Рим.5:12 , посредством «множества богатства своего»: ст.7, ср. Притч.11:4 ; 1Пет.1:18–19 . Слова этого места к молитвам Православной Церкви об умерших не относятся потому, что молитвами об умерших мы совершаем не искупление от первородного греха, которое совершено Господом Христом и подаётся христианам в таинстве Крещения ( Ин.3:5 ), и совершаем не посредством богатства, а посредством усердного моления о братиях перед Господом: ср. Иак.5:16 ; 1Тим.2:1 . Слово Божие, заповедующее нам молиться о всех людях, не делает никаких ограничений в этом отношении, наше дело молиться, миловать же будет Господь: Лк.18:1:7 . Молясь о всех умерших, мы оказываем помощь действительно нуждающимся и не повредим ни осуждённым, ни спасённым. Если бы наши молитвы в самом деле оказались излишними для умерших спасённых людей, то эти молитвы будут спасительны для нас самих: Мф.10:13 ; Пс.34:13 . На всех почти службах Церковь без просьбы и без вознаграждения молится о всех умерших людях. Когда же священнослужители принимают вещественную благодарность за свои молитвы о богачах, тогда они принимают заслуженное и дозволенное Господом вознаграждение за труд: Лк.8:3:10:7 ; 1Кор.9:7–14 . Когда богачи дают пожертвования в пользу Церкви и её служителей, то они дают доброе употребление из своего богатства, как догадливые сыны века сего по заповеди Христа: Лк.16:9 . Основные места Священного Писания в учении о молитве за умерших, которые необходимо заучить наизусть Лк.20:38 . Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы. Рим.14:8 . А живём ли, – для Господа живём, умираем ли – для Господа умираем, и потому живём ли, или умираем, всегда Господни. Мф.21:22 . И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Сир.7:36 . Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Тов.4:17 . Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! 2Мак.12:43–45 . Он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении. Ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая и благочестивая мысль! – посему принёс за умерших умилостивительную жертву. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

6 . Ибо здесь горделивая душа преступает меру и некоторым образом становится жадной, ведь именно жадность – корень всех зол ( 1Тим.6:10 ). А еще сказано: начало всякого греха [P. 350] – гордость ( Сир.10:15 ). И мы порой спрашиваем, как согласуются между собой эти два изречения: «корень всех зол есть жадность» и «начало всякого греха – гордость». Если начало всякого греха – гордость, то и корень всех зол – гордость. Разумеется, корень всех зол – это жадность, и мы обнаруживаем жадность в гордыне, ибо человек в ней преступил меру. Ведь что значит быть жадным? Значит выйти за пределы достаточного. Адам пал из-за гордыни. Ибо сказано: начало всякого греха – гордость. Но разве не из-за жадности? Кто более жаден, чем тот, кому было недостаточно предоставленного Богом? Ведь мы читаем, братья, что человек был создан по образу и подобию Божию. И что Бог сказал о нем? «Да имеет он власть над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким скотом, который ходит по земле» ( Быт.1:26 ). Неужели Он сказал: «Да имеет он власть над людьми»? «Да имеет власть», – сказал Он. Он дал ему естественную власть (potestatem naturalem). Над кем он должен иметь власть? Над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким скотом, который ходит по земле. Почему власть человека над всем этим естественная? Потому что человек обладает этой властью в силу того, что был создан по образу Божию. Но в чем он был создан по подобию Божию? В том, что обладает разумом, умом, внутренним человеком; в том, что разумеет истину, различает праведное и неправедное, знает, Кем он был сотворен, способен уразуметь Создателя своего, восхвалять Создателя своего. У него есть это понимание, потому что есть благоразумие. Поэтому, когда многие в результате злых похотей истерли в себе образ Божий и посредством превратных нравов погасили в себе это, так сказать, пламя разумения, Он воззвал к ним в Писании: «Не будьте как конь, как лошак, которые не имеют разума» (ср. Пс.31:9 ). То есть: «Я поставил тебя над конем и лошаком, [P.352] Я сотворил тебя по подобию Моему, Я дал тебе власть над ними. Почему? Потому что они не имели разумения; ты же посредством разума воспринимаешь истину, понимаешь, Кто выше тебя. Подчинись Тому, Кто выше тебя, и будут подвластны тебе те [твари], над которыми ты поставлен». Но, поскольку вследствие греха человек покинул Того, Кому должен быть подвластен, он оказался подвластен тем, над кем должен был быть [господином].