С. установил для израильтян трудовую повинность ( 3Цар. 5:13 ); оставшихся в стране хананеев он превратил в оброчных работников и низовых надсмотрщиков ( 1Цар. 9:20 ; 2Пар. 2:16 ), в то время как все руководящие должности занимали евреи ( 3Цар. 9:22 ; 2Пар. 8:9 ). Интересные подробности о разработке рудных копей в Араве (на юге и в окрестностях ⇒ Пунона) совр. ученые узнали благодаря находке археологов – большой медеплавильной установке в Ецион-Гавере. Из этого порт. города корабли отправлялись в Офир ( 1Цар. 9:26–28 ; 1Цар. 10:11.22 ). Геогр. положение его царства позволяло С. контролировать все караванные пути, по которым шла транзитная торговля между Сирией, Месопотамией, Малой Азией на севере и Египтом и Аравией на юге. О податях, которые брали с купцов, упоминается в 1Цар. 10:15 ; 2Пар. 9:14 . кроме того, С. был посредником в торговле лошадьми из Малой Азии и боевыми колесницами из Египта, то и другое он поставлял сир. и хеттским царям ( 3Цар. 10:28.29 ; ⇒ Мицраим). Торговля дала толчок строит-ву «городов для запасов», из которых особо упомянуты Фадмор (Пальмира), располож. сев.-вост. Дамаска, и Тамара – на юге ( 3Цар. 9:18.19 ; 2Пар. 8:4.6 ). Царство С., за искл. удела Иуды, было заново поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый наместник ( 3Цар. 4:5.7–19 ). Каждый из наместников в течение одного месяца в году отвечал за снабжение цар. двора ( 3Цар. 4:7.22.23.27 ). В обязанности этих чиновников входило также снабжение постоянного войска ( 3Цар. 4:28 ), состоявшего из 1400 боевых колесниц и 12 тыс. всадников. Для коней и колесниц было сооружено 4 тыс. стойл ( 2Пар. 1:14 ; 2Пар. 9:25 ). После того как С. закончил сооружение храма и дворца, Господь явился ему во второй раз ( 3Цар. 9:1–9 ; 2Пар. 7:11–22 ), причем теперь в словах Господа звучало грозное предостережение: если С. или его потомки отпадут от Бога, то храм превратится в груду развалин. Видимо, к этому времени С. стал уже не столь богобоязн. человеком, каким он был в начале своего царствования: несмотря на серьезное предостережение, он впал в идолопоклонство ( 3Цар. 11:1–13 ). Толчком к этому послужили его браки, в которые он вступал по полит. мотивам. Наряду с женой-египтянкой у С. было 700 жен из княж. родов и 300 наложниц. Это были аммонитянки, эдомитянки, сидонянки, хеттеянки и т.д. Они склонили сердце стареющего царя к своим языч. богам, так что оно перестало безраздельно принадлежать Господу. С. стал служить финикийской ⇒ Астарте и аммонитскому Милхому, сооружал капища на ⇒ высотах для ⇒ Хамоса и ⇒ Молоха. Тогда Господь оповестил С., что отнимет у него царство, а за его сыном останется лишь одно колено. Когда, процарствовав 40 лет, С. умер ( 3Цар. 11:42 ), суд Божий над домом Давида и евр. народом выразился в разделе царства, которому уже никогда более не удавалось достичь прежнего могущества. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

При. Максим Исповедник говорил о жизни Триединого Божества как о вечном движении любви. Поэтому, когда мы говорим о неизменяемости Божией, мы не можем представить себе, что это такое. Через этот термин мы выражаем ту мысль, что Бог через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не понижается и не упадает, не совершенствуется и не возрастает в Своем бытии. От неизменяемости божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость. Внешняя изменяемость касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и миром, Богом и человеком. Эти отношения действительно могут изменяться. Какие вопросы могут возникнуть относительно этого свойства существа Божия? 