И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. В точности исполнилось пророческое слово: родился мальчик; мальчик рос и подрос на столько, что в один день уже пошёл в поле к отцу своему, бывшему при жнецах. Здесь его сразил солнечный удар и он, повторяя младенческими устами одно и тоже: «голова моя! голова моя болит!» умер на коленях матери. Огорчена у неё душа. Зачем нужно было пророку потревожить долголетнюю болящую рану надеждой на исцеление: закрыть на время эту рану, чтобы – вдвое болезненнее она вскрылась? Только обманутой в надеждах матери может быть понятно и ею оценено бесслёзное горе Сонамитянки, которое эта, – ухватившись за ноги человека Божия, обещавшего ей сына, так скоро отнятого от неё, – выразила в немногих словах: просила ли я сына у господина моего? Не говорила ли я: не обманывай меня? ( 4Цар.4:8–28 ). Эта потребность материнства, как неумолкающий голос, то тихо и стройно, то бурно ( Быт.19:31, 38 . Второз.25:5–10) проходит по всей исторической жизни евреев… Перед вопросом: за что исчезать имени отца нашего от племени его, потому что нет у него сына? не отступают с ложной стыдливостью пять дочерей Салпаада. И конечно недаром нам даны и сами имена этих отважно – целомудренных дев; и вот имена дочерей его (Салпаада): Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца ( Числ.27:1–11; 36:2–11 ). Они даны в свидетельство того, что эти дочери – прямые дочери Евы – матери всех живущих, – долженствующие быть в свою очередь и время такими же матерями, как и та. Но это – события древние… Даже писатель книги Руфь, и тот говорит, что только прежде такой был обычай у Израиля ( Руфь 4:7 ). Обычаи же изменяются… Нельзя скрывать того, что было. А был у евреев Онан ( Быт.38:8–10 ). И у евреев был обычай: поела и обтёрла себе рот, и говорит: я ничего худого не делала. (Притчи Сол.30:20). Так характеризовалась упрямая дочь, которая, как томимый жаждой путник, отверзала уста и пила всякую близкую воду ( Сир.26:10–12 ). Правда, об этих «поевших и обтеревших себе рот» с особой развязностью, ходили в народе не особенно лестные для них песни ( Ис.23:15–16 ); но суровый обычай ( Быт. 38:24 ) и писаный закон ( Исх.22:16–19 ; Лев.21:9 ; Втор.22:18–29 ) должны были сдерживать чудовищ, рождающих, но не дающих сосцов своих, не желающих кормить детей своих (Плач Иер.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Исх.23:6 .  Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Судя по еврейскому «шафат», употребляемому для обозначения деятельности судьи, требование данного стиха предъявляется уже не свидетелям, а судьям. Они извращают дело нищего в том случае, когда принимают во внимание ложные показания свидетелей и произносят несправедливые приговоры ( Втор. 27:19 , Ис. 10:1–2 , Иер. 5:28 ). Хотя права каждого, и богатого, и бедного, не должны быть нарушаемы на суде, но о бедном говорится потому, что бедному легче пострадать на суде, чем богатому. Исх.23:7 .  Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. По связи речи ясно, что под неправдой нужно разуметь намеренно неправильное постановление приговора. Избегать сознательно несправедливых приговоров тем большая обязанность судьи, что они приводят невинных к смерти, которая не остается ненаказанной ( Втор. 27:25 , Притч. 17:26 , Иер. 7:6–7 ). Исх.23:8 .  Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых. Принятый от тяжущегося подарок невольно вызовет к подсудимому такое расположение, при котором судья утратит способность правильно рассмотреть дело. Взятки заставляют не видеть неправды там, где она есть ( Ис. 33:15 ), и правды там, где она несомненна. Они ослепляют глаза даже мудрых ( Втор. 16:19 , Сир. 20:29 ) и в результате прекращают дело правых, – у правого отнимают законное ( Мих.7:3 ). Исх.23:9 .  Пришельца не обижай [и не притесняй его]: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской. Повеление: «пришельца не обижай» не составляет повторения Исх. 22:21 . Там речь шла об отношениях между собой частных лиц, здесь о судебном разбирательстве. Пришельцы, как подчинившиеся в известном отношении законам народа еврейского, и должны быть рассматриваемы с точки зрения этих законов: «один суд должен быть для еврея и для пришельца» ( Втор. 1:16, 24:17, 27:19 ). Исх.23:10 .  Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, Исх.23:11 .  а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Кериоф» – вероятно, тоже, что Ар-Моав, который здесь не упомянут. – «Восор» – город Моавитский, который не нужно смешивать ни с Боцрою идумейскою, ни с Бострою Хауранскою. Иер.48:26 .  Напойте его пьяным, ибо он воз­несся про­тив Го­с­по­да; и пусть Моав валяет­ся в блевотине своей, и сам будет по­смея­ни­ем. Напоить Моава нужно вином гнева Божия ( Иер 13.13, 25.15 ). Иер.48:27 .  Не был ли в по­смеянии у тебя Израиль? раз­ве он между ворами был пойман, что ты, бывало, лишь только заговоришь о нем, качаешь головою? Если Иегова гневался на Израиля, то Моав не имел, во всяком случае, никакого права издеваться над избранным народом: сам он был нисколько не выше его. Иер.48:28 .  Оставьте города и живите на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, которые делают гнезда во входе в пещеру. Дикие голуби часто свивают себе гнезда над отвесными скалами, над пропастями. Во входе в пещеру – точнее, «по ту сторону пропасти», которая отделяет их от преследователей. Иер.48:29 .  Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, о его высокомерии и его надмен­ности, и кичливости его и пре­воз­ноше­нии сердца его. См. Ис 16.6 . Иер.48:31 .  Поэтому буду рыдать о Моаве и вопить о всем Моаве; будут воз­дыхать о мужах Кирхареса. См. Ис 16.7 . Иер.48:32 .  Буду плакать о тебе, виноградник Севамский, плачем Иазера; отрасли твои простирались за море, достигали до озера Иазера; опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград. Свободная передача Ис 16.8–9 . «Плачем Иазера» – т. е. как плачу об Иазере. Озеро Иазера – по евр. точнее: море Иазера. Может быть, Иеремия имеет здесь в виду большие пруды – Севамский и Иазерский, которые образовывались рекою Иазер (теперь называемой Сир), впадающей в Иордан, следы коих существуют и теперь. Иер.48:33 .  Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я по­ложу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями; крик брани будет, а не крик радости. Кармил – здесь имя нарицательное: «плодородный холм». Это название Моавитской равнины, отличавшейся своим плодородием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Копие. Россия. XVII в. (ГММК) Важнейший аспект учения Церкви о Е. - вера в то, что Е. есть истинная и действительная Жертва (см.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 317-324). Эта вера основана на словах Христа: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6. 51), «сия Чаша есть новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22. 20). Сам образ изливаемой крови и отделения ее от тела является символом смерти; обозначение крови как крови Завета говорит о жертве, поскольку заключенный при Моисее Завет между Богом и Его народом был утвержден жертвоприношением и окроплением людей жертвенной кровью (ср.: Исх 24. 4-8); слова о том, что Тело «предается» за учеников (Лк 22. 19), подчеркивают добровольность страданий. На это же указывают общий контекст Тайной вечери, к-рая в одно и то же время была вкушением ветхозаветной пасхальной жертвы (ср.: Мф 26. 17; Мк 14. 12-16; Лк 22. 7-16) и началом Страстей Христовых - непосредственно за Тайной вечерей, согласно всем четырем Евангелиям, произошли Гефсиманское моление и затем взятие Господа Иисуса Христа под стражу. Пророческое предуказание о Е. как о единственной и чистой Жертве, к-рая должна заменить все ветхозаветные жертвоприношения и к-рая будет приноситься всеми народами земли, церковная традиция видит в словах прор. Малахии: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал 1. 11). Их используют в своем богословии Е. уже древнейшие церковные авторы (Didache. 14; Iust. Martyr. Dial. 28. 5; 41. 2; 116. 3; 117. 1; Iren. Adv. haer. IV 29. 5 и др.), чем подтверждается изначальность понимания Е. как Жертвы. Сам чин евхаристической литургии или его важнейшая часть, анафора, в церковной традиции часто именуются Жертвой - напр., в диалоге литургическом перед началом анафоры в литургиях свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста говорится о том, что мы приносим Богу     (θυσαν ανσεως); в нек-рых языках для обозначения чина евхаристической литургии используются слова со значением «жертвоприношение» (напр., сир.

