15:10). И не только Апостол стал нам во всем примером, но и Сам Господь наш Иисус Христос на Себе показал нам всё. Ибо будучи безгрешен и будучи Богом и не нуждаясь в телесном, Он все принял, чтобы сотворить [на деле] и научить нас (Мф. 5:19). Ибо Он постился сорок дней (Мф. 4:2), утрудился от пути (Ин. 4:6), не имел, где приклонить голову (Мф. 8:20), и проводил ночи в молитвах к Богу (Лк. 6:12). Ему же слава во веки. Аминь.     Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 10, 5—11, 6. Слово 87. О поспешении    Поспешение по Богу во всякое время и [Col. 1701] [во всяком] деле прекрасно. И Владычняя первая заповедь та, которая переводит из рабства в свободу. Ибо и народу из Египта было повелено спешно выйти и достичь доброй земли, из мрачного рабства — в свободный свет, и Пасху заповедано им было с поспешностью вкушать (Исх. 12). И Павел пишет Тимофею, говоря:Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным (2 Тим. 2:15). И прибавляет: Все подвижники воздерживаются от всего (1 Кор. 9:25). И другой: Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра; и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя (Сир. 6:36, 35). И опять-таки: всегда поучайся в заповедях Господних: храни твое сердце (Сир. 6:37); Не удаляйся от повести старцев, и ты научишься от них рассудительности (Сир. 8:12); Рассуждение твое да будет с разумными, и всякая беседа твоя — в законе Вышнего. Да вечеряют с тобой мужи праведные (Сир. 9:20-21). Посему это ко всем подходит, а в особенности к сущим вне житейских дел, каковыеизволили приметатися в дому Бога (Пс. 83:11), а особенно те, кого Господь привел к Себе. Поэтому если через лень впадем в пренебрежение, то отменится и прежнее — прощенное нам. Так же как нагреваемое золото, если окажется в пренебрежении, то приобретает жесткость, так и усердный: если допустит небрежение в течение одного часа, то охлаждается от благодати, и тотчас прилетают мухи греха, и исчезает благо ухание его духовного делания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Ласточка, не учась, знает, как вить гнездо. Ежик тоже не ходит в школу, но строит себе жилище с двумя выходами. Все животные, не учась, владеют уменьем обеспечить жизнь себе и потомству. Но самое главное, все ремесленники научились мастерству у природы и у животных, а не животные у человека. Какая скверная вещь гордыня Перестаньте так безрассудно [упиваться] своей гордыней, ибо это начало и корень любого греха. Как говорит Сирах, «начало греха – гордость» ( Сир.10:15 ). Ведь она ненавистна не только Богу, но и людям. По его же словам, «гордость ненавистна и Господу и людям» ( Сир.10:7 ). Причем во всем: в делах, во внешнем виде, в манерах и даже в словах. Поэтому прекратите гордиться тем, что вы самый преуспевающий и образованный мастер. Как советует Сирах, «не согрешай гордым словом» ( Сир.32:14 ). Скажу вот еще что. В уме и помыслах старайтесь не грешить. «Мерзость пред Господом», – говорит Соломон, – «всякий надменный сердцем» ( Притч.16:5 ). Дабы Бог не наказал вас за самопревозношение и не ослепил вас, чтобы вы не могли видеть свою работу: «Очи надменные унижаешь» ( Пс.17:28 ), чтобы Он не покалечил и не сокрушил ваши руки так, что вы не сможете работать: «Мышцу же гордых сокрушит ли еси?» ( Иов.38:15 ) 111 . А славу и имя, которое вы получили благодаря своему успеху. Он сотрет и уничтожит: «Сокруши нечестивых на местах их» ( Иов.40:7 ). Так вы будете уничижены перед людьми: «И уничижением от гордых» ( Пс.122:4 ) 112 . Что к этому добавить еще? Не гордитесь, чтобы ни жена, ни чада ваши, ни весь ваш дом не опустел и не был уничтожен, как написано: «Так опустеет и дом высокомерного» ( Сир.21:5 ). Всю славу нужно воздавать Богу Всю славу должно воздавать Богу. Он даровал вам жизнь, знания, орудия труда, чтобы вы научились мастерству и преуспевали в трудах. Но все эти дары Бог отдал людям. Только славу оставил главным образом и прежде всего Себе: «Не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ). И это совершенно справедливо. Ведь Бог – первопричина всех благ и для ангелов, и для людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Зависть и гнев сокращают жизнь, а забота наводит преждевременную старость (30:26). Не