Вероятно 70 толк. начальное слово ст. вм. (яркидем)=заставляет их скакать, – как в древн. переводах: халд., сирск. (по Dathe), Акилы, Симмаха и в 5-м пер. экзапл Оригена , – читали (ядикем от Исх. 32:20 ; 4Цар.23:6 и 15; 2Цар.22:43 ; Ис.41:15 ; Дан.2:34 и 35; ср. ткж. Иер.48:12 , где так. обр. прочитано было (ярикем), что обыкновенно переводится значением λεπτνειν – истончать, растирать, или же, имея одинаковое с нынешним чтение, переводили его в несобственном смысле, подобно как бл. Иероним: disperget eas; а во 2 полуст. слово (весирйон)=и Сирион, – как в перевод. сирск., бл. Иеронима и в толк. Евсевия (халд.: «гора производящая плод»), – принимали за (ешюрун) – ласкательное имя Израиля, обыкновенно переводимое значением: возлюбленный (Втор.32:15; 33:5 и 26; Ис.44:2 ). з. Гласъ Гда, пресцающаг пламень гн. 7. Глас Господа высекает пламень огня. 7 ст. с евр. Глас Господа высекает пламень огня, т. е. подобно тому, как ударами железа о камни высекаются искри, вместе с ударами грома, – вылетают из туч, как бы высекаемые из них, блистающие, пламенные молнии (ср. Пс.17:14–15; 76:18–19; 134:7 ; Сир.43:14 ). Слав.-грек.-лат. (=халд. и сирск.) пер. слова (=вырубать, высекать, напр. водоём Иер.2:13 ; надписи на камне Иов.19:24 ) значением пресцающаг, т. е. рассекающего, разделяющего (διακπτοντος, intercidentis, бл. Иероним: dividens) выражает мысль, что удары грома, представляющие собою глас Господа, рассекают исходящий из уст Его пламень (ср. Пс.17:9; 96:3 ) на разбегающиеся зигзагами по небу, отдельные огненные струи блистающих молний. Так как пламень от Господа обыкновенно служит символом или просвещения и очищения верующих ( Мал. 3:2–3 ), или же наказания грешников ( Втор.4:24 и 32:22), то в отношении к церкви новозаветной слова эти можно понимать – с одной стороны, как предвозвещение сошествия Св. Духа на апостолов во гласе бурном и в виде разделившихся языков, как бы огненных, которые и почили на каждом из них ( Деян.2:2–4 ; бл. Феодор. на ст. 4 и 7; ср. Филарета Μ. М. в обозр. Псс.); с другой – как предызображение огня вечных мучений для грешников ( Мф.3:12; 25:41 ), когда, по замечанию оо. и уч. церкви, Господь гласом своего приговора «пресечет пламень огненный на две свойственные ему силы, – силу освещать и силу сожигать» (св. Вас. В.) и «силу света предоставит праведным, а силе жжения и мучения предаст грешных» (Евф. Зигабен, ср. бл. Феодорита).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   Deus, замечает бл. Августин (in Ps. 73), se utriusque testamenti voluit esse auctor, ut et terrena promitteret in veteri, et coelestia in novo.    Alia sunt, говорит тот же учитель Церкви (на тот же 73 Пс.), sacramenta, dantia salutem; alia promittentia Salvatorem: sacramenta novi testamenti dant salutem; sacramenta veteris testamenti promittebant Salvatorem... Mutata sunt sacramentä facta sunt faciliora, pauciora, salubriora, feliciora. Мысль эта встречается у знаменитого учителя очень нередко. Vid. de doctr. Christ, с. 9; contra Faustum XIX, с. 13, et epist. 118 ad Januarium.    За исключением, впрочем, многих истин Веры, каковы: о Боге, Его свойствах, Его отношения к миру и проч..., и всех истин любви, кои имеют всю силу свою и в Новом завете.    Здесь надлежало бы предварительно показать подлинность и достоверность книг св. Писания, на основании которых, по преимуществу, мы должны будем судить о божественности Христианской Веры, в обоих её видах: но так как об источниках православного Богословия, св. Писания и св. Предания, предположено говорить в особой части настоящего сочинения, при чём, естественно, должно быть сказано о подлинности св. Писания, как источника; то, во избежание повторений, мы не станем рассуждать здесь об этом предмете. Успокаиваем себя тем, что об нём скажется в этом же самом, а не в другом каком-либо сочинении, хотя нисколько после, нежели как желалось бы в настоящем случае.    Надобно присовокупить, что древние Евреи строго различали слово шеол от слова кебер — гроб. И когда речь была о месте или пещере, где погребались тела умерших, всегда употребляли слово кебер (см. в подлиннике Быт. 23:4. 6. 