«Герим» и бедные угрожали социальному равновесию наряду с рабами. А мудрецы понимали, что, несмотря на любые усилия, в стране всегда будут бедняки. «Вечно владейте ими, как рабами» (Лев.25:46) Статус раба в израильском обществе зависит не только от социальных, экономических и исторических факторов, но также и от теологических установок законодательства. Вспомним в связи с этой ситуацией жестокую судьбу рабов древности. В Месопотамии, Египте, в Греции, как и в Риме, раб – это достояние, как любое другое, не личность, но единица имущества, которую расценивают наравне с овцой или быком в стаде. Его воспринимают как животное, его принадлежность хозяину отмечена клеймом на коже. Укрывание беглого раба жестоко наказывается. Продажа раба считается обычной торговой операцией. Рабыня обязана отдавать хозяину не только свой труд, но и свое тело. Причем она оставалась рабыней даже в том случае, если рожала от него детей. Везде, кроме законов Хаммурапи, хозяин был властен над жизнью раба, которого ничто не могло защитить от его произвола. Естественно, рабство существовало в еврейском обществе. Слово «эбед», которое переводят обычно как «служитель», очень точно определяет понятие «раб». В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, раб уподоблен животному. К хозяину обращено предупреждение, что любая милость в отношении раба обратится против него: «Корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою – и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы» ( Сир.33:25–28 ). Жестокая формулировка несколько смягчена в последующих строках: «Если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом» ( Сир.33:32 ). Впрочем, некоторые уравнительные тенденции еврейского общества способствуют сглаживанию этих противоречий. Иов пишет: «Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе?» ( Иов.31:15 ) Это сугубо личное восприятие апеллирует также к коллективной памяти народа: Израиль претерпевал египетское рабство на протяжении поколений. Он знал тяготы подневольного положения, он должен помнить об этом и проявлять человечность в отношении своих собственных рабов. Библейский закон заботится в той мере, в какой это возможно, о защите интересов раба: наказывает хозяина, предавшего раба смерти. Если рабу выкололи глаза и он изувечен, если хозяин плохо с ним обращался, то он должен быть освобожден. У него есть право на день отдыха в неделю. Женщины, которые становятся наложницами, не могут быть проданы ( Втор.21:10–14 ). Наконец, раб с которым плохо обращаются, может убежать. В отличие от большинства древних законодательств, Второзаконие формально запрещает выдавать беглого раба его господину ( Втор.23:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«если он отпадет, то я отброшу его и научу его узами»; вместо стоящего в Евр. тексте следует читать «и я выброшу его» (Бэчер 3 , Леви, Петерс и др.). Нетрудно видеть, что оба еврейские стиха содержат одну и ту же мысль, выраженную одинаковым оборотом и почти одинаковыми словами; из того, что древние переводы дают здесь только один стих, следует заключить, что и в подлиннике стоял один стих, именно тот, который в Евр. стоит на втором месте, первый же Евр. стих является позднейшею вставкой, выражающею ту же мысль иными, словами. Конец стиха в Евр. «злодеям, насильникам», , ближе всех переводов передан в Сир. «в руку грабителей», Гр. же передает свободно, как и Сл. и Рус: «в руки падения его» Рус, т. е. предоставляет ему падать, без своей поддержки.   О мудрости в слов ( Сир. 4, 23–35 ) 23.Сын мой, наблюдай время и бойся зла, 24.и не стыдись за самого себя; 25.потому что есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд, приносящий славу и благодать. 26.Не будь лицеприятен против души своей и не смущайся во вред себе. 27.Не удерживай слова в свое время и не скрывай мудрости своей, 28.потому что в речах обнаружится мудрость, и разум – в ответных словах. 29.Не возражай против истины и стыдись невежества своего. 30.Не стыдись отстать от греха, и не стой против потока. 31.Не подчиняйся человеку глупому и не будь пристрастен к лицу властей. 32.Борись за правду даже до смерти, и Господь будет твоим поборником. 33.Не будь хвастлив языком своим, и слаб и бессилен в делах своих; 34.не будь похож на льва в своем доме, и суров и жесток к прислуге своей; 35.