Св. Григорий Богослов , в надгробном слове Василию В., в особенную заслугу вменяет ему то, что он в совершенстве овладел всею полнотою современного ему образования, и при этом сильно обличает невежество тех, которые думали, что для христиан не нужна и даже опасна внешняя (нехристианская) ученость (Твор. Св. Григория Бог. в рус. перев. IV ч. сл. 43). У св. Василия В., между его творениями, есть особая замечательнейшая „Беседа к юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями“ (Твор. Василия В. в рус. пер. IV ч.). – Об отношении представителей древней церкви к греко-римской науке см.: архпм. Бориса (Плотникова). История христ. просвещения в его отношении к греко-римской образованности (Пр. Соб. 1885–1890 г. и в отдельном издании). Лебедева А. П. проф. Влияние язычества и христианства на питомцев греч. и латинских школ II, III и IV вв. (Душепол. Чт. 1885 г. 1 и 2). – Проф. Певницкого В. Ф. проф. Образование отцов проповедников IV в. (Тр. К. Ак. 1892 г. 9 и 10). – Присутствие элементов греко-римской науки можно видеть в научных и литературных формах произведений христианских писателей, в толкованиях св. Писания (пример –„Шестоднев“ Василия В.), в проповедях, в поэзии, в христианской философии, а особенно – в произведениях древнехристианской апологетики. В особенности оказывала на древних учителей церкви философия Платона, подобно тому, как на богословов средних веков – философия Аристотеля. См. по тому же вопросу еще в трудах: И. Реверсова. Очерк западн. апол. литературы II и III веков. (Пр. Соб. 1891, III; 1892, I-II). Проф. П. И. Цветкова. Обзор аполог. трудов вост. отцов и учителей церкви в IV и V вв. (Приб. к твор. отцов, 1872, XXV). Скворцова К. И. Философия отцов и учит. церкви (период апологетов) И. М. Скворцова. Философия св. Григория нисского (Тр. К. Ак. 1863, 10). Проф. М. А. Остроумова. История филос. в отнош. к откров. гл. II. М. Троицкого. Суждения св. отц.и учит. II и III в. об отношении греч. образования к христианству (Тр. К. Ак. 1860, 2–3). Чистовича И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Вы же, пастыри народа Божия, сынов Святой Церкви православной, пасите, по апостолу, стадо Божие, вверенное вам, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду ( 1Пет.5:2–3 ). Будьте примером и образцом для верных словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою ( 1Тим.4:12 ). Не себе проповедайте, но Христа Иисуса Господа ( 2Кор.4:5 ), дабы каждый из вас мог с чистою совестию сказать вместе с Апостолом пасомым своим: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу ( 1Кор.11:1 ). Заключая пастырски отеческое слово наше, и еще молим: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивый нас и давый нам утешение вечно и упование благо во благодати, да утешит, возлюбленные братие и чада, сердца ваша и утвердит всех вас во всяком слове и деле блазе ( 2Сол.2:16–17 ). Аминь. В Богоспасаемом граде Казани. В лето от Рождества по плоти Бога Слова 1885, месяца Июля в 25 день. III. Пастырское воззвание епископов православной греко-российской церкви, в богоспасаемом граде Казани собравшихся, бывшим о Господе чадом Греко-Российской церкви, а ныне вне единения с оною пребывающим, глаголемым старообрядцем (25 июля 1885 г.) Господь Наш Иисус Христос изрек во святом Своем Евангелии: овцы гласа Моего слушают (Ин. зач. 38), и в сем послушании гласу пастыря указал отличительный признак истинных овец словесного стада Своего, то есть истинных чад святой Своей Церкви, возвестил и сие слово пречистыми усты Своими: ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас мой услышат (Ин. зач. 35). О имени Пастыреначальника, Господа