P. 121—129. 861 II/16=B54 (отсутствует в греч. и рус. пер.). 862 Лк. 1:35. 863 Пс. 137:7 (Пешитта). 864 4 Цар. 19:34 (Пешитта). 865 II/16,2—3=B54 (390). 866 Крестителем. 867 Ср. Кол. 1:2. 868 II/16,5—6=B54 (390—391). 869 Употреблен тот же глагол, что в Быт. 1:2 («и Дух Божий носился над водою»). 870 II/16,7=B54 (391). 871 Главы о знании 1,12—13. 872 Pseudo–Supplementa 50. 873 Речь идет о молитве вслух. 874 II/6,1—4. 875 II/10,4. 876 I/58 (308)=B6 (82—83). 877 I/56 (289)=B4 (58). 878 II/8,25. 879 Быт. 2:21. 880 Быт. 15:12. 881 Главы о знании IV,95. 882 Сир. термин «arpella можно перевести как «туча», «густой туман», «тьма». 883 Исх. 20:21. 884 См. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1—5; Послание 10. 885 Пс. 35:7. 886 Пс. 17:10 (Пешитта). Рус. Синод. пер.: «и мрак под ногами Его». 887 Главы о знании I,51—52. 888 Главы о знании IV,48. 889 Сир. dummara означает также «изумление». 890 II/35,4. 891 I/3 (17)=B3 (20). 892 I/21 (103)=B35 (259). 893 Главы о знании I,67. Ср. I/21 (99—100)=B35 (254). 894 I/57 (301)=B5 (73). 895 Главы о знании III,20. 896 II/10,2. 897 I/21 (101—103)=B35 (254—257). 898 I/56 (289—290)=B4 (58). 899 Ср. Афанасий Александрийский. Житие св. Антония 62. 900 I/21 (105)=B35 (260—261). 901 I/31 (141)=B53 (388). 902 Ср. 2 Кор. 12:2. 903 B71 (492—493). 904 Или «свободой помыслов». 905 Т. е. от страха и страдания. 906 Или «свободе помыслов». 907 II/20,10—11. Букв. «как свойственно чину детей». 908 II/29,9. Ср. Пс. 4:8. 909 II/18,16. 910 Ср. 2 Кор. 7:10. 911 II/24,2. 912 II/8,1. 913 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,42. 914 Там же 4,40. 915 II/35,12—13. 916 В старых русских переводах термин обычно передавался словом «упоение». Однако в современном русском языке слово «упоение» употребляется только в переносном смысле («самозабвенное наслаждение чем–либо»), не имеющем какого–либо отношения к алкоголю, в то время как у Исаака слово rawwayuta связано именно с символикой вина и опьянения. 917 Подробный анализ этой темы в святоотеческой традиции см. в специальном исследовании: H.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Иначе слышащий от тебя о том будет опасаться тебя, и по времени возненавидит тебя (19:8–9). Обличи друга, ежели худо говорят о нем; ибо, может быть, он того и не сделал; если же и сделал, то, чтоб впредь от того воздержался ( Сир.19:13 ). Обличи друга, ежели обвиняют его, что он говорил что-нибудь неприличное; ибо, быть может, он того и не говорил; а если и говорил, то, чтобы впредь не повторял того (14). Бросающий камнем в птиц разгонит их; и делающий другу своему оскорбительные укоризны разорит дружбу (22:22). Тот не достоин доверенности, кто открывает тайны, сладко говорит в глаза и дивится речам твоим; но после будет говорить иначе, и превратит слова твои (27:23, 25–26). Прикасающийся к смол очернится ею, и связывающийся с гордым человеком сделается ему подобным (13:1). Не давай взаем денег человеку, который сильнее тебя. Если же дашь, то почитай их погибшими (8:15). Не вступай в сообщество с человеком, который богатее тебя. Какая может быть связь у горшка с котлом? Когда они столкнутся, то горшок расшибется (13:2–3). Ежели зовет тебя человек сильный, уклоняйся от него; ибо он тогда еще больше звать тебя будет. Не навязывайся к ему, чтобы он не отказал тебе; но и не слишком отдаляйся от него, дабы он не забыл тебя (12. 