В его представлении Бог и свойства Божии нередко сливаются с естественными свойствами мира и человека ( Рим.1:21–23 ). Совершеннейшею формою религиозного познания для лучших представителей язычества был идеализм и пантеизм, а не учение о Боге, как личном Существе, Творце и Промыслителе мира. Сердце человека также утратило свою первоначальную чистоту и способность к тому боговидению, которое, по словам Христа Спасителя, есть достояние только чистого сердца ( Мф.5:8 ). В невинном своём состоянии, оно чрез написанный в нём нравственный закон ( Сир.17:6–10 ) стремилось к Богу, как Источнику блаженства, и было чуждо каких-либо нечистых волнений и чувствований. Исполненное чистой любви и доверия к Богу, при душевной гармонии всех сил, оно переживало в себе общее чувство внутреннего довольства и блаженства. Сердце падшего человека нечисто и испорчено. Помышление о Боге в нём отступило на задний план, уступив место благам мира и земным греховным удовольствиям. «Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего» ( Пс.85:11 ); «Приклони сердце мое во свидения Твоя» ( Пс.118:36 ) – молится псалмопевец. Развитие добрых чувствований постоянно задерживается и заглушается злым, эгоистическим чувством, укоренившимся в сердце с самого рождения. «Помышление сердца человеческого зло от юности его» ( Быт.8:21 . Мф.15:10 ). Порча ума объясняется главным образом из порчи сердца, «для которого есть сильное основание желать, чтобы не было иного мира и иных законов и надежд, кроме видимых» 212 . Сердце падшего человека настолько испорчено, что нуждается в духовном преобразовании.) «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ). «И дам им, – говорит Господь чрез пророка, – сердце ино, и дух нов дав им» ( Иез.9:19 , Иер.24:7 ). В невинном состоянии природы человек имел свободу воли чистую, безгрешную, не колеблющуюся между добром и злом, чуждую искушения похоти ( Иак.1:13 ), при девственных силах души и тела и внутренней гармонии между ними прямо и беспрепятственно направленную к добру, для которого был дан нравственный закон, начертанный в сердце. Свободе первого человека предлежал путь бесконечного и беспрепятственного развития и укрепления в добр. Добро было потребностью нравственно цельной природы, грех только возможностью. Как возможность свободы, возможность греха не заключала в себе скрытой необходимости, подобно семени, заключающему в себе возможность будущего растения. В противоположность физической возможности, возможность греха могла остаться одною возможностью, «Человек, – говорит бл. Августин, – был создан так, что возможность грешить была для него необходимой, но грех был только возможным» 213 , мог осуществиться и не осуществиться. Человек находится не в состоянии «non posse peccare», а в состоянии «posse non peccare» 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Тов.3:3,5. О связи детей с грехами их отцов говорится и в Новом Завете: Мф.23:31,35; Лк.11:50,51; прим. 92. Отметим, что в Исх.20:5 и Втор.5:9 говорится о наказании за вину отцов только тех детей, которые ненавидят Бога. 65. О том, что " дети не должны быть наказываемы смертью за отцов " также говориться во Втор.24:16. 66. Более подробно об этом см. в Иез.21:14-32. 67. В Священном Писании сказано: " О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходят " (3Езд.7:48); " преступлением одного всем человекам осуждение " (Рим.5:18). " Напрасно и сравнивать, - говорит Августин, - грех Адама с грехами его потомков, как бы грехи этих последних ни были велики и ужасны. Грех Адама настолько больше грехов его потомков, насколько природа его была выше и совершеннее природы этих последних " . Августин не находит даже слов, чтобы выразить всю великость и глубину падения первых людей и в одном месте говорит, что " грех Адама гораздо больше, чем мы можем судить о нем " " (7:36). " Блаж. Августин называет грех Адама неизъяснимым отступничеством и говорит, что громадность этого греха не может объять наша мысль. Здесь были, говорит он, и гордость, потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией; и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти, и любодеяние духовное, потому что непорочность человеческой души нарушена убеждением змия, и татьба, потому что воспользовался запрещенным древом; и любостяжание, потому что возжелал большего, нежели скольким должен был довольствоваться " (цит. по 23:314. Книга 1). 