говори: я поступлю с сим человеком, как он поступил со мною, и отмщу ему за обиду. Не делай никому того, чего себе не хочешь от других ( Притч.24:29 ; Тов.4:15 ). Не радуйся падению врага твоего, и да не восхищается сердце твое о его преткновении. Не веселись о смерти его; но вспомни, что все мы помрем ( Притч.24:17 ; Сир.8:8 .) Прощай ближнего твоего, ежели он тебя обидел; и Бог разрешит твои грехи, когда ты помолишься Ему (28:2). Человек хранит гнев против человека, и просит от Господа исцеления! Не имеет сострадания к подобному себе, и молится о прощении грехов своих! Будучи плотью, хранишь гнев: и кто же очистит грехи его? (28:3–5). Ежели враг твой голоден, накорми его; ежели жаждет, напой его ( Прит.25:22 ). Не устраняйся от плачущих; и с сетующими сетуй ( Сир.7:37 ). Не ленись посещать больного; сим укрепится между вами любовь (38). Ссужай ближнего во время нужды его; и отдавай долг в назначенный срок (29:2). По состоянию твоему твори милостыню: имеешь много, подавай много; имеешь мало, подавай и из малого охотно ( Тов.4:7–8 ). Правда и суд Господу приятнее жертвы ( Прит.31:3 ). Милующий нищего взаим дает Господу; и Господь воздаст ему за воздаяние его (19:17). Милостыня очищает всякий грех; избавляет от смерти, и не попускает снити во тьму ( Тов.12:9, 4:11 ). Не отвращай очей от бедного, хотя бы он и сильно докучал тебе, и не давай повода просящим у тебя проклинать тебя в след ( Сир.4:5 ). Склоняй охотно слух твой к нищему, и отвечай ему благосклонно и с кротостью (8). Притесняющий бедного оскорбляет Сотворившего его; а чтущий Бога милует нищего ( Притч.14:31 ). К благодеяниям не примешивай укоризн, и к подаянию – слов огорчительных. Не прохлаждает ли зноя роса? Так и доброе слово лучше даяния. Подлинно часто слово бывает лучше великого дара. А то и другое подает человек благосердый ( Сир.18:15–17 ). Не презирай честного человека за его бедность; и не почитай грешника за его богатство (10:26).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Тяжело было Иоакиму, но каково было его праведной жене? Что думала она об уходе своего супруга в пустыню? Значит, так ненавидит он ее и презирает за неспособность подарить ему ребенка? Значит, даже не суждено ей скоротать с ним свою одинокую старость? А к насмешкам за бесплодие добавятся еще новые насмешки, что даже муж от такой жены убежал в пустыню. И будут судачить праздные люди о ней, говоря, что, наверное, вот как раз о такой жене гласит Священное Писание: что можно перенести всякую злость, только не злость женскую и что лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою (ср.: Сир. 25: 15, 18). «Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на нее. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа… Сердце унылое, и лице печальное, и рана сердечная – злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа» (Сир. 25: 19–26). Но Анна воистину была праведной женщиной и любящей супругой, а «добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лице во всякое время веселое» (Сир. 26: 3–4). Вместо того чтобы побежать разыскивать Иоакима по пустыне или в отчаянии бродить по городу, рвя на себе волосы и жалуясь каждому встречному, какая она несчастная перед Богом и людьми, Анна в глубокой скорби – не от того, что ее ожидает незавидное будущее и всеобщее презрение, а от того, что она «жена добрая и не знающая чем утешать мужа своего, а утехи Израилевой, дитя, дать ему лишенная», – приносит свою скорбь только Богу в молитве и посте. И когда казалось, что не только оставлена надежда на деторождение, но и сами эти двое несчастных праведников-стариков уже не увидятся, не обнимут друг друга, плача о своей участи, – произошло чудо, празднуемое нами торжественно сегодня. Отдельно и Иоакиму, и Анне явился Ангел Господень и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению небесного вестника праведные супруги встретились в Иерусалиме, где по обетованию Божию у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Так сбылись слова Писания: «В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней» (Сир. 10: 4). С этого чудесного события и началось во временном историческом пространстве разворачивание боготканого полотна нашего с вами спасения.

