свящ. Иоанн Жилов О законе Божием и заповедях Средства к распознаванию добрых дел от худых . Для того, чтобы мы могли отличать добрые дела от худых, Господь дал нам особые средства, а именно: закон Божий внутренний, иди свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии. Закон Божий внутренний, или свидетельство совести . Внутренний закон Божий состоит во внушениях и правилах совести. А совесть есть внутренний голос, прирожденный человеку. Этот голос говорит нам, что одни действия – добры, а другие – злы; за доброе дело он награждает нас душевным миром, спокойствием, а за худое осуждает, наказывая нас внутренними мучениями, беспокойством и недовольством. О том, что внутренний нравственный закон прирожден нашей душе, учит слово Божие и свидетельствует наше непосредственное сознание. Ап. Павел говорит об язычниках: Иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим ( Рим.2:15 ). Они показывают, что дело закона (нравственного) написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. Хотя каждый человек имеет в себе внутренний закон Божий, или свидетельство совести, однако Господь, кроме того, дал людям и закон внешний. Этот закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, проводя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос своей совести; потому необходимо было напомнить людям о внутреннем законе внешним образом, посредством заповедей. О причине дарования внешнего нравственного закона ап. Павел пишет: Что убо закон? Преступлений ради приложися ( Гал.3:19 ). Для чего же закон? Он дан после (то есть присоединен к внутреннему закону) по причине преступлений. Закон Божий внешний, или заповеди Божии . Под именем внешнего закона Божьего разумеется тот нравственный закон, который дан был от Бога в Ветхом Завете – через Моисея, а в Новом – через Самого Иисуса Христа. Ветхозаветный нравственный закон Бог дал в пустыне на горе Синай, являя Свое присутствие в огне и облаке, дал его еврейскому народу, когда этот народ, чудесно освобожденный Им от египетского рабства, шел в обетованную землю. Десять главных и всеобщих заповедей этого закона были написаны на двух скрижалях, или каменных досках. Они суть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Часть первая. Закон дел и закон веры в Ветхом Завете (проевангелие) Глава первая. Закон Моисеев § 1 Μα μν (διαθκη) π ρους Σιν, ες δουλεαν γεννσα ( Гал. 4:24 ). Νμος-γρμμα (ср. Рим. 7:5–6 ). «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме, и мраку, и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово; ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою). И столь ужасно было это видение, (что и) Моисей сказал: «я в страхе и трепете» ( Евр. 12:18–21 ). Едва ли можно представить себе обстановку, более соответствующую величайшему событию дарования закона народу еврейскому, чем та, которую описал св. Апостол Павел в этих полных художественной красоты и силы словах, и которая действительно имела место в истории богоизбранного народа (ср. Исх. 19:11–20; 20:18–20 ). В ней, как в зеркале, живо и наглядно отразились существеннейшие черты закона Божия, все его величие, вся высота и недоступность, приводившая в смущение и ветхозаветных праведников. Закон Божий – не отражение индивидуальной природы человека со всеми ее внутренними особенностями, не схема его личной нравственной жизни, как течет она в нем по естественному ходу вещей. Он есть отражение в Боге живущей истины в возможно-доступной для человеческого сознания форм (Рим:. 2:20) 11 . Он есть выражение святой воли Божией ( τ θλημα – Рим. 2:18 ), программа внутренней и внешней деятельности человека, данная самим Богом, отвне врученная инструкция, по которой должен устроить человек свои отношения к Богу и людям ( νμος τν ντολν – Еф. 2:15 ; ср. Евр. 7:16; 9:19 ). На такой внешний и объективный характер закона Моисеева указывает св. Апостол, называя его «буквою» ( 2Кор. 3:6 ), и говоря о нем, как «написанном на скрижалях каменных» или «чернилами» (– 3) 12 . Такой внешний, объективный характер закона, требующего от человека подчинения отвне данной норме, устанавливал между ним и Богом по-видимому (при непосредственном взгляде на закон) юридические отношения. Бог и живущие под законом люди составляют союз ( διαθκη Гал. 4:24 ), каждая сторона которого имеет обязательства и пользуется своими правами 13 . Исполнение обязательств с той и другой стороны называется правдой ( δικαιοσνη).