Хотя такого рода толкование большею частью не шло далее парафраза места Писания на понятном народу наречии; но иногда к нему присоединялись и некоторые предания старцев или в собственном смысле толкования (мидраш) пророческих и преобразовательных мест, подобных тем, какие мы встречаем во времена Иисуса Христа и Апостолов. Иногда же такие объяснения прочитанного вызывали целые беседы и Богословские диспуты, следы которых мы также замечаем в Новом Завете ( Мф.21:23–27; 22:15–16,41 и далее. Лк.2:46; 4:16,21 ; Деян.17:2–3,17 , Деян.13:15 и другие). б) Следующим средством развития и приготовления Иудейского отрока была беседа со старцами и старшими возрастом. Ещё Моисей говорил: «вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.32:7 ). И другой мудрей поучает: «Бывай в собрании старцев – и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумных да не усколъзают от тебя»... ( Сир.6:35,36 = Сир.8:9–12 ). Иисус Христос мог беседовать о предметах веры с Матерью, Которая, по преданию, Сама проводила большую часть времени в чтении Священного Писания – с Иосифом, как отцем, и с другими лицами, как это показал пример собеседования Иисуса Христа со старцами в храме Иерусалимском. И предметом этих бесед были, конечно, яже суть Отца Его Небесного настолько, насколько оно было доступно самим собеседникам Христовым и сколько открыто в Священном Писании . – Наконец, в) Молитва и размышление о предметах Божественных. Эти средства были самые обыкновенные для Христа, так как мы видим, что Он постоянно молится и уединяется от людей, конечно, с целью Богомыслия; а тех, кто мыслит человеческая, а не Божия – осуждает. При этих, можно сказать, обыкновенных средствах Иисус Христос мог духовно развиваться и укрепляться по человечеству, так что сделался способным совершить тот величайший подвиг, который Он принял на Себя, как Искупитель человечества. 5) Самый случай посещения родителями Иисуса Иерусалима во время праздника Пасхи открывает нам:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

41 «Благословен Господь Бог, оправдавший над нами царствовати возлюбленного раба Своего, Благочестивейшего Великого Государя Императора Николая Александровича! Благословен Господь Бог, благоволивший Ему восприять от святилища Своего Венец и Скипетр Предков Его, Благочестивейших царей России! Благословен Господь Бог, излиявший на Избранника Своего, в священном Помазании от Святого, духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия – в залог истинного, верного и долгоденственного счастья и благоденствия России. Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Миссионерский листок С. и П. Ответы из слова Божия вопрошающим о нашем уповании//Миссионерское обозрение. 1896. 5. С. 68–74 О Царской власти I. Божественное происхождение власти на земле Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением ( 1Пет.3:15 ). 1) Господь – верховный Властелин земли и Управитель царств и народов. Всевышний владычествует над царством человеческим ( Дан.4:14 ). Господне есть царствие и Он обладает народами ( Пс.21:29 ). Царство Его всех веков и владычество Его во всяком роде и роде ( Пс.144:11 ). 2) Каким образом всепромыслительная Десница Божия управляет народами и царствами? В руке Господа власть над землею и человека потребного Он во время воздвигает на ней ( Сир.10:4 ). Каждому народу поставил Он вождя ( Сир.17:14 ). Вознес избранного из народа ( Пс.88:20 ). Так говорит Господь помазаннику своему: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и железные запоры сломаю ( Ис.45:1–2 ). 3) Когда и кому из людей впервые Господь даровал власть Свою на земле? И сказал Бог Адаму, (созданному по образу Божию) обладайте землею и господствуйте ею ( Быт.1:26–28 ). 4) В какой постепенности богодарованная власть раскрывается в истории царства Божия на земле? И сказал Господь жене: к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою ( Быт.