IX. Рационализм в беспоповщине 49 Все религиозные разномыслия, волнующие нашу православную церковь и доставляющие ей так много забот и огорчений, разделяются на три главные группы, из которых одна зиждется на почве так называемого старообрядчества, другая имеет характер рационалистический, наконец, третья основывается на началах мистицизма. Каждая из этих групп дробится на множество мелких толков и сект с разнообразными оттенками. Минуя частности, исследователи раскола и сектантства в своем большинстве следующими общими чертами характеризуют три упомянутые группы религиозного сепаратизма: в то время, как старообрядческий раскол имеет в основе своей консерватизм, охранение «отеческих преданий», приверженность к букве и старому обряду, секты рационалистические и мистические, напротив, руководятся, в развитии своего вероучения и в своих взглядах и отношениях к разным сторонам церковной и гражданской жизни, – свободомыслием, которое проявляется в отрицании церковного авторитета и власти гражданской, в свободном толковании Свящ. Писания и в развитии идей равноправности, общего братства, с прибавлением у сектантов-мистиков самообожания. Такая характеристика старообрядческого раскола и сект характера рационалистического и мистического подает мысль, что между первым и последними нет ничего общего и что идеи раскола не заключают в себе тех разрушительных элементов, какими проникнуты идеи сект новых. Поэтому среди массы статей и сочинений, посвящённых тщательному исследованию раскола и сектантства, мы почти вовсе не встречаем таких, в которых сделана бы была специальная попытка сопоставить старообрядческий раскол с сектами рационалистическими и мистическими: очевидно такая попытка считалась бесплодною, бесполезною. Однако, на самом деле, эти два явления вовсе не так не похожи одно на другое, чтобы нельзя было рассматривать их совместно; напротив, мы готовы сказать, что совместное рассмотрение их желательно и даже необходимо для того, чтобы выяснить, что насколько старообрядчеству свойствен дух свободомыслия (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Все религиозные разномыслия, волнующие нашу православную церковь и доставляющие ей так много забот и огорчений, разделяются на три главные группы, из которых одна зиждется на почве, так называемого старообрядчества, другая имеет характер рационалистический и наконец, третья основывается на началах мистицизма. Каждая из этих групп дробится на множество мелких толков и сект с разнообразными оттенками. Минуя частности, исследователи раскола и сектантства, в своем большинстве следующими общими чертами, характеризуют три упомянутые группы религиозного сепаратизма; в то время, как старообрядческий раскол имеет в основе своей консерватизм, охранение «отеческих преданий», приверженность к букве и старому обряду, секты рационалистические и мистические, напротив, руководятся в развитии своего вероучения, и в своих взглядах и отношениях к разным сторонам церковной и гражданской жизни, – свободомыслием, которое проявляется в отрицании церковного авторитета и власти гражданской, в свободном толковании Свящ. Писания и в развитии идей равноправности, общего братства, с прибавлением у сектантов-мистиков самообожания. Такая характеристика старообрядческого раскола и сект характера рационалистического и мистического подает мысль, что между первым и последними нет ничего общего, и что идеи раскола не заключают в себе тех разрушительных элементов, какими проникнуты идеи сект новых. Поэтому среди массы статей и сочинений, посвященных тщательному исследованию раскола и сектантства, мы почти вовсе не встречаем таких, в которых сделана бы была специальная попытка сопоставить старообрядческий раскол с сектами рационалистическими и мистическими; очевидно такая попытка считалась бесплодной, бесполезной. Однако, на самом деле, эти два явления вовсе не так непохожи одно на другое, чтобы нельзя было рассматривать их совместно, напротив мы готовы сказать, что совместное рассмотрение их желательно и даже необходимо для того, чтобы выяснить, что насколько старообрядчеству свойственен дух свободомыслия и