пусть рука твоя не будет раскрыта, чтобы взять, и зажата при подаянии. Человек, стремящийся к мудрости, должен особенно внимательно следить за своим словом, так как на нем именно прежде всего обнаруживается мудрость или глупость говорящего. Поэтому конец 4-ой главы премудрый посвящает главным образом советам относительно речи: мудрый человек должен во-время говорить и во-время удерживать свой язык. Впрочем, некоторые советы, поставленные в данном отделе, не имеют, по-видимому, отношения к этой общей мысли и связаны с контекстом только механически.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Есть мудрость техническая, которую являют великие ученые, двигающие технику по пути совершенства. Какие грандиозные перемены последовали за изобретением паровых машин, за началом использования электрической энергии! Благословенна эта мудрость, но благословенна только тогда, когда у людей – чистые, благородные цели. Однако мудрость, которая привела к изобретению атомных бомб,– греховна, на ней лежит печать диавола. Священное Писание учит нас святой премудрости – тому, что выше всякой человеческой мудрости. Какая печать на ней? Об этом говорит святой апостол Иаков: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак. 3:17 ). Она чиста, как солнце, ибо нисходит свыше, от Бога. О ней Иисус, сын Сирахов, сказал: «Мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны» ( Сир. 24:31 ). Премудрость «есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя; посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образа благости Его» ( Прем. 7:25–26 ). Не может стать причастником этой премудрости ничто оскверненное. «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных мудрствований, и устыдится приближающейся неправды» ( Прем. 1:4–5 ). Святой Дух премудрости чужд всякой нечистоты, злобы, лукавства. Он обитает только в сердце смиренном, святом. «Учение мудрого» – «источник жизни, удаляющий от сетей смерти» ( Прем. 13:15 ). Так ценна истинная премудрость, на которой лежит святая печать чистоты. Вместе с тем не надо чуждаться мудрости человеческой, надо изучать ее, чтобы не стать причастниками греховной, отверженной Богом печати диавола. Чтобы отличить добро от зла, чтобы уметь видеть и понимать подлинно великие Божественные истины, Бог дал нам удивительную способность распознать мудрость человеческую своим сердцем, а не умом, ибо сердце нас не обманет, оно обличит заблуждающийся ум, укажет путь правды. Душа «человека иногда скажет более, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте» ( Сир. 37:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И Исаия: И всех гордых погублю 83 ( Ис. 1:25 ). И Псалмопевец: Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестем своим ( Пс. 72:6 ) и: исчезоша, погибоша за беззаконие свое( Пс. 72:19 ). И еще: гордыня ненавидящих Тя взыде выну ( Пс. 73:23 ). Посему они прилагают всякое усердие, чтобы священные места Твои погубить и святыни Твои опустошить. Но протяни руки Твои на гордыню их до конца ( Пс. 72:6 ), да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на нас ( Пс. 118:78 ). Ибо всегда гордые, как и отцы их в пустыне (ср. Ин. 6:31 ), сильно беззаконствовали, раб же Твой Давид от закона Твоего не уклонился ( Пс. 118:51 ), гордым оком и несытым сердцем, с сим на ядях( Пс. 100:5 ), ни вообще не живяше посреде дому моего помысел, творяй гордыню ( Пс. 100:7 ). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых ( Притч. 8:13 ), и продолжает: Елико велик еси, толико смиряйся и пред Господем [ Col. 1573 ] обрящеши благодать ( Сир. 3:18 ) и: не возносися, да не падеши ( Сир. 1:30 ), потому что ненавистен Богу и человекам всяк гордый. И Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). И прибавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас ( 1Пет. 5:6 ). Посему убоимся, братия, и всяким хранением будем хранить свое сердце от смертоносного духа гордости. Потому что когда он возобладает над жалкой душой, [то поступает,] как некий жестокий тиран: захватив град великий и высокий, весь его разрушает и разоряет [до основания]. И самое достойное жалости то, что сей проклятый бес стремится низвергнуть в особенности совершенных, как было сказано, и взошедших на высоту добродетели и не допустить их возвратиться к покаянию. И как покаются те, которые всего диавола принимают в себя через гордость и делают противником себе Бога? Посему мы посредством смиренномудрия отразим беса гордости, приговаривая сами про себя слова Апостола, когда исполним какую-нибудь добродетель: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15:10 ); и опять-таки: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим. 9:16 ). И Господом сказано: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). И тогда сможем услышать вновь от Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10:18–19 ). Ему же, Благому, подобает слава во веки. Аминь. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