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По требованию стихов 16-го и 18-го мысль первых двух предложений 17-го стиха такая: пребывающий в Боге имеет любовь настолько совершенную, что нет уже места страху суда; или, ближе к подлиннику: в том совершенство – высокое достоинство любви пребывающего в Боге, что она дает дерзновение в день суда, – Что мы поступаем в мире сем, как Он (слов: достигает в нас тем, нет в греч. подлинн.) буквально в переводе славянском: Зане якоже Он есть и мы семы в мире сем, т. е. потому дерзновение на суде получает любящий, что пребывание в нем Любви или Бога очищает его душу и сердце, так как Он чист – 3, 3. (см. примеч.); не делает греха тот, в ком семя Божие – 3, 9. (примеч.) (64). Бл. Феофилакт: «что наше дерзновение будет перед Богом вочеловечившимся, Апостол выразил в словах: зане... и пр., т. е. когда уже доказали, что Бог в нас и мы в Нем, то мы сами в себе свидетели о совершенстве любви». – В мире сем: в том собственно величие тайны общения нашего с Господом нашим Иисусом Христом, что хотя Он и на небе уже, но вместе с тем и в нас – в мире сем живущих пребывает как Бог – Любовь (ср. Lange). иі. Страха нсть въ любв, но совершенна любы вонъ изгонетъ страхъ, к страхъ мк имать: бойс же не совершис въ любв. ( Сирах. 1, 11. 21 . Рим. 3, 15 ). 18. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. 18 . В любви нет страха и пр.: здесь разумеется не тот благотворный страх Божий, о котором псалмопевец говорит, как о начале Премудрости ( Пс. 110, 10 . Ср. Иов. 28, 28 .), и который объясняет Сирах – 1, 11–21., – не тихое блаженное чувство благоговения пред Богом, возвышающее дух, не страх, как веселие духа и венец радости ( Сир. 1, 11 ), который на стезях любви ( Сир. 1, 13 .), а страх, как боязнь в собственном смысле, чувство тяжелое, подавляющее, – страх, как мучение. Апостол продолжает здесь речь о высоком достоинстве братской любви: если любящий не боится суда и даже дерзновение будет иметь на суде, совершенно спокойно, свободно и радостно всегда готов предстать пред Судиею, без всякого смущения и стыда (2, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Помышляли в сердцах своих (Мк. 2, 6; Лк. 3, 15). Даруй же рабу Твоему сердце разумное (3 Цар. 3, 9). Мудрость войдет в сердце твое (Притч. 2, 10). Не уразумели этого сердцем (Ис. 42, 25). Вы знаете всем сердцем вашим (Нав. 23, 14). Бродят помыслы в сердце (Пс. 72, 7). Мудрость почиет в сердце разумного (Притч. 14, 33). Безумие в сердце их (Еккл. 9, 3). Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать (Ис. 32, 4). Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания… Речей разумного будут искать в собрании и о словах его будут размышлять в сердце (Сир. 21, 17–20). Он дал им (людям) смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения (Сир. 17, 5). Да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). Для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24, 38). Остановимся на последнем тексте. Как эти мысли входят в сердца ваши? откуда входят? Если входят в сердце, то, значит, не рождаются в нем. Конечно, Писание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только мышлении, но и во всех психических процессах. В приведенных выше словах иноков Каллиста и Игнатия, святителей Василия Великого и Григория Богослова пророчества и видения объясняются благодатным воздействием Духа Святого на ум пророков, а умственные процессы происходят в мозгу. Да, конечно, но только мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается. Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозги оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами — значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Согрешил я, Господи: нарушением мира среди домашних своих; велики мои преступления пред родителями моими, перед старшими. – Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Вот что говорится в Слове Божием о почитании родителей: Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них: ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания ( Сир.3:8–9 ). Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою ( Сир.3:16 ). В одной из духовных книг было помещено такое наставление: – Если твои родители в глубокой! старости становятся уже немощны, слабы духом и телом, а ты находишься в крепости сил и живешь в довольстве, то поддержи их; переноси их слабости с терпением и старайся облегчить для них бремя и болезни старости. Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя: как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание. Итак, радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за этот труд, который они перенесли для тебя. Наказания за твои грехи не постигнут тебя. Бог будет милостив к тебе, как ты был милостив к своим родителям из повиновения Ему. В книгах Священного Писания сказано еще так: Проклят злословящий отца своего или матерь свою! ( Втор.27:16 ). – О, Боже, Спасителю мой! Буди милостив мне грешному! Приими искреннее раскаяние мое и прости все грехи мои, дай мне силы исполнять заповеди Твои и творити волю Твою! Мир и покой Твой да водворятся во мне. Родители! Помните и вы всегда слова Священного Писания: Отцы, не раздражайте детей ваших; дабы они не унывали ( Кол.3:21 ). Тем более не поносите, не проклинайте детей своих, когда они в чем-либо виноваты перед вами. – Боже Всемилостивый! Изглади из книги жизни нашей все те грехи, мерзости, преступления, проклятия, что были содеяны нами – родителями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

И обратились к молитве (к Богу), прося, чтобы содеянный грех совершенно был изглажен (ξαλειφθναι – Сир. 40:12 . – Пс. 50:3 . Дан. 9:24 – ). А Иуда увещевал собрать денег и послать в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех (Вульгата добавляет: mor-tuorum); и поступил, –добавляет писатель, – весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении (40–43). Если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся во благочестии уготована превосходная награда 230 . Какая святая и благочестивая мысль! Поэтому он и сделал выкуп (ξιλασμν – удовлетворение равноценное – 231 Исх. 13:13 ; Лев. 27 гл.), чтобы очистился грех их. Итак, по воззрению Иуды Маккавея и писателя книги, вскоре после смерти не решается окончательно участь человека. Поэтому живые могут ходатайствовать за умерших и вместо осуждения за идолопоклонство могут сделать их достойными вечного блаженства. 2Мак. 15:11–15 . Перед сражением с Никанором Иуда Маккавей воодушевил своих воинов верой в помощь умерших праведников. Он рассказал достойное вероятия (ξιπιστον) – авторитетное и заслуживавшее доверия – сонное видение. Он видел Онию первосвященника (уже умершего – 3:1, 5; 4:3), простирающего руки для молитвы за весь иудейский народ. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою (ср. Дан. 7:9–14 ). И сказал Ония: это братолюбец Иеремия – пророк Божий, который много молится о народе (иудейском) и о святом городе – Иерусалиме (как и в земной жизни Иер. 15:1; 18:20 ). Иеремия подал Иуде золотой меч – дар Божий – для победы над врагами. Видения и речи Иуды утешили (παρακληθντες – Сир. 48:27 ) соотечественников и привели к полной победе над сильным врагом. Почему же они утешили? Потому что иудеи сочли их отражением действительности. Как представилось Иуде в видении, так – верили иудеи – и в действительности Иеремия и Ония ходатайствовали пред Богом за соотечественников. Таким образом, вера в возможность ходатайства живых праведников за своих соотечественников ( Быт. 19:21 ; Иов. 42:8, 10 ) привела к вере в такое же ходатайство пред Богом умерших праведников за живых соотечественников. Вера в Иегову объединяет умерших и живых. Умирающие также соединяются с народом ( Быт. 15:15 ), как и живые; пред Иеговой все живы ( Исх. 3:6 ; Мф. 22:32 . Ср. Иез. 14:14 – ходатайство Ноя).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине священник М. Обухов 31.10.2012 18.04.2023 ( 16  голосов:  4.3 из  5) Оглавление О лечении и врачах Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача! ( Сир.38:1-15 ) Исцеление зависит от Бога. Оно может быть, а может не быть, в зависимости от воли Божией Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; ( Пс.102:3 ) О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня. Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? ( Иер.8:21-22 ) Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены. ( Пс.6:3 ) И ходил я к врачам, но они не помогли мне. ( Тов.2:10 ) Сила Господня являлась в исцелении больных ( Лк.5:17 ) от Него исходила сила и исцеляла всех ( Лк.6:19 ) Он [Господь] возвышает душу и просвещает очи, дает врачевство, жизнь и благословение. ( Сир.34:17 )

http://azbyka.ru/zdorovie/bibliya-o-vrac...

