На основании рассмотренных глав 10–12 мы получаем яркий комментарий для понимания слов Спасителя о Премудрости в обоих изложениях: и оправдися Премудрость от дел своих ( Мф. 11, 19 ) и от всех чад своих ( Лк. 7,35 ). Эти главы изъясняют «оправдание» Премудрости в человеческом роде чрез тех, кто искали ее и вмещали ее в Ветхозаветной Церкви. Иоанн Предтеча, о котором сказаны эти слова, становится тем самым в ряд этих праведников, их превышая в праведности, а тем самым и в софийности своей. Новым комментарием к Притчам 8,22 сл. являются главы 1 и 24 книги Премудрости Иисуса Сына Сирахова. «Всякая Премудрость, πσα σοφα – у Господа – παρ τοκυρου, и с Ним пребывает во век» (1,1) – так начинает Сирах, свидетельствуя тем, что он хочет говорить о предвечной, всемирной Премудрости, а не о человеческом свойстве: пребывающей характер Премудрости, при отличии ее в то же время от Бога, у Которого она пребывает, – таковы ее главные черты. «Прежде всего произошла (собственно: создана, κτσθη) Премудрость и разумнее мудрости от века» 95 . «Один есть премудрый – σοφς, весьма страшный, сидящий на престоле Своем. Господь Сам произвел, κτισεν, ее и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его» (1,1 – 10). В этом тексте нелегко найти указание на ипостасную Премудрость, как Второе Лицо Св. Троицы: противопоставление «Премудрый» – и «Премудрость» в таком случае пришлось бы отнести к Первому и Второму Лицу Св. Троицы, Отцу и Сыну, между тем как в тексте ясно делается противопоставление между Господом, сидящим на престоле (что одинаково, конечно, относится и к Сыну), и между Премудростью, которую Бог имеет, как Премудрый, но не отожествляется с нею, как было бы в том случае, если бы Она была Второю Ипостасью (не говоря уже о том, что этому пониманию не соответствует выражение κτισε – произвел). Поэтому 1,10 следует понимать в том же смысле, как и учение Премудрости Соломона. В дальнейшем содержании 1-й главы сын Сирахов переходит к более ему сродному практическому учению о приобретении премудрости: «любовь к Господу – славная премудрость» (14), «начало премудрости бояться Бога» (15), «полнота премудрости – бояться Господа» (16), «венец премудрости – страх Господень» (18), «корень премудрости – бояться Господа» (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Назвал Он другом Своим и Лазаря ( Ин. 11:11 ). Известна дружба между Давидом и Ионафаном, ап. Павлом и Тимофеем, великими отцами и учителями церкви Василием Вел. и Григорием Богословом . Истинная дружба имеет немаловажное нравственное значение: истинный друг есть как бы зеркало, или воплощенная наша совесть. В ней отражается и ясно видится, как все хорошее в наших мыслях, намерениях и действиях, так и все дурное. Не напрасно премудрый Сирах сказал: Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его ( Сир. 6:16 ). В то же время дружба есть, после семейных отношений, самая первая и самая простая форма любви, посредством которой мы можем учиться любви вообще. Для истинной дружбы требуются одинаковое воззрение на жизнь и одинаковые общие убеждения, взаимная откровенность, доверие, преданность, готовность оказать личную помощь другу и жертвовать собой ради него, неизменная верность. Есть немало неистинных друзей. Подлинная дружба далеко незаурядное явление. Приобретай друга по испытании и не скоро доверяйся ему ( Сир. 6:7 ). В. Отношение к государству Семьи не должны замыкаться в самих себе; они должны иметь общение с другими семьями и посторонними лицами. В этом случае возникают общежительные отношения и обязанности, именно – гостеприимства и дружбы. Высокий образец гостеприимства видим в лице Авраама (Быт. 18и д.). Ап. Павел говорит: страннолюбия не забывайте ( Евр. 13:2 ). На страшном суде Господь скажет праведным: был странником, и вы приняли Меня ( Матф. 25:35 ). А насчет дружбы хотя нет прямых заповедей в Свящ. Писании, так как дружба в первые времена была включена в общее отношение христианского братолюбия, однако мы знаем, что Господь Спаситель на тайной вечери назвал учеников Своих друзьями: вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин. 15:14–15 ). Назвал Он другом Своим и Лазаря ( Ин. 11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Наталья 10 июня 2020, 22:21 Марина10 июня 2020, 14:36. Мне кажется, считаются. Ведь, как нам поясняют, эти деньги вносятся добровольно, как и десятина. Объясняют же, что если человеку нечем частично или полностью заплатить за записки и требы, то ему не вправе отказать. О.