Желаю, чтобы мирно проводили святые дни праздника и встретили новый год благоговейно. Остаюсь многогрешный И. Макарий. 24 декабря 1846 года. 119 «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным». ( Ефес.6:12 ); равно и оружия воинства нашего не плотския, но духовные, способные на разорение твердем вражиим ( 2Кор.10:4 ), о коих также пишет св. Апостол; «сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют ( Ефес.6:13 ), и проч. Он велит препоясаться истиною, облечься в броню правды, обуть нозе в уготование благовествования мира, восприять щит веры, в немже возможно все стрелы разжженныя лукавого угасить и шлем спасения восприять и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Ефес.6:12–17 ). Вооружась сими оружиями, надобно приступать к брани со многим смирением, а не с самонадеяннием; а что брань сия необходима, для хотящих спастись, то и премудрый Сирах возбуждает: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение( Сир.2:1 ), и проч. А какого бы рода ни последовали искушения, как надобно укреплять себя в оных, прочти у св. Макария египетского в 7 слове, 13, 14, 15, 16 и 17, так же у св. Исаака Сирина слова: 34, 35, 36 и 37 и в 51 слове часть, и у св. аввы Дорофея . Видишь, что хотящим спастись неминуемо предлежит брань духовная со врагами душ наших: которые нас борят и побеждают через наши же страсти; что вижу и в твоем устроении, описанном тобою. Зависть и ненависть, мучащие тебя, не суть вновь родившиеся, но крывшиеся в сердце твоем тайно страсти; а случаем раздражённые и обличенные. По учению св. аввы Дорофея , подобно «как вредные произрастения во время зимы кроются в земле, и никто не видит и не знает об них; а когда весенняя влага и теплота воздуха коснется их, они произрастают, и могут свободно исторгаться; так и страсти наши, о них же Псаломник пишет: внегда прозябóша грешницы, яко трава, и проникоша вси делающие беззаконие, яки да потребятся в век века ( Пс.91:8 ); т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Более спорным является отождествление (поддерживаемое Винклером и др.) Габири – Евреев с завоевателями, бандитами и грабителями, обозначенными идеограммой SA–GAZ или только идеограммой GAZ (другие пишут: GAS) в нескольких письмах той же коллекции. Опасность возвещается государю Египта правителем Тира Абимильки, правителем Сидона Зимриди, etc. и в особенности в —297— тридцати письмах Риб-Адди, правителя Губла (Гебайля, Библос), Эти SAGAZ, таким образом, атакуют северную Финикию; их находят также в области Дамаска. Это плохо согласуется с традицией Евреев относительно завоевания Ханаана. Если бы было доказано, что Габири суть Евреи, то Исход нужно было бы поместить не в царствование Менефта, как это вообще делали без решительного доказательства (cf. Vigouroux, La Bible et les decouvertes modernes, 6-e et dernière ed., p. 288), но на два века ранее. Тутмес III будет Фараоном Исхода (cf. Е. Lindl (cath.), Cyrus, p. 39:40). Для больших подробностей относительно даты Исхода смотр. статью Маллона: L " Egypte et la Bible. Переходим к эпохе Царей. 1Цар.20 :34 рассказывает нам, что Израильский царь Ахав заключил союз с Бен-ададом II, царем Дамаска, после того, как он его разбил при Афеке. Надпись Салманассара II подтверждает эти данные интересным образом: царь Ассирии через победу при Каркаре в 854 году торжествует над коалицией, в которой Ахав Израильский ( А-га-аб-бимат Сир- " -ля-аи ) с 10.000 человек и 2000 колесниц сражался рядом с Бен-ададом II из Дамаска (называемым в ассирийском тексте Дад " Идри ( = Гадад-идри, Гададезер, по Шрадеру, или Бир " идри, по Винклеру). Библия дополнена в другом пункте черным обелиском Салманассара II, в котором упоминается о «дани Ииуя, сына Омри» (Амри (или Омри), бывшего основателем Самарии, почему ассирийцы и называли Израильское царство Бит или мать Гумри, Дом или страна Омри). Ииуй или его посланник изображен распростертым ниц перед великим государем (842 до И. X.). Тот же памятник говорит о 1, 121 колеснице и 470 лошадях, взятых в тот же год у «Газаеля Дамасского», который, действительно назван в 1Цар.14:15, 16 государем Дамаска и современником Ииуя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вера удостоверяет христианина, что все в жизни совершается от Бога, и поскольку Господь всеблаг, то любые события человек должен принимать как спасительные для себя. Христианин должен проявить