вольномыслия (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими с православною Церковью Источник Предисловие С широким и свободным распространением ныне различных сект штундо-баптизма, молоканства, адвентизма, духоборчества, и многих других разветвлений «свободного евангелизма», обильно сеющих среди православного населения лжеучения, теперь необходимо стоять всегда на страже святой веры не только пастырям Церкви, но и православным мирянам, дабы волки еретических дебрей не распудили стада Христова. Но невооруженному стражу трудно и себя самого отстоять, не говоря уже о защите других. Затруднительное положение испытывает и пастырь церковный и его пасомые, если враг внезапно нападет на них и осыпает градом вопрошений, требуя ответа о нашем уповании. Сектанты свои вопрошения основывают, главным образом, на Слове Божием, превратно ими истолковываемом, поэтому и всякому православному христианину нужно не только знать, что отвечать на основании Слова Божия о своем «уповании», но и уметь «заграждать уста» совопросникам века сего. Чтобы прийти на помощь этому делу, мы задались целью составить и выпустить в свет «КРАТКИЙ ТОЛКОВАТЕЛЬ» мест Священного Писания , извращаемых сектантами в защиту своего лжеучения, в порядке книг, глав и стихов Нового и Ветхого Заветов. Места Писания, превратно понимаемые сектантами, деятелям миссии давно известны, но более или менее полного свода их, а тем более систематического, в порядке книг, глав и стихов, хотя бы и краткого объяснения их, в книжную миссионерскую сокровищницу еще не внесено. Цель настоящего труда – восполнить этот пробел. При составлении «Толкователя», мы не упустили из виду ни одного из более крупных миссионерских пособий. Кроме ранее выпущенных нами в свете «Миссионерского Щита веры», «Путеводителя по св. Библии» и «Симфонии па Новый и Ветхий Завет », мы руководились: 1) Примечаниями к подчеркнутым сектантами текстам Нового Завета, напечатанными в 1896 году преподават. Киев. Духов. Семинарии С. Кохомским , 2) Указателем сектантских пометок в Новом Завете, составленным в 1899 году Ставропольским Епархиальным миссионером, протоиереем С. Никольским, 3) Миссионерскою Библиею известного деятеля миссии В. М. Скворцова, 4) Толкованиями на Новый Завет епископов Михаила и Феофана и др. 5) Миссионерскими пособиями: а) Протоиерея Иустина Ольшевского, б) свящ. И. Стрельбицкого , в) П.П. Оболенского, г) Справочной книгой протоиер. С. Попова и друг. Тексты, извращаемые сектантами, показаны в одних цитатах с левой стороны текста «Толкователя» и в заголовке каждой его страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Новое. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты В сборнике " Библиография Владимирской губернии " за 1905 г. встретился интересный библиографический источник под номером 255 - " Грамота патриарха Адриана 1695г. на построение деревянной церкви в селе Новом (Сообщ.) Свящ.  Василий Скворцов. Влад. Губ. Вед. 1878, Из чего мы можем сделать следующие выводы - а) в Новом была церковь и до этого, т.к. оно упомянуто селом, б) существует по крайней мере одна подтвержденная дата храмостроительства в селе Новом. В октябре 1940 г. действовала церковь староцерковнической ориентации в с. Новом, служил там священник Горбунов; на службы приезжали верующие из Владимира и Коврова (подобный факт указывает на отсутствие в этих городах храмов данной ориентации), в храме совершались даже венчания//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 110 Село Новое находится к северо-западу от Боголюбова монастыря, в 12 верстах от г. Владимира. Есть предание, что это село составилось из нескольких малых ближних селений по уговору крестьян, принадлежавших упраздненному Покровскому монастырю, что при устье реки Нерли. Во владении этого монастыря Новое и находилось до упразднения монастырских вотчин, перейдя затем в ведомство гос. имуществ. В начале XVII ст. здесь уже существовала церковь, что видно из записей в патриарших окладных книгах, где под 1628 г. значится «церковь св. пр. Илии в селе Новом в вотчине Покровского монастыря, что в усть реки Нерли…» В 1656 г. церковь эта