Нашего Иисуса Христа, собравшись ныне в Богоспасаемом граде Казани совокупного ради суждения о духовных нуждах и потребностях паств наших, мы преподали им, по долгу своему, слово наставления, и уповаем, что овцы наши послушают гласа своих пастырей. Имея образ в Самом Небесном Пастыреначальнике, пекущемся о приведении во двор овчий и не сущих от двора сего, и подражая святым равноапостольным первосвятителям Казанским Гурию, Варсонофию и Герману, насаждавшим святую православную веру во странах поволжских и северо-восточных, мы признали за благо обратить глас наш и к вам, среди паств наших пребывающим, но Божиими неисповедимыми судьбами не сущим от овец наших, и тем паче за долг признали сие, что некогда предки ваши и некоторые от вас самих принадлежали к тому самому стаду, в немже Дух Святый постави и нас, друг-другоприимательно, епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею (Деян. зач. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви». Первое периодическое религ. издание в Бессарабии. Основано по инициативе архиеп. Кишинёвского и Хотинского Антония (Шокотова) . С 1867 по 1871 г. в «К. е. в.» материалы печатались в 2 колонках: в левой - русский текст, в правой - молдавский (кириллицей). С 1867 по 1904 г. «К. е. в.» выходили в свет дважды в месяц, с 1906 по 1917 г.- еженедельно. Состояли из офиц. и неофиц. отделов. За весь период существования издания вышло более 1,5 тыс. номеров. Тираж номера составлял от 600 до 700 экз. До 1886 г. журнал печатался в типографии архиерейского дома, далее, до окт. 1906 г.,- в частной типографии Э. Шлиомовича, затем (с 41) в епархиальной типографии. Кишинёвские епархиальные ведомости. 1909 г. 48. Обложка (ГПИБ) Кишинёвские епархиальные ведомости. 1909 г. 48. Обложка (ГПИБ) Первыми редакторами «К. е. в.» были ректор Кишинёвской ДС архим. Варлаам (Чернявский) (в 1880-1889 епископ Минский и Туровский) и М. И. Скворцов, проф. Кишинёвской ДС, церковный журналист. С 16 за 1870 по 21 за 1871 г. журнал редактировали Скворцов и П. Ф. Паховский, также преподаватель Кишинёвской ДС. С 22 за 1871 по 1 за 1872 г. редактором был Паховский, а с 2 за 1872 и до 1/2 за 1875 г.- он же вместе с преподавателем семинарии М. А. Ганицким. В 1875 г. 3/4 редактировал Ганицкий (впосл. священник, ректор Кишинёвской ДС), далее - вместе со свящ. Хрисанфом Бочковским (с 5 за 1875 по 22 за 1880 г.). В 1881 г. 1-14 редактировали свящ. Х. Бочковский и Л. П. Шпановский, 15-18 - Бочковский, с 19 за 1881 по 8 за 1883 г.- он же вместе с П. И. Чудецким, инспектором Кишинёвской ДС. В 9-10 за 1883 г. редактором указан прот. Х. Бочковский, с 11 за 1883 по 12 за 1885 г.- он же вместе с преподавателем семинарии М. И. Епури. В 1-17 за 1887 г. журнал редактировал свящ. Х. Бочковский, а с 18 за 1887 по 1895 г.- преподаватель Кишинёвской ДС А. Г. Стадницкий (см. Арсений (Стадницкий) , митр. Ташкентский и Туркестанский). В 1896-1905 гг. редактором был прот. Александр Яновский, ректор Кишинёвской ДС. С 1 за 1906 по 5 за 1908 г. журнал редактировал старший преподаватель и смотритель семинарии И. М. Пархомович, с 6 за 1908 по 48 за 1909 г.- преподаватель В. Г. Курдиновский. Редактором офиц. отдела с 49 за 1909 по 30 за 1913 г. являлся секретарь Кишинёвской консистории А. А. Богоявленский, с 31/32 за 1913 по 1917 г.- секретарь консистории В. В. Решетников. В 1909 (с 49) - 1915 гг. редактором неофициального отдела был Курдиновский, с 1/2 по 16 за 1916 г.- ректор архим. Дамиан (Говоров) и преподаватель семинарии И. Е. Смелов (с 17), а начиная с 15/16 за 1917 г.- епархиальный наблюдатель свящ. Александр Громадский (см. Алексий (Громадский) , митр., экзарх Украины).