1) Не противоречит ли учению о неизменяемости существа Божия рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца? Очевидно, что не противоречит, поскольку и рождение и исхождение является предвечным, т. е. совершается в вечности. Ни рождение, ни исхождение не являются ни единократным актом, ни неким временным процессом. К тому же рождение и исхождение характеризуют не саму природу Божества, а отношения Божественных лиц, т. е. не природу, а способ ее существования. 2) Не противоречит ли Божественной неизменяемости Воплощение Сына Божия? Не противоречит, потому что согласно Оросу IV Вселенского Собора, соединение природ во Христе является неслиянным и неизменным, в Воплощении Божественная природа не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается равной себе. 3) Не противоречит ли неизменяемости Божией творение мира и промышление о Нем? Нет, не противоречит. Священное Писание говорит, что мир сотворен по предвечному замыслу Божию. Деян. 15, 18: " Ведомы Богу от вечности все дела Его " . В Дан. 13, 42 сказано, что Бог есть " ...знающий все прежде бытия его! " Эта же мысль содержится в Сир. 23, 29: " Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении " . 4) Переменчивые чувства, которые приписывает Богу Священное Писание. В Священном Писании можно встретить такие выражения, как " воспламенился гнев Божий " , или " Бог раскаялся " в Своих делах. Христианская экзегеза с древнейших времен считает подобные места Священного Писания повествующими о промыслительной деятельности Бога применительно к способностям человеческого восприятия. Такие выражения нужно толковать и понимать иносказательно. 2.2.3. Вечность

http://sedmitza.ru/lib/text/431685/

32 Но по LXX и еврейскому тексту книги Числ Валак был сын Сепфоров, а Валаам сын Веоров. 33 По теперещнему делению эта глава имеет только 63 стиха. 34 По теперешнему чтению LXX: глаз Мой. 35 В настоящее время под messe или trichaptum понимают обыкновенно шелк или шелковую материю. 36 Сн. выше толковование на 5 главу прор. Иезекииля (стран. 65). 37 Здесь нужно разуметь под плотью не рост вообще, как некоторые переводят, потому что, напротив, египтяне были малорослы, а половые части. Примеч. к переводу кн. пр. Иезекииля в Труд Киев дух. Академии. 38 Спасшиеся от кораблекрушения обыкновенно изображали свое избавление от этого несчастия на деревянной или металлической дощечке, и или вешали эту картину в храме с обетом никогда более не пускаться в море, или носили ее с собою, прося милостыни. 39 Выражения, буквально сходного с этим, в канонических Евангелиях нет, но очень близекие по мысли выражения находятся в 2 Кор. 7:10 и в Сир. 4:25. Может быть, бл. Иерноим заимстовал это выражение из какого-то апокрифоческаго Евангелия, если только слово Evangelii не составляет позднейшей вставки. 40 Руфина. 41 По мению иудеев, с которым здесь соглашается и бл. Иероним, указания на книгу праведнго или праведных в Нав. 10:13 и в 2 Цар. 1:18 относятся к книге Бытия. Такое же мнение высказывает бл. Иероним в толк. на прор. Исаю гл. XLIV (Твор. бл. Иеронима в русск. перев. ч 8, стр. 195). 42 Модий мера емкости жидких (ок. 2 5 ведра) и сыпучих тел (около 2 1 2 гарнцев). 43 В некоторых рукописях стоит omnia (все) вместо somnia (сновидения). 44 Собственно то, что вызываетъ рвоту, тошноту, отвращение. 45 По некоторым рукописям: среди которых они были . 46 Теперь ββαμα . По одной древней схолии ββανα значит камень . 47 Разумеется вифлеемская иноческая обитель бл. Иеронима, куда стекалось множество посетителей, желавших слушать назидания его или искавших убежища здесь от неистовства готов в Италии и сарацин в Египте Финикии, Сирии и в самой Палестине. 48 Во многих изданиях эти стихи составляют не окончание XX, а начало XXI главы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3153...