платила дани 1 руб. 7 алтын 4 деньги. В 1695 г. сюда был выдан из патриаршего приказа новый антиминс «на старый престол». В 1700 г. в Новом была построена новая церковь; освящал ее игумен Покровского монастыря Никон. В конце XVIII ст. вместо деревянной церкви, уже обветшавшей, прихожане села Нового задумали построить каменную церковь, а для этого воспользоваться Покровскою церковью упраздненного уже тогда Покровского монастыря. Епископ Владимирский Виктор дал им разрешение разобрать эту церковь и перенести в Новое село, но, когда они приступили к разбору церкви и один из них стал снимать крест с нее, то тотчас ослеп. Это чудо поразило всех, и новосельские крестьяне оставили свое намерение. После этого вместо каменной церкви в Новом опять была выстроена деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=01453

Скачать epub pdf Буддизм приобрел широкую известность в западных христианских странах, а затем и в России лишь к концу XIX века. В связи с этим осмысление буддизма стало особенно востребовано. Количество работ, написанных русскими православными авторами на рубеже XIX–XX веков с полемикой в адрес буддизма, исчисляется десятками. Как по количеству, так и по качеству русская дореволюционная литература этого направления уникальна. В настоящей статье произведен обзор работ одного из наиболее видных православных авторов, писавших о буддизме, – архиепископа Гурия (Степанова) . Долгое время мир буддизма и мир Православия не пересекались. Хотя на рубеже II–III веков Климент Александрийский писал о том, что «есть среди индийцев и такие, которые верят наставлениям Будды (Βουττα), которого они за его наивысшую благочестивость почитают как бога» (Strom. I, 15, § 71), но после этого, не считая эпизодических упоминаний у Мария Викторина и блж. Иеронима , о Будде и его учении в православном мире не говорили вплоть до Нового времени.  Официальное присутствие Православия на территории буддистской ойкумены началось с учреждения Православной миссии в Китае в 1712 году, однако прошло более ста лет, прежде чем ее работники обратили внимание на изучение буддизма 1 . В России «исследованиям светских ученых предшествовали буддологические изыскания деятелей Русской Православной Церкви, активно ведущей миссионерскую работу и стремящейся вооружить будущих миссионеров знанием буддийской догматики, культовых практик различных школ и направлений буддизма» 2 , причем «сочинения православных миссионеров отличались высокой тщательностью» 3 . В 1884 г., с целью подготовки миссионеров среди российских буддистов, в Казанской Духовной Академии была создана кафедра истории и обличения ламайства. Ее студенты обучались калмыцкому и бурятскому языкам, а с 1914 г. и тибетскому. Именно это отделение подготовило целый ряд православных специалистов по буддизму и в целом по монголоведению, таких как А.А. Бобровников, свящ. Иоанн Попов , архиеп. Гурий (Степанов) , свщмч. Амфилохий (Скворцов) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В.М. Скворцов Заключение. Трагизм Толстовства и мир Евангелия. Свящ. Димитрий Силин «Человек – сын бесконечного начала», скажем словами Льва Н–ча, но сам существо вчерашнее и ограниченное. Ни все возможности бытия мирового, ни все потенции и понятия духа не могут считаться его совершенным достоянием во всей полноте. В жизни мира и особенно в этом «бесконечном Начале» для него много совершенно новых, не сводимых на его наличные понятия, потенций. Мой разум – всплеск мирового Разума; этот Разум бесконечно выше меня, он неисчерпаем для меня и вечно нов. Он открылся нам, возможно ясно и определенно, в терминах наших понятий; но углубиться далеко внутрь Его откровений, перейти в мир Его потенций и понятий, – а их так же нельзя исчерпать, как ложкою море, – это для нас пока преждевременно. Для простой веры словам Божиим и такого сознания достаточно; для высшей же есть путь (конца которого, правда, мы еще не видим) к более полному и ясному разумению Божиих откровений, так как Бог Сам ведет человека к полноте Своего света и совершенства, Сам этого хочет для него. Учение о едином личном Начале бытия, Боге, – необходимо рациональное