http://pravenc.ru/text/348067.html

На главу первосвященника возлагался кидар, на котором с передней стороны прикреплялась золотая дощечка с вырезанными на ней словами: святыня Господня. «И да будет она на челе Аарона, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых. Она будет непрестанно на челе его для благоволения Господня к ним» ( Исх.28:36–38 ). Сирах, изображая первосвященника, облеченного в священные одежды, говорит: «как утренняя звезда среди облаков, как луна полная в свои дни, как солнце, бросающее лучи на храм Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет розы в весенние дни, как лилия на источниках водных, как ветвь Ливанова в летние дни, как огонь и ливан в кадильнице, как сосуд, скованный из золота, украшенный всяким драгоценным камнем, как маслина, износящая плоды, и как кипарис, возвышающийся до облаков. Когда он надевал на себя великолепное одеяние и возлагал все украшение: то просвещал, при восхождении на святой жертвенник, окружность святилища» ( Сир.50:6–12 ). По возложении священных одежд на первосвященника, посвящение его продолжалось обильнейшим возлиянием на него елея помазания ( Лев.8:12 . Пс.132:2 ) и принесением жертвы о грехе, всесожжения и благодарения ( Исх.29 ). Возведенный на высшую степень достоинства, первосвященник должен был блюсти и вести себя строже не только обыкновенных мирян, но и лиц, посвященных на служение Богу. Он не должен был, подобно священникам, выражать чувствований скорби своей, напр., обнажением главы своей, растерзанием одежды своей и проч. «Глав ваших не открывайте, и риз ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть, и не навести гнева на все общество», говорил Моисей Аарону и детям его ( Лев.10:6 ). Жрец великий от братий своих, ему же возлиян на главу елей помазания, и которому наполнены руки, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать голову свою и раздирать одежды свои, и ни к какому умершему не должен приступать; даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей не должен осквернять себя ( Лев.21:10–11 ). При допросе Иисуса Христа первосвященник растерзал ризы свои ( Мф.26:65 ) или вопреки закону Моисееву, или по особенному изъятию ( Лев.13:45 ). Писатели говорят, что первосвященники, при богохульстве или ином великом несчастий, могли раздирать одежды свои, которые носили запросто 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Начало творения мира, о к-ром повествует 1-й стих Свящ. Писания ВЗ: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1),- есть и начало В. как творения Божия. Сам Бог Творец существует в вечности, к-рая вне В.: перед Ним «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89. 5), Он не зависит от В., не нуждается в нем, но Сам «изменяет времена и лета» (Дан 2. 21). От Творца «не сокрыты времена», т. е. будущее мира, как скрыто оно от человека, но тварь, знающая своего Творца, «не видит дней Его» (Иов 24. 1; ср.: Иер 29. 11). Бог установил В. как течение, продолжительность событий. Преходящий характер В. противопоставляется в Свящ. Писании вечности Бога. «Дни мои,- восклицает псалмопевец,- как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Всеобщей мерой течения В. Господь положил ритм движения небесных светил, сотворенных в 4-й день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1. 14; ср.: Пс 103. 19; 135. 7-9; 148. 3, 5-6; Сир 43. 1-11). «Во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8. 22), день и ночь приходят «в свое время» - это не человеческое установление (Иер 33. 20); «Твой день и Твоя ночь,- обращается к Богу псалмопевец,- Ты уготовал светила и солнце... лето и зиму Ты учредил» (Пс 73. 16-17). Творение мира происходит за 6 дней (Быт 1). Установление Творцом 7-го дня, субботы как дня покоя (Быт 2. 2-3), определяет временной цикл седмиц (7-дневных недель). Священность богоустановленных космических циклов отражается в праздновании древними израильтянами суббот (Исх 20. 8-11), новолуний (1 Цар 20. 5; Ис 1. 13-14; Ам 8. 5), дней годового сельскохозяйственного круга (Исх 23. 16, 19; 34. 22; Лев 23. 9-14; Втор 16. 13 и др.), 3-летнего (Втор 14. 28), 7-летнего (Лев 25. 1-4; Втор 15. 1), 49-летнего «юбилейного» (Лев 25. 8-13) циклов. Циклическая периодизация В. подробно представлена в апокрифической «Книге Еноха» и «Книге Юбилеев».