68. Приведем некоторые сведения о переходе на детей отдельных свойств (качеств, черт, особенностей, наклонностей) родителей. При этом, данные сведения не следует рассматривать как некий закон о непременной (обязательной) передаче добродетелей и пороков от родителей к детям, так как у благочестивых родителей могут быть нечестивые дети и наоборот. Кроме того, у одних и тех же родителей могут появиться различные по своей духовной направленности дети. Так, например, от Адама и Евы родились праведный Авель и злой, завистливый Каин, убивший своего родного брата (Быт.4:1-8; 1Ин.3:12). Также следует учитывать и влияние воспитания детей на их духовное сходство (аналогию, подобие) с родителями (см. подраздел 7.3). Об этом говорится, например, в Сир.30:4: " Умер отец его (отец, который любя своего сына, часто наказывал его, наставлял и учил - а.к.) - и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе " . Поэтому, приведенные в настоящем примечании сведения, следует рассматривать как закономерность, предполагающую передачу от родителей к детям лишь склонности (расположенности) к добродетелям или порокам. (См. главу 7). Эти склонности, в свою очередь, создают, при прочих равных условиях, большую вероятность появления в детях устойчивого стремления, соответственно, к добродетелям или порокам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

На формирование сотериологической лексики Е. повлияло наследие ВЗ, где соответствующие древнеевр. слова (  ,  ,  ), описывающие спасение, употребляются гл. обр. относительно избавления евр. народа от опасностей для жизни, особенно во время различных конфликтов и войн (см., напр.: Соф 3. 19-20). Израильтяне видели в Боге высшего Избавителя и Спасителя от всех бедствий и страданий (см.: Исх 14. 13; Пс 24. 5; 26. 1 слл.). Откровение о спасении в ВЗ обычно связано с конкретными случаями вмешательства Бога в происходящие исторические события. История ВЗ полна свидетельств божественного участия в ней и воздействия на судьбу человека: Бог спасает в определенных жизненных обстоятельствах, напр. в испытаниях и скорбях (Пс 85. 2), при смертельной опасности (Пс 68. 2, 15), вражеском гонении (Пс 21. 22; 30. 12, 16; 42. 1; 58. 2). Спасение осуществляется посредством избранных Богом людей. Господь спасал Свой народ от врагов через Давида (2 Цар 3. 18), Саула (1 Цар 11. 13), Самуила (1 Цар 7. 8), Самсона (Суд 13. 5), Гедеона (Суд 6. 14 слл.), судей (Суд 2. 16, 18). Понятие о спасении представлено в ВЗ во мн. собственных именах, таких как Иисус, Исаия, Елисей, Осия, происходящих от евр. корня  со значением «спасать». Хотя слово «спаситель» могло относиться и к земным вождям (напр., к судьям - Суд 3. 9, 15), но осуществляемое через них спасение связывается со спасительными деяниями Господа по отношению к Своему народу (ср.: Исх 15. 2; Пс 84. 4). Во время Исхода Он Сам спас Израиль (Исх 14. 13; ср.: Ис 63. 8; Пс 105. 8, 10, 21); Он именуется Спасителем (Сир 51. 1; Ис 63. 9), «Спасителем безнадежных» (Иф 9. 11) или «Богом спасения» (Пс 50. 16; ср.: 78. 9). В центре ВЗ находится обетование, что Сам Бог станет спасением для Своего народа (Пс 26. 1; 34. 3; 61. 7). Идея спасения проявляется в желании познания человеком Бога, в жажде более полного Богообщения (Исх 33. 12; Пс 12. 2; 72. 28). В пророческой лит-ре зарождается надежда на обретение блаженства Богообщения в основанном Богом Царстве (Иез 37.