И. 10 июня 2020, 21:52 На самом деле всё это обсуждение в комментариях ни к чему не приведет. Как решит священноначалие так и будет. Мне интересно другое. У нас есть Предание, весь строй Церкви и жизни христиан, ну по-крайней мере в важных моментах регламентируется разными канонами и правилами. Есть правило, канон о десятине (действующий, авторитеный)? Кто-нибудь встречал? Ведь это достаточно чувствительный вопрос, и странно если бы за 2 тыс лет ему не уделили внимания. Если есть-надо соблюдать или стараться хотя бы, в нарушениях каяться. Если-нет, то это много значило бы. Гораздо больше чем все наши рассуждения в комментариях. Денис 10 июня 2020, 21:41 Другой Дмитрий, много ли православных христиан среди российских миллиардеров, разве исторически православные страны самые богатые? Ответ на эти вопросы, увы, очевиден. В самом вашем утверждении, что богатства земные от Бога Истинного кроется ошибка. Сатана князь мира сего, он даёт сокровища земные вместо сокровищ небесных, а нам Христос заповедовал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19–20). Екатерина 10 июня 2020, 20:43 (которая первая))) и которой статья понравилась) Другому Дмитрию: пожалуйста, не извиняйтесь за верную точку зрения. Наоборот, Вы молодец, что её озвучили, поступив в соответствии с библейской мудростью: " Не удерживай слова, когда оно может помочь: ибо в слове познается мудрость, и в речи языка - знание " (Сирах, гл. 4,стихи 27-28). Другой Дмитрий 10 июня 2020, 19:16 Евгения, продолжение. " Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». " Деян. 15, 28-29. Это минимальные требования к христианам из язычников. Требования десятины там нет. Но, повторяюсь - я " плюшки " люблю. Я получил " плюшку " под названием " финансовая стабильность " . Не нужна - не берите.

http://pravoslavie.ru/131706.html

Пророк Исайя описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф " . При этом сам Исайя услышал глас Божиий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном числе — Мне, и во множественном — для Нас (Ис. 6,2). В Новом Завете эти слова пророка Исайи осмыслены именно как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из параллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: " Исайя видел славу Сына Божия и говорил о Нем " . Таким образом, это откровение Исайи было Откровением и Сына Божия. В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исайя слышал глас Святого Духа, который посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии было откровением Троицы. 4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца. Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен. Во-первых, это так называемый " Ангел Иеговы " . В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаний. Это явления Агари на пути в Суру (Быт. 16, 7-14), Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (Быт. 22, 10-18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (Исх. 3, 2-15), тоже говорится об Ангеле Иеговы. Пророк Исайя (Ис. 63, 8-10) говорит: " Он (т. е. Господь) был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их (имеется в виду израильтян) и Ангел лица Его спасал их " . Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете является Божественная Премудрость. В книге Премудростей Соломона говорится, что она есть " Дух Единородный " . В Сирах (Сир. 24, 3) Премудрость говорит о себе: " Я вышла из уст Всевышнего " . В Прем. 7, 25-26 сказано, что " Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть ... образ благости Его " . В Прем. 8, 3 говорится, что она " ...имеет сожитие с Богом " , в Прем. 8, 4, что " она таинница ума Божия и избирательница дел Его " и, наконец, в Прем. 9, 4, что она " приседает Престолу Божию " . Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

