Поим Господеви, славно бо прославися: Коня и всадника вверже в море. Помощник и покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог , – и прославлю Его! Бог Отца моего – и вознесу Его! При этом сестра Моисея Мариам вместе со всеми женщинами с инструментом в руках повторительно запевала первые слова песни ( Исх.14:31,15:21 ). Когда учреждено и организовано было храмовое священнослужение Богу истинному, то при нем исполняли именно пением нарочитые песнопения молитвенные. Составился целый сборник таких песнопений, известный под именем Псалтирь и получивший свое название от музыкального инструмента. В составлении гимнов сего сборника своей восторженной душой и богопросвещенным искусством всего более потрудился святой пророк и царь Давид. Библия дает нам яркие образцы священнослужения, например освящение новосооруженного великолепного храма при царе Соломоне ( 2Пар.5:3–14 ), восстановление пришедшего в упадок богослужения благочестивым царем Езекией ( 2Пар.29:20–33 ), благолепнейшее священнослужение первосвященника Симона, сына Онии ( Сир.1:5–26 ). Во всех этих случаях существенной стихией богослужения, после жертвоприношения, является псалмопение. Святой пророк Давид дает о сем такое наставление: Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Цареви нашему, пойте! Яко царь всея земли – Бог, Пойте разумно! ( Пс.46:7–8 ). В Новом Завете мы видим такое же молитвенное богослужебное применение псалмопения. О Самом Христе Спасителе известно, что после Тайной Вечери Он и вместе с Ним ученики Его – воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф.26:30 ). Апостолы Павел и Сила, находясь в темнице в Филиппах, молясь, воспевали Бога ( Деян.16:25 ). Святой апостол Павел дает такое наставление христианам: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа ( Еф.5:18–20 ). Тот же апостол при другом случае выражает свое наставление в таких словах: Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом ( 1Кор.14:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Понятие «первый Адам» (adam gaqqademoni или garischon) в послепленный период обычно прилагается в родоначальнику человечества. Им пользуется Ап. Павел ( 1Kop XV:45, 47 ). Так как в человеке продолжал оставаться корень зла (cum malignitate radicis), то самый закон не мог достигать цели. Нет ничего удивительного, если зло так широко раскинуло свою власть в мире, а добро исчезло совершенно. 3Езд.3:23 Прошли времена и окончились лета,– и Ты воздвиг Себе раба, именем Давида; 3Езд.3:24 повелел ему построить город имени Твоему и в нем приносить Тебе фимиам и жертвы. 23–24. Автор останавливается на немногих светлых событиях еврейской истории, которые свидетельствовали о торжестве добра. Воцарение Давида, основателя Иерусалима, казалось, предвещало крутой перелом в жизни Израиля в сторону добра. Но надежды не оправдались. Иерусалим в глазах автора имеет исключительную важность, как средоточие религиозной жизни Израиля. На нем наречено имя Бога (ср. Uep XXV:29 ; Дah IX:18–19 ). В русском и славянском переводах согласно с Вульгатой идет речь о курении фимиама и принесении жертв в Иерусалиме (thus et oblationes). Правильнее чтение de tuis oblationes (исп. версия; ср. Сир., Ар. 1, 2), выражающее мысль о принесении в жертву того, что составляет достояние Бога, как Творца всего, или избрано Богом Себе в удел (V:26). 3Езд.3:25 Много лет это исполнялось, и потом согрешили населяющие город, 3Езд.3:26 во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки; ибо и у них было сердце лукавое. 3Езд.3:27 И Ты предал город Твой в руки врагов Твоих. 3Езд.3:28 Неужели лучше живут обитатели Вавилона и за это владеют Сионом? 28–31. Сопоставляя иудейство с языческим миром, автор должен отдать предпочтение своему народу. Благоденствие язычников вовсе не свидетельствует об их праведности. У евреев есть закон, благотворное действие которого сказывается на всех сторонах общественной и частной жизни. У язычников одна слепая вражда к Богу, Который не употребляет никаких знамений, чтобы отвратить их от пагубного пути, на который они стали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Благотворительность —  добровольная помощь ближнему (материальная, душевная, духовная). Благотворительность является одной из форм христианского делания. Искреннее участие христианина в благотворительной деятельности во славу Божью соответствует двум главным заповедям : о любви к Богу и о любви к ближнему ( Лк.10:27 ). Регулярное соблюдение этих заповедей (при соблюдении ряда прочих условий) способствует тому, что христианин, при содействии благодати , возрастает возрастом духовным , уподобляется Богу. Благотворительность может иметь разные формы: материальная помощь нуждающимся, поддержка ближних через участие в одобряемых Церковью волонтерских движениях, помощь в строительстве и реставрации храмов и пр. Библейские основания благотворительности Ветхозаветный закон указывает, что благотворительность угодна Богу ( Втор.16:9-10 ). Благотворение связывается с почитанием Творца: «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» ( Притч.14:31 ). Творение милостыни угодно Богу и может рассматриваться как средство, способствующее очищению от грехов ( «очищает всякий грех») ( Тов.12:9 ), спасению ( Тов.4:10 ). Ветхозаветное нравственное учение определяло благотворительность как одну из важнейших форм богоугодного делания: «…К бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповеди Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья» ( Сир.29:11-15 ). В то же время Св. Писание содержит предостережение: «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» ( Притч.28:27 ). Особенностью ветхозаветного закона, в отношении благотворительности, является то, что содержащиеся в нем требования о благотворительности распространяются, главным образом, на соплеменников и единоверцев тех, кто призывается к благотворительности. «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» ( Втор.15:3 ); на своей земле иудей должен был помогать всякому обедневшему ( Втор.15:7-11 ) и не брать с него роста и прибыли с данного взаймы ( Исх.22:25-27 ; Лев.25:35-37 ), иноземцу же еврей мог давать в рост ( Втор.23:20 ).

http://azbyka.ru/blagotvoritelnost

руах) или «духа и силы» ( Лк.1:17 ) Илии, духа пророчества и чудотворения – уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии, как в текстах LXX-mu, Vulg., славянском, русском синодальном списках: как пророк Илия мог сообщить преемнику своему больше, чем сам имел? Просьбу Елисея пророк Илия находит трудной (ст. 10), поскольку выполнение ее зависит от того, удостоит ли Бог Елисея, откроет ли ему духовные очи (ср. 4Цар.6:17 ) видеть преславное преставление пророка Илии. Пророк Елисей духовным оком узрел ( 4Цар.2:11–12 ) это, и это было знамением для него, что просьба его (ст. 9) услышана и исполнена; напротив, близко стоявшие ( 4Цар.2:7 ) сыны пророческие, очевидно, ничего не видели, как отошел из этой жизни Илия, почему и искали его на земле ( 4Цар.2:16–18 ). Ср. блаж. Феодорит, вопр. 7 на 4 книгу Царств. 4Цар.2:11 .  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 4Цар.2:12 .  Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. Образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы вихря, огня, колесницы и коней – обычные символы ветхозаветных богоявлений ( Ис.66:15 ; Авв.3:8 ; Пс.49:3,103:3 ). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии ( Сир.48:1–12 ); колесницы же и кони, как главная сила, опора и слава народа ( Исх.14:9,17 ; Втор.20:1 ; 3Цар.10:29 ; Ис.31:1 ; и далее) обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 1, 11: ς ες τν σρανον, яко на небо). Указанное здесь символическое значение колесниц и коней служит к объяснению и восклицания пророка Елисея (ст. 12) в отношении к исчезнувшему пророку Илии: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!»: цари других народов на войне употребляли коней и колесницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу — необычное двойное обращение, употребление имени Симон и слова Satan©j вместо обычного для Луки греческого показывают, что Евангелист здесь буквально цитирует свой источник, не редактируя его. Глагол означает ‘просить, требовать’ или ‘требовать капитуляции, сдачи’; ветхозаветный прототип — пролог из книги Иова, где сатана призывает Бога испытать праведника и убедиться, что тот благочестив не бескорыстно. Глагол означает ‘просеивать через сито’ [в восприятии большинства читателей Синодального перевода, не знающих этого устаревшего значения глагола сеять, здесь грубо искажается смысл — Реф.], причем точный смысл метафоры остается предметом споров. Сито могли применять в разных целях в зависимости от величины ячеек (то есть были ли они больше или меньше зерен пшеницы): отделение соломы или частиц мусора, более крупных, чем зерна (Сир 27:4), или, наоборот, отделение пшеницы от мелкого мусора, например, песка. Сатане будет позволено искушать учеников, и в этом искушении должна