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Архив И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх. 31, 18 Древнееврейское право имеет богооткровенный источник. Когда потомки Авраама вышли из египетского плена, им предстояло начать новую жизнь под Божественным водительством, которое имело великую цель: дать не только избранному народу, но и всему миру Спасителя. Тогда на горе Синай Господь через пророка Моисея дал законы, которые определяли отношения каждого еврея к Богу, своему Творцу и Промыслителю, и между собой во всех областях жизни: нравственной, юридической, общественной, семейной. Законы даны были единожды на весь период Завета — до исполнения времен. Никто не мог их изменить или дополнить. Никакого “законотворчества” не было в Израиле. Бог все творит премудро. Мысль эту св. Давид выразил в двух псалмах: 103-й воспевает совершенство творения природы и животного мира: “Яко возвеличишася дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея” (Пс. 103, 24), а псалом 102-й говорит о премудрости закона, данного Богом людям: “Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его Творяй милостыни Господь, и судьбу [суд] всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я [их]” (Пс. 102, 1, 6–7, 17). Талмуд возник из потребности применить данные однажды законы к усложняющимся областям личной, семейной и общественной жизни народа. Большинство трактатов Талмуда содержат толкования на различные места Пятикнижия Моисея. Возникли эти многочисленные проблемы по причине несовершенства людей, а не законодательных установлений. Греховная жизнь, исказившая религиозное и нравственное сознание, привела к трудностям в применении простых и ясных законов. От поврежденности грехом происходят ошибки и неправды человеческого суда. Напротив, “боящиеся Господа найдут суд и, как свет, возжгут правосудие” (Сир. 33, 18).

http://pravoslavie.ru/put/070228100001.h...

Собор святых славных и всехвальных апостол 12 На Господи, воззвах: стихиры на 6, Петра и Павла 3, глас 2. Самоподобен: Киими похвальными: Киими похвальными венцы/увязем Петра и Павла,/разделенныя телесы/ и совокупленныя духом,/Богопроповедников первостоятели?/Оваго убо яко апостолов предначальника,/оваго же яко паче инех трудившася,/сих бо воистинну достойно,/безсмертныя славы венцы венчает Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими песненными добротами/воспоем Петра и Павла?/Богоразумия криле,/прелетевшия концы/ и к Небеси вознесшияся,/руце Евангелия благодати,/нозе истиннаго проповедания,/реки премудрости,/крестныя роги,/имиже демонов бровь Христос низложи,/имеяй велию милость. Киими духовными песньми/похвалим Петра и Павла?/Безбожия заклавшия незатыкаемая уста,/страшныя Духа мечи,/Рима светлая удобрения,/всея вселенныя питатели,/Новаго Завета Богописанная скрижали мысленныя,/яже в Сионе Христос возгласи,/имеяй велию милость. Ины стихиры дванадесятих апостол, глас 4. Подобен: Яко добля: Яко самовидцы и свидетелие Слова воплощения,/ученицы пребогатии, ублажаетеся:/яко молния бо, сияющий миру явистеся/и, яко горы мысленныя, сладость искапаете,/яко приснотекущия реки райския, разделившеся,/языческия церкви Божественными напаяете водами. Яко лучи, блистающии зарями духовными,/в мир весь послани бысте,/чудес действо независтно подающе,/служителие Христовых таин бывше/и Богописанныя скрижали, Божия благодати написанныя/Богонаученнаго закона,/священнотаинницы пребогатии. Рыбарская трость любомудрых шатание/ и витийския струи пречерта,/Богомудрая учения, изображений догматы/ и таин благих ясно изложивше Евангелие,/ и пищи присносущныя причастие,/ и ангельское наслаждение,/и пребывающую славу. Слава, глас 6: Всечестный апостолов приспе праздник Церкви Христове,/ходатайствующий спасение всем нам./Тайно убо восплескавше, к сим рцем:/радуйтеся, светильницы сущим во тьме,/мысленнаго Солнца зари облистающии./Радуйтеся, Петре и Павле,/учений Божественных основания незыблема,/друзи Христовы, сосуди честнии,/приидите посреди нас невидимо,/сподобляюще даров невещественных/ваш праздник восхваляющих песньми.