Пятое наставление : посоветуйся с человеком мудрым, и, по наставлению Сираха, " без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся " (Сирах. 32:21). Более же всего остерегайся следовать своим влечениям; ибо потеряешь всякое терпение, погубишь всю кротость, если послушаешь внутренних своих советников, то есть пристрастия и влечения: они недобрые советники. Скорбь постигла тебя не без Божьего распоряжения. И Ему же лучше всех известно, как ты освободишься от скорби. Всякое зло мы причиняем сами себе своей непокорностью Богу. Но если безвременно на что-нибудь отважишься, повторяя: " Так хощу делу быти, так поведеваю, вместо извета (возражений) волю мою представляю " - то хотя это тебе и приятно, но оно расстроит Божие распоряжение о тебе, и в последствии сам на себя станешь пенять (сожалеть), что приключил себе зло. Всякое зло мы причиняем сами себе своею непокорностью Богу. Об этом говорит пророк со вздохом: " У Господа Бога нашего - правда, а у нас - стыд на лицах ... оттого, что мы согрешили пред Господом, и не покорялись Ему, и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы ходить в повелениях Господа, которые Он дал пред лицом нашим " (Варух. 1:15.17-18). И так каждый всю свою надежду возлагай на Бога, исполняя Его заповеди, и чем крепче будет надежда твоя на Бога, тем сильнейшим сделаешься против врага своего, и будешь в покое и безопасности Наконец шестое наставление . Если несмотря на все твое усердие и заботливость не сбывается что-либо по твоему желанию, не вознегодуй ни на Бога, ни на едино из Его творений. Но подумай, что Богу известно до малейшей черты все, что ты уже потерпел и что еще предстоит потерпеть. Он желает изведать и укрепить твое мужество. А потому что Богу приятно, то самое и тебе да будет благоприятно. Ибо воистину " счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу " (Варух. 4:4) Никто не дерзай говорить: вижу - напрасно тружусь; просил я у Бога помощи с величайшим упованием на Него, всего себя предоставляя в Его волю, но ничего не вымолил. " И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака - завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу " (Иова 22:13-14). Это слова людей нечестивых. Ничего нет суетного в том, что хорошо сотворено: разве у Бога есть одно только казнохранилище, и если кто не получает от него денег, то ни на что другое да не надеется и ничего да не ожидает? Неразумен тот работник, который не желает уплаты за свою работу получить от своего господина ничем другим, кроме только одной мелкой монеты (лепты). И если господин будет уплачивать ему золотыми пмпериалами или отборной пшеницей, неужели бессмысленный работник воспротивится принять такую плату и будет требовать непременно мелкой монеты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Это и есть то, о чем сказал Господь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». При этом Он добавил: «И возьми крест свой» ( Мф. 16:24 ). Отвержение склонностей, образовавшихся падением нашим, неизбежно вызывает скорби и неприятности. Поэтому если вы хотите остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией, то как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью, ибо страдающий плотию перестает грешить ( 1Пет. 4:1–2 ). Отсюда следует, что умножающиеся скорби являются свидетельством правильности процесса очищения сердца от привязанностей земных, а безбоязненность встречающихся противностей есть главный признак живущего по воле Божией. Совершеннейший слуга не тот, кто желает услышать от Господина приятное, а тот, кто желает исполнить то, что пожелает Господин. В этом и состоит истинное богоугождение. Посему, братья и сестры, как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках ( 1Пет. 1:14–15 ). Послушными являются те дети, которые свою капризную волю подчиняют воле заботящихся о них родителей, проводя свое время не в бесполезных забавах и увеселениях, а пусть не в очень приятных и затруднительных, но весьма полезных и нужных для них делах. Бог имеет обычай воспитывать чад своих, подобно благоразумным родителям, в страхе и строгом наставлении. И если видишь людей добродетельных отягченными скорбями, изнемогающими в бедах, претерпевающими всякие неудобства, то знай, что они окружены особенной заботой Бога, который не балует любимых чад своих, не содержит в богатстве и удобствах, но испытывает огорчениями, смиряет трудами, воспитывает злостраданиями дабы приготовить из них достойных себе служителей. Помните, что в очах Божиих лучше один творящий волю Его, нежели множество беззаконных ( Сирах. 16:3 ) и в Царство его войдет не знающий, а исполняющий волю Его ( Мф. 7:21 )! 2007г. О веселии духа (на собор архангела Гавриила – 8 апреля)