обнаружиться сила их веры. Иеремиас полагает, что здесь говориться о “буре испытаний”, которая отсеивает и уносит людей с нестойкой верой. Высказывалось еще мнение, что сатана как бы собирает в сите свидетельство о грехах учеников, чтобы обвинить их, как Иова, ср. клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь (Откр 12:10). Лагранж 144 думает, что здесь, как в Ам 9:9 (рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете), говорится не о результате просеивания, а только о самой “встряске” — действии, которое символизирует суровое испытание для учеников. Власть сатаны вдвойне ограничена: во-первых, он вынужден просить разрешения у Бога, чтобы сеять учеников, и во-вторых, ему противостоит молитвенное заступничество Христа. Цель молитвы — не оградить Петра от всякого искушения, но скорее не дать сатане власти полностью лишить его веры. Чтобы не оскудела — ‘не исчезла, не утратилась’, ср. глагол ™kle…pw в близких значениях в 16:9; 23:45 и Евр 1:12. Обратившись, утверди братьев твоих — ср. слова Давида Еффею в 2 Цар 15:20: возвратись и возврати братьев своих с собою, где в переводе Семидесяти видим тот же глагол ‘возвращать(ся)’. С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти — ср. Деян 21:13; 23:29 и ответ Еффея Давиду: где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой (2 Цар 15:21). Петр, не пропоет петух сегодня — после ст. 31 обращение выглядит странно; возможно, здесь влияние Мк 14:21 или же ироническое напоминание о смысле этого имени (‘большой камень, скала’). Два меча

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Слово же, преложенное первоучителями, с тех пор гласило и гласит, что мы должны каждый лично дости­гать тех пределов ведения, доколе приидем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекаю­щимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщений ( Еф.4:13–14 ). В виду этих соблазнов, народных масс касается и начинает тревожить «Пророчество о Думе: – кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? Сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро; но еще нет. Если вы настоятельно спрашиваете, – то обратитесь, и при­ходите!» ( Ис.21:11–12 ). Куда? Прошла тысяча лет... Конечно и теперь никто не ста­нет оспаривать того очень старого положения ветхозавет­ного мудреца, что книги завета Бога Всевышнего – как первый человек не достиг полного познания, – не иссле­дует ее также и последний; ибо мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны ( Сир.24:25–31 ); —267— но никто не подумает ограничиться только и тем одним, чтобы приближаться к Богу лишь устами своими, тогда как сердце, т. е. понимание отстоит далеко. ( Ис.29:13 ). Желают – не жечь книгу, а читать ее, сняв печати... «Божия нива» требует и насаждающего ее и поливающего ( 1Кор.3:6–9 ); но она вместе требует и того, чтобы кто-либо из соработников на этой ниве не «полагал другого основания, кроме уже положенного» (ст. 11) и – спя­щим человеком – не пришел на жаждущую посева ниву враг, чтобы сеять плевелы вместо пшеницы. ( Мф.13:25 ). Будем утешаться тем, что и для нас уже минует тот возраст «младенцев во Христе», когда мы могли питаться лишь (иногда даже сомнительным) молоком, а не твердой пищей. Если тысячу лет тому назад мы были для этого рода питания еще не в силах, – теперь сил, конечно, прибавилось... ( 1Кор.3:1–2 ). Настат, как кажется, пора, – а разумеется она должна же настать – когда с возможно полным и ясным уразумением смысла исповедания, без опасения питать щекотливое самолюбие можно будет оглядываясь на прошлое сказать: «когда я был младенцем, – то по младенчески говорил, по мла­денчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое ( 1Кор.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Творения. Т. 7, кн. 1. СПб., 1901. С. 101). Святой Предтеча явился первым вестником милосердия Божия о наступившем времени прощения грехов через достойное покаяние. Призывая к крещению покаяния, святой Иоанн требовал от приходящих к нему исповедовать свои грехи. И крестились от него в реке Иордане, – повествует святой евангелист Марк, – исповедуя грехи свои ( Мк.1:5 ). Эта исповедь складывалась из сердечного сокрушения и устного перечисления содеянных проступков перед избранным Божиим служителем. В законе Ветхого Завета есть прямая заповедь об исповеди – И сказал Господь Моисею, говоря, – читаем в книге Чисел, – скажи сынам Израилевым, если мужчина или женщина сделает какой-либо грех... то пусть исповедуется во грехе своем (5:5–7). В