13). Доколе ты будешь ему нужен, он будет пользоваться тобою; когда же ему нечего будет ожидать от тебя, оставит (5). Не люби пировать с винопийцами: ибо всякой любящий пьянство и мотовство, обнищает: ( Прит.23:20–21 ). Любящий пиры будет в бедности; любящий вино и масло никогда не обогатится (21:17). Ругатель – вино, виновник беспорядков – пьянство. Поставляющий в нем свое удовольствие, не будет мудрым (20:1). Умеренное употребление вина полезно для жизни человеческой; но что за жизнь, когда человек побеждается вином? ( Сир.31:31–32 ). Вино от начала сотворено веселить человека; а не пьяным его делать (32). С излишком питое вино производит горесть души, ссоры и бедствия: умножает буйство безумного, так что он спотыкается, лишается сил, и получает раны (34.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

14 Синтаксис этого предложения сложен для перевода. Преп. Исаак как бы продолжает размышлять над словами преп. Марка Подвижника: " Знание вещей (действий) дается в соответствии с исполнением заповедей, а знание истины - по мере надежды на Христа " (О думающих оправдаться делами 145). 15 Смысл не вполне ясен. 16 В оригинале перед этой фразой стоит слово lam, соответствующее кавычкам в современных языках и обычно указывающее на цитату. Неясно, кого цитирует преп. Исаак и где кончается цитата. 17 Вар. " от открытия на практике вещей, принадлежащих Ему " . 18 Преп. Исаак повторяет классическое утверждение святоотеческой литературы о невозможности видения природы (сущности) Божией, но возможности созерцания Его " славы " ( " откровений " , " энергий " ). Выражение " облако ( " arpella) славы " основано на Исх.20:21 (Пешитта). 19 Ср. Пс.103:4. 20 Т.е. грубостью материальной природы. 21 Вар. " хотя они в Его действиях, насколько это возможно в жизни духа " . 22 Букв. " душевная жизнь " (т.е. в отличие от жизни духа). 23 Вар. " что это достижимо для них " . 24 Букв. " поставлено посреди " . 25 Т.е. препятствия. 26 Сир. mqaddmut ida " ta соответствует греч. prognosis (предвидение, знание наперед). 27 Синтаксис этого абзаца крайне сложен. 28 Смысл фразы заключается в том, что Бог не изменяет Своих первоначальных намерений в зависимости от поведения и действий людей: конечное воздаяние основывается на Его предвидении, а не на человеческих деяниях. Более подробно те же мысли развиты преп. Исааком в беседах 39-й и 40-й. 29 Преп. Исаак употребляет три термина, которые являются синонимами и означают " движения " . 30 Букв. " гладь океана мира естества Его " . 31 Или " Шехины невидимости " . См. прим. 22 к Беседе 5. 32 Учение о девяти чинах ангелов заимствовано преп. Исааком из ареопагитского трактата " О небесной иерархии " . 33 Т.е. возгласов " Свят, свят, свят! " 34 Букв. " места святыни " . 35 Ср. Ис.6:4. 36 Сир. su " ranaya соответствует греч. praktikos (деятельный, практический).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Кэнээс буолуохтаах улуу сор-му 14 Оттон Даниил пророк т крн эппитин курдук , „иччитэхсийии сидьиэ“ ханна туруо суохтаах сиригэр турбутун крдххтнэ (маны ааааччы спк йдхтн), оччоо Иудеяа баар дьон хайаа куоттуннар; 15 ким дьиэ рдгэр сылдьыбыт – дьиэтиттэн тугу да ыла тспэтин; 16 ким хонууга сылдьыбыт – сонун ыла эргиллибэтин. 17 Ыарахан да буолуо ол кэмэ ооостоох дьахталларга, эмиийдээх оолоох ийэлэргэ! 18 Ол куотуугут кыыы кэмэ тбэспэтин туугар . 19 Ол кннэргэ Таара аан дойдуну айыаыттан ыла баччааа диэри буола илик уонна буолбат дааны кутурана сааланыаа. 20 Айыы Тойон ити кэми кылгаппатаа буоллар, инчээй эттээх быыаныа суох этэ, ол эрээри Кини Бэйэтэ талан ылбыт дьонун туугар ити кэми кылгаппыта. 