Особенность ветхозаветного отношения к материальному Б. состояла в понимании его как знака Божия благословения: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... придут на тебя все благословения... и исполнятся на тебе... Благословен... плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 1-2, 4-5; ср.: Втор 28. 8, 11-12). Б. были благословлены патриархи евр. народа Авраам (Быт 13. 2; 24. 35), Исаак (Быт 26. 12-14), Иаков (Быт 30. 43), прав. Иов (Иов 31. 25); земля Ханаан была обещана Богом народу Израиля в качестве богатой и изобильной земли, к-рой он сможет владеть, пока будет исполнять Закон (Числ 13. 27-28; 14. 8; Втор 6. 3). Тема награды Б. и славой за покорность Богу получает развитие в повествованиях о царях Давиде (2 Цар 12. 8), Соломоне (3 Цар 4. 21-28; 10. 4-29), Иосафате (2 Пар 17. 5; 18. 1), Езекии (2 Пар 32. 27-29). Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием Б. добродетелей («сердцем разумным», «чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло»), нежели материальным Б. (3 Цар 3. 5-14). Б., «в котором нет греха» (Сир 13. 30), т. е. полученное честным путем, и само по себе представляется нек-рым благом, поскольку обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч 22. 7), прибавляет друзей (Притч 14. 20; 19. 4; Сир 13. 25-26). При этом подчеркивается, что дар Б. всегда является Божиим благословением труда человека, «дел рук» его. Приобретенное трудом Б. предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч 10. 4), трудолюбия (Притч 11. 16; 20. 13), умения (Притч 24. 4), воздержания (Притч 21. 17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого гос. правления, как у царя Соломона. «...Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Слово во вторую неделю св. Великого поста 58 Не медли обратитися ко Господу, и не отлагай день от дне ( Сир.5:8 ). Из древней Священной книги беру сии слова и предлагаю вашему вниманию, потому что они весьма близко идут ко времени и делу. Для всякого времени есть своё дело, и для всякого дела есть своё время. Всем время, говорит премудрый, и время всяцей вещи под небесем ( Еккл.3:1 ). Время плакати и время смеятися; время рыдати и время ликовати ( Еккл.3:4 ). Какое теперь у нас время? Время плакати о грехах. И какое дело предназначено этому времени? Дело покаяния, соединённое с исповеданием грехов пред отцем духовным и, по разрешении им от грехов, с приобщением св. Христовых Тайн. Время печальное, дело покаянное! Одни уже исполнили дело покаяния с благоговением веры, другие готовятся исполнить с усердием, а третьи думают отложить дело до другого свободного времени. Не в праве ли Пастырь Церкви напомнить каждому из отлагающих о спасительной необходимости исполнения долга христианского во дни поста и преподать благоразумный совет одного из древних мудрецов: Не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне? ( Сир.5:8 ) Примем совет во внимание и извлечём из него побуждения к делу спасения. Совет мудрого указывает, хотя не прямо, но довольно понятно, на скоротечность времени. Подлинно, время летит быстро, так – что минута, в которую говорю, уже прошла; но летит неприметно. Если бы не видали мы перемен в материальном мире, то не могли бы иметь понятия о продолжении и величине времени. Много ли предназначено нам особенного времени в году для упражнения преимущественно в делах веры и благочестия? Менее, нежели восьмая часть года, хотя вся жизнь христианина должна провождаема быть в духе покаяния. Две седмицы поста уже прошли; не увидим, как пройдут остальные пять. Если время бежит быстро и невозвратно: то благоразумно ли пренебрегать временем, которому принадлежит дело нашего покаяния? Не опасно ли откладывать дело, которое предназначено времени плакати ( Еккл.3:4 )? Отлагать дело покаяния до другого свободного времени значило бы, отказывать Богу в том, что теперь имеем, что теперь сделать можем, и должны воздать Ему, – значило бы приносить Богу, чего нет у нас, и обещать то, чего, может быть, никогда не достигнем. В таком случае, не походили ли бы мы на того должника, который, имея возможность возвратить сего дня долг своему заимодавцу, по пристрастию к богатству, откладывает и обещает отдать чрез две недели, чрез неделю, и так далее. Премудро сказал премудрый: не хвалися о утрии: не веси бо, что породит находяй день ( Прит.27:1 ). Как бы так сказал: ты отлагаешь благое дело до завтрашнего дня; но знаешь ли, что завтрашний день будет для тебя удобен? Может быть, он несёт тебе какую тяжкую скорбь, болезнь, бедствие. Не хвалися о утрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Гордость Гордость а) воспрещена: Не умножайте речей надменных, дерзкие слова да не исходят из уст ваших ( 1Цар.2:2–3 ). Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой ( Притч.27:2 ). Не выставляй себя слишком мудрым ( Еккл.7:16 ). Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим ( Иер.9:23 ). Слушайте и внимайте: не будьте горды ( Иер.13:15 ). Не высокомудрствуйте и не мечтайте о себе ( Рим.12:16 ); б) есть грех: Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых – грех ( Притч.21:4 ). Начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость ( Сир.10:15 ). Послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорит: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло ( Иак.4:13–16 ). Бог ненавидит гордость: вот, что ненавидит Господь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый… ( Притч.6:16–17 ). Гордость и высокомерие Я ненавижу ( Притч.8:13 ). Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем: можно поручиться, что он не останется ненаказанным ( Притч.16:5 ). Гордость ненавистна и Господу, и людям, и преступна против обоих ( Сир.10:7 ). Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ). Гордость а) осуждена Господом: Приступила к Нему мать сынов Зеведеевых с сыновьями своими и говорит: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем. Иисус же, подозвав прочих учеников, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф.20:20–27 ). Господь спросил учеников: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали, потому что рассуждали, кто больше. И сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою ( Мк.9:33–35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ЕПИСТОЛИЯ О НЕДЕЛЕ» [греч. Η πιστολ το Κυρου μν Ιησο Χριστο; лат. Epistola Christi (Salvatoris) de seruanda domenica; рус. Послание о воскресном дне], христ. апокриф о почитании воскресного дня (см. ст. Воскресенье ), по легенде написанный Богом Отцом или Иисусом Христом (по некоторым версиям, золотыми буквами или Кровью Христовой) и либо принесенный арх. Михаилом, либо упавший с неба в Риме на алтарь св. Петра или в Иерусалиме у врат Ефремовых. Текст «Е. о н.» был создан не ранее VI в. В средние века получил широкое распространение и был переведен на мн. европейские (в т. ч. славянский) и ряд вост. языков. Текст «Е. о н.» в первоначальном варианте был составлен на лат. или греч. языке. Древнейшей сохранившейся лат. рукописью считается Monac. lat. 9550 (XI в.). Впервые лат. текст был издан Э. Балюзом ( Baluze. 1677. T. 2. P. 1369-1399), затем - И. А. Фабрициусом ( Fabricius J. A. Codex apocryphorum Novi Testamenti. Hamburgi, 17192. Vol. 1. P. 309-313). Наиболее полное издание лат. версий было подготовлено И. Делеэ ( Delehaye. 1899). В лат. тексте «Е. о н.» выделяется 2 редакции: 1-я содержит продолжительное вступление, в к-ром говорится о том, как «Е. о н.» упала в Иерусалиме, а потом передавалась из рук в руки и, наконец, попала в Рим, 2-я - краткая и не имеет вступления. К лат. версии восходят древнеирл. текст VI-VIII вв. ( O " Keeffe J. G. Cáin Domnaig//Ériu. Dublin, 1905. Vol. 2. P. 189-211) и его стихотворное переложение IX в. ( Idem. Poem on the Observance of Sunday//Ibid. 1907. Vol. 3. P. 143-147), древнеангл. гомилии ( Priebsch. 1936), а также переводы «Е. о н.» на валлийский, среднеангл., средневерхненем., старофранц., провансальский, каталанский, испан., итал. и др. языки. В 1158 г. в Англии Ибн Эзра перевел «Е. о н.» на евр. язык ( Bittner. 1906. S. 231-234). Нек-рые исследователи полагают, что оригинальным языком апокрифа является греческий ( Esbroeck. 1989). Древнейшие греч. рукописи - Paris. gr. 925. Fol. 22v - 26 (XV в.) и Vat. Barber. gr. III 3. Fol. 55-65 (1497) (полный перечень версий см.: BHG, N 812i - 812r). Основными изданиями греч. текста являются издания А. Васильева ( Васильев. 1893) и М. Биттнера ( Bittner. 1906). Биттнер помимо 12 греч. рукописей издал 13 армянских, 8 сирийских, 5 на каршуни (вариант сир. яз.), 7 арабских и 3 эфиопские (Ibidem). Сир. версия публиковалась также А. Холлом ( Hall. 1893. P. 121-142). Груз. версия опубликована К. Кекелидзе в 1948 г. Все вост. версии являются переводами с греч. языка. Происхождение

http://pravenc.ru/text/190053.html