том же Ветхом Завете имеется немало указаний грешнику не коснеть в тайне в своих грехах ради ложного стыда, а исповедовать их ( Сир.4:30 ), показывается гибельность коснения во зле и раскрывается спасительность откровенного раскаяния. Я, – восклицает псалмопевец Давид, – открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: Исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего ( Пс.31:5 ). Надо думать, что исповедующиеся не спешили уйти от Крестителя Господня, а раскрывали перед ним всё сокровенное, все тайны души. Несомненно, подробная исповедь служила верным залогом искреннего раскаяния, давала возможность духовному врачу применить нужные лекарства и таким образом вела к полному искоренению греха из сердца. Проходила исповедь, скорее всего, перед одним свидетелем – святым Иоанном. Строгий ревнитель душевной чистоты, каким был Предтеча Спасов, не мог допустить, чтобы открытое покаяние в неведомых никому грехах могло смутить совесть других. К тому же открытое исповедание по разным причинам могло привести к утаиванию отдельных проступков и падений, а это равносильно было бы лицемерию, против которого всегда восставал великий обличитель лжи. Дорогие отцы, братья и сестры! Что же мы сегодня должны чувствовать, вспоминая великого учителя покаяния святого Иоанна Крестителя? Не смущение ли от образа своей жизни?! Не осуждение ли за свою греховность?! Предтеча Спасов и ныне зовёт всех нас к покаянию и добрым делам покаяния. Но слышим ли мы этот призыв? Не возлагаем ли своей вины на других, а себя самоуверенно и горделиво оправдываем? Пусть совесть каждого из нас ответит на эти вопросы. Покайтесь, – было началом проповеди святого Иоанна ( Мф.3:2 ), – веруйте в Христа Спасителя – Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира, – было продолжением его наставлений ( Ин.1:29 ), – и получите прощение грехов ( Мк.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Часто серебро обманывает своего господина и, случайно исчезая, оставляет его в нищете; и тот, кто надеялся до конца жизни видеть во всем изобилие, вдруг лишается насущного хлеба. — Надеющийся же на Господа, «как гора Сион не подвигнется вовек» (Пс. 124:1) [ 29 ] «не постыжает, потому что любовь Божия излилась» (Рим. 5:5). Этого именно невещественного серебра и желает от нас Господь и повелевает, чтобы мы не на скоропреходящее богатство возлагали свои надежды, «но на Бога живого» (1 Тим. 6:17), «слова Господни — слова чистые, серебро переплавленное» (Пс. 11:7) [ 30 ]. Он неложно обещал нам несказанные вечные блага в Своем Царствии, чтобы мы премногую к нам Его благость, которой уверовали сердцем, исповедовали и устами, «а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:10) [ 31 ]. Будем же, как добрые воины Христовы 32 ], надеждой мздовоздаяния поощрять себя к большим подвигам. Ведь надежда на награду возбуждает воина к борьбе, как говорит святой Иоанн Дамаскин о страстотерпцах: мученики Твои, Господи, утвердившись в вере и укрепивши себя надеждой, победили мучительство врагов и получили венцы [ 33 ]. Вместо золота Христос Царь наш требует от нас самой драгоценной добродетели, нелицемерной любви к Богу и ближним. По своему высокому значению любовь всегда представляется Учителями Церкви под образом золота; ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. «Ныне» , сказано в Писании, «пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13) [ 34 ]. Такого именно золота и желает от нас Господь и заповедует, чтобы мы молили Его нелицемерно, не только веруя сердцем и исповедуя устами, но на деле проявляя сию любовь. Мы должны быть готовыми положить за Него свои души и принять смерть ради Его Божественной любви к нам. Притом мы должны любить и ближних своих, как учит возлюбленный Христов ученик Иоанн Богослов. «Дети Мои» , — говорил он, — «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18) [ 35 ]. Такая любовь принимается для украшения Самим прекраснейшим, более чем сыны человеческие, Христом Богом нашим, как говорит Сама Божья Премудрость: украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми; это — единомыслие между братьями и любовь между ближними (Сир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия. Я, Господь, делаю все это». ( Ис. 45,7 и десятки подобных мест; но ярче всего – в книге Иова, особенно –38,4–15: «Где был ты, когда Я полагал основания земли» и проч.)) Зтем, вдохновенное сознание ветхозаветных писателей видит в Боге всемогущего Вседержителя. ( Прем. 4,1–3 ; Иов, 11,7–12). Священные книги Ветхого Завета подчеркивают неисследимость путей Божиих ( Еккл. 8,17 ; Сир. 16,18–22 и мн. др.), святость Божию ( Ис.6,1–3 ), правду Божию ( 3Езд. 7,8,9 главы; Притч. 