64 Ср. Иуст. Апол. I: 14, 3; 15, 9; Диал. 35, 8; 96, 3; 133, 6; Дидаск. V, 14, 22 (рус. пер. с. 145). Выражение находится также в одном оксиринхском папи­русном фрагменте неизвестного Евангелия. 75 Т.е., требовать назад, по пояснению Вриенния. Христианин не может употребить насилия или обратиться к языческому суду, ср. 1Кор.6:1 ; Пост. Апост. 2, 46 (рус. пер. с. 76). Гарнак предлагал изменить «хотя бы и мог». В Пс.-Клим. Recognit. читаем: «Мы даем даже тем, от которых не на­деемся получить обратно». См. комментарий Ирин. Лион. ПЕ IV, 13, 3 (рус. пер. с. 348). Ср. Иоанн Леств., слово 26 (гл. 74 по рус. пер., с. 188; гл. 47 по греч. изд. 1883 г.): «Благочестивым свойственно давать всякому просящему; более же благочестивым – давать и не просящему; а не требовать назад от взявшего (в особенности же когда [такая] возможность) – свойственно одним только бесстрастным» (на это место обратил внимание Вриенний со ссылкой на PG 88, 1029). 80 Параллельные места: Дидаск. IV: 3, 1–2; 4, 3 (рус. пер. с. 121,122); Клим. Алекс. Fragm. ex Nicetae catena in Matth. 5, p. 42 (Resch, Agrapha, 31967, p. 195); Ерм . Зап. 2,5 – восходят вместе с Дидахэ 1, 5 к общей традиции. 81 Ср. Мф.5:26 ; Лк.12:59 . В сравнении с еванг. параллельными места­ми, два момента поражают в этом отрывке, отсутствующем в Пост. Апост.: во-первых, истолкование «изречения» исключительно эсхатологическое [ср. Терт. De anima 35; 58; О мол. 7; Клим. Алекс. Какой богач спас. 40, 5 (рус. пер. с. 41); Кипр. Письма LV, 20, 3 (по рус. пер. письмо 43, дорев. изд. т. 1, с. 231, по переизд. с. 532); Секст, Изреч. 39]; во-вторых, у Мф. речь идет о возвращении долгов, в то время как интерполятор Дидахэ 1, 3Ь-2, 1 гово­рит о необходимости избегать брать в долг без достаточной нужды. 82 Ср. Сир.12:1 . По мнению одних исследователей, это «изречение» восходит, возможно, к греч. переводу, отличающемуся от LXX; другие пыта­ются восстановить еврейский оригинал. Ср. Прор. Сивилл 2, 79; Иос. Флав. Иуд. война 2, 134. Тертуллиан (О крещ. 18), писал: «[Слова] «всякому про­сящему у тебя дай» ( Лк.6:30 ), – имеют особое приложение, относясь к милостыне». Наиболее близкая цитата (восходящая к Дидахэ или к общему источнику) имеется у Кассиодора (Expos, psalm. 40, CPL 900/Ed. M.Ad­riaen, 1958, lin.48): Desudet eleemosyna in manu tua donee invenias iustum cui cam trades («Пусть запотеет милостыня в руке твоей, пока не найдешь пра­ведного, которому вручишь ее»).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

    6_сир. Еф. 1:17-2, 3 (величие Искупителя); син. Мф. 9:9-17 (призвание Матфея).     7_сир. Еф. 2:4-10 (спасение благодатию); син. Мф. 9:18-27 (воскрешение дочери Иаира).     8_сир. Еф. 2:13-22 (примирение смертию Христовою); син. Мф. 9:27-33 (исцеление 2 слепых).     9_сир. Еф. 3:14-21 (обитание Христа в сердце); син. Мф. 11:2-15 (послы Иоанна).     10_сир. Флп. 2:5-11 (истощание Христа); син. Мф. 12:9-23 (исцеление сухорукого).     11_сир. Флп. 4:4-9 (радость о Господе); син. Мф. 14:14-21 (насыщение 5000).     12_сир. Кол. 1:12-20 (искупление и Искупитель); син. Мф. 14:22-36 (хождение по водам).     13_сир. Кол. 2:8-15 (значение Христа); син. Мф. 15:21-31 (исцеление хананеянки).     