мудрость, обращая все случающееся в жизни во спасение души и извлекая из каждого события душевную пользу. Кто входит в намерения Божии, тот ублажается и блаженствует; кто не хочет войти и уклоняется от них, тот становится отверженным и страдает» с. 224]. Если человек уклоняется от намерений Божиих, то это не значит, что они останутся неисполненными. «Одни лица не исполнили, другие вступят на место их, чтобы исполнить; если не исполнят, вызваны будут третьи, четвертые, пока, наконец, явятся такие, которые верно их ИСПОЛНЯТ» [Там же]. Истинный христианин предает себя всецело в волю Божию, заботясь постоянно только о том, чтобы никаким образом не преступать заповедей Божиих и принимать от Него «большое и малое как благо» с. 34]. «Разумная тварь ничего разумнее сделать не может, – наставляет святитель Феофан, как всесовершенно предаться Промыслу Божию, премудро, благостно и праведно все устрояющему, предаться безвозвратно, на жизнь и смерть, на время и вечность» с. 14]. Если человек с самоотвержением старается угодить Богу через исполнение заповедей Господних, то и Бог его будет блюсти, как зеницу ока. «Блаженна душа, почившая в руках Божиих! Как младенец у груди матерней, покоится она на руках Божиих» с, 13]. Промышление Божие обнимает целые царства и народы. Не случайно возникают и исчезают с лица земли отдельные народы. Каждому народу премудрость Мироправителя предназначила и свое время, и свое место на земле, пределы бытия и степень благоденствия. «Будущее скрыто от нас, – рассуждает святитель Феофан, – а прошедшее научает, что в судьбах народов все строится не столько по усмотрению и предположениям человеческим, сколько по неисповедимому водительству Божию» с. 15]. Сообразно с целями Своего мироправления Бог в определенные времена воздвигает в том или другом народе достойных мужей в качестве орудий для выполнения Его мудрых целей в управлении народами. «В руце Господни власть земли, и потребного воздвигнет во время на ней» ( Сир. 10,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Все мы теперь живем между надеждой и страхом, с каждым шагом, можно сказать, поставляя ногу между жизнью и смертью. Что же, братие, благовременнее и спасительнее для нас в сии дни гнева Божия, среди постигшего нас страшного бедствия, как не обращение к Господу всем сердцем, с глубоким покаянием и сокрушенным сознанием нашей пред Ним виновности, да не яростию обличит нас, ниже гневом Своим накажет нас ( Пс.37:2 ), – что, как не обращение к покрову усердной Заступницы всех, прибегающих к чудотворному её образу с теплой молитвой о помощи? Напрасно люди, не возвышающие своего взгляда далее и выше земли, ограничивают свои исследования только природой и трудятся доказать, что там – в природе – причина и настоящей страшной губительной болезни, – природа упорно скрывает тайну, как бы для того, чтобы вернее и скорее уносить с лица земли жертвы, обреченные смерти. Между тем, по словам древнего мудреца: благая и злая, живот и смерть от Господа суть ( Сир.11:14 ). Бог, Промыслитель наш, у Которого и власи главы нашея вси изочтени суть ( Лк.12:7 ), располагает силами и действиями природы, направляя их к нашей нравственной пользе. Еда прославится секира без секущаго ею, или вознесется пила без влекущаго ю ( Ис.10:15 )? Общественные бедствия служат в руце Божией средством наказания и вразумления за грехи, как это доказывает вся история богоизбранного народа израильского. Сколько Господь посылал на народ сей бед и напастей, чтобы отвратить его от неверия и нечестия! Егда убиваше я, говорит псалмопевец, тогда взыскаху Бога, и обращахуся, и утренневаху к Богу; и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть ( Пс.77:34–35 ). Непреложную истину, что бедствия суть не что иное в деснице Божией, как орудия правосудия, и что смертоносная язва, поразившая град наш, есть знамение праведного на нас гнева небесного, – ближе всего указывает каждому из нас собственная наша совесть. О, глубоко облегла нас тьма греховная; мера грехов наших исполнилась, – и постигло нас необычайное наказание, чтобы вразумить нас и остановить дальнейшее распространение наших неправд и беззаконий! Святую веру – это небесное достояние наше и неоцененное сокровище – глубоко поколебали в нас суетные мудрования и пагубные внушения порочного сердца; вместо закона Божия, законом нашей деятельности стали влечения плоти; страсти, не сдерживаемые