709–710) речь только о том, что «апостол языков не устыдился (non erubesceret) признаться в том, что получил жало плоти, чтобы оно удручало его (stimulum carnis a quo colaphizaretur)…, дан был ему ангел сатаны, чтобы не превозносился величием откровений», — и ни малейшего намека на возбуждение похоти плоти. Наконец, и у святого Григория Великого говорится вообще об искушении плоти, ее немощности и страданиях, а не о вожделениях. А, принимая во внимание более ясные и решительные толкования Иеронима, Августина и Григория Великого, в смысле телесного недуга или болезней, — необходимо заключить, что эти учители не разделяли третьего толкования (цитаты приведены выше) 30. Вульг.: per infirmitatem caruis; слав.: за немощь плоти; русск.: в немощи (неточно); сир. (Вальт.): по болезни (немощи) плоти моей (Castelli Lex. 1800–1801; Brockelm. 165. а). Здесь указывается на какую-то немощь плоти или болезнь, задержавшую апостола в Галатии и послужившую поводом для первого благовествования среди Галатов (Деян. 16:6 и 18:23). Эфиоп.: quando infirma erat facultas mea; араб.: dum camis morbo laborarem; гот.: per imbecillitatem carnis. Болезнь разумеет тут и Викторин (Migne. Seria lat. t. VIII. col. 1159). Но Златоуст, Феодор Монсуестский, Евсевий Емес-ский, Феодорит Кирский, Иоанн Дамаскин, Фотий, Экумений, Феофилакт, Августин, Амвросиаст, Пелагий, Иероним, Примазий и др. относят к преследованию врагов 31. Таким образом толкуется в духовно-нравственном смысле, но Златоуст, Феодорит, Августин, Иероним и др. относят этот стих к благам телесным (содержанию учителей); ср.: 1 Кор. 9:4–14. 2 Кор. 11:7. Флп. 4:10–14. 1 Тим. 5:17 и др., а также послание Варнавы (вероятно, имеется в виду апокрифическое послание апостола Варнавы, не содержащееся в Новом Завете) (19:8, 9). Const. Apost. VII; 12, 4 и VII; 9 32. (Вульг. и сир. Вальт.) — «знаки», которые выкалывались или выжигались на теле рабов, отсюда рубцы, шрамы и остававшиеся на теле апостола следы тех мук, которые он, как раб Христов, терпел за своего Господа (2 Кор. 11:23). Вульг. оставляет греческое слово; гот. перевод: notas; эфиоп.: dolorem 33. Очевидно, предполагается, что Евангелие Иоанна написано ранее послания к Ефесянам, и что Иоанн Богослов переселился в Ефес еще при жизни апостола Павла 34. Разумеется недостаток в количестве верующих, которые должны составить полноту Церкви Христовой. Апостол Павел своими страданиями продолжал дело Христово — распространение Церкви (Тела Христова) на земле. Так толкуют это место Феодор Монсуестский (М., 66., 929) и Феодорит (М., 82., 604). Другое толкование: Господь продолжает терпеть скорби в лице верующих и Церкви (Златоуст, М., 62. 339; Амвросиаст. М. ser. lat. 17. 425; Пелагий. М. lat., 30, 855, А.; Феофилакт, М., 124., 1229; Евфимий Зигабен, ed. Halogeras, 2., 124). Третье: наши страдания служат отплатой, возмещением и как бы восполнением страданий Христовых с нашей стороны (Фотий у Экумения, М. 119., 25)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Букв. «если бы точность праведности». 1397 Сир. tyabuta, соответствующее греч. metanoia. 1398 Букв. «нашей постоянной жизни». Вар. «нашего вечного спасения». 1399 Иезек.33:11. 1400 Вар. «быть оправданными». 1401 Т.е. следствиями слабости естества. 1402 Букв. «По этому образу благодати». 1403 Вар. «исправления». 1404 Букв. «благодаря страданию молитвы своей». Ср. Лк.18:14. 1405 Ср. Мр.12:42–43. 1406 Ср. Лк.23:40–43. 1407 Букв. «причинами», «предлогами». 1408 Т.е. уразуметь, оценить, вместить. 1409 В оригинале употреблены однокоренные слова. 1410 Т.е. человеческое естество. 1411 Вар. «и однако их неустойчивость заставляет их терпеть отступничество, рождающееся от этой (неустойчивости)». 1412 Сир. d–purqane. 1413 Или «о спасении (hayye) нашем». 1414 Текст поврежден в рукописи. Перевод приблизителен. 1415 Вар. «которые Он сотворил — для нашего упражнения, для нашего наслаждения». 