21 Оччоо ким эмэ эиэхэ „Кр, Христос манна баар!“ эбэтэр „Кр, онно баар!“ диэтэинэ, итээйбэт буолу. 22 Сымыйа христостар, сымыйа пророктар, р тураннар, табыллар буоллаына, талыллыбыт дьону кытта албыа ктэтээри, араас смэр бэлиэлэри, дьиктилэри крдрхтэрэ. 23 Оттон эиги сэрэхтээх буолу. Бу туох буолуохтааын барытын эиэхэ эрдэттэн кэпсээтим. Кии Уолун кэлиитэ 24 Ол кннэргэ, кутуран кэнниттэн, „кн хараара лэ, ый сырдыгын биэрбэт буолуоа, 25 халлаантан сулустар сууллуохтара, халлаан кстэрэ айгырыахтара“, 26 оччоо Кии Уола сд крэн, албан аатыран былыттарга уйдаран иэрин крхтэрэ. 27 Кини, Аанньалларын ыыталаан, аан дойду трт муннугуттан, сир-халлаан уугуттан Бэйэтэ талан ылбыт дьонун хомуйтаран ылыаа. 28 Бу смоковницаны холобур оосту: лабаалара хайыы-йэ сымнаан, сэбирдэхтэрэ быган таыстахтарына, эиги сайын чугааабытын билэит. 29 Ол курдук эмиэ, бу этиллибит туолан эрэрин крдххтнэ, эиги биири билиэх тустааххыт: ол аата Кини чугааабыт, ааа кэлбит. 30 Кырдьыгы эиэхэ этэбин: субу клнэ ааа илигинэ, бу эппитим барыта буолуоа. 31 Сир-халлаан суола суох симэлийиээ, оттон Мин этэр тылым симэлийиэ суоа. Кини кэлэр кнэ да, чааа да биллибэт 32 Ол кн да, чааы да ким да билбэт: халлааа баар Аанньаллар дааны, Уола дааны – Аата эрэ билэр. 33 Онон сэрэни, сэргэх буолу, Таараа э сылдьы : ол кэм хаан тиийэн кэлэрин эиги билбэккит. 34 Кии айаа турунарыгар, дьиэтин-уотун чаардарыгар хаалларан, хас биирдиилэригэр сорудах биэрэн баран, аан харабылыгар „сэргэх буол“ диэн дьаайбытын тээ буолуоа. 35 Онон сэргэх сылдьы: дьиэлээх хааайын хаан тннрн – киээ дуу, тн гэр дуу, бтк хаыытыырын саана дуу, биитэр сарсыарда дуу кэлэрин – эиги билбэккит. 36 Аны эмискэ тиийэн кэлэн, утуйа сытаргытын булан ылаарай! 37 Бу эиэхэ эппиппин барыгытыгар этэбин: сэргэх сылдьы». 14

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Иначе должно наставлять кающихся во грехах своих, но не перестающих грешить; а иначе – перестающих грешить, но не приносящих раскаяния в содеянных грехах. Сокрушающимся о содеянных грехах и оплакивающим их, но не перестающим грешить, должно представить и внушить им для вразумления их, что тщетно они думают очистить себя от греховной нечистоты скорбью и слезами, если в жизни своей снова оскверняют себя, тогда как бы для того и омывают себя слезами, чтобы опять возвратиться к нечистотам мира сего. К ним-то относятся слова Писания: случися им истинная притча: пес возвращается на свою блевотииу, и: свинья, омывшися, идет валяться в кал тинный ( 2Пет.2:22 ; Притч.26:11 ). Пес когда изрыгает блевотину, то извергает из себя пищу, которою стеснялась и подавлялась грудь его; но когда возвращается на ту же блевотину, то снова обременяет себя тою же тяжестью, от которой только что освободился было. И кающиеся во грехах, конечно, по собственному сознанию отвращаются от того нечестия, которым пресытились было до отвращения, и которое тяготило их душу, но по прошествии сознания, возвращаясь на прежний путь жизни, опять принимаются за те же дела, в которых сами стали было раскаиваться. А то нечистое животное, которое, омывшись, идет валяться в грязи, выходит оттуда еще грязнее. И кающийся во грехах, но не перестающий грешить, подвергается сугубой вине наказания: ибо он и помилование презирает, которое мог бы получить при истинном покаянии, и самые слезы, коими думает омыть греховную нечистоту свою, оскверняет и делает их пред Богом нечистыми. Посему и сказано у премудрого, Сираха: не повторяй слова в молитве твоей, и не говори лишнего ( Сир.7:14 ; Мф.6:7 ); ибо повторять одно и то же слово в молитве значит повторять и после плача те же преступления, которые требуют новых слез. И у пророка Исаии говорится: измыйтеся, (и) чисти будите (esmome – пребудьте) ( Ис.1:16 ); ибо не может пребыть чистым и после омовения тот, кто не хранит невинности, возвращенной ему чрез покаяние, но снова предается порочной жизни. Эти люди и омываются слезами покаяния и всё-таки остаются нечисты, потому что они, не переставая каяться, не перестают и грешить. Так, скажем словами того же Премудрого: омываяйся от мертвеца, и паки прикасаяйся ему, кая пальза ему от бани (какую пользу получает он от омовения своего)? ( Сир.34:25 ). Омывается от мертвеца тот, кто очищается слезами покаяния от греха, с тем, чтобы не творить уже его; но кто после покаяния повторяет грех , тот после омовения снова прикасается мертвецу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

409 I/66 (345—346)=B12 (121—122). Ср. также Главы о знании IV,75, где Исаак говорит о трех этапах духовной жизни. 410 II22Д—3. 411 II/22,4—6. 412 Быт. 22:1. 413 Ис. 48:10. 414 Пс. 7:10; Иер. 11:20. 415 Притч. 20:27. 416 Быт. 3:1—6. 417 Мф. 4:1—11. 418 Исх. 17:2; Втор. 6:16; Пс. 77:18. 419 Мф. 22:18; 35. 420 Деян. 5:9. 421 Иак. 1:14. 422 Ср. Мф.10:28; 39. 423 Мф. 26:41. 424 I/5 (29—30)=B3 (36—37). 425 1/37 (158)=B61 (429). 426 I/49 (219—220)=B77 (531). 427 I/58 (318)=B6 (96). 428 II/34,4. Полностью цитата дана во Введении. 429 I/78 (387)=B39 (298). 430 I/78 (387—388)=B39 (298). 431 Сир. «духа усыновления»; ср. Рим. 8:15. 432 Эта фраза отсутствует в сир. тексте. 433 I/78 (388)=B39 (299). 434 Ср. Главы о знании IV,23: «Поверь мне, брат мой, что уныние, отчаяние, отяжеление членов, беспокойство и печаль ума и прочие прискорбные вещи, которые выпадают на долю подвижника в его безмолвном жилище суть совершенные дела Божии. Не думай, что озарение на службе, чистота разума, радость и ликование сердца и утешение, которое от сладких слез и от просветленной беседы с Богом, — что только они являются делом Божиим…» 435 I/78 (389)=B39 (299—300). 436 I/79 (390—391)=B39 (300—301). 437 I/60 (331)=B36 (279). 438 Ср. Мф. 25:32—33. 439 II/31,10. 440 Ср. 1 Кор. 5:5. 441 Ср. Иов 1:6—11; 2:1—5. 442 I/60 (323—331)=B36 (269—278). 443 Ссылка на Иова отсутствует в сирийском тексте, где настоящая фраза звучит следующим образом: «И (делает это) в надежде на то, что никто не будет совершать добрые дела из страха перед искушениями, сопровождающими их». 444 I/57 (292)=B5 (61—62). 445 Главы о знании IV,57. 446 См., в частности, II/1,4 и II/14,3. Греческими эквивалентами терминов mestabqanuta и mestabqanuta d–men alaha являются соответственно термины eWgkatabieiciw (оставленность) и eWgkatabieiciw toy ueoy (богооставленность). См. эти термины у Евагрия Понтийского (О молитве 38; Гностик 28; Схолии на Экклезиаста, SC 397, 126). 447 См., в частности, II/21,14. 448 II/9,11. 