монах Павел Эвергетинос О том, что грех не повиноваться своим о Господе наставникам и роптать на них; и о том, что христианину вообще не следует оправдываться, но всячески отсекать собственную волю, любить и не обижаться на обличения А. Из Антиоха Пандекта Братья, нам не следует роптать по всякому оправданному и даже, если нам кажется, неоправданному поводу, но во всем слушаться и повиноваться и благодарить Бога и тех, кто Господом поставлен над нами. Если же возропщем на что-нибудь, то уподобимся преступным и неблагодарным иудеям, которые роптали на Того, Кто заботился о них, как написано: И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея, а Моисей сказал: Не на нас ропот ваш, но на Господа ( Исх. 16: 2.8 ). За свой ропот они и полегли все в пустыне. Их потомки в точности унаследовали неблагодарность и непослушание своих отцов. Они роптали на учеников Господа: «Почему вы едите и пьете с грешниками?» Роптали и на Самого Спасителя, когда Он сказал: Я хлеб живой, сшедший с небес ( Ин. 6:51 ). Вот почему и сказал им Господь: Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего ( Ин. 6:65 ), иными словами, человеку не будет дано, пока Отец не найдет, что он послушен, благодарен и не ропщет, как мы. И работники первого часа роптали на хозяина дома за то, что других работников он нанял в одиннадцатом часу, а заплатил и тем и другим поровну, и так далее ( Мф. 20:1–15 ). На это Господь им ответил: Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди. Куда же Он отправляет ропотника? На левую сторону, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его. Это ясно из слов, которыми Господь обличает этих работников в лукавстве и зависти: Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? (Ср: Сир. 32:17 и Притч. 6:32–33 ). Б. Из аввы Марка Кто к приказанию тайком примешивает своеволие, тот прелюбодей, как об этом говорится в книге Премудрости (См.: Сир. 32:17 и Притч. 6:32–33 ), и по скудости своего разума терпит скорби и бесчестие. Как невозможно соединить воду с огнем, так и нельзя соединить смирение и самооправдание. Если хочешь спастись, возлюби слово истины и никогда не будь настолько безрассуден, чтобы избегать обличений. Слово Истины обращало к покаянию порождения ехиднины и внушало им бежать от будущего гнева ( Лк. 3:7 ). Кто принимает слово истины, тот принимает и Бога Слова. И Господь говорит: Принимающий вас Меня принимает ( Мф. 10:40 ). Спущенный через кровлю расслабленный – это грешник, которого верующие обличают ради Господа, и по их вере ему прощаются грехи. Кто ненавидит обличения, неизбежно по собственной воле остается в страстях. А кто любит, тот переносит их благоразумно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

На третий день русским удалось овладеть вражескими позициями на внешней линии обороны и отбросить неприятеля в город. Одновременно войска Штейнгеля прорвались к Полоцку с юго-востока. Опасаясь попасть в окружение, Сен-Сир приказал своим войскам, не торопясь, сохраняя тишину и скрытно от наших войск, оставить город. Отход французского корпуса намечалось осуществить в ночь на 20 октября. Однако тихо удалиться не удалось. Один из его генералов, с наступлением ночи, приказал зажечь бараки, чтобы они не достались русским. Горящие бараки обнаружили намерение маршала оставить занятую позицию, и граф Витгенштейн решился немедленно атаковать неприятеля. Было два часа пополуночи. С западной стороны, кроме ограды из двойного палисада, окруженной рвом, надлежало перейти через речку Полоту, текущую в глубокой рытвине, через которую был устроен деревянный мост, как-бы висевший над пропастью. За мостом сконцентрировался неприятель. На гравюре изображён вид города во время штурма со стороны этого моста, когда 12 дружина Санкт-Петербургского ополчения, впереди прочих войск, подошла к нему. Ратники прешли реку вброд, обошли французов и ударили в штыки. Враг, не видя в темноте, сколько войск появилось у него в тылу, отступил. Другие ополченцы овладели мостом, который неприятель не успел разрушить, и тоже появились на левой стороне Полоты. Начался штурм Полоцка, разгорелись уличные бои. Героически сражались ратники Петербургского ополчения. По свидетельству Витгенштейна, 12-я дружина, срубив под сильным огнем палисад, бросилась первая в Полоцк. Изумленный неприятель бежал в беспорядке к своим местам. Высокую воинскую доблесть русских ополченцев отмечали и сами французы. Так, маршал Сен-Сир писал, что эти бородатые люди, как называли их солдаты, сражались с наибольшим ожесточением, и здесь русские выказали наибольшее мужество. К утру 20 октября Полоцк был полностью освобожден. Потери с обеих сторон были громадны. Город представлял зрелище совершенного разрушения и был завален трупами, крыши домов были пробиты ядрами. Корпус Сен-Сира понес большие потери: около 7 тысяч человек, в том числе 2 тысячи человек пленными. Потери русских войск были ещё более значительными: 8 тысяч человек убитыми и ранеными.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/20/po...