3,29 ), промыслительно – охраняющие действия Божии по отношению к творению ( 3Цар.8,31–53 ). Конечно, все эти темы с особенной силой и убедительностью – равно, как и все остальное – раскрываются многократно и многообразно в уникальной и фундаментальной Псалтири. Но более всего Ветхий Завет показывает творческую любовь Бога по отношению к человеку. В нем раскрывается милость Божия и к отдельным людям, и к Своему народу (Плач Иер. 3,22–23 ); Его сердцеведение ( 1Пар.28,9 ); помощь Божия как вообще, так даже и отдельным группам людей («Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженных, Господь хранит пришельцев». ( Пс. 145 ). Но Господь не только удерживает народ от путей неправды, но и учит его правде Своей, указывая пути жизни ( 1Цар. 9,8 ) и слушает верных Своих ( 4Цар. 18,7 и проч.). Все это дает возможность видеть ветхозаветному человеку Бога глазами молитвы, любви, поклонения и благодарности. Духовное и нравственное величие Бога, Его милость и святость, по самой своей природе взывают к прославлению, к поклонению, к хвале. И в этом отношении наиболее богатый, величественный, поэтический и духовный материал обретается в Псалтири. Но и в других книгах Ветхого Завета обнаруживаются дивные образцы любви человека к Богу, находящие свое выражение в словах славы и хвалы. Одним из таких великих образцов является молитва праведной Анны, матери пророка Самуила: «Возрадовалось сердце мое в Господе, вознесся рог мой в Боге моем... Нет столь святого, как Господь, ибо нет другого, кроме Тебя, и нет твердыни как Бог наш. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит. Господь делает нищим и обогащает. Ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную» ( 1Цар. 2,1–8 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

В коллекции Mrss. Lewis и Gibson открытъ S. Scheehmer’oм только один первый лист, содержаиций Сир. 39,15–40.8 ; дальнейшие девять листов той же рукописи, содержащие Сир. 40,9– 49,11 , были найдены Cowley’eм, и Пеиваиег’ом среди рукописей, приобретенных для Бодлеянской оксфордской библиотеки Sayce’oм, – эти десять листов и вошли в издапие Cowley and Neubauer 1897. В том же году S. Schechter нашел среди привезенных им из Каира рукописей еще семь листов того же списка евр. текста книги Иис. с. Сир., содержащие Сир. 30,11 –31, 11; 32.1–33 ,з; 35,9–36,21; 37,27–38,27:49,12–51,30, и кроме того четыре листа другой рукописи того же самаго евр. текста книги Сир.: последние содержат Сир. 3,6–7,29; 11,34–16,26 . В издание Schechmer and Taylor 1899 г. и вошли эти одиннадцать листов. Затем G. Margoliouth среди рукописей, приобретенных для Британского Музея, нашел еще два листа первого списка (он теперь обозначается буквой В), как раз заполнившие два промежутка между ранее найденными листами, именно Сир. 31,12– 32,1 и 36,24–37,26, и напечатал их текст в журнале The Jewish Quarterly Review 1899, ост. 1–33. A в апреле 1900 r. (p. 466–480) в том же журнале были воспроизведены еще два листа второго списка (он обозначается А), заполняющие промежуток в тексте между Сир. 7,29 и 11,34 и открытые Elkan Nathan Adler’oм. Здесь же (р. 456–465) напечатан текст третьего сииска (С), два листа которого открыты Schechmer’oм в каирской коллекции Кэмбриджского университета; последние содержат отдельные стихи и отрывкн Сир. 4, 5, 25, 26 и 36 глав. Из этого третьего списка (С) сохранилось и еще два листа, открытые и обнародованные J. Levi (из библиотеки евр. консистории в Париже, куда были пожертвованы Ротшильдом) и M. Gasmer’oм, – оба из каирской генизы·.первый содержит отрывки из Сир. 6 и 7 гл. и напечатан в Revue des Etudes Juives 1900, jan.-mar. p. 1–30, второй – из Сир. 18, 19, 20, 37 гл., напечатан в Jew. Qu. Review 1900, july p. 688 sqq. Наконец, среди купленных Ротшильдом рукописей J. Levi нашел лист еще четвертого списка текста книги Сираховой (обозначен D), в котором содержится Сир. 36,29–38.1 , и напечатал его в той же книжке Revue des Etudes Juives (p. 1 sqq). Можно надеяться, что при дальнейшем разборе привезенных из Каира сокровищ будут найдены и другие, доселе недостающие части книги, и наука будет обладать полным еврейским, ее текстом. Cp. Encyclopaedia Bibliea Т. К. Cheyne and J. Sutherland Black, Vol. 11 col. 1166.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010