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Непременным условием стяжания премудрости является соблюдение заповедей – это снова и снова повторяется в книге. Эта мысль красной нитью проходит по всему содержанию книги: «Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст её тебе; ибо премудрость и ведение – суть страх Господень, и благоволение его – вера и смирение». Учение Сираха о творении человека и всего мира также согласуется с каноническими книгами. Можно привести следующие цитаты: «Господь сотворил человека из земли и снова возвращает его в неё; Он назначил им определённые дни и время жизни и дал им власть над всем, что на земле… Он наполнил их познанием мудрости… Он вложил страх Свой в сердца их» ( Сир.17:1–11 ); «По слову Божию явились творения Его, и дела милости Его – по велению Его» ( Сир.42:15 ); «Дела Господни все – прекрасны и всякую нужду удовлетворяют они в своё время» ( Сир.39:21 ); «Живущий во век создал всё без исключения; Господь один праведен» ( Сир.18:1 ). Человек сотворён по образу Божию: «Подобно Себе Он облёк их силою и сотворил их по образу Своему» ( Сир.17:3 ). Он обладает свободой воли. В 15-й главе читаем: «Бог от начала сотворил человека и отдал его во власть произволения его: если захочешь, соблюдёшь заповеди и будешь твёрд в исполнении воли Его» ( Сир.15:14–15 ). Здесь явно прослеживаются истоки учения о свободной воле человека. Но, что интереснее, далее Сирах продолжает: «Господь не заповедал человеку грешить и не благоволит делающему неправду», – тем самым предостерегая от злоупотребления свободой. В этом отрывке прослеживается стиль всей книги Сираха – заботясь, казалось бы, о повседневных житейских мелочах, автор, в каждую эту мелочь, привносит Бога. Читая слова «Живущий вовек создал всё без исключения» ( Сир.18:1 ), можно прийти к заключению, что и происхождение греха Сирах видит в божественном Промысле. На этот случай, сам Сирах чётко выражает свою позицию о природе греха: «Не говори: «От Бога грех мой!», так как Он не делает того, что ненавидит. Не говори также: «Он Сам привёл меня к падению!», так как Ему не нужны люди нечестивые. Господь ненавидит зло и нечестие, и не даст впасть в них боящимся Его» ( Сир.15:11–13 ). Источник греха Сирах видит в злоупотреблении человека свободой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Термин «апокриф», означающий «неканонический» был введен Иеронимом (346/347420), который уверял, что книги, входящие в Септуагинту и латинскую Библию , но не входящие в иудейский Ветхий Завет должны считаться апокрифическими 28 . Харрисон добавляет: «Этими книгами не стоит пренебрегать, поскольку они были великими современниками большого потока иудейской национальной литературы. В то же время, они не могут служить основанием для развития христианского учения. В лучшем случае это – дополнительная литература вдохновляющего характера» 29 . Протестантские богословы последовали традиции Иеронима. Римско-католические и Православные ученые 30 приняли традицию Августина (354430), молодого современника Иеронима, который выступал за включение апокрифических книг в канон Ветхого Завета. На Соборе в Тренте, который был организован в 1546 году Римской Католической Церковью в ответ на заявления Протестантской Реформации, был принят более широкий канон Августина 31 . В Новом Завете мы встречаем прямые цитаты большинства ветхозаветных книг. Исключение составляют Иисус Навин, Судьи, Руфь, 4 книга Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон, Ездра, Неемия, Эсфирь, Экклезиаст, Песнь Песней, Плачь Иеремии, Авдий, Наум и Софония. Это говорит о том, что ни одна апокрифическая книга не объявляется богодухновенной. Единственные цитаты из Успения Моисея (ст. 9) и книги Еноха (ст. 14) в Послании Иуды не означают, что он верил в их богодухновенность. Таким же образом греческие поэты, процитированные Павлом (Арат, Менандр и Епименид) в Деяниях 17:28,1 Послании к Коринфянам 15:33 и Послании к Титу 1:12 не становятся богодухновенными только потому, что процитированы на страницах Нового Завета. Книги, которые входят в Септуагинту (LXX), но отсутствуют в иудейской Библии, Брюс называет «дополнительными» 32 . Среди них Юдифь, Товит, расширенная редакция книг Эсфирь, Мудрость Соломона, Сирах, Варух, Послание Иеремии, расширенная редакция Даниила и книги Маккавейские. Известные списки третьего-четвертого веков также включают эти книги. Синайский кодекс (IV век) включает в Ветхий Завет книги Товит, Юдифь, 1 и 4 Маккавейские, Мудрость Соломона и Сирах. Ватиканский кодекс (IV век) включает Мудрость, Сирах, Юдифь, Товит, Варух и Послание Иеремии. Александрийский кодекс (V век) включает Варух, Послание Иеремии, Товит, Юдифь, книги Маккавейские, Мудрость Соломона и Сирах. Почему же эти книги оказались в одном собрании