9. Исх. 14:2. Числ. 11:34. Иов. 5:26; 10, 21; 21, 32; Пс. 48:19; Иез. 37:12-13 и др.). А когда говорили о месте, куда отходят души по смерти, употребляли слово шеол (см. также в подлиннике Пс. 15:10; 14, 8; 9, 18—19; Сир. 48:5; Цар. 17:17-22; 3 Ездр. 4:35. 41-42, 7, 32). Семьдесят переводчиков, все из евреев, также строго наблюдали это различие, и Еврейское шеол всегда переводили Греческим δης, а Еврейское кебер Греческим μνημεον, μνμα, или ταφ, ταφος.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Называет их ещё солию земли ( Мф. 5:13 ), поскольку они влиянием своим должны предохранять и врачевать человечество от порчи нравственной. § 14. Важность Пастырского служения Из сказанного доселе открывается, что Пастырское служение, а вместе с ним и те лица, которым оно вверяется, не­оспоримо имеют высокое ни с чем земным несравненное достоинство и важ­ность. Ибо а) Служение сие произошло, через преемство от Апостолов, от самого Иисуса Христа, и как по цели, так и по предмету своему, есть не что иное, как продол­жение Его собственного служения спасению человеческого рода и служения Апостольского. Пастыри, следовательно, суть преемники Апостолов и как бы представители самого Христа Спасителя в Церкви Его, совер­шающие Его дело и действующие от Его имени, пред Его лицом, Его силою и властью и для Его славы, Им самим призываемые и освящаемые в Таинстве Священства, б) Пастырское служение слагается из таких обязанностей, которые сами по себе черезвычайно важны и по действию своему драгоценны для Бога и благотворны для людей. Пастырь есть учитель веры и благочестия, и через него изливается на людей свет Христов и просвещает их ( Иер. 15:19 ). Он есть священнослужитель и совершитель страшных и святейших Таинств, в нихже Ангелы желают приникнути, как говорит Апостол ( 1Пет. 1:12 ), и через него подается людям освя­щение от Иисуса Христа. Он есть руко­водитель духовный, облеченный властью вязать и решить, удерживать грехи и отпущать, и при его руководстве дости­гается людьми духовное совершение и спасение вечное. «Священник, – говорит св. Григорий Богослов , – совершая служение свое, стоит с Ангелами, славословит с Архангелами, возносит жертвы на гор­ний жертвенник, священнодействует со Христом, воссозидает создание, восстановляет образ Божий, творит для горнего мира». 1 Посему-то в св. Писа­нии внушается глубокое уважение к пастырскому сану и лицам, облеченным в него. Не прикасайтеся помазанным Моим и в пророцех Моих не лукавнуйте, – сказано было еще о ветхозаветных служителях Божиих ( Пс. 104:15 ). Всею душею твоею благоговей Господеви, и Иереи Его чти, – говорит Премудрый. Всею си­лою возлюби Сотворшаго тя и служите­лей Его не остави. Бойся Господа и прослави Иерея ( Сир. 73:31–34 ). Иисус Христос изъемлет своих Пастырей из среды людей обыкновенных и по­ставляет вне и выше мира. Вы несте от мира, говорит Он; Аз избрах вы от мира ( Ин. 15:19 ). В другом месте уважение к Пастырям, равно как и не­уважение, Он относит к собственному Своему лицу: иже вас приемлет, Мене приемлет ( Мф.10:49, 48 ), слушаяй вас, Мене слушает, отметаяйся же вас, Мене отметается ( Лк. 10:19 ). § 15. Трудность Пастырского служения

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Должно искать нам «ливан» (ср. Сир.39:17 ), и не какой-нибудь, но светлый. Первосвященник не хочет принимать от тебя нечто темное или нечистое, но требует светлого. Он просит у тебя и гальбан, который силой своего запаха прогоняет ядовитых змей. Требует он и стакти; такого же чистого и светлого, как слова и дела наши. Нужен ему и оних (ср. Исх.30:34 ), который словно щитом защищает обладающего им, и он остается невредимым. Он хочет, чтобы и ты взял «щит веры» и мог «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (ср. Еф.6:16 ). Хочет он, чтобы у тебя была вся эта смесь, чтобы не было в ней ничего непристойного, ничего беспорядочного, ничего безобразного, но хочет, чтобы все было «благопристойно и чинно» (ср. 1Кор.14:40 ). И доныне Христос стоит как истинный Первосвященник наш и хочет, чтобы мы наполнили Его руки смесью «благовонного, мелко истолченного курения» (ср. Лев.16:12 ), чтобы в каждой церкви, которая под небом, размышляли о том, для чего приносить жертвы, как правильно и с усердием составлять свои благовония, как делать их «мелко измельченными», то есть как каждый из нас устраивает