Вопрос 57, того же. Когда приходят в монастырь некоторые, или мирские, или отцы, помысл внушает мне спросить у них о пользе души или о делах. Как ты рассудишь об этом? Ответ Иоанна. Брат! Кто поистине желает быть учеником Христовым, тот ни в чем не имеет власти над самим собою, чтобы самому по себе делать что-либо. Хотя он и думает получить пользу от беседы с приходящими, но нарушает заповедь, которая говорит: Без совета ничесоже твори (Сир. 32: 21). Что же ты еще хочешь слышать сверх того, что сказали отцы? Если некоторые пришедшие будут беседовать о слове Божием, спроси авву твоего со смирением: «Авва, желаешь ли, чтобы я подождал и послушал, или мне идти?» И что он скажет, то и делай спокойно. Если же и по надобности хочешь спросить кого-либо, инока или мирского, то скажи авве, и когда он найдет нужным, сам спросит то, что ты хочешь узнать; а когда тебе скажет: «Спроси ты», тогда спроси. Вопрос 58. Если же я не хочу спрашивать, но случится мне встретиться с кем-либо из них или кто сам спросит меня о чем-нибудь, то как повелишь тогда поступить? Ответ Иоанна. При встрече с кем-либо ограничивайся только приветствием и потом скажи: «Помолись обо мне, я иду по делу» – и уйди. А когда спросят тебя о чем-либо и ты знаешь это, то скажи и проходи далее; при незнании скажи: «Не знаю» – и проходи далее. Вопрос 59. Если же [кто-либо] застанет меня в то время, как я сижу или делаю что-нибудь, и сядет возле меня и захочет говорить со мною, то что мне делать? Ответ Иоанна. Если [кто-либо] застанет тебя сидящим где-нибудь и подойдет к тебе, прими от него благословение и сделай то же самое, что и прежде, и скажи ему: «Помолись о мне»; и хотя бы едва не руками удерживал тебя, скажи ему: «Прости меня, мне дана заповедь ни с кем не разговаривать без воли аввы»; но скажу ему: «И что он повелит, то и сделаю». Если же кто-либо подойдет к тебе и сядет в то время, как ты делаешь что-нибудь, то, по данной тебе заповеди, найди какой-нибудь предлог и встань. Вопрос 60, того же. Что же значит сказанное аввою Исаией: «Приветствовав странника, спроси его, каково он живет, и потом сиди с ним молча»?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Голова управляет, и все члены ей повинуются. Так устроил Господь и государственное тело – народ: Он поставил в нем власть, во главе всего поставил царя. Что Бог на небе, то царь на земле. Бог же повелел и воздавать каждому должное: кому урок – урок, кому дань – дань, кому страх – страх, кому честь – честь ( Рим.13:7 ). Бога бойся, царя чти ( 1Пет.2:17 ). Всякая душа да будет покорна высшим властям... противящийся власти противится Божию установлению ( Рим.13:1–2 ). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся ( Притч.24:21 ). Бойся Господа, и почитай священника ( Сир.7:33 ). Пред лицем седого вставай и почитай лице старца ( Лев.19:32 ). Архипастырская беседа после вечернего богослужения на пароходе Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. ( Еккл.12:7 ). На первой странице Библии , этой древнейшей и священнейшей книги человечества, говорится, что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию ( Быт.1:27 ). Сказано также, что Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни ( Быт.2:7 ). Из этого видно, что человек имеет две природы, два родства: по телу он, имея матерью своею землю, состоит в родстве со всеми обитателями земли: зверями, птицами, рыбами и другими животными. А по духу он – род Божий, одной природы с духами, обитающими на небе. По телу он перстен и смертен, а по душе духовен и бессмертен. По телу он, как взятый от земли, стремится к земле, мудрствует по земному и делает то, что сродно земнородным – зверям, птицам и гадам: ест, пьет, спит, трудится, добывая себе пищу, бережет свою жизнь, здоровье, оставляет после себя потомство. А по духу он, как образ неизреченной и божественной славы, рассуждает духовно, мыслит о том, что прекрасно, что истинно; в нем таится божественное желание, стремление к Богу. Сообразно этому он направляет и жизнь свою. В Боге он ищет для себя покой и отраду, в Нем видит для себя образ неизреченной доброты и стремится к ней. Все наземные твари подчинены земным законам необходимости: с чем они родятся, с тем и остаются на всю жизнь; они не могут быть ни лучше, ни хуже, ни умнее и ни глупее своих предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Если премудрыми судьбами Божьими суждено быть гонимыми в мире всем, которые стремятся к лучшему наследию, то, что же делаем мы, когда вооружаемся против гонителей своих или сетуем и жалуемся на них? «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными» ( 1Кор.6:7 )? – говорит Слово Божие; а