Скажите же мне, братие, положа руку на сердце, где в нынешних юношах вы встретите хоть некоторое подобие такого самоотречения и таких подвигов благочестия? Увы, не только не встретите, но и почти везде увидите лишь тернь на терне и камень на камне. Но что же следует из сего? То, что, особенно в последнее время, все мы, родители, должны обратить особое внимание на воспитание своих детей и всеми силами стараться в раннем их возрасте вселять в сердце их страх Божий, благопоспешность к молитве и усердие ко всякому делу благому. Мы должны чаще знакомить детей с жизнью святых и, как от огня, отвращать от людей легкомысленных, рассеянных, порочных и лжеумствующих. «Не всякого человека, – говорит Сирах, – вводи в дом твой, ибо много козней у коварного. Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих» ( Сир.11:29, 34 ). В противном случае не забудем, братие, что мы горько поплатимся за своё нерадение в воспитании детей – и в сей жизни, и в будущей. В сей: чтобы, по слову Премудрого, «не горевать с ним [чадом] и после не скрежетать зубами своими» ( Сир.30:10 ); в будущей: ибо вот какой суд произносит апостол на нерадивых родителей: «Если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ). Аминь. 16-й день 141. К женам, которым Бог судил воспитывать внучат (Из жизни мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа и бабы их Леониллы. Чет. Мин. янв. 16) Некоторым из вас, жёны, приходится воспитывать не только детей, но и после них – внучат. У иной женится сын, или выйдет замуж дочь, приживут детей да и умрут. Сироты их и остаются на попечение бабки. Если бы которой из вас, жёны-христианки, пришлось понести такой крест и взять к себе внучат, то как бы вы стали обращаться с ними и чему учить их? поскольку многим из вас, конечно, не приходилось нести этого креста, то, понятно, многие и затруднятся ответить мне. Ввиду этого я и думаю при помощи примера сам же и решить свой вопрос в том предположении, что то, что будет сказано в решении, может быть, некогда послужит и в пользу из вас некоторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Смертными грехами оскорбляется вечное существо – Бог; поэтому и возмездие за оскорбление вечного Бога должно быть также вечное. Вот почему Свящ. Писание так часто напоминает нам о необходимости бороться с этими грехами, как с «врагами нашей жизни» ( Тов. 12: 10 ). «Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя» ( Сир. 4: 32 ). «Беги от греха, как от лица змия» ( Сир. 21: 2 ). Следуя этому наставлению, праведники Ветхого и Нового Завета во всех искушениях жизни говорили: лучше умереть, нежели согрешить. Искусительнице к прелюбодеянию отвечал прекрасный Иосиф: «Как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом» ( Быт. 39: 9 ). Поставленная в необходимость или согрешить, или попасть в руки своих преследователей и умереть, целомудренная Сусанна отвечала: «Лучше для меня не сделать этого, и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан. 13: 23 ). Подобным образом отвечали преследователям праведный старец Елеазар и мать Маккавеев со своими сыновьями (2 Макк. 6: 24 и дал.; 7: 2 и дал.). За ними следовали христианские мученики и святые всех веков. Они терпели тягчайшие страдания и преследования, подвергались даже ужаснейшей смерти, чтобы только сохранить свою совесть чистой от грехов. Каждый христианин, желающий спасти свою душу, должен последовать их примеру 720 . Что касается грехов несмертных, иначе простительных (peccata venialia), то по противоположности со смертными они суть те, которые не погашают жизни духовной, не отдаляют человека от Бога, так что можно ему без смущения обращаться к Богу и беседовать с Ним. Таких грехов бесчисленное множество, и от них никто не свободен. Поэтому и трудно определить, какие именно эти грехи, тем более, что несмертность греха зависит не от одной только маловажности предмета его, но и от внутреннего расположения духа. Положительно только можно сказать, что все грехи невинного неведения ( 1Тим.1: 13 ), неосмотрительности ненамеренной, иногда неприличия и неблагоразумия легкого, суть грехи несмертные, извинительные, потому особенно, что в них не участвовало намерение и желание сделать что недоброе 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Сол. 2:23–24; 