Фома. Но я всегда думал, что сердцами нужно завладевать любовью, а потому, в деле воспитания, на первом плане должна быть любовь, если хотят, чтобы из него вышло нечто прочное и полезное. Священник. Это совершенно верно – но любовь должна быть разумная, истинно человеческая, следовательно, не такая любовь, которую имеют и животные к своим юнцам, не чувственная и плотская любовь, но такая, какой требует дух христианства. Разумная любовь всегда соединяется с известной строгостью, как это явствует из многих мест Священного Писания. Так, например, в книге Сираха говорится: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» ( Сир.30:9–13 ). А в книге Притчей читаем: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч.13:25 ). «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» ( Притч.23:13–14 ). Пётр. Вот это – чудные слова, которые Дух Святой влагает в сердце всех воспитателей. Но они, кажется, в настоящее время совершенно забыты, почему наша молодежь из-за модного воспитания выходит такой, что за неё и за будущее нельзя не страшиться. Священник. Вот почему желательно, чтобы родители всегда помнили, как много зависит от истинного христианского воспитания и ближайшим образом – честь родителей, ибо благовоспитанные дети для родителей – величайшая честь и слава. Если отцу или матери можно с основанием сказать: «У тебя честные, благовоспитанные дети», – то в этом больше для них чести, чем если бы их похвалили за то, что они своим трудом и бережливостью нажили большое состояние. Такие родители имеют почёт и от самих детей своих, так как они всегда ведут себя так, что не забывают пятой заповеди Божией. Хорошо воспитанные дети боятся причинить своим родителям какую-нибудь скорбь и неприятность или даже позор и стыд. Они никогда не оставляют своих родителей без помощи, если наступают для них дни старости, бедности и лишений. Здесь уместно слово Священного Писания: «Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им» ( Сир.30:2 ). Такой же смысл имеет и другое слово: «от чад своих познается человек», – то есть благовоспитанные дети суть лучшая рекомендация для родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

39:1). Увещевая же нас, говорит:мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26:14); терпящии же Господа, тии наследят землю живых (Пс. 36:9). И:да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил (Пс. 68:7); Сосуды скудельничи искушает пещь и искушение человека в помышлении его (Сир. 27:5); и: Горе погубльшим терпение, и что сотворят, егда посетит их Господь? (Сир. 2:14), иботерпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9:19). И Софония: аще умедлит, потерпи ему, яко идый придет и не умедлит (Авв. 2:3), а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр. 10:38). И Павел: Если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2:12). И опять-таки: Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36). И Иаков: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие. И прибавляет: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак. 1:2-4, 12). И Господь говорит: претерпевший же до конца спасется (Мк. 13:13) и: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Ему же слава во веки. Аминь.    Подвиг есть соратник и сопричастник терпения, а вернее — начало [всему] и конец, разве что и не нечто единое, требующее взаимной помощи и совершенствования. Ибо невозможно быть увенчанным одному без другого. [Col. 1669] Итак, слаженно и последовательно мы должны сочетать терпение и подвиг, потому что они нам добывают победу против всякой страсти диавольской при помощи и поддержке Подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа. Подвизающийся же от всего воздерживается (ср. 1 Кор. 9:25) и не перестает [этого делать], пока не изгладит Господь всех врагов от лица его. «Воздержание же двояко. Ибо от одного должно воздерживаться, а от другого не должно. От зла следует воздерживаться и не творить его, а от добра не следует воздерживаться, но должно творить его. Посему, делая доброе, воздерживайся от всякого порока, воздерживайся от блуда, прелюбодеяния, пьянства, беззакония, неги, порочности, роскоши, богатства, похвальбы, высокоумия, гордости, лжи, клеветы, лицемерия, памятозлобия, всякой хулы, воровства, грабительства, лжесвидетельства, многостяжания, злой похоти, обмана, тщеславия, хвастовства и всего подобного этому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   Уклонися от зла: не только делом не делай зла или греха, например хищения, убийства, блуда; но бегай и всяких случаев, ведущих к греху, удаляйся от мест, лиц, вещей и всего, что может возбудить страсть и вовлечь в грех. На пути падения не ходи, и не претыкайся о камение. Очи твои право да зрят, и вежди твои да помавают праведная. Отврати очи твои от жены красныя, и не назирай чуждыя доброты. Не назирай девы, да не когда соблазнишися в красоте ея. К спевающей не примешайся, да не како увязнеши в начинаниях ея. Права течения твори ногами твоими и пути твоя исправляй. Не уклонися ни на десно, ни на шуе: отврати же ногу твою от пути зла: пути бо десныя весть Господь, развращени же суть иже ошуюю (Притч. 