дела свои и как истончает свое восприятие к духовному пониманию Священного Писания ; чтобы ангелы не прекращали своего служения; ибо ангелы Божии восходят и нисходят «к Сыну Человеческому» (ср. Ин.1:51 ), тщательно исследуют (ср. Мф.13:41 ), что в каждом из нас можно найти, чтобы принести Богу. Они внимательно следят за умом каждого из нас, чтобы увидеть, не помышляет ли он о чем-то настолько значительном и святом, что оно достойно быть принесенным Богу. Они пристально наблюдают и раздумывают, нет ли в ком из нас, как читается в Церкви, «сердца сокрушенного» (ср. Пс.50:19 ) и души, обращенной к покаянию, содержит ли кто из нас «в чистоте путь свой» (ср. Пс.118:9 ; Прит.21:29 ) и, «забывая заднее», простирается «вперед» (ср. Фил.13:3 ), хотя бы подобно тому нечестивейшему Ахаву, о котором Господь говорит: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав?» ( 3Цар.21:29 ). Но при всем этом что же сказать о тех, кто не слышит ушами своими и не принимает сердцем своим? Какая может быть в них надежда на покаяние, какой намек на обращение и путь исправления? Ибо если мы сомневаемся даже в отношении тех, кто слышит, что же тогда говорить о тех, кто не слышит? Но скажем словами Спасителя: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф.11:15 ), и те, кто слышит, пусть знают то, что написано: «Когда, обратившись, ты возопил бы, тогда будешь спасен и узнаешь, где ты был» ( Ис.30:15 ). И если скажешь беззакония свои первым (ср. Ис.43:26 ), услышу тебя, словно народ святой. Ты слышал, как ты, даже если был грешником, но обратился и оставил грех, то сразу же именуешься святым. И потому не надо отчаиваться тому, кто кается и обращается к Господу; ибо зло согрешений не превышает благости Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

31. Благословен Бог, Который посредством материальных56 предметов на всякое время таинственно приводит нас к знанию невидимости Своей; Он сеет и напечатлевает в разуме нашем память о заботе Его о нас во всех поколениях, посредством видимых форм связывая разум наш любовью к сокровенности Его. 32. Да возвеселятся сердца наши в тайнах веры, которыми мы обладаем; возликуем о Боге, Который так много заботится о нас. Войдем созерцанием разума нашего в это восхитительное дело, которое Он предпринял ради нас. Возрадуемся в надежде, которая открылась нам, чадам Христовым, в тайне Нового Завета, который мы получили через Него. 33. Достопоклоняем Бог, Который ради нашего спасения делает все в мире, чтобы приблизить нас к Себе прежде, чем откроется то будущее , в котором мы получим блага, достойные сынов Божиих. 34. Достопоклоняема тайна силы Креста, даровавшего нам все это. Ангельского знания удостоились мы через него благодаря силе, посредством которой всякая тварь была сотворена - как видимая, так и невидимая. 35. Всяких хвалений, прославлений и славословий достойно божественное Естество, Которое сотворило нас, дало нам все эти вещи и даст нам другие: Ему да будет поклонение, честь и прославление во веки веков. Аминь. 1 Букв. " телесных " . 2 Ср. 1 Кор.15:28. 3 Т.е. в Ветхом Завете и в Новом Завете. 4 Букв. " знания всех " . 5 Сир. qibota (ср. греч. kibotos). Тема ковчега завета (ср. Исх.26:10-22) играет важную роль в восточно-христианской анти-иудейской литературе VI-VII вв. 6 Т.е. народ израильский. 7 Ср. Числ.10:35-36. 8 Ср. 1 Цар.4:7. 9 Букв. " в великом знании о Боге " . 10 Ср. Ис.Нав.7:6. 11 Или " откровения страха Божия " . 12 Букв. " что совершались тогда " . 13 Иными словами, без веры в события, описанные в новом Завете, невозможно полноценно воспринять и то, о чем говорит Ветхий Завет: эта мысль является отголоском анти-иудейской полемики. 14 Букв. " по морям " (т.е. по поверхности моря). 15 Или " крестного знамения " . 16 Т.е. вышеупомянутые предметы ветхозаветного богослужебного обихода (ковчег, скрижали завета и пр.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