14_сир. Евр. 2:11-18 (воплощение); син. Мф. 15:32-38 (насыщение 4000).     15_сир. Евр. 9:11-15 (очищение Кровию Христовою). Должно быть Евангелие от Марка     16_сир. Евр. 10:12-25 (первосвященство быть, Христа). Должно быть Евангелие от Марка    Нед. пред Р. Х._сир. Рим. 1:1-7 (призвание во Христе). Должно быть Евангелие от Марка    Нед. по Р. Х._ – ; -     Нед. пред Богоявл._ – ; -     Нед. 1 по Богоявл._ – ; син. Лк. 4:1-15 (искушение Христа).     2_ – ; син. Лк. 4:31-37 (исцеление бесноватого в капернаумской синагоге).     3_ – ; син. Лк. 4:42-5, 11 (чудесный лов рыбы).     4_ -; син. Лк. 5:12-17 (исцеление прокаженного).     5_ – ; син. Лк. 5:18-26 (исцеление капернаумского расслабленного).     6_ – ; син. Лк. 5:27-38 (призвание Матфея).     Нед. мясопуст._ – ; син. Лк. 7:36-50 (вечеря у Симона).     Нед. сыропуст._ сир. Рим. 14:4-15, 6 (неядение мяса); син. Мф. 6:16-33 (нынешнее, но длиннее).     Нед. 1 поста_ сир. 2 Кор. 6:2-10 (самоотвержение апостолов); син. Мф. 6:1-15 (о милостыне и молитве).     2_ сир. Рим. 12:1-5 (члены Церкви); син. Лк. 15:11- 32 (притча о блудном).     3_сир. Рим. 12:6-16а (различие дарований); син. Лк. 18:9-14 (притча о мытаре).     4_ сир. Рим. 12:166-13, 5 (мир и покорность); син. Лк. 10:25-37 (притча о милосердном самарянине).     5_ сир. Рим. 13:7-14 (обязанности к ближним и к себе); син.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нужно вам, любезные, взаимно заботиться о себе самих, и разумными советами отклонять одному другого от худых привычек. В этом случае и советовать не трудно. Вред пьянства всякому очевиден. Сколько каждый из вас знает примеров, из быта крестьянского, доказывающих гибельное действие пьянства? Ты человек грамотный; есть другие грамотные. Разогни книгу праведного Иисуса сына Сирахова, и в ней на многих местах найдешь указание вреда пьянства. Читай ( Сир.18:33 ) 42 , ( Сир.19:1–2, 5 ) 43 , ( Сир.30:15–16 ) 44 , ( Сир.31:23–37 ) 45 и друг. И в других книгах св. писания пьянство порицается всюду, как дело весьма противное Богу и крайне вредное самому человеку. Читай ( Лк.12:42–48 ) 46 , ( Лк.21:34 ) 47 . ( Еф.5:1–19 ) 48 , ( Еф.6:10–19 ) 49 . ( Притч.25:20–35 ) 50 . Полезно воспоминать нам, как проводили время первенствующие христиане. Читай ( Деян.2:42–47 ) 51 , ( Деян.4:34–35 ) 52 . ( Рим.12:6–21 ) 53 , ( 2Кор.6:1–18 ) 54 . Время, время восстать противу зла сего, и начать проводить жизнь трудолюбивую, трезвую, на пользу себе и ближним. Теперь желаю побеседовать с тобою о св. иконах. Молоканы, по неразумию своему, не дают им и другого названия, как идолов, и в том весьма погрешают, как увидишь ты из последующего рассуждения. Во первых, идол есть вещь, которая почитается не иначе, как за самого бога и которой язычники кланяются и служат, как самому богу. Так, напр., огнепоклонники огонь считают за бога; так и наши предки, до обращения их в христианство , боготворили идолов Перуна и друг. А потому у идолопоклонников самая вещь – огонь, дерево, камень, сребро и золото есть самый их бог. Смотр. ( Деян.17:29 ) 55 . ( Прем. 15:4, 15–19 ) 56 . ( Пс.113:12–15 ) 57 . Не так у нас христиан. Мы никакой иконы не считаем за божество и ни одной иконе не кланяемся, как самому бессмертному Богу; но, созерцая святые изображения глазами, умом востекаем в горнее царство, призывая в молитвах своих то прославленное лицо, наприм., святого мученика или преподобного, какое представляет св. икона.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