4:25-28; Сир. 9, 4-5, 8, 32:22).    Уклонися от зла: с осторожностью веди дела свои и сношения свои с другими так устрояй, чтоб не сделать шага, который может запутать тебя в неприятности, потери и даже разорение. Будь осторожен и внимателен, ибо ты ходишь об руку с падением. Не открывай всякому человеку сердца своего, да не воздаст ти благодати ложные. При чужом не делай тайного, ибо не можешь знать, что он вынесет от тебя. Не советуйся с неразумным, ибо он не может в тайне сохранить дела твоего. Не пускайся в путь с безрассудно-смелым, чтоб не погибнуть от буйства его. Не всякого человека вводи в дом свой; ибо много козней у коварного. Остерегайся злодея; ибо он строит зло. Не верь врагу; ибо седмь змей кроется в сердце его. Ведай, что как прикасающийся смоле замарается, так сдружающийся с гордым сделается подобен ему. Но кто пожалеет о заклинателе змей, если он ужален будет? Равно и о том, кто приближается к мужу грешному и приобщается грехам его? Блюди убо время и хранися от лукавого (Сир. 4, 23, 8:18, 20-22, 11:29, 33, 12:10, 13, 13:1, 16).    Сотвори благо. Всякому доброделанию прилежи, особенно же благотвори нуждающимся. Облекися, по Апостолу, во утробы щедрот, благость, стяжи любовь (Кол. 3:12, 14) и будь ко всем благ и милосерд (Еф. 4:32). Будь, по примеру Иова, око слепым, нога хромым, отец немощным (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Таким образом, Св. Предание совершенно необходимо. Кто отвергает изустное предание апостольское, тот идет против самих апостолов, тому-то и приходится мудрствовать по своему произволу сверх написанного ( 1Кор.4:6 ), тому-то и приходится прилагать к Писанию от своей головы ( Откр.22:18 ). Так отвергают апостольские Предания и от своей головы мудрствуют отступники. 2. Толкование Св. Писания Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ). Никакого пророчества нельзя разрешить самому собою ( 2Пет.1:20 ). Он (ап. Павел) говорит во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают как и прочие Писания ( 2Пет.3:16 ). Филипп подошел, и, услышав, что он (Ефиоплянин) читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли что читаешь ? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня ? и просил Филиппа взойти и сесть с ним ( Деян.8:30, 31 ). Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель… Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать ( Тит.1:7, 9 ). Это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:38 ). Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобресть мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом , гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах ( Сир.38:24, 25 ). Читать Слово Божие, особенно Св. книги Нового Завета, с разумением спасительно для человека ( 2Пет.1:19 ), но только при чтении он твердо должен помнить следующее. В Св. Писании есть весьма не мало неудобовразумительного ( 2Пет.3:16 ); самому человеку нельзя изъяснить никакого пророчества в Св. Писании ( 2Пет.1:20 ). Поэтому Слово Божие есть как бы меч обоюдоострый ( Евр.4:12 ), Чтение Слова Божия спасительно для человека тогда, когда он читает с благоговением и за объяснением обращается к людям для сего поставленным, подобно вельможе Эфиопскому ( Деян.8:30–35 ). Поставленные от Бога и закона лица суть верные люди или отцы Церкви ( 2Тим.2:2 ) и пастыри ( Тит.1:7–9 . Деян.20:28 ). Когда же при чтении за объяснение самовольно берется невежда и человек для сего не поставленный, то он к своей погибели превращает или повреждает Писания ( 2Пет.3:16 ). Потому-то слово Божие и предостерегает, чтобы никто самозванно не брался за толкование и проповедание из Писания ( Иак.3:1 ; 1Кор.8:2 ). Человеку подобает просить у Господа только той мудрости, которая есть доброе поведение, скромность и послушание ( Иак.1:5 . Сравни 3:13–17). Относительно изложенного в Писании сказано, что если человек