4) Христианин должен быть в своей жизни образцом совершенства в добродетели для других людей при всяком положении и во всех обстоятельствах жизни, (ст. 6–14; 1Тим.4:12 ). 5) Обличение тех людей, которые имеют привычку браниться и проклинать других людей очень часто по самым ничтожным причинам (ст. 14; Еф.4:29 ). 7-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 33, гл. 9, ст. 27–35; Апостол к Римлянам, зач. 116, гл. 15, ст. 1–7). 1) К ст. 34. Клевета никого не щадит, даже Самого Господа. Клевета – убийство. В одной повести злодей вливает яд в уши другого человека, но клеветник и есть именно такой человек, – убийца, вливающий в душу отравляющий яд. Сплетня – вид клеветы. Сколько зла происходит от сплетни. Сколько семей разбито ею. 2) Сравнение слепоты духовной со слепотой телесной. Что такое слепота духовная? – Ослепление наше грехами и страстями до невозможности пользоваться светом правды, добра и мира. Тяжесть слепоты духовной. Средство для ее исцеления – вера. 3) Слепые, немые и глухие служат для нас уроком употребления и освящения наших чувств. «Ты вся наша чувства страстнаго умерщевления свободи, благаго тем владыку внутренний помысл приставив: и око убо да не приобщно будет всякаго лукаваго зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных: очисти же наша устне хвалящия Тя, Господи!» (Молитва верных первая на литургии преждеосвященных даров; ср. Иов.31:1 ; Сир.9:8. 28:28, 29 ; Ис.33:1, 15, 16 ; Притч.12:22, 25 ; Иак.2:2 ; Ефес.4:25, 29 ). 4) Когда мы бываем духовно немыми? Наша обязанность – иметь отверстые уста для исповедания веры, защиты слабых, обличения злоупотреблений, беззаконий и проч. 5) «И проглагола немый» (ст. 33); наставление о разумном употреблении человеческого языка и речи. Злоупотребление языком. Сила и польза своевременного слова. 8-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 58, гл. 14, ст. 14–22. Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 124, гл. 1, ст. 10–18). 1) Собирайте остатки. Не бросайте лишнее, даже ненужное вам. Должно уважать дар Божий, хлеб. Грех небрежно относиться к нему. Все берегите для ближнего. Есть люди, которые готовы из грязи достать корку.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Потеря матери для сына была предметом самой величайшей скорби. Я ходил скорбный , — говорит псалмопевец, — с поникшею головою, как бы оплакивающий мать ( Пс.34:14 ). Эта скорбь по матери, конечно, соответствовала той величайшей скорби любви, которою в свою очередь мать оплакивала потерю своих детей. Именно эту скорбь материнской любви изображает пророк, когда говорит: Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешится о детях своих, ибо их нет ( Иер.31:15 ). V. Вдова Вдова была окружена у евреев всеми нежными попечениями, которых требовало самое несчастие ее вдовства. Согласно еврейскому преданию, жена при своем вдовстве вступала во владение своим веном, за уплату которого отвечала вся собственность покойного мужа. Нечего и говорить о том, что все заповеди о почтении детей к матери оставались во всей силе и во время ее вдовства. Для вдовы все общество делалось ее родной семьей, и каждый член общества должен был заботиться о ней, как о своей супруге или матери. “Сиротам будь как отец, — говорит премудрый Сирах, — и вместо мужа — матери их. И сам ты будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя” ( Сир.4:10,11 — С). Еврей ежегодно приносил собственно две десятины от своих приобретений: одну он посвящал Господу в скинии или храме ( Втор.16:16,17 ), другою он пользовался частью сам, приходя на поклонение Господу в скинию или храм ( Втор.12:5–7 ), а частью предоставлял ее левитам ( Чис.18:21 ) того округа, в котором жил ( Втор.14:27 ). Именно на эту вторую десятину он должен был каждый третий год на каком-нибудь публичном месте своего жительства устраивать праздник, на который с левитами приглашались бедняки и вдовы ( Втор.14:28,29 ). Когда хозяин жал пшеницу, его серп должен был щадить колосья, которые вырастали на меже убираемого им поля; он не должен был возвращаться назад, чтобы подбирать те колосья, которые ускользнули из-под его серпа; когда он отрясал масличные деревья, его рука не должна была разыскивать между ветвями дерева тех маслин, которых не сбила его палка; когда он собирал созревший виноград, он не должен был пересматривать за собою ветку за веткой. Оставшиеся колосья, оставшиеся маслины, оставшиеся кисти винограда предоставлялись вдове и бедняку ( Лев.19:9,10 ; Втор.24:19–22 ). В пользу вдов во времена Маккавеев отделялась часть военной добычи ( 2Мак.8:20–30 ).