мы, подобно тем омраченным в разуме, кои сидят «в стране и тени смертной» ( Мф.4:16 ), сами еще обидим других, и притом еще братьев своих. О, когда мы сделаемся сынами света ( Лк.16:8 ) и будем друг другу повиноваться в страхе Божием ( Еф.5:21 )?! Когда мы станем исполнять закон Христов, – благословлять проклинающих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих нам обиды ( Мф.5:44 )? Когда, грешные, мы выйдем из-под власти сатаны и покоримся Богу ( Деян.26:18 ), сделаемся сынами Вышнего, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 )? Не к сему ли склоняет нас апостол Павел, который говорит: «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 )? Не убеждает ли нас Писание: «ни одно не стесняет близкого ему, и до века не воспротивятся они слову Его» 2 ( Сир.16:28–29 )? Не сказал ли Господь, что кто из нас будет слугою и рабом для всех, тот в Царствии Небесном явится первым и большим всех ( Мф.20:26–27 )? А мы не хотим смириться под крепкую руку Божию, чтобы Он вознес нас во время ( 1Пет.5:6 ); не хотим подчиняться судьбам Того, Кто оставил плевелы расти вместе со своей пшеницей ( Мф.13:24–30 ). Потому будем ли мы собраны в небесную житницу? – Будем, когда будем подобны тому, который был подобен Христу и говорил о себе, что он, «будучи свободен от всех, всем поработил себя» ( 1Кор.9:19 ). «Блажен, – говорит нам Писание, – который всегда пребывает в благоговении» ( Притч.28:14 ), – всякому повинуется, никому не противится, все терпит, как слуга и раб всякого. Сему-то Господь и учит всякого из нас, когда говорит: «не противен злому; но кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и другую» ( Мф.5:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства о том, что творения святых отцов истинны, ибо они согласуются с писаниями пророков и апостолов   Прежде всего подобает знать, как Священное Писание повелевает нам рассуждать о Боге и что о Нем сказано, а чего не сказано. Ибо мы знаем, что Бог есть, но что является Его сущностью — не знаем; знаем, что Он премудр, но насколько премудр — не знаем; знаем, что Он велик, но каково Его величие — не знаем; знаем, что Он имеет промысел обо всем и объемлет и содержит все, а как — не знаем. О чем Бог не повелел, о том рассуждать невозможно, и не только нам, но и силам Небесным. Что же удивительного, если мы не знаем, в чем состоит сущность Бога? Ведь мы не знаем всего и о творениях Божиих — ни об ангелах, ни о небе, ни о солнце, ни о луне и звездах, ни о земле, ни о море, ни о воздухе, ни об огне и о прочем творении. Он дал нам не все знать, а лишь отчасти уразуметь, что Он привел мир от небытия к бытию и сотворил все видимое и невидимое, Словом созидаемое и Духом совершаемое. Но каково оно — мы не знаем, и не можем говорить о неведомом, потому что Бог так изволил по Своему неизреченному замыслу, сказав: «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай» (Сир. 3:21). И человека он сотворил, и дал ему уразуметь, что он — человек, одушевленный, самовластный, разумный; но человек не знает, как он сотворен или какова его душа. Так и конец каждого человека Господь сделал неизвестным, но дал указание — старость и немощь. Подобно этому и конец всего мира и второе пришествие Его никому не известны, но Он дал указание: изменение времен и наступление скорбей и бед.    Видишь, как премудро и полезно скрыл Он это? Когда же святые Его ученики и апостолы спросили о конце мира, Он сказал так.    Евангелие: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13:32—33).    Толкование Златоуста: здесь Он поучает учеников не искать того, что превосходит человеческий разум: сказав «ни Ангелы», Он запрещает им узнавать ныне то, о чем даже ангелы не знают; сказав «никто не знает...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Здесь указывается на Премудрость, как на «творение» Всевышнего, т. е. в духе арианизма. У приточника ( Прит. 8:23–30; 3:19 ) и Иова (28:12–28) иначе говорится о происхождении Ипостасной Премудрости. В 38:4 5 читаем: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана бала сила Его? Для того Он и дал людям знание»... Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, 326 будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44 49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр. 46:5–7,21,23; 48:2–11,24). Встречаются и моральные воззрения отличные от канонических писаний. Так, в 12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В 25:9–10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это человек при жизни видящий падение врагов». Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Пр.25:22–23). В 30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». 