http://pravoslavie.ru/97230.html

Не бывайте несмысленны, но познавайте, – что есть воля Божия. Так говорит нам апостол Павел, и еще он же научает: смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые ( Еф.1:15, 17 ), ибо век сей предан лукавому духу, и сыны века сего несмысленны, все неразумны, – никто из них не хочет исполнять или даже знать воли Божией. О, как мы должны быть осторожны! Как исполнены страха Божия и заботы о своем спасении! Господи! – взывал Давид, – отврати очи мои от суеты; не дай овладеть мною никакому беззаконию. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти; открой очи души моей, и увижу чудеса закона Твоего ( Пс.118:37; 133:36, 18 ). Если так молился Давид, пророк Божий, то нам ли, преданным суете земной, не нужно просить Бога об избавлении от того зла, в коем лежит весь мир? Мы ли, которых помышление, как свидетельствует слово Божие, от юности прилежит прилежно на злая ( Быт.8:21 ), не должны заботиться, чтобы Господь отвратил сердца наши от любоимения и неразлучной с ним заботы и скорби, вместо же того все желание обратил бы к слушанию сладчайших слов Его? Ибо ничтоже есть, как сказано, лучше и страха Господня, ничтоже сладчае, токмо внимати заповедем Господним ( Сир.23:36 ). Блажен, кто научится ныне страху Господню, возлюбит от всей души этот корень премудрости Божией. Ибо корень премудрости, еже бояться Господа, сказано; а боящемуся Господа благо будет напоследок, – он в день скончания обрящет благодать ( Сир.1:20, 13 ). Потому и Давид взывал: кто есть человек, бояйся Господа? И пророческим гласом вещал: Господь укажет ему путь, который избрать; душа его будет почивать во благе ( Пс.24:12, 13 ). Будем знать, что только тот, кто ходит, как сказано, с премудростью, спасется ( Прит.28:26 ) – кто живет со страхом Божиим и во всем поступает осторожно, кто постоянно вдает душу свою в размышление о законе Вышнего. Потому и учит Писание: стяжи премудрость, стяжи разум, да даст главе твой венец благодатей ( Прит.4:5, 9 ). Для сего – всею душою приступи к ней, и всею силою твоею соблюди пути ее, исследуй и взыщи, и познана ти будет ( Сир.6:27, 28 ). И аще взыщеши ея, яко серебра, и, якоже сокровища, испытавши и, тогда уразумевши страх Господень и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ), а с тем вместе и милость у Господа, великое у Него избавление. Ибо страх Господень чист ( Пс.18:10 ), как сказано: он отревает грехи и на стезях любления поставляет. Любление же Господа есть преславная премудрость: любящих и любит Сам Господь ( Сир.1:21, 13, 14, 4, 15 ). О сем Сам Он свидетельствует так: имей заповеди Моя и соблюдай их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Нек-рые исследователи выделяют в книге позднейшие вставки: 44. 15 (о Енохе), 48. 9-11 (об Илии) и 49. 16-18 (об Адаме и о др. праотцах) ( Mack. 1985. P. 199). Содержание и основные темы Творец и Премудрость Божия Богословие И., с. С., к. близко во мн. темах к богословию Книги Притчей Соломоновых. Бог - Творец и Промыслитель всего мира (Сир 17. 1-17; 18. 1-14; 42. 15-43) и человеческой жизни (2. 10), каждому Он «по всеведению Своему» назначил свой путь (33. 7-14, особенно ст. 11). Центральное место в богословии И., с. С., к. занимает учение о Премудрости Божией, во многом сходное с учением Книги Притчей Соломоновых (ср.: Притч 1. 20-33; 8-9). Премудрость Божия вечно пребывает с Господом (Сир 1. 1; ст. 4: произошла «прежде всего») и свидетельствует о себе в деяниях Господних. Сама Премудрость говорит о Господе: «Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки» (24. 10). Господь «излил ее на все дела Свои» (1. 9); она «вышла из уст Всевышнего» (24. 3) и может быть познана в природе (14. 21 - 15. 10; 24). Премудрость открывает человеку закономерности мироздания: «Я показываю тебе учение обдуманное и передаю знание точное. По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Навек устроил Он дела Свои, и начала их - в роды их» (16. 25-27). Закон и мудрость человека Мудрость человека проявляется в его вере в Бога и покорности Богу. Начало и конец всякой человеческой мудрости есть страх Божий (Сир 1. 11-28). В истории домостроительства Премудрость явлена как данный народу Божию закон (24. 8-9), соблюдение к-рого отождествляется автором со страхом Божиим. Отсюда постоянный призыв автора исполнять заповеди. Явленная в творении Премудрость и данный в синайском Откровении закон - лишь различные выражения единой Божественной воли (24. 3-11). Премудрость, пребывавшая «по всей земле и во всяком народе и племени» (24. 6-7), «укоренилась» в народе Божием и имеет особую власть в Иерусалиме, «в наследственном уделе Господа» (24. 12-13). Если природа подчинена уставам Премудрости, то человек имеет свободу выбора и сам несет ответственность за свои поступки. «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (15. 14-15, 17). Нравственные наставления