http://pravenc.ru/text/155438.html

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство — для внешнего взгляда ученики Христовы составляют небольшую группу людей, слабую и беспомощную перед лицом опасности (ср. Мф 10:16: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; Деян 20:28–29; 1 Пет 5:2–3), призыв отбросить страх см., например, в 1:13,30; 5:10; в ВЗ — Быт 50:21; Тов 4:21. Ветхозаветный прототип образа стада и пастыря можно усмотреть в Зах 13:7. Те, кто решил во всем доверять Богу и живет надеждой на Его Царство, получают заповедь нового отношения к земному богатству: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Сокровище ( qhsaurTj) неоскудевающее означает или содержимое небесных вместилищ неветшающих, или то же, что и вместилища, то есть ‘сокровищница’. О том, что раздавать милостыню означает запасать себе богатое сокровище, см. Тов 4:7–11; Сир 29:11–16. Пришествие Сына Человеческого (12:35–48) Освободившись от бремени чрезмерных забот о мирском благополучии через веру в отеческое Божие попечение и надежду на наступление Царства, ученики не должны поддаваться искушениям самонадеянности и лени, но разумно использовать время своей земной жизни для служения Богу и быть всечасно готовыми встретить пришествие Сына Человеческого. Поучение иллюстрируется двумя притчами. В первой из них сказано, что рабов, которых господин, придя, найдет бодрствующими, ожидает невероятная награда, о которой они не могли мечтать: сам господин станет служить им. Вторая притча содержит предупреждение тем, кто не готов к приходу Сына Человеческого: их постигнет ущерб, как хозяина дома, который не подозревал о приходе вора. На вопрос Петра, к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Иисус отвечает, что Его слова обращены в первую очередь к тем из учеников, кто наделен пастырской ответственностью за других: они подобны домоправителю, которого господин поставил над слугами своими, и их награда или осуждение зависят от того, насколько добросовестно они исполняют его волю. По мнению Иеремиаса, притчи были обращены к народу и к противникам Иисуса, и их первоначальный смысл — призыв к покаянию перед скорым наступлением эсхатологической катастрофы.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Не будем же огорчаться, когда нас обличают. Весьма много добра для жизни нашей произойдет от того, если все мы будем и обличать согрешающих, и сами легко переносить обличения в грехах. Что лекарства для ран, то обличения для грехов. Значит, как отвергающий лекарства неразумен, так и не принимающий обличений безрассуден. Но многие часто раздражаются, думая про себя и говоря: «мне ли, умному и образованному, терпеть от такого–то?» А того не знают, что это самое доказывает крайнюю их глупость. « Видал ли ты », говорить Соломон, « человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него » (Притч. 26:12). Поэтому и Павел говорит: « не высокомудрствуйте » (Рим. 12:16). Сколько ни умен ты, сколько ни проницателен в добре, но ты — человек и имеешь нужду в советнике. Один Бог ни в чем не нуждается; Он один не имеет нужды и в советнике. Почему об Нем одном и говорится: « кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? » (Рим. 11:34)? А мы, люди, как бы умны ни были, тысячекратно подвергаемся упрекам, и этим обличается слабость нашей природы. « Не может », сказано, « быть всего в человеке » — почему? « потому что не бессмертен сын человеческий » (Сир. 17:28, 29). Что светлее солнца? Однако и оно затмевается. Как этот (солнечный) ясный свет, этот блестящий луч закрывает наступившая тьма, так часто и на наш ум, сияющий, светящий как бы в самый полдень, находит глупость и затемняет его; и вот, умный не видит дела, а кто и глупее его, тот видит дело лучше его. А так бывает для того, чтобы и умный не гордился, и простой человек не почитал себя несчастным. Великое благо — быть в состоянии сносить обличения; великое благо уметь обличать, — это (последнее) есть признак величайшей заботливости (о ближнем). Но вот мы, если увидим, что у кого–либо туника свалилась с плеч, или другая одежда лежит худо, замечаем ему это и поправляем; а если увидим, что у него жизнь развращенная, то не выроним ни слова. Если увидим, что он ведет позорную жизнь, то проходим мимо; между тем худое положение одежды только смешно, а (греховное состояние) души опасно и бедственно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Новобрачному давался дружко, который исполнял приказания его и занимался угощением гостей ( Ин.3:29 ). При новобрачной находились ее подруги. Собрание гостей