http://pravenc.ru/text/1841179.html

Амфилохий (Скворцов Александр), еп.б.Енисейский и Красноярский (День Ангела 23.XI) Родился в 1885 году в семье псаломщика, села Норваш Цивильского уезда Казанской губернии. Окончил Казанскую духовную семинарию и Казанскую Духовную академию. Поступил на миссионерское отделение по собственному избранию. Совет Академии постановил иметь его в виду для замещения кафедры истории и обличения ламайства и монгольского языка. 22.III.1907 пострижен в монашество. В 1908 возведен в сан иеродиакона. Будучи студентом III-ro курса, в 1909 году был командирован на предстоящие летние каникулы в Астраханскую калмыцкую степь, для изучения калмыцкого языка и изучения деятельности Православной Миссии среди калмыков Астраханской степи. В 1910 году за свое сочинение на тему: «Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык, как средства миссионерского воздействия», ему были присуждены две премии и был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 191O-1911 учебном году слушал лекции на восточном факультете СПБ университета, чтобы изучить монгольский язык до свободного понимания священных рукописей ламаизма. Назначен исполняющим обязанности доцента по кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма. С 16 авг.1911 года утвержден в должности преподавателя названной академии по кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма. В 1912 году, по его личной просьбе, Совет Академии командировал его на один год в Монголию и Забайкалье с целью изучения тибетского языка и богословской литературы ламаизма. В 1913 году срок командировки ему был продлен еще на один год. Впоследствии упоминается в сане архимандрита. В 1922 году хиротонисан во епископа Мелекесского, вик. Уфимской епархии. С 1923 г. епархией не управлял, проживал в Красноярске. В 1925 г. он в ответ на предложение обновленческого архиепископа образовать общую комиссию для примирения и совместного участия в Соборе 1925 г., послал ему резко отрицательное письмо, где заявил: «наше соединение с Вами возможно только тогда, когда Вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние». Такое же письмо было прислано и другим православным епископом Дмитрием. Оба они, и Амфилохий и Дмитрий, объявили собор неканоничным и самочинным, а обновленцев – не православными и от всякого участия в переговорах с ними отказались.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Смирнов П. Высокопр. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. М., 1898; РБС. Дабелов—Дядьковский (1905). С. 396 и след.; о киевском периоде: Пятидесятилетие Киевской Духовной Академии. К., 1869; Скабалланович М. О лекциях по богословию архиеп. Димитрия Муретова, в: ТКДА. 1911. 3 (здесь и о влиянии Димитрия на «Догматическое богословие» Макария Булгакова). Его сочинения: Слова, беседы и речи. М., 1889–1890. 5 т.; 2-е изд.: М., 1897. 7 т. Флоровский. С. 219. См. вышеназванную работу Скабаллановича, а также: Флоровский. С. 220. Цит. по: Флоровский. С. 240. Скворцов был в то же время профессором философии, богословия и церковного права в Киевском университете. Обширную переписку Скворцова с Димитрием Муретовым см. в: ТКДА. 1882–1883, 1885–1887. Скворцов был усердным писателем, но не мыслителем. См.: Зеньковский. 1. С. 313 и след.; Филарет. Обзор. 