http://pravenc.ru/text/293952.html

Кто любит жизнь, и желает видеть благополучные дни, тот удерживай язык свой от зла, и уста свои от лукавых речей. ( 1Пет.3:10 ) Не слови шепотник, и языком твоим не уловляй; на тати бо студ есть, и зазор лукав над двоязычным. Сир.5:16–17 . В долготерпении благополучие царем: язык же мякок сокрушает кости. Притч.25:15 . На друга и на врага не поведай, и аще не будет тебе греха, не открывай: слышал ли еси слово, да умрет с тобою. Сир.19:8 и 10. Удаляйся от свара, и умалиши грехи: человек бо яр разжизает свар, и муж грешник возмятеть други, и посреди мирных вложит клевету. Сир.28:10 . 17. Истинный мудрец душой чист, со всеми в мире, во всем кроток, кому должно послушлив, ко всем милосерд, беспристрастен и нелицемерен (сл. Иак.11:1 ). 18. Кто любит наслаждаться внутренним Божиим миром, тот всякую добродетель совершает с любовию ( Кол.3:14, 15 ). Премудр сердцем приимет заповеди: непокровенный же устнама остроптевая запнется. Притч.10:8 . Гл. 4. Ст. 1. Чтобы не иметь раздоров и распрей, поступайте по духу, и похотей плотских не исполняйте ( Гал.5:16 ). Каждый заботься не о себе только, но и о пользе других. ( Флп.2:4 ) 3. Если мы не получаем от Бога, чего просим; то это значит, что не на добро просим, а на то, чтобы удовлетворить вожделениям нашим ( Мф.20:21, 22 сл.). 4. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир; в том нет Божией любви ( 1Ин.2:15 ). Дружба с миром есть духовное прелюбодеяние и вражда против Бога, ревнующего о славе Своей. 4–5. Живущий в нас Дух Божий, обручив нас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор.11:2 ), ревнует о нас ревностью; и так кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5–6. Живущий в нас Дух Божий до ревности любит Бога ( Рим.8:16 ); Бог же чем более кто Его любит в себе самом, тем большую дает тому благодать. ( Рим. 8:14 ). Не гордый, а смиренный любит Бога; почему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Рим.8:14 сл.). 8. Бог не принимает нашей молитвы, если у нас и руки и сердце нечисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Е. открывает и завершает ряд героев и праведников ВЗ: «Енох угодил Господу и был взят на небо,- образ покаяния для всех родов» (Сир 44. 15). В Сир 49. 16 перечисляются праведники-праотцы: Е., Иосиф, Сим, Сиф, Адам, а о Е. сказано: «Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху,- ибо он был восхищен от земли» (Сир 49. 14). В Книге премудрости Соломона датируемой мн. совр. исследователями эпохой эллинизма, говорится о Е., хотя он и не назван по имени ( Winston D. The Wisdom of Solomon. Garden City (N. Y.), 1979. P. 139-140), весьма возвышенно: «Как благоугодивший Богу, он возлюблен и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем 4. 10-15). Е., т. о., особо выделяется из числа ветхозаветных праведников, о к-рых речь идет в 10-й гл., и становится ветхозаветным образцом святости. Прем 4. 20 - 5. 8 представляет собой переложение 1 Енох 62-63, а Прем 2. 1-4. 9 содержит множество совпадений с 1 Енох 102. 6-103. 15 и 108. 8-9, 13 (см. комментарий Дж. Никелсберга к соответствующим стихам 1-й Книги Еноха). В межзаветных апокрифах Е. предстает как образец праведника, книжник, мудрец и тайнозритель, познавший тайны творения и устройства мира, его прошлое и будущее. Более того, явно прослеживается тенденция к наделению Е. ангельскими атрибутами. Наконец, с именем Е. начинают связывать астрологические и астрономические открытия. Так, Псевдо-Евполем (вероятно, самаритянский автор нач. II в. до Р. Х.) упоминает Е. как одного из первооткрывателей астрологии, передавшего сыну Мафусалу некие знания, полученные им от ангелов ( Euseb. Praep. evang. IX 17. 8-9).