Разделы портала «Азбука веры» Развлечения — занятия, наполненные удовольствием, весельем, радостью, забавой. Развлечения — способ отвлечения от уныния и печали , отдых от трудов праведных. Священное Писание о развлечениях Положительно: Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого — любовь к мудрости. ( Сир.40:20 ) И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. ( Еккл.8:15 ) Отрицательно: Преданный сердцем удовольствиям будет осужден, а сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою. ( Сир.19:5 ) Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. ( Еккл.11:9 ) Допустимы ли для христианина радость и веселье? Несмотря на то, что Господь Иисус Христос предрекал Своим ученикам скорби и страдания за веру ( Лк.21:12 ), несмотря на то, что святые отцы нередко смотрели на скорби как на особые средства для врачевания нравственных недугов, христианство не следует понимать как религию, априори отвергающую радость и веселье. В Ветхом Завете мотив радость – определяющий мотив жизни Израиля с Богом. В книге Второзакония часто говорится о радости, которую человек испытывает во время жертвоприношений ( Втор.12:7; 14:26 ). Эта радость должна переполнять человека и в случае принесения десятин ( Втор.14:26 ), и во время посвящения Богу начатков урожая ( Втор.26:10 ). Особенное же проявление радость человека находит в случае принесения мирных жертв: Приноси жертвы мирные, и ешь [и насыщайся] там, и веселись пред Господом Богом твоим ( Втор.27:7 ). Естественно, что своего максимума такой вид человеческой радости обретает в дни праздников, когда следует отложить в сторону все житейские заботы и только веселиться ( Втор.16:15 ). В связи с этим праздник в Чис.10:10 называется днем веселия вашего , т.е. особо выделенным периодом, когда радость человека должна быть полной и совершенной.

http://azbyka.ru/razvlecheniya

С.И. Остроумов Тексты „Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает». ( Пс. 36:16–17 и Пс. 36:21 ). „Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, при-шлец ли он или поселенец, чтобы он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли». ( Лев. 25:35–37 ). „Кто удерживает у себя хлеб (в ожидании повышения цены), того клянет народ; а на голове продающего – благословение». ( Притч. 11:26 ). „Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчаст-ного у ворот, потому что Господь вступится за дело их, и исхитит душу у грабителей их». ( Притч. 22:22–23 ). „Нищеты... не давай мне, питай меня насущным хлебом, чтоб, обеднев, не стал красть». ( Притч. 30:8–9 ). „Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы». ( Еккл. 7:29 ). „Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных – неблагоугодны. Что закалающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных». ( Сир. 34:18 и Сир. 34:20 ). „Если кто праведен,... никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производить, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, то он – праведник, он непременно будет жив, говорить Господь Бог». ( Иез. 18:5, 7–9 ). „О, город, проливающий кровь среди себя и делающий у себя идолов! У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя..., взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь, ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего своего, а Меня забыл, говорит Господь Бог». ( Иез. 22:3 , Иез. 22:7 , Иез. 22:12 ). „Сердце их (беззаконников) приучено к любостяжанию. Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную». ( 2Пет. 2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Глава 8 1–2. Писатель от лица царя Соломона говорит, что он еще с юности стремился к мудрости: 3–4. по причине ее внутренней близости к Богу и 5–8. важного значения вообще для жизни человека и 9–16. в особенности для царя в его управлении народом. 17–21. Зная, что премудрость – дар Божий, он обращается с молитвой о даровании ее к Богу. Прем.8:1 . Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу. Прем.8:2 . Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее. 2 . Псевдо-Соломон вновь ( Прем.7:7 ) говорит о своей любви к премудрости и своем ревностном стремлении к ней (ср. Сир. 51:13–21 ). Аллегория, которой писатель пользуется, означает самую глубокою любовь к мудрости и теснейшее единение с ней. Эти отношения к мудрости побуждают писателя далее снова говорить о ее преимуществах и значении. Понятия божественной и человеческой мудрости у него в этом рассказе точно не разграничиваются: 1 ст. и 4 относятся к первой, 2 и 5 только к последней, 3 ст. можно понимать в отношении к обоим. Прем.8:3 . Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил ее: 3 . «Она возвышает (свое) благородство тем, что имеет сожитие с Богом…» Русский текст, вставив для пояснения местоимение «свое», определил смысл этих слов в отношении к премудрости, как свойству Божественному. Родство и близость (сожитие – образ взят из брачных отношений в соответствии с предшествующим «невеста») премудрости к Богу возвышают ее внутреннее достоинство и значение. Некоторые экзегеты выражение «возвышает благородство» относят к человеческому благородству, которое возвышается премудростью (разумея под ним связанные с рождением преимущества). Но против земных преимуществ в отношении к премудрости писатель уже высказался ( Прем.7:1–6 ), а затем ближайший контекст более благоприятствует 1-му пониманию данного места, наконец образ «сожитие» тоже говорит за то, что здесь речь идет о премудрости, как внутреннем свойстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предисловие (Этьен Жильсон, член Французской Академии) Глава первая. Nomen innominabile [Имя неименуемое] 1. Поиск Неизреченного 2. Источник nomine innominabile [имени неименуемого] 3. Безымянность и многоименность 4. Esse innominabile [Бытие неименуемое] 5. Экхарт и св. Фома 6. Два глубинных присутствия 7. Вино Каны 8. Мистик или диалектик? 9. Неведение Бога и себя самого Глава вторая. Nomen omninominabile [Имя всеименуемое] 1. Nomen super omne nomen [Имя превыше всякаго имени] 2. Дарование бытия 3. Воды над твердью и воды под твердью 4. Слово без слова 5. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это 6. Единый – имя превыше всякого имени 7. Первое определение Бытия 8. Чистота и полнота бытийствования 9. Unum et Omnia [Единое и всяческая] 10. Oppositio nihil mediatione entis (Противопоставление небытию посредством тварного бытия) 11. Единство вселенной 12. Путь всепревосходящего единения Глава третья. Ego sum qui sum [Я есмь Сущий] 1. Откровение единственного Бытия 2. Quidditas et anitas (Чтойность и естьливость ) 3. Божественная самодостаточность и тварная немощь 4. Reduplicatio [удвоение] 5. «Я жив, потому что я жив» 6. Предмет метафизики 7. Познание чтойностей 8. Чтойность и «esse secundum» 9. Уровень субстанциальности 10. Essentia et Esse (Сущность и Бытие). 11. Два уровня эссенциальности 12. Intelligere et esse (Мышление и бытие) Глава четвертая. Regio dissimilitudinis infinitae [Область бесконечного неподобия] 1. Тварное неподобие, ум и благодать 2. Благодать, слава и божественное неподобие 3. Ascensio intellectus (Восхождение ума.) 4. Апофаза противопоставления 5. Противопоставление между «intelligere» и «esse» 6. Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее») 7. Умопостигаемые species и причины-образцы 8. Семенные логосы и божественное Слово 9. Интеллектуальный «нигилизм» и «нетварность» умного постижения Глава пятая. Splendor in medio [Сияние посредине] 1. От уподобления к единству 2. Противопоставление и не-противопоставление 3. Indistinctio-distinctio [Неразличие-различие] 4. Dissimilitudo-similitudo [Неподобие-подобие] 5. Rota in medio rotae (Колесо в колесе (лат.)) 6. Аналогическая причинность 7. Бог как esse omnium (Бытие всяческих) и принцип аналогии 8. Аналогическая предикация и учение о бытии 9. Аналогия атрибуции 10. «Qui edunt me, adhuc esurienm»[«Ядyщue меня еще будут алкать» (Сир 24:23)] 11. A Deo et in Deo [От Бога и в Боге] Глава шестая. Imago in speculo [Образ в зеркале] 1. Божественность как форма и божественное «Quo est» 2. Формальная причинность и божественная образцовая причинность 3. Бытие, Жизнь, Ум 4. Богословие Образа и обоживающие трансформации 5. Аналогия в «преображении в тот же Образ» Сокращения : Несколько замечаний по поводу книги В. Н. Лосского «Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта» М. Ю. Реутин  

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010