http://pravenc.ru/text/344423.html

41—42. Ср.: Лк 12:34; Мф 6:21. Марк Аврелий пишет, что «ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений» (Размышления VII.3. 43. Ср.: 182. 44. Ср.: 148, 381. 45. По мнению Чедвика, этот афоризм выражает «напряжение» между абсолютной инаковостью и трансцендентностью Бога и между той возможностью Его познания, которая основана на идее образа Божьего в человеке. Он также отмечает, что эта проблема была животрепещущим вопросом для Климента Александрийского, живо ощущавшего и выражавшего указанное напряжение (Стром. II.74—75; 77.4; VI.114.5—6; VII.88.5. Возможность уподобления Богу, или обожения, — центральная тема всего православного богословия. Эта возможность открыта через Боговоплощение и Искупление, но о них, как уже отмечалось, Секст не говорит. 46ав. Ср.: 61, 144. Цитируется Пелагием. См.: Августин . О природе и благодати. XIV.77. Ср. тж.: Клим. Алекс . Стром. VI.60.2; VII.14, 32.5. 47. Ср.: 176. 48. Ср.: З81—382. 50. Ср.: 18. Клим. Алекс . Протрептик 105.3; Стром. II.81.1; VII.18.2. 53Ср.: Сенека . Письма. 79.15. 55. Ср.: 143, 418; Платон . Теэтет. 173e. 58. Ср.: 135, 221—222, 225. 60. Слово ™xousмoжho перевести и как «власть» — именно в таком смысле оно передано в Синодальном переводе фрагмента Ин 1:12. С этим евангельским текстом сближает свой перевод Руфин: vir castus et sine peccato potestatem accipit a Deo esse filius Dei. См тж.: комм. к 36. Ср.: 375. 61—62. Руфин, по-видимому, прочитал corTj вместо coroj и поэтому пишет о хоре Божьем и о хоре зла. 65. Ср.: 189. 66. Диоген Лаэртский приписывает это изречение Фалесу ( Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. I.36. 68. то есть, собственно, необузданности. Ср.: 71. 72. Ср.: 136. 74Разум — lTgoj. Ср.: Сир. 37: 16 ( греч ..; 37: 20 ( слав .. 75b. Ср.: Клим. Алекс . Стром. II.144.3; Сенека . Письма. 14.1. 77. Ср.: Ориген . Против Цельса. III.72. 79. Ср.: 294. 82с. Ср.: 34, 129. 82d. Cp.: 7a, 376. 82е. Ср.: Epictetus . Dissertationes. II.8.13 (ссылки на произведения Эпиктета даны по изд.: Epicteti Dissertationes ab Arriano digestae. Lipsiae, 1894. Перевод «Бесед» на русский язык выполнен Г. А. Тарояном, см.: Вестник древней истории. 1975. 2—4; 1976. 1—2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

А благоговение в том состоит, чтобы «от всякаго вида злаго отгребатися» ( 1Фес.5:21 ). Если же и случится нам подпасть укоризне за доброе дело, не устыдимся укоризн, несправедливо делаемых нам людьми, и не станем делать того, чего не должно. Ибо написано: «людие Мои, имже закон Мой в сердцы вашем, не бойтеся укорения человеча, и похулению их не покаряйтеся. Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же Моя во веки будет, и спасение Мое в роды родов» ( Ис.51:7–8 ). И еще говорит: «Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещи мои вдах на раны, и ланит мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний, и Господь Господь помощник ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое, аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся» ( Ис.50:5–7 ). Потому, хотя бы неправда видимо произносила нам осуждение и торжествовала, не убоимся, не оставим прямого пути, по слову сказавшего: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое» ( Пс.26:3 ). И еще говорит: «Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа» ( Пс.30:25 ). И еще: «не ревнуй славе грешника: не веси бо, кое будет превращение его» ( Сир.9:14 ). Лучше делать все по Богу и заслужить похвалу о Господе, нежели жить худо и иметь дурную о себе славу. Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Мф.5:16 ). Итак, не уклоняйся с прямого пути в места непроходимые, иначе окружит тебя множество диких зверей и волнение вод многих, а тогда, мучимый горестью, будешь раскаиваться. Ибо кто мучится горестью? Не тот ли, кого окружает зло? Бог же, Человеколюбивый и Благий, не хочет зла созданию Своему, по слову сказавшего: «Яко Бог смерти не сотвори, не веселится о погибели живых ...Правда бо безсмертна есть» ( Прем.1:13,15 ). И в другом месте говорит: «Никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есть: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже. Кийждо же искушается, от своея похоти влеком и прелщаем. Таже похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть» ( Иак.1:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

М. Ливерани отмечает структурные параллели между рассказом о правлении И. (особенно в сценах его спасения и воцарения через 7 лет) и др. лит. памятниками древнего Ближ. Востока, в т. ч. рассказом о восшествии на трон хурритского царя Идрими из Алалаха (XV в. до Р. Х.) ( Liverani M. L " histoire de Joas//VT. 1974. Vol. 24. Fasc. 4. P. 438-453). Ливерани утверждал, что текст 4 Цар 11 был составлен по модели надписи царя Идрими, к-рая, как и библейский текст, должна была идеологически оправдывать обновление правящей царской династии. Однако др. исследователи отмечают определенные параллели в повествованиях Свящ. Писания о патриархе Иосифе (Быт 37-50) и царе Давиде (1 Цар 16 - 2 Цар 7). В последнем также говорится о 7 годах безвестности до восшествия на престол и о последующем заключении завета (2 Пар 5. 3-5) ( Hobbs. 1985. P. 158). И. восстановил Иерусалимский храм, который был разорен во время правления нечестивой Гофолии (2 Пар 24. 7), провел финансовую реформу, сам стал контролировать распределение храмовых пожертвований и тем самым ослабил роль священников и левитов в надзоре за храмовой казной (4 Цар 12. 4-16; 2 Пар 24. 5-14). Подобная политика централизации власти в религ. сфере, предпринятая И., продолжалась последующими иудейскими царями, Езекией и особенно Иосией . В правление последнего царя введенная И. система финансирования храма показала себя особо эффективной (4 Цар 22. 3-7). В правление И. на юго-зап. рубежи царства напал сир. царь Азаил, к-рый захватил г. Геф и собирался двинуться с войском на Иерусалим. Заплатив дань из храмовых средств, И. убедил Азаила пощадить Иерусалим и прекратить агрессию. Во 2-й книге Паралипоменон противостояние Азаилу описано как военное сражение, в результате к-рого пострадали придворные начальники, а И., потерпев сокрушительное поражение, возможно, был ранен (2 Пар 24. 23-25). Использовав храмовую казну, чтобы урегулировать конфликт с Азаилом, И. своими действиями вызвал недовольство священнических кругов. Уже под конец жизни, после смерти Иодая, И. попал под влияние язычников ( Bright. 1960. P. 236), результатом чего стало убийство И. сына Иодая - Захарии, к-рый обличал царя в идолопоклонстве. Спустя нек-рое время И. пал жертвой придворного заговора, целью к-рого было отомстить царю за кровь Захарии (2 Пар 24. 25). В 4 Цар 12. 21 приводятся имена заговорщиков (в 2 Пар 24. 26 представлен др. список). Т. о., священническая партия вначале привела И. к власти, а впосл. приговорила его к смерти.