449 Афанаай Александрийский. Житие св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Но что же мы находим у нашего автора относительно самой Премудрости? Как и его предшественники, он настаивает на ее недосягаемости и на невозможности обрести ее одними человеческими средствами (гл. 1). Но тут же он замечает, что Сам Бог излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его (1:9–10). Здесь, пребывая в линии Притч, автор представляет Премудрость как некий харизматический дар, промыслительно сообщаемый Богом людям. Далее, отожествляя, вместе с Притч 1 и с Иов 28 , религиозно-практический аспект Премудрости со страхом Ягве, а вместе с Вар 3–4 – с Торой, сын Сирахов утверждает, что она находит свое конкретное выражение в исполнении традиционных Моисеевых заповедей (24:25 и только). Он следует Втор 4:6–8 , где Израилю обещается особая слава перед другими народами по причине его мудрости, обусловленной исполнением закона. Таким образом все древнее священное наследие Израиля открыто входит у сына Сирахова в обозрение идеи Премудрости. Он с любовью говорит о храмовых жертвах (44:20; 38:11), о подати на храм и об очищениях (34:25), восхищается храмовым богослужением (50:5–22) и вдохновляется постановлениями закона в своих советах о социальных взаимоотношениях. Всем этим Сир еще больше, чем Вар 3–4 , свидетельствует, что Премудрость составляет особую привилегию Израиля как избранного народа. Сирах много говорит о плодах, которые подает Премудрость тем, которые ходят ее путями. Она подает счастье (1:11), здоровье (1:18), долгую жизнь (1:12,20), мирную смерть (1:13), силу (4:12), благословение Божие (4:14) и т. д. Особенно интересно отметить, что среди плодов Премудрости сын Сирахов называет знание. Так, ссылаясь в 17:9–11 на Втор 5:22  и прославляя дарование Премудрости через дарование Синайского законодательства, он постоянно употребляет вместо слова мудрость слово знание. Конечно, это слово имеет в библейской письменности прежде всего религиозный оттенок, но последний, особенно в позднюю эпоху, не исключает и других оттенков. Поэтому то обстоятельство, что среди плодов Премудрости Сир упоминает знание, может быть рассматриваемо как важный шаг вперед, проделанный учением о Премудрости. Оно может показывать, что перед хакамим наметилась задача “оцерковления” той чисто мирской культуры, носителями которой были в Израиле, как и у других народов Востока, первые мудрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Орон анныгар умайар сибэтиинньик 21 Итиэннэ Иисус кинилэргэ эппитэ: «Сибэтиинньиги уматан баран, иитинэн саба уураары, аалаллар дуу, орон анныгар туруораары дуу? Олоор туруораары аалаллар буолбатах дуо? 22 Ханнык да кистэлэ арыллыбатаа диэн суох, туох да кистэммит биллибэтээ диэн эмиэ суох. 23 Ким истэр кулгаахтаах истиэхтин!» 24 Итиэннэ Иисус эппитэ: «Бу истибиккитин йдн кэбии: ханнык кээмэйинэн кээмэйдиигит да, эиэхэ эмиэ оннук кээмэйинэн кээмэйдиэхтэрэ, итиэннэ эиэхэ, истээччилэргэ , сс эбэн биэриэхтэрэ. 25 Баардаахха сс бэриллиээ, туга да суохтан баара кытта былдьаныаа». Бурдук сиэмэтин туунан домох 26 Итиэннэ Иисус эппитэ: «Таара Саарыстыбатын тугунан холобурдаан крдрххэ сбй? Эиги манныгы санаан кр: кии буорга бурдук сиэмэтин ыар; 27 тнн кии утуйар, кнн турар, оттон сиэмэтэ хайдах нэн иэрин билбэт. 28 Бурдугу сир бэйэтэ ннэрэр: манай кх нгэс нэр, онтон куолас быган тахсан ас кутар; 29 бурдук бустаына, хомуур сааланар, оччоо кии сиэрпэтин ылан, бурдугун быа тахсар». Хартыыа сиэмэтин туунан домох 30 Итиэннэ сс эппитэ: «Таара Саарыстыбатын тугунан холобурдаан крдрххэ, ханнык домоунан быаарыахха сбй? 31 Манныгы санаан кр: бу хартыыа сиэмэтэ баар. Буорга ыалларын саана, кини сир рдгэр баар сиэмэлэртэн барыларыттан саамай кыралара, 32 оттон ыспыттарын кэннэ – оуруот нээйилэриттэн барыларыттан улаханнара буолар, суон, хойуу лабааланар, онон бэл ктрдр, ктн кэлэн, кини клгэр уйа туттар кыахтаналлар». 33 Бу курдук, т истэллэрин тухары, кинилэри элбэх домоунан рэппитэ. 