спасительным страхом, внесли в жизнь нашу гибельное расстройство и нравственное безобразие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Каждый табакур – бессовестный эгоист; он не видит и не замечает никого, к кому тянется змея ядовитых паров, кто задыхается от смертельного смога, исходящего из его рта. Поток дыма, вдыхаемого курящим, составляет 32%, а большая часть дыма выделяется в окружающую среду для некурящих. Пребывание в течение восьми часов в закрытом помещении где курят, равнозначно курению более 5 сигарет; при этом вдыхается до 14 мг веществ, вызывающих рак и задерживающихся в лёгких до 70 дней (О. С. Раб Даль “Курение” М., Мед., 88 г.). По сообщениям ВОЗ в различных странах мира курильщицы составляют от 20 до 50%. Да, миллионы женщин сегодня курят, преждевременно старея, губя здоровье своё и детей своих, будущих и рожденных (“О сколько нежности и грации легло под меч эмансипации!” – В.Д. Кузьмин “Курение, мы и наше потомство”, М. Сов. Рос. 89 г.) Курящий есть аллегория ядовитого Змея-Горыныча из сказки: изо рта огонь исходит у него, а из ноздрей дым, всё отравляя вокруг. Лев Толстой – архиеретик по Писанию, но уразумел, однако: “…я сам когда-то курил и не могу поверить сейчас, что мог держать в руках когда-то эту мерзость”. Отсюда исходит, что всякий курящий есть мерзавец. Журнал “Здоровье мира” напоминает, что курящий табак есть самоубийца, теряющий 12–15 лет жизни, а последние 20 лет жизни отравляет землю кашлем, извержением мерзкой слюны (“О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда” – 3Ездр.6:56 ). Народы Севера научились пить и жить с трубкой в зубах, и ограничили срок жизни в 34 года. Человек извратил путь и разум свои (“Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего” – Иер.3:21 ), называя себя мудрым, обезумел, и вместо потребного для жизни: хлеба, воды, воздуха, жилья, одежды ( Сир.29:24; 39:32 ), включил в рацион ежедневный и ночной(!) крайне непотребное, разрушительное, самоубийственное. Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено и от лица как бы верующего вопрошает: а где в Библии сказано о запрещении табакокурения? Если-де сказано, то он перестанет курить, наверняка зная, что слово “табак” не могло быть в Библии. В Европе появилось лишь с открытием Америки Колумбом, а получило в России массовое распространение при Петре I. В Библии нет слов о том, что нельзя ехать на красный свет, об опасности радиации, СПИДа, о порнографии, о запрете противозачаточных средств, абортов…

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

Язычники в Ефесе, исполнившись ярости, кричали: «велика Артемида Ефесская!» ( Деян.19:28–34 ). Впрочем, представляется сомнительным, могут ли эти случаи служить иллюстрацией многоглаголивой молитвы язычников. Гораздо ближе подходит сюда общее замечание, что язычникам многословие было вообще свойственно и имело у них даже различные названия – διπλασιολογα (повторение слов), κυκλοπορεα (обход), тавтология и многоглаголание в собственном смысле. Множественность богов побуждала язычников к болтливости ( στωμυλα): богов насчитывали до 30 тысяч. При торжественных молитвах богам следовало перечислять их прозвища ( πωνυμαι), которые были многочисленны (Толюк, Для толкования данного стиха Евангелия Матфея для нас было бы совершенно достаточно, если бы в язычестве встретился хотя бы один ясный случай, подтверждающий слова Спасителя; такое совпадение было бы вполне важно. Но если случаев, известных нам, и притом довольно ясных, немало, то приходим к выводу, что Спаситель в точности изображает современную Ему историческую действительность. Протесты против длинных и бессмысленных молений встречаются и в Библии (см. Ис.1:15, 29:13 ; Ам.5:23 ; Сир.7:14 ). Мф.6:8 .  не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Смысл этого стиха ясен. «Им», т.