Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине священник М. Обухов 31.10.2012 18.04.2023 ( 16  голосов:  4.3 из  5) Оглавление О лечении и врачах Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача! ( Сир.38:1-15 ) Исцеление зависит от Бога. Оно может быть, а может не быть, в зависимости от воли Божией Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; ( Пс.102:3 ) О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня. Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? ( Иер.8:21-22 ) Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены. ( Пс.6:3 ) И ходил я к врачам, но они не помогли мне. ( Тов.2:10 ) Сила Господня являлась в исцелении больных ( Лк.5:17 ) от Него исходила сила и исцеляла всех ( Лк.6:19 ) Он [Господь] возвышает душу и просвещает очи, дает врачевство, жизнь и благословение. ( Сир.34:17 )

http://azbyka.ru/zdorovie/bibliya-o-vrac...

Некогда через пророка Моисея Господь говорил израильтянам: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят... будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.11:44–45 ). «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом... И будете у Меня людьми святыми» ( Исх.19:5, 22:31 ). Слушая Господа и смиренно принимая для руководства в жизни Его слова, человек будет пребывать в благословении Божием и жизнь свою станет устроять праведно, свято, словом, по-Божьи. Кто же в гордом самомнении кичливого разума отвергает послушание слову Господню и, вопреки ему, живет по-своему, живет нечестиво, тот, лишаясь благословения Божия, навлекает на себя Его проклятие. «Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него» ( Пс.108:17 ). Жизнь гордого человека всегда греховна, всегда проходит в удалении от Господа. Сказано ведь: «Начало греха – гордость» ( Сир.10:15 ). «Начало гордости – удаление человека от Господа» ( Сир.10:14 ). Всякий грех удаляет человека от Бога, и чем тяжелее содеянный грех , тем дальше человек отходит от Господа и тем ближе оказывается к диаволу. «Вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя» ( Пс.72:27 ). «Не слушает голоса Божьего, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается» ( Соф.3:2 ). Кто хочет приближаться ко Христу Богу, тот должен отстраняться от всего, что противно Христу, отстраняться от мира, лежащего во зле (ср.: 1Ин.5:19 ), ибо Сам Христос говорит: «Я не от сего мира» ( Ин.8:23 ). Под миром подразумевается, по толкованию блаженного Феофилакта, «вообще все, враждебное Богу» 40 . Нам дана заповедь любить Бога всем существом; а значит всякая иная любовь должна подчиняться этой любви, «соединяться с ней, проникаться ею. Все земные блага, по заповеди Божией, надобно ценить и употреблять, как дары Божии, во славу Божию, и не к чему земному – ни к людям, ни к вещам – не должны мы привязывать сердца свои настолько, чтобы эта привязанность могла вредить нашей любви к Богу... Тот грешит, кто, наслаждаясь дарами Божиими, прилепляется к ним и забывает о Благодетеле; любит дары, а не Подателя даров; наслаждается дарами к оскорблению Бога, «дающего нам все обильно для наслаждения» ( 1Тим.6:17 ) " 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

А в прославленной, нетленной и бессмертной плоти мы и теперь знаем Христа, ибо вкушаем пречистую Его Плоть и пьем всечестную Его Кровь в таинстве Св. Причащения ( Ин. 6:51–58 . 1Кор. 10:16–17. 11:23–30 ). 9) Сектант: Умершие, тем более их мощи, не могут прославлять Господа: «от мертваго, как от несуществующаго, нет прославления: живый и здоровый восхвалит Господа» ( Сир. 17:25–26 ). Объяснение православного: Из предыдущего (24-го) стиха видно, что здесь говорится об умерших ветхозаветных людях, еще не искупленных Кровию Христа и находящихся в аде, где, конечно, не было прославления Бога: «Кто будет, спрашивает Сирах, восхвалять Всевышняго в аде, вместо живущих и прославляющих Его?» А затем поясняет: «от мертваго, как от несуществующаго, нет прославления». В Новом же Завете, после совершенного Христом искупления людей от греха и после победы Его над адом ( 1Кор. 15:54–57 ), праведные прославляют Бога не только на земле, но и на небе ( Откр. 4:8–10. 