http://pravenc.ru/text/189985.html

Истина, наконец, такова. Бог, единый благой, а лучше сказать, Сама Благость, и человека сотворил благим. Однако Он не хотел принуждать его к добру (поскольку благому это не свойственно), но сотворил его самовластным, по Своему подобию (ведь и Сам Он самовластен), т. е. даровал человеку природную способность разумного стремления (как говорит божественный Максим в диспуте с Пирром) (PG 91, 293B.), чтобы с помощью ее он устремлялся к добру не принудительно и насильно, но самовластно и добровольно, и к добру его влек как врожденный разум, цель которого – истина, так и врожденная воля, цель которой – благо, как говорит Аристотель: «Благо есть то, к чему все стремится» (Arist. EN I, 1//TLG 86/10, 1094а, 3.). Возможно, Сирах имел в виду то же самое, говоря: Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его ( Сир.15:14 ), т. е. позволил и ему самовластно по собственному побуждению желать доброго, чтобы и воздаяние ему было больше и добро считалось его собственным, «чтобы, – по словам Григория Богослова , – добро принадлежало сделавшему выбор не меньше, чем Подавшему семена» (Greg. Nazianz. Or. 45. 8//PG 36, 632C.). Бог настолько далек от того, чтобы дать человеку самовластную силу или свободу стремиться ко злу, что даже дал ему заповедь, предохраняющую от стремления ко злу, и пригрозил смертью за такое стремление. Из всего сказанного следует, что Бог сотворил человека самовластным, однако для того, чтобы он устремлялся только к благу, а не равно и к благу, и к злу, и что человек обладает силой и свободой творить только добрые дела, а не дурные. Объясняя именно это, апостол говорил: Созданы на добрые дела (а не и на злые тоже), которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10 ). Если же кто-нибудь будет ссылаться на слова Сираха (или других каких-нибудь отцов): Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою и Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему ( Сир.15:16–17 ), в которых, как может показаться, мудрец предполагает, что существует некая сила воли, стоящая между добром и злом, благодаря которой человек склоняется к добру и ко злу, то мы отвечаем следующим образом. Во-первых, говорит он это о том состоянии человека, в какое он сам себя привел после падения: желает то добра, то зла, а не о том состоянии, в каком человека создал и хочет видеть Бог . Во-вторых, сам Сирах, который сначала говорит так, в конце той же главы, как бы поправляя сказанное, заключает волю только в благе, а не и во зле тоже и говорит, что Бог не давал никому заповеди быть нечестивым и разрешения и свободы грешить: Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить (там же) ( Сир.15:20 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Когда апостолы спрашивали Самого Господа о времени восстановления царства Израилева, Господь отвечал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:6–7 ). Сообразно с целями Своего мироправления, Бог в определенные времена воздвигает и том или другом народе потребных мужей в качестве орудий для выполнения мудрых целей Его управления народами. В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней ( Сир.10:4 ). Так, задолго до рождения Кира пророк преднарек имя его, предсказал его появление, его победы и отношение к израильскому народу ( Ис.45:1–2 ). В своих победах сам Кир видел назначение, определенное ему небесным Владыкою всех царств и народов ( 1Ездр.1:2 ). Пр. Иеремии Сам Бог говорил: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя ( Иер.1:5 ). В том же смысле говорит о себе апостол, что он избран Богом на апостольское служение от чрева матери своей ( Гал.1:15 ). Власть, без которой существование общества не мыслимо, происходит от Бога. Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет ( Дан.4:22, 29 ; сн. Сир.10:4 ), Он низлагает царей и поставляет царей ( Дан.2:21 ; сн. Иер.27:5–6 ). Каждому народу поставил Он вождя ( Сир.17:14 ; сн. 10:4; Прем.6:1–3 ). Он дарует от Себя властителям или царям державу и силу ( Прем.6:3 ), венчает их славою и честью ( Пс.8:6 ), елеем святым помазывает их ( Пс.88:21 ; 1Цар.12:3–16 ; Ис.41:1 и др.), так что с того дня почивает на них Дух Господень ( 1Цар.16:11–13 ). Наконец, Сам же Он и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду ( Притч.8:15–16 ); сердце царя – в руке Господа ( Притч.21:1 ). Поставляемые через царей, как помазанников Божиих, низшие власти поставляются Богом, почему повиновение власти, по учению апостола, есть повиновение Божию повелению и установлению: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010