( Рим.3:31 ). «Не ниспровергаем ли мы закона чрез веру? Никак; но восстановляем закон». Как бы так сказал: нет, проповедуя веру во Христа, мы призываем к совершеннейшему исполнению закона, не из рабского страха, но по духу любви, при содействии благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Таким образом, требования откровенного нравственного закона так сродни и близки человеческому духу, что они составляют как бы требования самой нашей нравственной природы. Поэтому при даровании, например, ветхозаветного закона Господь устами Моисея говорит: Заповедь сия, которую я заповедаю тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Но весьма близко к тебе слово сие, оно (не только) в устах твоих, (но) и в сердце твоем ( Втор. 30:11,14 ). Что же такое откровенный нравственный закон? Под именем откровенного нравственного закона разумеется тот данный Богом закон, который был сообщен людям в разное время через избранных патриархов и святых мужей-пророков в Ветхом Завете и через Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов в Новом Завете. В соответствии с двумя различными периодами в раскрытии этого закона он разделяется на ветхозаветный, или Моисеев, закон и новозаветный, или евангельский. Ветхозаветный закон Под именем ветхозаветного, или Моисеева, закона разумеются данные через Моисея богоизбранному еврейскому народу заповеди и повеления, повторявшиеся и объяснявшиеся потом через пророков и других богодухновенных учителей ветхозаветной Церкви. По своему содержанию ветхозаветный закон может быть разделен на: а) закон нравственный, излагающий правила об отношении человека к Богу и ближнему; б) закон обрядовый, излагающий правила о скинии, священных лицах, праздниках, жертвах, и в) закон гражданский, излагающий правила общественной и семейной жизни евреев. (Закон обрядовый и закон гражданский имели только временное значение, и их обязательность прекратилась вместе с появлением евангельского закона.) По своему составу Моисеев закон чрезвычайно велик и многообразен. Так, в Пятикнижии раввины насчитывали 248 повелений и 365 запрещений. Кратко главное содержание ветхозаветного нравственного закона изложено в десяти заповедях, данных Моисею на Синае и написанных на двух каменных скрижалях. Сущность же всего нравственного ветхозаветного закона заключается в любви к Богу и ближним, сообразной с любовию к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010