30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь». 31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника Соломона. В 31:32 «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)... по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (42:6–7)... Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4:35 =Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И вот, следуя примеру ветхозаветных праведников и наставлению и учению Святых Апостолов Христовых, мы и молимся о своих умерших ближних, да упокоит их Господь в месте светлом, месте покойном, где нет болезни, печали и воздыхания, но жизнь бесконечная. Мы приносим за грехи их умилостивительную бескровную жертву и в этом следуем наставлению Слова Божия, которое говорит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). Мы раздаем в память умерших пожертвования и подаяния, и поступаем согласно завещанию Самого Господа, Который сказал: «Помни о сынах твоих почивающих. Я выведу их от краев земли и окажу им милость, ибо Я милостив» ( 3Ездр.2:31 ). И мы верим, что наши молитвы дойдут до Господа и Он Милосердый, Который «наказует и милуете, низводит и до ада возводит» ( Тов.13:2 ), помилует наших умерших ближних и изведет их из места мучения в место вечного упокоения. Слово Божие повествует, что Господь помиловал даже тех, которые противились Ему во дни всемирного потопа, и что Он, сошедши Своим Божественным Духом в преисподнюю, «проповедовал им, некогда непокорными» ( 1Пет.3:19–21 ), «что бы они, как говорит святой апостол Петр, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). Только одному греху нет прощения в будущей жизни – это «хуле на Святаго Духа». «Если кто скажет слово на Сына Человеческого,– сказал Христос Спаситель,– простится ему, если же кто скажет на Духа Святаго – не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). Поэтому наша Православная Церковь и не молится за тех, кто возводит хулу на Духа Святаго, т. е. кто не признает Христа за Бога, отрицает Промысел Божий, не верит Слову Божию, отвергает Святые таинства, почитание Божией Матери, Святых Угодников, честного и животворящего Креста и православных пастырей и учителей Церкви. За тех же, кто умер в твердой вере в Бога и Его установлении, Православная Церковь непрестанно воссылает свои молитвы, непрестанно молит Господа о прощении их согрешений, непрестанно просит Милосердного Спасителя, да велит Он их в вечные Свои обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

– И все же нормы супружеских отношений менялись с течением времени. Например, в Ветхом Завете они одни, в Новом – другие. Неудивительно, что нормы и сейчас могли измениться. – Ветхозаветный Израиль – народ упрямый, жестоковыйный. Народ, постоянно изменявший Богу. Ветхозаветные израильтяне со всех сторон были окружены развращенными язычниками, для которых распутство, блуд были возведены в культ. Дать людям Ветхого Завета нравственный закон и нормы, близкие к новозаветной нравственности, было бы несвоевременно. Они просто не смогли бы их понести. Поэтому их планка нравственности – для младенцев в вере, а наша – для взрослых. Но вместе с тем я не совсем соглашусь, что нормы семейной верности в Ветхом Завете сильно отличались от наших. Ведь седьмая заповедь о верности – «Не прелюбодействуй» – дана как мужчинам, так и женщинам, и за ее нарушение, кстати, полагалось побиение камнями. – Это относилось только к женщинам? – Нет, к обоим согрешившим. Например, книга Второзаконие говорит нам: Если мужчину найдут спящим с женою другого человека, и тот мужчина, и та женщина должны умереть (Втор. 22, 22–24). Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего: да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка (Лев. 20,10–21). То есть обоим прелюбодеям – высшая мера наказания. Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч. 6, 32); Человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь. Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал (Сир. 23, 22, 30). Конечно, как я уже говорил, нравственные нормы того времени весьма сильно отличались от христианских. К примеру, считалось возможным разводиться с женой по причине ее бесплодия, или просто если она чем-то досадила мужу. Но в то же время это не означало, что у мужчины не было никаких обязательств перед женщиной: он должен был ей вернуть приданое, которое за ней взял, и выплачивать отступное, своего рода алименты. Также мужчина не мог потом вернуться к своей бывшей жене: развод существовал один раз на всю жизнь. Что же касается бесплодия, то эта норма была оправдана тем, что для Израиля было важно быстро распространяться и заселять новые территории.