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вторая мимра против иудеев Молитва " Отче наш " на сирийском языке. Напечатана с использованием шрифта Сирто Вторая мимра против иудеев посвящена спору с иудеями касательно соблюдения предписаний закона, обрезания и субботы. Этой теме посвящено много поизведений сирийской полемической литературы (Афраата, св. Ефрема Сирина, Иакова Саругского, Филоксена Маббогского, Сергия Стилита, Дионисия бар Цалибхи). Издатель текста мимры Стенли Казан пытается показать существование традиции сирийской полемической литературы против иудеев. Появление подобного рода литературы, по мнению С. Казана, обусловлено близким сосуществованием христиан с иудеями и прецедентами иудейского прозелитизма среди христиан; а также - это особенно ярко проявлялось в первые века христианства - случаями потребления христианами ритуальной пищи иудеев, соблюдения предписаний иудейского закона, участия в иудейских праздниках, использования амулетов, приобретенных у еврейских знахарей (в качестве параллели в греко-язычной части империи можно привести Восемь бесед против иудеев св. Иоанна Златоуста). Исаак Антиохийский показывает отмену и ненужность закона с помощью того, что известно иудеям, а именно с помощью книг Ветхого Завета (этим, наверное, объясняется отсутствие ссылок на Евангелия). Определяя значимость того или иного события, человека, он противопоставляет христианский взгляд на мир и историю - иудейскому. Центр мировой истории для иудея имеет точное местоположение - это принятие Моисеем Скрижалей Завета. Вся последующая история расходится концентрическими кругами от этого момента, следуя за появляющимися книгами: за Торой следуют Пророки, за ними Писания, затем Мишна и Гемара, где каждая последующая толкует предыдущие. Таким образом, история предстает как развертывание и прояснение во времени смысла синайского законодательства. Христианство же размыкает этот ,,круг " : история им воспринимается как прямая, идущая от сотворения мира до дня Страшного Суда. Но на этой прямой есть особые вехи, главнейшая из которых - боговоплощение и спасительные деяния Иисуса Христа. Этот исторический промежуток отличается от всего предыдущего времени своей неповторимостью и вневременной значимостью, заключающейся в пересечении и соединении того, чему пересекаться и соединяться неестественно (после грехопадения), в чуде: схождении Бога в мир, принятии ,,зрака " раба и крестной смерти за него. Этот промежуток отмечен присутствием внеисторического, ибо все домостроительство спасения, являясь историческим фактом (а, значит, и обладая присущей ему единичности и завершенности), в тоже время имеет место в вечности, где оно уже было предрешено на Предвечном Совете Троицы. Эта внеисторичность и значительность определяют собой появление предображений домостроительства в ветхозаветной истории (этим также может определяться значимость того или иного события).

http://pravoslavie.ru/1550.html

Заключение Употребление Пятикнижия в православном богослужении Чтение избранных мест из Пятикнижия Моисеева полагается в православном богослужении на вечернях в виде так называемых паримий 1089 . I. Во святую Четыредесятницу таковые чтения идут периодически. Ежедневно (исключая субб. и воскр.) первая паремия на вечерни берется из книги Бытия· так что сия книга, начиная с первой главы, последовательно прочитывается почтя вся к началу страстной седмицы. Предлагая историю сотворения мира и человека, историю о падении людей и о поданной им надежде спасения через Божественного Искупителя, и затем повествуя, как во времена патриархальные человечество постоянно жило этою надеждою и неоднократно укреплялось в ней все новыми и новыми откровениями Божиими, св. церковь хочет внушить нам во дни поста и покаяния веру, и оживить надежду на милосердного Искупителя, обетованного роду человеческому еще от времен древних. II. Во дни страстной седмицы на паремиях читаются те места из книг Исхода и Бытия, которые прообразовательно указывали на избавление рода человеческого от рабства греховного крестом и смертью Сына Божия, учредившего новый завет вместо ветхого 1090 . III. На общих службах во дни праздников, предпразднеств и попразднеств в честь Господа нашего Иисуса Христа берутся для паремий те места из Пятикнижия, в которых, под образом Моисея, ветхозаветного законодателя и посредника между Богом и народом Израильским, предъуказуется обещанный роду человеческому великий пророк, подобный Моисею, научивший людей высшему и лучшему закону новозаветному. Паримия первая содержит повествование о призвании Моисея на гору Синай, для принятия скрижалей закона 1091 ; вторая содержит увещание Моисея к Израильтянам о соблюдении закона Синайского 1092 ; в третьей содержится воспоминание о величественных обстоятельствах синайского законодательства при посредничестве Моисея, и о страхе и трепете Евреев, слышавших глас Господа Бога на Синае, и о постоянной их обязанности исполнять со страхом и трепетом заповеди закона Божия. 1093