требование религии, нашего духа и совести. В учении Евангелия это Начало раскрывается как единство, по существу, трех Божественных Лиц, Иисус Христос есть Бог Истинный ( Иоан.20, 28, 29 ; 1Иоан.5:20 ); но Он отличает Себя от Отца, говоря, что Он – Сын, но что Он, однако, едино с Отцом, Отец – в Нем, видевший Его видел Отца. В служении и любви Сына Божия нам явился Отец, открыв нам через Него Свою искупляющую и восстановляющую падшего любовь. Затем, в сошествии, дарах и действиях Духа Святого Он явил нам Свою духовную животворящую силу, как жизнь равномощного и равнобожественного Ему Лица. Вся жизнь Иисуса Христа по Евангелиям, все Его слова, дела и чудеса, весь смысл Его учения и жизни привели и приводят «чистых сердцем» к тому результату, какой мы видим в исповедании Его учеников: «Господь мой и Бог мой» ( Иоан.20:28 ; 1Иоан. 5:20 ; Матф.16:16 ; Иоан.6:69 )! Евангелие было бы совершенно непонятным, самопротиворечивым и немыслимым фактом, если бы можно было не признать божественности Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Скворцов В. М. Отдел VI. Единоверие I. Единоверие и его правила Единоверие есть православие, содержимое с соблюдением благословенных церковью чинов и обрядов до Никоновского исправления. Содержат его глаголемые старообрядцы, возсоединившиеся с св. Церковью под условием ея благословения на соблюдение ими указанной чино-обрядности. Начало такому условному воссоединению старообрядцев с православною Церковью положено в Стародубье иноком диаконовского согласия Никодимом в 1783 г. За стародубскими «старообрядцами» вскоре последовали некоторые из старообрядцев нижегородских, казанских и петербургских. До 1800 г. условия воссоединения с Церковью для раскаявшихся в своем отступничестве раскольников в частностях не везде были одинаковы. В 1800 г. условия для сего воссоединения, представленныя московскими старообрядцами, просмотренныя и в некоторых пунктах оговоренныя м. Платоном 38 , приняты церковью и Высочайше утверждены, как обязательныя навсегда и для всех, желающих воссоединиться (под условием удержания «старого» обряда) из раскола с прав. Церковью. Условия эти получили название «правил единоверия». Всех их 16. Существенное содержание их таково: 1 . Св. Синодом разрешаются клятвы, положенныя прежде на двуперстие и другие подобные сему обряды 39 . 2 . священники и диаконы для единоверцев назначаются местным архиереем из наличных православных священнослужителей (буде они изъявят на то свое желание), или же хиротонисуются кандидаты на свящ. степени по избранию архиерея или по желанию прихожан. Хиротонисует и благославляет (пр. 9) единоверческое духовенство православный епископ по старопечатным книгам и с соблюдением «старых» обрядов. 3 . Единоверческие священно-церковно-служители совершают божественную службу, таинства и требы по старопечатным книгам. 4 . По тем же книгам совершается освящение единоверческих церквей (архиереем или с его благословения единовер. священником) и антиминсов (с изображениями согласно старопеч. потребников) для них. 5 . Единовер. священники не требуются в правос.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАЛУЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Калужской и Боровской епархии , один из самых старых епархиальных журналов РПЦ, начавший выходить по инициативе еп. Калужского Григория (Митькевича) с янв. 1862 г. Издавался до янв. 1907 г. 2 раза в месяц. Каждый номер состоял из офиц. и неофиц. частей (неофиц. часть до 1894 г. называлась «Прибавлениями») с раздельной пагинацией. Редакторами официальной части были подписывавшие каждый номер секретари консистории А. Р. Воронцов (1862-1871), Н. П. Бернадский (1871-1873), К. Медведский (1873-1875), С. И. Пантеровский (1876-1877), Н. Е. Томашевский (1880-1884), И. М. Лорченков (1885-1886), Н. В. Разумов (1887-1895) и Д. С. Соколов (1896-1907). Во время их отсутствия номера подписывали исполняющие должность секретаря, а также другие чиновники консистории, напр. в 1878-1880 гг. столоначальник А. Извеков; до сер. 1901 г. вместе с ними офиц. часть подписывали члены консистории кафедральные протоиереи