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

В третьем веке пред Р. Хр. сделан был перевод еврейских книг на греческий язык для знаменитой александрийской библиотеки и в этом переводе помещены все и притом те самые книги, какие находились в каноне еврейском, вполне составившемся к тому времени. В третьих, свидетельства церкви иудейской и ее писателей касательно подлинности ветхозаветных книг имеют также весьма важное значение по своему обилию и непрерывному преданию, переходящему из рода в род от временн Моисея до Хр. Спасителя. Свидетельства эти прежде всего имеют свои основания в самих св. книгах, где позднейшие из них ссылаются на предшествовавшие. Книга I. Навина упоминает, напр., о законе Моисеевом, книга Судей говорит о том, что содержит книга И. Навина; события изложенные в книге Судей упоминаются в кн. Царств и т.д. В кн. I. сына Сирахова ( Сир.49:12 ) поименно перечисляются большие пророки и затем упоминается о дванадесяти меньших. Устное предание о времени происхождения и писателям всех книг ветхозаветных сохранилось преимущественно в Талмуде. Предание церкви иудейской передало св. книги церкви христианской, которая после Христа Спасителя (ср. Мф.21:42, 22:29 ; Ин.10:34 ; Лк.24:44 ; Мф.23:25 ; Лк.11:51 ; Ин.10:35 ; Лк.16:17 ) и апостолов (ср. Рим.1:2 ; 2Тим.3:15,16 ; 2Пет.1:19–21 ) является непрерывною свидетельницею подлинности св. книг В. Завета до настоящего времени. К доказательствам подлинности св. книг Ветхого Завета относятся также свидетельства, заимствованные из самых же св. книг. К таким свидетельствам принадлежат: 1) свидетельства самих писателей св. книг о себе, как о писателях той или другой книги. Так пр. Моисей весьма часто говорит о том, что он вписал в книгу данные ему повеления господни ( Исх.17:14, 24:4–7 ; Числ.33:1,2 ; Втор.39:9–11 ). I. Навин упоминает о себе, как о писателе ( Нав.24:26 ); пророки весьма часто присоединяют свое имя там, где получают повеление записать свои прооч. Речи ( Ос.1:2 ; Ис.2:1 ). Эти свидетельства в связи с другими характерными признаками и историч. показаниями могут указывать на подлинное время происхождения той или другой св. книги. 2) Язык св. книг, при всем своем одноообразии, сохранил в себе на столько разности, что в нем легко можно видеть отпечаток различных степеней развития его сообразно с историческими периодами жизни богоизбранного народа. Так язык книг Моисеевых и И. Навина значительно разнится от языка книг писанных при царях. Язык и изложение первых отличается простотою и безыскусственностью; книги написанные во время царей отличаются литературною искусственностью, изяществом выражений и красотою. В книгах позднейших, писанных во время плена, язык древний еврейский теряет прежнюю свою чистоту и смешивается с эелементами других языков. Такая разность свидетельствует, что ветхозав. книги подлинно произошли в разные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровию Иисус Христовою, путем новым и живым ( Евр.10:19 ). Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем, во благовременну помощь ( Евр.4:16 ). Но приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному: и тмам Ангелов, торжеству и церкви первородных на небесах написанных, и судии всех Богу: и духом праведник совершенных, И к ходатаю завета новаго Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева ( Евр.12:22–24 ). 11) Место князя тьмы находится во всех отступнических молельнях Для вразумления всякого верующего, Сам Бог говорит в законе: «засвидетельствую вам днесь небом и землею: живот и смерть дах пред лицом вашим благословение и клятву: и избери живот, да живеши ты и семя твое» ( Втор.30:19 ). Этими словами Господь объясняет нам чрез что мы можем получить живот вечный, и чрез что мы лишимся живота и подвергнемся проклятию и смерти. О всем этом Господь в Своем законе изъяснил нам, и все предоставил нам на нашу полную волю, о чем и Премудрый говорит: «Сам из начала сотвори человека, и остави его в руце произволения его: Аще хощеши, соблюдеши заповеди, и веру