И сказали: Господь не увидит, и не узнает Бог Иаковлев ( Пс.93:7 ). Им пророк отвечает: Поймите ныне, бессмысленные среди народа! Глупцы, когда-нибудь образумьтесь! Насадивший ухо не слышит ли? Создавший глаз не видит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны ( Пс.93:8–11 ). Понимающий всю их суетность разве не знает о том, что священно, и не ведает того, что Сам создал? Может ли мастер не знать своего творения? Даже человек знает, что скрыто в его творении, а Бог Своего творения не знает? Значит, больше глубины в творении, чем в его Создателе: Он создал нечто Его превосходящее, достоинства которого Ему неизвестны и о состоянии которого Он не может судить? Так Давид ответил им. 53 . Однако для нас достаточно Его свидетельства: Я испытую сердца и утробы ( Иер.17:10 ). И в Евангелии слова Господа Иисуса: Что вы помышляете зло в сердцах ваших? ( Лк.5:22 ). Ведь Он знал, что они помышляют зло. И, наконец, евангелист свидетельствует: Иисус знал их помышления ( Мф.9:4; 12:25 ). 54 . Суждения этих людей не смогут в достаточной мере воздействовать на нас, если мы рассмотрим их дела. Они не хотят иметь над собой судью, которого ничто не сможет обмануть, боящиеся выдать свои тайные мысли не хотят дать ему знание сокровенного. Но Господь, зная дела их, погрузил их во тьму. Он говорит: И ночью он будет вором. И око прелюбодея будет ждать сумерек, говоря: Не увидит меня глаз, и покров положил налицо свое ( Иов.24:14–15 ). Ведь всякий, кто бежит от света, любит тьму 99 , стремясь скрыться, хотя от Бога скрыться нельзя: Ему ведомы и глубокие бездны, и человеческие души, не только мысли, но и помыслы 100 . Также и тот, кто рассуждает в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Кто меня видит? Ведь скрывают меня и мрак, и стены. Кого мне бояться? ( Сир.23:18–19 ), – хотя он думает об этом на своем ложе, все равно это откроется, когда он не ожидает. И это будет позором, потому что он не уразумел страха Божия ( Сир.23:31 ) 101 , – говорит Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Давать в долг надлежит, особенно единоверцам и сонаследникам-братьям, как и Закон повелевает, когда говорит: дай взаймы(Втор. 15:8) брату своему, то есть подзаконному. Чужому же, то есть беззаконному, не давай взаймы. Так говорит Закон. Говорит же и Приточник: Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляй руку свою соблюдает заповеди. И: Даждь взаим искреннему во время требования его (Притч. 29:1-2). И: не обрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися и заутра дам (Притч. 3:27-28). К ним близок и Псалмопевец, который увещевает, говоря: Благ муж щедря и дая (Пс. 111:5); и: Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет (Пс. 36:26). И опять:Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает (Пс. 36:21). Следует же знать и цель [повеления] Божественного Писания, что давать в долг повелевается вместо [того, чтобы] оказывать милость ближнему, как написано: Заповеди ради заступи нищего, и по нищете его не отврати его тща. Погуби сребро брата ради (Сир. 29:9-10). И опять-таки: коль красна милость во время скорби! (Сир. 35:24). [Col. 1465] Помоги сотелеснику твоему, и ты будешь иметь его во время Воскресения свидетелем твоего сострадания, а не стенающим в укор тебе. Ведь это небесполезно. Посему не будем бесчеловечными из-за золота, серебра и ароматов, ржавчина и моль которых будут свидетельствовать против нас. Выслушаем апостола Павла, говорящего:раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:8); и: В нуждах святых принимайте участие (Рим. 12:13). Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:14). Говорит же и пророк Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему(Зах. 7:9). Иоанн же: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17). Им последуя, Промыслитель спасения нашего Господь повелевает, говоря: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

" Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость " (20:31). " Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя " (19:10). Еще: " глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая – от младенца " (19:11). Далее и о мере слов говорит: " говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен, говори главное, многое в немногих словах. Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать " (32:9,10). Подлинно, много нужно осмотрительности, чтобы, владея языком, употреблять его совершенно безопасно. Потому он и говорит еще: " бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, – и он благоразумен; иной молчит – и оказывается мудрым " (Сир.19:28;20:5). Нужно не только молчать и говорить благовременно, но и с великой благодатью, почему Павел и говорит: " слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому " (Кол.4:6). 5. Такое хранение языка имел Иов, почему он и не произ­нес ни одного непристойного слова, но большею частью молчал, а когда следовало отвечать жене, то произносил слова испол­ненные любомудрия. Тогда только следует говорить, когда слова полезнее молчания. Потому и Христос сказал: " за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда " (Мф.12:36). И Павел: " никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших " (Ефес.4:29). А как можно содержать эту дверь в безопасности и хранить строго, об этом послушай другого, который говорит: " всякая беседа твоя – в законе Вышнего " (Сир.19:20). Если ты научишься не говорить ничего лишнего, но постоянно ограждать и мысль и уста свои беседою из божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта. Есть много путей погибели чрез уста, напр., когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится, как фарисей, который, не имея ограждения при устах своих, в немногих словах излил все, что находилось у него внутри, и потому, как дом без двери, не имея возможности удержать находившегося в нем сокровища, вдруг сделался бедным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Мы можем видеть их только, как искры» (Сир., XVIII, 2–6, ХЫ1, 17–23, ХЫН, 35). В рассказе об одном из явлений Бога Моисею мы находим ясное различение того, что можно и невозможно постигнуть людям в Боге (Исх., XXXIII, 8). Моисей просит Господа показать ему Славу Его, и Господь соглашается, но говорит ему, что «лица Моего невозможно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня; стань на этой скале. Когда же будет проходить Слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду и, когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а Лицо Мое не будет видимо тебе… И прошел Господь перед лицом Моисея и возгласил: Ягве, Ягве! (т. е. Сущий, Сущий), Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый, многомилостивый и истинный!.. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу…» Человеку невозможно увидеть Бога таким, каким Он явлен Самому Себе в Своей сокровенной глубине. Самая попытка войти в превышающее всякое совершенство бытие Божие принесла бы человеку не знание Бога, но исчезновение: человек уподобился бы капле, упавшей на солнце. Сам Господь спасает Моисея, «закрывая» его от Себя же!.. Моисей видит Славу, т. е. не сущность, а явление Божие, и слышит, как Бог называет Себя Сущим, Любовью и Истиной. В этих именах открывается для нас вся полнота бытия Божия, весь смысл Его бытия, посколько мы в силах постичь его… Путь постижения Премудрости Божией бесконечен. «Первый человек не достиг полного познания Ее; не исследует Ее также и последний, ибо мысли Ее полнее моря и намерения Ее глубже великой бездны… Вкушающие Премудрость еще будут алкать и пьющие Ее еще будут жаждать…» (Сир., XXIV, 23–31). Чем выше человек восходит в познании Бога, тем более он будет жаждать Его. Глава третья. БОГОПОЗНАНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ Вера, Новый Завет дает нам ясное учение о вере. Послание к Евреям говорит, что вера есть основание того, на что мы надеемся, и доказательство (убедительное явление) невидимого (XI, 1). Иначе говоря, вера открывает нам то, что мы непосредственно не воспринимаем. «Бог от начала избрал вас ко спасению через освящение Духа и веру истине», пишет ап. Павел (2 Фес., И, 13). Мы верим в истину ), но кто–то должен научить нас вере ), быть для нас свидетелем истины. Такими свидетелями были апостолы и вся Церковь ). Высочайшими Свидетелями и в Новом