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Все дела и поступки создаёт Аллах (см.: К.37:96), а человек лишь усваивает или приписывает эти дела себе в соответствии со своими намерениями. Современные исламские богословы под влиянием христианства склонны несколько смягчать учение о предопределении. Например, считается, что произвольные деяния зависят от воли человека, но сами деяния создаёт Аллах. «Если человек выберет добро и будет прилагать усилия для его выполнения, то Аллах создаст добро. Если человек выберет зло и будет использовать усилия для совершения этого, то Аллах создаст зло» 98 . Тем не менее и в таком случае Аллах фактически выступает если не в качестве заказчика, то по крайней мере в качестве исполнителя преступлений, замышляемых грешниками. Такое представление о Боге и о свободе человека является нравственно неприемлемым с точки зрения Библейского Откровения и православного богословия. Например, преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753) в своём сочинении «Точное изложение православной веры» прямо говорит о том, что «Бог не Виновник зол» 99 . Рассматривая библейские цитаты и толкование ранних отцов Церкви на них, он в полном согласии с православной традицией утверждает, что Бог не создал зла по природе, то есть зла нравственного. Зло есть лишь результат свободного произволения грешников, действия которых попускаются Богом, ибо без свободы невозможно представить себе не только греха, но и подлинно прекрасного – добродетели 100 . Уже в Ветхом Завете Господь предлагает израильтянам самим свободно сделать выбор относительно соблюдения Его заповедей (см.: Втор.30:16–19 ), так как Всеблагой Бог не желает никому погибели и не предопределяет её: ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:3–4 ; ср.: Иез.33:11 ). Бог не выламывает дверь нашей души, Он ждёт, когда человек сам проявит свою свободу, без которой невозможно себе представить ни искренней веры, ни нравственности, ни справедливого воздаяния, ни подлинной любви: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ). Насколько возвышенно в отношении свободы человека и полемично в отношении Корана звучат слова из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Не говори: „Он (Бог) ввёл меня в заблуждение“, ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его ( Сир.15:12–14 ). Поэтому Божественная Премудрость и справедливость заключается в том, что всю ответственность за совершенные грехи или воздаяние за добродетели несёт сам человек: ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из древних писателей Церкви про частный суд как отдельный от всеобщего говорит Тертуллиан : «Душа (грешника после его смерти) первою должна испытать суд (Божий), равно как и первою была виновницею во всем содеянном; но при этом она должна дожидаться своей плоти, дабы получить воздаяние и за то, что было ею содеяно при посредстве повиновавшейся ее велениям плоти» 78 . Надо знать и другое: если кто, будучи христианином, признан на частном суде достойным осуждения, у него остается надежда на избавление от мук по молитвам Церкви. Сектант : Невозможно умершим ходатайствовать за живых, ибо Бог будет судить каждого по делам его и по высшей Своей правде, суд же, выносящий приговор по стороннему ходатайству, не может быть праведным. У апостола Павла ясно сказано: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Слова, подобные этим, мы находим и в других местах Священного Писания, которые относятся к Последнему суду. Священник : Бог, без сомнения, воздаст каждому по делам его (ср.: Пс.61:13 ), но утверждение, будто молитва за умерших не имеет пред Богом никакой цены, совершенно чуждо истине. Из Писания мы видим, сколь важна наша молитва за других. А иначе незачем было бы и великому Павлу обращаться к ученикам с увещанием: прежде всего... совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков ( 1Тим.2:1 ). И у апостола Иакова читаем: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Тот же апостол Павел призывал единоверных братий молиться о нем (см.: Еф.6:19 ). Но если молитвы наши помогают живым, отчего не могут они помочь усопшим, коль скоро и те живы душой и Бог, по слову Писания, слышит их? Уже в Ветхом Завете святой пророк Варух молился: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля... Не вспоминай неправд отцов наших ( Вар.3:4–5 ). О пользе же молитв и приношений за усопших свидетельствует Вторая книга Маккавейская (см.: 2Мак.12:42–45 ), где рассказано, как Иуда Маккавей принес за умерших воинов умилостивительную жертву, да разрешатся те от греха, и даже сама его мысль об этом названа святой и благочестивой ( 2Мак.12:45 ). И от премудрого Иисуса, сына Сирахова слышим: Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости ( Сир.7:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