5:8–14 ), прославляют Его не только молитвами при жизни, но и чрез святые свои тела по смерти, как, напр., прославили Бога кости Елисея, воскресившие из мертвых прикоснувшегося к ним человека ( 4Цар. 13:20–21 . Сир. 48:15. 46:22–23 ). Затем, нужно заметить, что не мощи сами собою прославляют Бога, но Сам Бог, дивный во святых Своих, прославляет Себя чрез их святые останки. 10) Сектант: Мертвые не могут совершать никаких чудес: «разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? разве мертвые встанут и будут славить Тебя»? ( Пс. 87:11 ). Объяснение православного: Дальнейшие слова этого псалма такие: «или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения – правду Твою» (ст. 12–13). Из всего приводимого псалма видно, что находящийся в очень тяжелых обстоятельствах пророк просит Господа, скорее, пока он еще жив, проявить над ним чудо милости Своей, избавив от множества постигших его бедствий, ибо, когда он умрет, то уже не сможет сам в могиле прославить и возблагодарить Бога за Его великую милость; не услышат его прославления и находящиеся в могиле, предавшиеся тлению, умершие люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6:7-8); еже боятися Господа Бога твоего (Втор. 10:12). Говорит же и Иов: Да приидет моя мольба ко Господу, пред Ним же да каплет око мое (Иов. 16:20). И Анна горевала в Силоаме, плакала и молилась Господу, говоря: аще призриши на смирение рабы Твоея и помянеши мя, и даси рабе Твоей семя мужеско (1 Цар. 1:11). И услышал ее Господь и послал ей пророка Самуила. И другая Анна — [жена] Иоакима плакала в саду своем и просила о чаде и получила Святую Деву Марию — Матерь по плоти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Давид: Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи (Пс. 38:13). И будучи услышан, говорит: Милостив Господь и Праведен… смирихся, и спасе мя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения (Пс. 114:5, 6, 8), ибо сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5). Итак, благоугожду пред Господем во стране живых (Пс. 114:9). И словами: Ходящии хождаху и плакахуся (Пс. 125:6), как я думаю, он о нашем пленении говорит, ибо описанное прежде [теперь] относится к нам. Так и мы должны о самих себе, как те [о себе], плакать горько. Прежде всего о пожаре в святом граде Иерусалиме, и о перенесении святого креста Христа Бога нашего в Персию, и о погибших в стольких войнах, потому что они нам сотелесники и единоверцы. Как и пророк Иоиль вопиет: плачитеся жерцы, служащии жертвеннику, внидите, яко опустеша земля, поспите во вретищих, служащии Богу… восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди Твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во языцех: где есть Бог их?(Иоил. 1:13, 10; 2:17). Потому что в нашей власти — умолять непамятозлобного Господа, как научает пророк Софония, говоря: Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15:17), но кто будет оправдывать согрешающего против души своей (Сир. 10:32), кроме горячих слез с сокрушением? Ибо всегда жаждет спасения нашего Благой и Милосердный Владыка, как и Апостол свидетельствует, говоря:Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Во время жатвы хлеба, собирания маслин и винограда, Израильтяне должны были оставлять в пользу пришельцев, сирот и вдов снопы на поле, ветви с неснятыми плодами в садах ( Втор.24:19–21 ). Заимодавцам запрещено было брать в заклад одежду у вдовы ( Втор.24:17 ). Псалмопевцы славу Бога Израилева поставляют между прочим в том, что Он есть Отец сирот, Судия и Покровитель вдовиц: «Отец сирот и судия (Защитник) вдовиц Бог во святом Своем жилище» ( Пс.67:6 ). «Господь хранит странников, помогает сироте и вдовице» ( Пс.145:9 . Слич. Втор.10:17–18 ). У пророка Исаии Господь, отвергая вещественные жертвы и лицемерные празднования Иудеев и указывая, что Ему может быть