Завете являются Бог и Христос ). «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает глас Мой», говорит о Себе Христос (Ио., XVIII, 37), Которого ап. Иоанн называет «Свидетелем верным» (Ап., I, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Некогда через пророка Моисея Господь говорил израильтянам: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят... будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.11:44–45 ). «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом... И будете у Меня людьми святыми» ( Исх.19:5, 22:31 ). Слушая Господа и смиренно принимая для руководства в жизни Его слова, человек будет пребывать в благословении Божием и жизнь свою станет устроять праведно, свято, словом, по-Божьи. Кто же в гордом самомнении кичливого разума отвергает послушание слову Господню и, вопреки ему, живет по-своему, живет нечестиво, тот, лишаясь благословения Божия, навлекает на себя Его проклятие. «Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него» ( Пс.108:17 ). Жизнь гордого человека всегда греховна, всегда проходит в удалении от Господа. Сказано ведь: «Начало греха – гордость» ( Сир.10:15 ). «Начало гордости – удаление человека от Господа» ( Сир.10:14 ). Всякий грех удаляет человека от Бога, и чем тяжелее содеянный грех , тем дальше человек отходит от Господа и тем ближе оказывается к диаволу. «Вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя» ( Пс.72:27 ). «Не слушает голоса Божьего, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается» ( Соф.3:2 ). Кто хочет приближаться ко Христу Богу, тот должен отстраняться от всего, что противно Христу, отстраняться от мира, лежащего во зле (ср.: 1Ин.5:19 ), ибо Сам Христос говорит: «Я не от сего мира» ( Ин.8:23 ). Под миром подразумевается, по толкованию блаженного Феофилакта, «вообще все, враждебное Богу» 40 . Нам дана заповедь любить Бога всем существом; а значит всякая иная любовь должна подчиняться этой любви, «соединяться с ней, проникаться ею. Все земные блага, по заповеди Божией, надобно ценить и употреблять, как дары Божии, во славу Божию, и не к чему земному – ни к людям, ни к вещам – не должны мы привязывать сердца свои настолько, чтобы эта привязанность могла вредить нашей любви к Богу... Тот грешит, кто, наслаждаясь дарами Божиими, прилепляется к ним и забывает о Благодетеле; любит дары, а не Подателя даров; наслаждается дарами к оскорблению Бога, «дающего нам все обильно для наслаждения» ( 1Тим.6:17 ) " 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

«Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками» (108: 105). «Адам был виновен (в смысле грешен), он преступил Заповедь в Раю, нарушил волю Божию и совершил грех (в первом смысле этого слова). Все же потомки Адама рождаются уже в этой повреждённости, но не виновны за эту повреждённость, не виновны за первый проступок Адама, а нарушают нравственный закон совести исходя из своей собственной повреждённости, полученной от прародителей по наследству, как следствие первого преслушания» (128). 137 Господь не оставляет грех без соответствующего наказания: «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» ( Исх. 32:33 ); «…если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне!...» ( Иов. 19:14,15 ); «…Всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние…» ( Евр. 2:2 ). См. также, например, Исх. 34: 7 ; Чис. 14: 18 . Исключением из этого являются отдельные случаи (см. Иез. 33: 14 –16 ). О наказании за нарушение заповедей Божиих говорится, например, в: Лев. 26: 14–41 ; ). О наказании за грех говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: «… Стремящийся к злу стремится к смерти своей» ( Прит. 11: 19 ); «... Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных» ( Прем. 14:31 ); «Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным» ( Сир. 7:8 ); «И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным...» ( Сир. 16:11 ). Об этом также говорится в 3 Езд. и 2 Мак.: «Не пощадит десница Моя грешников…» ( 3Езд. 15:22 ); «Горе грешникам и несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не пощажу их» ( 3Езд. 15:24,25 ); «…Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно…» ( 2Мак. 4:17 ). Примеры конкретного влияния личных грехов на судьбу человека (наказания человека за его грехи) приведены, например, во Второй книге Маккавейской: «На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010