сотвориши благоволения. Предложил ти огнь и воду, и на неже хощеши простреши руку твою: Пред человеком живот и смерть, и еже аще изволить, дастся ему» ( Сир.15:14–17 ). Все , отметающие Божественные заповеди и не покоряющиеся им в исполнении, да научатся от всех этих приведенных Божественных слов, в которых ясно свидетельствуется, что закон Божий и все заповеди Его даны нам собственно на волю всякого; если кто хочет спасения души своей, то такой должен строго исполнять все Божественные повеления, а если кто не радит о своем спасении, и в гордости своей отвергает их, то для таковых должен уже быть известный будущий страшный суд, так как о суде уже предвозвещено. Возвещено и о том, за что люди получат оправдание и за что осуждение. Избравшие себе живот и благословение в сей жизни, таковые получать и на суде благословенный глас от праведнаго Судии, Который скажет им: «приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ). А преступники закона, которые избрали для себя смерть и проклятие в жизни, получать его, и им скажет Судия: «идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф.25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Взирая на сии печальные опыты иноземных народов, воспользуемся ими вовремя, к собственному же нашему благу, и, помня забываемую или и совсем уже забытую ими истину, что несть власть, аще не от Бога ( Рим.13:1 ), возобновим в настоящий день священный обет наш – почитать, невзирая ни на какие обольщения вольнодумства, особу возлюбленного Монарха нашего священной для нас и неприкосновенной. Мы должны признавать особу нашего Монарха священной. Это потому, что Вышний, владеющий царством человеческим ( Дан.4:14 ), Сам избрал Его и, по слову писания, превознес над нами ( Пс.88:20 ), как потребного вовремя ( Сир.10:4 ), вручив при этом Ему силу и державу Свою; потому, что он, как посажденный на престол Самим Господом Богом ( 2Пар.9:8 ), есть слуга Божий, тебе во благое, по свидетельству св. апост. Павла, и грозный отмститель делающему злое ( Рим.13:4 ); потому, что царь есть тайник судеб Божиих: его сердце – «в руце Божией» ( Притч.21:1 ), говорит премудрый, и в устах его слышится для подданных пророчество ( Притч.16:10 ); потому, наконец, что Он по Боге – Бог земли нашей ( Исх.22:28 ; Ин.10:34 ; Пс.81:6 ). Итак, кто бы ты ни был, благоговея перед Господом Богом, Им же Царие царствуют ( Притч.8:15 ), почти Его – в лице порфироносного властителя и помазанника твоего; не требуй, подобно буйной иноземной черни, чтобы понизился, сравнялся с землей престол превознесенного паче царей земных, чтобы поникло и склонилось перед тобой чело венценосца. Нет! Склонись лучше ты и пади в претрепетном благоговении перед ним – избранником Божиим: и яко же возвеличится душа помазанника во очию твоею, тако возвеличишься ты сам перед Господом, и покроет тя и измет тя, по непреложному свидетельству Слова Божия, от всякия печали ( 1Цар.26:24 ). С другой стороны, священная особа монарха должна для нас быть неприкосновенной. И это потому, между прочим, что, не огражденный неприкосновенностью самодержец не может действовать ни всей полнотой силы, принужденной неизбежно сталкиваться с враждебными силами, ни всей свободой ревности, естественно хладеющей и теряющей свой жар, когда венценосный властелин не изъят от заботы о своей безопасности. К тому же подвластные, не признающие священной неприкосновенности помазанников Божиих, почти всегда стремятся к своеволию, а власть, опасающаяся за свою неприкосновенность, – к преобладанию. Как неизбежное следствие возникает за сим взаимное недоверие и ненависть в государстве. И вот, непоколебимое и мощное – до этой домашней крамолы, – оно естественно приходит в движение, начинает колебаться между двумя крайностями – безначалия и угнетения и не в состоянии уже утвердить в себе послушной свободы, которая, как вам известно, есть душа жизни общественной, без которой государство, подобно скрытному вулкану, таит в себе только разрушение и гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010