е. язычникам. Иероним указывает, что вследствие этого учения Спасителя возникла ересь и извращенная догма некоторых философов, говоривших: если Богу известно, о чем мы стали бы молиться, если прежде наших просьб Он знает наши нужды, то напрасно Ему, знающему, мы будем говорить. На эту ересь как Иероним, так и другие церковные писатели отвечают, что мы не рассказываем в своих молитвах к Богу о своих нуждах, а только просим. «Иное дело рассказывать незнающему, иное – просить у знающего». Эти слова можно считать достаточными для объяснения данного стиха. Можно только прибавить разве, вместе со Златоустом и другими, что Христос не препятствует настойчивым и усиленным просьбам людей к Богу, на что указывают притчи Христа о бедной вдове ( Лк.18:1–7 ) и о настойчивом друге ( Лк.11:5–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14, 34) и как обоюдоострый меч (Сир. 21, 4) для всех прибегающих к нему. Мы были избавлены от зол, которыми бывали часто застигнуты; надо благодарить — но мы не заблагорассудили. Мы были спасены — и не радели. Были охраняемы — и пренебрегали тем, за что следовало опасаться возмездия. О разум жестокий и безрассудный  , разве не достоен он претерпеть ужасы и бедствия! Мы строго взыскивали с задолжавших нам какую–либо малость, хотя бы пустяк, и наказывали их; мы не вспоминали о благодарности, когда благодеяние минуло; мы не сжалились над ближними, поскольку получили прощение, но как только избавлялись от грозивших ужасов и опасностей  , делались для них еще свирепее; не считаясь ни с обилием и тяжестью собственных долгов, ни со снисхождением к ним Спасителя; не постыдившись ничтожности долга таких же как и мы рабов, даже мысленно не сопоставимого с нашим, мы, человеколюбиво освобожденные от многого и великого, за малое бесчеловечно поработили других  . Мы радовались — и приносили горе; были прославляемы — и бесчестили; мы окрепли, достигли процветания — и возгордились, стали безумствовать. Мы утучнели, отолстели и разжирели, и если и не оставили Бога, как некогда Иаков, то как возлюбленный оттолкнули, насытившись (Вт. 32, 15 ), и как упрямая телица упорны стали (Ос. 4, 16)к заповедям Господа и пренебрегли требованиями Его. Из–за этого шум брани на земле нашей и великое разрушение; из–за этого Господь открыл ханилище Свое и взял сосуды гнева Своего (Иер. 50 (27), 22; 25), из–за этого выполз  народ с севера, словно устремляясь на другой Иерусалим, и народ поднялся от краев земли, держа лук и копье; он жесток и немилосерд; голос их шумит, как море. Мы услышали весть о них — точнее, увидели воочию скопище их  , — и руки у нас опустились; скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах. Не выходите в поле и не ходите по дорогам, ибо меч витает со всех сторон! (Ср.: Иер. 6, 22–25) Что мне сказать тебе, — воскликнет ныне со мной Иеремия, — град царственный? Кто спасет тебя и утешит тебя, ибо великим сделалось жерло раны твоей? Кто исцелит тебя? (Плач 2, 13) Теперь вы рыдаете… И меня едва не поглотила скорбь, прервав мою речь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Все то в равну меру да будет (Исх. 30, 34), то есть от несоразмерного растворения происходящие стремления к бесчинным похотям обуздывай и уравнивай. И раздробиши от сих по тонку (Исх. 30, 36), то есть, уничтожая в душе плотскую дебелость и вещественность, старайся соделать сие духовным. И тако положиши прямо свидению в скинии, отонудуже познан буду тебе тамо (ср.: Исх. 30, 36). Ибо когда приблизился к совершенному соединению и утончен, тогда достоин быть внесенным во Святая и приблизиться к познанию о Боге. Сказано: положиши сия прямо свидению, отонудуже познан буду тебе тамо. Запрещено же кому бы то ни было делать подобное для своего услаждения, то есть себе приписывать заслуги, но должно возводить их к Богу — Вине всех благ. Таким фимиамом был Павел, сказавший: Христово благоухание есмы и еще: Богу же благодарение всегда победители нас творящему и воню разума Его являющу в нас (ср.: 2 Кор. 2, 15, 14). А фимиам телесный, входящий в отверстия ноздрей и возбуждающий ощущение, справедливо признан мерзостью для Бестелесного. Пророческое слово хочет также, чтобы разумные и новомесячия представляли себе сообразными с летами вечными, а не разумели одного, совершающегося чрез тридцать дней, возврата луны, которая то настигает солнце, то удаляется от него. Поскольку же безумный яко луна изменяется (Сир. 27, 11), то слово сие требует, чтобы возвращение к свету, которого не было у безумного, и восстановление в прежнее состояние посредством покаяния почиталось праздником для братолюбивого и сострадательного, и чтобы он проводил новомесячие, как бы начало светлой жизни после того, как утратил свет чрез изменение на худшее, и чтобы снова востек к свету чрез обращение. За сим о ненавистных субботах можно было бы сказать, что предписания не носити бремен (ср.: Иер. 17, 27), и не исходить от места своего (ср.: Исх. 16, 29), и не возгнетать огня во всех домех своих (ср.: Исх. 35, 3), — которых, как само собой оказывается, невозможно соблюсти и исполнить в точности, — делают подлежащим проклятию того, кто слушает их телесно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