1884. С. 496; Иконников В. Биографический словарь профессоров Киевского университета. С. 601 и след. (полнее, чем у Филарета); РБС. Сабанеев—Смыслов (1904). С. 546–551. Киевская Академия была alma mater для многих русских профессоров философии: В. Н. Карпова, читавшего курс в Петербургской Академии, П. С. Авсенева (позднее — архимандрита Феофана Авсенева), С. С. Гогоцкого — в Киевском университете, П. Д. Юркевича — в Московском университете, О. М. Новицкого — в Одесском лицее; учеником Юркевича был Вл. Соловьев (Зеньковский. 1. С. 314–321; ср. с. 305; Флоровский. С. 241 и след.). Никанор. 1. С. 269. О преподавании см.: Чистович. С. 180–331; Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 154–158. В течение 40 лет (1809–1851) сменилось 10 ректоров; дольше всех оставался в этой должности Филарет Дроздов (1812–1819). См. список ректоров также у Киприана Керна, в: Истина. 1956. С. 284. Никанор. 1. С. 125; ср. С. 265. Переписка Московского митр. Макария Булгакова, в: ТКДА. 1907. 11. С. 480; Титов Ф. Московский митр. Макарий Булгаков, в: БВ. 1907. 6. С. 397, 398 и след. О недовольстве епископов выступлением Макария в защиту судебной реформы см.: Савва. Хроника. 6. С. 656; ср. § 6. Биография Макария: Титов Ф. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. К., 1895–1897. 2 т. О Макарии как богослове и историке Церкви пойдет речь во 2 томе, где будет указана и литература. См. также: Титов, в: БВ. 1907. 6 и след. и в: ТКДА. 1907. 6.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Источниковедческий характер имеют статьи, посвященные учебным заведениям епархии: «Столетие существования Могилёвской Духовной семинарии» Тихомирова (1885. 28/29. С. 651-661), «Материалы для истории Могилёвской ДС 1780-1800 гг.» (1901. 34. С. 481-490), «Учителя Могилевской Духовной семинарии: Биогр. мат-лы для времени 1765-1808 гг.» (1903. 30. С. 433-436; 1904. 1/2. С. 16-30; 3. С. 38-43; 4. С. 57-65; 5. С. 78-86; 6. С. 95-101; 7. С. 115-119), «К истории уездных и приходских училищ Могилёвской епархии до 1810 г.» (1909. 10. С. 373-377; 11. С. 399-406) П. С. Горючко, «Исторический очерк Могилёвского женского духовного училища» Скворцова (1884. 20, 21), «Очерки из истории Мстиславского уездного духовного училища» С. С. Уклонского (1887. 5/6, 8, 10); мон-рям и святыням: «Тупичевский монастырь» П. Полубинского (1884. 16. С. 316-321), «Охорский Преображенский монастырь» В. Сабинина (1889. 21. С. 309-314), «Чонско-Макарьев единоверческий монастырь» [аноним.] (1889. 22/23. С. 327-332), «Тупичевский монастырь» Пятницкого (1889. 14/15. С. 170-184; 16. С. 232-239), «Оршанские мужские монастыри - Покровский 3-классный и приписной к нему Богоявленский Кутеинский» архим. Платона (1889. 19/20. С. 291-297; 24. С. 357-361), «Оршанский Кутеенский женский монастырь» Л. М. Ржевусского (1889. 32. С. 496-502), «К истории Спасского монастыря в Могилёве» (1891. 1/2. С. 18-23), «Спасский монастырь в Могилёве» (1891. 27. С. 291-299; 28/29. С. 303-306), «Архиерейский дом в Могилёве» (1891. 32. С. 381-385; 33. С. 397-403; 34. С. 419-425; 36. С. 469-473; 1892. 1, 8) и «Иоиль Труцевич, первый игумен Кутеинских монастырей» (1891. 8. С. 102-106; 9. С. 119-134; 10/11. С. 148-153), «Белыничская чудотворная икона Божией Матери» (1883. 13. С. 255-259) и «Белыничский монастырь и чудотворная в нем икона» (1885. 33. С. 803-807), «Сведения о Тупичевской чудотворной иконе Божией Матери» архим. Иоанникия (1885. 18/19. С. 404-411), «Чудотворная икона Божией Матери в Могилёвском Братском монастыре» иеродиак. Василия (Жудро) (1892. 8. С. 115-117).