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но что потом пошло не так, почему общины, лишённые чуткого руководства апостолов, быстро сошли на нет? Какую важную тайну унесли с собой апостолы, оставив нас в том же сокрушённом состоянии – под властью Закона, земного кесаря, а не Царя Небесного? Когда человек только-только приобщается к Церкви, на него чудесным образом спускается благодать Божия, с которой легко и радостно переносить как житейские невзгоды, так и ежедневный молитвенный подвиг. Но очень скоро благодать оставляет неофита, становясь заветной целью и редкой гостьей в душе, плодом кропотливого духовного усердия. Благодать надо заслужить, душе надо стать достойной обителью Святого Духа. И потому последователи Христовы, взыскуя и скорбя об утерянной благодати, медленными шажками, не без остановок и падений поднимаются по лествице Иакова в Царство Небесное. Так не может ли история с апостольскими общинами быть точно такой же милостью новообращенному человечеству, чтобы оно, имея заветный образ благодатного общежития в памяти, упорно и последовательно воплощало его в жизнь? И как неофиту не дано в одночасье превратиться в святого, так и социуму не дано перескочить из царства Закона в царство Любви. Допустим, скажет читатель, что всё так и есть. Но где та лествица Иакова, по которой, изживая грехи и дурные нравы, восходило бы христианское общество? Заметим, что Христос имел силу всех уверовавших в него приглашать в Царство Небесное, разом прощая все грехи. И только когда Христос и апостолы оставили землю, христиане осознали, какой это тяжкий подвиг – стяжать Царство Небесное. Появившееся в VI веке сочинение «Лествица или Скрижали духовные» преп. Иоанна Лествичника указало на целых 30 ступеней, которые надо пройти подвижнику. Если человеку определён такой многотрудный и долгий путь к Богу, то почему у социума нет такой лествицы? Почему многие из нас пребывают в беспечной уверенности (или в опасной прелести?), что достаточно «захотеть» («вообразить», как пел Джон Леннон в своей прекраснодушной песне «Imagine») его членам возлюбить ближнего своего, то общество как по мановению волшебной палочки станет обществом Любви?

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/05/sk...

Поминовение новопреставльшихся в известные дни Прав. Церковь соблюдает по примеру Церкви ветхозаветной, в которой для поминовения и оплакивания усошпих назначались три, седмь и тридцать дней после ихъ кончины ( Числ.19:11–12;20:29 . Втор.34:8 . 1Цар.31:13 . Сир.22:11 ). Сия же вся писана быша в научение наше ( 1Кор.10:11 ). Кроме того, поминовение умерших, соблюдаемое Прав. Церковью, имеет отношение ко многим весьма важным событиям в царстве благодати, например – к тридневной смерти Первенца из мертвых и к сорокадневному пребыванию Его с Апостолами по воскресении. В постановлениях Апостольских говорится: «над умершими да празднуется день третий ради воскресшаго в третий день Спасителя» 743 . " Девятины совершаем, говорит Св. Церковь , духовное таинство в том с известным и разумным вниманием сохраняя, сиречь: просим Господа Бога, да преставльшагося душа, молитвами и ходатайством девяти Ангельских ликов, идеже суть Божии святии, вселится и упокоится, – по воскресении же и блаженства тех же Ангел и сожительства вкупе их да сподобится» 744 . Двадцатый день вероятно наблюдают прав. христиане для поминовения умерших, как половину четыредесяти двей; а четыредесятый – по священной важности этого дня. «Четыредесять дней всемирный потоп пребысть. О умершем Иакове ветхозаветном говорит Писание: погребоша погребатели Израиля и скончася ему четыредесять дней: так бо считаются дние погребения. Моисей прежде, нежели восприял скрижали закона Божия, пребысть на горе пред Господем дний четыредесять. Илия четыредесять дний идяще до горы Божия Хорив: четыредесять дней жена по рождении очищается: Христос Бог наш постился четыредесять дней в пустыне и по воскресении Своем столько же дней на земле пребыл с ученики Своими, уверяя их в Своем воскресении: четыредесять дней поста святая предаде нам Церковь , мати наша, к очищению от всяких нечистот». Таким образом, св. Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией, и как Спаситель наш победил дивола постом сорокадневным: так и умерший сорокадневными молитвами утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает престола Божия, где обитают души праведных 745 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Преподобнаго отца нашего Исидора Пилусиотскаго Аще несть поста, бывает служба праздника и святаго Исидора. Аще ли есть пост, точию святаго. На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 и святаго 3. Стихиры праздника , глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Закон, иже в Писании,/исполняя, Человеколюбец/в церковь ныне приносится,/и Сего приемлет старыми руками Симеон старец, –/ныне отпущаеши мя, – вопия, –/ко оному блаженству,/видех бо Тя днесь, плотию мертвенною обложенаго,/животом господствующа/и смертию владычествующа. Свет во откровение языков/явился еси, Господи,/на облаце седя легце,/Солнце Правды,/закона сеновное исполняя, Симеон взываше:/из истления мя разреши,/яко видех Тя днесь. Недр Родителя не отлучься Божеством,/воплощься, якоже изволил еси,/объятиями держим Приснодевы,/на руки подался еси Богоприимца Симеона/рукою Твоею держай всяческая,/темже ныне отпущаеши мя,/радостно взываше,/в мире раба Твоего,/яко видех Тя, Владыко. Ины стихиры святаго, глас тойже. Подобен: Яко добля: Видении и деяньми к Богу возвышаяся,/житие, всемудре, совершил еси,/видения восхождение деяние водрузив,/и мудре желаемых возлюбил еси последнее,/егоже быв желания внутрь,/удостоился еси блаженнаго ныне конца/и трисолнечнаго сияния. Наводнением благодати/и одожденьми словес твоих/напояеши вся Богомудрыя,/к горнейшей мудрости чаши уста твоя положь,/яко от источника богатно ты почерпл еси/и раздал еси всюду лучи учений,/посылая, и уча, и наказуя досточудне. Воздержанием мудрование плотское умертвил еси,/в живоносную мертвость одеявся,/и, душевное устроение/разширив, преподобне, яве,/вместительное дарований Духа совершил еси,/и приятелище был еси Богодохновенных учений/и премудрости сущия паче ума пребывание. Слава, и ныне, праздника, глас 2. Германово: Днесь Симеон на руки Господа славы подъемлет,/Егоже под мраком первее Моисей виде,/на горе Синайстей скрижали дающа ему./Сей есть, Иже во пророцех глаголяй и закона Творец./Сей есть, Егоже Давид возвещает, Иже всем страшный,/имеяй велию и богатую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

269. Четвертая заповедь и сектантская пропаганда Три с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как на Богошественном Синае были даны великому пророку Божию Моисею Богописанные скрижали с десятью заповедями закона Божия; все пророки Божии, все богоугодные люди на протяжении многих веков повторяли их, разъясняли, учили прилагать к жизни; наконец Сам Господь пророков, Сама Воплощенная Мудрость Божия, Спаситель наш Иисус Христос раскрыл во всей полноте весь смысл сих заповедей; казалось бы, как после всего этого еще не понимать, не усвоять всем сердцем животворящий смысл их, тем более, что и благодать Божия, даруемая нам от Духа Божия по заслугам Господа Иисуса Христа, всегда готова помочь нам не только умом усвоять, но и делом исполнять сии заповеди? Но, видно, так излукавилось сердце грехолюбивое, что и поныне от многих остается прикрыт истинный и спасительный смысл их, а может быть, люди, сами того не замечая, руководимые своими грехолюбивыми стремлениями, притворяются и обманывают сами себя, будто надо понимать заповеди Божии не по изъяснению их Самим Господом, не по разуму Церкви – нашей матери-наставницы, а по своему убогому разумению. Глубоко сердце человеческое, и как часто человек, руководимый тайными влечениями страстей, думает, что служит он Богу, тогда как служит своим же страстям! И вот мы, недостойные служители Церкви, вынуждаемся в сотый, в тысячный раз повторять и разъяснять одно и то же, но снова и снова слышим те же вопросы и недоумения: как следует исполнять ту или другую заповедь Божию? Чаще всего простые люди спрашивают: грех ли в праздники работать? Четвертая заповедь Божия о почитании святых дней нередко служит не только камнем преткновения для простецов, понимающих заповедь по-иудейски, принимающих только половину ее, запрещающую житейские дела в святые дни, но и средством совращения православных в жидовствующие секты, средством политического развращения их, особенно в такие смутные тревожные дни, как наше время. В целом своем виде заповедь Божия ясна, как ясный Божий день: шесть дней дается тебе на житейские попечения, на работу, занятия – для поддержания твоей земной жизни, а седьмой день всецело отдай Господу Богу твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010