1Кор. 15:53 ; 2Кор. 4:10–11 ; Мф. 27:53 ; 2Тим. 1:8–10 ; Мф. 9:21, 14–36 ; Деян. 19:12 ; Деян. 5:12–15 . Останки святых почитались еще в Ветхом Завете: Быт. 50:1–13 ; Исх. 13:19 ; как почитались и их могилы и памятники: 4Цар. 23:1–18 ; Мф. 23:29 . Тела христиан вообще, а святых угодников Божиих в особенности суть «члены Христовы», они «храмы живущего в них Св. Духа»: 1Кор. 6:15–17 ; Иоан. 6:56 ; 1Кор. 6:19–20 . Тела святых сохраняются нетленными: Сир. 49:12 ; Псал. 33:21 ; 4Цар. 13:20–21 ; Мф. 27:52–53 . Господь творит чрез мощи святых великие чудеса: Сир. 48:12–15 ; 4Цар. 13:20–21 . Как чрез одежду Христа, так и чрез одежду Его друзей, святых угодников Божиих, творились великия чудеса: Мф. 14:36 ; 4Цар. 2:8, 14 ; Лук. 8:43–48 ; Деян. 19:11–12 . Даже тень апостола Петра подавала исцеление больным: Деян. 5:15 . Тем более могут совершаться и, действительно, всенародно совершаются великие чудеса от мощей святых угодников, «друзей» Божиих. 5. О молитве за умерших. При рассмотрении последнего пункта сектантского лжеучения относительно единства Церкви земной и небесной, а именно – о молитве за умерших, мы также видим, что сектанты противоречат Св. Писанию, хотя и стараются обосновать на нем свое учение. Православная Церковь , как «столп и утверждение истины " ( 1Тим. 3:15 ), по этому вопросу учит так, как повелевает нам слово Божие, ни в чем не нарушая заповедей Божиих. Вознося молитвы за умерших, Святая Церковь признает, что они умерли только телом, душою же живы. «А живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ). Молиться за умерших установлено было еще в ветхозаветные времена. Иисус, сын Сирахов, пишет: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умерших не лишай милости» ( Сирах. 7 :З6). Пророк Варух молился за умерших так: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля ги сынов их, согрешивших пред Тобою» ( Варух 3:4 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Гл. 11. Ст. 11. Никто не осуждай другого, противополагая ему познание истины ( Рим.2:17–18 ); ослепление одного, по Божию промыслу о всех, отверзает очи другому ( Ин.9:39 ). Будет время, что заблудившийся возвратится на прежний путь добродетели, а вместе с сим обратит многих к Богу ( Деян.9:15 ). 23. Если оставивший Бога не останется в неверии, то Бог силен опять принять его ( Мф.19:26 ). 28. Бог любит детей ради отцов, и отцов ради детей, если они пребудут в вере и любви ( 1Тим.2:15 ). 26, 29. Кого Бог предопределил спасти, того хотя на время отвергает, но после спасает ( Рим.9:26 ). Гл. 12. Ст. 1. Кто распинает плоть со страстями и похотями, тот приносит тело свое Богу в жертву живую, святую и угодную Ему ( Гал.5:24 ). Служение Богу духом в умерщвлении страстей есть разумное служение ( Ин.4:24 ). 2. Кто оставляет греховную жизнь, у того новый ум, новые мысли, новые желания ( Еф.5:8 ). Когда человек грешит, то состаревается; а когда начинает жить в Боге, то обновляется ( Еф.4:22–24 ). 3. Всякий должен думать о себе скромно, и не присваивать себе того, что все имеем от Бога ( 1Кор.4:7 ). Кто присваивает себе то, что получил от Бога: тот думает о себе более, нежели должно думать ( 1Тим.6:17 сл.). 6–8. Каждому из нас дана благодать (дар), по мере дара (веры) Христова ( Еф.4:7 ). Вера есть благодать или Божий дар ( 1Кор.12:9 ). Каждый исполняй свою обязанность сообразно званию или тому состоянию, к которому призван ( 1Кор.7:20 сл. Лк.3:10–14 сл.). 10. Любите друг друга с нежностью, как братья; со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием снисходите друг другу, и (по смиренномудрию – Флп.2:3 ) отдавайте один другому предпочтение, почитая один другого лучшим себя. 15. Радуйся о благополучии другого, и разделяй с ближним его прискорбие. Помните узников, как бы и вы с ними были во узах; и страждущих, так как и вы сами находитесь в теле ( Евр.13:3 ). 16. Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, пребывая в единодушии и единомыслии ( Флп.2:2 ). Не возноси себе советом души твоея, да не расхищена (заклана) будет аки юнец душа твоя: листвие твое пояси, и плоды твоя погубиши, и оставиши себе яко древо сухо. Сир.6:2–3 ; Мф.3:10 – 21:19 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Из сказанного вы видите, что ваши дети должны быть веселы и жизнерадостны. Этого требует их детская природа, это согласно и со словом Божиим. Не лишайте поэтому детей ваших необходимого отдыха и развлечений, предохраняйте их возраст от мрачного настроения и неподвижного образа жизни. Доставляйте им, когда в продолжение года предоставляются к тому случаи, религиозные радости и утешения, эти самые чистые, светлые радости. Не омрачайте им и тех удовольствий, которые получают они от внешней природы. Делайте их восприимчивыми и к радостям домашним. Самый естественный и детскому возрасту соответствующий способ отдыха – это игра, а потому было бы жестоко лишать детей этого удовольствия. Выделяйте им известное определенное время для отдыха и игр – но при этом заботьтесь, чтобы эти развлечения и радости не заключали в себе ничего греховного, опасного и вредного для их тела и души, дабы как вам, так и вашим детям не постыдиться пред судом Божиим. Следите, насколько возможно, за играми детей своих и глубже старайтесь запечатлеть в душах их убеждение, что если они иногда и могут ускользать от глаз родителей, то никогда не укроются от глаз Бога Всеведущего и что святой Ангел Хранитель их наблюдает за ними и во время игр их. Поступайте так – и ваши дети будут расти здоровыми телом и душою на радость свою и на утешение вам. Скупость 126 Корень всех зол есть сребролюбие ( 1Тим.6:10 ) Едва ли есть такой порок, который был бы так повсюду распространен и греховность которого так мало сознавалась бы, как любостяжание, или скупость, состоящая в чрезмерной привязанности к деньгам и богатству и в отсутствии сострадания к ближним; а между тем с этим пороком особенно нужно бороться при воспитании детей. Дух Святой устами Сираха о чрезмерной любви к деньгам говорит так: Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им. Многие ради золота подверглись падению, и погибель их была пред лицем их ( Сир.31:5–6 ). А святой апостол Павел называет сребролюбие корнем всякого зла, и о тех, которые хотят быть богатыми, говорит, что желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу ( 1Тим.6:9 ). В других местах он причисляет лихоимство (любостяжание) к таким грехам, которые виновных в оных лишают Царствия Небесного. Знайте, говорит он, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф.5:5 ). А если так, то помните и не упускайте из вида того, как необходимо вам всячески предостерегать от этого порока как себя самих, так и детей ваших. Каким же образом родители должны предохранять детей своих от любостяжания и скупости?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Имена Божии, используемые в Священном Писании, как правило, указывают на те или иные свойства Бога или на действия Бога в мире. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Бог именуется «несозданным, безначальным, бессмертным, беспредельным, вечным, нематериальным, благим, обладающим творческой силой, праведным, просвещающим, неизменным, бесстрастным, В Катехизисе святителя Филарета, митрополита Московского, говорится: «Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Бог непостижим. Ветхозаветный мудрец спрашивает: «Кто может исследовать великие дела Его? Кто может измерить силу величия Его? и кто может также изречь милости Его? Невозможно ни умалить, ни увеличить, и невозможно исследовать дивных дел Господа» ( Сир 18:3–5 ). Апостолы говорят о Боге, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим 6:16 ;см.: 1Ин 4:12 ), ибо Только Сам Бог всецело знает Самого Себя ( 1Кор 2:11 ). О непостижимости сущности Бога говорят многие отцы Церкви. В IV веке эта тема приобрела особое значение в связи с необходимостью опровержения ереси Евномия, который считал, что возможно абсолютное знание сущности Божией, и таким образом отрицал непостижимость «Корнем всех зол» называет подобные мысли святитель Иоанн Златоуст : «Человек дерзнул сказать: я знаю Бога так, как Сам Бог знает Себя. Нужно ли обличать это… Это — явное безумие, непростительное безрассудство, новейший вид нечестия; никто никогда не дерзал ни помыслить, ни произнести ничего подобного. Подумай, несчастный и жалкий, кто ты и Кого исследуешь? Ты — человек, а исследуешь Бог невидим. На просьбу Моисея показать ему славу Божию Бог отвечает, что человек не может увидеть лицо Бога и остаться в живых ( Исх 33:18–20 ). В Новом Завете мысль о том, что Бог невидим, выражена столь же ясно: Бога «никто из человеков не видел и видеть не может», поскольку «Единый, имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете» ( 1Тим 6:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Но если Он не сотворен, Он не творение; если же Он не есть творение, Он одной и той же сущности, что и Отец. Всякая же сущность, которая не есть Бог, сотворена; то же, что не сотворено, есть Бог . Если же Сын не одной и той же сущности, что и Отец, Он есть тварная сущность; а если Он тварная сущность, то не все через Него начало быть; но если все «через Него начало быть», Он одной и той же сущности, что и Отец. А поэтому Он не только Бог, но истинный Бог. Об этом-то яснейшим образом и высказывается Иоанн в своем послании: «Мы знаем , что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Этот есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5, 20 ). 10. Поэтому мы соответственно считаем, что апостол Павел сказал «единый имеющий бессмертие» ( 1Тим.6, 16 ) не только об Отце, но о едином и единственном Боге, Который есть Сама Троица. Ведь сама жизнь вечная не смертна, как смертно то, что подвержено перемене. И поэтому Сын Божий, поскольку Он – «жизнь вечная», Сам мыслится вместе с Отцом, когда говорится: «единый имеющий бессмертие». Ибо и мы соделываемся причастниками этой вечной жизни и в меру свою становимся бессмертными. Однако одно дело – вечная жизнь, причастниками которой мы соделываемся; другое же дело – мы сами, будущие жить в вечности посредством этого причастия. Если же апостол и сказал о явлении Христа: «которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» ( 1Тим.6, 15–16 ), то не следует мыслить Сына отдельно [от Отца]. В самом деле, ведь даже Сын, говоря голосом Премудрости (ибо Он Сам есть Премудрость Божия) – «я одна обошла круг небесный» ( Сир.24, 5 ) – не отделял Отца от Себя. Тем более нет необходимости в том, чтобы мыслить только об Отце, исключая Сына, то, когда говорится: «единый имеющий бессмертие»; ибо сказано так: «Соблюди заповедь чисто и неукоризненно далее до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Объясн. Здесь разумеется зависимость каждого человека от Бога по бытию, но не по вере; ибо в последней могут некоторые люди и заблуждаться: Тит.1:10–11 ; 2Ин.1:10–11 . Но не может ли человек сделать что-нибудь и без Бога? Да, может, например, избрать доброе или злое, так как он свободен: Сир.15:17 ; Иер.21:8 ; некоторые люди, прельстившись одним своим умом, избрали себе ложный путь: Лк.18:11 ; Иуд.1:18–19 . 1Пет.3:14–16 . «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением; имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». Объясн. Как бы ни были добродетельны люди непокорные Церкви Христовой, за непослушание своё должны называться язычниками же: Мф.18:17 , ибо добрые дела могут быть и у последних: Рим.2:14–15 ; Деян.10:2 . К тому же не принимающие здравого учения: 2Тим.4:3 , и самовольно стремящиеся быть законоучителями: 1Тим.1:7 , называются не гонимыми за веру, а отступниками от веры: 1Тим.4:1 ; Иуд.1:18–19 ; а потому если иногда и заграждают уста таким лжеучителям, то они в этом случае терпят не за правду и не за имя Христово, но за производимые ими извращения Писания, за соблазн и своевольное отступничество: 1Пет.2:15 ; 2Пет.3:16 . 1Ин.4:2 . «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». Объясн. Апостол говорит здесь не об учениях и ересях, а только о случаях вдохновения в первенствующей церкви, когда тот или другой христианин в собрании вставал для проповеди, возвещая то, что влагал в его уста Дух. Апостол и даёт наставление, чтобы не всякому из таких проповедников давалась вера, но только тому, кто прежде всего исповедует воплощение Христа, потому что тогда было много еретиков: 1Ин.2:18 , отрицавших воплощение Христа: 2Ин.1:7 , и получавших вдохновения и откровения от духа лжи: Деян.19:13–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Особенно же тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной ( 36, 483 ). Пьяный не умеет распоряжаться своими речами с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей... все тратит и низвергает ( 36, 483 ). Пьяный более жалок, чем мертвый. Мертвый бесчувствен и не может делать ни добра, ни зла, а пьяный способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в плотском, умерщвляет свое тело ( 36, 484 ). Даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие – в умеренности, а в неумеренности – бесчувственность ( 36, 711 ). Пьянство – всегда зло, но особенно в Святые праздники. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление и унижение Божественных вещей; за это может быть и двойное наказание ( 36, 712 ). Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним ( 40, 67 ). Стяжал ли кто-либо целомудрие, стыдливость, пристойность, или кротость, или смирение – все это пьянство повергает в море нечестия ( 41, 593 ). Пьянство... это многообразный и многоглавый зверь... здесь вырастает у него блуд, там – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там – постыдная любовь ( 41, 715 ). Пьяница не может видеть Царствия Небесного. И что я говорю: Царствия! Пьяница не видит и настоящих предметов. Пьянство превращает дни в ночи, свет во тьму; пьяный, глядя во все глаза, не видит и того, что у него под ногами ( 41, 593 ). Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием ( 42, 860 ). Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объядением и пьянством. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 170 ). Вино, как все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо», – говорит апостол, – и «ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим. 4, 4 ). И в книге Бытия пишется: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1, 31 ). «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно... Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя», – говорит Сирах ( Сир. 31, 31, 33 ), ибо, так употребляемое, веселит печального, подкрепляет немощного. Потому и к святому Тимофею апостол написал: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим. 5, 23 ). Потому и святой Павел запрещает не пить вино, но упиваться: «не упивайтесь вином» ( Еф. 5, 18 ). Ибо одно – пить вино, другое – упиваться вином ( 104, 324–325 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Помни, что ты рожден от них, и что можешь ты воздать им, как они тебе? ( Сир. 7:29,30 ). Благодарность должна простираться и за пределы жизни родителей, выражаясь в молитвах и поминовении их. Духом детских обязанностей определяется и все отношение учеников к учителям и воспитателям, вообще младших к старшим. Младшие повинуйтесь старшим, говорит апостол ( 1Пет. 5:5 ). Старца не укоряй, но увещевай, как отца... стариц, как матерей ( 1Тим. 5:1,2 ). Что касается взаимных отношений между братьями и сестрами, то уже от природы они находятся в тесном союзе, на основании которого должно развиваться нравственное сообщество и единение между ними, взаимную пощаду, деление благ без зависти и бескорыстно, а также услуживать друг другу. Происходящие столкновения между братьями и сестрами, как следствие близости отношений, должны быть поскорее устраняемы. Старшие дети должны помогать родителям в воспитании младших. А со смертью родителей они должны заступить их место для младших детей. Насчет вообще отношений между родственниками апостол Павел говорит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверных ( 1Тим. 5:8 ). К семейному дому в широком смысле слова принадлежит и служебный персонал. В наше время слышится много жалоб на прислугу, которая, в свою очередь жалуется на своих хозяев. В старые времена между ними существовали личные и нравственные отношения, теперь же все сводится только к денежной договоренности. Хозяевам важна только наибольшая польза от домашних работников, а для этих последних хозяева лишь источник дохода. Авторитет и почитание, взаимное участие в жизни отошли на задний план. Поэтому для улучшения отношений в семейном доме надо восстановить нравственные или личные отношения между хозяевами и работниками. Хозяева должны видеть людей в своих домашних работниках, уважать их и любить, как братьев о Господе ( Филим. 16 ), перед Которым нет раба, ни свободного ( Гал. 3:28 ), и у Которого нет лицеприятия ( Еф. 6:9 ). Потому хозяева должны не только платить жалование ( Иак. 5:4 ), но и принимать участие в их жизни и давать советы и наставления в затруднениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010