http://pravenc.ru/text/2563896.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance КАЛМЫЦКИЙ МИССИОНЕР 6 мин., 01.10.2010 1 октября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского. Священномученик Амфилохий родился 17 февраля 1885 года в селе Норваш Казанской губернии в семье псаломщика Якова Васильевича Скворцова и в крещении был наречен Александром. С юных лет он чувствовал призвание к иноческой жизни и хотел вступить в число братии одного из монастырей, но духовный отец посоветовал ему отложить до времени это благое намерение и поступить в духовную академию. На первом курсе Казанской духовной академии, в 1907 году, Александр был пострижен в мантию с именем Амфилохий. В 1908 году он был рукоположен во иеродиакона, в 1909 году — командирован академией в Астраханскую губернию изучать калмыцкий язык для дальнейшей деятельности в Православной миссии среди калмыков Астраханской степи. Во время обучения в академии основным послушанием для отца Амфилохия стала научная деятельность, в которой проявились его недюжинные таланты. Он в совершенстве изучил калмыцкий язык, а также всю литературу, касающуюся переводов священных и богослужебных текстов на этот язык; это были по большей части рукописные документы, хранившиеся в различных архивах. В 1910 году он был рукоположен во иеромонаха, в том же году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. Российское государство уже давно переживало состояние плачевной раздвоенности; правительство осуществляло грандиозные проекты строительства городов и дворцов, проводило реформы, которым народ не сочувствовал и которые не одобрял. В то же время инициативные и жертвенные деятели героическими усилиями пытались осуществить весьма нужные проекты христианского просвещения народов России, но им государство не помогало и почти не замечало их. Такое длительное истощание сил народа неминуемо должно было привести к краху оказавшейся неорганичной для страны формы власти.

http://foma.ru/kalmyiczkij-missioner.htm...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 18 (1 октября) Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский Священномученик Амфилохий (в миру Александр Яковлевич Скворцов) родился 17 февраля 1885 года в селе Норваши Цивильского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Якова Васильевича Скворцова, у которого было одиннадцать детей  –  трое сыновей и восемь дочерей. Александр был самым младшим. Старшая его сестра вышла замуж в Польше еще до рождения Александра, и он ее никогда не видел. Один из его братьев служил священником в Казанской епархии. Первоначальное образование Александр получил в Чебоксарском духовном училище. С юных лет он чувствовал призвание к иноческой жизни и хотел вступить в число братии одного из отдаленных монастырей еще учась в семинарии. Духовный отец, однако, посоветовал ему отложить на время это благое намерение и поступить в Духовную академию. Александр Яковлевич поступил в Казанскую Духовную академию и 22 марта 1907 года, на первом курсе академии, был пострижен в мантию с именем Амфилохий. После пострига ректор академии произнес соответствующее случаю сло­во, сказав, что на основании личного опыта знает то благодатное озаре­ние души, какое бывает после пострига, которое навсегда сохраняется в ду­ше инока. Обращаясь к монаху Амфилохию, ректор сказал, что существует три вида скорбей: это скорби, присущие всем христианам в их стремлении к небесному совершенству вследствие несоответствия действи­тель­ности идеалу: «многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), эти скорби спасительны; во-вторых, это скорби уныния перед высотой Евангельского идеала. «Монахам присущ второй вид скорбей, и путь избавления от них  –  это молитва и созерцание примеров доброде­телей». И, в-третьих, это скорби пастырские, которыми страдал Христос в са­ду Геф­симанском в ночь, в которую был предан за спасение мира (Мф. 26, 38). Один из студентов академии посвятил новопостриженному иноку стихотворение:

http://fond.ru/kalendar/906/amfilohiy/