http://pravenc.ru/text/578034.html

—450— 9–10, – 17:4–5. 43, –17:11, – 17:12–13. Сила животворения, как свойство божественной природы, одинаково присуща Отцу и Сыну 5:21. Сын есть Бог от Бога, Свет от Света, Жизнь от Жизни 5:22. 351, – из вечности Родителя ( τς το χεννσαντος αδιτητος) 8:54. б, – равен Отцу 1:1.в. 33–34, – Бог из Бога и в Боге, и с Богом 17:4–5. 50, – Истинный Бог по природе 1:1. в. 27–42, – 12:47–48 (Сир. отр.) 104–105, – 1:2. б. 65–66, – 1:34, – совершен как совершен Отец 1:1. в. 30, – не ниже Отца 1:1. 27–42, –5:19, 332–343 – Отец дает Сыну все Свое, как человек рожденному от него дитяти дает свойство человечества, или огонь происходящей от него теплоте дает свойство своей природы, причем происхождение, как бывающее не через отделение или отсечение, оказывается безвредным как для сообщающего, так и для получающих не служит причиною недостатка 3:35. а, 260, – 14, 11. б, – 231–232. Сын вечен, как Сын вечного Отца 8:54. б, – 8:54–55, – 8, 55.а, – есть начало всего и старше всего 1:1. 14–20. Неизреченной силою божества наполняет все, соприсутствует ангелам на небе, пребывает и среди обитателей земли, не оставляет и самый ад, лишенным Своего божества и, присутствуя везде и во всем, ни в чем не отсутствует, согласно Пс. 138:7–10 ... Усвояя Единородному божеское достоинство, Богослов говорить, что Он всегда находится в мире, как жизнь по природе, как свет по существу, наполняя тварь как Бог , будучи неограничен местом, неизмерим расстоянием, не обдержен количеством, ничем вообще не объемлется, ни нуждается в переходе с места на место, но пребывает во всем и ничего не лишает Себя, 1:9–10. 114–117, Сын ни Отца не оставил, когда стал человеком, – ни сущих на земле (людей), когда с плотью отошел к Отцу, ибо Он есть Истинный Бог , неизреченною силою все наполняющий и ничего из сущего не оставляющей 16:28. 23–24. Неизменен и непреложен по природе 1:32–33. 189, – Сыну, как сущему по природе Богу, принадлежат по природе все без исключения совершенства 8:28. д. 294–295, – как происходящий из Сущего и Неизменяемого, Сам есть Сущий и Неизменяемый 8:55. а.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

пр. Р. Хр., и храм был освящен, при великом торжестве, и скоро затем отпраздновали пасху и праздник опресноков с великою радостью и благодарностью Иегове ( 1Ездр.5 и 6.). Относительно качества этого здания мы не имеем точных сведений. По эдикту Кира ( 1Ездр.6:3 ), высота его и широта должны были простираться на 60 локтей, почему оно должно было значительно превосходить храм Соломона. Несмотря однакож на такой огромный размер, оно далеко уступало прежнему храму в роскоши и великолепии; 212 ему не доставало также существенных драгоценностей Соломонова храма – ковчега завета, который был сожжен, при разрушении храма Соломонова, а с ним и шехины, видимого знака божественного присутствия. 213 Святое святых оставалось совершенно пустым; на том месте, где прежде стоял ковчег завета, был положен камень, на котором первосвященник ставил кадильницу в день очищения. 214 Во святом находились только золотой светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник кадильный ( 1Мак.1:21 сл. 4:49), а во дворе – жертвенник всесожжения, построенный из камней ( 1Мак.4:45 сл.). 215 Этот храм имел не менее двух дворов (υλα) с келиями или горницами παστοφρια, с колоннадою и воротами ( 1Мак.4:38,42 ). Внешний двор этого храма был впоследствии расширен и укреплен ( Сир.50:2 ). 216 Впоследствии этот храм не только был ограблен Антиохом Епифаном, но и осквернен идолослужением ( 1Мак.1:21 сл. 46 сл. 4:38; 2Мак.6:2 сл.). По изгнании сирийцев, Иуда Маккавей восстановил святилище, в течение трех лет находившееся в осквернении, исправил здание, сделал большею частью заново внутренние украшения и утварь, и снова освятил храм ( 1Мак.4:36 сл.). В это время, как кажется, храм сильно укрепили совне, чтобы обезопасить его от будущего нападения ( 1Мак.6:7 ). 217 Позже Александр Ианней отделил священнический двор от двора израильтян деревянною решеткою (Ios. Ant. XIII, 13, 5). Немного спустя после этого, храм был завоеван Помпеем после трехмесячной осады в день очищения и во дворах его произошло великое кровопролитие, хотя имущество святилища на этот раз не было разграблено; позже храм еще раз был взят приступом римскими войсками, при взятии Иерусалима, причем некоторые галереи были сожжены (Ioseph.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