VI. О чтении Священного Писания Изъяснение Священного Писания есть преимущественная обязанность лиц, нарочито поставленных, однако читать Священное Писание полезно и необходимо каждому для собственного спасения и назидания, Для уяснения непонятных мест мы должны обращаться к руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом и которые для вразумления нашего поставлены (см. Толкование Священного Писания). При чтении Библии мы обязательно должны руководствоваться правильными приёмами. Следующие приёмы показаны нам для отыскания истинного смысла текста Самим Господом и свят. апостолами: 1) Необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь разные значения (см. Гал.3:16 ; Еф.4:8–9 ; Евр.12:26–27 ). 2) Необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контекст) Священного Писания (см. Евр.10:3–10 ). 3) Для выяснения данного места сделать подбор однозначащих мест Священного Писания (см. Рим.15:8–12:3:19–18 ). 4) Сделать сопоставление с данным местом – мест, по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:13–14 ). 5) Необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35:13:34–37 ). 6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); притчи понимать непременно в смысле переносном ( Мф.13:18–23:36–43 ). Итак, для разумения истинного смысла Священного Писания необходимо основательное изучение всего Священного Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении священного текста, для избежания ошибки, обязательно проверять своё понимание объяснениями людей, от Господа поставленных (см. Еф.4:11–12 ); если же чего-нибудь из Слова Божия человек не разумеет, то «пусть не разумеет» ( 1Кор.14:37–38 ), потому что он совсем не должен браться за то, что выше его сил и разумения ( Сир.3:21–24:38:24–25 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в вопросе о чтении и разумении Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

А если бы ведению открывался здесь случай искусить себя в этом, то, без сомнения, оно не решилось бы на то. Ибо многие по вере входили в пламень, обуздывали сожигающую силу огня, и невредимо проходили посреди его, и по хребту моря шествовали, как по суше. А все это выше естества, противно способам ведения и показало, что суетно оно во всех способах и законах своих. Видишь ли, как ведение сохраняет пределы естества? Видишь ли, как вера восходит выше естества и там полагает стези своему шествию? Сии способы ведения пять тысяч лет, или несколько меньше, или и свыше сего, управляли миром, и человек нисколько не мог подъять главы своей от земли и сознать силу Творца своего, пока не воссияла вера наша и не освободила нас от тьмы земного делания и суетного подчинения после тщетного парения ума 148 . Да и теперь, когда обрели мы невозмутимое море и неоскудеваемое сокровище, снова вожделеваем уклониться к малым источникам. Нет ведения, которое бы не было в скудости 149 , как бы много ни обогатилось оно. А сокровищ веры не вмещают ни земля, ни небо. Ничего никогда не лишается тот, у кого сердце подкрепляется упованием веры. И когда ничего не имеет, всем владеет он верою, как написано: «вся, елико аще воспросите в молитве верующе, приимете» ( Мф.21:22 ), и еще: «Господь близ. Ни о чемже пецытеся» ( Флп.4:5–6 ). Ибо ведение на всяком месте хвалит страх, как сказал Премудрый: «боящемуся Господа блаженна душа» ( Сир.34:15 ). Что же вера? Сказано: «убояся, и начат утопати» ( Мф.14:30 ), и еще сказано: «не приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте Духа сыноположения» ( Рим.8:15 ) в свободу веры и надежды на Бога; и еще: не убойся их, и не беги от лица их (см. Иез.2:6 ). Страху всегда сопутствует сомнение, а сомнение сопровождается разысканием, а разыскание – принятыми способами, а принятые способы – ведением. И в самом исследовании и разыскании всегда познаются страх и сомнение, потому что не во всякое время во всем успевает ведение, как показали мы прежде сего. Ибо нередко встречаются душе разные случайности, лютые нападения и многие исполненные опасностей случаи, в которых вовсе не могут здесь сколько-нибудь помочь ведение и способы мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010