1416 Текст данной Беседы в рукописи Bodleian syr.e.7 поврежден. 1417 Букв. «опыта ее». 1418 Смысл фразы нам не вполне ясен. 1419 В грехах или страстях. 1420 Слово lam указывает на то, что данная фраза является цитатой. Источник, откуда взята цитата, установить не удается. 1421 Ср. Лев.10:1–2; Числ.16:31–35. 1422 Т.е. тех, кто вне святилища (м.б. не–христиан, находящихся вне Церкви). 1423 Ср. Исх.25:17. 1424 Т.е. крышки ковчега. 1425 Бог. 1426 Т.е. Человеку. 1427 Том I (Слова подвижнические)/Слово 85 (сс.419–420). 1428 Об этой Церкви см., в частности, В.Болотов. Из истории Церкви Сиро–Персидской. СПб., 1901. 1429 Отметим, что Церковь Востока не имела никакой исторической связи с Несторием, хотя его имя начиная с VI в. и присутствует в ее диптихах. 1430 См. Том II/Беседа 11,28. 1431 II/5,18. 1432 6 II/11,17–19. 1433 I/14 (59). 1434 Мф.22:37. 1435 I/23 (115–116). 1436 10 I/48 (206). 1437 I/88 (417). 1438 I/88 (416–417). 1439 I/53 (233). 1440 Мф.11:29. 1441 15 I/53 (235). 1442 I/22 (98). 1443 Ср. Мф.5:8. 1444 Мф.5:4. 1445 I/21 (98–99). 1446 I/39 (166). 1447 II/5 (заглавие). 1448 II/14,7. 1449 Ср. II/4,2–9. 1450

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Давать в долг надлежит, особенно единоверцам и сонаследникам-братьям, как и Закон повелевает, когда говорит: дай взаймы(Втор. 15:8) брату своему, то есть подзаконному. Чужому же, то есть беззаконному, не давай взаймы. Так говорит Закон. Говорит же и Приточник: Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляй руку свою соблюдает заповеди. И: Даждь взаим искреннему во время требования его (Притч. 29:1-2). И: не обрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися и заутра дам (Притч. 3:27-28). К ним близок и Псалмопевец, который увещевает, говоря: Благ муж щедря и дая (Пс. 111:5); и: Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет (Пс. 36:26). И опять:Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает (Пс. 36:21). Следует же знать и цель [повеления] Божественного Писания, что давать в долг повелевается вместо [того, чтобы] оказывать милость ближнему, как написано: Заповеди ради заступи нищего, и по нищете его не отврати его тща. Погуби сребро брата ради (Сир. 29:9-10). И опять-таки: коль красна милость во время скорби! (Сир. 35:24). [Col. 1465] Помоги сотелеснику твоему, и ты будешь иметь его во время Воскресения свидетелем твоего сострадания, а не стенающим в укор тебе. Ведь это небесполезно. Посему не будем бесчеловечными из-за золота, серебра и ароматов, ржавчина и моль которых будут свидетельствовать против нас. Выслушаем апостола Павла, говорящего:раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:8); и: В нуждах святых принимайте участие (Рим. 12:13). Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:14). Говорит же и пророк Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему(Зах. 7:9). Иоанн же: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17). Им последуя, Промыслитель спасения нашего Господь повелевает, говоря: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

После приведенных слов Христа Спасителя и Его св. Апостолов о богодухновенности, полезности и необходимости принятия для спасения ветхозаветного Писания отрицать его могут только люди «заблуждающиеся», «несмысленные» и «медлительные сердцем, чтобы веровать», каковы наши сектанты. 5) Здесь запрещается прибавлять что–нибудь к Второзаконию Моисея простым людям, не получившим от Бога откровения. Святые же Божьи, получая откровение от Бога, записывали Его волю в священные книги и прибавляли их к книгам Моисеевым. Так поступили, как мы уже знаем, Иисус Навин (гл. 24:26) и Самуил ( 1Цар. 10:25 ), так поступали и другие пророки, «движимые Духом Святым». Что же касается неканонических книг, то хотя Церковь не считает их богодухновенными, а только назидательными, но никто не имеет права отвергать их пользу для научения христиан после того, как ее признала сама Церковь , хранительница св. Писания, и предложила своим детям читать их для пользы их душ. Вот почему наряду с книгами каноническими упоминаются, как полезные для чтения, и неканонические в 85 Правиле св. Апостолов и в 33 Карфагенского собора (318 г.). Сами св. Апостолы в своих посланиях пользуются не только каноническими, но и неканоническими книгами Ветхого Завета. Так, напр., слова ап. Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (гл. 1:13) – очевидно, взяты из следующего места книги Иисуса Сына Сирахова: «Не говори: «ради Господа я отступил», ибо что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном» (гл. 15:11–12). Слова ап. Иакова: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (гл. 1:19) – взяты тоже из следующего места книги Сираха: «Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ» (гл. 5:13). Следующие слова двух книг, канонических и неканонических, совершенно сходны: «И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» ( Руфь 2:20 ). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир. 7:36 ). Срав. Рим. 1:18–23 и Прем. Сол. 13:1–10; Сир. 18:1  и Откр. 15: 4 ; 2Ездр. 4:28  и Быт. 2:24 ; Мф. 19:5; Еф. 5:31  и др. Следовательно, не считая книги неканонические богодухновенными, христиане, по примеру св. Апостолов, могут пользоваться ими, с мудрой осмотрительностью, для своего назидания, как книгами полезными и разрешенными св. Церковью для чтения и назидания верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Согласно последней, «совершенные» должны быть подобны ангелам, которые не одевают нагих, не питают голодных и не заботятся о своих братьях: Liber Graduum, col. 751. 357 I/14 (55)=B18 (148—149). 358 Мф. 5:7. 359 B65 (456—457). Текст отсутствует в греческом и русском переводах. 360 I/41 (173)=B65 (455). 361 Этот термин заимствован Исааком у Макария Египетского, Иоанна Апамейского и других сирийских писателей. См. Brock. Note 1 to II/10,34. 362 II10,33—34. 363 I/10,35. 364 II/10,35. 365 Мы будем подробно рассматривать тему мистического «опьянения» в главе VII. 366 П/10,36. 367 Ср. Рим. 12:15. 368 Букв. «из–за чрева». 369 Последние три фразы отсутствуют в греческом и русском переводах. 370 I/89 (424)=B50 (349—350). 371 I/14 (59)=B18 (154). 372 II/1,19. 373 I/89 (424)=B50 (350). 374 Букв.: «Сначала будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию». 375 I/41 (171—172)=B65 (450—452). 376 I/14 (59)=B18 (154). 377 I/91 (434)=B57 (403—404). Речь идет о философе Секунде (II в.). 378 I/42 (178—180)=B66 (468—470). 379 I/42 (180)=B66 (470). 380 I/85 (412)=B46 (334). 381 1 Пет. 3:4. 382 Письмо 2 (сир. версия). 383 В греческом тексте: «свободного образа жизни». 384 I/21 (92—94)=B35 (243—247). 385 Ср. 1 Кор.9:24—25. 386 II/10,40. 387 I/14 (59)=B18 (154). 388 I/2 (10)=B2 (12). 389 Достаточно вспомнить «Толкование Блаженств» св. Григория Нисского и «Лествицу» преп. Иоанна Синайского. 390 Сир. «что нет конца ее прозрениям». 391 I/21 (81)=B35 (225). 392 I/21 (87)=B35 (235). 393 I/36 (156)=B60 (424—425). 394 I/63 (340)=B11 (119). 395 I/21 (91)=B35 (242). 396 I/35 (152)=B59 (418). 397 Ср. Рим.8:17. 398 I/74 (371)=B35 (222). 399 I/41 (174)=B65 (459—460). 400 II/31,1. 401 Ср. Мф.4:1—2. 402 I/21 (89—90)=B35 (238—240). 403 I/56 (276)=B4 (40—41). 404 II/24,3. 405 Букв. «детскому и иудейскому». 406 Ср. Мф.6:16; 21:13; 21:23. 407 II24Д—5. 408 По этому учению, «деятельность» есть собственно исполнение заповедей Христовых, «естественное любомудрие» — созерцание тварного бытия и проникновение в сокровенный смысл тварных существ (познание «логосов тварных вещей»), а «богословие» есть созерцание света Святой Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