не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:37–38 ); он не должен браться за то, что выше его разумения и сил ( Сир.3:21–24, 38:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если только хочет кто принадлежать к малому стаду, которому одному благоизволил, как сказано, Отец наш дать Царство (Ср. Мф.12:32 ); если кто хочет принадлежать не к одним званным, которых много, но и к избранным, которых мало (Ср. Лк.14:24 ), – то непременно должен будет иметь свое сокровище на небесах, перенести его туда, где уготована избранным жизнь вечная. И потому, если хочешь ты уже быть не в числе людей мира сего, которых удел в этой жизни, но в числе сынов Царствия, сынов света (Ср. Лк.16:8 ), то и позаботься уже, возлюбленный, не быть сребролюбивым, но более боголюбивым; а для сего уже не желай себе благ земных, отрекись от всего своего имения и помышляй только об одном, – как угодить Богу и получить радость спасения, надежду вечного блаженства. Итак, познавай же, друг мой, что, где будешь скрывать сокровище свое, там иметь будешь и сердце свое (Срк.13:34). И если не будешь ты собирать с Господом заодно сокровище себе на небесах, то будешь ты только расточать, как говорит Господь, будешь лишаться или, что то же, удаляться вечного блаженства, вечной радости на небесах. Не напрасно же говорит нам Писание: смотрите, поступайте осторожно, живите, не как неразумные, но как люди мудрые ( Еф.5:15 ), руководимые Божиим советом. Не бывайте несмысленны, но разумевайте – что есть воля Божия благая, угодная для души и совершенная в правде. Если вы любите только любящих вас – какая вам за то награда? и благотворите одним благотворящим вам, – что особенного делаете? Не так ли поступают и люди, не ведущие Бога? И если живете вы так, как и все живут, – все делаете для своего удовольствия, и ничего доброго другим, то идете и вы во след того, которому по прошествии сей жизни было сказано: помяни яко восприял еси благая твоя в животе твоем; ныне же здесь страдаешь ты ( Лк.16:25 ). Потому вот и сказано: горе вам мужие нечестивии, иже остависте закон Бога Вышняго ( Сир.41:11 ). И – не будет, во век не будет добра прилежащему во злых и не подающему милостыни ( Сир.12:3 ). Горе будет, вечное горе тому, как говорит Господь, домоправителю, который любит есть, пить и себя одного покоить, а меньших в доме гонит прочь и лишает необходимого для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Имеешь ли ты дочерей, соблюди чистоту их тела, и не показывай им лица веселого (7:26). Если у тебя сыновья, старайся воспитать их хорошо, и из детства преклоняй выю их (7:25). Любящий сына своего, часто наказывает его, дабы он выросши мог быть ему в радость (30:1). Неукрощенный конь бывает свиреп; а сын самовольный дерзок будет (8). Не смейся с ним, дабы после не плакать от него (10). Наклоняй выю его, пока он молод; нагибай спину его, пока он мал, дабы он не сделался жестким и непокорным (12). Сын мой, не обязывайся множеством дел; ибо приняв на себя многое, не будешь без вины. Если погонишься за всем, не успеешь всего обнять; если и побежишь вперед, не выбьешься (11:10). Имя доброе лучше, нежели богатство великое; и благоприятство лучше серебра и золота ( Прит.22:1 ). Приглашай к столу своему людей честных. Много имей приятелей, живущих с тобою в мире: но советника одного выбирай из тысяч. ( Сир.9:22, 6:6 ). Если ты хочешь иметь друга, испытай его прежде, и не тотчас вверяйся ему; ибо есть друзья, которые только во время для них нужное будут обращаться с тобою, а во время скорби оставят тебя. Есть друзья, переменяющиеся во врагов, которые, поссорившись с тобою, из ненависти, откроют такие вещи, кои не принесут тебе чести. Есть друзья, которые любят только стол твой, а во время скорби твоей не останутся с тобою (7–10). Друг верный – кров крепок; кто нашел его, нашел сокровище. Другу верному цены нет; и доброта его верности перетянет золото и серебро (14:15). Не оставляй друга старого; ибо новой друг не сравняется с ним (9:12). Не говори другу: поди теперь и приходи после, завтра я дам тебе нужное, ежели можешь дать сейчас ( Прит.3:28 ). Охотно теряй серебро твое для брата и друга, и не дай оному заржаветь под камнем тебе на погибель ( Сир.29:13 ). Не покидай друга за то, что он медлит отдавать тебе деньги, и не презирай любезного брата ради золота (7:20) (По Вульгате). Не разглашай худого ни о друге, ни о враге твоем; и не открывай оного, ежели не будет в том греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Писание говорит: блажен, кто приобрел мудрость, и передает ее в уши слушающих ( Сир.25:12 ); а кто умудрил себя учением Христовым и не благовествует, тому будет горе. Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех ( Иак.4:17 ), как сказано. Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость ( Сир.20:31 ). Кто спасает свою душу и, считая себя за нечто, пренебрегает спасением ближних, тот обольщает себя; ибо весь закон состоит в одном: люби ближнего как самого себя ( Гал.5:14 ). Такому говорит Златоуст: не лучше ли быть не столь добродетельным (для души своей) и доставлять пользу другим, чем быть выше всех и с презреньем смотреть на погибель братьев? Если они нерадят о богоугодной жизни, а ты нерадишь о их спасении, то как исполнится слово Христово: «любите друг друга, и потому будут знать, что вы мои ученики?» А что делает любовь, сие понять можно из слов Господних: кого Я люблю, тех обличаю и вразумляю ( Откр.3:19 ). Значит у того нет любви, кто ищет пользы душе и нерадит о полезном для спасения ближних, не учит и не вразумляет их. Постится ли он и спит на голой земле, или изнуряет себя другим способом, но если только не заботится о спасении других, то ничего важного еще не делает он. А откуда это видно? Богомудрый Павел говорит: если я раздам все имение и отдам свое тело на сожжение, но любви не буду иметь, то нет в том никакой мне пользы ( 1Кор.13:3 ). Назидайте один другого, – говорит нам Писание, – и вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг другу и ко всем ( 1Фес.5:11; 3:12 ). В ком есть любовь, тот, видя путь, по которому многие идут и который вводит в погибель, непременно сожалеет о них и старается вразумить их, привести их в познание истины. И блажен тот, кто хотя одного грешника обратит от ложного пути его, он спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 ). Если вечная награда будет тому, кто посетит больного, утешит заключенного в темнице, то не большее ли воздаяние будет тому, кто поможет исцелиться больной душе, возвратить к вечной жизни сидящих во тьме и тени смертной (Ср. Мф.4:16 )? «Пусть кто раздает тысячи, – как говорит Златоуст, – он не столько сделает, сколько тот, кто спасет душу от погибели. Тот может телу избавиться от нужды, а этот бессмертной душе от вечной муки». Если одна душа дороже всего мира – ибо все в мире сем преходит, а душа как вдохновение Бога живого жить будет вечно, – то рассуди, какое приобретение получишь ты, когда поднимешь с распутия греха хотя одну душу и привлечешь ее в Царство Небесное? Сколь драгоценна и любезна Богу душа человеческая, сие доказывает и то, что Бог послал для спасения ее Сына Своего с небес, и Он, сделавшись сыном человеческим, претерпел даже смерть за род наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Поэтому неразумному неполезна роскошь, чтобы он не возносился, как вышедший из Египта народ. Ибо когда они избавились от египтян и увидели ту глубину, которая стала могилой тех (Исх. 14), тогда [несмотря на это] обратились к идолослужению. И перейдя через море и не подвергшись никакой опасности, потерпели кораблекрушение, придя на сушу, и когда от горького рабства освободились, тогда и пали. Посему замечательно говорит Приточник: смех глупых — в забаве грехом(Сир. 27:13); Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется (Сир. 21:23); Иже ласкосерд будет от детства — поработится, на последок же будет болезновати о сем (Притч. 29:21). И продолжает: смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом (Еккл. 7:6). Посему мы скажем вместе с Иовом: Бывало, улыбнусь им — они не верят; и света лица моего они не помрачали (Иов. 29:24). И вместе с Иеремией: Не сидех в сонме их играющих, но бояхся [Col. 1725] от лица руки Твоея, на едине седях, яко горести исполнихся (Иер. 15:17). Иаков же не только смех воспрещает, но и повелевает плакать усердно и вопиять. Ибо говорит: Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль (Иак. 4:9). Ибо смехом безумный творит злая, премудрость же мужеви рождает разум (Притч. 10:23). Посему станем, братия, разумными, отвращаясь от неразумного смеха, чтобы он не послал нас на вечное мучение, по ответу Господа, сказавшего: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:25). Но лучше будем похвалены, услышав от Господа: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4). Ему же слава во веки. Аминь.    И: лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели телец с враждой (Притч. 15:17), по Писанию. Лучше малое приятие с правдою, нежели многая жита с неправдою (Притч. 