М. Потёмкин (1862-1871), А. Колыбелин (1871-1876 и 1880-1901) и Д. Рождественский (1876-1880). Неофициальная часть в 1862-1869 гг. выходила без подписи редактора. В ходатайстве об издании К. е. в. еп. Григорий указал фамилии преподавателей семинарии М. Скворцова и Ф. И. Покровского, представивших программу издания, и калужских священников И. Любимова и И. Извекова, изъявивших желание постоянно в нем участвовать (до 1870); они, а в 1865-1866 гг. также ректор семинарии архим. Асинкрит (Верещагин), очевидно, коллегиально редактировали неофиц. часть. Далее неофиц. часть подписывали свящ. Д. Рождественский (1870-1880), свящ. И. Любимов (1870-1890), ректор семинарии прот. Д. Г. Лужецкий (1890-1901) и инспектор А. А. Преображенский (1901-1907). В официальном отделе печатались высочайшие манифесты и указы, «Распоряжения Святейшего Синода», «Распоряжения епархиального начальства» (в т. ч. об определениях на места священно- и церковнослужителей), «Объявления и известия» о вакансиях, о книгах, рекомендованных для церковных б-к, об открытии внебогослужебных собеседований, журналы общеепархиальных съездов, отчеты и журналы епархиального училищного совета, отчеты о деятельности братств, епархиального комитета Правосл.

http://pravenc.ru/text/1320161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АЛЕКСИЙ Иванович Рождественский (1865 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ. АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Иванович Аманов (1870 – 1937), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), свящ. АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ (Орлов Владимир Павлович; род. 23 апр. 1974 г.), митрополит Челябинский и Миасский, глава Челябинской митрополии

http://pravenc.ru/rubrics/121660_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борис (Скворцов), еп. Рязанский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. (Скворцов Борис Гаврилович; 30.09.1895, с. Стрешнево Данковского у. Рязанской губ.- 11.08.1972, Рязань), еп. Рязанский и Касимовский. Род. в семье священника, рано потерял мать. В 1911-1917 гг. учился в Рязанской ДС, по окончании к-рой женился и 8 сент. 1917 г. еп. Михайловским, вик. Рязанской епархии, Павлом (Вильковским) был рукоположен во священника к Борисоглебской ц. в Рязани, в к-рой служил его отец. В 1923 г. стал ключарем храма. В сер. 20-х гг. овдовел. По предложению о. Бориса приходской совет постановил (23 дек. 1923) включить в клир храма Михайловского еп. Глеба (Покровского) , к-рому власти отказали в регистрации. В окт. 1925 г. свящ. Б. Скворцов был привлечен к уголовной ответственности по делу «О контрреволюционной деятельности Рязанской епархиальной канцелярии» вместе с архиеп. Борисом (Соколовым) , еп. Глебом (Покровским) и др. членами канцелярии. На следствии о. Борис никого не оговорил, ложных показаний не давал. За отсутствием состава преступления был освобожден. О. Борис был добрым пастырем, любимым народом, он ежедневно совершал богослужения и никогда не отказывал в совершении треб. В праздник Богоявления в 1927 г. о. Борис сослужил митр. сщмч. Серафиму (Чичагову) и вместе с архиереем совершил великое освящение воды на р. Трубеж. После закрытия в 1929 г. соборов в Рязанском кремле священник добился разрешения властей на перенесение епископской кафедры в Борисоглебский храм с правом служения в нем архиеп. Рязанского и Шацкого сщмч. Иувеналия (Масловского) . Несмотря на это, 5 нояб. 1929 г. храм закрыли и стали использовать для хранения зерна. После многочисленных обращений духовенства и прихожан в органы власти в июле 1930 г. в храме возобновились богослужения. В том же году о. Борис в сане протоиерея стал настоятелем Борисоглебского собора и председателем приходского совета. В 1935 г. в связи с закрытием собора назначен настоятелем ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», единственного храма в Рязани, не закрывавшегося в период гонений. За патриотическую деятельность в годы Великой Отечественной войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

http://pravenc.ru/text/153163.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010