текстов Е. П., относящихся к комментариям на Книгу Притчей: Ερμηνεα τν Παροιμιν (Expositio in Parabolas et in Proverbia Salomonis; CPG, N 2457) - 28 схолий на Притч. 4. 21-5. 19, 13. 15-14. 10, сохранившихся под именем прп. Нила в неизданной греч. рукописи XVI в. и в сир. переводе ( Muyldermans. 1952. P. 133-134); 18 схолий на Притч. 30. 15-31, сохранившихся во мн. греч. рукописях в составе др. сочинения Е. П.- «Определения страстей разумной души» (CPG, N 2442) и опубл. ранее: PG. 40. Col. 1266-1268, а также в сир. переводе ( Muyldermans. 1952. P. 32-33). «Схолии на Екклесиаста» (Σχλια ες τν Εκκλησιαστν, Scholia in Ecclesiasten//SC. N 397. P. 58-176; CPG, N 2458. 5). В 1939 г. фон Бальтазар выдвинул предположение о существовании схолий Е. П. на Книгу Екклесиаста, сохранившихся в составе комментария Олимпиодора ( Balthasar. Die Hiera. 1939. S. 203-204). Однако впосл. оказалось, что эти предположения были безосновательны: в 1977 г. Жеэн в Национальной б-ке в Париже обнаружил рукопись XI в. (Paris. Coislin. 193), содержавшую полный текст 73 схолий Е. П., а затем в 1979 г. на Афоне еще одну рукопись, XIV в. (Ath. Iver. 555), содержавшую, хотя и неполный, тот же текст схолий, что и в парижской рукописи, и полностью отличавшийся от текста, на который обратил внимание фон Бальтазар (см.: G é hin. 1979. P. 188-198). После продолжительной работы по колляции всех известных рукописей и соответствующих катен Жеэн в 1993 г. опубликовал критическое издание полного текста схолий Е. П. вместе с их сокращенным вариантом, вошедшим в состав Επιτομ Прокопия Газского (SC. N 397). «Схолии на Иова» (Σχλια ες τν Ιβ, Scholia in Iob; CPG, N 2458. 2), количеством ок. 190, охватывают Иов 1. 1 - 8. 22; сохранились в катенах ( Balthasar. Die Hiera. 1939. S. 204; текст см.: Hagedorn U. und D., hrsg. Die älteren griechischen Katenen zum Buch Hiob. B., 1994. Bd. 1: Einleitung, Prologe und Epiloge, Fragmente zu Hiob 1:1-8:22. (PTS; 40). Подготовка критического издания ведется Жеэном в серии «Sources Chrétiennes».

http://pravenc.ru/text/180865.html

10 Возносит сердце горЕ – возвышает над всем чувственным и устремляет к престолу Божией благодати, поставляет пред Ним. – Изд. 11 См.: Сир. 6, 14 . – Изд. 12 Боссюэт (Bossuet) Жак Бенинь (1627–1704) – французский церковный деятель, проповедник, писатель и историк, епископ. 13 Креп: здесь – траурная повязка. – Изд. 14 См.: Быт.18, 23–32 . – Изд. 15 Абрис – очертание предмета. – Изд. 16 Камоэнс (Camoes) Луиш ди (1524/1525(?)–1580), португальский поэт, крупнейший представитель позднего Возрождения. – Изд. 17 Франциск Ассизский (1181/1182(?)–1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений. В 1228 году канонизирован Католической церковью. – Изд. 18 Мф. 5, 48 . – Изд. 19 Ср.: Ин. 16, 7 . – Изд. 20 Ср.: Мф. 22, 37 ; Мк. 12, 30 ; Лк. 10, 27 . – Изд. 21 Лакордер (Lacordaire) Жан Батист Анри (1802–1861), французский католический проповедник и писатель, священник, член Французской академии. Монах ордена доминиканцев. – Изд. 22 См.: Лк. 22,41–44 ; Мф. 26, 37–44 ; Мк. 14, 32–39 . – Изд. 23 См.: Мф. 27, 46 ; Мк. 15, 34 . – Изд. 24 См.: Ин. 11, 33–36 . – Изд. 25 См.: Мф. 27, 55–56 ; Мк. 15, 40–41 ; Лк. 23, 49 ; Ин. 19, 25–27 . – Изд. 26 Песнь церковная у плащаницы, соответствующая нашей «Не рыдай Мене, Мати» и означающая: «Стояла скорбная Матерь в слезах пред Распятием». – Примеч. к изд. 1906 г. 27 Речь идет о взглядах, молитвенной практике, учении и духовной жизни христиан-католиков. – Изд. 28 Здесь и далее при подготовке данного издания были купированы несколько фрагментов текста католического автора, которые несовместимы с Преданием Православной Церкви. – Изд. 29 См.: Ин.11:32–33 . – Изд. 30 Мф.5:4 . – Изд. 31 Ср.: Иер.31:15 ; Мф.2:18 . – Изд. 32 См.: Пс.41:2 . – Изд. 33 Считаю нужным напомнить читателям, что здесь речь идет о верованиях, которые в этом случае разнятся с православным вероучением. Хотя среди православных и сохраняются предания о том, что к некоторым святым Господь посылал