бэхуккам «в определении их», т.е. «в предназначенном для них» от Господа действии они «не противятся слову Его», – пример для людей, которые часто не исполняют воли Божией. Лат. глагол «возвеселятся» передает: «будут пировать», в остальном следует Гр. тексту. 39–42. В заключение хвалебной песни во славу дел Божиих премудрый, ссылаясь на собственный опыт (ср. ст. 15), снова, как и в начале речи (ст. 18–22), пригла­шает восхвалить Господа за Его прекрасные творения. Сл.: «Сего ради исперва утвердихся, и размыслих, и в писании оставих. Вся дела Господня блага, и всю потребу во время свое подаст; И несть рещи: сие сего злее, вся бо во время на угождение будут. И ныне всем (Остр.: все) сердцем и устны воспойте и благословите имя Господне». Здесь «утвердихся» передает Евр. гитйаццабтû «твердо стоял», т.е. имел твердое убеждение, быть твердо уверен. «Размыслих», как и в 15 стихе, значит: «обдумал»; вместо «в писании оставих» точнее с Евр. было бы: «и в писании изложил», – разумеется настоящая книга, и в частности, – предшествующая речь. Лат. передает 39 стих с небольшими отступлениями от Гр.: «посему от начала я утвердился, и посоветовался, и размыслил, и писания оставил». Сир. дает неправильный перевод: «так как они сотворены от начала, то поймите, люди, что все это записано в книге». Стихи 40–41 суть букваль­ное повторение 21–22 стихов и составляют вывод из ряда приведенных выше доказательств. Вместо маъасег «дело» следует, на основании переводов, поставить маъасê «дела», а вместо йиспôк «ударяет» – йаспûк «удовлетво­ряют» (ср. ст. 21); также и в 41 стихе вместо ен «нет», во фразе: «нельзя сказать», ошибочно написано ал «не», вместо зег ра миззег «это хуже того» стоит: зег раъ мâ зег «это худо, – что это?» и вместо йигбар «сильно», или «превосходно», написано: йагбûр «показывает силу»; все эти отступления поправлены на поле. В Сир., как отме­чено, после стиха 41а имеется вставка: «ибо все они собраны в хранилища», а далее читается второе полустишие 41 стиха, отчасти напо­минающее и 38а: «и они превосходны для предела времени своего» (см. ст. 38). Заключительное приглашение к просла­влению Господа начинается словом «и ныне», в Евр. ъаттâ «теперь», служащим здесь для указания вывода из предыдущего: «итак», как в Рус. и Р. 59. Слова: «и устами» в Евр. и Сир. опущены, но в Евр. вставлены на поле: фег, что подтверждает Гр. чтение. Вместо «имя Господне» в Евр. стоит: «имя Святого», – смысл тот же; возможно, что в Евр. словом гаккадôш заменено первона­чальное имя Божие йагвег 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Иссахар, из 12 патриархов. Иаиль. (Суд. гл. 4 и 5) Иаков, или Израиль, сын Исаака. Иафет, сын Ноя. Иезекииль прор. (21 июля) Иеремия прор. (1 мая) Иессей, отец царя Давида. Иеффай, судия Израильский. ( Евр. 11:32 ) Иисус НавИн.