с книгами Священного Писания ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Может быть, Сирах мыслит и о некоем ее участии в сотворении мира, но это трудно утверждать по причине отсутствия прямых указаний. Будучи выше мира, она на столпе облачном обошла все народы (24:4–6). Она желала найти убежище, но не нашла себе места успокоения. Будучи излиянной на всякое дело Божие и всякую плоть (9:10), но особенно на смиренных (3:19) и на любящих Бога от утробы матери их (1:10, 14), она получает в качестве своего особого местопребывания Израиль. Сам Бог избрал жилище и повелел ей водвориться в Израиле и как бы установить в нем свою палатку (скинию) (24:6–9). Премудрость нашла себе место покоя в Иерусалиме, в Сионской скинии (см.11–13). Там она расцвела подобно посаженному в благоприятных условиях растению, причем, описывая в своей речи свой расцвет, Премудрость постоянно уподобляет себя всевозможным благовониям, употребляющимся в храмовом богослужении (см.14–20). Как пишет В. Баумгартнер: в этой книге «представлено народное религиозное наследие, которое прежде отсутствовало в литературе этого вида; более того, в этом тексте перед нами связаны история и высокая оценка культа, где закон находится в одном ряду с премудростью и отождествляется с ней» 236 . Подобно книге Притч, Сирах ипостасирует Премудрость 237 . Как это уже было отмечено, в сравнении с Притчами Премудрость у Сираха принимает даже более определенные ипостасные черты: порою речь прямая, как будто разговор идет о некоей вполне конкретной личности (14:20–15, 10; 24:1–37). Тем не менее и это обстоятельство не позволяет еще нам видеть в этом образе некое, отличное от Ягве, Божественное лицо. Как и в отношении Притч, образ этот находит свое естественное объяснение в традиционном обычае персонифицировать богоявление, тем более распространенном в позднем послепленном периоде, что автор предоставлял подобный способ иносказательно изображать тот или иной аспект действия в мире трансцендентного Бога. Однако Божественная Премудрость книги Сираха не есть уже одно только промыслительное действие Божие, умудряющее свыше и наставляющее человека: это есть персонификация всего действия Божия в истории, преимущественно в отношении богоизбранного Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Толкование на книгу пророка Исаии с введением к изъяснительному чтению пророческих книг Ветхого Завета Источник Введение к изъяснительному чтению пророческих книг Ветхого завета § 1. Понятие о пророках и пророчестве вообще Пророком (евр. нави и греч. προφτης) в книгах Свящ. Писания называется лицо, говорящее и действующее под непосредственным влиянием высшего лица, особенно Бога, а пророчествовать – значит открывать, выражать словами и действиями мысль и волю высшего лица по его вдохновению. Так, напр., Аарон, говорящий и творящий чудеса пред Фараоном по воле и полномочию от Моисея, называется в книге Исход «пророком» Моисеевым, как истолкователь мысли Моисея и выразитель его воли ( Исх.7:1 и 2; ср. 4:15 и 16); так, Авраам называется в книге Бытия (20:7; ср. Пс.104:15 ) «пророком», как получавший непосредственно от Бога откровения и возвещавший их другим. Также и пение по вдохновению от Бога, напр., Мариами, сестры Моисея, Саула среди лика сынов пророческих ( 1Цар.10:10–13 ) и Идифума, вдохновенного певца ( 1Цар.25:3 ), называется пророчеством. Наконец, в самом общем значении употребляется рассматриваемое выражение по отношению к чудесному действию костей пр. Елисея ( Сирах.48:14 ср. 4Цар.13:21 ) и к беснованию Саула, как действовавшего и говорившего под непосредственным влиянием злого духа ( 1Цар.18:10 ). Частнее, название пророка по отношению к пророкам истинного Бога, к вестникам Иеговы, заключает в себе понятие вдохновения от Св. Духа и проповедания по непосредственному внушению этого Духа (см. 2Петр.1:21 ), и еще частнее, пророчествовать – значит предсказывать недоведомое уму человеческому будущее ( Иер.28:8 и 9). Таким образом, истинными пророками Божиими называются лица, получавшие непосредственное откровение от Бога и говорившие и действовавшие во имя Бога по вдохновению от Св. Духа. Примечание. Кроме еврейского названия нави-пророк, те же лица еще называются по-еврейски: рое и хозе – провидец, прозорливец ( 1Цар.9:9 и 1Цар.29:29 ). Эти два названия вместо нави употреблялись у евреев в древности. § 2. Пророческое служение

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010