1.1 БИБЛИЯ 8 . Научное богословское исследование должно начинаться с изучения библейских оснований того или иного учения и церковной практики. Поэтому в изучаемой нами проблематике необходимо задаться вопросом о том, рассматривает ли Священное Писание вопрос об участи некрещеных младенцев в принципе. Так, предварительное ознакомление с Новозаветными Текстами убеждает нас в том, что первые христианские общины не задавались вопросом о возможности достижения спасения новорожденными и некрещеными младенцами. Говоря о практике крещения, Новый Завет обычно подразумевает крещение взрослых. Но сами по себе, новозаветные свидетельства не исключают возможности крещения детей. Так, в Деяниях Апостольских говорится о крещении уверовавших «со всем домом своим» (oikos) ( Деян.18:8 , ср. 16:15 и 33) (ср. также 1Кор.1:16 ), что дает возможность предположить крещение младенцев вместе со взрослыми. Отсутствие однозначных свидетельств по данному вопросу, возможно, объясняется тем фактом, что главной темой Писаний Нового Завета был (не вопрос крещения сам по себе (А.С.)), но первоначальное распространение христианства по всему миру. 9 . Отсутствие ясного учения об участи некрещеных младенцев в Новом Завете не означает невозможности ссылки на основные данные библейского учения в богословской дискуссии. Среди таковых: 1) Воля Божия о спасении всех людей (ср. Ин.3:15, 22:18 ; 1Тим.2:3–6 ), благодаря победе Иисуса Христа над грехом и смертью (ср. Еф.1:20–22 ; Фил.7–11 ; Рим.14:9 ; 1Кор.15:20–28 ). 2) Всеобщая человеческая греховность (ср. Быт.6:5–6, 8:21 ; 3Цар.8:46 ; Пс.129:3 ) и реальность того, что все, происходящие от Адама, рождены во грехе ( Пс.50:7 ; Сир.25:24 ), а потому обречены на смерть (ср. Рим.5:12 ; 1Кор.15:22 ). 3) Утверждение необходимости веры для спасения верующего (ср. Рим.1:16,17 ) и, одновременно, необходимость Крещения (ср. Мк.16:16 ; Мф.28:19 ; Деян.2:40–41, 16:30–33 ) и Евхаристии (ср. Ин.6:53 ), преподаемых Церковью. 4) Христианское упование превосходит человеческую надежду (ср. Рим.4:18–21 ). Оно возвещает, что Живой Бог – Спаситель всего человечества (ср. 1Тим.4:10 ), Который, в жизни со Христом, сделает всех причастниками Своей Славы (ср. 1Фес.5:9–11 ; Рим.8:2–5, 23–25 ). Христиане же должны быть готовы дать отчет в этом своем уповании (ср. 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Отступники «здравого учения принимать не будут» ( 2Тим.4:3 ср. 2Кор.4:3, 4 ; Пс.49:16, 17 ) и не станут почитать за святыню «Кровь Завета» ( Евр.10:29 ). Напротив, отступники сами «пожелают быть законоучителями» ( 1Тим.1:7 . ср. Рим.12:3 ), хотя они и «невежды», ничего «не разумевшие» ( 2Пет.3:16 ; 1Тим.1:7 ; 2Тим.3:7, 8 . ср. 1Кор.8:2, 10:2 . Сир.38:25 ). Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают слово Божие» ( 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ), вообще «говорят превратно» и «пустословят» ( Деян.20:30 ; 1Тим.1:6 ; Тит.1:10 ср. Рим.10:3 ; Дан.7:25 ). Действуя «льстивыми словами», «обольщая ласкательством» и «хитрым искусством» ( 2Пет.2:3 ; Рим.16:18 . Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . ср. Быт.3:1–5 ), отступники производят «разделение и соблазны» ( Рим.16:17 ср. Гал.5:20 ; 2Фес.3:11 ). Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями» и «лютыми волками» ( 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ср. 2Тим.3:1–5 ), отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», «вид благочестия» ( Мф.7:15 ; 2Кор.11:13–15 ; 2Тим.3:1–5 ср. Прит.16:25 ). Настоящее имя таким людям – «еретики» ( Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 ); они «не много успеют», и конец их по делам – «недремлющая погибель» ( 2Тим.3:9 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 ср. Прит.16:25 ). Присматриваясь к жизни, мы видим, что в последнее время у нас некоторые из людей простых и целые дома отделяют себя от единства веры и переходят к иному благовествованию; здравого учения православного они не принимают и не считают святыней Кровь Завета во св. причастии. Будучи ничего не разумеющими невеждами, они с книгою Нового Завета ходят, чтобы быть законоучителями, но они только извращают Св. Писание. Своими ласкательными словами они производят в народе и в семьях смуту, соблазн и разделение. На самом деле они суть люди своевольные, злословят высших, особенно священников и епископов, ругаются над священными