(1 сент.) Иов многострадальный. (6 мая). Иоиль прор. (19 окт.) Иона прор. (22 сент.) Иосиф, из 12 патриархов. (31 марта и в понедельник страстной седмицы). Иосия, 16 царь Иудейский. Иуда, из 12 патриархов. Иудифь. Левий, из 12 патриархов. Малахия прор. (3 янв.) Мариам, сестра Моисея. Мелхиседек, священник Бога Вышнего. ( Быт. 14:18–20 ). Мисаил, из трех отроков. (17 дек.) Михей прор. (14 авг.) Моисей Боговидец. (4 сент.) Наум прор. (1 дек.) Нафан прор. ( Сир. 47:1 ) Неффалим, из 12 патриархов. Ной праотец. ( Сир. 44:16 ) Олда, или Олдама, пророчица. ( 4Цар. 22:14 и сл.) Ор. ( Исх. 24:14 ) Осия прор. (17 окт.) Рахиль, вторая жена Иакова. Ревекка, жена Исаака. Рувим, из 12 патриархов. Руфь. Сампсон, судия Израильский. ( Евр. 11:32 ) Самуил прор. (20 авг.) Симеон, из 12 патриархов. Сарра, жена Авраама. Сим, сын Ноя. Сиф, сын Адама. Соломон, царь Израильский. Софония прор. (3 дек.) В Прологе, и I. Слипе на недиилю сняты ь праотец, именуются еще: Зоровавель, вождь Иудейский. Иисус, сын Иоседеков, иерей великий. ( Зах. 6:11 ) Лия, первая жена Иакова. Неемия. вождь Иудейский. Симон, иерей великий, отец Онии 2-го, сын Онии 1-го. Соманитяныня (из Сомана), современница Елиссея пророка. (4 Цар. гл. 4) Сусанна. Халев, сын Иефонниин, сотрудник Иисуса Навина. ( Сир. 46:9 ) Пролог 13. Мес. В. 16 дек. В службе канон трем отрокам Феофана, праотцам Иосифа. 12 Св. отца нашего Спиридона, епископа Тримифунтского. Пастырь овец и супруг, святительствовал при Константине Вел. и его сынах, присутствовал на Первом Вселенском соборе; скончался ок. 318 года. Знаменит христианской простотой и чудесами. В Чет. Минея Житие от Метафраста, Никифора (VIII. 15 и 42), Сократа (1.8), Созомена (I. 11 ), и проч. (Vita Memaphrasmea latine ар. Surium. Or. Chr. II col. 1069. Urbani Godfridi Siberi Diatriba de Spiridione.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

39. Слав. всем сердцем вашим соотв. вульг. toto corde vestro, а по греч. ξ λης τς καρδας μν — от всего сердца вашего. 40. Т. е. предоставит Себе право и власть даровать блогословение людям. 41. См. 1, 14; примеч. 18—19. 42. Греч. ναμσον τς κρηπδος — между степеньми, букв. среди краев. 43. В алекс. и 42 доб. Κριος — Господь (Бог), в слав. и др. греч. нет. 44. Греч. ζλωσε — очевидно, советам пророка (1—17 стт.) вняли евреи, обратились к Богу в посте и молитве, и Господь внял им. Так поняли Ефрем Сир., Феод., Кир. Ал., Иероним и новые толковннки. Knabenbauer. I. c. I, 225. 45. Греч. τν π... слав. сущого. Ближе: саранчу, а отдаленнее: врогов. 46. Греч. πρσωπον — слав. лице, пользуемся синод. переводом. 47. Первым морем толковники, вслед за Иеронимом, считают Мертвое море, или восточное, по отношению к Иудее (по евр. восточное море), а последнимъ — Средиземное. 48. Греч. μεγαλνθη — проявил гордость и самохвальство. Keil. I. с. 143—144 ss. 49. Возвеличи еже сотворити, т. е. упоминаемое в 17 ст. избавление народа. 50. Пищу, питающую здраво и дух и тело. 51. Т. е. бывающий осенью и весною и блогодетельный для посевов дождь. 52. Слав. ваша нет соотв., следовало бы оскобить. 53. Слав. и соотв. κα в ват., text. rec. и др., а в алекс. нет. 54. Слав. юноты соотв. ο νεανσκοι, в Деян. юноши (2, 17). 