Ангела со Святою Чашею для приобщения их и что бывали случаи, когда тем же таинственно-чудным образом были приобщаемы во время сна люди пред нечаянною гибелью, тем не менее наша Церковь требует, чтобы, для воздействия Таинства, самое Таинство было в действительности совершено. Частные мнения святых отцов и учителей Церкви, а также современных богословов по этому вопросу, однако ж, расходятся. Нам кажется, что наиболее верное замечание высказано одним нашим отечественным богословом-иерархом, что это – «дело Божия милосердия ». Следует также заметить, что автор (Буго) в данном случае очень далек от учения Католической церкви и воспроизводит здесь тенденцию скорее протестантов, а не папистов. – Е. Поселянин.

http://azbyka.ru/o-stradanii-po-sochinen...

Ср.: Gregorius Theologus. Oratio 33, adversus Arianos, et de seipso//Grégoire de Nazianze. Discours 32–37. P., 1985 (SC; 318). P. 194. 23; idem. Oratio 31 (Theologica quinta), de Spiritu Sancto 14//Grégoire de Nazianze. Discours 27–31. P., 1978 (SC. 250). P. 304. 13. 310 Gregorius Theologus. Oratio 31 (Theologica quinta) de Spiritu Sancto 14//Grégoire de Nazianze. Discours 27–31. P., 1978 (SC; 250). P. 302. 7–9. 311 Например, см.: Hieronymus Stridoniensis. Epistola 15 ad Damasum Papam 4//Patrologiae Cursus Completus, Series Latina/J.-P. Migne, accur. Parisiis, 1844–1855 (далее – PL). T. 22. Col. 457; Theodoret of Cyrus. Eranistes/G. H. Ettlinger, ed. Oxford, 1975. P. 64. 315 См.: Leontius Hierosalymitanus. Contra Nestorianos II. 1//PG 86. 1. Col. 1529D, 1532C; 2. 5. Col. 1544А; Maximus Confessor. Epistola 15 de communi et proprio, hoc est, de essentia et hypostasi, seu persona, ad Cosmam diaconum Alexandrinum//PG 91. Col. 557D; Opuscula theologica et polemica 26//pG 91. Col. 276B. Прп. Иоанн Дамаскин определяет ипостась как «само по себе самостоятельно существующее» (τ καθ’ αυτ διοσυττως φιστμενον) (см.: Ioannes Damascenus. Capita philosophica 45... S. 109). 316 Boethius Severinus. Liber de persona et duabus naturis contra Eutychen et Nestorium//PL 64. Col. 1344A. Боэций отмечает и другую тенденцию: в это время слово «ипостась» начинает использоваться греческими писателями преимущественно для обозначения свободно-разумных существ. По Боэцию, «грек не скажет πστασις о неразумных животных» (см.: Ibid. Col. 1344D). 317 См.: Basdekis A. Die Christologie des Leontius von Jerusalem. Seine Logoslehre. Mnster, 1973. S. 16. С точки зрения христологической проблематики, большинство приводимых Леонтием значений термина «ипостась» не представляет интереса. 319 Viae dux II. 4. P. 42. В общем и целом для халкидонитской традиции такое понимание ипостаси не было характерным. 321 См.: Contra impium Grammaticum. Oratio 2. 1... P. 45; Сир. текст см.: Р. 57. Ср.: Epistola 3 ad Sergium//Severi Antiocheni orationes ad Nephalium. Eiusdem ac Sergii Grammatici epistulae mutuae/J. Lebon, ed. Leuvain, 1949 (CSCO; 120). P. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

VI. Добрые и праведные много претерпевают скорбей; но должны переносить их, потому что они тем испытываются    В книге Премудрости сына Сирахова: «сосуды горшечные испытывает печь, а людей праведных — искушение напасти» (Сир.27:5). Также в псалме 50: «жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). И в псалме 33: «близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь» (Пс.33:19—20). О том самом у Иова: «сам наг изыдох от чрева матере моея, наг и отъиду тамо (в землю). Господь даде, Господь отъят; яко Господеви изволися, тако бысть; буди имя Господне благословенно. Во всех сих приключившихся ему ничтоже согреши Иов пред Господем ниже устнама своима» (Иов.1:21—22). О том же в Евангелии от Матфея: «блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5:4). И в Евангелии от Иоанна: «сия глаголах вам, да во Мне мир имате; в мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин.16:33). О