предметами, каковы св. крест и иконы; а между тем принимают смиренный вид настоящих верующих христиан и апостолов, вид людей благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Слова, поставленные в квадратных скобках, восстановлены по переводам, так как они не сохранились в рукописи, сильно попорченной в этом месте. Гр. и Сл. «живяй» и Сир. «муж» передают одно и то же Евр. слово : как существительное, оно означает «господин, муж», а как причастие – «владеющий, обладающий или «женатый»; смысл тот же: «счастлив имеющий разумную жену», – Сир. вместо «разумную» свободно ставит: «добрую». Дале в Сир. читается: «кто не пашет на воле и осле вместе», – так же, видимо, читалось и в Евр., и все это полустишие повторяет слова Вт. 22, 10: «да не ореши юнцем и ослятем вкупе». Там закон этот стоит в тесной связи с запрещением засевать поле двумя родами семян и делать одежду из льна и шерсти вместе (ст. 9 и 11, ср. Лев. 19, 19 ). По-видимому, у позднейших евреев это выражение стало употребляться в переносном смысли, подобно тому, как в таком смысле употреблялось и выражение: «да не обратиши вола молотяща» Вт. 25, 4, ср. 1Кор. 9, 8–12 , 1Тим. 5, 17–18 . По связи речи в данной притче, можно думать, что образ вола и осла, запряженных вместе, указывает здесь на семейный разладь, происходящей от несходства характеров мужа и жены, или – нескольких жен, так как во времена бен-Сира многоженство было обычным явлением; вол и осел несходны между собою ни по силе, ни по росту, и совместная работа их, запряженных в одно ярмо, принесла бы мало пользы и была бы утомительна для обоих. Счастлив тот, кто «не пашет на воле и осле вместе», т. е. пользуется семейным согласием, – и сам не нарушает мира в своей семье, и домашних удерживает от раздоров. В Евр. вместо ôэшôр «на воле» ошибочно написано кэшôр. «как вол», – смешаны сходные буквы каф и бет. Вторая притча 11 стиха в Гр. и Сл. начинается: «и иже», но в Сир. и Эф. «счастлив тот», и это следует признать более правильными «Иже языком (своим) не поползнеся», т. е. не погрешает своими устами, воздержен на язык (ср. 23, 6–19). Последнее полустишие называет счастливым того, «кто не служит недостойному себя», Евр. никлег от во 2-й форме «быть презренным, ничтожным», – разумеются, вероятно, язычники, в пользу которых часто приходилось работать евреям, жившим среди них; вообще тяжело человеку благочестивому и разумному повиноваться лицу, стоящему ниже его по умственным и нравственным качествам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Очевидно, что этим выражением Екклесиаст указывает на большую испорченность человеческого рода вследствие грехопадения человечества (ср. ст. 20; Иов.14:5 ) Общее название стоит здесь для обозначения в частности мужеской половины человечества, вместо (ср. пс.105:11 с 1Пар.16:21 ), подобно тому, как в Нов. Зав. νθρωπος иногда ставится вместо ανρ (ср. напр. Мф.19:10 ). – «А женщины между всеми ими не нашел». Выражение гиперболическое, которое не должно быть принимаемо во всей его, силе, т. е. будто Екклесиаст хочет сказать, что между женщинами вообще не встречается никакого благочестия, никакой праведности; такое предположение противоречило бы гл. 9:9; кн. Прем. Сол.5:19; псал.128 и др. местам Библии . Он хочет сказать только, что между женщинами, вообще говоре, нравственная доблесть встречается реже, чем между мужчинами, а еще более то, что в женщине грех легко принимает весьма опасный, губительный характер (ср. ст. 26), потому что женщина более склонна в притворству и обману, более склонна соблазнить и перехитрить других (ср. Быт.3:6 ; Сир.25:24 ; 1Тим.2:12–14 и др.) Подобный взгляд на женщину мы встречаем в поговорках разных народов, напр. арабов, греков, и в талмуде. Поговорка арабов: «Женщина – сеть сатаны». Поговорки греков: «Море, огонь и жена – три зла в мире». – «Где женщина, там и плохо». – «Неукротимее всех зверей – женщина». – «Жена для мужей – буря в доме». – «У женщин нельзя найти верности». Изречения талмуда: «Лучше следовать льву, нежели женщине». «Кто следует совету своей жены, тот попадает в преисподнюю». «Ум женщин – ветряный», «Берегись лукавства твоей жены: потому что вот текут её слезы, но тут же и обман». Автор кн. Екклесиаст тем более мог с такою резкостью говорить о женщине, что он влагает свою речь в уста Соломона; а между тем Соломону, как известно, любовь к женщинам служила главным препятствием к проведению в жизнь его теоретической мудрости, женские сети, которыми он был уловлен, воспрепятствовали ему достигнуть высокой цели его жизни и остаться верным своему призванию.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