3) Должен испускать от себя благовоние, чтоб не постыдно мог сказать: приступите ко мне, желающии мене, и от плодов моих насытитеся ( Сир.24:21 ). Благовоние же сие должен обносить в житии своём по Павлову учению: и о сих хощу тя утвердити, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу ( Тит.3:8 ). 4) Должен процветать добрым с другими обращением, да и на нём исполнятся оные слова: вы есте свет мира ( Мф.5:14 ). K сему побуждает Апостол Пётр: возлюбленнии, молю яко пришелцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу, житие ваше имуще добро во языцех, да о немже клевещут вас аки злодеев, от добрых дел видевше, прославят Бога в день посещения ( 1Пет.2:11–12 ). 5) Наконец, как бальзамное дерево ничем не подпирается, так благочестивый человек ни от кого не должен искать пособия и укрепления, но возмогать о Господе и в державе крепости его ( Еф.6:10 ). Не полагай убо, муже благочестивый, упования твоего на человеков, но на Бога. Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику ( Пс.54:23 ): в сынах же человеческих нет спасения. [Читай: ( Пс.70 )]. Христианине! старайся быть добродетели и благочестия любителем, да будешь благовонный бальзам, приятен Богу и человекам любезен. Покаяние, яко миро многоценное всегда обноси с собою, да стремление вечных казней, ожидающих беззаконников, не обрящет тебя и не повредит благосостояния души твоей. Да будет; выну с тобою алавастр сей, сокрушением и раскаянием исполненный. Обходи грады и веси, ищи Иисуса, и мажь нозе Его. Но почто тебе искать Его, если Он везде есть, и при тебе? Препояшься точию изволением, всегда можешь обрести случай помазать Его, и улучить прощение. Насади в душе твоей нард смирения. Смирение есть так твёрдо, что никто оного ниспровергнуть не может; так живительно, что ничто оного иссушить не может; так высоко, что никто оного унизить не может; так благовонно, что никто благоухания его отнять не может; так прелестно, что и сам Бог оным не гнушается: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Итак, не подумай, говорит, что ты мог бы когда-нибудь сделать себя свободным от обвинения в порочности посредством жертв и дыма: напротив ты должен знать, что Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну, ибо мы оправдались не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой милости ( Тит.3:5 ) Того, кто восхотел не помянуть наших беззаконий. Только это одно и спасает живущих на земле, имеющих ум слабый и удобопреклонный ко всему, что осуждено законом, зане прилежит, говорит, помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). Посему-то и божественный Давид, вспоминая о человеческих грехопадениях, весьма справедливо говорит: аще беззакония назриши, Господи, кто постоит? Яко у тебе очищение есть ( Пс.129:3 ). Так являет свое милосердие Бог всяческих и своими благоволительными мановениями и богоприличными прощениями снимает вины и преступления с тех, которые впали в них. Впрочем Он не допускает, чтобы сами помилованные знали благодать оправдывающего 134 . И мы найдем, что это было весьма полезно даже и святым для соревнования. Так блаженный Давид воспевает и говорит негде: яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну ( Пс.50:5 ) и опять: яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем ( Пс.37:19 ). Посему Я, говорит, не помяну преступлений твоих, ты же сам помяни, и да судимся. Исповедуй их ты и несомненно получишь прощение, как написано: праведный себе самаго оглаголник в первословии ( Притч.18:17 ); и опять: не стыдися исповедати грехи твоя ( Сир.4:30 ). Этой заповеди не сохранил гордый фарисей, которого Спаситель в евангельской притче представляет молящимся в собрании 135 , страждущим великою грубостью и из пустой надменности говорящим: Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь, пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу 136 ( Лк.18:11,12 ). Он не позволил себе говорить о своих грехах; посему и осужден как гордец и лжец ибо никто не чист от скверны, и много согрешаем вси ( Иак.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010