Флоровский. С. 219. 1497 См. вышеназванную работу Скабаллановича, а также: Флоровский. С. 220. 1498 Цит. по: Флоровский. С. 240. Скворцов был в то же время профессором философии, богословия и церковного права в Киевском университете. Обширную переписку Скворцова с Димитрием Муретовым см. в: ТКДА. 1882–1883, 1885–1887. Скворцов был усердным писателем, но не мыслителем. См.: Зеньковский. 1. С. 313 и след.; Филарет. Обзор. 1884. С. 496; Иконников В. Биографический словарь профессоров Киевского университета. С. 601 и след. (полнее, чем у Филарета); РБС. Сабанеев—Смыслов (1904). С. 546–551. 1499 Киевская Академия была alma mater для многих русских профессоров философии: В. Н. Карпова, читавшего курс в Петербургской Академии, П. С. Авсенева (позднее — архимандрита Феофана Авсенева), С. С. Гогоцкого — в Киевском университете, П. Д. Юркевича — в Московском университете, О. М. Новицкого — в Одесском лицее; учеником Юркевича был Вл. Соловьев (Зеньковский. 1. С. 314–321; ср. с. 305; Флоровский. С. 241 и след.). 1500 Никанор. 1. С. 269. О преподавании см.: Чистович. С. 180–331; Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 154–158. В течение 40 лет (1809–1851) сменилось 10 ректоров; дольше всех оставался в этой должности Филарет Дроздов (1812–1819). См. список ректоров также у Киприана Керна, в: Истина. 1956. С. 284. 1501 Никанор. 1. С. 125; ср. С. 265. 1502 Переписка Московского митр. Макария Булгакова, в: ТКДА. 1907. 11. С. 480; Титов Ф. Московский митр. Макарий Булгаков, в: БВ. 1907. 6. С. 397, 398 и след. 1503 О недовольстве епископов выступлением Макария в защиту судебной реформы см.: Савва. Хроника. 6. С. 656; ср. § 6. Биография Макария: Титов Ф. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. К., 1895–1897. 2 т. О Макарии как богослове и историке Церкви пойдет речь во 2 томе, где будет указана и литература. См. также: Титов, в: БВ. 1907. 6 и след. и в: ТКДА. 1907. 6. 1504 У Троицы в Академии. С. 643; Титов, в: БВ. 1907. 6. С. 391 и след.; Никанор. 1. С. 258. Еще один пример благородства Макария проводит Е. Е. Голубинский в предисловии ко 2 части 1 тома своей «Истории Русской Церкви»: несмотря на резкую критику Голубинским первых томов «Истории Русской Церкви» последний защищал 1 том труда Голубинского перед Святейшим Синодом, который был возмущен научным критицизмом автора, и добился присуждения Голубинскому ученой степени, а также разрешения на напечатание его сочинения (ср. некролог Е. Е. Голубинского, написанный С. И. Смирновым, в: ЖМНП. 1912. 5; Лебедев А. П. Воспоминания, в: БВ. 1907. 1). 1505

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Скворцов В. Второй миссионерский съезд в Москве. М.: Унив. тип., 1981. Скворцов В. Деяния третьего Всероссийского миссионерского съезда в Казани по вопросам внутренней миссии и расколосектантства с приложениями. Киев: Тип. И. И. Чоколова, 1898. Статистический ежегодник Московской губернии за 1885 г. М. Товарищ. «Печатня С. П. Яковлева», 1886; ...за 1890 г. М., 1890; ...за 1895 г. М., 1896; ...за 1900 г. М., 1900; ...за 1905 г. М., 1906; ...за 1910 г. М., 1911. Третий Всероссийский миссионерский противораскольнический и противосектантский съезд в Казани/Сост. И. М. Громогласов. Рязань, 1898. Троицкий И. , прот. Четвертый миссионерский съезд в Киеве. Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1908. Устав общества трезвости при фабрике Товарищества Пелагеи Чернышевой сыновей в сельце Пирогове, Московского уезда. М., 1910. Устав попечительного совета о приходских бедных при Московской Николо-Ваганьковской церкви. М., 1900. Устав Первого московского общества трезвости. Догоромиловское отделение. М., 1901. Устав Санкт-Петербургского Союза русских рабочих. СПб., 1908. Федоров С. А. О воскресном отдыхе//Труды высочайше утвержденного Всероссийского торгово-промышленного съезда 1896 г. в Нижнем Новгороде. Улучшение быта рабочих. СПб., 1897. Т. 3. Вып. 5. С. 397–411. Шестаков П. М. Образовательные учреждения и грамотность рабочих на мануфактуре товарищества Эмиль Циндель в Москве. М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1904. Янжул И. И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва: Материалы для истории русского рабочего вопроса и фабричного законодательства. СПб.: Тип. АО Брокгауз-Ефрон, 1907. Янжул И. И. Фабричный быт Московской губернии: Отчет за 1882–1883. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1884. Янжул И. И. Экономическое значение честности: забытый фактор производства. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1912. – 27 с. Публицистические издания Владимир (Богоявленский) , митр. Вечные истины христианства. Собеседования между крестьянином, фабричным рабочим и священником. Современные религиозные вопросы. М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставроп., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010