http://pravoslavie.ru/109931.html

И обитало с нами — буквально ™sk»nwsen ‘жило в шатре’, то есть ‘сделало местом пребывания’. С нами означает ‘среди нас’, а не ‘в нас, внутри нас’. Ср. Сир 24:8–9,11: Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище ( skhn»n ‘шатер’) и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе. Мы видели славу Его — эти слова не обязательно принадлежит очевидцу, так как в лице Евангелиста говорит апостольская Церковь. В словаре Иоанна dTxa ‘слава’ и ‘прославлять’ занимают важное место. В классическом и эллинистическом гре­ческом языке dTxa означает обычно ‘мнение’ или ‘репута­ция’, а — ‘думать’ или ‘воображать’. В переводе Семидесяти, в некоторых эллинистических религиозных текстах и в НЗ эти два слова значат соответственно ‘слава’ и ‘прославлять’. У Семидесяти слово dTxa часто соответствует евр. и обозначает зримую, обычно связанную со светом, составляющую Богоявления (Исх 33:22; Втор 5:24; 3 Цар 8:11). В ВЗ оно приобретает эсхатологическое значение (Ис 60:1; Авв 2:14), которое сохраняет и в НЗ (Мк 8:38; 13:26; Рим 8:18; 1 Пет 4:13), причем явление эсхатологической славы иногда относится и к настоящему времени (2 Кор 3:18; Еф 3:21), наиболее явно — в эпизоде Преображения (Мк 9:2–8 и параллели у других синоптиков). Слава Божия открывается в Иисусе Христе (Ин 1:14) и Его чудесах (2:11; 11:4,40). Слава была присуща Ему до воплощения, и по Воскресении Он возвращается в нее (17:5,24). Иисус прославляется, потому что в то время как другие ищут собственной славы (5:44; 12:43), Он ищет только славы Отца (5:41; 7:18; 8:50) в послушании Ему, поэтому прославлением называется смерть Иисуса (7:39; 12:16,23; 13:31–32). Полное благодати и истины — выражение повторяется еще раз в ст. 17. Слово ‘благодать’ только четыре раза встречается в Ин, ‘истина’ — несравненно более частое слово. Здесь надо заметить, что, когда Иоанн говорит о Воплощении Слова, его язык приобретает более библейский и менее эллинистический характер.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

И, подлинно, на этом свете едва ли что другое может сравняться с любвеобильною и миролюбивою жизнью родных сестер и братьев! Сколько самого трогательного внимания, сколько бескорыстной дружбы, сколько нежной ласки и самоотверженной подлинности произрастает в таком семейном раю! И радость и горе – всё пополам. Здесь нет места ни зависти, ни корысти, ни дурному слову, ни лукавой мысли. При взгляде на такую семью, невольно возникает вопрос: сама природа, с напряжением своих лучших сил, не хотела ли предвосхитить в рассматриваемом случае тот идеальный строй жизни, который только с пришестием на землю Христа, да и то ненадолго, раз проявился в юной иерусалимской общине, где «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа?» ( Деян.4:32 ). О, если бы побольше было такого братолюбия в семьях, – тогда своими животворными лучами оно согрело, возродило и умиротворило бы нашу мятежную жизнь 21 . Протопресвитер Е. Аквилонов   Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» Е.П. Аквилонов «Чти отца и матерь твою…» (объяснение 5-й заповеди Закона Божия) Опубликовано: Христианское чтение. 1911. 