звезды и два «великих светила» (Быт 1:16): Солнце … чудное создание, дело Всевышнего …………………………………………………………………. Велик Господь, Который сотворил его, И по слову Его оно поспешно пробегает путь свой. И луна всем в свое время служит Указанием времен и знамением века. (Сир 43:2-6 и далее) И, наконец, в пятый день морские воды становятся обиталищем для рыб и «пресмыкающихся, которым нет числа» (Пс 104:24). Если тьма устраняется в первый день и за один день, а безвидность начиная со второго дня в течении двух (2-го и 3-го), то пустота устраняется с третьего дня и в течении трех (3-го, 4-го и 5-го): в третий день на земле, в четвертый на небе и в пятый день в море. От нас не должна укрыться ни мерность дней, ни строгая симметрия порядковых и количественных числительных – отсчет дней творения (особенность, которая в канонических книгах обнаруживается лишь в первой главе книги Бытия) на языке чисел призван раскрыть красоту и упорядоченность мироздания, где одно не теснит другое (Сир 16:28), ибо Творец «расположил все мерою, числом и весом» (Прем 11:21). Наконец, когда все устроено и приуготовлено, когда свет сменил тьму, а безвидность и пустота уступили место небесному своду, земле и морям со всем тем, что их наполняет и населяет, приходит в свое совершенство мир видимый. Красота и премудрость творения отныне открыты для обозренья, и от зрения «дел» рождается песнь их Творцу. Помни о том, чтобы превозносить дела Его, Которые люди воспевают. Все люди могут видеть их; Человек видит их [как бы] издали. (Иов 36:24-25) Но не только блеск красоты, грандиозное величие, и вселенский порядок всего сотворенного (так восхищающие библейских гимнографов) раскрывается в мироздании, оно есть зримый образ Божественной силы: Ибо невидимое Его – вечная сила Его и Божество – от создания мира через рассмотрение творений видимы (Рим 1:20) Здесь апостол Павел повторяет аргумент книги Премудрости Соломона, где «из видимых совершенств» автор призывает «познать Сущего», «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем 13:1-5)

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Объяснение. Здесь пророк возвещает данное ему от Господа повеление не участвовать в обрядах сетования в знак того, что у отверженного народа не будет радостей и не найдёт он утешения в горе. Причиной отвержения указывается идолопоклонство и крайнее упорство народа: ст.10–21, а потому к христианскому поминовению умерших это место нисколько не относится; напротив, в других местах Слово Божие прямо говорит в пользу поминовения усопших: Тов.4:17 ; Сир.7:36 . О молитве и благотворении за умерших и о вознаграждении за требы 2Мак.12:39–45 . «На другой день бывшие с Иудою пошли... перенести тела падших... и нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые... идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении». Объяснение. Это свидетельство о веровании ветхозаветной Церкви в возможность облегчать загробную участь умерших делами благотворения и молитвами не единственное: Втор.26:14 ; Тов.4:17 ; Сир.7:36 . То обстоятельство, что свидетельство находится в книге неканонической, ничуть не ослабляет исторического значения этого свидетельства об этом веровании ветхозаветной Церкви, и верование это не только не отменено в новозаветной Церкви Христом и апостолами, но подтверждено и усилено свидетельствами о пользе молитв и благотворении за умерших: Мф.12:31–32 ; Откр.1:18:3:7 . Из этих мест видно, что власть Спасителя не ограничивается одной областью живущих на земле: Мф.16:19:12:19 ; Рим.14:9 . Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования: 1Пет.3:19–20:4:6 ; Лк.23:42–43 . Пс.48:8 . «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него». Объяснение. Здесь говорится о том, что человек не может «искупить» брата своего от греха первородного («чтобы не увидел могилы»): ст.9–10, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010