том же и во Втором послании к Коринфянам: «дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене; и рече ми: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (2Кор.12:7—9). Также в Послании к Римлянам: «и хвалимся упованием славы Божия; не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искуство, искуство же упование; упование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам» (Рим.5:2—5). И еще в Евангелии от Матфея: «пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им; узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф.7:13—14). О том же и в книге Товита: «где суть... правды твоя? се, ведома вся с тобою» (Тов.2:14). И в Притчах Соломоновых: «на местех нечестивых стенят праведнии, в погибели же их умножатся праведнии» (Притч.28:28). VII. Не должно огорчать духа Святого, принятого нами    Павел пишет к Ефесеям: «не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления. Всяка горесть и гнев и ярость и клич и хула да возмется от вас» (Еф.4:30—31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если мы обратимся теперь к тем местам Священного Писания, где говорится о познании Бога ( 1Кор.1:21; 2:1–14 . Рим.1:21–28 ; 2Кор.3:14–17 ; Мф.11:25 ; Рим.11:33–34 ; 1Тим.6:16 ; 1Ин.1:18; 4:12, 14 ; Исх.33:18–20 ; Иов.11:7– 9 ; Сир.43:33–34; 18:3–4 ст.), то увидим, что почти все они говорят о бессилии мудрости естественной и о том, что познание Бога есть плод премудрости Божией тайной сокровенной. Такая премудрость существенно отличается от мудрости естественной; она подаётся Духом Божиим только тем людям, которых можно назвать духовными (πνευματικο), которые т. е. живут не по плоти, а по духу. Сопоставляя это с тем, что было сказано о цели создания человека, получаем в выводе дилемму: или названная цель после грехопадения стала недостижима для людей, стоящих вне церкви и, следовательно, вне возможности приобретать богопознание непосредственно из источника богооткровенной истины и под нарочитым руководством благодати Божией, – или же Дух Божий содействует и естественному человечеству приобретать богопознание. Но первый член этой дилеммы принять нельзя, – во-первых, уже потому, что само слово Божие свидетельствует о язычниках: „что можно знать о Боге, явно для них“ ( Рим.1:19 ), а затем и приведённые слова св. —252— Павла о цели создания рода человеческого вовсе не ограничивают достижение этой цели только членами церкви 2417 ; во-вторых же, – и это самое важное, – не позволяет нам принять такое мнение, – здравое понятие о промысле Божием. Если, по учению православной церкви, „от малого до великого Бог знает всё в точности, и о всяком творении в особенности промышляет“ 2418 , – то не мог он оставить человечества вне своего благодатного содействия и в отношении достижения главнейшей цели существования человеческого на земле. Мы видели, что церковь учит о „естественной благодати“, подаваемой Богом язычникам. Но неужели эта благодать руководит ими только в вопросах нравственных (ср. Рим.2:15 )? При той тесной связи, какая существует между нравственно практической и религиозно-теоретической областью, это едва ли можно допускать. Да и как бы в таком случае для язычников могло быть „явно“ то, „что можно знать о Боге“, когда по учению того же Свящ. писания это не явно и для христиан без нарочитого научения от Духа Святого? Поэтому необходимо принять, что Дух Святый не только „глоголал пророки“, но научал каким-либо образом и естественное человечество. И нам кажется, что в этом именно смысле Апостол Павел и говорит о язычниках, что „Бог явил им“ Себя, – в Рим.1:19 . А если мы слова ст. 20-го: „так что они безответны“ сопоставим с Мф.12:31 (о хуле на Св. Духа), то поймём, что язычники потому и безответны (ναπολογητοι), что „не прославляя Бога, как Бога“ ( Рим.1:21 ), они противятся Духу Святому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010