благоугодно, в числе благоугодных дел требует от них внимания и справедливости к сиротам и вдовам: «защитите сироту, разберите дело вдовы» ( Ис.1:17 ). Подобно сему ап. Иаков сущность истинного благочестия поставляет в том, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях ( Иак.1:27 ). Закон Моисеев повелевает торжественно проклинать того, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову ( Втор.27:19 ). У сына Сирахова говорится о Боге: «Он не презрит молитвы сироты, ни вдовы, когда она изливает свои жалобы. Не текут ли слезы вдовы по щекам ее? И не вопиет ли она на того, кто выжимает их у нее» ( Сир.35:14–15 )? И Господь слышит вопль вдовиц. Опыт свидетельствует, что слезы вдовицы не проходят даром для ее обидчиков: они наказываются даже в настоящей жизни, если не лично, то в лице потомков до третьего и четвертого рода. На вопрос: отчего на этих потомках тяготеет гнев Божий, может быть дан во многих случаях справедливый ответ: отец, дед, прадед, обидели сироту или вдову, и вот их дети, внуки и правнуки не столько несут на себе ответственность за чужую вину, сколько получают предостережение не впадать в ту же вину. Но благо тем, которые принимают человеколюбивое участие в деле сирот и вдов. «Будь сиротам вместо отца и вместо мужа (т.е. будь покровителем) матери их; и ты будешь сыном Вышнего; Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя» ( Сир.4:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Впрочем, не всякого должно и можно учить, как говорит Писание: не обличай злых, да не возненавидят тебя; ибо обличение нечестивому есть раны ему ( Прит.9:8, 7 ). У кого поступки злы, обхождения дерзки, тех людей должно оберегаться и избегать их, не давать им Божественного совета. Ибо, по слову апостола, душевный человек не приемлет то, что от Духа Божия ( 1Кор.2:14 ). Не требует мудрости муж скудоумный, зане паче водится безумием (Прич.18:2). И еще сказано: яко слепляяй черепья и возбуждаяй спящаго от глубокаго сна, тако учай безумнаго ( Сир.22:7 ). Посему с безумным не множи словес, уклонися от него, да не уныеши безумием его ( Сир.22:12, 14 ). И Господь Сам говорил ученикам Своим: вот Я посылаю вас, как овец среди волков, – и вы будьте мудры... ( Мф.10:16 ), не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами и обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Под названием волков, псов, свиней разумеются люди, преданные злобе, пьянству и нечистоте; таким не следует преподавать слово Божие, которое дороже золота и честнее дорогих камней. Но дай, как сказано, наставление мудрому, и он будет премудрее; поучи праведного, – который любит Божию правду – и он приумножит знание ( Прит.9:9 ). А таких, которые говорят: мало ли что написано; где все исполнять! – таких что учить. Если и воплощенное Слово, Им же вся быша, не могло привести в познание истины народ жестокосердый; если и при виде чудес Сына Божия многие из людей говорили: кто может послушать Его, то не должно быть дивно, что есть и ныне много таких, которых нельзя вразумить. И о таких нет сомнения, что они не наследуют Царствия Божия, вне которого будут все псы, как сказано, и любодеи (Ср. Откр.22:15 ) – все пьяницы, досадители и малакии (Ср. 1Кор.6:10 ). Ибо все сии, которые закону Божию не покоряются, да и не слушают, не суть слуги Божии; они и ныне не имеют в себе жизни Божией по причине невежества и ожесточения сердца. Однако ж, несмотря на злобу и бесчувственность людей мира сего, которых вся забота только о здешней жизни, мы должны быть добрыми воинами Иисуса Христа и всевозможно стараться о распространении Царствия Божия на земле сей, где царствует еще дух мира сего и держит во власти своей великое множество людей, – всех сынов века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Такова была деятельность Божественных посланников-пророков. Они всегда стояли на высоте своего положения и призвания. Падал народ, падали и священники, но пророки всегда были духовными вождями народа; их голос всегда и неизменно раздавался, как гром, и заставлял людей опомниться и исправиться. Отступавший от Бога народ часто хотел видеть в пророке только забавного певца с приятным голосом (см.: Иез. 33:32 ), хотел слышать только то, что усыпляло дремлющую совесть. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка ( Иер. 28:9 ). От пророков требовали, чтобы они не пророчествовали правды, а говорили только лестное: Сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева ( Ис. 30:10–11 ). Такие требования соединялись с угрозами, например, мужи из Анафофа говорили: Не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших ( Иер. 11:21 ). Шемаия Нехеламитянин писал в Иерусалим: Почему же ты не запретишь Иеремии Анафофскому пророчествовать у вас ( Иер. 29:25–32 ). Пророков и подвергали гонениям. Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем... ударил... Иеремию... и посадил его в колоду (mahpechel – 2Пар. 16:10 ), которая была у верхних ворот Вениаминовых ( Иер. 20:1–2 ); того же пророка Седекия заключал во двор стражи (см.: Иер. 32:2 ); священники и пророки и весь народ после одной речи Иеремии схватили его и сказали: Ты должен умереть! – требовали для пророка смертного приговора (см.: Иер. 26:7–11 ). Тяжела была жизнь пророка (см.: Иер. 20:14–15 ), но ничто не заставляло пророка изменить своему призванию; он всегда был, как огонь, и слово его всегда горело, как светильник ( Сир. 48:1 ). Священники, как мы отмечали уже, нередко совершенно подчинялись государственной власти, участвовали в политической борьбе династий и партий. Не то представляло пророчество. Пророчество участвовало только в борьбе между добром и злом. О пророчестве вообще можно сказать, что Сирах говорит о пророке Елисее: Он не трепетал пред князем... ничто не одолело его ( Сир. 48:13–14 ), а также и то, что Господь говорит об Иеремии: Будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя ( Иер. 1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Кто из нас не хочет быть отверженным от Бога, тот должен знать, что только тот пребудет в век пред Богом, кто милость и истину Его взыщет ( Пс.60:8 ). Потому всяк, как сказано, иже не научится правде на земли и истины не сотворит, да возьмётся нечестивый, да не видит славы Господни ( Пс.26:10 ). Итак, нужно учиться закону Господню, нужно стараться познавать всякую правду Божию (праведное определение Божие), ибо заповедал Господь заповеди Его сохранити зело ( Пс.118:4 ), и не дал ослабы ни единому согрешати ( Сир.15:20 ). Господь сказал: не любящий Меня, слов Моих не соблюдает ( Ин.14:24 ). Царствие же Небесное уготовано одним только любящим Бога ( Иак.2:5 ). Итак, погибает тот из нас, кто не заботится об исполнении всякой заповеди Божией. Но человек – грешник, как сказано, уклоняется от обличения, и по воле своей обретает извинение ( Сир.33:19 ). Он говорит: какой же в том грех, что я забочусь о том, о чем нельзя не заботиться? И не понимает он, что грех есть не иное что, как сопротивление Богу, нарушение Его повелений, непокорность и вражда на Бога. Кто хочет примириться с Богом или смириться пред Ним, тот должен возлюбить закон Господень и исполнить всякую правду. Ибо мног, как сказано, мир бывает только любящим закон Господень ( Пс.118:165 ). А кто не любит его, не хочет исполнять его, тот уже не раб, а противник Божий, враг Креста Христова ( Фил.3:18 ). Только живущие по плоти, Богу утодити не могут ( Рим.8:8 ), как сказано; а живущие по духу, поступающие по слову Господню – ибо слово Господне дух есть (Ср. Ин.6:63 ) – хотя и знают, что пища и одежда сами собою не изготовляются человеку, но и тому верят, что иметь заботу о них грешно и противно Богу, когда Он не велит о том заботиться. Знаю я вас, – говорил Господь иудеям, которые не верили, что учение Его есть от Бога, – вы не имеете в себе любви к Богу. Аз истину глаголю; но вы не верите Мне – (тогда как любовь всему веру емлет). Аще не уверуете, умрете во гресех ваших; но сие скрыто от очей ваших ( Ин.5:42; 8:24, 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

4. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, 4 . Одно лишь томит душу псалмопевца, – это удаление от дома Божия, т. е. скинии, между тем как он всегда о том только и молил Господа и того только и желает теперь, чтобы пребывать ( жити) в Его доме (т. е. точнее при доме или вблизи его, так как скиния в собственном смысле не была и не могла быть чьим-либо жилищем кроме Самого Господа) во все время жизни своей, созерцать (зрти) красоту Господню, т. е. благолепие устройства скинии и всего совершаемого в ней богослужения (ср. Пс.25:8 ), и с раннего утра возносить молитвы во святилище (ср. Пс.5:4; 60 :, 2–3; 1Пар.23:30 ; Сир.47:12 ). Слав.-русск. посщати храмъ стый єг, т. е. Господа – соответствует грек.-лат. (=сирск.); но кажется, значение посещать дано переводчиками евр. слову (леваккер) вследствие смешения его с сходным с ним в письме словом (лефаккед), потому что после выражений: пребывать в доме Господнем и созерцать красоту Господню, – такое значение является неуместным и излишним и по евр. т. не вяжется с следующим за ним дополнением храм, как стоящим с префиксом – (бегейхало), что зн. во храме Его (ср. Пс.10 евр. 11:4). По употреблению в Лев.27:33 ; 4Цар.16:15 ; 1Ездр.4:19; 5:17 ; Иез.34:12 и Притч.20:25 правильнее бы было слово перевести значением: размышлять (бл. Иероним: attendam) или еще лучше, – в сопоставлении его с значением производного от него слова (бокер) – утро (как Абен Езра и Соломон Рати по Гейеру и Деличу), передать славянским выражением: треневати, т.е. совершать утреннюю молитву ( Пс.62:2 ), или – ранним утром предаваться благоговейному размышлению о Боге ( Ис.26:9 ; ср. Сир.39:6 . Ср. русск. пер. Библ. Общ. и Лонд. рано посещать. Амвросия 3. Кам. и Амфилохия: посещати заутра). Слово свтый читается только по Александр., Альд. и Комплют. Библиям и в толковании бл. Феодорита, и внесено в т. в соответствие параллельным выражениям Пс.5:8; 10:4; 22:2 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Еще в Ветхом Завете премудрый Сирах писал: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями ( Сир.3:2 ). Из глубины веков слышим голос этого великого мудреца, обращающегося к детям: делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания ( Сир.3:8–9 ). Апостол Павел полагает религиозные законы послушания детей своим родителям во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол.3:20 ). И в другом Послании говорит: дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ). Послушание и покорность детей есть заповедь Божия, данная с особыми обетованиями ( Мф.15:4 ; Мк.7:10 ; Еф.6:2–3 ). Апостол указывает на одно из главных оснований и побуждений к искреннему послушанию (повиновению) родителям – внутреннее чувство почитания родителей. Послушание служит обнаружением этого внутреннего чувства почитания и любви. Возможно послушание и не из почитания, а или по страху, или по каким-либо расчетам, например, материальным. Апостол Павел указывает, как на основание почитания родителей, на заповедь Божию, данную с обетованием: чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая в обетовании: да благо ти будет, и будеши долголетен на земли ( Еф.6:2–3 ). Что может быть справедливее, как повиноваться тем, от которых мы получаем бытие, воспитание и направление жизни? Слово Божие указывает, что дети должны видеть в родителях представителей Творца и Промыслителя, чрез них изрекающего Свою волю ребенку, – это главное основание послушания и почитания родителей 563 . «Заметь, – говорит святой Иоанн Златоуст , – какое удивительное основание для добродетели (послушания) полагает Апостол – и справедливо – в почитании и уважении родителей! Запретив худые поступки и намереваясь приступить (к учению) о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых (плодов), а потом и прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?» 564

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010