34 Домоо суох кинилэргэ тугу да эппэт этэ, оттон рэнээччилэригэр, бэйэлэрэ эрэ хааллахтарына, барытын туспа быааран биэрэрэ. Силлиэни тохтотуу 35 Ол кн киээтигэр Кини рэнээччилэригэр: «Ууор туоруоу», – диэбитэ. 36 Онон кинилэр дьону ыыталаан баран, Иисус олорор оочотугар киирэн ууор устубуттара; онно Кинини кытта атын тыылаахтар эмиэ бааллара. 37 Эмискэ кстээх силлиэ тсптэ; долгун оочону сабыта охсон, оочо уунан туолан барбыта. 38 Кини бу кэмэ олбоу сыттанан, куормаа утуйа сыппыта. рэнээччилэрэ Кинини уугуннаран: «рэтээччи! Бииги лн эрэрбитигэр Эн кыаммаккын дуо?» – диэбиттэрэ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Автор, живший в VI в., вероятно, изменил образ Е. С. в соответствии с ожиданиями своих читателей. Однако, несмотря на то что Житие имеет лишь ограниченное историческое значение, то, как в нем представлен Е. С., свидетельствует на символическом уровне об имевшей место связи Е. С. с духовным опытом каппадокийских отцов и с зарождавшейся егип. монашеской традицией. Образ Е. С. в сир. Житии оказал также большое влияние на иконографическую традицию. Другие поздние источники 1. Бар-Хадбшабба Арбайя (ок. 600) в своей «Церковной истории» (PO. T. 23. Fasc. 2. P. 209) среди участников Никейского Собора называет «Абшламу, епископа Эдесского», «сына сестры Ефрема». Это имя не упоминается ни в более надежных источниках, ни в к.-л. офиц. списках Эдесских епископов. 2. Бар-Хадбшабба Халванский (рубеж VI и VII вв.) в своем произведении «Причина основания школ» (PO. T. 4. Fasc. 4. P. 381), цель к-рого - изображение педагогической роли божественного Промысла от Адама до его собственного времени, сообщает, что Е. С. стоял у истоков некой «школы» в Эдессе. Предполагается, что речь идет о знаменитой эдесской «персидской школе». У ученых нет единого мнения относительно того, существовали ли 2 Бар-Хадбшаббы, или это одно лицо. 3. Сирийские хроники. Дата смерти Е. С.- 9 хзирана (июня) - приводится в эдесской хронике VI в., хронике «ad annum 813» и в хронографии Илии Нисибинского (основывающейся в этом пункте на сообщении Иакова Эдесского ). Весьма вероятно, что Е. С. скончался в этот день, а не 15 июня, как сообщается в ватиканской редакции его Жития. В др. хрониках приводятся иные даты: 18 июня - в хронике «ad annum 724», 19 июня - в хронике Псевдо-Дионисия. 4. Хроника Зеерта, разделы 26 и 54 (X в.). (PO. T. 4. Fasc. 3. P. 293-295; PO. T. 5. P. 291-299). Эта хроника была написана по-арабски, однако в большой степени базируется на сир. источниках, мн. из к-рых не сохранились. Разд. 26 содержит материал, соответствующий неск. разделам парижской редакции Жития Е. С. Среди его работ упоминается анафора, про к-рую говорится, что она использовалась мелькитами и однажды - нисибинскими несторианами, вплоть до времени Ишоява III , к-рый запретил все анафоры, кроме 3. Разд. 54 называет источником сведений Шемуна Самосатского, следуя лондонской редакции Жития. Материал соответствует разделам 1, 2, 9, 10, 14 (с добавлениями) и, после лакуны,- 25, 27, 29, 30, 34, 23. Составитель хроники упоминает энкомий Хнанишо бар Шрошоя и приводит легендарный эпизод, в к-ром рассказывается о Е. С. и сестре Бардесана (умер в 222 г.!). Этот же эпизод имеется и в анонимном греч. Житии Е. С. ( Assemani. T. 1. P. XXXI), а аллюзии на него содержатся в «Воспоминании св. Ефрема» в западносир. «Фенкито» (Brev. Eccl. Antioch. Vol. 4. P. 194). Эпизод восходит к греч. алфавитным апофтегмам (PG. 65. Col. 168).