С другой стороны, если социалисты так негодуют на христианство за то, что оно, рассказывая известную историю грехопадения и наказания прародителей наших, объявило труд проклятым, а для них, социалистов, труд, напротив, есть сладость и святыня, – то почему же они наряду с этим так много хлопочут о сокращении часов труда и так глубоко возмущаются тем, что рядом с «трудящимися массами» и за их счёт существуют праздные и тунеядные богачи? Не сквозит ли в этом тщательно скрываемое, однако, невольно прорывающееся наружу желание уподобиться именно богачам и освободиться от труда? Да, несомненно, мы имеем совершенно ясное учение слова Божия об уважении к труду: «трудящийся достоин пропитания»; «сладок сон трудящемуся»; «не красть и не тунеядствовать нужно, а трудиться своими руками»; «много трудов предназначено человеку»; «нужно быть почтительным ко всякому трудящемуся»; «уважать трудящихся у вас»; «наипаче же достойны не только уважения и почтения, но и сугубой награды и чести трудящиеся в слове и в учении»... Всё это – наставления слова Божия о труде, и таковыми уроками полно Священное Писание ( Мф. 10:10 ; Лк. 10:7 ; 1Тим. 5:18 ; Еф. 4:28 ; Сир. 40:1 ; 1Кор. 16:16 : 1Сол. 5:12 ; 1Тим. 5:17 ). Но рядом с этим так же несомненно и учение о том, что труд дан и в наказание человеку за грех: человек в поте лица с того времени ест хлеб свой, пока не возвратится в землю, из которой взят, за то, что, сотворённый от земли, он восстал на небо и на Творца своего. И в том же Священном Писании слышим, как говорится иногда о труде с каким-то вздохом тяжёлого горя: всем трудам человека нет конца ( Еккл. 4:8 ), но ничего не возьмём мы от труда своего ( Еккл. 5:14 ; ср. Пс. 38:7 ); блажени мертвии, умирающие о Господе; ей, глаголет Дух, почиют от трудов своих ( Откр. 14:13 ), а здесь на земле, увы, «народы трудятся для огня» ( Авв. 2:13 ), и «труд человека для рта его, а душа его не насыщается!» ( Еккл. 6:7 ; ср. Прит. 5:10 ; Иов. 5:7 ). Всмотритесь и вдумайтесь в связь слов апостольских, которые мы взяли сегодня из литургийного чтения за основу собеседования: апостол поставляет труд свой среди других видов страдания за благовестие Христово. Даже доныне, говорит он, мы терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками... ( 1Кор. 4:12 ). Наконец, не напрасно и в нашем выразительном языке самое слово «труд» звучит, как сродное слову – страдание...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Необходимым моментом в деле попечения нашего о здоровье является также разумный труд как упражнение наших сил в различных занятиях. Если ничто так не вредит благосостоянию души и тела человека, как праздность и бездействие (ср. Сир. 33:28 ; Притч. 13:4; 21:25 ; 1Тим. 5:13 ), то привычка к правильному труду, напротив, развивает и укрепляет тело, дает ему бодрость и свежесть и сообщает естественную красоту. Обстоятельные по этому вопросу данные могут быть отысканы всяким желающим в науке – гигиене. Труд по самому наименованию своему предполагает известную тягость. Однако сам по себе он не чужд человеческой природе в ее нормальном состоянии ( Ин. 5:17 ) и потому должен не только не быть нам в тягость, но и быть приятным для нас. И таким он действительно бывает, т.е. совершается с радостным одушевлением, только при том условии, если он не служит, по выражению пророка, «не в сытость» трудящемуся ( Ис. 55:2 ). Цель труда – «насыщать» человека не в смысле только материального обеспечения его ( 1Тим. 6:8 ), но и предоставления ему возможности к достойному человеческому существованию. И не только человек, но даже неразумная природа не должна быть эксплуатируема. По крайней мере, «возделывать землю» ( Быт. 3:23 ) с еврейского буквально значит «служить земле», т.е. не истощать ее добыванием хлеба и денег, а стараться улучшать ее саму. Современный социализм упрекает христианство в том, будто бы оно презрительно относится к труду как к чему-то противному его идеалам, и будто бы это презрение к труду «проходит красною нитью через всю христианскую культуру» 585 . Но едва ли справедлив этот социалистический упрек, брошенный по адресу христианства. Уже в Ветхом Завете, который является по отношению к Новому как бы начальными страницами в единой книге Божественного Откровения ( Евр. 1:1–2 ), труд одобряется, а праздность или леность порицается. «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает», – говорит Премудрый ( Притч. 10:4 ). Он же посылает людей нерадивых и ленивых поучиться трудолюбию к муравьям и пчелам: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010