было оживляемо музыкою, пением, остроумными беседами ( Ис.5:12 ; Ам.6:5 ; Пс.68:13 ; Сир.32:7 ). Во время пира молодые люди загадывали загадки, а новобрачный давал подарки тем, кто отгадывал их. Иногда новобрачный сам загадывал их ( Суд.14:12 ). Войти на пиршество не в брачной одежде значило показать неуважение к торжеству. Таких гостей выгоняли: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?... Возьмите и бросьте его во тьму внешнюю» ( Мф.22:12–13 ). (р) Евреи хоронили умерших иногда в стенах города, но такие случаи были только исключениями; они допускали только для лиц важных: «И умер Самуил... и погребли его в Раме, в городе его» ( 1Цар.28:3 ); «И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду, при доме его» ( 4Цар.21:18 ). Обыкновенно же Евреи хоронили умерших за городом: «Когда же он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего» ( Лк.7:12 ). Для погребения умерших Евреи пользовались или естественными пещерами, которых в Палестине много, или хоронили в пещерах, нарочито иссеченных в горе. Вход в пещеру заваливался камнем, или, во втором случае, закрывался каменной плитою: «То была пещера, и камень лежал на ней» ( Ин.11:38 ); «Во гробе моем, который я выкопал в земле Ханаанской, там похорони меня» ( Быт.50:5 ). При погребении умерших, Евреи употребляли в большом количестве ароматические вещества: «Пришел также Никодим…, и принес состав из смирны и алоя, литр (фунтов) около ста» ( Ин.19:39 ); «И почил Аса... и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество» (Пар.16:13–14). Этим обыкновением объясняется смысл выражений Св. Писания: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения» ( Еккл.7:1 ). При оплакивании умершего, которое продолжалось 8, а иногда 30 дней, родственники приглашали особых плакальщиц ( Иер.9:17–18 ). К причитаньям, в которых плакальщицы восхваляли добродетели умершего, присоединялась игра на музыкальных инструментах: «И когда пришел Иисус в дом начальника, и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон: ибо не умерла девица, но спит» ( Мф.9:23 ). Вероятно, родственники умершего не готовили себе пищи во все дни плача, потому что в Св. Писании говорится, что им другие посылали хлеб и «чашу утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:7 ; Иез.24:17 ). Этим, кажется, можно объяснить выражение: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). Для выражения печали, родственники умершего раздирали свои одежды, одевались во вретище ( Быт.37:34 ), посыпали голову пеплом ( 2Цар.1:2 ) и остригали волосы ( Иов.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Нужно много оплакивать, а не хвалить грешника. Видишь ли крайнее развращение, когда порочный не только не осуждается, но даже удостаивается похвалы? А отсюда, от собственного безумия и похвал, он увеличил свою порочность, забыл о страхе Бо­жием и правосудии Его, забыл даже о своей собственной природе. Подлинно, кто забывает о правосудии Божием, тот впо­следствии времени забывает и о самом себе. Посмотри, как рассуждает он: я не поколеблюсь в род и род, но останусь без зла. Что может быть безумнее такого суждения, когда че­ловек, существо тленное, окруженное предметами скоропрехо­дящими и подверженное бесчисленным переменам, питает такие мечты? А откуда это происходит? От безумия. Когда бе­зумный наслаждается благоденствием, одерживает победы над врагами, удостаивается похвал и удивления, тогда он бывает хуже всех. Не ожидая перемены своего состояния, он неблаго­разумно пользуется и счастьем, а подвергшись несчастью, не будучи к тому подготовлен, он смущается и теряется. Не та­ков Иов: он и среди счастья каждый день ожидал несчастья; потому и говорил: «ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье» (Иов.3:25, 26). И другой Премудрый гово­рил: «во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства — о бедности и нужде» (Сир.18:25). Но этот грешник, однажды развратившись, не смотрит на дела человеческие, а на основании своего благоденствия считает их непоколебимыми; это — знак крайнего безумия и растления, и причина погибели. Итак, не считай блаженными людей богатых, одерживающих победу над своими врагами и получающих за это похвалы; все это — опасные пропасти для невнимательных, увлекающие в саму глубину нечестия. «Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба» (Пс.9:28). Другой пере­водчик (Акила) говорит: «бесполезное». «Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим» (Пс.9:29). Другой (Симмах): «сидя в засаде за двором.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010