http://pravenc.ru/text/376984.html

   Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитирует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» (Сир.4­­ Посл.19:9). Климент Римский обращается с молитвою к Богу: «многомилостив и щедр (Господи), остави нам беззакония наши» (1Кор.59 и 60 гл.), как бы воспроизводя аналогичную молитву Сираха (16:12—15). В Пастыре Ермы встречаются частые цитаты из этой книги (Вид. 3, 7. Заповед. 1, 1. Подоб. 5, 3, 5, 6, 7…). У Климента Александрийского (Paed. II, 7 ­­ Сир.7:15; 14:1; Paed. II, 6 ­­ Сир.20:5, 8; Paed. II, 2 ­­ Сир.31:36; 31:38; Paed. I, 8 ­­ Сир.1и мн. др.), Киприана Карфагенского (Test. II, 1; III, 6; Ер. 69 ­­ Сир.28:28; De immort. с. 13 ­­ Сир.12:7—9), Оригена (Cont. Cels. VIII, 50 ­­ Сир.10:23; Сот. in Iohan. ­­ Сир.31:16; 5:8), Афанасия (Прот. Ар. II, 79; Толк. на Пс.118:60…), Златоуста (De Lazar. II, 4), Ефрема Сирина (I, 83; II, 118; III, 100), Василия Великого (Шестоднев. 6:10. Толк. на Пс.14:44), Григория Нисского (О жизни Моисея и О надписании псалмов. II, 3. Толк. на Екклез. гомилия 3) и других отцов Церкви очень часто цитируется эта книга. Кирилл Иерусалимский в 23-м огласительном поучении своем прославляет праведного человека характеристикой его у Сираха (34:9—15). Также и в других местах огласительных (6:4; 11:9; 13:8; 23:17) и тайноводственных (5:17) поучений цитирует книгу Сираха. Епифаний обличает суемудрие и фантазерство еретиков, пользуясь словами Сираха: «высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» (Сир.3:21—24). Этими очень характерными словами очень часто пользовались христианские учители и моралисты, чтобы остановить бесплодные, а иногда и вредные, порывы людей к излишнему и непосильному «мудрованию,» порождавшему ереси и расколы. Заповеди Сираха о почитании родителей, с их обещаниями и обоснованиями моральными (Сир.3:1—17), очень часто цитируются у отцов Церкви, у проповедников и моралистов. Изречение Сираха: помни последняя твоя, т. е., смерть и загробный суд, и во веки не согрешиши (Сир.7:39; 14:12), едва ли реже канонических изречений встречается в богословских, особенно гомилетических и моральных, христианских произведениях. Всякий современный богослов и читатель найдет в книге очень много чрезвычайно ценных поучений и уроков, например, о борьбе с грехом (Сир.4:23; 21:1—4), о гордости (Сир.10:7), высокомерии (6:2—4), честолюбии (7:4—8), нравственной нечистоте (9:3—11; 19:2—3; 23:21—24; 25:28, 33, 36) и мн. под. Найдет он здесь и полезные советы: о молитве (18:22—23), смирении (32:22—24), любви (13:19—20), милостыни (7:10, 36; 29:12—18) и мн. др. Из догматических положений очень важно изречение: воззвал я ко Господу, Отцу Господа моего (Сир.51:14), заключающее ясное учение о троичности Лиц, преимущественно о Боге Отце и Сыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010