15:29). Лучше кусок хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный добра с раздором (Притч. 17:1). Говорит же и Иоанн: Братия! будем любить друг друга… потому что Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Следовательно, мы должны молиться за ближних и тогда, когда они с нами живут на земле, и тогда, когда чрез смерть переселяются в другой мир, ибо живём ли, или умираем, всегда Господни ( Рим.14:8 ) и умершие, как и живущие, равно у Бога все живы ( Лк.20:38 ). Умершие знают о том, что происходит после них на земле, и, следовательно, слышат наши молитвы о них, как это видно из примера богача, знавшего о нуждах своих братьев, оставшихся после его смерти на земле ( Лк.16:22–31 ), и из слов апостола Петра, обещавшего верующим и после смерти своей позаботиться о них ( 2Пет.1:12–15 ). Во-вторых, отпущение грехов возможно не только в сей жизни, но и в будущей за гробом, как это видно из слов Христа Спасителя, что только хула на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем, всякий же другой грех и хула простятся ( Мф.12:31–32 ). Наконец, слово Божие учит, что не только в Ветхом Завете существовал обычай молиться за умерших и приносить за них жертвы Богу ( Иер.16:6–7 ; Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; Сир.3:30 ; 2Мак.12:39–45 ), но что и во времена апостолов было в обычае поминать умерших, ублажать их, молиться за них ( Евр.13:7 ; Иак.5:11 ). Для душ христианских нет вечной смерти. Смерть и жизнь за гробом есть лишь временное разлучение души и тела впредь до будущего воскресения. Христос, когда жил на земле, воскрешал мёртвых и молитвой Своей к Отцу небесному возвращал души обратно в их мёртвые тела ( Ин.11:41 ). Для нас верно слово Его: «Я есмь Первый и Последний, и Живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь, и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17–18 ). А если и жизнь и смерть во власти Христа, то в Его власти и спасение наше и в жизни и по смерти. Он, по учению Слова Божия, – как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи и всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.7:4:25 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о молитве и милостыне за умерших Мф.12:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Таким заблудшим Апостол и говорит, что никакого другого Христа в смертной плоти мы уже не знаем, ибо Он «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение», т. е. для всеобщего суда над миром ( Евр. 9:27–28 ). А в прославленной, нетленной и бессмертной плоти мы и теперь знаем Христа, ибо вкушаем пречистую Его Плоть и пьем всечестную Его Кровь в таинстве Св. Причащения ( Иоан. 6:51–58 ; 1Кор. 10:16–17; 11:23–30 ). 9) Умершие, тем более их мощи, не могут прославлять Господа: «от мертвого, как от несуществующего, нет прославления: живой и здоровый восхвалит Господа» ( Сир. 17:25–26 ). 9) Из предыдущего (24–го) стиха видно, что здесь говорится об умерших ветхозаветных людях, еще не искупленных Кровью Христа и находящихся в аде, где, конечно, не было прославления Бога: «Кто будет, спрашивает Сирах, восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его?» А затем поясняет: «от мертвого, как от несуществующего, нет прославления». В Новом же Завете, после совершенного Христом искупления людей от греха и после победы Его над адом ( 1Кор. 15:54–57 ), праведные прославляют Бога не только на земле, но и на небе ( Откр. 4:8–10; 5:8–14 ), прославляют Его не только молитвами при жизни, но и через святые свои тела по смерти, как, напр., прославили Бога кости Елисея, воскресившие из мертвых прикоснувшегося к ним человека ( 4Цар. 13:20–21 ; Сир. 48:15; 46:22–23 ). Затем, нужно заметить, что не мощи сами собой прославляют Бога, но Сам Бог, дивный во святых Своих, прославляет Себя через их святые останки. 10) Мертвые не могут совершать никаких чудес: «разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя»? ( Пс. 87:11 ). 10) Дальнейшие слова этого псалма такие: «или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения – правду Твою» (ст. 12–13). Из всего приводимого псалма видно, что находящийся в очень тяжелых обстоятельствах пророк просит Господа, скорее, пока он еще жив, проявить над ним чудо милости Своей, избавив от множества постигших его бедствий, ибо, когда он умрет, то уже не сможет сам в могиле прославить и возблагодарить Бога за Его великую милость; не услышат его прославления и находящиеся в могиле, предавшиеся тлению, умершие люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010