4. С. 405–434. СПбПДА Санкт-Петербург 2009 Глава пятая Обязанность попечения детей о престарелых родителях. – Библейские свидетельства. – «Последняя воля» родителей и сила их благословения. – Свидетельства Слова Божия. – Место из «Повести о Горе-Злосчастии». Когда отец с матерью состарятся, дети тем более должны оберегать их покой. «Если кто о своих и особенно о домашних не печется», – учит ап. Павел, – «тот отрекся от веры и хуже невернаго» ( 1Тим.5:8 ). «Сын», взывает Иисус Сирахов, «прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей; ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» ( Сир.3:12–16 ). В своём «Шостодневе» св. Василий Великий берёт назидательный пример из природы, бессознательно исполняющей пятую заповедь. «Заботливость буселей (перелётных птиц) о состарившихся достаточна к тому, чтобы и наших детей сделать отцелюбивыми. Обступив отца, у которого от старости вылиняли перья, бусели согревают его своими крыльями и, обильно доставляя ему пищу, даже в летании оказывают ему сильную помощь, слегка поддерживая с обеих сторон своими крыльями. И это так известно всякому, что вместо: «воздать за благодеяния» некоторые выражаются «отбуселить» 23 . К несчастью, в жизни нередки примеры бедственной участи престарелых родителей в домах своих неблагодарных детей. Легче отцу прокормить шестерых детей, нежели шестерым детям прокормить одного отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

И пророк, возможно, говорит о том же: «Упился меч мой на небесах» ( Ис.34:5 ). Ибо тем, кто этим занимается, привычно вызывать демонов подобными образами и изображениями, чтобы либо избежать зла, либо даже отвратить его. Слово Божие охватывает все эти образы, отвергает и отбрасывает их и запрещает делать не только идолов, но и «изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». 4 . Далее говорится: «Не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:5 ). Одно дело –поклоняться, другое – служить. Иногда можно поклоняться и против своей воли, например, льстецы – царям, когда увидят, что им приятно такого рода поклонение. Они притворяются, что поклоняются идолам, тогда как в сердце своем они убеждены, что идол – ничто. А служить значит подчиняться им усердно и ревностно. Так пусть же слово Божие обуздывает и то, и другое, чтобы тебе не служить ревностно и не поклоняться даже внешне. Тем не менее, тебе должно знать, что когда ты решишь исполнять повеление этой заповеди и отвергнешь всех прочих богов и господ и не будет у тебя ни бога, ни господина, кроме одного Бога и одного Господа, ты объявишь непримиримую войну всем иным богам и господам. Поэтому когда мы приходим к благодати крещения, то отвергаем всех других богов и господ и признаем только Бога – Отца и Сына и Святого Духа. Но когда мы придем к этому, то если не возлюбим Господа Бога нашего всем сердцем и всею душою и всем разумением и не прилепимся к Нему «всею крепостию» ( Мк.12:30 ), то не станем Его частью (ср. Втор.32:9 ), и, как бы остановившись на некоей границе, мы, с одной стороны, будем страдать от тех напастей, от которых убежали, а с другой – не умилостивим Господа, под кров Которого прибегнем, ибо не любим Его «всем сердцем». Потому и пророк скорбит о нас, видя, как мы колеблемся в подобной нерешительности, и говорит: «Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям!» ( Сир.2:12 ), и еще: «Долго ли вам хромать на оба колена?» ( 3Цар.18:21 ). И апостол Иаков говорит: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» ( Иак.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010