55. Греч. δσω слав. дам, пользуемся перифр. синод. перевода. 56. Страдание иудеев: кровопролитие во время войны, сожжение городов и курение сожженных домов. Кир. Алекс. 57. Солнце не будет светить, а луна пошлет кроваво-багровый свет. Кир. Алекс. 58. Слав. блоговествуемии. По греч. εαγγελιζμενοι может быть переведено: блоговествующие, так это слово и понято блаж. Феодоритом, Кириллом Алекс. и Иеронимом и прилагается к Апостолам и Евангелистам. Но может быть переведено и страд. зал. блоговествуемые, т. е. оглашаемые блоговестием. В 28 ст., по изъяснению Ап. Петра, заключается пророчество о сошествии Святого Духа на Апостолов и всех верующих в день Пятидесятницы (Деян. 2:17-21). Пророчества 30—31 стт. отцы Церкви относили ко второму пришествию Христа и предваряющим его знамениям. Кир. Ал., Феод., Иероним и Ефр. Сир. Пророчество 32-го стиха Ап. Павел прилаглет к евангельской проповеди и ея Божественному происхождению (Рим. 10:13).

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Само собою разумеется, что положительные законы у различных народов, в зависимости от различных обычаев и климатических условий той или другой страны, не могли быть одинаковы в определении времени наступления для обоих полов брачного совершеннолетия. У библейских евреев браки заключались очень рано ( Притч.2:17 ; Притч.5:18 ), чтобы предохранить молодых людей от безнравственности ( Сир.7:27 ; Сир.42:9 ). Большинство раввинов определяло возраст брачного совершеннолетия 13-ю годами и 1-м днем для юноши, и 12-ю годами и 1-м днем для девицы 304 . В Греции время совершеннолетия определялось для юноши в 18 лет, для девиц в 15, т.е. в такие лета, когда молодые люди заносились в государственные разрядные списки 305 . Для римских юношей брачное совершеннолетие начиналось с 14 лет, для девиц – с 12. Брак, заключенный до начала законного возраста, признавался недействительным, хотя несовершеннолетняя супруга считалась законною женою, если постоянно жила при муже в течение целого года 306 . Таким образом, христианство, явившись в мир, застало повсеместно существующим как обязательное условие законности брака требование, чтобы вступающие в него имели надлежащее совершеннолетие. Быть может, поэтому в христианском учении мы и не находим положительного узаконения касательно этого условия брака. Мало того, христианство, как религия универсальная, и не могло установить какого-нибудь одного общего для различных стран и народов правила относительно брачного совершеннолетия, предоставляя это дело гражданскому законодательству 307 . Что же касается самого возраста совершеннолетия, то долгое время относительно этого определенных постановлений не было. Впоследствии по законам императора Юстиниана совершеннолетием для мужчин признавался 14-й год 308 ; к этому узаконению Юстиниана примкнула и церковь 309 . Это же узаконение сначала долгое время действовало и в нашем отечестве 310 ; но в позднейшие времена, соответственно климатическим условиям нашей страны, оно было изменено в смысле разрешения вступать в брак юношам не моложе 18 лет, а девицам не моложе 16 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010